Японская подводная лодка И-156
И-56 в гавани, 1930 год.
| |
История | |
---|---|
Японская империя | |
Имя | И-56 |
Строитель | Военно-морской арсенал Куре , Куре , Япония |
Заложен | 3 ноября 1926 г. |
Запущен | 23 марта 1928 г. |
Завершенный | 31 марта 1929 г. |
Выведен из эксплуатации | 7 января 1937 г. |
повторно введен в эксплуатацию | к 1 декабря 1937 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 декабря 1938 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 15 ноября 1939 г. |
Переименован | И-156 20 мая 1942 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Кайдай класса Подводная лодка (тип КД3Б) |
Смещение |
|
Длина | 101 м (331 футов 4 дюйма) |
Луч | 8 м (26 футов 3 дюйма) |
Черновик | 4,9 м (16 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 60 м (200 футов) |
Дополнить | 60 |
Вооружение |
|
I-56 , позже I-156 — Императорского флота Японии «Кайдай» класса крейсерская подводная лодка KD3B, подкласса введенная в строй в 1929 году. Во время Второй мировой войны она поддерживала японские войска во время вторжения в Малайю в декабре 1941 года, на Восток Голландии. Индийская кампания в начале 1942 года и битва за Мидуэй в июне 1942 года. За исключением непродолжительной службы в кампании на Алеутских островах в 1943 году, она впоследствии выполняла тренировочные обязанности, пока в 1945 году ее не выбрали для использования в качестве кайтен пилотируемого смертника торпедоносца- . Она сдалась союзникам в 1945 году после окончания войны и был затоплен в 1946 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки подкласса КД3Б по сути представляли собой повторение предыдущего подкласса КД3А с небольшими модификациями, направленными на улучшение мореходных качеств . Их водоизмещение составило 1829 метрических тонн (1800 длинных тонн) на поверхности и 2337 метрических тонн (2300 длинных тонн) под водой. Подводные лодки имели длину 101 метр (331 фут 4 дюйма), ширину 8 метров (26 футов 3 дюйма) и осадку 4,9 метра (16 футов 1 дюйм). Подводные лодки имели глубину погружения 60 метров (197 футов) и имели экипаж из 60 офицеров и членов экипажа . [ 1 ]
Для надводного хода подводные лодки оснащались двумя мощностью 3400 л.с. (2535 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . В погруженном состоянии каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 900 лошадиных сил (671 кВт ) . Подводные лодки могли развивать скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) на поверхности и 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час) под водой. На поверхности KD3B имели дальность полета 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час); под водой они имели дальность полета 90 миль (170 км; 100 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [ 2 ]
Подводные лодки имели восемь внутренних торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) , шесть в носовой части и два в корме . Они несли по одной перезарядке на каждый аппарат, всего 16 торпед . У них также была одна калибра 120 мм (4,7 дюйма) палубная пушка . [ 3 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенный военно-морским арсеналом Куре в Куре , Япония , I-56 был заложен 3 ноября 1926 года. [ 4 ] [ 5 ] спущен на воду 23 марта 1928 г., [ 4 ] [ 5 ] и завершен и введен в эксплуатацию 31 марта 1929 года. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]В день вступления в строй И-56 была придана Курескому военно-морскому округу . [ 4 ] [ 5 ] 1 апреля 1929 года ее направили в 19-ю дивизию подводных лодок . [ 4 ] [ 5 ] Ее дивизия, в свою очередь, была приписана ко эскадрилье 2-й подводных лодок 2-го флота , входящей в состав Объединенного флота , хотя источники расходятся во мнениях относительно того, имело ли это место 1 апреля 1929 года. [ 4 ] или не раньше 30 ноября 1929 г. [ 5 ] 1 декабря 1931 года ее дивизия была переведена в состав гвардейской эскадрильи Куре в районе Куре-Нава. [ 4 ]
