Операция Месть
Операция Месть | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
Адмирал Исороку Ямамото приветствует японских военно-морских пилотов в Рабауле за несколько часов до своей смерти. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Японская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Уильям Ф. Хэлси мл. Джон В. Митчелл | Исороку Ямамото † Матоме Угаки ( WIA ) | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Сила | |||||||
18 P-38G истребителей | 2 Г4М1 бомбардировщика , 6 А6М3 истребителей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Потерян 1 истребитель P-38G, 1 пилот убит | 2 бомбардировщика уничтожены, 1 истребитель поврежден, 20 убитых вкл. Адмирал Ямамото |
Операция «Месть» — американская военная операция по убийству адмирала Исороку Ямамото Императорского флота Японии 18 апреля 1943 года во время кампании на Соломоновых островах на Тихоокеанском театре военных действий войны Второй мировой . Ямамото, командующий Объединенным флотом Императорского флота Японии, погиб недалеко от острова Бугенвиль , когда его транспортный самолет был сбит ВВС США истребителем , действовавшим с аэродрома Кукум на Гуадалканале .
Задача американского самолета состояла именно в том, чтобы убить Ямамото, что стало возможным благодаря расшифровке сообщений разведки ВМС США о маршруте путешествия Ямамото через район Соломоновых островов . Сообщается, что смерть Ямамото нанесла моральный ущерб японскому военно-морскому персоналу, подняла боевой дух союзных войск и была задумана как месть лидеров США, которые обвинили Ямамото в нападении на Перл-Харбор , которое положило начало войне между Императорской Японией и Соединенными Штатами. .
Американские пилоты утверждали, что во время миссии сбили три двухмоторных бомбардировщика и два истребителя, но японские записи показывают, что было сбито только два бомбардировщика. Существует спор по поводу того, какой пилот сбил самолет Ямамото, но большинство современных историков отдают должное Рексу Т. Барберу .
Фон
[ редактировать ]Адмирал Исороку Ямамото , командующий Императорским флотом Японии , запланировал инспекционную поездку на Соломоновы острова и Новую Гвинею . Он планировал проинспектировать японские авиационные части, участвовавшие в операции I-Go , начавшейся 7 апреля 1943 года; кроме того, тур повысит моральный дух японцев после катастрофической кампании на Гуадалканале и последующей эвакуации в январе и феврале.
Интеллект
[ редактировать ]14 апреля военно-морская разведка США под кодовым названием « Мэджик » перехватила и расшифровала приказы, предупредившие пострадавшие японские подразделения, участвовавшие в турне. Исходное сообщение NTF131755, адресованное командирам базовой части № 1, 11-й воздушной флотилии и 26-й воздушной флотилии, было закодировано японским военно-морским шифром JN-25D и было принято тремя станциями «Волшебной флотилии». "аппаратура, в том числе радиоотряд ТОФ. Затем сообщение было расшифровано криптографами ВМФ (среди них был будущий судья Верховного суда Джон Пол Стивенс). [1] ); он содержал информацию о времени и месте маршрута Ямамото, а также количество и типы самолетов, которые будут перевозить и сопровождать его в путешествии.
Расшифрованный текст показал, что 18 апреля Ямамото вылетит из Рабаула на аэродром Балалае на острове недалеко от Бугенвиля на Соломоновых островах. Он и его сотрудники должны были полететь на двух средних бомбардировщиках ( Mitsubishi G4M Bettys из Kōkūtai 705 ) в сопровождении шести истребителей ВМФ ( истребители Mitsubishi A6M Zero из Kōkūtai 204 ), чтобы вылететь из Рабаула в 06:00 и прибыть в Балалае в 08:00: 00 по токийскому времени.
