И-400 Подводная лодка класса
![]() И-401 с длинным ангаром для самолетов и передней катапультой.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Расходы | 28 861 000 иен в 1942 году [ 1 ] |
Построен | 18 января 1943 г. – 24 июля 1945 г. |
В комиссии | 1944–45 |
Планируется | 18 |
Завершенный | 3 |
Отменено | 15 |
Ушедший на пенсию | 3 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводный авианосец |
Смещение |
|
Длина | 122 м (400 футов) |
Луч | 12,0 м (39,4 фута) |
Черновик | 7,0 м (23,0 фута) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 43 123 миль. (69 400 км) |
Глубина испытания | 100 м (330 футов) |
Дополнить | 144 офицера и солдата |
Вооружение |
|
Подводная лодка I-400 класса ( 伊四百型潜水艦 , I-yon-hyaku-gata sensuikan ) Императорского флота Японии (IJN) Подводные лодки были крупнейшими подводными лодками Второй мировой войны , первая из которых была построена чуть больше месяца. до окончания войны. И -400 оставались крупнейшими подводными лодками, когда-либо построенными, вплоть до строительства подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами в 1960-х годах. В IJN этот тип подводных лодок назвали «Сэнтоку» подводной лодкой типа ( 潜特 型潜水艦 , Sen-Toku-gata sensuikan, Submarine Special ) . Название типа было сокращено до Току -гата Сен суикан ( 特 型 潜水 水艦艦, Подводная лодка специального типа ) . Это были подводные авианосцы, способные доставить под водой три самолета Aichi M6A Seiran к месту назначения. Они были созданы для того, чтобы всплывать на поверхность, запускать свои самолеты, а затем снова быстро погружаться, прежде чем их обнаружат. Они также несли торпеды для боя на ближней дистанции.
Класс I-400 был разработан с возможностью путешествовать в любую точку мира и возвращаться обратно. В 1942 году планировалось создать флот из 18 лодок, а работы над первой из них начались в январе 1943 года на арсенале Куре, Хиросима . В течение года план был сокращен до пяти, из которых были завершены только три ( I-400 в Куре, а также I-401 и I-402 в Сасебо ).
Происхождение
[ редактировать ]Класс I-400 был детищем адмирала Исороку Ямамото , главнокомандующего Объединенным флотом Японии . Вскоре после нападения на Перл-Харбор ему пришла в голову идея перенести войну на материковую часть Соединенных Штатов , нанеся воздушные удары по городам западного и восточного побережья США с использованием военно-морской авиации, запускаемой с подводных лодок. Он поручил капитану Камето Курошиме подготовить технико-экономическое обоснование. [ 3 ]
Ямамото представил полученное предложение в штаб флота 13 января 1942 года. Оно предусматривало наличие 18 больших подводных лодок, способных совершить три рейса туда и обратно к западному побережью Соединенных Штатов без дозаправки или один рейс туда и обратно в любую точку земного шара. Они также должны были иметь возможность хранить и запускать как минимум два штурмовика, вооруженных одной торпедой или бомбой массой 800 кг (1800 фунтов). К 17 марта были окончательно утверждены генеральные проекты подводных лодок. Строительство I-400 началось на верфях Куре 18 января 1943 года, за ним последовали еще четыре лодки: I-401 (апрель 1943 г.) и I-402 (октябрь 1943 г.) в Сасебо; I-403 (сентябрь 1943 г.) в Кобе и I-404 (февраль 1944 г.) в Куре. Всего было завершено три. [ 4 ]
После смерти Ямамото в апреле 1943 года количество строящихся авианесущих подводных лодок было сокращено с восемнадцати до девяти, затем с пяти и, наконец, до трех. только И-400 и И-401 Фактически поступили на вооружение ; I-402 был построен 24 июля 1945 года, за пять недель до окончания войны, но так и не вышел в море. [ 4 ]
Особенности конструкции и оснащение
[ редактировать ]
Каждая подводная лодка имела четыре двигателя мощностью 1680 кВт (2250 л.с.) и имела достаточно топлива, чтобы обогнуть вокруг света полтора раза — более чем достаточно, чтобы добраться до Соединенных Штатов, путешествуя на восток или запад. Имея общую длину более 120 м (390 футов), они водоизмещали 5900 т (6500 коротких тонн), что более чем вдвое превышает их типичные американские современники. Поперечное сечение прочного корпуса имело уникальную форму восьмерки, что обеспечивало необходимую прочность и устойчивость, чтобы выдержать вес большого палубного авиационного ангара. Чтобы обеспечить размещение трех самолетов вдоль диаметральной плоскости корабля, боевая рубка была смещена влево. [ 5 ]
