Русский крейсер Баян (1900 г.)
![]() Город и якорь
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Позади |
Тезка | Boyan |
Заказал | Май 1898 г. |
Строитель | Forges et Chantiers de la Méditerranée , Ла-Сейн-сюр-Мер , Франция |
Заложен | Март 1899 г. |
Запущен | 12 июня 1900 г. |
Завершенный | декабрь 1902 г. |
Захваченный | Япония, 1 января 1905 г. |
Судьба | Затонул, 9 декабря 1904 г. |
![]() | |
Имя | День |
Тезка | Гора Асо |
Приобретенный | 1 января 1905 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 августа 1905 г. |
В эксплуатации | 1908 |
реклассифицирован |
|
пораженный | 1 апреля 1930 г. |
Судьба | Затоплен как мишень, 4 августа 1932 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Баян» типа Броненосный крейсер |
Смещение | 7802 длинных тонны (7927 т) |
Длина | 449 футов (136,9 м) |
Луч | 57 футов 6 дюймов (17,5 м) |
Черновик | 22 фута (6,7 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 3900 миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 573 |
Вооружение | Как построено:
Как Асо:
|
Броня |
|
Баян « Баян (русский: Баян ) — название четырёх », класса броненосных крейсеров построенных для Российского императорского флота в первом десятилетии ХХ века. Корабль пришлось строить во Франции, поскольку свободных мощностей в России не было. После завершения строительства «Баян» был приписан к Первой Тихоокеанской эскадре и базировался в Порт-Артуре. с конца 1903 года Он получил незначительные повреждения во время битвы при Порт-Артуре в начале русско-японской войны 1904–05 годов и поддерживал эсминцы во время их патрулирования. за пределами гавани. После бомбардировки японских позиций в июле 1904 года корабль подорвался на мине и выбыл из строя на несколько месяцев. Баян был затоплен во время осады Порт-Артура , а после войны был спасен японцами.
Переименованный в «Асо» Императорским флотом Японии он служил учебным кораблем (IJN), после капитального ремонта . Корабль был переоборудован в минный заградитель в 1917 году и выведен из эксплуатации в 1930 году для использования в качестве корабля-мишени . В конце концов она была потоплена как мишень в 1932 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]В отличие от предыдущих российских броненосных крейсеров, корабли типа «Баян» создавались как разведчики флота. [ 1 ] Их общая 443 фута (135,0 м) длина составляла 449 футов 7 дюймов (137,0 м) и расстояние между перпендикулярами . Они имели максимальную ширину 57 футов 6 дюймов (17,5 м), осадку 22 фута (6,7 м) и водоизмещение 7802 длинных тонны (7927 т). Корабли имели экипаж из 573 офицеров и солдат. [ 2 ]
Класс «Баян» имел две вертикальные паровые машины тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый 26 котлами Бельвиля . Разработанный на общую мощность 16 500 лошадиных сил (12 304 кВт), предназначенный для движения крейсеров со скоростью 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час), [ 3 ] двигатели фактически развивали мощность 17 400 л.с. (13 000 кВт) во время Баяна » « ходовых испытаний в октябре 1902 года и развили корабль до максимальной скорости 20,9 узлов (38,7 км / ч; 24,1 миль в час). Он мог перевозить максимум 1100 длинных тонн (1118 т) угля, что давало ему дальность полета 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Баяна Основное вооружение « » состояло из двух 8-дюймовых (203-мм) 45-го калибра орудий , размещенных в одиночных башнях в носовой и кормовой части надстройки. Ее восемь 6-дюймовых (152-мм) орудий устанавливались в казематах по бортам корпуса корабля. [ 5 ] Противоторпедную оборону обеспечивали двадцать 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудий 50-го калибра; восемь из них были установлены в казематах по борту корпуса и в надстройке. Остальные орудия располагались над казематами шестидюймовых орудий в поворотных установках с орудийными щитками . Баян также установил восемь 47-миллиметровых (1,9 дюйма) и две 37-миллиметровые (1,5 дюйма) пушки Гочкиса . Корабль имел два подводных 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппарата , по одному на каждом борте . [ 4 ]
