HMCS Атабаскский (G07)
![]() HMCS Athabaskan , дата неизвестна.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Атабаскский |
Тезка | Первые народы, говорящие на атабаскском языке. |
Заказал | 5 апреля 1940 г. |
Строитель | Викерс-Армстронгс , Хай Уокер |
Заложен | 31 октября 1940 г. |
Запущен | 15 ноября 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 3 февраля 1943 г. |
Не работает | 29 апреля 1944 г. |
Идентификация | Номер вымпела : G07 |
Девиз | «Мы сражаемся как один» |
Почести и награды | Арктика 1943-44 гг., Ла-Манш 1944 г. [ 1 ] |
Судьба | Потоплен немецкими торпедными катерами в Ла-Манше , 29 апреля 1944 года (к северу от острова Вьерж и у берегов Бретани ). |
Значок | На серебряном поле североамериканский индеец сидел без седла на индийском пони, держа красный лук и стрелы в «готовом» положении. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | племенного класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 377 футов (115 м) Общая длина |
Луч | 37 футов 6 дюймов (11,43 м) |
Черновик | 9 футов (2,7 м) |
Установленная мощность | 44000 л.с. (33000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (67 км / ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 5700 миль (10600 км; 6600 миль) на скорости 15 узлов (17 миль в час; 28 км/ч) |
Емкость | 524 коротких тонны (475 т) мазута |
Дополнить | 190 (219 как лидер) |
Вооружение | 6 - 4,7 орудий LA-QF (3х2), 2 - 4 орудия ГА (1х2), 4 - 2-фунтовые зенитные орудия (1х4), 12 - 20-мм зенитные орудия (6х2) , 4 торпедных аппарата калибра 21 дюйм (533 мм) (1х4), 1 — стойка глубинных бомб, 2 — метатели глубинных бомб. |
HMCS Athabaskan был первым из трех эсминцев Королевского флота Канады, носивших это имя. Это был эсминец класса «Трайбл» , участвовавший во Второй мировой войне . Она была названа в честь коренных народов, составляющих атабаскскую языковую группу. Он был торпедирован в Ла-Манше и затонул в 1944 году.
Атабаскан был заказан 5 апреля 1940 года в рамках строительной программы 1940–1941 годов. [ 2 ] Он был заложен в Великобритании 31 октября 1940 года компанией Vickers-Armstrongs из Хай-Уокера и построен совместно с CA Parsons моторостроительным заводом . Он был спущен на воду 18 ноября 1941 года и принят в состав Королевского военно-морского флота Канады 3 февраля 1943 года. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Между вводом в эксплуатацию и затоплением HMCS Athabaskan прослужил относительно недолго - около 14 месяцев. Корабль также претерпел несколько серьезных аварий и боевых повреждений, из-за которых его вывели из эксплуатации на ремонт в общей сложности примерно на пять месяцев. Если принять во внимание эти периоды ремонта, «Атабаскан» был готов к фактической эксплуатации в море в общей сложности всего девять месяцев до затопления.
После непродолжительной доработки после ввода в эксплуатацию 3 февраля 1943 года «Атабаскан» 29 марта 1943 года отплыл для патрулирования пролива Исландия-Фарерские острова в поисках нарушителей блокады, но сильное волнение повредило его корпус, на ремонт которого в Саут-Шилдс ушло пять недель. Вскоре после возвращения в строй, в начале июня 1943 года, он принял участие в операции Gearbox III по освобождению гарнизона Шпицбергена . [ 3 ]
18 июня 1943 года «Атабаскэн» получил повреждения во время столкновения с боновым судном защиты «Баргейт» в Скапа-Флоу , в результате чего в течение месяца находился на ремонте в Девонпорте . В июле и августе 1943 года базировался в Плимуте , осуществляя противолодочное патрулирование в Бискайском заливе .
Атабаскан был серьезно поврежден планерной бомбой Henschel Hs 293 , сброшенной самолетом KG 100 во время противолодочной погони у мыса Ортегал в Бискайском заливе 27 августа 1943 года. [ 4 ] HMS Egret затонул в том же инциденте. [ 2 ] Планерная бомба полностью прошла через Атабаск , прежде чем взорвалась снаружи корабля.
