Jump to content

Японская подводная лодка И-14

I-14 (справа) рядом с военным кораблем USS Proteus (крайний слева) и I-401 , 29 августа 1945 года.
История
Императорский флот Японии
Имя Подводная лодка № 5091
Строитель Кавасаки , Кобе , Япония
Заложен 18 мая 1943 г.
Запущен 14 марта 1944 г.
Введен в эксплуатацию 14 марта 1945 г.
Судьба
  • Сдался 27 августа 1945 г.
  • Вязание 15 сентября 1945 года.
  • Потоплен как цель 28 мая 1946 г.
Общие характеристики
Класс и тип Подводная лодка Тип А Mod.2
Смещение
  • Всплыло 3661 тонна (3603 длинных тонны)
  • 4838 тонн (4762 длинных тонны) под водой
Длина 113,7 м (373 футов 0 дюймов) в целом
Луч 11,7 м (38 футов 5 дюймов)
Черновик 5,9 м (19 футов 4 дюйма)
Движение
Скорость
  • 16,75 узлов (31,02 км / ч; 19,28 миль в час) на поверхности
  • 5,5 узлов (10,2 км/ч; 6,3 миль в час) под водой
Диапазон
  • 21 000 миль (39 000 км; 24 000 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) на поверхности
  • 60 миль (110 км; 69 миль) на скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час) под водой
Глубина испытания 100 м (328 футов)
Экипаж 108
Вооружение
Самолет перевезен 2 × Aichi M6A Seiran гидросамолета
Авиационные объекты

И-14 подводная лодка Императорского флота Японии типа А Mod.2, служившая во время Второй мировой войны . Разработанный как подводный авианосец , он был введен в строй в марте 1945 года. Он сдался в августе 1945 года и был потоплен как цель в 1946 году.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Предыдущие подводные лодки типа А — как Тип А1, так и Тип А2 — представляли собой подводные авианосцы, способные нести один гидросамолет -разведчик и оснащенные командными средствами, позволяющими служить флагманами для высадившихся на борт адмиралов и их штабов. Подводные лодки типа A Mod.2 представляли собой версии предыдущего типа A2, но с замененными командными помещениями увеличенным авиационным ангаром, приспособленным для пары Aichi M6A1 Seiran («Буря ясного неба») гидропланов- бомбардировщиков . [ 1 ] Их водоизмещение 3661 тонну (3603 длинных тонны) в надводном положении и 4838 тонн (4762 длинных тонны) в подводном положении. Подводные лодки имели общую длину 113,7 метра (373 фута 0 дюймов) , ширину 11,7 метра (38 футов 5 дюймов) и осадку 5,9 метра (19 футов 4 дюйма). Глубина погружения у них составляла 100 метров (328 футов). [ 2 ]

Для надводного хода подводные лодки оснащались двумя мощностью 2200 л.с. (1641 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . Когда подводные лодки находились под водой, каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 300 лошадиных сил (224 кВт ) . Они могли развивать скорость 16,75 узлов (31,0 км/ч; 19,3 миль в час) на поверхности и 5,5 узлов (10,2 км/ч; 6,3 миль в час) под водой. [ 3 ] На поверхности Type A Mod.2 имел дальность полета 21 000 морских миль (39 000 км; 24 000 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час); под водой они имели дальность полета 60 миль (110 км; 69 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [ 4 ]

Подводные лодки Type A Mod.2 были вооружены шестью внутренними носовыми диаметром 53,3 см (21 дюйм) торпедными аппаратами и несли дюжину Type 95 торпед . Они также были вооружены одной 140-мм (5,5 дюйма)/40 палубной пушкой , а также двумя трехместными и одной одинарной установкой для 25-мм (1 дюйм) зенитных орудий Тип 96 . [ 4 ]

для самолетов Ангар был увеличен по сравнению с ангаром Типа А2 и теперь вмещает два самолета. Он был смещен вправо и врезан в основание боевой рубки , которая выступала над левой стороной корпуса . единственная авиационная катапульта На носовой палубе располагалась два складных крана на носовой палубе. . Для подъема гидросамолетов использовались [ 4 ]

Строительство и ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]

Построенная компанией Kawasaki в Кобе , Япония , I-14 была заложена под номером 50911 , вторая подводная лодка типа A Mod.2 и последняя, ​​достроенная 18 мая 1943 года. [ 5 ] 14 марта 1944 года он был переименован в И-14 К моменту спуска на воду . [ 5 ] Он был завершен и введен в эксплуатацию 14 марта 1945 года. [ 5 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Март – июнь 1945 г.

