Японский крейсер Юбари
![]() Юбари в 1924 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | YūbariЮбари |
Тезка | Река Юбари |
Заказал | Октябрь 1921 г. |
Строитель | Военно-морской арсенал Сасебо |
Заложен | 5 июня 1922 г. |
Запущен | 5 марта 1923 г. |
Введен в эксплуатацию | 23 июля 1923 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен авианосцем USS Bluegill 28 апреля 1944 года. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение | 3560 длинных тонн (3620 т ) (нормальный) |
Длина | 139,45 м (457 футов 6 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 12,04 м (39 футов 6 дюймов) |
Черновик | 4,52 м (14 футов 10 дюймов) ( глубокая нагрузка ) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 34,8 узла (64,4 км/ч; 40,0 миль в час) |
Диапазон | 3310 миль (6130 км; 3810 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 328 |
Вооружение |
|
Броня |
Юбари ( 夕張 ) — экспериментальный лёгкий крейсер , построенный в начале 1920-х годов для Императорского флота Японии (IJN) для проверки новых концепций снижения веса корпуса при одновременном его усилении. Проекты, впервые разработанные на Юбари, оказали большое влияние на будущие конструкции японских военных кораблей. 1923 году, корабль обычно использовался в качестве флагмана эсминцев эскадрилий Построенный в . Большую часть своей карьеры в мирное время она провела в резерве или использовалась в качестве учебного корабля . Корабль участвовал в Первом Шанхайском инциденте в 1932 году и во Второй китайско-японской войне в 1937 году перед Второй мировой войной . Во время войны Юбари был флагманом сил, участвовавших в битве при острове Уэйк , а затем был отправлен на юг для поддержки вторжения в Рабаул в начале 1942 года. Она сыграла небольшую роль во время битвы в Коралловом море в качестве флагмана сил. намеревался вторгнуться в Порт-Морсби , Новая Гвинея . В начале Соломоновых островах Юбари кампании на сопровождал войска, высадившиеся на острове Гуадалканал. в июле. Через несколько дней после нападения американцев на остров в августе корабль участвовал в битве у острова Саво , где повредил американский тяжелый крейсер и эсминец.
Юбари Оставшуюся часть года провела в эскорте и сыграла небольшую роль в битве за Нью-Джорджию в середине 1943 года, бомбардировав войска союзников через несколько дней после того, как они высадились на острове. На обратном пути корабль подорвался на мине и был вынужден вернуться в Японию для ремонта, который длился несколько месяцев. После своего возвращения в район Гуадалканала в ноябре она совершила несколько рейсов Токийского экспресса для доставки подкреплений и припасов. Позднее в том же месяце Юбари был поврежден несколькими американскими авиаударами по Рабаулу был потоплен американской подводной лодкой , и ему пришлось снова вернуться в Японию для ремонта, который длился до марта 1944 года. В апреле кораблю было поручено доставить припасы и войска на японские аванпосты, и позже в том же году он . месяц.
