Митсубиси Ф-2
Ф-2 | |
---|---|
![]() | |
Митсубиси Ф-2Б | |
Роль | Многоцелевой истребитель |
Национальное происхождение | Япония/США |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз / Локхид Мартин |
Первый полет | 7 октября 1995 г. |
Введение | 2000 |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Силы воздушной самообороны Японии |
Произведено | 1995–2011 |
Количество построенных | 98 (в том числе 4 прототипа) [ 1 ] |
Разработано на основе | General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон |
Mitsubishi F-2 — многоцелевой истребитель, созданный на базе General Dynamics F-16 Fighting Falcon и производимый компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для Сил воздушной самообороны Японии , с разделением производства между Японией и Японией в соотношении 60/40. Соединенные Штаты. В основе конструкции F-2 лежит F-16 Agile Falcon , неудачное предложение General Dynamics предоставить недорогую альтернативу для конкурса Advanced Tactical Fighter (ATF). Производство началось в 1996 году, а первый самолет поступил на вооружение в 2000 году.
Первые 76 самолетов поступили на вооружение к 2008 году, всего выпущено 98 планеров. Первой с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) РЛС на боевом самолете была J/APG-1, установленная на Mitsubishi F-2 в 1995 году. [ 2 ]
F-2 получил прозвище «Viper Zero», отсылка к неофициальному прозвищу F-16 «Viper» и Mitsubishi A6M Zero . [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]Переговоры между США и Японией
[ редактировать ]JASDF и его подрядчики рассматривали возможность разработки разработанной в Японии замены устаревшего истребителя Mitsubishi F-1 еще в 1981 году. Официальное технико-экономическое обоснование началось в 1985 году. [ 4 ]
Первоначальные намерения Японии по разработке самолета внутри страны основывались на предыдущем успехе Японии в производстве истребителя F-15J по лицензии McDonnell Douglas . [ 5 ]
Японские оборонные подрядчики утверждали, что им необходимо с самого начала строить новый самолет, чтобы развивать навыки своих инженеров и, в свою очередь, развивать японскую авиастроительную промышленность. [ 6 ]
Когда в 1985 году программа начала обретать официальную форму, несколько официальных лиц Соединенных Штатов выразили обеспокоенность тем, что программа приведет к созданию более низкого самолета и ослабит оборонные отношения США и Японии . Представители Пентагона выступали за совместное производство или совместную разработку самолета на базе платформы F-16 или F/A-18 , поскольку считали, что Япония не согласится покупать американские самолеты. [ 4 ]
В начале 1987 года Соединенные Штаты через Каспара Вайнбергера и других чиновников администрации начали официально оказывать давление на Японию, чтобы она реализовала проект как совместную двустороннюю разработку США и Японии. [ 7 ] [ 5 ] Время этого лоббирования совпало с разгаром « нападок на Японию » в Соединенных Штатах: в мае стал достоянием общественности скандал Toshiba-Kongsberg , в ходе которого было установлено, что Toshiba продала винтовые фрезерные станки Советскому Союзу в нарушение санкций COCOM . 1987. Позиция Японии на переговорах изменилась на фоне риска ухудшения американо-японских отношений. [ 4 ]
Администрация Рейгана и правительство Накасоне объявили о совместном проекте в октябре 1987 года. [ 8 ] [ 9 ]
В соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным в ноябре 1988 года, General Dynamics предоставит свою F-16 Fighting Falcon технологию компании Mitsubishi Heavy Industries и выполнит до 45 процентов опытно-конструкторских работ в качестве генерального совместного подрядчика. [ 5 ] [ 8 ]
С американской стороны, высокопоставленные чиновники Госдепартамента США и Министерства обороны поддержали проект как средство доступа США к японским технологиям и как средство укрепления американо-японских отношений, но Министерство торговли и многие члены Конгресса выступили против этого проекта. проекта из-за риска усиления способности Японии конкурировать с американскими аэрокосмическими фирмами. [ 7 ] Оппоненты в Конгрессе утверждали, что Японии следует приобретать американские самолеты, чтобы компенсировать торговый дефицит между двумя странами. [ 10 ] Более двадцати членов Сената потребовали официального пересмотра сделки. [ 9 ]
