HMS Тартар (F43)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2010 г. ) |
![]() Тартар у буя
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | татарский |
Тезка | татары |
Заказал | 19 июня 1936 г. |
Строитель | Лебединый охотник и Уигэм Ричардсон , Уоллсенд |
Расходы | £ 339,750 |
Заложен | 26 августа 1936 г. |
Запущен | 21 октября 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 марта 1939 г. |
Выведен из эксплуатации | 1946 |
Идентификация | Номера вымпела : G43, позже F43. |
Псевдоним(а) | «Счастливый татарин» |
Почести и награды | 12 боевых наград |
Судьба | Продан на металлолом , 6 января 1948 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | племенного класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 377 футов (114,9 м) ( о/а ) |
Луч | 36 футов 6 дюймов (11,13 м) |
Черновик | 11 футов 3 дюйма (3,43 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 5700 миль (10600 км; 6600 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 190 |
Датчики и системы обработки | АСДИК |
Вооружение |
|
HMS Tartar — класса Tribal эсминец Королевского флота , принимавший участие в большинстве военно-морских театров военных действий Второй мировой войны . У нее была насыщенная карьера, и в конечном итоге она получила прозвище «Счастливчик-татарин» из-за многочисленных побегов из опасных ситуаций. [ 1 ] Он был одним из четырех из шестнадцати эсминцев класса «Трайбл», находящихся под управлением Королевского флота, переживших войну.
Описание
[ редактировать ]«Трайбалы» предназначались для противодействия крупным эсминцам, строившимся за границей, и для улучшения огневой мощи существующих флотилий эсминцев и, таким образом, были значительно крупнее и тяжелее вооружены, чем предыдущий I класс . [ 2 ] Водоизмещение кораблей составляет 1891 длинную тонну (1921 т ) при стандартной загрузке и 2519 длинных тонн (2559 т) при глубокой загрузке . [ 3 ] Их общая длина составляла 377 футов (114,9 м), ширина - 36 футов 6 дюймов (11,13 м). [ 4 ] и осадка 11 футов 3 дюйма (3,43 м). [ 5 ] Эсминцы были оснащены двумя «Парсонс» с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, подаваемый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 44 000 лошадиных сил на валу (33 000 кВт ) и обеспечивали максимальную скорость 36 узлов (67 км / ч; 41 миль в час). [ 4 ] Во время ходовых испытаний «Тартар» развивал скорость 35,9 узлов (66,5 км/ч; 41,3 миль в час) при мощности 44 077 л.с. (32 868 кВт) при водоизмещении 2025 длинных тонн (2057 т). [ 6 ] На кораблях было достаточно мазута, чтобы обеспечить дальность действия 5700 морских миль (10600 км; 6600 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). [ 5 ] Состав кораблей состоял из 190 офицеров и рядовых , хотя командиры флотилии имели на борту дополнительно 20 офицеров и рядовых, состоящих из капитана (D) и его штаба. [ 7 ]
Основным вооружением эсминцев класса «Трайбал» было восемь скорострельных (QF) 4,7-дюймовых (120-мм) орудий Mark XII в четырех сверхмощных спаренных артиллерийских установках, по паре в носовой и кормовой части надстройки , обозначенных буквой «А». «B», «X» и «Y» спереди назад. Крепления имели максимальный угол подъема 40°. Для противовоздушной обороны они имели одну счетверенную установку для 40-миллиметровой (1,6 дюйма) двухфунтовой пушки QF Mk II «помпон» и две счетверенные установки для 0,5-дюймовой (12,7 мм) пушки Mark. III пулемет . [ 8 ] Огнем на малых углах из главных орудий управляла диспетчерская вышка (DCT) на крыше мостика , которая передавала полученные ею данные, а также 12-футовый (3,7 м) дальномер на дальномере/директоре Mk II, расположенный непосредственно за пулеметом. DCT к аналоговому механическому компьютеру Mk , Адмиралтейским часам управления огнем I. Зенитный огонь основных орудий контролировался дальномером/директором, который отправлял данные на механические часы для хранения взрывателя . [ 9 ]