На корабле повсюду использовалась броня Харви . Толщина ее ватерлинии над машинными отделениями составляла 7,9 дюйма (200 мм). В носовой и кормовой части он уменьшился до 3,9 дюйма (100 мм). Верхняя броневая полоса и броня, защищающая казематы, имели толщину 2,4 дюйма (60 мм). Толщина бронепалубы составляла 2 дюйма (50 мм); над центральной батареей это была одна пластина, но в других местах она состояла из пластины толщиной 1,2 дюйма (30 мм) поверх двух пластин толщиной 0,39 дюйма (10 мм). Борта орудийной башни были защищены бронёй толщиной 5,9 дюйма (150 мм), а их крыша имела толщину 1,2 дюйма. Барбеты . защищались броневыми листами толщиной 6,7 дюйма (170 мм) Борта боевой рубки имели толщину 6,3 дюйма (160 мм). [ 6 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Баян , названный в честь барда Бояна , [ 7 ] его пришлось заказать в мае 1898 года на французской верфи Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейн-сюр-Мер, поскольку на российских верфях не было свободных мощностей. [ 8 ] Корабль был заложен в феврале 1899 года и спущен на воду 12 июня 1900 года. [ Примечание 1 ] Баян был завершен в феврале 1903 года. [ 9 ] и под командованием капитана 1-го ранга Роберта Вирена , [ 10 ] перед отплытием в Кронштадт посетил порты Греции, Италии и Северной Африки. Прибыв в апреле 1903 года, она пробыла там всего несколько месяцев, а 7 августа отбыла в Порт-Артур. [ 11 ] постройки Вместе с линкором «Цесаревич» французской «Баян» прибыл 2 декабря, и оба они были приписаны к Первой Тихоокеанской эскадре. [ 12 ]
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года IJN предпринял внезапную атаку на русский флот в Порт-Артуре. Баян не пострадал в результате первоначального вторжения торпедного катера и совершил боевой вылет на следующее утро , когда Объединенный флот под командованием вице-адмирала Того Хэйхачиро атаковал. Того ожидал, что внезапная ночная атака его кораблей будет гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , патрулировавшим море, и предупредили российскую оборону. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьмидюймовые (203-мм) и шестидюймовые орудия нанесли несущественный урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на противниках. Баян получил поверхностные повреждения от девяти ударов и множества осколков; Шесть членов экипажа погибли и 35 получили ранения. За время боя корабль выпустил 28 восьмидюймовых, 100 шестидюймовых и 160 семидесятипятимиллиметровых снарядов. [ 13 ]

Повреждения «Баяна» были устранены за несколько дней, после чего крейсер вышел на патрулирование у Порт-Артура. Вместе с защищенным крейсером «Новик» корабль 11 марта 1904 года вышел в поход на поддержку эсминца «Стерегущий» . Под атакой японских эсминцев корабль затонул до прибытия помощи. [ 14 ] Рано утром 13 апреля российский эсминец «Страшный» во время патрулирования в темноте столкнулся с четырьмя японскими эсминцами. Как только ее капитан осознал свою ошибку, российский корабль попытался уйти, но потерпел неудачу после того, как японский снаряд попал в одну из его торпед и вызвал ее взрыв. К этому времени Баян уже совершил вылет для оказания поддержки, но смог спасти только пятерых выживших, прежде чем атаковала японская эскадра защищенных крейсеров. Вице-адмирал Степан Макаров вывел на поддержку Баяна отряд из двух линкоров и трех крейсеров , а также приказал остальной части Первой Тихоокеанской эскадры следовать за ним, как только они смогут. Тем временем японцы сообщили Того о вылазке русских, и он прибыл со всеми шестью японскими линкорами. Имея сильное численное превосходство, Макаров приказал своим кораблям отступить и присоединиться к остальной части эскадры, которая только что выходила из гавани. Однако по пути его флагманский корабль «Петропавловск » подорвался на мине и почти мгновенно затонул. [ 15 ]
Баян отплыл вместе с остальной частью Тихоокеанской эскадры 23 июня в неудачной попытке достичь Владивостока . Новый командир эскадры контр-адмирал Вильгельм Витгефт приказал эскадре вернуться в Порт-Артур, когда она столкнулась с японским флотом незадолго до захода солнца, так как он не желал вступать в ночной бой со своими численно превосходящими противниками. [ 16 ] После обстрела позиций Императорской японской армии 27 июля корабль подорвался на мине. [ 17 ] и находился в ремонте до сентября. [ 11 ] После гибели Витгефта во время сражения на Желтом море 10 августа Вирен был произведен в контр-адмиралы и стал командиром Первой Тихоокеанской эскадры. Баян оказался в ловушке в Порт-Артуре. Впоследствии [ 18 ] и потоплен у причала пятью снарядами 28-сантиметровой (11 дюймов) гаубицы 9 декабря. [ 19 ]
Японский сервис
[ редактировать ]
После войны " Баян " 24 июня затонувший корабль был снят с мели и отбуксирован в Дайрен . Там она прошла временный ремонт и вступила в строй как Асо. [ 19 ] (назван в честь вулкана в префектуре Кумамото ) [ 20 ] 22 августа. На следующий день ее отбуксировали в Майдзуру , Япония, для капитального ремонта, который длился до июля 1908 года. [ 19 ] За это время ее котлы были заменены водотрубными котлами Миябара, а большая часть вооружения заменена японским оружием. Асо был вооружен двумя оригинальными 8-дюймовыми пушками 45 калибра, восемью 6-дюймовыми пушками Armstrong GG 45 калибра и шестнадцатью 3-дюймовыми пушками Armstrong N 40 калибра . [ 21 ]
