Айти M6A
M6A Сейран | |
---|---|
М6А1 | |
Роль | подводных лодок Пикирующий /торпедоносец |
Производитель | Айти Кокуки К.К. |
Первый полет | ноябрь 1943 г. |
Введение | 1945 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Произведено | 1943–1945 |
Количество построенных | 28 (включая 2 прототипа сухопутных самолетов M6A1-K) |
Aichi M6A Seiran ( 晴嵐 , «Буря ясного неба»). [ 1 ] ) — , запускаемый с подводной лодки, ударный гидросамолет разработанный для Императорского флота Японии во время Второй мировой войны. Он предназначался для действий с подводных лодок класса I-400 , первоначальная задача которых заключалась в нанесении воздушных ударов по США.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]С конца 1920-х годов в Императорском флоте Японии была разработана доктрина использования гидросамолетов с подводных лодок для поиска целей. [ 2 ] В декабре 1941 года главнокомандующий Объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото предложил построить большой флот подводных авианосцев (также обозначаемых STo или сэн-току — специальная подводная лодка), целью которых было проведение воздушных атак на американские прибрежные территории. города. Подводные лодки всплывали, чтобы запустить свои самолеты с помощью катапульты , погружались, чтобы избежать обнаружения, а затем снова всплывали, чтобы забрать экипажи, которые бросали свои самолеты поблизости. К июню 1942 года планировалось построить флот из восемнадцати таких подводных лодок. Позже это число было сокращено до девяти, затем до пяти и, наконец, до трех, поскольку состояние Японии во время войны ухудшилось. [ 3 ] [ 4 ]
Для оснащения подводных авианосцев Воздушная служба Императорского флота Японии обратилась к Аити с просьбой разработать складной штурмовик с дальностью полета 1500 км (810 морских миль) и скоростью 555 км/ч (300 узлов). Аити уже производил по лицензии D4Y1 Suisei (Джуди), относительно небольшой одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик с исключительно чистыми линиями и высокими характеристиками. Начались детальные инженерные исследования с целью модифицировать Suisei для использования на борту подводных лодок I-400, но трудности в этом в конечном итоге были сочтены непреодолимыми, и была начата совершенно новая конструкция. [ 5 ]
Окончательный проект Аити, получивший от Аичи обозначение АМ-24 и получивший военное обозначение М6А1, представлял собой двухместный низкоплан- моноплан с двигателем Aichi AE1P Atsuta 30 мощностью 1050 кВт (1410 л.с.) (лицензионная копия Daimler ) . -Двигатель Benz DB 601 с жидкостным охлаждением V12 ). В первоначальной спецификации не использовалось традиционное шасси, но позже было решено оснастить самолет съемными двойными поплавками, чтобы повысить его универсальность. Если позволят условия, это позволит самолету приземлиться рядом с подводной лодкой, поднять его краном и затем повторно использовать. Поплавки можно было сбросить в полете для повышения производительности или вообще отказаться от полетов в один конец. [ 6 ] Крылья «Сейрана» поворачивались на 90 градусов и гидравлически складывались напротив фюзеляжа самолета (при этом хвостовое оперение также складывалось), чтобы обеспечить возможность хранения в цилиндрическом ангаре подводной лодки диаметром 3,5 м (11 футов). Вооружение представляло собой одну торпеду массой 850 кг (1870 фунтов) или эквивалентную по весу бомбу. Один 13-мм (0,51 дюйма) пулемет Тип 2 был установлен на гибкой установке для использования наблюдателем. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Как было доработано, каждая подводная лодка класса И-400 имела увеличенный водонепроницаемый ангар, способный вместить до трех М6А1. « Сейраны » должны были запускаться из пневматической катапульты длиной 26 м (85 футов), установленной на носовой палубе. Хорошо обученный экипаж из четырех человек мог выкатить « Сейран» из ангара на разборной катапульте, прикрепить к самолету понтоны и подготовить его к полету примерно за 7 минут. [ 1 ]
Чтобы сократить процесс запуска и исключить необходимость трудоемких прогревов двигателей, «Сейраны» должны были катапультироваться с холодного старта. Это потребовало нагрева моторного масла для каждого самолета примерно до 60 ° C (140 ° F) в отдельной камере и прокачки его, а также горячей воды через двигатель непосредственно перед запуском, пока самолеты еще находились в ангаре. двигатель самолета будет иметь нормальную рабочую температуру Таким образом, сразу после взлета или близкую к ней. Идея была позаимствована у немцев, которые планировали использовать аналогичный способ запуска для самолетов своего недостроенного авианосца «Граф Цеппелин» . [ 10 ] [ 11 ]
