Митсубиси Ки-15
Ки-15 Каригане | |
---|---|
![]() | |
Mitsubishi Ki-15-I (армейский командно-разведывательный самолет Тип 97) | |
Роль | Военный самолет-разведчик, легкий бомбардировщик |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Первый полет | Май 1936 г. |
Введение | Май 1937 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 (Япония) 1951 (Китай) |
Основные пользователи | ВВС Императорской армии Японии Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | ок. 500 |
Mitsubishi Ki-15 ( 雁金 , Каригане , английский: Дикий гусь ) Армейский командный разведывательный самолет Тип 97 ( 九七式司令部偵察機 , Кюнана-сики сирейбу тейсацуки ) — японский разведывательный самолет и легкий ударный бомбардировщик Второго Китая. -Японская война и война на Тихом океане . Он начинался как быстрый гражданский почтовый самолет . Это был одномоторный низкоплан свободнонесущий моноплан с неубирающимся хвостовым колесом ; на нем находился экипаж из двух человек. Он служил как в Императорской японской армии , так и в Военно-морском флоте (как C5M ). Во время Второй мировой войны называли его кодовым названием « Бабс союзники ».
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ki-15 был разработан корпорацией Mitsubishi для удовлетворения требований ВВС Императорской армии Японии от 1935 года к двухместному высокоскоростному самолету-разведчику. [ 1 ] В результате самолет представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и фиксированным поперечным шасси, похожий на другие цельнометаллические монопланы с напряженной обшивкой, разработанные в других местах в 1930-х годах, такие как Heinkel He 70 и Northrop Alpha . Мощность обеспечивалась одним Nakajima Ha-8 звездообразным двигателем мощностью 560 кВт (750 л.с.) на высоте 4000 м (13 120 футов). Первый прототип поднялся в воздух в мае 1936 года, испытания оказались успешными: самолет соответствовал всем требованиям к характеристикам, развивал скорость 481 км/ч (299 миль в час) и демонстрировал хорошие характеристики управляемости. [ 2 ]
Эксплуатационные испытания прошли без затруднений, и этот тип был заказан в производство под официальным обозначением Army Type 97 Command Reconnaissance Aircraft Model 1. В мае 1937 года, через год после первого полета, началась поставка в армию первого из 437 серийных самолетов. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ки-15-I практически сразу был принят на вооружение в начале войны с Китаем в 1937 году. Самолет зарекомендовал себя в начальный период Второй китайско-японской войны и выполнял задачи в глубоких стратегических тылах Китая, а именно: вплоть до достижения Ланьчжоу, и, в частности, служил в качестве гида перед ударом и наблюдения после удара во время многолетней битвы Чунцин-Чэнду . [ 3 ] Высокая скорость давала ему явное преимущество, пока ВВС Китая советского производства Поликарпов И-16 Тип 17 не приобрели истребители ; Ки-15 был сбит вместе с тремя бомбардировщиками истребителями И-16 Тип 17 24-го ПС, 4-й ПГ над авиабазой Ляншань 20 мая 1940 года. [ 4 ] Он использовался для горизонтального бомбометания, непосредственной поддержки и фоторазведки, прежде чем был заменен на Mitsubishi Ki-30 .
Уже были планы по усовершенствованию Ки-15-I, и в сентябре 1939 года Ки-15-II 26-1 мощностью 671 кВт (900 л.с.) был запущен в производство с двигателем Mitsubishi Ha- ; меньший диаметр этого двигателя одновременно уменьшал сопротивление и устранял один из основных недостатков первоначальной версии: плохой обзор вперед из-за большого диаметра исходного двигателя Накадзима Котобуки . Усовершенствованная версия поступила в производство в сентябре 1939 года как Ки-15-II.
ВМС Японии, впечатленные характеристиками этого самолета, заказали 20 экземпляров Ki-15-II под обозначением Navy Type 98 Reconnaissance Aircraft Model 1 или Mitsubishi C5M1 еще до армии . Впоследствии ВМС приобрели 30 самолетов. Самолеты C5M2 с еще более мощным двигателем Nakajima Sakae 12 мощностью 708 кВт (949 л.с.) использовались для разведки. В ходе дальнейшей разработки армия также экспериментировала с еще более мощным двигателем Mitsubishi 102 радиального типа мощностью 783 кВт (1050 л.с.) для Ki-15-III , который не пошел в производство.
Когда производство закончилось, было построено около 500 экземпляров всех версий Ки-15, большинство из которых находились на передовой службе, когда началась война на Тихом океане. К 1943 году Ки-15 были отведены на второй план, но их количество было потрачено на атаки камикадзе на заключительных этапах Второй мировой войны.
Мировой рекорд полета в Европу и другое гражданское использование
[ редактировать ]
Несмотря на относительно слабый двигатель (по более поздним меркам) и фиксированную ходовую часть, Ки-15 был удивительно быстр. В ходе первичных летных испытаний газета Asahi Shimbun получила разрешение на приобретение второго прототипа. Самолет получил обозначение Каригане («дикий гусь») и совершил полет 19 марта 1937 года. [ 5 ] получил имя Камикадзе и зарегистрирован как J-BAAI.