Вернувшись в Скапа-Флоу в декабре 1943 года, она сопровождала конвой JW55A в Советский Союз, но в феврале 1944 года снова присоединилась к командованию Плимута и была направлена в недавно сформированную 10-ю флотилию эсминцев, выполняющую операции «Враг» (минные постановки) и операцию «Туннель» (патруль). миссии у берегов Франции. 26 апреля он участвовал в уничтожении немецкого класса «Эльбинг» торпедного катера T29 в Ла-Манше у побережья Ушанта в рамках миссии «Операция «Туннель», в которой участвовали британский крейсер « Черный принц» , эсминец «Ашанти» и канадские племена Хайда , Гурон и Атабаскский . Три дня спустя Атабаскан погиб в еще одном бою. [ 5 ]
Последнее действие, тонущий
[ редактировать ]29 апреля 1944 года около 03:00 «Атабаскан» патрулировал вместе со своим сестринским эсминцем класса «Трайбал» «Хайда» в поддержку британской операции по постановке мин у побережья Франции недалеко от устья реки Морле. Она получила первый из серии приказов Адмиралтейства перехватить немецкие военные корабли возле Иль-де-Бас (иногда Иль-де-Бац ), как было замечено прибрежным радаром на юге Англии. В ходе последующего боя с немецкими кораблями «Атабаскан» был торпедирован и затонул. 128 человек погибли, 44 были спасены Хайдой и 83 взяты в плен тремя немецкими тральщиками, вылетевшими с побережья после ухода Хайды . [ 6 ]
Как и следовало ожидать в случае ночного морского сражения, различные источники и даже очевидцы предоставляют совершенно разные версии событий, связанных с затоплением «Атабаскина» . Некоторые выжившие рассказывают, что сначала корабль был поражен обстрелом береговой батареи, а затем торпедой. По крайней мере, один выживший сообщает о попадании второй торпеды через пятнадцать минут после первой, но официальная история Королевского военно-морского флота Канады приписывает второй крупный взрыв пожару, затронувшему магазин с боеприпасами. [ 7 ]
«Атабаскан», был торпедирован немецким по-видимому , миноносцем Т24 . Атабаскана » « Командир , лейтенант-коммандер Джон Стаббс , погиб в бою после того , как Хайда отказался помочь ему плыть обратно за другими членами экипажа . В 2004 году Королевский военно-морской флот Канады установил на месте крушения латунную мемориальную доску в память о потере. Экспедиция нашла дополнительную информацию о затоплении, но не прояснила истинную причину. Обломки корабля в разрушенном состоянии разбросаны по морскому дну.
HMCS Haida Спасение моторного катера
[ редактировать ]
Когда Хайда быстро покинула этот район из-за наступления дневного света и повышенного риска атак с воздуха и моря, она оставила свой моторный катер, на котором находились старший моряк У.А. Маклюр, Джек Ханнэм и три добровольца. Маклюр и его товарищи спасли шестерых выживших атабасков вместе с двумя членами экипажа хайда , которых вымыло из сетей при отходе корабля. Как рассказывается в официальной военно-морской истории Канады, немецкие тральщики преследовали катер, но сдались по неизвестным причинам. После серии поломок и столкновений с самолетами противника моторный катер Маклюра в конце концов приземлился в Англии под эскортом Королевских ВВС незадолго до полуночи 29 апреля 1944 года. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Остров Атабаскан, расположенный недалеко от Белла-Белла на центральном побережье Британской Колумбии , был назван в память об Атабаскане . [ 9 ]
Мемориальная школа Эколь Джона Стаббса недалеко от Виктории, Британская Колумбия, названа в честь лейтенанта-коммандера Джона Стаббса.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Официальные Linneages: Том 2, Часть 1: Сохранившиеся в эксплуатацию корабли» . Департамент национальной обороны . 7 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «HMCS Атабаскский (i) (G07)» . uboat.net . Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ «Атабасканский» . Канадская племенная ассоциация . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Форд, Роджер (2013). Секретное оружие Германии во Второй мировой войне . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. п. 224. ИСБН 9781909160569 .
- ^ Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли . Оттава: Королевский принтер, Канада. стр. 251–258.
- ^ Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли . Оттава: Королевский принтер, Канада. стр. 253–257.
- ^ Чайники, Стюарт. «Последнее действие — HMCS Athabaskan» . HMCS Атабаскские истории . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли . Оттава: Королевский принтер, Канада. стр. 256–258.
- ^ «Атабасканский остров» . Географические названия Британской Колумбии .
Ссылки
[ редактировать ]- Брайс, Мартин Х. (1971). Племена . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0245-2 .
- Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-95-9 .
- Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты во время Второй мировой войны и после нее . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-86176-137-6 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эсминцы класса Tribal (1936 г.) Королевского военно-морского флота Канады.
- Эсминцы Канады времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Ла-Манше
- корабли 1941 года
- Морские инциденты в апреле 1944 г.
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Корабли постройки Vickers Armstrong
- Взрывы военно-морских магазинов