Корабли были оснащены единственной надводной счетверенной установкой для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 7 ] «Трайбалы» не предназначались как противолодочные корабли, но они были снабжены ASDIC , одной стойкой для глубинных бомб и двумя метателями для самообороны, хотя метатели устанавливались не на всех кораблях; [ 10 ] В мирное время было предусмотрено двадцать глубинных бомб, но в военное время их количество увеличилось до 30. [ 11 ]
Модификации военного времени
[ редактировать ]Тяжелые потери от немецкой воздушной атаки во время Норвежской кампании продемонстрировали неэффективность зенитного комплекса племени, и в мае 1940 года RN решило заменить установку «X» двумя 4-дюймовыми (102-мм) универсальными орудиями QF Mark XVI. в спаренной артиллерийской установке. Чтобы лучше контролировать орудия, существующий дальномер/направитель был модифицирован для установки Тип 285 артиллерийского радара по мере его появления. В начале войны количество глубинных бомб было увеличено до 46, а позже было добавлено еще больше. [ 12 ] Для увеличения дуги стрельбы зенитных орудий заднюю трубу укоротили, а грот-мачту превратили в короткую шестовую мачту. [ 13 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Входит в число девяти эсминцев класса Tribal согласно военно-морской оценке 1936 года. [ 14 ] «Тартар» был седьмым кораблем ее имени, служившим в Королевском флоте. [ 15 ] Корабль был заказан 19 июня 1936 года у компании Swan Hunter & Wigham Richardson и заложен компании в Уоллсенде , Тайн-энд- Уир 26 августа на верфи . Спущенный на воду 21 октября 1937 года, «Тартар» вступил в строй 10 марта. Стоимость корабля составила 341 462 фунта стерлингов , не считая вооружения и средств связи, предоставленных Адмиралтейством . [ 16 ] Она была оборудована для использования в качестве лидера флотилии .
После ввода в строй он был приписан к 2-й флотилии племенных эсминцев Флота метрополии , а позже был переведен в переименованную в 6-ю флотилию эсминцев . Период испытаний и учений был прерван затоплением подводной лодки «Тетис» в Ливерпульском заливе 1 июня 1939 года. «Тартар» был одним из кораблей Флота метрополии, отправленных на место аварии для оказания помощи в поисково-восстановительных работах, и сформировал штаб. корабль для спасательных операций. Дальнейшие учения по отработке выявили дефекты, и «Тартар» находился в ремонте на верфи Девонпорта до конца июля 1939 года, после чего присоединился к Флоту метрополии в Скапа-Флоу .
Родные воды: Северное море
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны она провела ряд мероприятий со своей флотилией, включая проверку крупных военных кораблей, перехват блокадников и коммерческих рейдеров , а также противолодочное патрулирование. 24 ноября он был отправлен вместе с другими кораблями Флота метрополии для поиска немецких легких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» после затопления вооруженного торгового крейсера HMS Rawalpindi .
К декабрю у нее возникла обширная утечка из-за работы на высокой скорости в тяжелых погодных условиях. Это был дефект, общий для эсминцев класса «Трайбл», и «Тартар» находился в ремонте на верфях «Александр Стивен и сыновья» в Говане на реке Клайд до 29 декабря. Январь и февраль 1940 года были потрачены на сопровождение конвоев в Норвегию и обратно, а также на проверку подразделений флота. В марте она и могавк сопровождали океанский лайнер RMS Queen Elizabeth через западные подходы во время его первого рейса, а затем перебрались в Росайт для выполнения обязанностей по сопровождению конвоя.