Это был первый самолет японской постройки, совершивший полет в Европу, и он произвел сенсацию в 1937 году, совершив перелет между Токио и Лондоном на коронацию короля Георга VI и королевы Елизаветы в период с 6 по 9 апреля 1937 года за время полета. 51 час 17 минут 23 секунды, что на тот момент было мировым рекордом. [ 6 ] После успеха перелета Япония-Англия небольшое количество Ки-15 было продано гражданским заказчикам. Один из первых серийных самолетов назывался « Асакадзе » (J-BAAL) и также использовался Асахи Симбун ; другие использовались различными гражданскими операторами в качестве почтовых самолетов.
Варианты
[ редактировать ]- Каригане I : версия прототипа для гражданского использования.
- Ki-15-I (армейский командный разведывательный самолет Тип 97, модель 1) : первоначальный серийный вариант для японской армии с Nakajima Ha-8 (армейский тип 94) мощностью 640 л.с. на взлете, 900 л.с. на высоте 11 810 футов (3600 м).
- Ки-15-II (Армейский Тип 97 Командно-разведывательная модель 2) : улучшенная серийная армейская версия с меньшим, но более мощным 14-цилиндровым двигателем Mitsubishi Ha-25-I (Армейский Тип 99 Модель 1) мощностью 850 л.с. на взлете и 900 л.с. (670 кВт) на высоте 3600 м (11 810 футов). Это дало увеличенную максимальную скорость до 317 миль в час на высоте 14 205 футов (510 км/ч на высоте 4300 м), что примерно сравнимо с такими истребителями, как Hawker Hurricane или Nakajima Ki-43 Hayabusa. Скорость набора высоты была еще больше улучшена: 16 400 футов (5 000 м) за 6 минут 49 секунд, и это было достигнуто, несмотря на увеличение веса (пустой, нормальный, максимум: 3510 против 3084 фунтов, нормальный 4826 против 4482 и максимум 5470 против 5071 фунта). ). Первый полет состоялся в июне 1938 года, производство началось в сентябре 1939 года. [ 7 ]
- Ки-15-III : предлагаемая модернизированная версия; не поступил в производство. Он имел двигатель Mitsubishi Ha-102 (1080 л.с. (810 кВт) на взлете, 1055 л.с. (787 кВт) на высоте 2800 метров (9185 футов) и 950 л.с. (710 кВт) на высоте 5800 м (19030 футов)), с максимальная скорость 329 миль в час (530 км/ч), примерно такая же, как у Mitsubishi Ki-46 «Дина». Ожидалось, что последний будет намного лучше по другим параметрам (долговечность, два двигателя и т. д.), поэтому в производство так и не пошел.
- C5M1 (Военно-морской самолет-разведчик Тип 98, модель I) : улучшенная версия Ki-15-I для ВМС Японии.
- C5M2 (Модель 2 самолета-разведчика ВМФ Тип 98) : модернизированная версия C5M1 с более мощным двигателем для ВМС Японии.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Императорской армии Японии
- Воздушная служба Императорского флота Японии
- Различные гражданские организации, включая Асахи Симбун
- ВВС Народно-освободительной армии эксплуатировали неизвестное количество трофейных самолетов. Некоторое количество брошенных Ки-15 было захвачено под Харбином в июне 1946 года, а к 1948 году они были полностью отремонтированы и поступили на вооружение в качестве учебно-тренировочных. Последние два Ки-15 списаны в 1951 году.
Технические характеристики (Ки-15-И)
[ редактировать ]
Данные из «Краткого руководства по самолетам Оси времен Второй мировой войны», [ 8 ] и японская авиация Тихоокеанской войны [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,7 м (28 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 12 м (39 футов 4 дюйма)
- Высота: 3,35 м (11 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 20,36 м 2 (219,2 кв. футов)
- Вес пустого: 1400 кг (3086 фунтов)
- Полная масса: 2033 кг (4482 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 2300 кг (5071 фунт)
- Силовая установка: 1 × Nakajima Ha8 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 477 кВт (640 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 480 км/ч (300 миль в час, 260 узлов) на высоте 4000 м (13 000 футов).
- Крейсерская скорость: 320 км/ч (200 миль в час, 170 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Дальность: 2400 км (1500 миль, 1300 миль)
- Практический потолок: 11 400 м (37 400 футов)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 8 минут 27 секунд.
Вооружение
- Орудия: 1 х 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Тип 89 , гибкое крепление.
- Бомбы: 250 кг (550 фунтов) бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Франсильон 1979 , с. 149.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 149–150.
- ^ ЧП Мэтт (26 мая 2015 г.). «Митсубиси Ки-15 Тип 97/С5М Тип 98 «Бабс» » . Пасифик Иглз . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ у которого были плохие условия, не ожидал, что он станет первой линией противовоздушной обороны ВВС Китая, «В то время аэропорт Ляншань, 17 января 2020 которая будет защищать Чунцин!]. Получено г. 11-12 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Франсильон 1979 , стр. 150–151.
- ^ Франсильон 1979 , с. 150.
- ^ Статья об истории войны
- ^ Понедельник 1996 , с. 206.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 154–155.
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид, изд. (1997). Энциклопедия мировых самолетов . Книги Просперо. п. 652. ИСБН 1-85605-375-Х .
- Ганстон, Билл (1999). Иллюстрированный справочник боевых самолетов Второй мировой войны . Лондон: Зенит Пресс. ISBN 0-7603-0722-9 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN 0-370-30251-6 .
- Микеш, Роберт С.; Шорзо Абэ (1990). Японские самолеты, 1910-1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-563-2 .
- Монди, Дэвид (1996). Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN 1-85152-966-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]