После того, как Джордж Буш-старший вступил в должность президента Соединенных Штатов в январе 1989 года, правительство США отреагировало на внутреннюю критику соглашения, потребовав «разъяснения» условий Меморандума, что японское правительство рассматривало как попытку пересмотра переговоров. это. Администрацию Буша особенно беспокоили риски передачи технологий в Японию. [ 7 ]
Буш объявил о пересмотренном соглашении в апреле 1989 года, незадолго до отставки своего японского коллеги Нобору Такэситы , согласно которому доступ Японии к программному обеспечению управления полетом и вооружением был ограничен, в то время как США должны были иметь доступ к любой новой технологии, разработанной Японией для проект. [ 11 ] Американским подрядчикам было гарантировано не менее 40% продукции по программе. [ 10 ] Конгресс ратифицировал соглашение в июне 1989 года, выразив при этом официальное недовольство. [ 4 ]
Японский законодатель Синтаро Исихара резко критиковал окончательную сделку, написав в 1990 году, что «наше министерство иностранных дел и другие правительственные ведомства решили, что лучше съесть скромный пирог, чем навлечь на себя гнев дяди Сэма по еще одному двустороннему вопросу», и указав, что « мы отдаем наши самые передовые оборонные технологии Соединенным Штатам, но платим лицензионные и патентные сборы за каждую используемую нами технологию». [ 5 ]
Производство
[ редактировать ]Начались работы по программе FS-X , первоначально получившей фирменное обозначение Mitsubishi SX-3 . [ 12 ] В 1984 году компания General Dynamics увеличенную версию F-16 предложила ВВС США и рассматривала возможность участия в ней в качестве недорогой альтернативы в конкурсе перспективных тактических истребителей . Ни один из них не был реализован, однако эта концепция стала отправной точкой для разработки F-2. В F-2 использовалась конструкция крыла F-16 Agile Falcon , но большая часть электроники была дополнительно обновлена до стандартов 1990-х годов. Япония выбрала истребитель для замены F-4EJ и дополнения к F-15J , своему основному истребителю завоевания превосходства в воздухе. Программа предусматривала передачу технологий из США в Японию и наоборот.
Ответственность за разделение затрат была разделена между Японией на 60% и США на 40%. [ 13 ] Lockheed Martin будет производить все хвостовые части фюзеляжа и передние закрылки крыла, а также восемь из десяти левых боксов крыла . [ 14 ]
Программа F-2 вызвала споры, поскольку стоимость единицы, включая затраты на разработку, примерно в четыре раза превышает стоимость Block 50/52 F-16, не включая затраты на разработку. Включение затрат на разработку искажает дополнительные затраты на единицу продукции (это происходит с большинством современных военных самолетов), хотя даже при запланированных объемах закупок цена за самолет была несколько высокой. Первоначальный план по производству 141 F-2 позволил бы снизить себестоимость единицы до 10 миллионов долларов США ( 7,5 миллионов евро ) за единицу, не считая снижения затрат в результате массового производства. По состоянию на 2008 год планировалось построить 94 самолета. [ 15 ]
Первый полет F-2 состоялся 7 октября 1995 года. Позже в том же году правительство Японии одобрило заказ на 141 самолет (но вскоре его сократили до 130), которые должны поступить на вооружение к 1999 году; структурные проблемы привели к тому, что ввод в эксплуатацию был отложен до 2000 года. Из-за проблем с экономической эффективностью заказы на самолеты были сокращены до 98 самолетов (включая четыре прототипа) в 2004 году. [ нужна ссылка ] Летные испытания четырех прототипов проводились Агентством обороны Японии на аэродроме Гифу . [ 16 ]
Последний из 94 заказанных по контракту серийных самолетов был передан Минобороны 27 сентября 2011 года. [ 17 ] Во время церемонии выпуска последнего серийного истребителя F-2 компания Mitsubishi Heavy Industries подтвердила, что производство F-2 будет прекращено и производитель больше не будет производить истребители F-2. [ 18 ] По состоянию на 2014 год [update] Летает 61 одноместный самолет и 21 двухместный учебно-тренировочный самолет. [ 19 ]
Дизайн
[ редактировать ]General Electric , Kawasaki , Honeywell , Raytheon , NEC , Hazeltine и Kokusai Electric были среди субподрядчиков основных компонентов. Lockheed Martin поставила хвостовую часть фюзеляжа , передние предкрылки , систему управления магазинами, большой процент крыльевых коробов (в рамках двусторонних соглашений о передаче технологий), [ 20 ] и другие компоненты. [ 21 ] Кавасаки построил среднюю часть фюзеляжа, а также двери основного колеса и двигателя. [ 13 ] а носовая часть фюзеляжа и крылья были построены компанией Mitsubishi. [ 13 ]
Часть авионики была поставлена компанией Lockheed Martin, а цифровая электродистанционная система была разработана совместно компаниями Japan Aviation Electric и Honeywell (ранее Allied Signal). [ 13 ] В число подрядчиков по системам связи и дознавателям IFF входили: Raytheon, NEC, Hazeltine и Kokusai Electric. [ 13 ] Радар управления огнем, IRS, компьютер миссии и система РЭБ были разработаны Японией. [ 22 ]
Кроме того, компьютер управления полетом, законы управления полетом и соответствующее компьютерное программное обеспечение были по существу разработаны и интегрированы Японией. [ 22 ] Окончательная сборка была произведена в Японии компанией MHI на заводе Komaki-South в Нагое .

Крылья большего размера дают самолету лучшую полезную нагрузку и маневренность пропорционально его тяге, но также имеют тенденцию увеличивать вес планера различными способами. Увеличение веса может отрицательно повлиять на ускорение, набор высоты, полезную нагрузку и дальность полета. Чтобы сделать большие крылья легче, обшивка, лонжероны, нервюры и колпак крыльев были изготовлены из графитно-эпоксидного композита и подвергнуты совместному отверждению в автоклаве. Это было первое применение технологии совместного отверждения в серийном тактическом истребителе. [ 13 ] [ ненадежный источник? ]
Эта технология создания крыльев столкнулась с некоторыми проблемами в процессе разработки, но оказалась передовой технологией, обеспечивающей снижение веса, увеличение дальности полета и некоторые преимущества скрытности. Затем эта технология была передана обратно в Америку в рамках программы промышленного партнерства. [ 23 ]
F-2 имеет три экрана дисплея, включая жидкокристаллический дисплей от Yokogawa .

Компания Mitsubishi использовала существующую конструкцию F-16 в качестве справочного руководства для проектных работ, и более 95% технических чертежей F-16 изменены для F-2. [ 24 ] [ 25 ]
Некоторые отличия F-2 от F-16A:
- площадь крыла увеличена на 25% [ 26 ]
- используемые композитные материалы [ 26 ] для уменьшения общего веса и радиолокационной заметности
- более длинная и широкая носовая часть для размещения (AESA) J / APG-1 / J / APG-2 радара с активной решеткой с электронным сканированием . Почти одновременно с единственной эскадрильей ВВС США F-15C Eagles F-2 стал первым в мире действующим военным самолетом, оснащенным радаром с АФАР. [ 27 ] [ 28 ] [ 26 ] перед F-22 Raptor AESA на радаром AN/APG-77 .
- увеличенное хвостовое оперение [ 26 ]
- больший воздухозаборник [ нужна ссылка ]
- Трехсекционный кабины фонарь
- Оборудование и ОФП, относящиеся к системе авионики, во многом отличаются от F-16. [ 29 ]
- Оригинальная система управления полетом. [ 30 ]
- возможности для четырех ASM-1 или ASM-2 противокорабельных ракет , четырех ЗРК и дополнительных топливных баков
Также F-2 оснащен тормозным парашютом , [ 26 ] как версия F -16, используемая Южной Кореей , Нидерландами , Норвегией , Грецией , Турцией , Индонезией , Тайванем и Венесуэлой .
Операционная история
[ редактировать ]7 февраля 2013 года два ВВС России истребителя Су-27 ненадолго вошли в воздушное пространство Японии у острова Рисири недалеко от Хоккайдо , пролетели на юг над Японским морем, а затем повернули обратно на север. [ 31 ] Четыре истребителя F-2 были подняты в воздух для визуального подтверждения присутствия российских самолетов. [ 32 ] предупредив их по радио о необходимости покинуть воздушное пространство. [ 33 ]
Фотография одного из двух Су-27, сделанная пилотом JASDF, была опубликована Министерством обороны Японии . [ 34 ] Россия отрицает факт вторжения, заявляя, что самолеты совершали обычные полеты вблизи спорных Курильских островов . [ 31 ]
22 августа 2013 года два российских морских патрульных самолета Ту-142 Bear-F вошли в воздушное пространство Японии вблизи крупного южного острова Кюсю менее чем на две минуты. В ответ были подняты в воздух истребители F-2. [ 35 ]
Варианты
[ редактировать ]
- XF-2A : одноместные прототипы. [ 36 ]
- XF-2B : двухместные прототипы. [ 36 ]
- F-2A : вариант одноместного истребителя. [ 37 ]
- F-2B : двухместный учебный вариант. [ 37 ] [ 36 ]
- F-2A Super Kai : предлагаемый вариант с CFT (конформными топливными баками) , основанный на F-16C Block 60. Он был предназначен для замены F-4EJ Kai Phantom II. От него отказались, когда был выбран F-35A Lightning II .
Операторы
[ редактировать ]По состоянию на март 2022 года в составе JASDF находился 91 F-2. [ 38 ]
- Командование ПВО
- Центральные силы ПВО
- 7-е авиакрыло, авиабаза Хякури
- 3-я тактическая истребительная эскадрилья (2001 – настоящее время)
- 7-е авиакрыло, авиабаза Хякури
- Западные силы ПВО
- 8-е крыло авиабазы Цуики
- 6-я тактическая истребительная эскадрилья (2004 – настоящее время)
- 8-я тактическая истребительная эскадрилья (2008 – настоящее время)
- 8-е крыло авиабазы Цуики
- Командование воздушной подготовки
- 1-я техническая школа , авиабаза Хамамацу (2000 – настоящее время)
- 4-е авиакрыло , авиабаза Мацусима
- 21-я учебная истребительная эскадрилья (возобновлена) [ 39 ]
- Командование авиационных разработок и испытаний
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 31 октября 2007 года F-2B разбился при взлете и впоследствии загорелся на аэродроме Нагоя в центральной Японии. После капитального ремонта и перед доставкой в JSDF сотрудники Mitsubishi провели испытательный полет. Оба летчика-испытателя пережили инцидент, получив лишь легкие травмы. [ 40 ] В конечном итоге было установлено, что причиной аварии стала неправильная проводка. [ 41 ] [ 42 ]
- В результате землетрясения и цунами в Тохоку 2011 года 18 F-2B, принадлежащих 21-й истребительной эскадрилье на авиабазе Мацусима, были повреждены или уничтожены. [ 39 ] [ 43 ] Из этих 18 5 были признаны не подлежащими ремонту и сданы на слом. Остальные 13 F-2 находятся в ремонте ориентировочной стоимостью 80 миллиардов йен (2011 г.). [ 44 ] (эквивалент йен 84,33 миллиарда долларов США в 2019 году) или 773,63 миллиона [ 45 ] . Тем временем обязанности по обучению, выполняемые 21-й истребительной эскадрильей, были переданы на другие авиабазы. Ремонтные работы завершились к 2016 году, когда 21-я эскадрилья вернулась в Мацусиму. [ 46 ]
- разбился F-2B 20 февраля 2019 года во время тренировочного полета над Японским морем . И летчик-инструктор, и пилот выжили в катастрофе. [ 47 ]
- В апреле 2021 года два самолета F-2 (F-2A и F-2B), летевшие строем, столкнулись в воздухе над префектурой Ямагути. После этого они благополучно приземлились, о травмах и незначительных повреждениях самолетов не сообщалось. [ 48 ]
Технические характеристики (Ф-2А)
[ редактировать ]


Данные Jane's All the World's Aircraft, 2010–11 гг., [ 49 ] Боевой самолет с 1945 года. [ 50 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 ( F-2B: 2)
- Длина: 15,52 м (50 футов 11 дюймов)
- Размах крыла: 11,125 м (36 футов 6 дюймов) над ракетными пусковыми установками.
- 10,8 м (35 футов) без ракетных пусковых установок
- Площадь крыла: 34,84 м 2 (375,0 кв. футов)
- Соотношение сторон : 3,3
- Вес пустого: 9527 кг (21003 фунта)
- F-2B: 9633 кг (21237 фунтов)
- Полная масса: 13 459 кг (29 672 фунта) в чистом виде.
- Максимальный взлетный вес: 22 100 кг (48 722 фунта). * Максимальный посадочный вес: 18 300 кг (40 300 фунтов).
- Запас топлива: 4637 л (1225 галлонов США; 1020 имп галлонов), максимальный внутренний запас топлива: 4588 л (1212 галлонов США; 1009 имп галлонов)
- F-2B 3948 л (1043 галлонов США; 868 имп галлонов) максимальное внутреннее топливо 3903 л (1031 галлонов США; 859 имп галлонов) полезное количество
- Внешний запас топлива: 5678 л (1500 галлонов США; 1249 имп галлонов) максимум - (1x 1135,5 л (300,0 галлонов США; 249,8 имп галлонов) + 2 откидных бака по 2271,25 л (600,00 галлонов США; 499,61 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 General Electric F110-IHI-129 турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой , тяга 76 кН (17 000 фунтов силы) всухую, 131 кН (29 500 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 2124 км/ч (1320 миль в час, 1147 узлов)
- Максимальная скорость: 2,0 Маха на большой высоте, 1,1 Маха на малой высоте.
- Боевая дальность: 833 км (518 миль, 450 миль) +
- Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 634,3 кг/м 2 (129,9 фунтов/кв. футов) максимум
- Тяга/вес : 0,994
Вооружение
- 20-мм пушка JM61A2 плюс максимальная боевая нагрузка 8085 кг:
- Ракета под JLAU-3/A
- ААМ: Mitsubishi AAM-3 , Mitsubishi AAM-4 , Mitsubishi AAM-5 , AIM-9 Sidewinder , AIM-7 Sparrow.
- В состав вооружения класса «воздух-земля» входят: ASM-1 и ASM-2 противокорабельные ракеты , различные свободнопадающие бомбы с головками самонаведения GCS-1 IIR, JDAM , AGM-65 Maverick.
- другие: J/AAQ-2 FLIR , позже AN/AAQ-33.
Авионика
- Mitsubishi J/APG-2 AESA Радиолокационная система
- Raytheon Technologies AN/ARC-164 имеет быстрый УВЧ-трансивер
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хехс, Эрик (12 ноября 2015 г.). «Японский истребитель поддержки F-2» . Журнал Код Один . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Джон Пайк. «Истребитель поддержки F-2 / FSX» . Архивировано из оригинала 31 мая 2012 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Роблин, Себастьен. «Цунами разрушило японские усовершенствованные F-16. Архивировано 8 мая 2019 г. в Wayback Machine , The National Interest , 21 августа 2018 г. Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Спар, Дебора (1991–1992). «Совместная разработка истребителя FSX: внутренние расчеты международного сотрудничества» . Международный журнал . 47 (2): 265–292. дои : 10.1177/002070209204700204 . S2CID 147156320 . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г. - через HeinOnline.
- ^ Перейти обратно: а б с д Исихара, Синтаро (14 января 1990 г.). «FSX — последняя неудачная сделка Японии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Йейтс, Рональд Э. (17 мая 1987 г.). «США и Япония спорят о том, кто построит самолет» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хайатт, Фред (23 марта 1989 г.). «Япония призывает США соблюдать пакт о реактивных самолетах FSX» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ограничение сделки по японским истребителям» . Чикаго Трибьюн . 24 марта 1989 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сэнгер, Дэвид Э. (20 февраля 1989 г.). «Технологический пакт для истребителей создает спор с Японией» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Буш расчищает путь для сделки с Японией по истребителю FSX» . Лос-Анджелес Таймс . 30 апреля 1989 г. ISSN 0458-3035 . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Лаутер, Дэвид; Пайн, Аарт (29 апреля 1989 г.). «США и Япония договорились о реактивном истребителе FSX: Буш объявляет о соглашении о совместном проекте стоимостью 8 миллиардов долларов; критики обещают возражать» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Джон В. Р. Тейлор, изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Лондон: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Штурмовой истребитель F-2, Япония» . Airforce-technology.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Брин, Том (21 октября 1996 г.). «Lockheed Martin начинает наращивать рабочую силу для японского F-2» . Оборонная газета . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ «Lockheed Martin получает контракт на F-2 на 250 миллионов долларов» . Форбс . 2008 год . Проверено 9 апреля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Lockheed Martin продолжает работу над японским истребителем F-2» . Оборонная газета . 23 апреля 1998 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Jiji Press , «Последний истребитель F-2 доставлен в ASDF», Japan Times , 29 сентября 2011 г., стр. 2.
- ^ «Mitsubishi Heavy Industries прекращает производство истребителей F-2» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 1 октября 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг (24 октября 2014 г.), «Большой в Японии: 10 лучших авиационных проектов Токио» , Flightglobal , Reed Business Information, заархивировано из оригинала 24 октября 2014 г. , получено 24 октября 2014 г.
- ^ «Соглашение о передаче технологий Японии по истребителю Mitsubishi F-2» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Пресс-релиз Lockheed Martin, 8 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лорелл, Марк (1995). Проблемное партнерство: история американо-японского сотрудничества над истребителем FS-X (PDF) . РЭНД. п. 383. ИСБН 1560008911 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Партнерство Lockheed и Mitsubishi по производству истребителей F-2» . Defenseindustrydaily.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2018 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Лорелл, Марк (1995). Проблемное партнерство: история американо-японского сотрудничества над истребителем FS-X (PDF) . РЭНД. п. 380. ИСБН 1560008911 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Канда, Куниичи (2018). Объяснение истребителя F-2 ( разработки на японском языке, Токио, Япония: Намики сёбо, стр. 201) . 978-4890633791 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эрик, Хес (12 ноября 2015 г.). «Японский истребитель поддержки F-2» . CodeOneMagazine.com . Архивировано из оригинала 04 декабря 2020 г. Проверено 05 августа 2020 г.
- ^ «Boeing поставляет последние самолеты F-15, оснащенные AESA, ВВС США» . Архивировано из оригинала 17 июля 2022 г. Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ «Япония модернизирует 60 F-2 с помощью AAM-4, J/APG-2 | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 г. Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Кэндзи, Фуджимура, Хироши; Кониси, Ниси, Хироши, Такуми (5 апреля 2000 г.). Конструкция авионики XF-2 [Проект авионики XF-2]. Японское общество аэронавтики и космических наук . 555 (на японском языке). 48 (555). Аэрокосмические технологии Японии: 256. doi : 10.14822/kjsass.48.555_252 . Архивировано из оригинала 12 мая 2022 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Иде, Масаки; Катаянаги, Рёдзи; Хашимото, Кадзунори, Нобумаса; Конструкция системы управления полетом XF-2 [Проектирование системы управления полетом XF-2]. Японское общество аэронавтики и космических наук . 555 (на японском языке). 48 (555). Аэрокосмические технологии Японии: 233–240. дои : 10.14822/kjsass.48.555_233 . Архивировано из оригинала 2 июля 2021 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Российские истребители нарушают воздушное пространство Японии » , BBC News , 7 февраля 2013 г., заархивировано из оригинала 6 августа 2017 г. , получено 20 июня 2018 г.
- ^ Япония обвиняет российские самолеты в нарушении воздушного пространства , Dawn.com, 7 февраля 2013 г., архивировано из оригинала 8 февраля 2013 г. , получено 9 февраля 2013 г.
- ^ Япония поднимает истребители в воздух, когда российские военные самолеты вторгаются в воздушное пространство , Агентство новостей Кувейта (KUNA), 7 февраля 2013 г., архивировано из оригинала 16 мая 2013 г. , получено 10 февраля 2013 г.
- ^ Япония заявляет, что два российских истребителя вошли в ее воздушное пространство , Yahoo! Новости, 7 февраля 2013 г., архивировано из оригинала 11 февраля 2013 г. , получено 9 февраля 2013 г.
- ^ Япония поднимает самолеты в воздух, обвиняя российские бомбардировщики во вторжении. Архивировано 7 марта 2016 г. в Wayback Machine . Рейтер, 22 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ODIN — Сеть интеграции данных OE» .
- ^ Перейти обратно: а б «Митсубиси Ф-2» .
- ^ Оборона Японии 2022 (Ежегодный официальный документ). стр.53. Министерство обороны Японии
- ^ Перейти обратно: а б «О группе Flightglobal – объявление в блогах» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ «ASDF F-2 разбился при взлете; пилоты пострадали» . Джапан Таймс . 01.11.2007. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 1 ноября 2007 г.
- ^ «Думаю, да ». Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ «Обновление JASDF F-2 - Общий форум F-16» . Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ «18 истребителей F2 и еще несколько затоплены на авиабазе Мацусима, стоимость каждого — 12 марта 2011 29 г. Архивировано из оригинала июня 2011 г. Проверено 11 марта 2011 г. » .
- ^ Ватанабэ, Такаши (16 сентября 2011 г.). «Воздушные силы Сирии отказались от 12 истребителей, ссылаясь на ущерб, нанесенный цунами» . Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 г. Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ 1868–1938 : Уильямсон Дж. , Данные о номинальной заработной плате, стоимости жизни, реальной заработной плате и аренде земли для Японии 1831–1938 , 1939–1945 : Банка Японии Историческая статистика . Впоследствии, исторические цифры индекса потребительских цен в Японии, основанные на данных, доступных из Японское статистическое бюро. Исторический индекс потребительских цен Японии (ИПЦ) – с 1970 по 2014 год. Получено 30 июля 2014 года. За период с 1946 по 1970 год данные взяты из «Послевоенная история Сёва» Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «JASDF – Боевой порядок» . J-Вешалка. 9 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ Такахаси, Косукэ (21 февраля 2019 г.). «Истребитель JASDF F-2 упал в Японское море» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2019 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «Истребители F-2 столкнулись в воздухе над западной Японией» . Майнити Дейли Ньюс . 23 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Джексон, Пол, изд. (2009). Jane's All the World's Aircraft 2010–11 (101-е изд.). Лондон: Информационная группа Джейн. стр. 422–424. ISBN 978-0-7106-29166 .
- ^ Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 г. (1-е изд.). Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 106. ИСБН 1-875671-50-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Аоки, Ёсимото. «Mitsubishi F-2: истребительная поддержка JASDF XXI века». World Air Power Journal , том 39, зима 1999 г. Лондон: Aerospace Publishing. ISBN 1-86184-039-X . ISSN 0959-7050. стр. 38–49.
- Организация | [JASDF] Силы воздушной самообороны Японии (по состоянию на 9 февраля 2007 г.)
- Основное оборудование F-2A/B | Министерство обороны [JASDF] Силы воздушной самообороны Японии (по состоянию на 9 февраля 2007 г.)
- Джон В. Р. Тейлор, изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Лондон: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Самолет Mitsubishi Heavy Industries
- Японский истребитель 1990-х годов.
- Одномоторный реактивный самолет
- Военные отношения Японии и США
- Военная техника Японии после холодной войны
- General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон
- Среднеплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1995 году.
- Реактивный истребитель четвертого поколения