20 мая 1932 года 19-я дивизия подводных лодок приступила к очередному приписанию ко 2-й эскадрилье подводных лодок 2-го флота. [ 4 ] И-56 вышла в путь из Сасебо , Япония, 29 июня 1933 года вместе с другими подводными лодками ее эскадры — И-53 , И-54 и И-55 18-й дивизии подводных лодок и И-57 и И-58 19-й дивизии подводных лодок. — для тренировочного похода у Китая и Мако на Пескадорских островах , который подводные лодки завершили прибытием в Такао , Формоза , 5 июля 1933 года. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Они покинули Такао 13 июля 1933 года и снова тренировались в китайских водах, прежде чем прибыли в Токийский залив 21 августа 1933 года. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] 25 августа 1933 года все шесть подводных лодок приняли участие в смотре флота в Иокогаме , Япония. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] 27 сентября 1934 года I-56 покинул Рёджун , Маньчжоу-Го , в компании с I-57 , I-58 и подводными лодками I-61 , I-62 , I-64 , I-65 , I-66 и I- 67 для тренировочного похода у Циндао , Китай, который девять подводных лодок завершили прибытием в Сасебо 5 октября 1934 года. [ 4 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] 19 ноября 1934 года 19-я дивизия подводных лодок приступила к очередному приписанию к гвардейской эскадре Куре в военно-морском округе Куре. [ 4 ]
19-я дивизия подводных лодок вернулась в состав Объединенного флота 15 ноября 1935 года, на этот раз приписанная к 1-й эскадрилье подводных лодок 1-го флота . [ 4 ] [ 5 ] И-56 отправился в путь 1 февраля 1936 года для военно-морских маневров у Хонсю. [ 4 ] и во время маневров получил незначительные повреждения в результате столкновения с I-53 в 32 морских милях (59 км; 37 миль) к юго-востоку от Дайосаки маяка в 10:16 27 февраля 1936 года, когда обе подводные лодки действовали на поверхности в условиях плохой видимости. [ 4 ] [ 5 ] Трагедия произошла 18 декабря 1935 года, когда внезапный шторм обрушился на I-56 , стоявшую на якоре в гавани Куре, и ее либерти- катер перевернулся в 06:50, в результате чего погиб ее командир и четыре инженера ; [ 5 ] после восхода солнца удалось спасти только одного выжившего из лодки. [ 5 ] 19 декабря 1936 года 19-я дивизия подводных лодок была переведена непосредственно в военно-морской округ Куре. [ 4 ]
19-я дивизия подводных лодок была переведена в первый резерв в военно-морском округе Куре 7 января 1937 года, а И-56 в тот же день был списан . [ 4 ] К 1 декабря 1937 года она, видимо, была вновь введена в строй. [ 5 ] и 1 января 1938 года она возобновила свое прямое назначение в военно-морской округ Куре. [ 4 ] 15 декабря 1938 года ее дивизия была преобразована в третий резерв в военно-морском округе Куре. [ 4 ] И-56 возобновил действительную службу 15 ноября 1939 года, когда 19-я дивизия подводных лодок была переведена в 4-ю эскадрилью подводных лодок 1-го флота. [ 4 ] [ 5 ] 15 ноября 1940 года эскадра была передана непосредственно в состав Объединенного флота. [ 4 ]
