Безэховая плитка

Безэховые плитки — это резиновые или синтетические полимерные плитки, содержащие тысячи крошечных пустот, наносимые на внешние корпуса военных кораблей и подводных лодок , а также на безэховые камеры . Их функция двоякая:
- Поглощать звуковые волны активного гидролокатора , уменьшая и искажая отраженный сигнал, тем самым уменьшая его эффективную дальность действия.
- Чтобы ослабить звуки, издаваемые судном, обычно его двигателями, чтобы уменьшить дальность обнаружения пассивным гидролокатором .
Развитие в Третьем Рейхе
[ редактировать ]

Технология безэховых плиток была разработана Кригсмарине во время Второй мировой войны под кодовым названием «Альберих» в честь невидимого карлика-хранителя сокровищ Рейнского золота из музыкальной драмы Рихарда Вагнера « Кольцо Нибелунгов» . Покрытие состояло из листов площадью примерно 1 м (3 фута 3 дюйма) и толщиной 4 мм (0,16 дюйма) с рядами отверстий двух размеров: диаметром 4 мм (0,16 дюйма) и 2 мм (0,079 дюйма). [1] [2] [3]
Изготовлено компанией IG Farben специальной формы в виде плитки из синтетического каучука с использованием стабилизированного, неполярного, высокомолекулярного гомополимера полиизобутилена с эластичностью при низких температурах; сам резиновый материал был известен под торговой маркой Oppanol . [1] [2] [4]
Материал не был однородным , но содержал воздушные полости; эти полости привели к ухудшению отражения ASDIC . [5] Покрытие уменьшило эхо на 15% в диапазоне от 10 до 18 кГц. [1] Этот диапазон частот соответствовал рабочему диапазону раннего активного гидролокатора ASDIC, используемого союзниками. Все ASDIC типов 123, 123A, 144 и 145 работали в диапазоне от 14 до 22 кГц. [6] [7] Однако это ухудшение отражения эха не было одинаковым на всех глубинах погружения из-за сжатия пустот под давлением воды. [8] Дополнительным преимуществом покрытия было то, что оно действовало как глушитель звука, сдерживая шумы двигателя подводной лодки. [1]
покрытия прошли Первые ходовые испытания в 1940 году на U-11 типа IIB. [1] [5] U-67 , тип IX, была первой боевой подводной лодкой с таким покрытием. [2] После своего первого военного патрулирования он прибыл в Вильгельмсхафен , вероятно, где-то в апреле 1941 года, где ему было нанесено покрытие. Покрытие покрывало боевую рубку и борта подводной лодки, но не палубу. К 15 мая 1941 года U-67 находилась в Киле, проводя испытания в Балтийском море . В течение июля покрытие было снято со всех частей лодки, кроме боевой рубки и носовой части. Дальнейшие эксперименты и звуковые испытания были проведены в Малом поясе, но они, по-видимому, оказались неудовлетворительными, поскольку впоследствии все покрытие было удалено. [9] Проблемы возникли на раннем этапе, когда было обнаружено, что клей имеет недостаточную прочность для соединения синтетического каучука с прочным корпусом и обшивкой. [3] [5] Это привело к ослаблению шкотов и созданию турбулентности в воде, что облегчило обнаружение подводной лодки. [10] Кроме того, было обнаружено, что покрытие значительно снизило скорость лодки. [2] [11]
Лишь в конце 1944 года проблемы с клеем были в основном решены. Покрытие требовало специального клея и тщательного нанесения; на склеивание и клепку на подводной лодке ушло несколько тысяч часов. [12] Первой подводной лодкой, испытавшей новый клей, была U-480 типа VIIC. [1] [5] Получив хорошие результаты с новым клеем, Главное морское командование намеревалось широко использовать его на новых подводных лодках типа XXI и типа XXII. Однако война закончилась прежде, чем его удалось начать широкомасштабное использование. [5] В конечном итоге только один действующий тип XXIII , U-4709 , был покрыт безэховой плиткой. [1] К подводным лодкам с безэховым плиточным покрытием относятся: Ю-11 , Ю-480 , Ю-485 Ю-486 , Ю-1105 , Ю -1106 , , Ю-1107 , Ю-1304 , Ю-1306 , Ю-1308 , У. -4704 , U-4708 и U-4709 . [13] [14] [15] [16]
Безэховое покрытие, созданное на основе исследований и технологий, предоставленных Германией, также использовалось на японских I-400 подводных лодках класса , хотя по составу оно совершенно отличалось от немецких плиток на резиновой основе, таких как Alberich или Tarnmatte .