Предыстория и описание
[ редактировать ]Строительство экспериментального легкого крейсера было разрешено пересмотренной Программой флота 8-4 1917 года , но строительство не было одобрено Генеральным штабом ВМФ до октября 1921 года для оценки военно-морского архитектора капитана Юдзуру Хираги новаторского проектного предложения корабля . Он включил пояс и палубные броневые листы в качестве конструктивных элементов в конструкцию корпуса, устранив вес традиционной обшивки и конструкции, поддерживающей броню. Хирага считал, что это позволит ему спроектировать корабль, который будет иметь боевой потенциал стандартного легкого крейсера водоизмещением 5500 тонн (5588 т ) «Сэндай» класса , но с гораздо меньшим водоизмещением. Лейтенант-коммандер Кикуо Фудзимото спроектировал «Юбари » под руководством Хираги так, чтобы он имел почти ту же скорость, вооружение и радиус действия, что и « Сендай », но при этом водоизмещал менее 60% старых кораблей. Юбари представил множество особенностей, которые были приняты в последующих проектах тяжелых крейсеров. [ 1 ]

Крейсер был спроектирован на водоизмещение 3141 длинную тонну (3191 т) при нормальной нагрузке, но по неизвестным причинам имел значительно избыточный вес и фактически водоизмещал 3560 длинных тонн (3617 т). Она имела общую длину 139,45 метра (457 футов 6 дюймов), ширину 12,04 метра (39 футов 6 дюймов) и осадку 3,86 метра (12 футов 8 дюймов), на 0,34 метра (1 фут 1 дюйм) глубже, чем спроектирован. Ее экипаж насчитывал 328 офицеров и рядовых . [ 2 ]
Силовая установка « Юбари » была заимствована у «Минекадзе» класса эсминцев и дополнена одним дополнительным гребным валом , паровой турбиной и четырьмя «Кампон» водотрубными котлами . Три турбины использовали пар, вырабатываемый восемью котлами, работавшими под давлением 18,3 кг/см. 2 (1795 кПа ; 260 фунтов на квадратный дюйм ) и температуре 156 ° C (313 ° F). Турбины развивали в общей сложности 57 900 лошадиных сил на валу (43 200 кВт ) и должны были обеспечить крейсеру скорость 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час), но увеличение осадки отрицательно сказалось как на его скорости, так и на дальности полета. Юбари достигла скорости всего 34,8 узлов (64,4 км/ч; 40,0 миль в час) при мощности 61 336 л.с. (45 738 кВт), а не запланированных 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час), когда корабль провел ходовые испытания 5 июля 1923 года. Судно перевозило максимум 916 тонн (902 длинных тонны) мазута . это дало ей дальность полета в 3310 морских миль (6130 км; 3810 миль), что меньше ее расчетной дальности в 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). Хирага переместил переднюю воронку в кормовую часть в заднюю, чтобы свести к минимуму воздействие горячих выхлопных газов на персонал мостика . [ 3 ]
Вооружение и управление огнем
[ редактировать ]крейсера Главная батарея состояла из шести 50 калибра 14-сантиметровых (5,5 дюймов) орудий «Тип », расположенных в двух двухорудийных башнях и двух одиночных артиллерийских установках, защищенных артиллерийскими щитами . По одной установке каждого типа располагалась в носовой и кормовой части надстройки по схеме суперобстрела , при этом одиночная установка располагалась под двухорудийной башней. Пара вращающихся двухтрубных установок Тип 8 для 61-сантиметровых (24 дюйма) торпед располагалась в миделе корабля по центральной линии . Каждый аппарат имел одну торпеду перезарядки. Одна 76-миллиметровая (3 дюйма) зенитная пушка 40-го калибра (3 дюйма) «Тип 3-го года » калибра 7,7 мм (0,30 дюйма) Льюиса и два пулемета на приподнятой платформе между торпедными установками для противовоздушной обороны. Юбари был оснащен шестью направляющими в корме , на которых можно было разместить 48 морских мин № 1 в 24 отсеках корпуса. [ 4 ]
Управление главными орудиями осуществлялось наводчиком Тип 13, расположенным на вершине треножной мачты . пара 3-метровых (9 футов 10 дюймов) дальномеров На мостике располагалась , по одному на каждом борту, для определения расстояния до цели. [ 5 ]
Защита
[ редактировать ]