армии США Служба военной разведки (MIS) состояла в основном из нисеев происхождения во втором поколении ( американцев японского ). Их обучали интерпретации, допросу и переводу японских материалов, от стандартных учебников до захваченных документов. [2] Информация, приведшая к засаде Ямамото, стала значительным вкладом MIS в кампанию на Соломоновых островах. Технический сержант MIS Гарольд Фуденна перевел перехваченное радиосообщение с указанием маршрута Ямамото. [2] Хотя это сообщение сначала было встречено со скептицизмом по поводу такой неосторожности японцев, другие лингвисты MIS на Аляске и Гавайях также перехватили то же сообщение, подтвердив его точность. [3]
Президент Франклин Д. Рузвельт, возможно, уполномочил министра военно-морского флота Фрэнка Нокса «заполучить Ямамото», но официальных записей о таком приказе не существует. [4] и источники не согласны с тем, сделал ли он это. [5] По сути, Нокс позволил адмиралу Честеру Нимицу принять решение. [5] Нимиц сначала проконсультировался с адмиралом Уильямом Ф. Хэлси-младшим , командующим южной частью Тихого океана, а затем 17 апреля санкционировал миссию. Эти американские командиры считали, что преимущества успешной миссии заключаются в том, что на боевом духе японцев отрицательно повлияют новости о смерти Ямамото и что замена Ямамото будет менее дееспособной. [6] Когда был поднят вопрос о том, что миссия может раскрыть, что Соединенные Штаты взломали японские военно-морские коды, командование решило, что эти знания можно защитить, пока истинный источник разведданных будет скрыт от несанкционированного американского персонала и прессы. [7]
Перехват
[ редактировать ]Чтобы избежать обнаружения радаром и японским персоналом, дислоцированным на Соломоновых островах на расстоянии около 400 миль (640 км) между американскими войсками и Бугенвилем, миссия предусматривала полет над водой к югу и западу от Соломоновых островов. Длина этого обходного пути составила около 600 миль (970 км). Таким образом, истребителям предстояло пролететь 600 миль до цели и 400 миль обратно. Полет на 1000 миль с дополнительным топливом, выделенным для боя, был за пределами дальности действия истребителей F4F Wildcat и F4U Corsair , которые тогда были доступны эскадрильям ВМФ и морской пехоты , базировавшимся на Гуадалканале . Вместо этого миссия была поручена 339-й истребительной эскадрилье , 347-й истребительной группы чьи самолеты P-38G Lightning , оснащенные подвесными баками , были единственными американскими истребителями в Тихом океане, имеющими дальность перехвата, поражения и возвращения.
командир 339-й эскадрильи майор Джон Митчелл, уже опытный пилот Возглавить полет был выбран . Для лучшей навигации Митчелл попросил военно-морской компас, который был предоставлен подполковником морской пехоты Лютером С. Муром и установлен на P-38 Митчелла за день до атаки. Все истребители P-38 имели стандартное вооружение, состоящее из одной 20-мм пушки и четырех калибра .50 пулеметов (12,7 мм), и были оборудованы для перевозки двух подвесных баков емкостью 165 галлонов США (620 л) под крыльями. Из Новой Гвинеи была доставлена ограниченная партия баков емкостью 330 галлонов США (1200 л), достаточная для того, чтобы обеспечить каждую «Лайтнинг» одним большим баком для замены одного из маленьких баков. Из-за разницы в размерах вес одной стороны самолета увеличился примерно на 1000 фунтов (450 кг), но баки были расположены достаточно близко к центру тяжести самолета, чтобы избежать серьезных проблем с производительностью.
Для этой задачи было поручено восемнадцать P-38. Один из четырех полетов был обозначен как «убийственный», а остальные, включая два запасных, должны были подняться на высоту 18 000 футов (5 500 м), чтобы служить «верхним прикрытием» ожидаемой реакции японских истребителей, базирующихся в Кахили . План полета был подготовлен офицером оперативного командования майором морской пехоты Джоном Кондоном, но от него отказался Митчелл, который считал, что воздушная скорость и расчетное время не подходят для перехвата Ямамото. [9] С помощью нескольких своих пилотов Митчелл рассчитал время перехвата в 09:35, исходя из маршрута, чтобы поймать бомбардировщики, спускающиеся над Бугенвилем, за 10 минут до приземления в Балалае. Он начал работать с того времени и нарисовал четыре точно рассчитанные ноги, причем пятая нога изгибалась в форме поиска на случай, если Ямамото не будет замечен в выбранной точке. Помимо полета над Коралловым морем , 339-й дивизион будет «прыгать по волнам» до самого Бугенвиля на высоте не более 50 футов (15 м), сохраняя радиомолчание .
Хотя официально задачу выполняла 339-я истребительная эскадрилья, 10 из 18 пилотов были привлечены из двух других эскадрилий 347-й группы. Командующий AirSols контр-адмирал Марк А. Митчер выбрал четырех пилотов, которые будут назначены «убийцей»:
- Капитан Томас Дж. Ланфьер-младший.