Первый из восьми прототипов Seiran был построен в октябре 1943 года, а летные испытания начались в ноябре того же года. Проблему с перевесом вспомогательных крыльев в итоге решили за счет увеличения высоты хвостового киля. Дальнейшие испытания оказались достаточно успешными, и производство началось в начале 1944 года. Чтобы облегчить пилотную переоборудование в Seiran два экземпляра наземной учебно-тренировочной версии, оснащенной убирающейся ходовой частью , были построены . Им было присвоено обозначение M6A1-K Nanzan («Южная гора»). Помимо разницы в шасси, вертикального стабилизатора верхняя часть , которая на «Сейране » была складной. была удалена [ 12 ] [ 13 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первые серийные образцы Seiran были завершены в октябре 1944 года. Поставки были замедлены из-за землетрясения возле Нагои 7 декабря 1944 года и американского воздушного налета 12 марта 1945 года. [ 12 ] Строительство подводных лодок СТО было остановлено в марте 1945 года, после того как были построены два подводных авианосца, а третий стал топливозаправщиком. Они были дополнены двумя меньшими подводными лодками типа AM , первоначально спроектированными как командные подводные лодки с гидросамолетами-разведчиками, но способными нести два «Сейрана» . [ 14 ] [ 15 ] Из-за сокращения численности подводных лодок-носителей производство «Сейранов » было остановлено, всего было построено 28 единиц (включая прототипы и M6A1-K). [ 13 ] [ 16 ]
Новые подводные лодки и самолеты были переданы в состав 1-й флотилии подводных лодок , в состав которой входили две подводные лодки СТО, И-400 и флагманский И-401 , каждая из которых несла по три «Сейрана» вместе с двумя АМ типа И-13 и И-14 . 1-я флотилия подводных лодок приступила к тренировкам с «Сейранами» в январе 1945 года, экипажи постепенно учились обращаться с подводными лодками и самолетами. Спуск всех трех «Сейранов» занял больше времени, чем ожидалось: 30 минут, если были установлены поплавки, хотя это время можно было бы сократить до 14,5 минут, если бы поплавки не использовались. [ 16 ]
Первая миссия эскадрильи Сейрана была названа Tokubetsukougeki-tai) Синрюу Токубецукоугэки-тай ( Shinryuu , что означает «Специальный штурмовой отряд Бога-Дракона». [ 17 ] Планировалось нанести внезапный воздушный удар по шлюзам Гатун Панамского канала , чтобы перерезать основные пути снабжения американских войск в Тихом океане. Когда силы были, наконец, готовы отправиться в миссию против Панамы, все более отчаянное положение Японии привело к изменению плана: цель нападения, получившая название «Операция Хикари» («Великолепие»), была перенесена на американскую базу на атолле Улити , где силы, включая авианосцы, собирались для подготовки к атаке на японские острова. Флотилия покинула Японию 23 июля 1945 года и направилась в сторону Улити. 16 августа флагманский корабль И-401 получил радиосообщение из штаба, в котором сообщалось о капитуляции Японии и приказывалось вернуться в Японию. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Все шесть «Сейранов» на борту двух подводных лодок, замаскированные для операции под американские самолеты в нарушение законов войны, [ 10 ] были катапультированы в море со сложенными крыльями и стабилизаторами (для И-401 ) или сброшены за борт (для И-400) , чтобы предотвратить захват. [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]- М6А1
- Прототипов с двигателем Atsuta 30 или 31 мощностью 1044 кВт (1400 л.с.) и съемными поплавками, построено 8.
- M6A1 Сейран ( Шисей-Сейран )
- Специальный ударный бомбардировщик, построено 18 штук. [ 22 ]
- M6A1-K Нанзан (南山, «Южная гора») («Сисэй-Сейран Кай »)
- Прототипы учебной версии, убирающееся колесное шасси, построено 2 шт.
- М6А2
- Модификация прототипа с двигателем Mitsubishi Kinsei MK8P 62 мощностью 1163 кВт (1560 л.с.), построен 1 шт. [ 23 ]
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Единственный M6A1 был сохранен и находится в Центре Удвар-Хази Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики . Он расположен в пригороде Вашингтона, округ Колумбия, Шантильи , штат Вирджиния, недалеко от международного аэропорта Даллес . «Сейран » был сдан американскому оккупационному контингенту лейтенантом Кадзуо Акацукой из Императорского флота Японии, который переправил его из Фукуямы в Йокосуку . ВМС США передали его в дар Смитсоновскому институту в ноябре 1962 года. Реставрационные работы на « Сейране» начались в июне 1989 года и завершились в феврале 2000 года. [ 24 ]
Технические характеристики (М6А1)
[ редактировать ]Данные японских самолетов Тихоокеанской войны, [ 13 ] и Айти M6A1 Сейран [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,64 м (38 футов 2 дюйма)
- Размах крыла: 12,262 м (40 футов 3 дюйма)
- Высота: 4,58 м (15 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 27 м 2 (290 кв. футов)
- Вес пустого: 3301 кг (7277 фунтов)
- Полная масса: 4040 кг (8907 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4445 кг (9800 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Aichi AE1P Atsuta 30 или Atsuta 31 V-12 перевернутый поршневой двигатель жидкостного охлаждения, мощностью 1000 кВт (1400 л.с.) на взлете.