Современное использование
[ редактировать ]После войны эта технология не использовалась снова до конца 1960-х годов, когда Советский Союз начал покрывать свои подводные лодки, начиная с класса «Виктор» , резиновой плиткой. [17] Первоначально они были склонны к падению, но по мере развития технологии стало очевидно, что плитки оказали существенное влияние на снижение акустических сигнатур подводных лодок . Современная российская плитка имеет толщину около 100 мм и, очевидно, снижает акустическую сигнатуру «Акула» подводных лодок класса на 10–20 децибел (т.е. на 10–1% от ее первоначальной мощности). [ нужна ссылка ]
Современная плитка [ когда? ] может состоять из нескольких слоев материала с пустотами переменного размера, предназначенных для маскировки и отклонения определенных диапазонов звуковых частот на разной глубине. Различные материалы [ который? ] могут использоваться морскими инженерами для прикрытия участков подводной лодки, где они необходимы для поглощения определенных частот, связанных с оборудованием в этом месте внутри корпуса. [ нужна ссылка ]
Королевский флот начал использовать безэховую плитку в 1980 году, когда HMS Churchill во время второго ремонта. ею был оснащен [18]
ВМС США также начали использовать безэховую плитку в 1980 году на авианосце USS Batfish . [19]
В последние годы почти все современные военные подводные лодки проектируются с использованием безэховых плиток. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Поглощающий излучение материал — маскировочные противорадиолокационные подводные покрытия из синтетического каучука и порошка оксида железа ( Тарнматте ) или слоев проводящего материала (бумаги или пластика с сажей), разделенных слоями диэлектрического материала ( поглотитель Яумана ).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Антизвуковое покрытие» . www.uboataces.com . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «CB 04051 (76); U 135; Допрос выживших. Ноябрь 1943 г.» . uboatarchive.net. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «Когда охотник становится добычей – Первая скрытая подводная лодка» . Арте. Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Оппанол – полиизобутены» . БАСФ – химическая компания. Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рёслер, Эберхард. История строительства немецких подводных лодок, Том 2 . Издательство Бернарда и Грефе. ISBN 3-86047-153-8 .
- ^ «Типы оборудования ASDIC – Раздел А» . Джерри Прок. Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Типы оборудования ASDIC – Раздел B» . Джерри Прок. Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Эберхард Росслер. Подводная лодка: эволюция и техническая история немецких подводных лодок . Касселл. ISBN 0-304-36120-8 [ нужна страница ]
- ^ «ONI 250 – G/Serial 16; Отчет о допросе выживших с U-67, затонувшей 16 июля 1943 года» . uboatarchive.net. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Уильямсон, Гордон. Волчья стая: История подводной лодки во Второй мировой войне . Оспри Паблишинг; Первое издание (2005 г.). ISBN 1-84176-872-3 .
- ^ «Отчет о допросе выживших на U-574, 500-тонной подводной лодке, затонувшей около 04:25 19 декабря 1941 года в позиции 38°15’ северной широты и 17°16’ з.д.». uboatarchive.net. Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Маккартни, Иннес. Потерянные патрули: затонувшие подводные лодки у Ла-Манша . Перископ Паблишинг Лтд (2002). ISBN 1-904381-04-9 . [ нужна страница ]
- ^ Винн, Кеннет Г. Операции подводных лодок во время Второй мировой войны: истории карьеры, U1-U510 . Издательство Военно-морского института (1998). ISBN 1-55750-860-7 .
- ^ Рёсслер, Эберхард. Гидроакустические системы немецких подводных лодок: разработка, испытания, применение и воздействие средств акустической локации и обмана на немецкие подводные лодки . Бернар и Грефе. ISBN 3-7637-6272-8
- ^ «Антисонарное покрытие» . u-history.com . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Абсорбирующее резиновое покрытие Alberich (безэховая плитка) для подводной лодки Uboote (стелс) ВМС Германии» . loutan.net . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ "Подводные лодки. Проект 671, 671В, 671К" . deepstorm.ru . Retrieved 22 April 2021 .
- ^ «Переоборудование атомных подводных лодок 1970–1983 (продолжение)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 22 октября 2010 г.
- ^ «Брошюра о смене командования на борту» (PDF) . п. 3 . Проверено 19 января 2013 г.