- Лейтенант Рекс Т. Барбер
- Лейтенант Джим Макланахан (выбыл из-за спущенного колеса)
- Лейтенант Джо Мур (выбыл из-за неисправной подачи топлива)
Остальные пилоты будут действовать в качестве резерва и обеспечивать воздушное прикрытие от любых ответных атак местных японских истребителей:
- Майор Джон Митчелл
- Лейтенант Уильям Смит
- Лейтенант Гордон Уиттикер
- Лейтенант Роджер Эймс
- Капитан Луи Киттель
- Лейтенант Лоуренс Гребнер
- Лейтенант Дуг Каннинг
- Лейтенант Делтон Герке
- Лейтенант Джулиус Джейкобсон
- Лейтенант Элдон Стрэттон
- Лейтенант Альберт Лонг
- Лейтенант Эверетт Энглин
- Лейтенант Бесби Ф. Холмс (заменил Макланахана)
- Лейтенант Рэймонд К. Хайн (заменил Мура)
Брифинг включал в себя специальное прикрытие для источника разведданных, в котором утверждалось, что они поступили от австралийских береговых наблюдателей . [7] который предположительно заметил важного высокопоставленного офицера, садившегося в самолет в Рабауле. Некоторые историки утверждают, что пилоты не были специально проинформированы о цели. [10] [11] но Томас Александр Хьюз пишет, что Митчер сказал собравшимся пилотам, что это Ямамото, чтобы «дать дополнительный стимул» летчикам. [12]
Специально оборудованные P-38 взлетели с аэродрома Кукум на Гуадалканале 18 апреля в 07:25. Два «Лайтнинга», назначенных для полета-убийцы, выбыли из миссии в самом начале: у одного во время взлета спустило колесо (Макланахан), а у второго из-за того, что его сбрасываемые баки не подали топливо в двигатели (Мур).
В Рабауле, несмотря на призывы местных японских командиров отменить поездку из-за опасений попасть в засаду, самолеты Ямамото вылетели, как и было запланировано, на расстояние 315 миль (507 км). Они поднялись на высоту 6500 футов (2000 м), а их истребительный эскорт находился на позиции 4 часов и на высоте 1500 футов (460 м) выше, разделившись на два V-образных построения из трех самолетов.
Группа из четырех человек Митчелла возглавляла эскадрилью на малой высоте, а группа убийц, состоящая из Ланфье, Барбера и запасных Бесби Ф. Холмса и Рэймонда К. Хайна, следовала сразу за ней. Митчелл, борясь с сонливостью, ориентировался исключительно по методу счисления (скорость и курс по компасу). Это назвали самой дальней миссией по перехвату истребителей за всю войну. [13]
Митчелл и его отряд прибыли на точку перехвата на минуту раньше, в 09:34, как раз в тот момент, когда в легкой дымке появился самолет Ямамото. P-38 сбросили вспомогательные баки, повернули вправо параллельно бомбардировщикам и начали набор высоты на полной мощности, чтобы их перехватить.
Танки на Р-38 Холмса не отделились, и его подразделение из двух человек повернуло обратно к морю. Митчелл по рации приказал Ланфьеру и Барберу вступить в бой, и они поднялись к восьмому самолету. Ближайшие истребители сопровождения сбросили свои танки и пикировали на пару Р-38. Ланфьер немедленно повернулся лицом к эскорту, а Барбер преследовал транспорты пикирующих бомбардировщиков. Барбер круто накренился, чтобы повернуть за бомбардировщиками, и на мгновение потерял их из виду, но когда он восстановил контакт, он сразу же оказался позади одного из них и начал стрелять по его правому двигателю, задней части фюзеляжа и хвостовому оперению . Когда Барбер задел левый двигатель, от бомбардировщика начал тянуть густой черный дым. « Бетти» резко перевернулась влево, и Барбер едва избежал столкновения в воздухе. Оглянувшись назад, он увидел столб черного дыма и предположил, что «Бетти» врезалась в джунгли. Барбер направился к побережью на уровне верхушек деревьев в поисках второго бомбардировщика, не зная, на каком из них находился целевой высокопоставленный офицер.
Барбер заметил второй бомбардировщик, на борту которого находился начальник штаба вице-адмирала Матоме Угаки и часть штаба Ямамото, низко над водой у мыса Мойла, пытаясь уклониться от атаки Холмса, у которого наконец оторвались крыльевые баки. Холмс повредил правый двигатель «Бетти», от которого пошел белый след пара, но его скорость сближения пронесла его и его ведомого Хайна мимо поврежденного бомбардировщика. Барбер атаковал искалеченный бомбардировщик, и от ударов его пуль из него разлетелись металлические обломки, которые повредили его собственный самолет. Бомбардировщик снизился и совершил аварийную посадку в воде . Угаки и двое других пережили катастрофу и позже были спасены. Барбер, Холмс и Хайн были атакованы Зеро, при этом P-38 Барбера получил 104 попадания. [14] был сбит Зеро Холмс и Барбер заявили, что во время этой рукопашной схватки , хотя японские записи показывают, что ни один Зеро не был потерян. Верхняя крышка ненадолго задействовала Зеро, не совершив ни одного убийства. Митчелл наблюдал столб дыма от разбившегося бомбардировщика Ямамото. К этому моменту P-38 Хайна исчез, предположительно, врезавшись в воду. Достигнув минимального уровня топлива для возвращения на базу, P-38 прервали контакт, а у Холмса так не хватило топлива, что он был вынужден приземлиться на островах Рассела . Хайн был единственным американским пилотом, который не вернулся. Действия Ланфье во время боя неясны, поскольку его версия позже была оспорена другими участниками, в том числе японскими летчиками-истребителями. Подойдя к Хендерсон-Филд , Ланфьер сообщил по рации директору истребителей на Гуадалканале, что «этот сукин сын не будет диктовать какие-либо мирные условия в Белом доме », нарушив безопасность и поставив под угрозу программу взлома кодов. При приземлении отказал один двигатель из-за нехватки топлива. Он немедленно предъявил иск о том, что сбил Ямамото. [15]
Последствия
[ редактировать ]Место крушения и тело Ямамото были обнаружены 19 апреля, на следующий день после нападения, японским поисково-спасательным отрядом под руководством армейского инженера лейтенанта Цуёси Хамасуна. Место крушения находилось в джунглях к северу от прибрежного участка бывшего австралийского патрульного поста и католической миссии Буин (которая была восстановлена после войны в нескольких километрах от страны).