[ редактировать ]

В день вступления в строй И-14 была придана Военно -морскому округу Йокосука и приписана к дивизии 1-й подводных лодок 6-го флота вместе с подводными лодками ( И-13 , И-400 и И-401 ). [ 5 ] В тот же день она вылетела из Кобе в Куре , Япония, куда прибыла 15 марта 1945 года. [ 5 ] Она находилась в Куре, когда США ВМС оперативная группа 58 нанесла первый удар палубной авиации по военно-морскому арсеналу Куре . 19 марта 1945 года [ 6 ] Хотя 240 самолетов с авианосцев USS Essex (CV-9) , USS Intrepid (CV-11) , USS Hornet (CV-12) , USS Wasp (CV-18) , USS Hancock (CV-19) , USS Bennington ( CV-20) и USS Belleau Wood (CVL-24) атаковали Куре, она избежала повреждений. [ 5 ]

В марте 1945 года, после того как ВВС США Двадцатая воздушная армия провела крупный бомбардировочный налет на Токио в ночь с 9 на 10 марта 1945 года, 6-й флот предложил Генеральному штабу Императорского флота Японии провести ответный налет на Сан-Франциско. , Калифорния , гидросамолетами Aichi M6A 1 Seiran, запущенными с подводных лодок 1-й дивизии подводных лодок, но к апрелю 1945 года заместитель начальника Генерального штаба вице-адмирал Джисабуро Одзава отклонил это предложение. [ 6 ]

К концу мая 1945 года И-14 и три другие подводные лодки 1-й дивизии подводных лодок были оснащены подводными трубками . [ 5 ] В 08:00 27 мая 1945 года I-13 и I-14 покинули Куре и направились в Модзи на побережье Кюсю , где в 19:00 бросили якорь и переночевали. [ 5 ] Они вернулись в путь 28 мая, прошли проливы Симоносеки и Цусима , пересекли Японское море и в тот же день прибыли в Чинкай в Тёсене (японское название Кореи во время их правления) для дозаправки. [ 5 ] Они покинули Чинкай 29 мая, чтобы вернуться в Японию, остановившись в заливе Тояма на побережье Хонсю 1 июня 1945 года из-за густого тумана . [ 6 ] I-14 прибыл в залив Нанао на западном побережье Хонсю недалеко от Такаока , Япония. [ 6 ] [ 7 ] 2 июня 1945 года. [ 6 ]

Эксплуатация Панамского канала

[ редактировать ]

И-13 , И-400 и И-401 вскоре встретились с И-14 в заливе Нанао, а к подводным лодкам присоединились шесть самолетов Aichi M6A 1 Seiran («Буря ясного неба») базирующейся в Куре 631-й морской авиагруппы. , который прилетел 4 июня после остановки в Фукуяме , Япония. [ 7 ] 6 июня 1945 года подводные лодки и самолеты начали подготовку к ночным воздушным действиям в рамках подготовки к внезапному авиаудару Японии по Панамскому каналу , в ходе которого подводные лодки должны были запустить десять гидросамолетов М6А1 , которые должны были нанести удар по шлюзам Гатун с востока шестью торпедами и четыре бомбы опустошили озеро Гатун и заблокировали канал для судоходства на несколько месяцев. [ 7 ] В ходе тренировок японцы продемонстрировали, что четыре обученных человека могут подготовить один из гидросамолетов к запуску с подводной лодки за семь минут и что каждая подводная лодка может собрать, заправить, вооружить и запустить все три гидросамолета, которые она несет, за 45 минут. [ 7 ] Несмотря на различные препятствия — наличие американских мин и подводных лодок ВМС США, нехватку авиационного бензина — подводные лодки и авиация нанесли ряд имитационных авиаударов. [ 5 ] [ 7 ]