Примерно посередине корабля на верхней палубе располагался цилиндрический водонепроницаемый ангар для самолетов длиной 31 м (102 фута) и диаметром 3,5 м (11 футов). Внешнюю дверцу доступа можно было открыть гидравлически изнутри или вручную снаружи, повернув большой маховик, соединенный с реечным и прямозубым механизмом. Дверь была сделана водонепроницаемой с помощью резиновой прокладки толщиной 51 миллиметр (2,0 дюйма). [ 5 ] [ 6 ]
На вершине ангара располагались три водонепроницаемые Тип 96 тройные 25-мм (1 дюйм) автоматические пушки для противовоздушной обороны: две в кормовой части и одна в носовой части боевой рубки. Сразу за мостиком также располагалась единственная 25-мм (1 дюйм) автоматическая пушка на пьедестале. Одна 140-мм (5,5 дюйма) палубная пушка Тип 11 располагалась в кормовой части ангара. Его дальность действия составляла 15 км (9,3 мили). [ 7 ]
восемь торпедных аппаратов В носовой части устанавливались : четыре сверху и четыре снизу. Кормовых труб не было. [ 5 ] [ 8 ]
В открытом углубленном отсеке на носовом левом борту, чуть ниже верхней палубы, находился складной кран, используемый для подъема гидросамолетов «Сейран» с подводной лодки . Кран имел подъемник с электрическим приводом и был способен поднять около 4,5 т (5,0 коротких тонн). Его подняли механически на высоту 8 м (26 футов) с помощью двигателя внутри лодки. Стрела вытянулась на длину 11,8 м (39 футов). [ 9 ]
На лодках была установлена специальная система дифферента, позволяющая им оставаться под водой и неподвижно в ожидании возвращения своего самолета. Однако работа этой системы была шумной и ее полезность вызывала сомнения. [ 5 ] [ 10 ]
подводной лодки Вдоль планширя были натянуты два параллельных комплекта кабелей размагничивания , идущих от кормы к носовой плоскости . Они предназначались для защиты от магнитных мин путем аннулирования магнитного поля , которое обычно приводит в действие систему взрывателя мин . Подобная система размагничивания была установлена на многих японских надводных кораблях в первой половине войны, пока их позже не сняли во время переоборудования. [ 11 ]
Электроника на борту И-400 включала в себя радар воздушного поиска Mark 3 Model 1, оснащенный двумя отдельными антеннами. Это устройство было способно обнаруживать самолеты на расстоянии до 80 км (43 морских миль). Лодки также были оснащены радиолокационными станциями класса «воздух/поверхность» Mark 2 Model 2 с характерными рупорными антеннами. E27 На каждой лодке был установлен приемник радиолокационного предупреждения , подключенный как к обучаемой дипольной антенне, так и к фиксированной ненаправленной антенне, состоящей из корзины из проволочной сетки и двух металлических стержней. [ 12 ]
Подводные лодки были оснащены двумя перископами немецкого производства длиной около 12,2 м (40 футов), один для использования днем, а другой - ночью. [ 13 ]
было нанесено специальное безэховое покрытие из смеси каучука, асбеста На корпуса от ватерлинии до трюмного киля и клеев . Это покрытие, по-видимому, было основано на немецких исследованиях, хотя по составу совершенно отличалось от немецких безэховых плиток, таких как Alberich или Tarnmatte . [ 14 ] Это было предназначено для поглощения или рассеивания импульсов гидролокатора противника и гашения реверберации от внутренних механизмов лодки, что теоретически затрудняло обнаружение в подводном положении, хотя его эффективность так и не была окончательно установлена. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
В мае 1945 года I-401 был оснащен поставленной Германией шноркелем — гидравлически поднятым воздухозаборником, позволяющим лодке запускать дизельные двигатели и перезаряжать аккумуляторы, оставаясь при этом на перископной глубине. Эта модернизация произошла, когда лодка стояла на стоянке в Куре для ремонта после повреждения американской миной в апреле. [ 17 ]
И-402 был построен незадолго до окончания войны, но при постройке был переоборудован в танкер и никогда не оснащался самолетами. [ 18 ]
Характеристики