7 сентября 1908 года «Асо» вместе с бывшим русским защищенным крейсером «Соя » был приписан к Учебной эскадре. 14 марта 1909 года они начали тренировочный круиз, в ходе которого их военно-морские кадеты отправились на западное побережье Соединенных Штатов, Канады и на Гавайи, а затем вернулись в Йокосуку 7 августа. В следующем году два корабля совершили круиз в Австралию и Юго-Восточную Азию, который длился с 1 февраля по 3 июля 1910 года. 25 сентября они были ненадолго освобождены от назначения в Учебную эскадру, а затем снова присоединились к ней 1 апреля 1911 года. Следующий тренировочный поход. длился с 25 ноября 1911 г. по 28 марта 1912 г. и доставил юнкеров по тем же направлениям, что и круиз 1910 г. 20 апреля 1912 года Асо перевели из учебной эскадрильи. [ 22 ] и был переоборудован в марте 1913 года. Во время этого ремонта ее восьмидюймовые орудия были заменены парой шестидюймовых орудий 50 калибра, а торпедные аппараты были сняты. [ 23 ] Асо и Соя были переведены в Учебную эскадрилью 1 декабря 1914 года и совершили свой последний тренировочный рейс с 20 апреля по 23 августа 1915 года. [ 22 ] во время которого они посетили Рабаул , Новая Гвинея , и Фримантл , Австралия. [ 24 ]

В 1917 году «Асо» переоборудовали в минный заградитель. [ 25 ] мощностью 420 мин , [ 21 ] хотя формально она не была реклассифицирована как таковая до 1 апреля 1920 года. [ 25 ] 1 апреля 1930 года Асо был исключен из списка ВМФ и переименован в Хай Кан № 4 . [ 21 ] Он был потоплен 4 августа 1932 года двумя торпедами подводной лодки после того, как служил целью для тяжелых крейсеров Мёко и Нати . [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Vinogradov & Fedechkin, p. 4
- ^ Маклафлин, с. 75
- ^ Кэмпбелл, с. 190
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин, стр. 68, 75.
- ^ Уоттс, с. 100
- ^ Маклафлин, с. 68
- ^ Сильверстоун, с. 373
- ^ Маклафлин, стр. 60–61, 68.
- ^ Уоттс, с. 99
- ^ Каунер, с. 409
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин, с. 78
- ^ Корбетт, I, с. 51
- ^ Vinogradov & Fedechkin, pp. 60–65
- ^ Vinogradov & Fedechkin, p. 68
- ^ Корбетт, I, стр. 179–182.
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 305–306.
- ^ Корбетт, I, стр. 357, 466.
- ^ Корбетт, II, стр. 46, 77–78, 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б с Лакруа и Уэллс, с. 656
- ^ Сильверстоун, с. 326
- ^ Перейти обратно: а б с Йентшура, Юнг и Микель, с. 76
- ^ Перейти обратно: а б Лакруа и Уэллс, стр. 656–657.
- ^ Будзбон, с. 226
- ^ Хирам, с. 142
- ^ Перейти обратно: а б Длиннее, стр. 52.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 109
Библиография
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан С. (1994). Морские операции в русско-японской войне . Аннаполис, Мэриленд и Ньюпорт, Род-Айленд: издательство военно-морского института и издательство военно-морского колледжа. ISBN 1-55750-129-7 .
- Хирама, Ёичи (2004). «Японская военно-морская помощь и ее влияние на австралийско-японские отношения». В Филлипсе Пейсон О'Брайен (ред.). Англо-японский союз, 1902–1922 гг . Лондон и Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. стр. 140–58 . ISBN 0-415-32611-7 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-4927-5 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Ленгерер, Ганс (2008). «Императорские японские минные заградители Ицукусима , Окинисима и Цугару ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 52–66. ISBN 978-1-84486-062-3 .
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика: броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Vinogradov, Sergey & Fedechkin, Aleksey (2011). Bronenosnyi kreyser "Bayan" i yego potomki. Ot Port-Artura do Moonzunda (in Russian). Moscow: Yauza / EKSMO. ISBN 978-5-699-51559-2 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крейсера типа «Баян»
- Корабли построены во Франции
- 1900 кораблей
- Русско-японские военные крейсера России.
- Кораблекрушения Русско-Японской войны.
- Кораблекрушения Китая
- Захваченные корабли
- Крейсеры Императорского флота Японии
- Крейсеры Японии Первой мировой войны
- Корабли затонувшие как мишени
- Минные заградители Императорского флота Японии
- Морские происшествия 1932 года
- Корабли, захваченные Японией во время русско-японской войны.
- Корабли, потопленные береговой артиллерией