Спасательная группа отметила, что Ямамото выбросило из-под обломков самолета, его рука в белой перчатке сжимала рукоять катаны , а его тело все еще сидело в вертикальном положении на своем сиденье под деревом. Хамасуна сказал, что Ямамото можно было узнать сразу, его голова была наклонена вниз, как будто он был в глубокой задумчивости. Вскрытие Ямамото показало два пулевых ранения: одно в задней части его левого плеча и отдельное ранение в левую нижнюю челюсть, которое, по-видимому , выходило над правым глазом. Врач японского военно-морского флота, осматривавший тело Ямамото, определил, что Ямамото погиб от раны на голове. Эти более жестокие подробности смерти Ямамото были скрыты от японской общественности, а медицинское заключение обеляло эту секретность «по приказу сверху», по словам биографа Хироюки Агавы .
В Японии убийство Ямамото стало известно как «инцидент ВМФ А ( ко )». Это подняло боевой дух в США и шокировало японцев, которым официально сообщили об инциденте только 21 мая. В объявлении говорилось, что адмирал был убит в апреле, руководя стратегией на линии фронта, «вступал в бой с противником и встретил доблестную смерть на военном самолете». [16]
Норман Лодж, корреспондент Associated Press в южной части Тихого океана, выяснил, что произошло, и 11 мая представил подробный отчет о миссии, в котором говорилось, что Соединенные Штаты следили за Ямамото в течение пяти дней до сбития, но американские военные цензоры помешала этой истории выйти наружу. [17] На тот момент официальные лица США ничего не раскрыли об операции, а американская общественность впервые узнала о смерти Ямамото, когда заявление Японии от 21 мая было освещено в новостях. [16] Японский отчет был дополнен американскими авторами, отметившими, что предполагаемое заявление Ямамото о том, что он будет диктовать условия мира Соединенным Штатам из Белого дома, теперь наверняка не произойдет. [16] Рузвельт сказал: «Черт возьми!» 21 мая, предположительно узнав от репортеров о заявлении Японии. [18] В течение следующих нескольких дней в американской прессе появились сообщения о том, что японское заявление было прикрытием для того, что Ямамото совершил харакири , потому что война складывалась для японцев не очень хорошо. [19] [20] Затем, 31 мая, журнал Time опубликовал отдельные статьи, разделенные несколькими страницами: одна сообщала о заявлении Японии, а другая рассказывала о том, как Ланфье и его пилоты P-38 на Гуадалканале сбили три японских бомбардировщика над Бугенвилем, а затем улетели домой, задаваясь вопросом, убили ли они "какой-то японский шишка" в бомбардировщиках. [21] Однако японцы не сделали из этого никаких выводов. [22]
Независимо от какой-либо легенды, сотрудники разведки Великобритании были расстроены этой операцией; не пережив нападение на Перл-Харбор, они не испытывали таких же интуитивных чувств к Ямамото и не думали, что убийство какого-либо адмирала стоит риска для способностей союзников по взлому кодов против Японии. [23] Действительно, премьер-министр Уинстон Черчилль протестовал против решения продолжить операцию против Рузвельта. [24]
Американская общественность не знала всей истории операции, включая то, что она была основана на взломанных кодах, до 10 сентября 1945 года после окончания войны, когда многие газеты опубликовали отчет Associated Press. [22] Даже тогда разведка США была разочарована, потому что они хотели дольше хранить секрет, поскольку они все еще допрашивали офицеров японской разведки и боялись, что знание о взломе кода доведет этих офицеров до самоубийства из-за стыда. [22]
Место крушения
[ редактировать ]Остатки самолета Ямамото, 323-го из 705-го Кокутая, лежат в джунглях примерно в 9 милях (14 км) от города Пангуна , ( 06 ° 47,165' ю.ш., 155 ° 33,137' в.д. / 6,786083 ° ю.ш., 155,552283 ° в.д. ). [8] [25] Место крушения находится примерно в часе ходьбы от ближайшей дороги. [26]
Хотя обломки самолета были тщательно разобраны охотниками за сувенирами, части фюзеляжа остались там, где он разбился. Участок находится на частной земле. Раньше доступ был затруднен, поскольку право собственности на землю было спорным. [8] Однако по состоянию на 2015 год [update], доступ посетителей на сайт возможен по предварительной договоренности. [27]