[ редактировать ]Подводные лодки класса И-400 были громоздкими и относительно трудными для маневрирования в надводном положении из-за небольших рулей. [ 19 ] Большая надстройка также заставляла подводную лодку отклоняться от курса при любом сильном ветре. [ 19 ] Максимальная безопасная глубина погружения подводной лодки класса И-400 составляла всего 82% ее общей длины, что создавало проблемы, если в аварийной ситуации подводная лодка погружалась под слишком крутым углом. [ 19 ] Из-за больших авиационных ангаров и боевой рубки все лодки класса I-400 имели значительные визуальные и радиолокационные заметности на поверхности и могли быть относительно легко обнаружены самолетами. Время погружения составило 56 секунд, что почти вдвое больше, чем у подводных лодок американского флота, что облегчило уничтожение лодок с воздуха, когда они оказались на поверхности. [ 19 ]
При погружении и движении на медленной скорости в два узла смещенная надстройка заставляла рулевого поворачивать на семь градусов вправо, чтобы следовать прямым курсом. [ 19 ] При проведении торпедной атаки капитану пришлось учитывать больший радиус поворота на правый борт, чем на левый, опять же из-за смещения конструкции. [ 19 ] Как и на других японских подводных лодках, члены экипажа подлодок I-400 не имели кондиционеров для контроля температуры в тропических водах и туалетов со смывом. [ 19 ] Отсутствие холодильных камер сильно ограничивало рацион экипажа, а неадекватные спальные помещения вынуждали часть экипажа спать на палубах или в коридорах. [ 19 ]
Самолет
[ редактировать ]
Ангар И-400 изначально был рассчитан на размещение двух самолетов. Однако в 1943 году командующий Ясуо Фухимори, офицер штаба подводных лодок Генерального штаба ВМФ, потребовал его расширения. Это было сочтено возможным, и после модернизации И-400 могли вмещать до трех Aichi M6A Seiran гидросамолетов . [ 20 ]
« Сейран» был специально разработан для использования на борту подводных лодок и мог нести бомбу массой 800 кг (1800 фунтов) на расстояние 1000 км (620 миль) со скоростью 475 км/ч (295 миль в час). Чтобы разместиться в узких пределах ангара, поплавки были сняты и уложены, крылья повернуты на 90 градусов и сложены назад гидравлически относительно фюзеляжа, горизонтальные стабилизаторы сложены вниз, а верхняя часть вертикального стабилизатора сложена, так что общий передний профиль самолета самолет находился в пределах диаметра своего винта. В полете самолет имел размах крыла 12 м (39 футов) и длину 11,6 м (38 футов). Экипаж из четырех человек мог подготовить и запустить все три за 30 минут (или 15 минут, если к самолетам не были предварительно прикреплены понтоны, что сделало бы восстановление невозможным). [ 21 ] Поскольку обычно « Сейран» запускали ночью, части и участки самолета были покрыты люминесцентной краской, чтобы облегчить сборку в темноте. [ 22 ]
» Запуск «Сейранов осуществлялся из пневматической катапульты Тип 4 № 2 модели 10 длиной 26 м (85 футов) на носовой палубе подводной лодки. Под гусеницей катапульты находились четыре баллона с воздухом высокого давления, соединенные параллельно с поршнем. Самолет, установленный на складных каретках с помощью точек крепления катапульты вдоль фюзеляжа, должен был перемещаться по гусенице на 70–75 футов, хотя сам поршень во время работы перемещался только на расстояние от восьми до десяти футов. [ 23 ]
Два комплекта понтонов для « Сейранов » хранились в специальных водонепроницаемых отсеках, расположенных чуть ниже главной палубы по обе стороны от катапультной гусеницы. Оттуда их можно было быстро сдвинуть вперед по пандусам и прикрепить к крыльям самолета. Третий комплект понтонов и дополнительные запасные части хранились внутри ангара. [ 5 ] [ 24 ]
Самолеты должны были запускаться с катапульты и выполнять свои задачи. Спусковая подводная лодка должна была погрузиться и остаться на месте, чтобы позволить самолету вернуться в этот район по счислению, где он должен был приземлиться на воду своими поплавками и быть поднятым обратно на борт краном. В целом система была такой же, как и крейсеры и легкие крейсеры японских ВМС при запуске своих гидросамолетов-разведчиков (таких как Aichi E13A ), только с самолетами, специально разработанными для использования с подводными лодками класса I-400, и с дополнительной сложностью, связанной с необходимостью найдите затопленное и спрятанное судно по возвращении с миссии.