В апреле «Тартар» сопровождал конвои HN-24 и HN-25 с перерывами на поиск немецких военных кораблей, действующих в Северном море . Затем она поддерживала операции союзников у берегов Норвегии, включая сопровождение поврежденного крейсера «Саффолк» и прикрытие эвакуации союзных войск из Ондалснеса и Молде . Она продолжала работать у берегов Норвегии до конца мая, после чего вернулась в Скапа-Флоу. В начале июня она вернулась в Северное море, сопровождая авианосец HMS Ark Royal и линкор Valiant . Она также сопровождала ряд эвакуационных конвоев союзников и провела еще один безуспешный поиск Шарнхорста и Гнейзенау после затопления авианосца «Славный» .
Затем Тартар отправился в противолодочный патруль вместе с сестрами Бедуин и Машоной . 19 июня она спасла выживших с торпедированного португальского торгового судна, а 20 июня в компании с «Машоной » захватила контроль над шведскими эсминцами «Ромул» и «Ремус» . Позже после интенсивной дипломатической деятельности они были возвращены в Швецию. Тем временем «Тартар» стал командиром 6-й флотилии, пока ее сестра «Сомали» находилась в ремонте. Сама «Тартар» нуждалась в ремонте в середине июля после повреждения руля направления.
8 августа он был временно прикомандирован к отряду H для сопровождения кораблей, направлявшихся в Гибралтар . 5 сентября сопровождал корабли 1-й минной эскадры при постановке мин на Северном заграждении . В октябре последовал дальнейший ремонт в Девонпорте, который включал работы по устранению утечек в системах подачи воды и замену сдвоенной 4,7-дюймовой артиллерийской установки в положении «X» на сдвоенную 4-дюймовую артиллерийскую установку для улучшения противовоздушной обороны. Эта работа продолжалась до декабря, когда Тартар вернулся в Скапа-Флоу в качестве лидера 4-й флотилии эсминцев .
В январе и феврале 1941 года он использовался для сопровождения ряда минных постановок в Северном море. 1 марта он был одним из эсминцев, сопровождавших десантные корабли операции «Клеймор» к Лофотенским островам, а затем обеспечивал поддержку десантных операций. [ 17 ] 3 марта она потопила немецкое торговое судно «Бернхард Шульте» . 61 ° 55' с.ш. , 5 ° 07' в.д. / 61,917 ° с.ш., 5,117 ° в.д. . [ 18 ] [ 19 ] Выполняя этот долг 4 марта, она перехватила немецкий траулер «Креббс» и захватила его вместе с абордажным отрядом. Машина «Энигма» и подтверждающие документы были обнаружены и позже перевезены в Блетчли-Парк для помощи в расшифровке. В мае «Тартар» был направлен для защиты атлантических конвоев . Во время выполнения этих обязанностей она присутствовала при потоплении немецкого линкора «Бисмарк» . После этого 28 мая Тартар возвращался в Скапа-Флоу с Машоной , когда они подверглись сильной воздушной атаке к западу от Ирландии , и Тартара в отчете о действиях говорится: «...Считается, что все атакующие самолеты были HE 111. Иногда За кормой был замечен FW Condor . По оценкам, в атаках в течение 13 часов приняли участие около 50 самолетов..." [ 20 ] « Машона» была подбита и сильно повреждена, в конечном итоге перевернулась, но в ответ «Тартар» сбил бомбардировщик He 111. [ 21 ] Тартару удалось спасти 14 офицеров и 215 рядовых и переправить их в Гринок . Во время этого боя « Тартар использовала свои часы для наведения взрывателей для наведения своих 4,7-дюймовых орудий и «...была использована каждая пушка: 4,7-дюймовая при управляемом огне, а 4-дюймовое оружие и оружие ближнего боя стреляли независимо. 290 выстрелов калибра 4,7 дюйма 255 было выпущено 1000 патронов для помпонов и 750 патронов для пулемета калибра .5». [ 22 ]
Северный Ледовитый океан
[ редактировать ]Тартар возобновила свои обязанности на Флоте Метрополии в июне 1941 года, когда она была прикреплена к небольшому отряду, целью которого было захватить немецкий метеорологический корабль , чтобы получить кодирующую машину «Энигма» и соответствующую документацию. 26 июня сопровождал крейсер «Нигерия» с бедуинами из Скапа-Флоу в воды у острова Ян-Майен . 28 июня оперативная группа заметила немецкий метеорологический корабль «Лауэнбург» , а абордажная группа из Тертара захватила контроль над судном и забрала важную документацию. Тартар Затем потопил Лауэнбург артиллерийским огнем. 27 июля она провела разведку Шпицбергена с целью оценить возможность использования острова в качестве дозаправочной базы для российских конвоев .