- 1000 кВт (1340 л.с.) на высоте 1700 м (5600 футов)
- 960 кВт (1290 л.с.) на высоте 5000 м (16000 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 474 км/ч (295 миль в час, 256 узлов) на высоте 5200 м (17 100 футов).
- Крейсерская скорость: 296 км/ч (184 миль в час, 160 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Диапазон: 1188 км (738 миль, 641 миль)
- Практический потолок: 9900 м (32500 футов)
- Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 5 минут 48 секунд.
- Нагрузка на крыло: 149,6 кг/м 2 (30,6 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,3574 кВт/кг (0,2174 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 × 13-мм кабинный пулемет Тип 2.
- Бомбы:
- 1 × торпеда Тип 91 или
- 2 бомбы по 250 кг (551 фунт) или 1 бомба по 850 кг (1874 фунта)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список бомбардировщиков
- Список военных самолетов Японии
- Список самолетов подводных лодок
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сакаида, стр. 20.
- ^ Лейман и Маклафлин 1991, с. 176.
- ^ Лейман и Маклафлин 1991, с. 177.
- ^ Air International , октябрь 1989 г., стр. 182–3.
- ^ Сакаида, стр. 19.
- ^ Air International , октябрь 1989 г., стр. 183–4.
- ^ Air International , октябрь 1989 г., стр. 185–186.
- ^ Франсильон 1970, с. 292.
- ^ Лейман и Маклафлин 1991, с. 179.
- ^ Jump up to: а б « Тайны мертвых » – специальный выпуск телеканала PBS. Проверено 7 мая 2010 г.
- ^ Берк, стр. 86.
- ^ Jump up to: а б Air International , октябрь 1989 г., с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Франсильон 1970, с. 294.
- ^ Лейман и Маклафлин 1991, стр. 176–177.
- ^ ГЕНРИ ФОНТАН (12 ноября 2009 г.). «У Гавайев найдены две затонувшие японские подводные лодки» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Air International , октябрь 1989 г., с. 187.
- ^ Такахаши, Кадзуо (2001), Специальная атакующая группа Шенрона , стр. 197.
- ^ Air International , октябрь 1989 г., стр. 187–188, 201.
- ^ Tamiya , Aichi M6A1 Seiran, серия самолетов № 54 в масштабе 1/48
- ^ Лейман и Маклафлин 1991, стр. 179–180.
- ^ Air International , октябрь 1989 г., стр. 201.
- ^ О'Нил, Ричард (1981). Отряды самоубийц: специальное боевое оружие стран Оси и союзников во время Второй мировой войны: их развитие и их задачи . Лондон: Книги Саламандры. стр. 296 . ISBN 0-861-01098-1 .
- ^ «Айти М6А Сейран» .
- ^ Aichi M6A1 Seiran (Буря ясного неба) , Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики
- ^ Микеш 1975, стр. 31–32.
Библиография
[ редактировать ]- Берк, Стивен. Без крыльев: История гитлеровского авианосца . Траффорд Паблишинг, 2008. ISBN 978-1-4251-2216-4 .
- Франсильон, Рене Ж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1970. ISBN 0-370-00033-1 (2-е издание 1979 г., ISBN 0-370-30251-6 ).
- Геохеган, Джон Дж. Операция «Шторм»: сверхсекретные подводные лодки Японии и ее план по изменению хода Второй мировой войны . Издательство Crown, Нью-Йорк, 2013. ISBN 978-0-307-46480-4 .
- Янушевский, Тадеуш. Японская подводная авиация . Сандомир, Польша/Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов, 2002. ISBN 83-916327-2-5 .
- Лэйман, Р.Д. и Стивен Маклафлин. Гибридный военный корабль . Лондон: Conway Maritime Press, 1991. ISBN 0-85177-555-1 .
- Микеш, Роберт К. Монограмма, крупный план 13: Aichi M6A1 Seiran, японский бомбардировщик Панамского канала, запускаемый с подводных лодок . Болистон, Массачусетс: Monogram Aviation Publications, 1975. ISBN 0-914144-13-8 .
- «Ниппонский взломщик каналов... Сирена M6A1 Аити». Air International , октябрь 1989 г., том 37, № 4. Бромли, Великобритания: Tri-Service Press. ISSN 0306-5634. С. 182–188, 201.
- Огава, Тошихико Нихон Кокуки Дайдзукан, 1910–1945 , Токио, 1993.
- Пассингем, Малькольм (март 2000 г.). «Японские гидросамолеты на подводных лодках». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (84): 25–37. ISSN 1243-8650 .
- Сакаида, Генри; Гэри Нила и Кодзи Такаки. И-400: секретная японская авианесущая ударная подводная лодка . Публикации Хикоки, 2006. ISBN 978-1-902109-45-9