Японская подводная лодка И-14
I-14 (справа) рядом с военным кораблем USS Proteus (крайний слева) и I-401 , 29 августа 1945 года.
| |
История | |
---|---|
Императорский флот Японии | |
Имя | Подводная лодка № 5091 |
Строитель | Кавасаки , Кобе , Япония |
Заложен | 18 мая 1943 г. |
Запущен | 14 марта 1944 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 марта 1945 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка Тип А Mod.2 |
Смещение |
|
Длина | 113,7 м (373 футов 0 дюймов) в целом |
Луч | 11,7 м (38 футов 5 дюймов) |
Черновик | 5,9 м (19 футов 4 дюйма) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 100 м (328 футов) |
Экипаж | 108 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 2 × Aichi M6A Seiran гидросамолета |
Авиационные объекты |
|
И-14 — подводная лодка Императорского флота Японии типа А Mod.2, служившая во время Второй мировой войны . Разработанный как подводный авианосец , он был введен в строй в марте 1945 года. Он сдался в августе 1945 года и был потоплен как цель в 1946 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Предыдущие подводные лодки типа А — как Тип А1, так и Тип А2 — представляли собой подводные авианосцы, способные нести один гидросамолет -разведчик и оснащенные командными средствами, позволяющими служить флагманами для высадившихся на борт адмиралов и их штабов. Подводные лодки типа A Mod.2 представляли собой версии предыдущего типа A2, но с замененными командными помещениями увеличенным авиационным ангаром, приспособленным для пары Aichi M6A1 Seiran («Буря ясного неба») гидропланов- бомбардировщиков . [ 1 ] Их водоизмещение 3661 тонну (3603 длинных тонны) в надводном положении и 4838 тонн (4762 длинных тонны) в подводном положении. Подводные лодки имели общую длину 113,7 метра (373 фута 0 дюймов) , ширину 11,7 метра (38 футов 5 дюймов) и осадку 5,9 метра (19 футов 4 дюйма). Глубина погружения у них составляла 100 метров (328 футов). [ 2 ]
Для надводного хода подводные лодки оснащались двумя мощностью 2200 л.с. (1641 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . Когда подводные лодки находились под водой, каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 300 лошадиных сил (224 кВт ) . Они могли развивать скорость 16,75 узлов (31,0 км/ч; 19,3 миль в час) на поверхности и 5,5 узлов (10,2 км/ч; 6,3 миль в час) под водой. [ 3 ] На поверхности Type A Mod.2 имел дальность полета 21 000 морских миль (39 000 км; 24 000 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час); под водой они имели дальность полета 60 миль (110 км; 69 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [ 4 ]
Подводные лодки Type A Mod.2 были вооружены шестью внутренними носовыми диаметром 53,3 см (21 дюйм) торпедными аппаратами и несли дюжину Type 95 торпед . Они также были вооружены одной 140-мм (5,5 дюйма)/40 палубной пушкой , а также двумя трехместными и одной одинарной установкой для 25-мм (1 дюйм) зенитных орудий Тип 96 . [ 4 ]
для самолетов Ангар был увеличен по сравнению с ангаром Типа А2 и теперь вмещает два самолета. Он был смещен вправо и врезан в основание боевой рубки , которая выступала над левой стороной корпуса . единственная авиационная катапульта На носовой палубе располагалась два складных крана на носовой палубе. . Для подъема гидросамолетов использовались [ 4 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенная компанией Kawasaki в Кобе , Япония , I-14 была заложена под номером 50911 , вторая подводная лодка типа A Mod.2 и последняя, достроенная 18 мая 1943 года. [ 5 ] 14 марта 1944 года он был переименован в И-14 К моменту спуска на воду . [ 5 ] Он был завершен и введен в эксплуатацию 14 марта 1945 года. [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Март – июнь 1945 г.