В то время как 1-я дивизия подводных лодок все еще находилась в заливе Нанао, ожидаемое неминуемое падение Окинавы перед американскими войсками по мере того, как битва за Окинаву близилась к завершению, а также увеличивающаяся скорость воздушных ударов авианосцев японским союзников по островам побудили генеральный штаб японской императорской армии отменить операцию. нанесли удар по Панамскому каналу 12 июня 1945 года и решили вместо этого использовать подводные лодки и их гидросамолеты для нанесения удара по якорной стоянке союзного флота в Улити на острове Каролина. Острова . [ 7 ] Подводные лодки и самолеты завершили летную подготовку 19 июня 1945 года, и в этот день все гидросамолеты M6A1 взлетели из вод залива Нанао. [ 7 ] Один из них не вернулся, а тела двух членов экипажа позже были выброшены на берег Садогасимы . [ 7 ] 20 июня 1945 года И-14 отправился в Майдзуру , Япония, вместе с И-13 . [ 5 ] Они достигли Майдзуру 22 июня 1945 года. [ 5 ] где И-14 проходила ремонт гребного винта подшипников . [ 5 ]

Операция Хикари

[ редактировать ]

В 13:25 25 июня 1945 года Объединенный флот отдал приказ атаковать Улити, получивший название «Операция Араши» («Горный шторм»). [ 5 ] [ 7 ] Приказ предусматривал, что I-13 и I-14 перевезут разобранные Nakajima C6N 1 Saiun ( «Радужное облако »; сообщенное союзниками название «Мирт») разведывательные самолеты на атолл Трук на Каролинских островах в конце июля 1945 года. [ 5 ] [ 7 ] Самолеты C6N должны были быть повторно собраны в Труке, а затем в ходе операции «Хикари» («Сияющий свет») провести разведку Улити, отметив присутствие и расположение авианосцев и войсковых транспортов союзников . [ 5 ] [ 7 ] Затем I-400 и I-401 должны были запустить в общей сложности шесть гидросамолетов M6A1, которые должны были использовать разведывательную информацию для помощи в нацеливании на корабли союзников, 17 августа 1945 года для ночного удара в полнолуние по якорной стоянке Улити. , каждый пилот получил инъекцию гормона для улучшения своего ночного видения , и каждый самолет был вооружен 800-килограммовой (1764 фунта) бомбой. [ 5 ] [ 7 ] После удара самолеты должны были приземлиться возле подводных лодок, а И-13 , И-14 , И-400 и И-401 должны были проследовать в Сингапур , где их ждали десять новых самолетов М6А для посадки для следующего удара. . [ 5 ] [ 7 ]

2 июля 1945 года I-14 покинул Майдзуру вместе с I-13 и взял курс на Оминато на северной оконечности Хонсю, где планировалось загрузить упакованные самолеты C6N и отправиться на Трук. [ 5 ] [ 6 ] I-13 достигла Оминато 4 июля. [ 6 ] но проблема с гребными подшипниками И-14 обострилась во время плавания, и она прибыла только 6 июля 1945 года. [ 5 ] Она вошла в сухой док Оминато для дальнейшего ремонта, а ее команде был предоставлен отпуск на берег . [ 5 ] К 9 июля японские ремонтные бригады подсчитали, что ремонт И-14 потребует еще десять дней. [ 5 ] поэтому I-13 вылетел без нее с двумя ящиками C6N на борту 11 июля 1945 года, направляясь в Трук; Японцы больше никогда не слышали об I-13 , и она затонула 16 июля во время рейса к Труку. [ 6 ]