«Тартар» продолжал работать в Северном Ледовитом океане в течение всего августа. 2 августа она разрушила метеостанцию на Медвежьем острове и эвакуировала российских граждан в Мурманск с острова . Тартар сопровождал эсминец «Инглфилд» при транспортировке короля Георга VI в Скапа-Флоу. 17 августа она показала линкор « Принц Уэльский» , который вез Уинстона Черчилля с встречи в Атлантической Хартии с президентом Рузвельтом . Вскоре после этого принц Уэльский догнал конвой из 73 кораблей, идущий на восток, развернулся и снова прошел через конвой, чтобы премьер-министр и торговые суда могли поприветствовать друг друга. Когда принц Уэльский прибыл на реку Клайд , Тартар посадил премьер-министра и отвез его в Гринок для возвращения в Лондон .
20 августа Тартар сопровождал военный корабль «Императрица Австралии» и корабль поддержки RFA « Олигарх» на Шпицберген для размещения гарнизона. Успешно добившись этого, она затем сопровождала Императрицу Австралии в Мурманск, перевозя представителей русского и норвежского населения острова. Затем она прошла ремонт, проведенный Грином и Силли Вейр, Королевский Альберт-Док , Лондон, который длился с сентября до середины октября. Работа включала в себя удаление оригинальной главной мачты для улучшения артиллерийских дуг, укорочение кормовой воронки, перемещение позиций глубинных бомб и установку артиллерийского радара Тип 285 для управления огнем основного вооружения. После завершения этих работ она вернулась в Скапа-Флоу и стала командиром 6-й флотилии.
Январь и февраль 1942 года были потрачены на сопровождение русских конвоев, в том числе конвоев PQ 7B , QP 5 , PQ 12 , PQ 13 и QP 9 . 8 марта «Тартар» прикрыл подразделения Флота Метрополии, безуспешно проводившие поиск немецкого линкора «Тирпиц» . Во время этих операций она получила повреждение передней артиллерийской установки из-за высокоскоростных операций в ненастную погоду. В конце марта она отправилась в Халл для ремонта и переоборудования на верфи Бригама и Коуэна до июня. С 17 февраля по 28 апреля 1942 года Тартара » капитаном « был командир RT White DSO** (впоследствии капитан RT White DSO**, второй сын сэра Арчибальда Уайта, батальонного лейтенанта , из Уоллингвелла ).
Средиземноморский
[ редактировать ]
В августе 1942 года Тартару было поручено поддерживать операции Королевского флота в Средиземноморье . Принимала участие в операции «Пьедестал» в составе эскорта. Конвой подвергся атакам с воздуха и подводных лодок с 11 августа после того, как его заметила итальянская подводная лодка Uarsciek . 12 августа «Тартар» нанес удары глубинными бомбами по оттеснению итальянской подводной лодки «Гранито» , а вместе с эсминцем «Лукаут» отогнал итальянскую подводную лодку «Эмо» . После того, как эсминец « Форсайт» был поврежден в результате воздушной атаки, «Тартар» взял его на буксир и попытался доставить в Гибралтар. По пути он стал объектом неудачной атаки немецкой подводной лодки U-73 (1940 г.) 13 августа, после чего было решено, что попытки спасти «Форсайт» безнадежны. «Тартар» снял «Форсайта » экипаж , а затем затопил его торпедой . После кульминации операции «Пьедестал» «Тартар» отплыл, чтобы воссоединиться с Флотом метрополии в Скапа-Флоу.