Когда японские вооруженные силы мобилизовались для наступления на силы союзников , которое должно было начать Тихоокеанскую кампанию Второй мировой войны , I-56 вылетела из Куре, Япония, 20 ноября 1941 года, направляясь в Самах на китайском острове Хайнань , куда она достигла 26 ноября 1941 года. Ноябрь 1941 года. [ 4 ] Все три подводные лодки покинули Саму 1 декабря 1941 года, чтобы занять позиции для поддержки наступления. [ 4 ] [ 5 ] Получив задание поддержать операцию «Е» — японское вторжение в Британскую Малайю , I-56 проследовал в район своего патрулирования в Южно-Китайском море к северо-западу от островов Анамбас . [ 4 ] [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]Военные действия начались в Восточной Азии 8 декабря 1941 года (7 декабря через международную линию перемены дат на Гавайях , где Япония начала войну нападением на Перл-Харбор ). В тот же день началось японское вторжение в Британскую Малайю. 8 декабря I-56 безуспешно атаковал подводную лодку Королевских ВМС Нидерландов — вероятно, HNLMS K XVII — к востоку от Малайского полуострова . [ 5 ] 11 декабря она атаковала норвежское водоизмещением 1186 регистровых тонн торговое судно Hai Tung , которое следовало из Бангкока , Сиам , в Сингапур , с грузом риса и припасов общего назначения. весь экипаж из 50 человек к востоку от Британской Малайи в 05 ° 08' с.ш., 104 ° 32' в.д. / 5,133 ° с.ш., 104,533 ° в.д. . [ 4 ] [ 5 ]
Рано утром 14 декабря 1941 года голландская подводная лодка HNLMS K XII обнаружила слабый шум винтов, по-видимому, японской подводной лодки, и в 11:00 заметила перископ по правому борту . [ 5 ] K XII направился на таран японской подводной лодки и приблизился на расстояние 100 метров (109 ярдов) от того места, где наблюдатели в последний раз видели перископ, когда перископ снова появился в порту . [ 5 ] К XII отказался от попытки тарана и разорвал контакт, уклонившись зигзагом . [ 5 ] Подводная лодка, которую она пыталась протаранить, вероятно, была И-54 , И-55 или И-56 . [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] I-56 прибыл в залив Камрань в оккупированном японцами французском Индокитае 20 декабря 1941 года. [ 5 ]
Второй военный патруль
[ редактировать ]I-56 покинул залив Камрань 28 декабря 1941 года, чтобы начать свое второе военное патрулирование, получив зону патрулирования в Индийском океане к юго-западу от Тджилатжапа , Ява , в Нидерландской Ост-Индии . [ 5 ] водоизмещением 2626 регистровых тонн « Ее первый успех пришел к ней 4 января 1942 года, когда она потопила британское грузовое судно Квантунг» артиллерийским огнем к югу от Явы у острова Ява. 09 ° 12' ю.ш., 111 ° 10' в.д. / 9,200 ° ю.ш., 111,167 ° в.д. . [ 4 ] [ 5 ] [ 19 ] Один источник утверждает, что I-56 протаранил одну из и Квантуна спасательных шлюпок обстрелял другие , и что из 98 членов экипажа и 35 военнослужащих, находившихся на борту, только 35 выжили и были спасены на следующий день. [ 19 ] Рано утром 5 января он всплыл на поверхность и открыл стрельбу по голландскому вооруженному торговому кораблю водоизмещением 8 169 тонн в 40 морских милях (74 км; 46 миль) к юго-востоку от Тилатьяпа, повредив корабль. [ 19 ] но отказался от атаки и погрузился под воду, когда Танимбар открыл ответный огонь. [ 5 ]