Пока И-14 находился в ремонте, авианосец ВМС США атаковал Оминато, но она затонула и избежала повреждений. [ 5 ] Когда ремонт наконец был завершен, 17 июля 1945 года она покинула Оминато и направилась в Трук с двумя самолетами C6N в ящиках на борту. [ 5 ] В день ее отбытия радиоотряд флота в Мельбурне (FRUMEL) , подразделение радиоразведки союзников в Мельбурне , Австралия , расшифровало сообщение, в котором сообщалось союзникам, что I-14 покинет Оминато в 15:00 того же дня и направляется в Трук и ожидается, что она составит 165 морских миль (306 км; 190 миль) по направлению 106 градусов от мыса Ширия в 03:00 19 июля, после чего она планировала изменить курс на 110 градусов. [ 5 ]

Несмотря на то, что союзники знали о планах своего путешествия, I-14 избегала контакта с союзными войсками до 30 июля 1945 года, когда надводные корабли союзников обнаружили ее в Тихом океане к востоку от Марианских островов . [ 5 ] Несколько эсминцев начали его отслеживать, заставив оставаться под водой в течение 35 часов. [ 5 ] После того, как ее батареи и запас сжатого воздуха разрядились, ей удалось незаметно поднять трубку и подзарядить батареи, и ей удалось разорвать контакт. [ 5 ] 3 августа 1945 года в 03:30 по японскому стандартному времени (JST) она обнаружила шум винтов от нескольких судов в 150 морских милях (280 км; 170 миль) к северо-востоку от Трука, а вскоре после этого она заметила группу, которую она определила как ВМС США. охотники за подводными лодками . [ 5 ] Она изменила курс и уклонилась от них. [ 5 ] Она прибыла в Трук в 17:30 по японскому стандартному времени 4 августа 1945 года и разгрузила два самолета C6N. [ 5 ] для сборки на берегу. Получив приказ вернуться в Японию после разгрузки самолета, И-14 6 августа 1945 года получил новый приказ вместо этого отправиться в Сингапур. [ 5 ]

И-14 еще не покинул Трук, когда 15 августа 1945 года император Хирохито объявил, что военные действия между Японией и союзниками закончатся в этот день. [ 5 ] В 21:00 18 августа 1945 года командир 1-й дивизии подводных лодок капитан Ариизуми, находившийся в море на борту I-401 для проведения атаки Улити, получил приказ от 6-го флота отменить ее, а позже в тот же день 6-й флот приказал мне -14 , I-400 и I-401 сбросить все самолеты, торпеды , другие боеприпасы и документы, поднять обозначенный черный флаг капитуляции и проследовать на поверхности сначала в Гонконг , а затем в Японию. [ 5 ] И-14 , Командир командир Цурудзо Симидзу, после остановки в Гонконге в надежде на продолжение войны на короткое время подумывал о том, чтобы отправиться в Сингапур, а не в Японию, но отказался от этой идеи, потому что у И-14 не хватало топлива для полета в Японию. Сингапур. [ 5 ]

Конец войны

[ редактировать ]

И-14 вылетел из Трука 18 августа 1945 года. [ 5 ] Она находилась на поверхности Тихого океана к востоку от Хонсю. 37 ° 38' с.ш., 144 ° 52' в.д.  /  37,633 ° с.ш., 144,867 ° в.д.  / 37,633; 144.867 под черным флагом капитуляции 27 августа 1945 года, когда самолет 38-й оперативной группы ВМС США заметил ее и сообщил о ее местонахождении. [ 5 ] Позже в тот же день он сдался эсминцам ВМС США USS Murray (DD-576) и USS Dashiell (DD-659) в 227 морских милях (420 км; 261 миль) к северо-востоку от Токио. [ 5 ] Абордажная группа из поднялась на борт I-14 и приняла мечи офицеров I- 14 Мюррея . [ 5 ] Затем Мюррей начал сопровождать I-14 в сторону залива Сагами на побережье Хонсю. [ 5 ] 28 августа 1945 года эскортный эсминец ВМС США USS Bangust (DE-739) встретился с ними в 450 морских милях (830 км; 520 миль) к востоку от Нодзимадзаки и отправил призовой экипаж из личного состава ВМС США на борт I-14, чтобы принять командование над ее в обмен на сорок человек личного состава И-14 , ставших военнопленными на борту «Бангуста» . [ 5 ] Бангуст освободил Мюррея от обязанности сопровождения и начал сопровождать I-14 в сторону залива Сагами. [ 5 ] Они прибыли в залив Сагами 29 августа 1945 года и в 09:55 I-14 ВМС США пришвартовался там рядом с тендером подводных лодок USS Proteus (AS-19) за бортом I-400 , который уже сдался и пришвартовался рядом с Proteus под командование призовым экипажем. [ 5 ]