Хотя это был типичный режим работы, в тех случаях, когда быстрый запуск и подъем были необходимы для эвакуации (см. Ниже), гидросамолеты можно было запускать без поплавков и бросать после приземления, что экономило время, затрачиваемое на подъем и повторную подвеску самолета. , что представляло собой сложную и длительную процедуру. Это имело дополнительное преимущество, заключающееся в устранении веса и значительного сопротивления больших и громоздких поплавков, что, в свою очередь, увеличивало скорость и дальность полета самолета, но делало невозможным любое восстановление самолета после завершения миссии. (Информацию об аналогичных защитных мерах, включающих одноразовые самолеты с катапультным запуском, использовавшиеся группами конвоев союзников в битве за Атлантику , см. Корабль CAM .) В экстремальных обстоятельствах самолет теоретически можно запустить и полностью бросить, в то время как подводная лодка поспешно отступает. , оставляя экипажи выполнять свои задания без надежды на возвращение, возможно, в качестве миссии камикадзе .
Операционная история
[ редактировать ]Когда война обернулась против японцев и их флот больше не имел свободы действий в Тихом океане, главнокомандующий Объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото разработал смелый план нападения на Нью-Йорк , Вашингтон и другие крупные города. Американские города. [ нужна ссылка ]

Забастовка в Панамском канале
[ редактировать ]После инспекции Рабаула в августе 1943 года капитан Чикао Ямамото и командующий Ясуо Фухимори задумали использовать сен току (секретную атаку подводных лодок) для разрушения шлюзов Панамского канала в попытке перерезать американские линии снабжения, ведущие к Тихому океану и препятствовать переброске кораблей США. Сбор разведывательной информации о предполагаемой цели начался позже в том же году. [ 20 ]
Японцы прекрасно знали, что американские укрепления существуют по обе стороны канала. В Атлантике большие батареи береговой артиллерии форта Шерман имели дальность действия 30 000 ярдов (17 миль (27 км)), не позволяя вражеским кораблям подойти достаточно близко, чтобы обстрелять шлюзы. В течение нескольких месяцев после нападения на Перл-Харбор вокруг обоих входов были усилены воздушные и морские патрули, а также установлены аэростаты заграждения и противолодочные сети . В августе 1942 года для защиты от атак с воздуха была добавлена 88-я береговая (зенитная) артиллерийская дивизия. [ 20 ]
Однако по мере продолжения войны и ухудшения состояния Японии безопасность вокруг канала становилась все более слабой. В январе 1944 года командующий Фухимори лично беседовал с американским военнопленным, который нес там караульную службу. Он сказал Фухимори, что защитные воздушные патрули практически прекратились, поскольку считалось все более маловероятным, что державы Оси когда-либо атакуют шлюзы. Это еще больше убедило Фухимори в осуществимости его плана. [ 25 ]
Японский инженер, работавший на канале во время его строительства, передал военно-морскому генеральному штабу сотни документов, в том числе чертежи сооружений канала и методов строительства. Группа из трех судовых инженеров изучила документы и пришла к выводу, что шлюзы Мирафлорес на тихоокеанской стороне были наиболее уязвимы для воздушных бомбардировок, но шлюзы Гатун на атлантической стороне давали шанс нанести больший ущерб, поскольку их было бы труднее уничтожить. остановить любой отток воды. По их оценкам, после успешной атаки на шлюзы канал будет непригоден для использования в течение как минимум шести месяцев. [ 26 ]
Чтобы увеличить численность воздушно-десантных сил, командующий Фухимори потребовал, чтобы две дополнительные подводные лодки флота, все еще строящиеся в Кобе, I-13 и I-14 , были модифицированы для размещения двух самолетов Seiran каждая, в результате чего общее количество имеющихся самолетов достигло десяти. . [ 20 ] Первоначально планировалось, что два « Сейрана » будут нести торпеды , а остальные восемь — бомбы массой 800 кг (1800 фунтов). Им предстояло нанести комбинированную торпедно-планирующую атаку на шлюзы Гатун. Однако в конце концов от торпедоносцев отказались, поскольку только один сейранский пилот освоил эту технику. [ 27 ]
План удара по Панамскому каналу предусматривал, что четыре авианесущие подводные лодки ( I-400 , I-401 , I-13 и I-14 ) отправятся на восток через Тихий океан в Панамский залив. Ожидается, что это путешествие займет два месяца. В точке в 185 км (100 морских миль) от побережья Эквадора подводные лодки запустят свой самолет «Сейран» в 03:00 лунной ночью. » «Сейран без поплавков должен был лететь на высоте 4000 м (13 000 футов) через северное побережье Колумбии в район Колона. Теперь, на карибской стороне перешейка, они должны были повернуть на запад под курсом 270 градусов, затем повернуть на юго-запад и на рассвете совершить последний подход к шлюзам канала. После завершения бомбардировок « Сейраны » должны были вернуться в назначенное место встречи и броситься рядом с ожидающими подводными лодками, где должны были быть подобраны экипажи. [ 28 ]