Часть одного крыла была удалена и выставлена на постоянной основе в Семейном музее Исороку Ямамото в Нагаоке , Япония. Одна из дверей самолета находится в Национальном музее и художественной галерее Папуа-Новой Гвинеи . [26]
Кредитный спор
[ редактировать ]Хотя операция «Месть» отличалась своей целью, возникли разногласия по поводу того, кто сбил самолет адмирала. Проблема началась сразу после миссии, когда американские военные приписали убийство капитану Томасу Ланфьеру. Ланфьер заявил в своем отчете, что после того, как он повернулся, чтобы вступить в бой с эскортными Зеро и отстрелил крылья одному из них, он перевернулся вверх ногами, когда кружил обратно к двум бомбардировщикам. Увидев, что головной бомбардировщик повернул под ним по кругу, он вышел из поворота под прямым углом к кружившему бомбардировщику и выстрелил, оторвав ему правое крыло. Затем самолет упал в джунгли. Ланфьер также сообщил, что видел, как лейтенант Рекс Барбер сбил еще один бомбардировщик, который также упал в джунгли.
Из отчета разведка США предположила, что три бомбардировщика были сбиты потому, что лейтенант Бесби Ф. Холмс заявила, что «Бетти» упала в море. Ни один из оставшихся пилотов не был допрошен после миссии, поскольку в то время на Гуадалканале не существовало официальных процедур допроса. Точно так же заявление Ланфье об убийстве не было официально засвидетельствовано. Многие другие пилоты миссии скептически отнеслись к официальной версии армии США. Спустя полгода в прессу просочились несанкционированные подробности операции. В октябре 1943 года в выпуске журнала Time была опубликована статья о «Мести» , в которой Ланфьер был упомянут по имени. Возмущённые ВМС США сочли это серьёзным нарушением безопасности. В результате номинация майора Джона Митчелла на Почетную медаль была понижена до Военно-морского креста ; эту же награду впоследствии вручили всем пилотам звена-убийцы.
Споры не утихли после войны из-за показаний выжившего японского пилота эскорта, который был свидетелем миссии. Пилот «Зеро» Кенджи Янагия , находившийся в эскорте истребителя Ямамото, сказал Митчеллу, что он, возможно, несет ответственность за потерю «Хайна», потому что он сильно повредил P-38 (сопровождая другой «Лайтнинг», который не сбросил свои топливные баки), хотя ни он, ни он ни один из других пилотов Зеро в тот день не забрал P-38. Причина исчезновения Хайна до сих пор официально не установлена. Янагия также подтвердил, что ни один из сопровождавших японских истребителей не был сбит, заявив, что только один был поврежден настолько, что потребовалось полдня ремонта в Буине. Эти детали противоречили заявлению Ланфьера о Зеро. Аналогичным образом, японские военные данные подтвердили, что в тот день было сбито только два бомбардировщика Mitsubishi G4M. В конце концов, Ланфьеру и Барберу официально была присуждена половина кредитов за уничтожение бомбардировщика, упавшего в джунгли, и половина кредитов Барберу и Холмсу за бомбардировщик, разбившийся в море. Несколько наземных проверок места крушения Ямамото установили, что траектория попадания пуль подтвердила версию Барбера, поскольку «все видимые огневые и осколочные повреждения были вызваны пулями, попавшими сразу за бомбардировщиком», а не справа. [28]
Впоследствии Барбер обратился в Совет ВВС по исправлению военных отчетов с просьбой заменить его половину кредита на бомбардировщик, разделенного с Ланфье, на полный кредит. В сентябре 1991 года Управление истории ВВС сообщило совету директоров, что в утверждениях Ланфье и Барбера существует «достаточная неопределенность», чтобы их обоих можно было принять; Решение правления разделилось по ходатайству Барбера. Министр ВВС Дональд Райс постановил сохранить общую заслугу. Затем Барбер обратился в Апелляционный суд 9-го округа США с просьбой отменить решение министра ВВС и провести повторное расследование противоположных претензий, но суд не вмешался. [ нужна ссылка ] Военный историк Дэниел Л. Холман , который был членом комиссии ВВС США, рассматривавшей дело в 1985 году, заявил в 2024 году, что после рассмотрения новых доказательств «я пришел к убеждению, что, несмотря на решение комиссии и последующее решение Райс, Заслуга в срыве плана Ямамото действительно должна принадлежать Рексу Барберу». [29]