В 08:20 30 августа 1945 года I-14 отправился в путь вместе с I-400 и «Протеем» , направляясь в Токийский залив , где бросил якорь в 14:58. в тот же день [ 5 ] В 14:45 I-400 , I-14 и «Протей» начали движение к новой якорной стоянке внутри волнолома на базе подводных лодок в Йокосуке , Япония, где «Протей» встал на якорь к 16:50. [ 5 ] Двенадцать подводных лодок ВМС США, выбранных для представления подводных сил ВМС США на церемонии капитуляции Японии в Токийском заливе , также стояли там на якоре, а сданный I-401 также прибыл 31 августа. [ 5 ] Церемония капитуляции состоялась на борту линкора ВМС США USS Missouri (BB-63) в Токийском заливе 2 сентября 1945 года.

Послевоенный

[ редактировать ]

15 сентября 1945 года японцы исключили И-14 из списков ВМФ. [ 5 ] I-14 вылетел из Йокосуки 1 ноября 1945 года, направляясь в Сасебо , Япония, в компании с I-400 и I-401 , также управляемыми экипажами ВМС США и сопровождаемыми спасательным судном подводных лодок USS Greenlet (ASR-10) . [ 5 ] В тот же день они прибыли в Сасебо. [ 7 ]

После загрузки японских моторных катеров на свои палубы в качестве спасательных шлюпок , [ 7 ] I-14 , I-400 и I-401 вылетели из Сасебо 11 декабря 1945 года и направились в Перл-Харбор , Гавайи , под конвоем Гринлета и укомплектованные экипажами ВМС США, причем I-14 находился под командованием командира Джона С. Маккейна-младшего. . [ 7 ] Через несколько дней после отплытия суда пережили сильный шторм, во время которого И-14 экипаж заметил, что ее ангар , смещенный вправо , выводил ее из равновесия при сильном волнении и создавал трудности для людей на борту. [ 5 ] Суда останавливались по пути в гавани Апра на Гуаме на Марианских островах с 18 по 21 декабря 1945 года, затем в Эниветоке на Маршалловых островах, а затем в Кваджалейне для продовольствия и припасов с 26 по 27 декабря 1945 года. [ 7 ] На заключительном этапе путешествия от атолла Кваджалейн экипаж I-14 дважды испытал любопытство, отметив канун Нового года : один раз 31 декабря 1945 года к западу от международной линии перемены дат, затем снова на следующий день к востоку от линии и оба раза воспользовался возможностью отпраздновать. [ 5 ] Три подводные лодки и «Гринлет» прибыли в Перл-Харбор 6 января 1946 года и пришвартовались на базе подводных лодок, где их приветствовал оркестр ВМС США и местные знаменитости. [ 5 ]

16 января 1946 года И-14 и И-401 провели радиолокационные испытания с подводной лодкой USS Steelhead (SS-280) . [ 8 ]

Утилизация

[ редактировать ]

Поскольку послевоенные отношения с Советским Союзом росли опасения быстро ухудшались, а в Соединенных Штатах , что в соответствии с послевоенными соглашениями Советы потребуют доступа к захваченным японским подводным лодкам, которые предоставят Советскому ВМФ ценную информацию о передовых проектах японских подводных лодок, ВМС США отдали приказы 26 марта 1946 года потопить все захваченные японские подводные лодки. [ 7 ] Соответственно, подводная лодка ВМС США USS Bugara (SS-331) потопила I-14 в качестве мишени при испытаниях взрывателя Mark 10 Mod 3 у берегов Перл-Харбора в 21 ° 13' с.ш., 158 ° 08' з.д.  /  21,217 ° с.ш., 158,133 ° з.д.  / 21,217; -158,133  ( = I-14 ) 28 мая 1946 года. [ 5 ]