[ редактировать ]В день вступления в строй И-14 была придана Военно -морскому округу Йокосука и приписана к дивизии 1-й подводных лодок 6-го флота вместе с подводными лодками ( И-13 , И-400 и И-401 ). [ 5 ] В тот же день она вылетела из Кобе в Куре , Япония, куда прибыла 15 марта 1945 года. [ 5 ] Она находилась в Куре, когда США ВМС оперативная группа 58 нанесла первый удар палубной авиации по военно-морскому арсеналу Куре . 19 марта 1945 года [ 6 ] Хотя 240 самолетов с авианосцев USS Essex (CV-9) , USS Intrepid (CV-11) , USS Hornet (CV-12) , USS Wasp (CV-18) , USS Hancock (CV-19) , USS Bennington ( CV-20) и USS Belleau Wood (CVL-24) атаковали Куре, она избежала повреждений. [ 5 ]
В марте 1945 года, после того как ВВС США Двадцатая воздушная армия провела крупный бомбардировочный налет на Токио в ночь с 9 на 10 марта 1945 года, 6-й флот предложил Генеральному штабу Императорского флота Японии провести ответный налет на Сан-Франциско. , Калифорния , гидросамолетами Aichi M6A 1 Seiran, запущенными с подводных лодок 1-й дивизии подводных лодок, но к апрелю 1945 года заместитель начальника Генерального штаба вице-адмирал Джисабуро Одзава отклонил это предложение. [ 6 ]
К концу мая 1945 года И-14 и три другие подводные лодки 1-й дивизии подводных лодок были оснащены подводными трубками . [ 5 ] В 08:00 27 мая 1945 года I-13 и I-14 покинули Куре и направились в Модзи на побережье Кюсю , где в 19:00 бросили якорь и переночевали. [ 5 ] Они вернулись в путь 28 мая, прошли проливы Симоносеки и Цусима , пересекли Японское море и в тот же день прибыли в Чинкай в Тёсене (японское название Кореи во время их правления) для дозаправки. [ 5 ] Они покинули Чинкай 29 мая, чтобы вернуться в Японию, остановившись в заливе Тояма на побережье Хонсю 1 июня 1945 года из-за густого тумана . [ 6 ] I-14 прибыл в залив Нанао на западном побережье Хонсю недалеко от Такаока , Япония. [ 6 ] [ 7 ] 2 июня 1945 года. [ 6 ]
Эксплуатация Панамского канала
[ редактировать ]И-13 , И-400 и И-401 вскоре встретились с И-14 в заливе Нанао, а к подводным лодкам присоединились шесть самолетов Aichi M6A 1 Seiran («Буря ясного неба») базирующейся в Куре 631-й морской авиагруппы. , который прилетел 4 июня после остановки в Фукуяме , Япония. [ 7 ] 6 июня 1945 года подводные лодки и самолеты начали подготовку к ночным воздушным действиям в рамках подготовки к внезапному авиаудару Японии по Панамскому каналу , в ходе которого подводные лодки должны были запустить десять гидросамолетов М6А1 , которые должны были нанести удар по шлюзам Гатун с востока шестью торпедами и четыре бомбы опустошили озеро Гатун и заблокировали канал для судоходства на несколько месяцев. [ 7 ] В ходе тренировок японцы продемонстрировали, что четыре обученных человека могут подготовить один из гидросамолетов к запуску с подводной лодки за семь минут и что каждая подводная лодка может собрать, заправить, вооружить и запустить все три гидросамолета, которые она несет, за 45 минут. [ 7 ] Несмотря на различные препятствия — наличие американских мин и подводных лодок ВМС США, нехватку авиационного бензина — подводные лодки и авиация нанесли ряд имитационных авиаударов. [ 5 ] [ 7 ]
В то время как 1-я дивизия подводных лодок все еще находилась в заливе Нанао, ожидаемое неминуемое падение Окинавы перед американскими войсками по мере того, как битва за Окинаву близилась к завершению, а также увеличивающаяся скорость воздушных ударов авианосцев японским союзников по островам побудили генеральный штаб японской императорской армии отменить операцию. нанесли удар по Панамскому каналу 12 июня 1945 года и решили вместо этого использовать подводные лодки и их гидросамолеты для нанесения удара по якорной стоянке союзного флота в Улити на острове Каролина. Острова . [ 7 ] Подводные лодки и самолеты завершили летную подготовку 19 июня 1945 года, и в этот день все гидросамолеты M6A1 взлетели из вод залива Нанао. [ 7 ] Один из них не вернулся, а тела двух членов экипажа позже были выброшены на берег Садогасимы . [ 7 ] 20 июня 1945 года И-14 отправился в Майдзуру , Япония, вместе с И-13 . [ 5 ] Они достигли Майдзуру 22 июня 1945 года. [ 5 ] где И-14 проходила ремонт гребного винта подшипников . [ 5 ]
Операция Хикари