В мае 2006 года журнал Air Force Magazine опубликовал письмо Дуга Каннинга, бывшего пилота 347-й истребительной группы, участвовавшего в операции «Месть» (он сопровождал Холмса обратно на острова Рассела). Каннинг, который дружил и с Ланфьером, и с Барбером, заявил, что Ланфьер написал официальный отчет, цитаты из медалей и несколько журнальных статей о миссии. Он также утверждал, что Барбер был готов разделить половину заслуги за сбитие Ямамото, пока Ланфьер не передал ему неопубликованную рукопись, которую он написал, утверждая, что он один сбил самолет Ямамото. Каннинг согласился, что у Барбера были веские аргументы в пользу своего утверждения, сославшись на показания Янагии, который видел, как «Бетти» Ямамото разбилась через 20–30 секунд после того, как в нее попал огонь сзади из P-38. Точно так же вторая Бетти с Угаки разбилась через 20 секунд после попадания под обстрел самолета. Каннинг категорически заявил, что P-38G, летавшие в тот день, не имели усиления элеронов для помощи в повороте (как и более поздние модели), что делало физически невозможным для самолета Ланфье разворот на 180 градусов достаточно быстро, чтобы перехватить самолет Ямамото менее чем за 30 секунд. [30] Позже ВВС дисквалифицировали заявление Ланфьера о том, что он сбил Зеро в бою, а это означает, что Ланфьер потерял свой статус «аса», поскольку его общее количество убийств в воздухе упало с пяти до четырех.
Несмотря на критику со стороны Барбера и других выживших пилотов миссии, Ланфьер продолжал претендовать на то, что сбил Ямамото, до своей смерти в 1987 году. В большинстве газетных некрологов, сообщающих о смерти Ланфье, приписывалось ему убийство Ямамото. Барбер продолжал оспаривать утверждение Ланфье, в основном в военных кругах и публикациях, до своей смерти в 2001 году. [31]
Лейтенант Джулиус Джейкобсон, еще один пилот, участвовавший в миссии, заметил в 1997 году: «Нас выжило 15 человек, а кого это волнует?» [31] В 1993 году Райс прокомментировала: «Историки, летчики-истребители и все мы, кто изучал отчеты об этой выдающейся миссии, всегда будут размышлять о точных событиях того дня в 1943 году. Вся команда прославлена». [31]
Наследие
[ редактировать ]Убийство Ямамото стало предметом обширных исторических и юридических дискуссий в военных, политических и академических кругах. [32] [33] [34] [35] [36] [37]
После убийства иранского генерала Касема Сулеймани в 2020 году высокопоставленные американские чиновники назвали убийство Ямамото прецедентом. [37] [38] Различные крупные СМИ и известные эксперты также выделили убийство Ямамото в качестве уместного сравнения. [37] [39] [40] [41] в том числе The New York Times , которая сообщила, что убийство Ямамото было «последним случаем, когда Соединенные Штаты убили крупного военного лидера в чужой стране» перед убийством Сулеймани. [42]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тубин, Джеффри (15 марта 2010 г.). «После Стивенса» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Перейти обратно: а б Макнотон, Джеймс К. (2006). Лингвисты Нисэй: американцы японского происхождения в службе военной разведки во время Второй мировой войны . Типография правительства США. п. 185. ИСБН 9780160867057 .
- ^ «Поход на Северные Соломоновы острова» . www.goforbroke.org . Национальный образовательный центр Go For Broke. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года.
- ^ Арванитакис, Адонис С (24 марта 2015 г.). «Убийство павлина: пример целенаправленного убийства адмирала Исороку Ямамото» . Центр оборонной технической информации . Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б Маффео, Стивен (2015). Взломщики кодов ВМС США, лингвисты и офицеры разведки против Японии, 1910–1941: биографический словарь . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. п. 493. ИСБН 9781442255647 . OCLC 914224225 .
- ^ Шиллинг и Шиллинг 2016 , стр. 521.
- ^ Перейти обратно: а б Шиллинг и Шиллинг, 2016 , стр. 521–522.
- ^ Перейти обратно: а б с Уиллер, Тони (25 февраля 2012 г.). «Крушение самолета Ямамото» . Путешествия Тони Уиллера . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Глайнс 1990 , с. 30.
- ^ Дэвис 1969 , с. 9.
- ^ Глайнс 1990 , с. 7.
- ^ Хьюз, Томас Александр (2016). Адмирал Билл Хэлси: Военно-морская жизнь . Издательство Гарвардского университета . п. 267. ИСБН 978-0-67496929-2 .
- ^ И все же Марк (2012). Ямамото Исороку Блумсбери. п. 56. ИСБН 978-1-84908732-2 .