Обнаружение крушения

[ редактировать ]

15 февраля 2009 года подводной исследовательской лаборатории глубоководные аппараты Pisces IV и Pisces V Гавайской (HURL) Работая с группой Национального управления океанических и атмосферных исследований , мы обнаружили I-14 часть носовую у мыса Барберс , штат Оаху . [ 5 ] Позже в тот же день они нашли остальную часть ее крушения и установили, что все обломки находились на глубине 800 метров (2625 футов). [ 5 ] [ 9 ]

17 февраля 2009 года два подводных аппарата провели обширные исследования обломков I-14 и японской подводной лодки I-201 , также лежащих в разобранном виде в этом районе. [ 5 ] после того, как ВМС США потопили ее как цель в 1946 году. [ 10 ] Обследование показало, что И-14 раскололся надвое в носовой части ангара и что дверь ангара отсутствовала, но сам ангар остался прикрепленным к корпусу . [ 5 ] Задняя часть ангара получила серьезные повреждения, но за ангарным отсеком обломки находились в «первозданном» состоянии. [ 5 ] осталась Боевая рубка целой, и « И-14 » остался хорошо виден, окрашенный с обеих сторон. [ 5 ] Передние 25-мм (1 дюйм) зенитные орудия Тип 96 подверглись коррозии и в своей тройной установке были нацелены почти вертикально . [ 5 ] Носовая часть прилегала к правому борту корпуса и имела изуродованный конец, но в остальном находилась в хорошем состоянии. [ 5 ] лежало поле обломков, заваленное батареями . На морском дне между носовой частью и корпусом [ 5 ] На борту каждого подводного аппарата находилась съемочная группа WildLife Productions, которая снимала кадры во время съемки для канала National Geographic документального фильма «Охота на подводные лодки-самураи» . [ 5 ] [ 11 ]

Исследователи объявили об обнаружении обломков I-14 и I-201 12 ноября 2009 года. [ 9 ] Поиск затонувших кораблей и видеозаписи их на дне океана были показаны в фильме «Охота на подводные лодки самураев» , премьера которого состоялась в США на канале National Geographic 17 ноября 2009 года. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лейман и Маклафлин, с. 176
  2. ^ Баньяско, с. 189
  3. ^ Шено, с. 200
  4. ^ Jump up to: а б с Карпентер и Дорр, с. 110
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 ноября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-14: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 24 декабря 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 ноября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-13: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (12 марта 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-400: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 25 октября 2020 г.
  8. ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2011). «Подводная лодка IJN I-401: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 24 октября 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Фонтан, Генри (12 ноября 2009 г.). «В водах у Гавайев обнаружены две японские подводные лодки» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 26 октября 2020 г.
  10. ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2011). «Подводная лодка IJN I-201: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 октября 2020 г.
  11. ^ LATimes, найдены две японские подводные лодки, затонувшие после Второй мировой войны.

Библиография

[ редактировать ]
  • Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-962-6 .
  • Бойд, Карл и Ёсида, Акикико (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-015-0 .
  • Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-396-6 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Хасимото, Мочицура (1954). Затонул: История японского подводного флота 1942–1945 гг . Коулгрейв, EHM (переводчик). Лондон: Касселл и компания. АСИН B000QSM3L0.
  • Лэйман, Р.Д. и Маклафлин, Стивен (1991). Гибридный военный корабль: объединение больших орудий и самолетов . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-555-1 .
  • Стилле, Марк (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 135. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1-84603-090-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9618b9eaa6d10ed6c4305e24b99a89a2__1719551220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/a2/9618b9eaa6d10ed6c4305e24b99a89a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese submarine I-14 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)