Находясь под водой примерно в 80 морских милях (150 км; 92 миль) к юго-западу от Тилатьяпа, I-56 водоизмещением 3032 тонны врезался в голландский пароход SS Van Ress , который совершал рейс из Тджилатчапа в Эммахавен на Суматре , в машинное отделение с одна торпеда около 06:00 8 января 1942 года, в результате чего погибли шесть членов ее экипажа. [ 5 ] Ван Рис направился в порт, прежде чем затонуть. 07 ° 53'ю.ш., 106 ° 11' в.д. / 7,883 ° ю.ш., 106,183 ° в.д. . [ 4 ] [ 5 ] I-56 всплыла, и ее командир расспросил выживших о грузе Ван Риса и его пункте назначения. [ 5 ] Позже в тот же день, около 21:00, I-56 водоизмещением 2263 регистровых тонны потопил голландское пассажирское судно Van Riebeeck обстрелом по 08 ° 11'ю.ш., 108 ° 47' в.д. / 8,183 ° ю.ш., 108,783 ° в.д. , в результате чего погибли 13 членов ее экипажа. [ 4 ] [ 5 ] Королевского флота Нидерландов Минный заградитель HNLMS Willem van der Zaan спас выживших. [ 5 ]
у Бали Днем 12 января 1942 года I-56 водоизмещением 2065 тонн выпустил торпеду по голландскому торговому кораблю «Патрас» , который совершал рейс из Сурабаи на юго-восточном побережье Явы в Танджонг Приок в Батавии на острове Ява. северо-западное побережье. [ 5 ] После того как Патры уклонились от торпеды, И-56 всплыл и открыл артиллерийский огонь. [ 5 ] Когда «Патра» достигла максимальной скорости в 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час), она получила несколько попаданий в корму и загорелась. [ 5 ] Службы морской авиации Нидерландов Dornier Do 24 K летающая лодка На место происшествия прибыла , и I-56 нырнул, чтобы избежать атаки самолета. [ 5 ] Не имея глубинных бомб для атаки затопленной подводной лодки, Do-24K ушел, а I-56 всплыла, чтобы возобновить атаку на Патры , выпустив по ней еще два снаряда как раз перед тем, как Патры достигли безопасного места в гавани Банджоэванги на восточной оконечности острова. Ява. [ 5 ] Хотя некоторые члены экипажа «Патры » были ранены, погибших не было, а повреждения были незначительными. [ 5 ] I-56 завершила свое патрулирование прибытием в залив Камрань 18 января 1942 года. [ 5 ]
Третий военный патруль
[ редактировать ]I-56 начала свое третье военное патрулирование - в составе группы А - 31 января 1942 года, выйдя из залива Камрань и направляясь в зону патрулирования в Индийском океане у южного входа в Зондский пролив между Явой и Суматрой. [ 5 ] После дозаправки на передовой базе на островах Анамбас 2 февраля 1942 года он достиг района патрулирования. [ 5 ] водоизмещением 979 регистровых тонн 4 февраля он атаковал голландское торговое судно «Тогиан» , идущее с конвоем JS.1, обстреляв южный вход в Зондский пролив. [ 5 ] Тогиан выжил, но позже был затоплен в Кепанге на западной оконечности Тимора . [ 5 ] 11 февраля И-56 сообщила об атаке торгового судна союзников у южного входа в пролив в районе г. 07 ° ю.ш. 105 ° в.д. / 7 ° ю.ш. 105 ° в.д. . [ 5 ] Свой патруль она завершила прибытием в бухту Старинг на побережье Целебеса 21 февраля 1942 года. [ 5 ]
Четвертый военный патруль
[ редактировать ]5 марта 1942 года I-56 отправился в свой четвертый военный патруль, выйдя из залива Старинг и направляясь в район патрулирования в Индийском океане у Тджилатчапа, Ява. [ 5 ] 9 марта она увидела 30-футовую (9,1 м) спасательную шлюпку «Скорпион» , на борту которой находились 12 летчиков союзников, спасавшихся из Тджилитжапа, когда она упала перед японскими войсками и направлялась в Робборн , Западная Австралия . [ 5 ] I-56 всплыла, и ее командир лично наблюдал за «Скорпионом» в бинокль, прежде чем позволить ей беспрепятственно продолжить путь, и «Скорпион» в конце концов достиг Австралии после 47 дней в море. [ 5 ]
Пока И-56 находился в море, 10 марта 1942 года 4-я эскадрилья подводных лодок была расформирована, а 19-я дивизия подводных лодок, состоящая из И-56 , И-57 и И-58 , была переведена в 5-ю эскадру подводных лодок. [ 5 ] I-56 завершила свое патрулирование 12 марта 1942 года, вернувшись в Старинг-Бэй. [ 5 ]
Март – май 1942 г.