[ редактировать ]В 13:25 25 июня 1945 года Объединенный флот отдал приказ атаковать Улити, получивший название «Операция Араши» («Горный шторм»). [ 5 ] [ 7 ] Приказ предусматривал, что I-13 и I-14 перевезут разобранные Nakajima C6N 1 Saiun ( «Радужное облако »; сообщенное союзниками название «Мирт») разведывательные самолеты на атолл Трук на Каролинских островах в конце июля 1945 года. [ 5 ] [ 7 ] Самолеты C6N должны были быть повторно собраны в Труке, а затем в ходе операции «Хикари» («Сияющий свет») провести разведку Улити, отметив присутствие и расположение авианосцев и войсковых транспортов союзников . [ 5 ] [ 7 ] Затем I-400 и I-401 должны были запустить в общей сложности шесть гидросамолетов M6A1, которые должны были использовать разведывательную информацию для помощи в нацеливании на корабли союзников, 17 августа 1945 года для ночного удара в полнолуние по якорной стоянке Улити. , каждый пилот получил инъекцию гормона для улучшения своего ночного видения , и каждый самолет был вооружен 800-килограммовой (1764 фунта) бомбой. [ 5 ] [ 7 ] После удара самолеты должны были приземлиться возле подводных лодок, а И-13 , И-14 , И-400 и И-401 должны были проследовать в Сингапур , где их ждали десять новых самолетов М6А для посадки для следующего удара. . [ 5 ] [ 7 ]
2 июля 1945 года I-14 покинул Майдзуру вместе с I-13 и взял курс на Оминато на северной оконечности Хонсю, где планировалось загрузить упакованные самолеты C6N и отправиться на Трук. [ 5 ] [ 6 ] I-13 достигла Оминато 4 июля. [ 6 ] но проблема с гребными подшипниками И-14 обострилась во время плавания, и она прибыла только 6 июля 1945 года. [ 5 ] Она вошла в сухой док Оминато для дальнейшего ремонта, а ее команде был предоставлен отпуск на берег . [ 5 ] К 9 июля японские ремонтные бригады подсчитали, что ремонт И-14 потребует еще десять дней. [ 5 ] поэтому I-13 вылетел без нее с двумя ящиками C6N на борту 11 июля 1945 года, направляясь в Трук; Японцы больше никогда не слышали об I-13 , и она затонула 16 июля во время рейса к Труку. [ 6 ]
Пока И-14 находился в ремонте, авианосец ВМС США атаковал Оминато, но она затонула и избежала повреждений. [ 5 ] Когда ремонт наконец был завершен, 17 июля 1945 года она покинула Оминато и направилась в Трук с двумя самолетами C6N в ящиках на борту. [ 5 ] В день ее отбытия радиоотряд флота в Мельбурне (FRUMEL) , подразделение радиоразведки союзников в Мельбурне , Австралия , расшифровало сообщение, в котором сообщалось союзникам, что I-14 покинет Оминато в 15:00 того же дня и направляется в Трук и ожидается, что она составит 165 морских миль (306 км; 190 миль) по направлению 106 градусов от мыса Ширия в 03:00 19 июля, после чего она планировала изменить курс на 110 градусов. [ 5 ]
Несмотря на то, что союзники знали о планах своего путешествия, I-14 избегала контакта с союзными войсками до 30 июля 1945 года, когда надводные корабли союзников обнаружили ее в Тихом океане к востоку от Марианских островов . [ 5 ] Несколько эсминцев начали его отслеживать, заставив оставаться под водой в течение 35 часов. [ 5 ] После того, как ее батареи и запас сжатого воздуха разрядились, ей удалось незаметно поднять трубку и подзарядить батареи, и ей удалось разорвать контакт. [ 5 ] 3 августа 1945 года в 03:30 по японскому стандартному времени (JST) она обнаружила шум винтов от нескольких судов в 150 морских милях (280 км; 170 миль) к северо-востоку от Трука, а вскоре после этого она заметила группу, которую она определила как ВМС США. охотники за подводными лодками . [ 5 ] Она изменила курс и уклонилась от них. [ 5 ] Она прибыла в Трук в 17:30 по японскому стандартному времени 4 августа 1945 года и разгрузила два самолета C6N. [ 5 ] для сборки на берегу. Получив приказ вернуться в Японию после разгрузки самолета, И-14 6 августа 1945 года получил новый приказ вместо этого отправиться в Сингапур. [ 5 ]
И-14 еще не покинул Трук, когда 15 августа 1945 года император Хирохито объявил, что военные действия между Японией и союзниками закончатся в этот день. [ 5 ] В 21:00 18 августа 1945 года командир 1-й дивизии подводных лодок капитан Ариизуми, находившийся в море на борту I-401 для проведения атаки Улити, получил приказ от 6-го флота отменить ее, а позже в тот же день 6-й флот приказал мне -14 , I-400 и I-401 сбросить все самолеты, торпеды , другие боеприпасы и документы, поднять обозначенный черный флаг капитуляции и проследовать на поверхности сначала в Гонконг , а затем в Японию. [ 5 ] И-14 , Командир командир Цурудзо Симидзу, после остановки в Гонконге в надежде на продолжение войны на короткое время подумывал о том, чтобы отправиться в Сингапур, а не в Японию, но отказался от этой идеи, потому что у И-14 не хватало топлива для полета в Японию. Сингапур. [ 5 ]