Включение корабельной брони в корпус усилило продольную прочность корпуса, позволило Хираге отказаться от корпусных листов, ранее устанавливавшихся за броней, и от балок, традиционно обеспечивающих необходимую продольную прочность. Это снизило водоизмещение «Юбари » корпуса до 31,2 процента с примерно 38 процентов у класса «Сендай» и позволило Хираге существенно увеличить степень броневой защиты «Юбари » . Корабль был оснащен 349 тоннами (343 длинных тонны) брони, что почти вдвое больше веса кораблей класса «Сендай» . [ 6 ]
Броня Юбари была разработана для защиты от американских 4-дюймовых (102 - мм) снарядов, а крейсер был оборудован по внутренней ватерлинии 38-миллиметровым (1,5 дюйма) New Vickers Non-Cemented (NVNC) бронепоясом , который наклонялся наружу на 10° от сверху вниз. Пояс имел высоту 4,15 метра (13 футов 7 дюймов), длину 57,91 метра (190 футов) и соединялся с бронепалубой вверху и двойным дном внизу. образующая верхнюю часть броневой цитадели Палуба, , имела броневые листы NVNC толщиной 25,4 миллиметра (1 дюйм), которые были усилены 22-миллиметровыми (0,87 дюйма) пластинами из высокопрочной стали вдоль центральной линии. Воздухозаборники котла были защищены на высоте 0,76 метра (2 фута 6 дюймов) пластинами NVNC толщиной 32 миллиметра (1,3 дюйма). [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]В 1924 году воронку подняли на 2 метра (6 футов 7 дюймов), чтобы еще больше уменьшить количество выхлопных газов, достигающих мостика и директора управления огнем на высокой скорости. Для повышения устойчивости также был добавлен дополнительный балласт. Во время ремонта в 1932–1933 годах с него сняли 76-мм зенитную пушку, а торпедные установки подняли и получили брызговики. В следующем году с «Юбари » было снято минное оборудование, усилены балки корпуса и установлен балласт во время ремонта с 17 мая по 20 июля 1934 года после того, как тяжелый японский торпедный катер «Томодзуру» перевернулся во время шторма. В 1935 году на месте 76-мм зенитной пушки была установлена спаренная установка для 13,2-миллиметровых (0,52 дюйма) пулеметов Тип 93, а вокруг частей мостика была установлена противоосколочная обшивка. В 1940 году 13,2-мм пулеметная установка была заменена четырьмя 2,5-сантиметровыми (1 дюйм) зенитными орудиями Тип 96 в спаренных установках. [ 7 ]
Вскоре после начала Тихоокеанской войны Юбари установила по обеим сторонам мостика пару импровизированных спаренных артиллерийских установок для 13,2-мм пулеметов. В феврале 1943 года они были заменены зенитными орудиями Тип 96. Шесть месяцев спустя кормовая одинарная 14-см установка была заменена тройной установкой для зенитных орудий Тип 96. Юбари также получил Тип 22 радар надводного поиска , гидролокатор Тип 93 Mk.4 и гидрофон Тип 93 . [ 8 ] В начале 1944 года корабль подвергся значительному ремонту, когда передняя одиночная 14-см пушка была заменена на зенитную пушку 45-го калибра 12 см (4,7 дюйма) , были установлены две дополнительные трехместные и восемь одиночных установок для зенитных орудий Тип 96. Также были добавлены две стойки глубинных бомб , каждая с шестью глубинными бомбами. [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Юбари , названный в честь реки Юбари , [ 9 ] был заложен 5 июня 1922 года на военно-морском арсенале Сасебо , спущен на воду 5 марта 1923 года, достроен и вступил в строй 31 июля 1923 года. [ 10 ] под командованием капитана Масао Сугиуры . Построенный незадолго до Великого землетрясения Канто 1 сентября 1923 года, Юбари был быстро задействован для помощи в эвакуации беженцев из района Синагава . Наследный принц Хирохито сел на борт судна, чтобы совершить тур из Иокогамы в Йокосуку 10 октября. 1 декабря корабль был передан в состав 3-й крейсерской дивизии 1-го флота , а Масао заменил капитан Ямагути Нобуичи . [ 8 ] В сопровождении легких крейсеров «Тама» и «Исузу» « Юбари» совершил круиз у берегов Китая в марте 1924 года. После службы в качестве флагмана эскадры эсминцев во время ежегодных маневров флота в конце 1924 года он был переведен в резерв 1 декабря. [ 11 ]