[ редактировать ]13 марта 1942 года I-56 покинула бухту Старинг и направилась в Куре, Япония, куда она достигла 20 марта 1942 года. Она вернулась в путь из Куре 14 мая 1942 года и взяла курс на атолл Кваджалейн . [ 5 ] Во время путешествия ему был присвоен номер I-156 . 20 мая 1942 года [ 5 ] Она прибыла в Кваджалейн 24 мая 1942 года. [ 5 ]
Пятый военный патруль: Битва за Мидуэй
[ редактировать ]26 мая 1942 года I-156 покинула Кваджалейн, чтобы провести свой пятый военный патруль, действуя в поддержку операции MI, запланированного японского вторжения на атолл Мидуэй на северо-западе Гавайских островов , в котором 5-я эскадрилья подводных лодок входила в состав Передового экспедиционного корпуса. [ 5 ] [ 20 ] Она действовала на патрульной линии между 28 ° 20' с.ш. 162 ° 20' з.д. / 28,333 ° с.ш. 162,333 ° з.д. и 26 ° 00' с.ш. 165 ° 00' з.д. / 26 000 ° с.ш. 165 000 ° з.д. , в которую также входили подводные лодки И-157 , И-158 , И-159 , И-162 , И-165 и И-166 . [ 5 ] [ 20 ] Японцы потерпели решающее поражение 4 июня 1942 года в битве за Мидуэй , и в этот день главнокомандующий 6- го флота приказал вице-адмирал Терухиса Комацу 15 подводным лодкам японской линии патрулирования подводных лодок двигаться на запад. [ 5 ]
После того как главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото приказал Комацу вставить свои подводные лодки между отступающим японским флотом и противостоящими ВМС США авианосцами , [ 5 ] японские подводные лодки, в том числе И-156 , начали постепенное движение на северо-северо-запад, двигаясь со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) днем и 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) после наступления темноты. [ 5 ] Примерно в 04:00 5 июня 1942 года I-156 ВМС США заметил нефтяной корабль USS Guadalupe (AO-32) в сопровождении двух эсминцев в 550 морских милях (1020 км; 630 миль) к востоку от Мидуэя, но не смог попасть в огонь. позиция. [ 5 ] Единственная японская подводная лодка, кроме И-168. [ примечание 1 ] Чтобы вступить в контакт с силами противника во время боя, I-156 вернулся в Кваджалейн 20 июня 1942 года. [ 5 ]
Июнь 1942 г. – май 1943 г.
[ редактировать ]22 июня 1942 года I-156 стартовала из Кваджалейна в Куре, Япония, куда она прибыла 30 июня 1942 года. [ 5 ] 10 июля 1942 года 5-я эскадрилья подводных лодок была расформирована, а 19-я дивизия подводных лодок в составе И-156 , И-157 , И-158 и И-159 была передана в состав Военно-морского округа Куре. [ 5 ] И-156 , И-157 и И-158 приступили к работе в качестве учебных кораблей в Школе подводных лодок Куре. [ 5 ]
Кампания на Алеутских островах
[ редактировать ]21 мая 1943 года японский императорский генеральный штаб решил вывести гарнизон с острова Киска на Алеутских островах и кампанию на Алеутских островах . завершить [ 5 ] И-156 была временно придана 1-й эскадре подводных лодок — вместе с подводными лодками И-2 , И-7 , И-21 , И-24 , И-34 , И-36 , И-155 , И-157 , И-168. , И-169 и И-171 — для эвакуации с острова. [ 5 ]
I-156 вылетел из Куре 22 мая 1943 года, зашел в Йокосуку , Япония, с 23 по 26 мая, а затем направился в Парамусиро на Курильских островах . [ 5 ] его направили в состав Киской эвакуационного отряда Северного округа 5-го флота . Находясь в море, 29 мая 1943 года [ 5 ] Она прибыла в Парамусиро 1 июня 1943 года. [ 5 ]
После дозаправки вместе с И-7 , И-21 , И-155 и И-157 от нефтяника Тейё Мару 2 июня 1943 года, И-156 вышел в море из Парамусиро 4 июня, чтобы доставить запасы в Киску с Груз из трех тонн боеприпасов и двух тонн продовольствия. [ 5 ] Он прибыл в Киску 15 июня 1943 года, но почти сразу же был вынужден погрузиться под воду, чтобы избежать повреждений во время воздушного налета союзников. [ 5 ] После подъема на поверхность, разгрузки груза и посадки 60 пассажиров она в тот же день вернулась в путь, направляясь в Парамуширо, которого достигла 20 июня. [ 5 ] Она покинула Парамусиро 21 июня 1943 года и направилась в Куре, куда прибыла 26 июня. [ 5 ] Завершив службу на Алеутских островах, 28 июня 1943 года он снова был приписан к военно-морскому округу Куре. [ 5 ]
Июнь 1943 г. – сентябрь 1945 г.