По возвращении в сентябре она входила в состав эскорта Convoy PQ 18 , а затем Convoy QP 14 . В октябре она вернулась в Средиземное море для поддержки операции «Факел» — высадки союзников в Северной Африке. В ходе этого развертывания с 8 по 30 ноября она осуществляла проверку подразделений и конвоев флота, а также осуществляла противолодочное патрулирование. Затем она была прикреплена к Force Q в Алжире , где ей было поручено перехватывать вражеские конвои с припасами и сопровождать союзные конвои. Она выполняла эти обязанности до февраля 1943 года, несмотря на многочисленные нападения. 28 апреля 1943 года «Тартар» совершил атаку на электронные катера возле Мареттимо , Сицилия , а 7 мая он вместе с другими эсминцами Средиземноморского флота развернулся для блокады района мыса Бон и перехвата судов, пытающихся эвакуировать личный состав противника из Туниса .

В июне он поддерживал операции у Пантеллерии , а в июле сопровождал конвои в рамках операции «Хаски» — вторжения союзников на Сицилию . 11 июля она спасла около 200 выживших с госпитального корабля «Таламба» , затонувшего в результате атаки немецкой авиации у береговой линии. 12 июля «Тартар» союзников потопил корабль с боеприпасами SS Baarn , который загорелся после повреждений в результате воздушных атак. 13 июля она взяла поврежденный эсминец «Эскимос» на буксир на Мальту после того, как «Эскимос» был поврежден в результате воздушных атак. В августе она поддержала вторжение союзников в Италию , прикрывая высадку в Калабрии , а затем и высадку в Салерно . 19 сентября Тартар обеспечивал огневую поддержку во время немецкой контратаки, а затем подвергся атакам радиоуправляемых планерных бомб. Она вернулась в Великобританию в конце октября и провела последние месяцы 1943 года, а также январь и февраль 1944 года. на ремонте в Девонпорте .
Домашние воды: Ла-Манш.
[ редактировать ]
В марте и апреле 1944 года он был командиром 10-й флотилии эсминцев в составе Плимутского командования для проведения наступательного патрулирования против прибрежных судов у французского побережья, а также для сопровождения конвоев союзников через Ла-Манш . В мае она вместе с крейсером «Беллона» « обеспечивала прикрытие минного заградителя Аполлон» во время операции по постановке мин у французского побережья в рамках подготовки к высадке союзников в Нормандии . 6 июня она повела 10-ю флотилию эсминцев в Ла-Манш, чтобы предотвратить вмешательство Германии в высадку или проход конвоев во время операции «Нептун» .
9 июня он и флотилия вели бой против немецких военных кораблей . Хотя немецкие эсминцы ZH1 и Z32 были потоплены, «Тартар» был поврежден ответным огнем. Ее камбуз и мостик были повреждены и подожжены. Четыре человека были убиты и двенадцать ранены, включая командира Джонса. Ее фок-мачта свисала за борт, и все радары и средства связи были отключены. Она ненадолго вернулась в Девонпорт для временного ремонта, прежде чем возобновить работу в Ла-Манше. 7 июля он перехватил и вступил в бой с тральщиками 46-й немецкой флотилии у Нормандских островов и потопил тральщики M4601 и M4605 . 6 августа «Беллона» , «Тартар » , «Ашанти» и канадские эсминцы «Хайда» и «Ирокез» атаковали конвой у Сен-Назера , потопив тральщики М263 и М486, патрульный катер V414 и прибрежный катер вместе с четырьмя небольшими кораблями.
Дальний Восток
[ редактировать ]«Тартар» прошел еще один ремонт с ноября 1944 года по февраль 1945 года, после чего был направлен на службу в состав Восточного флота . В марте 1945 года он сопровождал несколько эскортных авианосцев в Гибралтар, а затем провел учения в Средиземном море, а затем отправился в Тринкомали , куда прибыл 20 апреля. Первоначально он использовался в составе 10-й флотилии эсминцев в качестве прикрытия для кораблей, участвовавших в зачистке Андаманских и Никобарских районов. Затем она участвовала в бомбардировках Кар-Никобара и Порт-Блэра , а также прикрывала операцию «Дракула» — высадку союзников в Рангуне .