Юбари совершил длительный круиз в апреле – июне 1925 года по западной части Тихого океана , включая визит в Австралию , и наблюдал за учениями флота ВМС США к западу от Гавайских островов . Корабль базировался на японском Тайване в августе – ноябре, а затем 1 декабря стал флагманом 1-й эскадрильи эсминцев 1-го флота. Двенадцать месяцев спустя он был переведен во 2-ю эскадрилью эсминцев 2-го флота , где ее эскадра тренировалась в тайваньских водах в марте – апреле 1927 года и была приписана к Объединенному флоту во время специальных больших маневров, проходивших возле островов Рюкю и Бонин . «Юбари» был переведен в резерв 1 декабря и до середины 1931 года был прикреплен к Императорской военно-морской академии Японии в качестве учебного корабля. Он был переоборудован в Военно-морском арсенале Сасебо с 4 сентября по 23 января 1932 года. [ 12 ]
Во время ремонта «Юбари» был переведен в 1-й флот и 1 декабря 1931 года назначен флагманом 1-й эскадры эсминцев. Крейсер и его эсминцы были отправлены в Шанхай , Китай , 26 января после того, как начались инсценированные беспорядки, о которых говорилось в предисловии. Первый шанхайский инцидент . эскадра сопровождала военные корабли с войсками Императорской японской армии мимо китайских фортов в устье реки Хуанпу в Усуне 8 февраля . После высадки войск эскадрилья начала бомбардировку фортов, а войска атаковали их и близлежащие китайские позиции в районах Чжабэй и Хункоу . на следующий день [ 8 ] Дульный выстрел ее собственного орудия повредил Юбари , и с 22 марта по 31 января 1933 года она находилась в ремонте в Военно-морском арсенале Сасебо. В июле – августе эскадрилья совершила тренировочный поход у побережья Китая и участвовала в военно-морском смотре 25 августа в Иокогаме. . 13 ноября она была переведена в резерв и была приписана к гвардейской эскадрилье Сасебо, когда она была сформирована 11 декабря. [ 13 ]

15 ноября 1934 года капитан Тадасиге Дайго принял командование, и Юбари был переведен в гвардейскую эскадрилью Йокосука военно-морского округа Йокосука , где она была переоборудована 9 июля — 15 ноября 1935 года. После этого она была направлена в 5-ю эскадрилью эсминцев 3-го полка. флот и проводил патрулирование у побережья Китая и посещал остров Ява в Голландская Ост-Индия в 1936 году. С началом Второй китайско-японской войны в августе 1937 года Юбари помогал в эвакуации японского гражданского населения из прибрежных городов на юге Китая. 14 сентября Юбари и эсминцы Хаяте и Оите вошли в дельту Жемчужной реки в Бокка Тигрис , когда они столкнулись со старым защищенным крейсером Чао Хо и шлюпом Хай Чоу (ранее Arabis класса HMS Pentstemon ). Японские корабли без особого эффекта вступили в бой с китайскими кораблями и фортами, защищавшими этот район, и обе стороны отступили. Когда Юбари возвращалась на базу, она была атакована Northrop A-17 легкими бомбардировщиками ВВС Китая. . Хотя корабль не пострадал, в результате промаха были ранены пять моряков. Впоследствии ее отправили на север для прикрытия высадки Императорской японской армии в Ханчжоу 20 октября. [ 8 ]
1 декабря крейсер был заменен легким крейсером «Нагара» в качестве флагмана 5-й эскадрильи эсминцев и 7 декабря был переведен в резерв в Йокосуке, после чего начался ремонт, который длился с 14 января по 31 марта 1938 года. Юбари оставался в резерве до ноября. 1940 г., за исключением двух коротких периодов действительной службы в гвардейском округе Оминато в 1939 г. их она патрулировала у побережья острова Сахалин к северу от Японских островов . В начале 1940 года ее 13,2-мм пулеметы были заменены двумя спаренными артустановками для 25-мм орудий. 15 ноября Юбари под командованием контр-адмирала Садамичи Кадзиока стал флагманом 6-й эскадры эсминцев 4- го флота , которой было поручено защищать мандат Южных морей . Корабль совершил круиз по западной части Тихого океана со 2 февраля по 14 апреля 1941 года, посетив остров Сайпан , острова Палау , Трук и атолл Кваджалейн . Он был ненадолго переоборудован в Иокогаме 20 апреля – 1 мая и покинул Японию, чтобы совершить поездку по Подмандатным островам. 25 мая это продолжалось до тех пор, пока она не начала тренироваться в Труке 25 октября. [ 14 ] Крейсер и его флотилия прибыли в Кваджалейн 3 декабря, уже получив кодовую фразу «Восхождение на гору Ниитака», согласно которой датой объявления войны Соединенным Штатам японцами было 8 декабря (по японскому времени). [ 8 ]
Тихоокеанская война