[ редактировать ]Вместе с другими подводными лодками 19-й дивизии подводных лодок — И-157 , И-158 и И-159 — И-156 вернулась к учебной службе в Куре. [ 5 ] Она продолжала выполнять эту роль до 1 апреля 1945 года, когда ее перевели в 34-ю дивизию подводных лодок для службы в качестве носителя «Кайтен» пилотируемых торпед -смертников . [ 5 ] Модифицированный для перевозки двух кайтенов , он совершил три рейса в период с мая по август 1945 года для перевозки кайтэн из Одзусимы во Внутреннем море Сето на береговые базы кайтэн вдоль побережья Кюсю . [ 5 ]
В июле 1945 года экипаж И-156 вместе с экипажами И-157 , И-158 , И-159 и И-162 приступил к подготовке к нанесению кайтэн -атак в случае вторжения в Японию союзных войск. . [ 5 ] Хотя император Хирохито объявил об окончании боевых действий 15 августа 1945 года, I-155 и I-156 покинули Хирао 25 августа 1945 года в составе -группы Синсю-тай («Отряд Земли Богов») кайтэн , чтобы атаковать корабли союзников, но операцию кайтен отменили, а их быстро отозвали. [ 5 ] И-156 сдался союзникам 2 сентября 1945 года. [ 5 ]
Утилизация
[ редактировать ]Японцы исключили И-156 из списков ВМФ 30 ноября 1945 года. [ 5 ] Ее перевезли в Сасебо и лишили всего полезного оборудования. [ 5 ] 1 апреля 1946 года тендер подводных лодок ВМС США USS Nereus (AS-17) отбуксировал ее из Сасебо в район у островов Гото , где она была затоплена взрывными зарядами, одной из нескольких японских подводных лодок, затопленных в тот день в ходе операции «Дорога». Конец . [ 5 ] Она затонула в 32 ° 37' с.ш., 129 ° 17' в.д. / 32,617 ° с.ш., 129,283 ° в.д. . [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ I-168 торпедировал и потопил сильно поврежденный авианосец USS Yorktown (CV-5) и эсминец USS Hammann (DD-412) во время битвы за Мидуэй .
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Карпентер и Полмар, с. 93
- ^ Шено, с. 198
- ^ Баньяско, с. 183
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и I-156 ijnsubsite.com 15 октября 2018 г., по состоянию на 17 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 мая 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-156: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с I-153 ijnsubsite.com 19 сентября 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с I-154 ijnsubsite.com 11 октября 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с I-155 ijnsubsite.com 10 июня 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д I-157 ijnsubsite.com 16 октября 2018 г., по состоянию на 17 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д I-158 ijnsubsite.com 20 октября 2018 г., по состоянию на 17 января 2022 г.
- ^ I-61 ijnsubsite.com, 24 августа 2018 г., по состоянию на 28 сентября 2020 г.
- ^ «И-162 бывший И-62» . iijnsubsite.info . 9 ноября 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «И-164 бывший И-64» . iijnsubsite.info . 9 ноября 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «И-165 бывший И-65» . iijnsubsite.info . 11 мая 2018 года . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ «И-166 бывший И-66» . iijnsubsite.info . 30 августа 2018 года . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ I-67 ijnsubsite.com, 14 сентября 2018 г., по состоянию на 28 сентября 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 мая 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-154: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 мая 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-155: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бертке, Дональд А.; Кинделл, Дон; Смит, Гордон (2013). Вторая мировая война Морская война, Том. 5. Воздушный налет на Перл-Харбор. Это не учения . Дейтон, Огайо: Публикации Бертке. п. 212 . ISBN 978-1-937470-05-0 . LCCN 2010900455 .
- ^ Jump up to: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-162: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 30 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2013). «Подводная лодка IJN I-156: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 6 ноября 2015 г.
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .