Jump to content

Митсубиси Ф-2

Ф-2
Митсубиси Ф-2Б
Роль Многоцелевой истребитель
Национальное происхождение Япония/США
Производитель Мицубиси Хэви Индастриз / Локхид Мартин
Первый полет 7 октября 1995 г.
Введение 2000
Статус В эксплуатации
Основной пользователь Силы воздушной самообороны Японии
Произведено 1995–2011
Количество построенных 98 (в том числе 4 прототипа) [ 1 ]
Разработано на основе General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон

Mitsubishi F-2 многоцелевой истребитель, созданный на базе General Dynamics F-16 Fighting Falcon и производимый компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для Сил воздушной самообороны Японии , с разделением производства между Японией и Японией в соотношении 60/40. Соединенные Штаты. В основе конструкции F-2 лежит F-16 Agile Falcon , неудачное предложение General Dynamics предоставить недорогую альтернативу для конкурса Advanced Tactical Fighter (ATF). Производство началось в 1996 году, а первый самолет поступил на вооружение в 2000 году.

Первые 76 самолетов поступили на вооружение к 2008 году, всего выпущено 98 планеров. Первой с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) РЛС на боевом самолете была J/APG-1, установленная на Mitsubishi F-2 в 1995 году. [ 2 ]

F-2 получил прозвище «Viper Zero», отсылка к неофициальному прозвищу F-16 «Viper» и Mitsubishi A6M Zero . [ 3 ]

Разработка

[ редактировать ]

Переговоры между США и Японией

[ редактировать ]

JASDF и его подрядчики рассматривали возможность разработки разработанной в Японии замены устаревшего истребителя Mitsubishi F-1 еще в 1981 году. Официальное технико-экономическое обоснование началось в 1985 году. [ 4 ]

Первоначальные намерения Японии по разработке самолета внутри страны основывались на предыдущем успехе Японии в производстве истребителя F-15J по лицензии McDonnell Douglas . [ 5 ]

Японские оборонные подрядчики утверждали, что им необходимо с самого начала строить новый самолет, чтобы развивать навыки своих инженеров и, в свою очередь, развивать японскую авиастроительную промышленность. [ 6 ]

Когда в 1985 году программа начала обретать официальную форму, несколько официальных лиц Соединенных Штатов выразили обеспокоенность тем, что программа приведет к созданию более низкого самолета и ослабит оборонные отношения США и Японии . Представители Пентагона выступали за совместное производство или совместную разработку самолета на базе платформы F-16 или F/A-18 , поскольку считали, что Япония не согласится покупать американские самолеты. [ 4 ]

В начале 1987 года Соединенные Штаты через Каспара Вайнбергера и других чиновников администрации начали официально оказывать давление на Японию, чтобы она реализовала проект как совместную двустороннюю разработку США и Японии. [ 7 ] [ 5 ] Время этого лоббирования совпало с разгаром « нападок на Японию » в Соединенных Штатах: в мае стал достоянием общественности скандал Toshiba-Kongsberg , в ходе которого было установлено, что Toshiba продала винтовые фрезерные станки Советскому Союзу в нарушение санкций COCOM . 1987. Позиция Японии на переговорах изменилась на фоне риска ухудшения американо-японских отношений. [ 4 ]

Администрация Рейгана и правительство Накасоне объявили о совместном проекте в октябре 1987 года. [ 8 ] [ 9 ]

В соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным в ноябре 1988 года, General Dynamics предоставит свою F-16 Fighting Falcon технологию компании Mitsubishi Heavy Industries и выполнит до 45 процентов опытно-конструкторских работ в качестве генерального совместного подрядчика. [ 5 ] [ 8 ]

С американской стороны, высокопоставленные чиновники Госдепартамента США и Министерства обороны поддержали проект как средство доступа США к японским технологиям и как средство укрепления американо-японских отношений, но Министерство торговли и многие члены Конгресса выступили против этого проекта. проекта из-за риска усиления способности Японии конкурировать с американскими аэрокосмическими фирмами. [ 7 ] Оппоненты в Конгрессе утверждали, что Японии следует приобретать американские самолеты, чтобы компенсировать торговый дефицит между двумя странами. [ 10 ] Более двадцати членов Сената потребовали официального пересмотра сделки. [ 9 ]

После того, как Джордж Буш-старший вступил в должность президента Соединенных Штатов в январе 1989 года, правительство США отреагировало на внутреннюю критику соглашения, потребовав «разъяснения» условий Меморандума, что японское правительство рассматривало как попытку пересмотра переговоров. это. Администрацию Буша особенно беспокоили риски передачи технологий в Японию. [ 7 ]

Буш объявил о пересмотренном соглашении в апреле 1989 года, незадолго до отставки своего японского коллеги Нобору Такэситы , согласно которому доступ Японии к программному обеспечению управления полетом и вооружением был ограничен, в то время как США должны были иметь доступ к любой новой технологии, разработанной Японией для проект. [ 11 ] Американским подрядчикам было гарантировано не менее 40% продукции по программе. [ 10 ] Конгресс ратифицировал соглашение в июне 1989 года, выразив при этом официальное недовольство. [ 4 ]

Японский законодатель Синтаро Исихара резко критиковал окончательную сделку, написав в 1990 году, что «наше министерство иностранных дел и другие правительственные ведомства решили, что лучше съесть скромный пирог, чем навлечь на себя гнев дяди Сэма по еще одному двустороннему вопросу», и указав, что « мы отдаем наши самые передовые оборонные технологии Соединенным Штатам, но платим лицензионные и патентные сборы за каждую используемую нами технологию». [ 5 ]

Производство

[ редактировать ]

Начались работы по программе FS-X , первоначально получившей фирменное обозначение Mitsubishi SX-3 . [ 12 ] В 1984 году компания General Dynamics увеличенную версию F-16 предложила ВВС США и рассматривала возможность участия в ней в качестве недорогой альтернативы в конкурсе перспективных тактических истребителей . Ни один из них не был реализован, однако эта концепция стала отправной точкой для разработки F-2. В F-2 использовалась конструкция крыла F-16 Agile Falcon , но большая часть электроники была дополнительно обновлена ​​до стандартов 1990-х годов. Япония выбрала истребитель для замены F-4EJ и дополнения к F-15J , своему основному истребителю завоевания превосходства в воздухе. Программа предусматривала передачу технологий из США в Японию и наоборот.

Ответственность за разделение затрат была разделена между Японией на 60% и США на 40%. [ 13 ] Lockheed Martin будет производить все хвостовые части фюзеляжа и передние закрылки крыла, а также восемь из десяти левых боксов крыла . [ 14 ]

Программа F-2 вызвала споры, поскольку стоимость единицы, включая затраты на разработку, примерно в четыре раза превышает стоимость Block 50/52 F-16, не включая затраты на разработку. Включение затрат на разработку искажает дополнительные затраты на единицу продукции (это происходит с большинством современных военных самолетов), хотя даже при запланированных объемах закупок цена за самолет была несколько высокой. Первоначальный план по производству 141 F-2 позволил бы снизить себестоимость единицы до 10 миллионов долларов США ( 7,5 миллионов евро ) за единицу, не считая снижения затрат в результате массового производства. По состоянию на 2008 год планировалось построить 94 самолета. [ 15 ]

Первый полет F-2 состоялся 7 октября 1995 года. Позже в том же году правительство Японии одобрило заказ на 141 самолет (но вскоре его сократили до 130), которые должны поступить на вооружение к 1999 году; структурные проблемы привели к тому, что ввод в эксплуатацию был отложен до 2000 года. Из-за проблем с экономической эффективностью заказы на самолеты были сокращены до 98 самолетов (включая четыре прототипа) в 2004 году. [ нужна ссылка ] Летные испытания четырех прототипов проводились Агентством обороны Японии на аэродроме Гифу . [ 16 ]

Последний из 94 заказанных по контракту серийных самолетов был передан Минобороны 27 сентября 2011 года. [ 17 ] Во время церемонии выпуска последнего серийного истребителя F-2 компания Mitsubishi Heavy Industries подтвердила, что производство F-2 будет прекращено и производитель больше не будет производить истребители F-2. [ 18 ] По состоянию на 2014 год Летает 61 одноместный самолет и 21 двухместный учебно-тренировочный самолет. [ 19 ]

General Electric , Kawasaki , Honeywell , Raytheon , NEC , Hazeltine и Kokusai Electric были среди субподрядчиков основных компонентов. Lockheed Martin поставила хвостовую часть фюзеляжа , передние предкрылки , систему управления магазинами, большой процент крыльевых коробов (в рамках двусторонних соглашений о передаче технологий), [ 20 ] и другие компоненты. [ 21 ] Кавасаки построил среднюю часть фюзеляжа, а также двери основного колеса и двигателя. [ 13 ] а носовая часть фюзеляжа и крылья были построены компанией Mitsubishi. [ 13 ]

Часть авионики была поставлена ​​компанией Lockheed Martin, а цифровая электродистанционная система была разработана совместно компаниями Japan Aviation Electric и Honeywell (ранее Allied Signal). [ 13 ] В число подрядчиков по системам связи и дознавателям IFF входили: Raytheon, NEC, Hazeltine и Kokusai Electric. [ 13 ] Радар управления огнем, IRS, компьютер миссии и система РЭБ были разработаны Японией. [ 22 ]

Кроме того, компьютер управления полетом, законы управления полетом и соответствующее компьютерное программное обеспечение были по существу разработаны и интегрированы Японией. [ 22 ] Окончательная сборка была произведена в Японии компанией MHI на заводе Komaki-South в Нагое .

Сравнение Ф-2 и Ф-16

Крылья большего размера дают самолету лучшую полезную нагрузку и маневренность пропорционально его тяге, но также имеют тенденцию увеличивать вес планера различными способами. Увеличение веса может отрицательно повлиять на ускорение, набор высоты, полезную нагрузку и дальность полета. Чтобы сделать большие крылья легче, обшивка, лонжероны, нервюры и колпак крыльев были изготовлены из графитно-эпоксидного композита и подвергнуты совместному отверждению в автоклаве. Это было первое применение технологии совместного отверждения в серийном тактическом истребителе. [ 13 ] [ ненадежный источник? ]

Эта технология создания крыльев столкнулась с некоторыми проблемами в процессе разработки, но оказалась передовой технологией, обеспечивающей снижение веса, увеличение дальности полета и некоторые преимущества скрытности. Затем эта технология была передана обратно в Америку в рамках программы промышленного партнерства. [ 23 ]

F-2 имеет три экрана дисплея, включая жидкокристаллический дисплей от Yokogawa .

Отличия Ф-2 и Ф-16 блок 40

Компания Mitsubishi использовала существующую конструкцию F-16 в качестве справочного руководства для проектных работ, и более 95% технических чертежей F-16 изменены для F-2. [ 24 ] [ 25 ]

Некоторые отличия F-2 от F-16A:

Также F-2 оснащен тормозным парашютом , [ 26 ] как версия F -16, используемая Южной Кореей , Нидерландами , Норвегией , Грецией , Турцией , Индонезией , Тайванем и Венесуэлой .

Операционная история

[ редактировать ]

7 февраля 2013 года два ВВС России истребителя Су-27 ненадолго вошли в воздушное пространство Японии у острова Рисири недалеко от Хоккайдо , пролетели на юг над Японским морем, а затем повернули обратно на север. [ 31 ] Четыре истребителя F-2 были подняты в воздух для визуального подтверждения присутствия российских самолетов. [ 32 ] предупредив их по радио о необходимости покинуть воздушное пространство. [ 33 ]

Фотография одного из двух Су-27, сделанная пилотом JASDF, была опубликована Министерством обороны Японии . [ 34 ] Россия отрицает факт вторжения, заявляя, что самолеты совершали обычные полеты вблизи спорных Курильских островов . [ 31 ]

22 августа 2013 года два российских морских патрульных самолета Ту-142 Bear-F вошли в воздушное пространство Японии вблизи крупного южного острова Кюсю менее чем на две минуты. В ответ были подняты в воздух истребители F-2. [ 35 ]

Варианты

[ редактировать ]
Руление F-2 во время Cope North в 2009 году. учений

Операторы

[ редактировать ]
 Япония

По состоянию на март 2022 года в составе JASDF находился 91 F-2. [ 38 ]

Командование ПВО
Командование воздушной подготовки
Командование авиационных разработок и испытаний

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 31 октября 2007 года F-2B разбился при взлете и впоследствии загорелся на аэродроме Нагоя в центральной Японии. После капитального ремонта и перед доставкой в ​​JSDF сотрудники Mitsubishi провели испытательный полет. Оба летчика-испытателя пережили инцидент, получив лишь легкие травмы. [ 40 ] В конечном итоге было установлено, что причиной аварии стала неправильная проводка. [ 41 ] [ 42 ]
  • В результате землетрясения и цунами в Тохоку 2011 года 18 F-2B, принадлежащих 21-й истребительной эскадрилье на авиабазе Мацусима, были повреждены или уничтожены. [ 39 ] [ 43 ] Из этих 18 5 были признаны не подлежащими ремонту и сданы на слом. Остальные 13 F-2 находятся в ремонте ориентировочной стоимостью 80 миллиардов йен (2011 г.). [ 44 ] (эквивалент йен 84,33 миллиарда долларов США в 2019 году) или 773,63 миллиона [ 45 ] . Тем временем обязанности по обучению, выполняемые 21-й истребительной эскадрильей, были переданы на другие авиабазы. Ремонтные работы завершились к 2016 году, когда 21-я эскадрилья вернулась в Мацусиму. [ 46 ]
  • разбился F-2B 20 февраля 2019 года во время тренировочного полета над Японским морем . И летчик-инструктор, и пилот выжили в катастрофе. [ 47 ]
  • В апреле 2021 года два самолета F-2 (F-2A и F-2B), летевшие строем, столкнулись в воздухе над префектурой Ямагути. После этого они благополучно приземлились, о травмах и незначительных повреждениях самолетов не сообщалось. [ 48 ]

Технические характеристики (Ф-2А)

[ редактировать ]
Митсубиси Ф-2А
Mitsubishi AAM-4 Ракета класса «воздух-воздух»
Ракета класса «воздух-поверхность» АСМ-2
JASDF F-2, оснащенный ЗРК AIM-7 Sparrow и AAM-3 SRAAM.
JASDF F-2 несет XASM-3 на авиабазе Гифу, май 2017 г.

Данные Jane's All the World's Aircraft, 2010–11 гг., [ 49 ] Боевой самолет с 1945 года. [ 50 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 ( F-2B: 2)
  • Длина: 15,52 м (50 футов 11 дюймов)
  • Размах крыла: 11,125 м (36 футов 6 дюймов) над ракетными пусковыми установками.
10,8 м (35 футов) без ракетных пусковых установок
F-2B: 9633 кг (21237 фунтов)
  • Полная масса: 13 459 кг (29 672 фунта) в чистом виде.
  • Максимальный взлетный вес: 22 100 кг (48 722 фунта). * Максимальный посадочный вес: 18 300 кг (40 300 фунтов).
  • Запас топлива: 4637 л (1225 галлонов США; 1020 имп галлонов), максимальный внутренний запас топлива: 4588 л (1212 галлонов США; 1009 имп галлонов)
F-2B 3948 л (1043 галлонов США; 868 имп галлонов) максимальное внутреннее топливо 3903 л (1031 галлонов США; 859 имп галлонов) полезное количество
  • Внешний запас топлива: 5678 л (1500 галлонов США; 1249 имп галлонов) максимум - (1x 1135,5 л (300,0 галлонов США; 249,8 имп галлонов) + 2 откидных бака по 2271,25 л (600,00 галлонов США; 499,61 имп галлонов)
  • Силовая установка: 1 General Electric F110-IHI-129 турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой , тяга 76 кН (17 000 фунтов силы) всухую, 131 кН (29 500 фунтов силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 2124 км/ч (1320 миль в час, 1147 узлов)
  • Максимальная скорость: 2,0 Маха на большой высоте, 1,1 Маха на малой высоте.
  • Боевая дальность: 833 км (518 миль, 450 миль) +
  • Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов)
  • Нагрузка на крыло: 634,3 кг/м 2 (129,9 фунтов/кв. футов) максимум
  • Тяга/вес : 0,994

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Хехс, Эрик (12 ноября 2015 г.). «Японский истребитель поддержки F-2» . Журнал Код Один . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 1 августа 2023 г.
  2. ^ Джон Пайк. «Истребитель поддержки F-2 / FSX» . Архивировано из оригинала 31 мая 2012 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
  3. ^ Роблин, Себастьен. «Цунами разрушило японские усовершенствованные F-16. Архивировано 8 мая 2019 г. в Wayback Machine , The National Interest , 21 августа 2018 г. Проверено 27 января 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Спар, Дебора (1991–1992). «Совместная разработка истребителя FSX: внутренние расчеты международного сотрудничества» . Международный журнал . 47 (2): 265–292. дои : 10.1177/002070209204700204 . S2CID   147156320 . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г. - через HeinOnline.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Исихара, Синтаро (14 января 1990 г.). «FSX — последняя неудачная сделка Японии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  6. ^ Йейтс, Рональд Э. (17 мая 1987 г.). «США и Япония спорят о том, кто построит самолет» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Хайатт, Фред (23 марта 1989 г.). «Япония призывает США соблюдать пакт о реактивных самолетах FSX» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Ограничение сделки по японским истребителям» . Чикаго Трибьюн . 24 марта 1989 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Сэнгер, Дэвид Э. (20 февраля 1989 г.). «Технологический пакт для истребителей создает спор с Японией» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Буш расчищает путь для сделки с Японией по истребителю FSX» . Лос-Анджелес Таймс . 30 апреля 1989 г. ISSN   0458-3035 . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  11. ^ Лаутер, Дэвид; Пайн, Аарт (29 апреля 1989 г.). «США и Япония договорились о реактивном истребителе FSX: Буш объявляет о соглашении о совместном проекте стоимостью 8 миллиардов долларов; критики обещают возражать» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN   0458-3035 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 г. Проверено 11 октября 2017 г.
  12. ^ Джон В. Р. Тейлор, изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Лондон: Информационная группа Джейн. ISBN  0-7106-0867-5 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Штурмовой истребитель F-2, Япония» . Airforce-technology.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
  14. ^ Брин, Том (21 октября 1996 г.). «Lockheed Martin начинает наращивать рабочую силу для японского F-2» . Оборонная газета . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 мая 2015 г.
  15. ^ «Lockheed Martin получает контракт на F-2 на 250 миллионов долларов» . Форбс . 2008 год . Проверено 9 апреля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  16. ^ «Lockheed Martin продолжает работу над японским истребителем F-2» . Оборонная газета . 23 апреля 1998 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 28 мая 2015 г.
  17. ^ Jiji Press , «Последний истребитель F-2 доставлен в ASDF», Japan Times , 29 сентября 2011 г., стр. 2.
  18. ^ «Mitsubishi Heavy Industries прекращает производство истребителей F-2» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 1 октября 2011 г.
  19. ^ Хойл, Крейг (24 октября 2014 г.), «Большой в Японии: 10 лучших авиационных проектов Токио» , Flightglobal , Reed Business Information, заархивировано из оригинала 24 октября 2014 г. , получено 24 октября 2014 г.
  20. ^ «Соглашение о передаче технологий Японии по истребителю Mitsubishi F-2» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г.
  21. ^ Пресс-релиз Lockheed Martin, 8 апреля 2008 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Лорелл, Марк (1995). Проблемное партнерство: история американо-японского сотрудничества над истребителем FS-X (PDF) . РЭНД. п. 383. ИСБН  1560008911 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
  23. ^ «Партнерство Lockheed и Mitsubishi по производству истребителей F-2» . Defenseindustrydaily.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2018 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
  24. ^ Лорелл, Марк (1995). Проблемное партнерство: история американо-японского сотрудничества над истребителем FS-X (PDF) . РЭНД. п. 380. ИСБН  1560008911 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
  25. ^ Канда, Куниичи (2018). Объяснение истребителя F-2 ( разработки на японском языке, Токио, Япония: Намики сёбо, стр. 201) .  978-4890633791 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Эрик, Хес (12 ноября 2015 г.). «Японский истребитель поддержки F-2» . CodeOneMagazine.com . Архивировано из оригинала 04 декабря 2020 г. Проверено 05 августа 2020 г.
  27. ^ «Boeing поставляет последние самолеты F-15, оснащенные AESA, ВВС США» . Архивировано из оригинала 17 июля 2022 г. Проверено 17 июля 2022 г.
  28. ^ «Япония модернизирует 60 F-2 с помощью AAM-4, J/APG-2 | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 г. Проверено 20 марта 2020 г.
  29. ^ Кэндзи, Фуджимура, Хироши; Кониси, Ниси, Хироши, Такуми (5 апреля 2000 г.). Конструкция авионики XF-2 [Проект авионики XF-2]. Японское общество аэронавтики и космических наук . 555 (на японском языке). 48 (555). Аэрокосмические технологии Японии: 256. doi : 10.14822/kjsass.48.555_252 . Архивировано из оригинала 12 мая 2022 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
  30. ^ Иде, Масаки; Катаянаги, Рёдзи; Хашимото, Кадзунори, Нобумаса; Конструкция системы управления полетом XF-2 [Проектирование системы управления полетом XF-2]. Японское общество аэронавтики и космических наук . 555 (на японском языке). 48 (555). Аэрокосмические технологии Японии: 233–240. дои : 10.14822/kjsass.48.555_233 . Архивировано из оригинала 2 июля 2021 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Российские истребители нарушают воздушное пространство Японии » , BBC News , 7 февраля 2013 г., заархивировано из оригинала 6 августа 2017 г. , получено 20 июня 2018 г.
  32. ^ Япония обвиняет российские самолеты в нарушении воздушного пространства , Dawn.com, 7 февраля 2013 г., архивировано из оригинала 8 февраля 2013 г. , получено 9 февраля 2013 г.
  33. ^ Япония поднимает истребители в воздух, когда российские военные самолеты вторгаются в воздушное пространство , Агентство новостей Кувейта (KUNA), 7 февраля 2013 г., архивировано из оригинала 16 мая 2013 г. , получено 10 февраля 2013 г.
  34. ^ Япония заявляет, что два российских истребителя вошли в ее воздушное пространство , Yahoo! Новости, 7 февраля 2013 г., архивировано из оригинала 11 февраля 2013 г. , получено 9 февраля 2013 г.
  35. ^ Япония поднимает самолеты в воздух, обвиняя российские бомбардировщики во вторжении. Архивировано 7 марта 2016 г. в Wayback Machine . Рейтер, 22 августа 2013 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с «ODIN — Сеть интеграции данных OE» .
  37. ^ Перейти обратно: а б «Митсубиси Ф-2» .
  38. ^ Оборона Японии 2022 (Ежегодный официальный документ). стр.53. Министерство обороны Японии
  39. ^ Перейти обратно: а б «О группе Flightglobal – объявление в блогах» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
  40. ^ «ASDF F-2 разбился при взлете; пилоты пострадали» . Джапан Таймс . 01.11.2007. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 1 ноября 2007 г.
  41. ^ «Думаю, да ». Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
  42. ^ «Обновление JASDF F-2 - Общий форум F-16» . Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
  43. ^ «18 истребителей F2 и еще несколько затоплены на авиабазе Мацусима, стоимость каждого — 12 марта 2011 29 г. Архивировано из оригинала июня 2011 г. Проверено 11 марта 2011 г. » .
  44. ^ Ватанабэ, Такаши (16 сентября 2011 г.). «Воздушные силы Сирии отказались от 12 истребителей, ссылаясь на ущерб, нанесенный цунами» . Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 г. Проверено 16 сентября 2011 г.
  45. ^ 1868–1938 : Уильямсон Дж. , Данные о номинальной заработной плате, стоимости жизни, реальной заработной плате и аренде земли для Японии 1831–1938 , 1939–1945 : Банка Японии Историческая статистика . Впоследствии, исторические цифры индекса потребительских цен в Японии, основанные на данных, доступных из Японское статистическое бюро. Исторический индекс потребительских цен Японии (ИПЦ) – с 1970 по 2014 год. Получено 30 июля 2014 года. За период с 1946 по 1970 год данные взяты из «Послевоенная история Сёва» Проверено 24 января 2015 г.
  46. ^ «JASDF – Боевой порядок» . J-Вешалка. 9 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
  47. ^ Такахаси, Косукэ (21 февраля 2019 г.). «Истребитель JASDF F-2 упал в Японское море» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2019 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
  48. ^ «Истребители F-2 столкнулись в воздухе над западной Японией» . Майнити Дейли Ньюс . 23 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 31 июля 2021 г.
  49. ^ Джексон, Пол, изд. (2009). Jane's All the World's Aircraft 2010–11 (101-е изд.). Лондон: Информационная группа Джейн. стр. 422–424. ISBN  978-0-7106-29166 .
  50. ^ Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 г. (1-е изд.). Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 106. ИСБН  1-875671-50-1 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 593c0c92aa01b17e4f00b169e4adb13d__1717709220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/3d/593c0c92aa01b17e4f00b169e4adb13d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mitsubishi F-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)