- ^ Грант, Ребекка (март 2006 г.). «Магия и молния». Журнал ВВС . 89 (3). Арлингтон, Вирджиния : Ассоциация ВВС: 62.
- ^ Дэвис 2005 , стр. 273–274.
- ^ Перейти обратно: а б с «Японский адмирал погиб в бою» . Нью-Йорк Таймс . 21 мая 1943 г. стр. 1, 5.
- ^ Дэвис 2005 , с. 308.
- ^ « Господи!» Говорит Рузвельт о смерти Ямамото» . Нью-Йорк Таймс . 22 мая 1943 г. с. 5.
- ^ Беллэр, Роберт (21 мая 1943 г.). «Самоубийство Ямамото — догадка Беллера» . Бостон Глобус . Юнайтед Пресс. п. 4 – через Newspapers.com.
- ^ «Токийская пропаганда эксплуатирует Ямамото» . Нью-Йорк Таймс . 24 мая 1943 г. с. 3.
- ^ Дэвис 2005 , стр. 311–312.
- ^ Перейти обратно: а б с Коннор, Джозеф (январь – февраль 2017 г.). «Вы слышали? Самую большую угрозу ключевому стратегическому преимуществу Америки в Тихом океане представляли сами американцы» . Вторая мировая война . стр. 30 и далее – через Gale General OneFile.
- ^ Шиллинг и Шиллинг 2016 , стр. 522.
- ^ Холл 1991 , с. 103.
- ^ «Бугенвиль» . Одинокая планета . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «G4M1 Модель 11 Бетти, заводской номер 2656 Tail T1-323» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Болито, Сэм (23 мая 2015 г.). «Историческое место крушения Второй мировой войны открылось для туристов на Бугенвиле впервые за более чем пять лет» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Глайнс 1990 , стр. 192–195.
- ^ Хоулман, Дэниел Л. «Человек, который сбил Ямамото». Воздушно-космические войска . Том. 107, нет. Март/апрель 2024 г. стр. 48–53. ISSN 0730-6784 .
- ^ Дуглас С. Каннинг (май 2006 г.). «Кто сбил Ямамото?» . Журнал ВВС . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард Гольдштейн (1 августа 2001 г.). «Рекс Т. Барбер, пилот, сбивший Ямамото, умер в возрасте 84 лет» . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Солис, Гэри: «Целевые убийства и закон вооруженных конфликтов», весна 2007 г., Обзор военно-морского колледжа , Vol. 60, нет. 2, статья 9, дата обращения 26 сентября 2021 г.
- ^ Циммерман, Дуайт Джон: «Операция Месть. Миссия по убийству адмирала Ямамото», 8 мая 2013 г., Defense Media Network , получено 26 сентября 2021 г.
- ↑ Хайдер, Виктор Д., лейтенант-командующий ВМС США: «Операции по обезглавливанию: критерии определения лидерства противника» , без даты (начало 2000-х), Школа перспективных военных исследований , Колледж командования и генерального штаба армии США , получено 26 сентября 2021 г.
- ^ Зенгель, Патрисия: «Убийство и закон вооруженных конфликтов», 1992, Mercer Law Review : Vol. 43: № 2, Статья 3, получено 26 сентября 2021 г.
- ^ Киттел, Брайан С. (возможный родственник пилота миссии Луи Киттеля): «Эволюция тактики: моральный взгляд на решение нацелить адмирала Исороку Ямамото, главнокомандующего Объединенного флота Японии» , август 2015 г., Университет Западного Орегона , получено 26 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг, Лаура: «Отметить врага смертью, жить с последствиями: какие именно правила применяются?» , 5 января 2020 г., Los Angeles Times, данные получены 26 сентября 2021 г.
- ↑ Стенограмма пресс-конференции: «Высшие должностные лица Госдепартамента о ситуации в Ираке», специальный брифинг, 3 января 2020 г., канцелярия пресс-секретаря Госдепартамента США , получено 26 сентября 2021 г.; «СТАРШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСДЕПАРТАМЕНТА: ...Госсекретарь Эспер... сказал, что Сулеймани разрабатывает планы нападения на дипломатов и военнослужащих в Ираке и во всем регионе, и поэтому это оборонительный удар. ... * * * ВОПРОС: Решение уничтожить [Сулеймани] не обязательно было способом устранения этой... угрозы, о которой вы говорили в этих разных странах и на этих разных объектах – но это способ смягчить ее в будущем?... СТАРШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТРЕТЬЯ: Это замедляет его, это снижает вероятность того, что он сбьет Ямамото в 1942 году .