Конец войны
[ редактировать ]И-14 вылетел из Трука 18 августа 1945 года. [ 5 ] Она находилась на поверхности Тихого океана к востоку от Хонсю. 37 ° 38' с.ш., 144 ° 52' в.д. / 37,633 ° с.ш., 144,867 ° в.д. под черным флагом капитуляции 27 августа 1945 года, когда самолет 38-й оперативной группы ВМС США заметил ее и сообщил о ее местонахождении. [ 5 ] Позже в тот же день он сдался эсминцам ВМС США USS Murray (DD-576) и USS Dashiell (DD-659) в 227 морских милях (420 км; 261 миль) к северо-востоку от Токио. [ 5 ] Абордажная группа из поднялась на борт I-14 и приняла мечи офицеров I- 14 Мюррея . [ 5 ] Затем Мюррей начал сопровождать I-14 в сторону залива Сагами на побережье Хонсю. [ 5 ] 28 августа 1945 года эскортный эсминец ВМС США USS Bangust (DE-739) встретился с ними в 450 морских милях (830 км; 520 миль) к востоку от Нодзимадзаки и отправил призовой экипаж из личного состава ВМС США на борт I-14, чтобы принять командование над ее в обмен на сорок человек личного состава И-14 , ставших военнопленными на борту «Бангуста» . [ 5 ] Бангуст освободил Мюррея от обязанности сопровождения и начал сопровождать I-14 в сторону залива Сагами. [ 5 ] Они прибыли в залив Сагами 29 августа 1945 года и в 09:55 I-14 ВМС США пришвартовался там рядом с тендером подводных лодок USS Proteus (AS-19) за бортом I-400 , который уже сдался и пришвартовался рядом с Proteus под командование призовым экипажем. [ 5 ]
В 08:20 30 августа 1945 года I-14 отправился в путь вместе с I-400 и «Протеем» , направляясь в Токийский залив , где бросил якорь в 14:58. в тот же день [ 5 ] В 14:45 I-400 , I-14 и «Протей» начали движение к новой якорной стоянке внутри волнолома на базе подводных лодок в Йокосуке , Япония, где «Протей» встал на якорь к 16:50. [ 5 ] Двенадцать подводных лодок ВМС США, выбранных для представления подводных сил ВМС США на церемонии капитуляции Японии в Токийском заливе , также стояли там на якоре, а сданный I-401 также прибыл 31 августа. [ 5 ] Церемония капитуляции состоялась на борту линкора ВМС США USS Missouri (BB-63) в Токийском заливе 2 сентября 1945 года.
Послевоенный
[ редактировать ]15 сентября 1945 года японцы исключили И-14 из списков ВМФ. [ 5 ] I-14 вылетел из Йокосуки 1 ноября 1945 года, направляясь в Сасебо , Япония, в компании с I-400 и I-401 , также управляемыми экипажами ВМС США и сопровождаемыми спасательным судном подводных лодок USS Greenlet (ASR-10) . [ 5 ] В тот же день они прибыли в Сасебо. [ 7 ]
После загрузки японских моторных катеров на свои палубы в качестве спасательных шлюпок , [ 7 ] I-14 , I-400 и I-401 вылетели из Сасебо 11 декабря 1945 года и направились в Перл-Харбор , Гавайи , под конвоем Гринлета и укомплектованные экипажами ВМС США, причем I-14 находился под командованием командира Джона С. Маккейна-младшего. . [ 7 ] Через несколько дней после отплытия суда пережили сильный шторм, во время которого И-14 экипаж заметил, что ее ангар , смещенный вправо , выводил ее из равновесия при сильном волнении и создавал трудности для людей на борту. [ 5 ] Суда останавливались по пути в гавани Апра на Гуаме на Марианских островах с 18 по 21 декабря 1945 года, затем в Эниветоке на Маршалловых островах, а затем в Кваджалейне для продовольствия и припасов с 26 по 27 декабря 1945 года. [ 7 ] На заключительном этапе путешествия от атолла Кваджалейн экипаж I-14 дважды испытал любопытство, отметив канун Нового года : один раз 31 декабря 1945 года к западу от международной линии перемены дат, затем снова на следующий день к востоку от линии и оба раза воспользовался возможностью отпраздновать. [ 5 ] Три подводные лодки и «Гринлет» прибыли в Перл-Харбор 6 января 1946 года и пришвартовались на базе подводных лодок, где их приветствовал оркестр ВМС США и местные знаменитости. [ 5 ]
16 января 1946 года И-14 и И-401 провели радиолокационные испытания с подводной лодкой USS Steelhead (SS-280) . [ 8 ]
Утилизация