[ редактировать ]Юбари был флагманом японских сил вторжения во время вторжения на остров Уэйк . Утром 11 декабря корабли Каджиоки начали бомбардировку берега без особого эффекта, но защитники морской пехоты острова потопили два эсминца, повредили два других, а также легкий крейсер, вынудив Каджойку отойти в Кваджалейн. Юбари подвергся обстрелу, но не получил никаких повреждений. Войска Каджойки были сильно усилены и 23 декабря захватили остров. [ 15 ]
При подготовке к последующим операциям комплекс Юбари 3 января 1942 года зенитный был усилен двумя парами пулеметов Тип 93, по одному с каждой стороны моста. Затем 6-я эскадрилья эсминцев провела следующие несколько месяцев, сопровождая задействованные силы. при захвате Рабаула и Кавиенга , Новая Ирландия , у берегов Новой Гвинеи 23–24 января, за которым последовало вторжение в Саламауа – Лаэ 8 марта. Это было прервано неудачной попыткой перехватить американскую авианосную группу, сосредоточенную вокруг военного корабля США « Лексингтон» 20 февраля . 10 марта она была атакована двумя Douglas SBD-3 Dauntless пикирующими бомбардировщиками с борта «Лексингтона» , которые совершили два промаха, в результате которых погибло несколько расчетов ее зенитных орудий. Затем она была обстреляна четырьмя Grumman F4F-3 Wildcat истребителями из Лексингтона , в результате чего погибли ее старший офицер и несколько членов экипажа на ее мостике. На следующее утро она снова подверглась нападению самолетов с авианосца USS Yorktown . Йорктауна Бесстрашные взорвали порох мешки возле ее носовой двухорудийной башни, что вызвало пожар, а обстрел Wildcat взорвал бочки с бензином, хранившиеся в ее левой спасательной шлюпке . Пожарные обнаружили, что пожарные шланги слишком короткие, и сильный пожар угрожал передней торпедной установке. Капитан Пан Масами приказал сбросить торпеды, но установка не могла вращаться из-за сбоя питания, что вынудило экипаж использовать шкивы и тросы для сброса торпед вручную. Во время этого боя Юбари уклонился от 67 бомб и 12 торпед, потеряв 13 убитых и 49 раненых. 20 марта она снова подверглась бомбардировке четырьмя бомбардировщиками USAAF B-17 Flying Fortress, когда возвращалась в Рабаул с четырьмя промахами, в результате которых в ее корме образовались три дыры. 25 марта она вернулась в Трук для срочного ремонта. Они были завершены вместе с добавлением осколочной брони для моста 10 апреля. [ 8 ]

В следующий раз Юбари был назначен флагманом ударной группы Порт-Морсби во время операции МО 4 мая. 7 мая он без повреждений избежал атаки четырех бомбардировщиков B-17 и безуспешно искал выживших с легкого авианосца «Сёхо» , который был потоплен ранее. [ 8 ] Она вернулась в Трук 17 мая, когда операция была отменена после битвы в Коралловом море . Она вернулась в Йокосуку для капитального ремонта, который длился с 19 мая по 19 июня. [ 16 ]
Начиная с 29 июня 1942 года Юбари принял участие в кампании на Соломоновых островах , в том числе высадил персонал на Гуадалканале для строительства аэродрома. 10 июля 6-я эскадрилья эсминцев была расформирована, а крейсер передан в состав 2-го надводного эскорта 4-го флота в Труке. Ее перевели в Рабаул 17 июля, и примерно в это же время у нее начались проблемы с центральной турбиной, из-за которых ее скорость ограничивалась 26 узлами (48 км / ч; 30 миль в час) на двух валах. [ 8 ] Юбари сыграл ограниченную роль в битве у острова Саво 9 августа, поставив одну торпеду в тяжелый крейсер USS Vincennes , которая вывела из строя его оставшуюся пожарную часть и нанесла вред эсминцу USS Ralph Talbot пятью 14-сантиметровыми попаданиями. [ 17 ] За бой корабль выпустил 96 орудийных выстрелов и четыре торпеды. [ 18 ] Юбари сопровождал десант для операции RY по оккупации Науру и Оушенских островов , который покинул Трук 26 августа и вернулся туда 5 сентября. Начиная с 10 сентября, он начал патрулировать и сопровождать конвои между Труком и Маршалловыми островами , островами Гилберта и Палау. Базировался в Тараве с 20 октября по 20 ноября в качестве сторожевого корабля . [ 8 ]