- ^ Ян В. Толл : «До Сулеймани был Ямамото. Но история совсем другая». 12 января 2020 г., Washington Post , данные получены 26 сентября 2020 г.; «Цельное убийство американскими военными... Касема Сулеймани... не было беспрецедентным. Знаменитый предшественник произошел во время Второй мировой войны, когда американские войска нацелились на высокопоставленного японского адмирала, сбив его самолет в южной части Тихого океана. Недавно этот эпизод стал объектом внимания был упомянут в ходе дебатов по поводу оправданий забастовки Сулеймани..."
- ↑ Майкл О'Хэнлон (старший научный сотрудник и директор по исследованиям внешней политики Брукингского университета), цитата: «Вокруг залов: эксперты реагируют на убийство иранского командира Касема Сулеймани», 3 января 2020 г., Брукингский институт ; «Убийство его было больше похоже на сбитие самолета японского адмирала Ямамото во время Второй мировой войны, чем на нападение на гражданского лидера». , получено 26 сентября 2021 г.
- ^ Лоури, Рич : Куда идет адмирал Ямамото, чтобы получить извинения?» в «Политика и политика», 6 января 2020 г., National Review , получено 26 сентября 2020 г.; «До появления Касема Сулеймани был адмирал Ямамото. Если убийство Сулеймани было неправильным, то было неправильным и убийство Ямамото — столь же варварское и незаконное, столь же отвратительное «убийство».
- ^ Купер, Хелен; Шмитт, Эрик; Хаберман, Мэгги; Каллимачи, Рукмини (4 января 2020 г.). «Поскольку напряженность в отношениях с Ираном обострилась, Трамп выбрал самую крайнюю меру» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 января 2020 года . Проверено 4 января 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвис, Берк (1969). Возьми Ямамото . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ASIN B0006BZ2OC .
- Дэвис, Дональд А. (2005). Удар молнии: Секретная миссия по убийству адмирала Ямамото и мести за Перл-Харбор . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 0-312-30906-6 .
- Глайнс, Кэрролл В. (1990). Нападение на Ямамото (1-е изд.). Нью-Йорк: Корона . ISBN 0-517-57728-3 .
- Холл, Р. Каргилл (1991). Молния над Бугенвилем . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098-012-5 .
- Хаммел, Эрик (1992). Тузы против Японии: говорят американские тузы . Пасифика Пресс. ISBN 0-935553-43-6 . Содержит интервью с Бесби Фрэнком Холмсом.
- Хаммел, Эрик (1996). Тузы против Японии II: Говорят американские тузы . Пасифика Пресс. ISBN 0-935553-14-2 . Содержит еще одно интервью с Бесби Фрэнком Холмсом.
- «Использование устаревшего кода привело к засаде, в результате которой был убит Ямамото, как показывают американские документы» . Джапан Таймс . 29 сентября 2008. Архивировано из оригинала (газетной статьи) от 19 сентября 2012 года . Проверено 29 сентября 2008 г. - через Kyodo News.
- Шиллинг, Уорнер Р.; Шиллинг, Джонатан Л. (осень 2016 г.). «Принятие решений при использовании убийств в международных отношениях» . Политология ежеквартально . 131 (3): 503–539. дои : 10.1002/polq.12487 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каннинг, Дуглас С. (2006). «Кто сбил Ямамото?», письмо. Журнал ВВС . Том. 89, нет. 5. Арлингтон, Вирджиния: Ассоциация ВВС. стр. 7–8.
- Хэмптон, Дэн (11 августа 2020 г.). Операция «Месть: удивительная воздушная засада, изменившая Вторую мировую войну» . Нью-Йорк: Уильям Морроу. ISBN 978-0062938091 .
- Холли, Джо (27 июля 2006 г.). «Бесби Фрэнк Холмс; летчик-истребитель времен Второй мировой войны» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия. - некролог о смерти подполковника Фрэнка Холмса.
- Кан, Дэвид (1996). «Глава 17: Постижимые восточные люди». Взломщики кодов: Всеобъемлющая история секретной связи с древними временами в Интернете, переработанная и обновленная . Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 595–601. ISBN 0-684-83130-9 .
- стенограмма и аудиозапись: «Беседа устной истории Рекса Барбера, Луи Киттеля и Трока Чендлера» (пилоты-штурмовики в сбитом состоянии), Национальный музей Тихоокеанской войны , без даты
Внешние ссылки
[ редактировать ]- самолета Ямамото , опубликованная в 2015 году (YouTube) Видеозапись крушения
- Конфликты 1943 года
- Императорский флот Японии
- Исороку Ямамото
- Военная история Японии во время Второй мировой войны.
- Тихоокеанский театр Второй мировой войны.
- 1943 год на Соломоновых островах.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием США.
- Бои и операции Второй мировой войны с участием Соломоновых островов.
- Инциденты со сбитием самолетов 20-го века
- События апреля 1943 года