[ редактировать ]Поскольку послевоенные отношения с Советским Союзом росли опасения быстро ухудшались, а в Соединенных Штатах , что в соответствии с послевоенными соглашениями Советы потребуют доступа к захваченным японским подводным лодкам, которые предоставят Советскому ВМФ ценную информацию о передовых проектах японских подводных лодок, ВМС США отдали приказы 26 марта 1946 года потопить все захваченные японские подводные лодки. [ 7 ] Соответственно, подводная лодка ВМС США USS Bugara (SS-331) потопила I-14 в качестве мишени при испытаниях взрывателя Mark 10 Mod 3 у берегов Перл-Харбора в 21 ° 13' с.ш., 158 ° 08' з.д. / 21,217 ° с.ш., 158,133 ° з.д. 28 мая 1946 года. [ 5 ]
Обнаружение крушения
[ редактировать ]15 февраля 2009 года подводной исследовательской лаборатории глубоководные аппараты Pisces IV и Pisces V Гавайской (HURL) Работая с группой Национального управления океанических и атмосферных исследований , мы обнаружили I-14 часть носовую у мыса Барберс , штат Оаху . [ 5 ] Позже в тот же день они нашли остальную часть ее крушения и установили, что все обломки находились на глубине 800 метров (2625 футов). [ 5 ] [ 9 ]
17 февраля 2009 года два подводных аппарата провели обширные исследования обломков I-14 и японской подводной лодки I-201 , также лежащих в разобранном виде в этом районе. [ 5 ] после того, как ВМС США потопили ее как цель в 1946 году. [ 10 ] Обследование показало, что И-14 раскололся надвое в носовой части ангара и что дверь ангара отсутствовала, но сам ангар остался прикрепленным к корпусу . [ 5 ] Задняя часть ангара получила серьезные повреждения, но за ангарным отсеком обломки находились в «первозданном» состоянии. [ 5 ] осталась Боевая рубка целой, и « И-14 » остался хорошо виден, окрашенный с обеих сторон. [ 5 ] Передние 25-мм (1 дюйм) зенитные орудия Тип 96 подверглись коррозии и в своей тройной установке были нацелены почти вертикально . [ 5 ] Носовая часть прилегала к правому борту корпуса и имела изуродованный конец, но в остальном находилась в хорошем состоянии. [ 5 ] лежало поле обломков, заваленное батареями . На морском дне между носовой частью и корпусом [ 5 ] На борту каждого подводного аппарата находилась съемочная группа WildLife Productions, которая снимала кадры во время съемки для канала National Geographic документального фильма «Охота на подводные лодки-самураи» . [ 5 ] [ 11 ]
Исследователи объявили об обнаружении обломков I-14 и I-201 12 ноября 2009 года. [ 9 ] Поиск затонувших кораблей и видеозаписи их на дне океана были показаны в фильме «Охота на подводные лодки самураев» , премьера которого состоялась в США на канале National Geographic 17 ноября 2009 года. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Лейман и Маклафлин, с. 176
- ^ Баньяско, с. 189
- ^ Шено, с. 200
- ^ Jump up to: а б с Карпентер и Дорр, с. 110
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 ноября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-14: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 ноября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-13: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (12 марта 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-400: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2011). «Подводная лодка IJN I-401: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Фонтан, Генри (12 ноября 2009 г.). «В водах у Гавайев обнаружены две японские подводные лодки» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2011). «Подводная лодка IJN I-201: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ LATimes, найдены две японские подводные лодки, затонувшие после Второй мировой войны.
Библиография
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Бойд, Карл и Ёсида, Акикико (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-015-0 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хасимото, Мочицура (1954). Затонул: История японского подводного флота 1942–1945 гг . Коулгрейв, EHM (переводчик). Лондон: Касселл и компания. АСИН B000QSM3L0.
- Лэйман, Р.Д. и Маклафлин, Стивен (1991). Гибридный военный корабль: объединение больших орудий и самолетов . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-555-1 .
- Стилле, Марк (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 135. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-090-1 .