Примерно в апреле 1945 года капитан Ариизуми, человек, назначенный для проведения атаки, решил, что пилоты Сейрана будут совершать таранные атаки камикадзе на ворота, а не обычные бомбардировки, и эта тактика становилась все более распространенной по мере того, как война шла против японцев. Командир эскадрильи Сейрана уже предлагал это Ариидзуми ранее в том же месяце, хотя какое-то время это держалось в секрете от других пилотов. Однако в конце мая один пилот случайно заметил, что с «Сейрана» сняли механизм сброса бомбы и заменили его фиксированной установкой. Понимая последствия этого изменения, он гневно выступил против старшего офицера эскадрильи, который объяснил, что решение скрыть это намерение от других людей было принято, чтобы «избежать психологического давления на экипажи». [ 29 ]
была построена полномасштабная деревянная модель ворот шлюзов Гатун К 5 июня 1945 года все четыре авианесущие подводные лодки прибыли в Нанао-Ван, где военно-морским арсеналом Майдзуру , помещена на плот и отбуксирована в бухту. На следующую ночь началась официальная подготовка, когда летные экипажи Сейрана отработали быструю сборку, запуск катапульты и подъем своих самолетов. Также существовал элементарный строй. С 15 июня пилоты Сейрана отрабатывали дневные бомбардировки макета деревянных ворот. К 20 июня все тренировки закончились, и операция была продолжена. [ 30 ]
Атолл Улити
[ редактировать ]Прежде чем атака могла начаться, Окинава пала, и до Японии дошли слухи, что союзники готовят нападение на японские острова. Генеральный штаб ВМС Японии пришел к выводу, что атака на Панамский канал мало повлияет на исход войны, и что необходимы более прямые и немедленные действия, чтобы остановить наступление Америки.
Пятнадцать американских авианосцев собрались на атолле Улити , готовясь совершить серию рейдов на родные острова. [ 30 ] Японская миссия была изменена на нападение на базу Улити .
Атака на атолл Улити должна была состояться в два этапа. Первый, под кодовым названием «Хикари» («лёгкий»), предусматривал транспортировку четырёх C6N « Сайун » («Мирт») одномоторных высокоскоростных самолётов-разведчиков на остров Трук. Их предстояло разобрать, упаковать и погрузить в водонепроницаемые ангары подводных лодок И-13 и И-14 . По прибытии на Трук « Сайуны » будут разгружены, собраны и затем пролетят над Улити, чтобы подтвердить присутствие американских авианосцев, стоящих там на якоре. После доставки И-13 и И-14 должны были отправиться в Гонконг, где должны были погрузиться в четыре «Сейран» штурмовика . Затем они направятся в Сингапур и присоединятся к I-400 и I-401 для дальнейших операций. [ 31 ]
Вторая фаза атаки Улити носила кодовое название Араши (шторм). И-400 и И-401 должны были встретиться в заранее назначенной точке в ночь с 14 на 15 августа. 17 августа они запустят свои шесть « Сейранов » еще до рассвета, выполняя миссию камикадзе против американских авианосцев. , Самолеты Seiran каждый с бомбой массой 800 кг (1800 фунтов), прикрепленной к фюзеляжу, должны были летать на высоте менее 50 м (160 футов) над водой, чтобы избежать обнаружения радарами, а американские истребители, как предполагалось, будут патрулировать на высоте 4000 м (13 000 футов). ) выше. [ 32 ]
Непосредственно перед отбытием из военно-морской базы Майдзуру « Сейран » были полностью перекрашены в серебро с американскими звездами и знаками отличия, закрывающими красный «Хиномарус» , что является прямым нарушением правил войны. Это была попытка еще больше запутать распознавание, если самолет был обнаружен преждевременно, но пилоты ее не приняли. Некоторые считали, что летать под американскими знаками было ненужным и личным оскорблением, а также позорным для Имперского флота. [ 33 ]
После нападения на Улити I-400 и I-401 направятся в Гонконг. Там им предстояло взять еще шесть « Сейранов » и отправиться в Сингапур, где мазут был более доступен. Затем они присоединятся к I-13 и I-14 и проведут дальнейшие атаки объединенными силами из десяти самолетов Seiran . [ 31 ]
22 июня И-13 и И-14 прибыли в гавань Майдзуру для заправки горючим. 4 июля они достигли Оминато, чтобы забрать свой разведывательный самолет «Сайун» . И-13 вылетела в Трук 11 июля, но так и не достигла пункта назначения. Она была обнаружена бегущей по поверхности, атакована и повреждена оснащенным радаром TBM Avengers 16 июля. Позже прибыл американский эсминец сопровождения и потопил его глубинными бомбами. [ 34 ]
Япония сдалась до того, как началась атака Улити, и 22 августа 1945 года экипажам подводных лодок было приказано уничтожить все их вооружение. Торпеды выпускались без взведения и самолет запускался без раскрытия крыльев и стабилизаторов. Когда I-400 сдалась американскому эсминцу Blue , американский экипаж был поражен ее размерами: она почти на 24 фута (7,3 м) длиннее , чем USS Blue , и такая же ширина – значительно длиннее и шире, чем самая большая подводная лодка американского флота день.