Дальнейшее развертывание включало в себя прикрытие и нападения на корабли противника, в течение которых он подвергался неоднократным воздушным атакам, но без повреждений и потерь. Затем ее направили на запланированную операцию «Зиппер» , но она так и не была проведена. Оставшуюся часть войны она провела на сопровождении и досмотре, пока японцы не капитулировали. Она присутствовала при подписании Акта о капитуляции Японии в Токийском заливе 2 сентября 1945 года.
Пост-был
[ редактировать ]После окончания войны «Тартар» 7 сентября 1945 года отплыла на Пенанг прибыла в Плимут , а оттуда в Великобританию, где 17 ноября ей заплатили и поместили в резерв . В начале 1946 года после списания с хранения . Он использовался в качестве корабля для размещения личного состава резервного флота, прежде чем был внесен в список утилизации в 1947 году.
«Тартар» был продан компании BISCO на разборку 6 января 1948 года и прибыл на верфь Дж. Кэшмора в Ньюпорте , Южный Уэльс, для сноса 22 февраля. она получила в общей сложности двенадцать боевых наград За свою службу на войне .
Боевые почести
[ редактировать ]Унаследованные почести
[ редактировать ]- Велес Малага 1704 г.
- Ушант 1781 г.
- Балтика 1855 г.
- Южная Африка 1899-1900 гг.
- Бельгийское побережье 1914-16 гг.
Вторая мировая война
[ редактировать ]- Норвегия 1940–41
- Бисмарк 1941 г.
- Арктика 1942 г.
- Мальтийские конвои 1942 г.
- Северная Африка 1942-43 гг.
- Сицилия 1943 г.
- Салерно 1943 г.
- Средиземноморье 1943 г.
- Нормандия 1944 г.
- Английский канал, 1944 год.
- Бискайя 1944 г.
- Бирма 1945 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Uboat.net
- ^ Лентон, с. 164
- ^ Английский, с. 14
- ^ Jump up to: а б Лентон, с. 165
- ^ Jump up to: а б английский, с. 12
- ^ Март, с. 323
- ^ Jump up to: а б Уитли, с. 99
- ^ Ходжес, стр. 13–25.
- ^ Фридман, с. 32
- ^ Ходжес, стр. 30–31, 40.
- ^ Английский, с. 15
- ^ Фридман, с. 34; Ходжес, стр. 41–42.
- ^ Уитли, с. 116
- ^ Брайс, с. 11
- ^ Колледж и Варлоу, с. 345
- ^ Английский, стр. 13, 16.
- ↑ Сообщение о рейде на военные и экономические объекты на Лофотенских островах (Норвегия), март 1941 г., адмирала сэра Джона К. Тови, главнокомандующего флотом метрополии.
- ^ «Франц Ландскрон» (на немецком языке). Немецкий морской архив . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ «Хроника морской войны 3/4 марта 1941 года» (на немецком языке). Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт. Архивировано из оригинала 7 сентября 2009 года . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ О наблюдениях на службе Его Величества за британским флотом метрополии из дневниковых отчетов и писем Джозефа Х. Веллингса, помощника военно-морского атташе США в Лондоне, 1940-41. , стр.237
- ^ Веллингс, стр.238.
- ^ Веллингс, стр.237.
Ссылки
[ редактировать ]- Берчфилд, Б.; Боргенштам, Карл; Каруана, Джозеф и Фрэмптон, Виктор (1988). «Вопрос 3/87». Военный корабль Интернешнл . XXV (2): 205–210. ISSN 0043-0374 .
- Брайс, Мартин Х. (1971). Племена . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0245-2 .
- Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты во время Второй мировой войны и после нее . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-86176-137-6 .
- Хаарр, Гейр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Ходжес, Питер (1971). Разрушители племенных классов . Лондон: Алмарк. ISBN 0-85524-047-4 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]