Она вернулась в Йокосуку в начале декабря, где в феврале 1943 года ее средняя турбина была отремонтирована и установлено дополнительное зенитное вооружение. Она вернулась в Рабаул 1 апреля и была направлена в состав Юго-западного флота . 2 июля «Юбари» и ее эсминцы обстреляли американский плацдарм на острове Рендова , но без особого эффекта. По возвращении в Юбари Буин подорвалась на морской мине, заложенной торпедоносцем Grumman TBM Avenger , она повредила носовую часть, ограничила скорость до 22 узлов (41 км/ч; 25 миль в час) и ранила 26 членов экипажа. Когда она достигла Рабаула, ей был проведен экстренный ремонт, и 16 июля она отправилась в Йокосуку для капитального ремонта. Это дало IJN возможность дополнительно расширить свой зенитный комплекс и установить радиолокационные и гидролокационные системы. Корабль вернулся в Рабаул 3 ноября. она спасла 196 военнослужащих и три артиллерийских орудия с поврежденного транспорта «Киесуми Мару» 4-го числа . На следующий день Юбари был назначен флагманом 3-й эскадрильи эсминцев. 6 ноября она предприняла " Транспортный рейс « Токийский экспресс » с 700 военнослужащими 17-й дивизии IJA и 25 тоннами припасов на остров Бугенвиль . Юбари был слегка поврежден в результате обстрела во время рейда авианосца на Рабаул 11 ноября и снова 14 ноября. 18 ноября он предпринял еще одну попытку переброски войск на остров Гарове в Новой Британии , но миссия была отменена после того, как Юбари был поврежден в результате нападения USAAF B-24 Liberators и USN PBY Catalinas . Корабль прошел экстренный ремонт, когда вернулся в Рабаул 24 ноября. Он отбыл 3 декабря, буксируя « Наганами» в Трук, куда они прибыли 8 декабря. для ремонта и установки пусковых установок глубинных бомб и еще большего количества зенитных орудий. она вернулась на Сайпан 30 марта 1944 года и в Палау. 25 апреля [ 8 ]
Юбари был замечен 27 апреля 1944 года у берегов Палау американской подводной лодкой Bluegill во время ее первого военного патрулирования. Bluegill выпустил шесть торпед, из которых Юбари удалось уклониться от пяти, но одно попадание затопило оба пожарных помещения в 10:04. После 14:00 она попыталась тронуться с места, используя только среднюю шахту, но попытка провалилась, как и попытка сопровождающего ее эсминца «Самидаре» взять ее на буксир позже в тот же день. Юбари затонул почти через 24 часа после торпеды. [ 19 ] на позиции 05 ° 20'N 132 ° 16'E / 5,333 ° N 132,267 ° E , [ 20 ] с потерей 19 членов экипажа. Исключен из списков ВМФ 10 июня 1944 года. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 16, 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Лакруа и Уэллс, стр. 799–800.
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 46, 800.
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 42, 46–47.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 47
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 41, 45–46
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 41, 45, 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хакетт и Шумейкер
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 41
- ^ Тихо, с. 31
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 162–163.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 163
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 163–164.
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 164–165.
- ^ Тупой, стр. 24–26.
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 364–365.
- ^ Кокс, стр. 110, 117–118.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 368
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 370
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 110
Ссылки
[ редактировать ]
- Кокс, Джеффри Р. (2018). Утренняя звезда, полуночное солнце: начало кампании Гуадалканала и Соломоновых островов во время Второй мировой войны, август-октябрь 1942 года . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-2638-1 .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер. «IJN Юбари: Табличный отчет о движении» . www.combinedfleet.com . Проверено 3 апреля 2023 г.
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-0-87021-893-4 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Стилле, Марк (2012). Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Скопа. ISBN 978-1-84908-562-5 .
- Крейсеры Императорского флота Японии
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Сасебо
- корабли 1923 года
- Экспериментальные корабли
- Крейсеры Японии Второй китайско-японской войны
- Крейсера Японии времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Филиппинском море
- Битва при острове Уэйк
- Морские инциденты в апреле 1944 г.