Операция «Цветущая вишня ночью»
[ редактировать ]Японцы задумали нападение на Соединенные Штаты путем использования биологического оружия, специально направленного против гражданского населения Сан-Диего , штат Калифорния . План, получивший название «Операция «Цветение вишни ночью», заключался в том, чтобы ночью запустить самолеты с пяти I-400 подводных лодок недалеко от Южной Калифорнии , которые затем сбросили бы «зараженные блошиные» бомбы на намеченную цель в надежде, что возникшая инфекция распространится. на все западное побережье и убить десятки тысяч людей. План был запланирован на 22 сентября 1945 года, но Япония капитулировала 15 августа 1945 года, до того, как операция была проведена. [ 35 ] [ 36 ]
Американские инспекции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |

ВМС США подняли на борт и подняли 24 подводные лодки, в том числе три подводные лодки I-400 , и доставили их в залив Сасебо для их изучения. Там они получили сообщение о том, что Советы отправляют инспекционную группу для осмотра подводных лодок. Чтобы предотвратить это, операция «Конец дороги» была учреждена . Большинство подводных лодок были доставлены на позицию, обозначенную как Point Deep Six, примерно в 35 км (19 морских миль) к юго-востоку от острова Фукуэ . [ 37 ] начинен зарядами взрывчатки С-3 и уничтожен; они затонули на глубину 200 м (660 футов).

Четыре оставшиеся подводные лодки, I-400 , I-401 , I-201 и I-203 , были отправлены на Гавайи техническими специалистами ВМС США для дальнейшей проверки. По завершении проверок подводные лодки были затоплены в водах Калаэлоа недалеко от Оаху на Гавайях торпедами американской подводной лодки USS Trumpetfish 4 июня 1946 года, чтобы не допустить предоставления технологии Советскому Союзу, который требовал доступа к ним. Доктор Джеймс П. (Джим) Дельгадо из программы морского наследия Национального управления океанических и атмосферных исследований сообщил, что официальная позиция правительства о том, что точное место затопления неизвестно, но подтверждена рассекреченными документами ВМС США . [ 38 ]
Артефакты
[ редактировать ]Обломки I-401 были обнаружены Pisces глубоководными подводными лодками Гавайской подводной исследовательской лаборатории в марте 2005 года на глубине 820 метров (2690 футов). [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Сообщалось, что I-400 позже был найден той же командой у юго-западного побережья гавайского острова Оаху в августе 2013 года. [ 42 ] [ 43 ] на глубине 700 метров (2300 футов). [ 44 ] Исследователь NOAA Джим Дельгадо, работавший на борту корабля Pisces V , рассказал газете Chicago Tribune : «Он был торпедирован, частично разрушен и затонул под крутым углом». [ 45 ] Затопленные у берегов Японии подводные лодки были обнаружены в июле 2015 года. [ 37 ]
Восстановленный самолет «Сейран» выставлен в авиации и космонавтики Национального музея Центре Удвар-Хази в пригороде Вашингтона, округ Колумбия. Это единственный сохранившийся образец этого самолета, который был найден на авиационном заводе Айти после окончания войны в августе. 1945. Отправлен на военно-морскую авиабазу Аламеда и оставался на открытой выставке до 1962 года, когда его передали в Центр консервации, реставрации и хранения Пола Э. Гарбера. в Силвер-Хилл, штат Мэриленд . Там он хранился до 1989 года, когда были предприняты комплексные реставрационные работы. Хотя самолет был испорчен коллекционерами погодных условий и сувениров, а оригинальные заводские чертежи отсутствовали, реставраторам удалось его точно реконструировать, и к февралю 2000 года он был готов к выставке. [ 23 ]
Лодки в классе
[ редактировать ]Лодка номер. | Лодка | Строитель | Заложен | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
I-400 | 5231 | Удаленный военно-морской арсенал | 18 января 1943 г. | 18 января 1944 г. | 30 декабря 1944 г. | Захвачен авианосцем USS Blue 19 августа 1945 года; списан 15 сентября 1945 г.; потоплен в качестве цели у Гавайских островов авианосцем USS Trumpetfish 4 июня 1946 года; Обломки I-400 вместе с кораблем USS Kailua (IX-71) были обнаружены и подтверждены у острова Оаху в 2013 году во время погружений Pisces V в поисках объектов морского наследия. [ 46 ] |
I-401 | 5232 | Военно-морской арсенал Сасебо | 26 апреля 1943 г. | 11 марта 1944 г. | 8 января 1945 г. | Захвачен авианосцем USS Segundo 29 (или 30) августа 1945 года; списан 15 сентября 1945 г.; затоплен как мишень у Гавайских островов, 31 мая 1946 г. |
I-402 | 5233 | Военно-морской арсенал Сасебо | 20 октября 1943 г. | 5 сентября 1944 г. | 24 июля 1945 г. | Переоборудован в подводную лодку-танкер, июнь 1945 г.; [ 47 ] [ 48 ] списан 15 ноября 1945 г.; затоплен как мишень у островов Гото , 1 апреля 1946 г. |
I-403 | 5234 | — | — | — | — | Отменено в октябре 1943 г. |
I-404 | 5235 | Удаленный военно-морской арсенал | 8 ноября 1943 г. | 7 июля 1944 г. | — | Строительство остановлено (завершено на 95%), 4 июня 1945 г.; Сильно поврежден в результате авианалета , 28 июля 1945 г.; позже затоплен; Утилизирован и списан, 1952 г. |
I-405 | 5236 | Кавасаки , Сэнсю верфь | 27 сентября 1943 г. | — | — | Строительство остановлено и свернуто |
И-406 – И-409 | 5237 – 5240 | — | — | — | — | Отменено в октябре 1943 г. |
И-410 – И-417 | 5241 – 5248 | — | — | — | — | Отменено в июле 1943 г. |
См. также
[ редактировать ]- Подводная лодка типа АМ IJN двухавиационная подводная лодка тендер на гидросамолет
- Подводный авианосец
- Французская подводная лодка «Сюркуф».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сенши Сошо № 88 (1975), стр.37
- ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN 0-87021-459-4 стр.191
- ^ Сакаида, стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Сакаида, стр. 16.
- ^ Сакаида, стр.74
- ^ Сакаида, стр.100-101.
- ^ Сакаида, стр. 17.
- ^ Сакаида, стр. 81.
- ^ Лейман и Маклафлин, с. 178–179.
- ^ Сакаида, стр. 73.
- ^ Сакаида, стр. 104-107.
- ^ Сакаида, стр. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Бойд, Карл, и Ёсида, Акихико, Японские подводные силы и Вторая мировая война , BlueJacket Books (2002), ISBN 1557500150 , стр. 27, 29.
- ^ Сакаида, стр. 92.
- ^ Сакаида, стр. 126.
- ^ Орита, с. 317
- ^ Хашимото, стр. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пейн, Томас О., Я был американцем на японской подводной лодке , Труды Военно-морского института США, том 112, номер 9, выпуск 1003 (сентябрь 1986 г.), стр. 73-78
- ^ Перейти обратно: а б с д Сакаида, стр. 36.
- ^ Air International, октябрь 1989 г., стр. 187.
- ^ Франсильон, с. 292
- ^ Перейти обратно: а б Сакаида, стр.134
- ^ Сакаида, стр. 82.
- ^ Сакаида, стр. 44.
- ^ Сакаида, стр. 44–5.
- ^ Сакаида, стр. 45–6.
- ^ Сакаида, стр. 46–7.
- ^ Сакаида, стр. 46–9.
- ^ Перейти обратно: а б Сакаида, стр. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Сакаида, стр. 51.
- ^ Сакаида, стр. 52.
- ^ Сакаида, стр. 53.
- ^ Сакаида, стр. 57.
- ^ Эми Стюарт (25 апреля 2011 г.). «Где найти самых «злых жуков в мире» — блох» . Национальное общественное радио.
- ^ Рассел Уоркинг (5 июня 2001 г.). «Суд над Отрядом 731» . Джапан Таймс.
- ^ Перейти обратно: а б «24 затопленные подводные лодки Императорского флота Японии обнаружены у островов Гото» . Джапан Таймс . 8 августа 2015 г.
- ^ Луи Лусеро II, «В поисках японской подводной лодки-авианосца» , The New York Times , 03 декабря 2013 г., стр. Д3.
- ^ «Императорские подводные лодки» . www.combinedfleet.com .
- ^ «Императорские подводные лодки» . www.combinedfleet.com .
- ^ Подводная лодка I-401, найденная у Барберс-Пойнт. Архивировано 1 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ «Японская подводная лодка времен Второй мировой войны найдена у побережья Гавайев» . Reuters.com . 3 декабря 2013 г.
- ^ Уитфилд, Бетани (5 мая 2015 г.). «Видео/фото: Дайверы обнаружили ангар для самолетов затонувшей подводной лодки» . Летающий . Проверено 6 мая 2015 г.
- ^ Луи Лусеро II, «В поисках японской подводной лодки-авианосца», The New York Times , 03 декабря 2013 г., стр. Д3.
- ^ «Японская подводная лодка времен Второй мировой войны найдена у побережья Гавайев» . Чикаго Трибьюн . 3 декабря 2013 г.
- ^ Дельгадо, Джеймс П. (март 2014 г.). «Путешествие новых открытий» . Журнал истории военно-морского флота . 28 (2). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Сенши Сошо № 88 (1975), стр.272
- ^ Рекиси Гунзо, стр. 83, стр. 85.
Библиография
[ редактировать ]- Франсильон, Р.Дж. Японские самолеты Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм, 1970. ISBN 0-370-00033-1 .
- Геохеган, Джон Дж. Операция «Шторм»: сверхсекретные подводные лодки Японии и ее план по изменению хода Второй мировой войны . Издательство Crown, Нью-Йорк, 2013. ISBN 978-0-307-46480-4 .
- Хашимото, Мочицура. Затонул! . Генри Холт и компания, 1954 год.
- Лэйман, Р.Д. и Стивен Маклафлин. Гибридный военный корабль . Лондон: Conway Maritime Press, 1991. ISBN 0-85177-555-1 .
- Орита, Зенджи и Джозеф Д. Харрингтон. Я-капитан лодки . Основные книги, 1976. ISBN 0-89041-103-4
- Сакаида, Генри и Гэри Нила, Кодзи Такаки. И-400: секретная японская авианесущая ударная подводная лодка . Публикации Хикоки, 2006. ISBN 978-1-902109-45-9
- « Рекиси Гунзо » . , История войны на Тихом океане Том. 17 I-Gō Submarines , Gakken (японское издательство), январь 1998 г., ISBN 4-05-601767-0
- Maru Special, Японские военно-морские корабли № 13, японские подводные лодки классов I-13 и I-400 , Усио Сёбо (японское издательство), июль 1977 г.
- Maru Special, Японские военно-морские корабли № 132, японские подводные лодки I , Усио Сёбо (японское издательство), февраль 1988 г.
- Сэнси Сосё , Том. 88 Морское вооружение и подготовка к войне (2), «И после начала войны» , Асагумо Симбун (Япония), октябрь 1975 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- О I-400
- Вторая мировая война: И-400 подводные лодки класса
- Обнаружение обломков I-401 у Гавайев
- Отчет Лаборатории подводных исследований Гавайев
- Статья I-400 с сайта "Чертовски интересно"
- Рассказ о транстихоокеанском путешествии I-400
- Японская подводная лодка-монстр времен Второй мировой войны: как смертельная миссия Сен-Току почти увенчалась успехом. Архивировано 20 апреля 2010 г. на Wayback Machine.
- I-400
- Тайны мертвых: японский SuperSub - документальный фильм PBS о разработке и использовании подводной лодки класса I400.
- [1] - CNN - Исследователи на Гавайях находят затерянную японскую мега-субмарину времен Второй мировой войны.
- Исторические кадры I-400 (лодка 5231) во время операции капитуляции Японии ВМС США, сентябрь 1945 г.
- Исторические кадры: затопление японской подводной лодки I-400 (лодка 5231) у берегов Гавайских островов торпедой с авианосца "Трумпетфиш", 4 июня 1946 года.