Путаница вместо музыки
« Сумбур вместо музыки: Об опере « Леди Макбет Мценского уезда »» (русский: Субур вместо музыки – Об опере «Леди Макбет Мценского уезда») — редакционная статья , появившаяся в советской газете «Правда» 28 января 1936 года. Неподписанная статья. осудил Дмитрия Шостаковича популярную оперу «Леди Макбет Мценского уезда » , назвав ее, среди прочего, « формалистической », « буржуазной », «грубой» и «вульгарной». Сразу после публикации поползли слухи, что Иосиф Сталин заключение написал . Хотя это маловероятно, почти наверняка Сталин знал об этой статье и согласился с ней. [ 1 ] «Сумбур вместо музыки» стал поворотным моментом в карьере Шостаковича. С тех пор статья стала известным примером советской цензуры искусства.
Фон
[ редактировать ]Премьера оперы и первая похвала
[ редактировать ]Ленинградский композитор Дмитрий Шостакович завершил свою оперу «Леди Макбет Мценского уезда» в 1932 году. Действие происходит в дореволюционные времена и «Леди Макбет» затрагивает темы похоти , одиночества и убийства . Некоторые из его сцен имеют откровенно сексуальный характер; рецензия в New York Sun назвала оперу «порнофонией». [ 2 ] 24 января 1934 года состоялась премьера произведения, которая имела большой успех и получила высокую оценку критиков и правительственных чиновников. «Леди Макбет» быстро распространилась по оперным театрам по всему миру, закрепив за Шостаковичем статус международной знаменитости. В Советском Союзе он сразу же получил похвалу. Газета «Советское искусство» назвала «Леди Макбет» «триумфатором музыкального театра». [ 3 ] а «Советская музыка» назвала его «лучшим советским произведением, шедевром советского творчества». [ 4 ] Партийные чиновники также были довольны, превознося оперу и называя Шостаковича «советским композитором, воспитанным в лучших традициях советской культуры ». [ 5 ] В 1934 и 1935 годах опера была исполнена по всей стране несколько сотен раз. [ 6 ]
Неодобрение Сталина
[ редактировать ]Почти ровно через два года после премьеры оперы Шостакович был приглашен на спектакль Большого театра 26 января 1936 года, где он застал Сталина в компании нескольких соратников, в том числе Андрея Жданова и Вячеслава Молотова . [ 7 ] За девять дней до этого Сталин посетил другую оперу, Ивана Дзержинского , «Тихий Дон» и похвалил ее как образец социалистического реализма за лирическую ясность и эмоциональную прямоту. [ 8 ] Леди Макбет не произвела на советского лидера такого же впечатления. Позже Шостакович написал своему другу Ивану Соллертинскому , что он был свидетелем того, как Сталин съеживался от громких частей партитуры и смеялся в моменты сексуального характера. Недовольный Сталин ушел после окончания третьего акта. Сообщается, что напуганный Шостакович был «бледен как полотно», когда кланялся публике. [ 9 ] от 28 января Двумя днями позже «Суета вместо музыки» появилась на третьей странице «Правды» .
Статья
[ редактировать ]Содержание
[ редактировать ]«Суета вместо музыки» начинается с подчеркивания необходимости «хорошей» популярной музыки и ее роли в советском прогрессе: «С общим культурным развитием нашей страны росла и потребность в хорошей музыке… Народ ждет хороших песен, но и хорошие инструментальные произведения и хорошие оперы». Шостакович, утверждается в нем, не смог предоставить такую работу «благодарной публике». В произведении Леди Макбет названа «грубой, примитивной и вульгарной», «какофонией» «нервной, судорожной и судорожной музыки», которая представляет собой не что иное, как «дикость музыкального хаоса». Обращаясь теперь к самому композитору, автор признает, что у Шостаковича был талант, но утверждает, что он «намеренно» вывернул музыку «наизнанку», сетуя на отсутствие «простого и популярного музыкального языка, доступного всем». Он предупреждает, что такая сложность ставит под угрозу советскую музыку , делая ее уязвимой для «левых искажений», «формализма» и «мелкобуржуазных «инноваций». Успех «Леди Макбет » за границей стал лишь еще одним доказательством того, что это антисоветская опера, «щекочущая извращенный вкус буржуазии». Возможно, самое опасное заявление в редакционной статье заключается в том, что Шостакович не был классовым композитором, а скорее интроспективным художником, который «игнорировал требования советской культуры» и мало заботился о своей публике. Не оставляя места для сомнений в глубине ее осуждения, редакция сожалеет, что: «Сила хорошей музыки заражать массы была принесена в жертву мелкобуржуазной, «формалистической» попытке создать оригинальность посредством дешевой клоунады. игра умной изобретательности, которая может закончиться очень плохо». [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]Статья сразу же опозорила Шостаковича. Спектакли « Леди Макбет» быстро сокращались, пока опера не была полностью запрещена. Те, кто хвалил его раньше, были вынуждены отказаться от своего мнения. Композитор потерял большую часть своих доходов и комиссионных. Многие его коллеги по творческому сообществу стремились отмежеваться от него, хотя некоторые, такие как Исаак Бабель , Абрам Лежнев и Всеволод Мейерхольд, высказались в поддержку Шостаковича (все трое будут расстреляны в ходе чисток). [ 11 ]
Шостакович, наполовину закончивший свою Четвертую симфонию , был в Архангельске с концертным туром, когда прочитал статью в «Правде» . [ 12 ] Десять дней спустя в газете появилась еще одна язвительная редакционная статья, на этот раз о его балете «Светлый ручей» . Произведение, получившее название «Балетная ложь», вызвало еще большую критику, назвав композитора музыкальным шарлатаном и торговцем «эстетическим формализмом». Либреттист балета Адриан Пиотровский был арестован и расстрелян в следующем году. [ 13 ] Несмотря на потрясение от нападок, Шостакович продолжил писать свою Четвертую симфонию и завершил ее в апреле 1936 года. Он назначил премьеру на декабрь и отправил партитуру в Ленинградскую филармонию для репетиций, которые начались осенью. [ 14 ] Его друзья выразили опасение, что власти будут возмущены работой, созданной под влиянием Густава Малера (нелюбимой партией) и структурно нетрадиционной. [ 15 ] В конце года Шостакович был вызван на встречу с представителем Союза советских композиторов , который посоветовал ему отозвать симфонию под угрозой «административных мер» за неисполнение. [ 14 ] Композитор подчинился требованиям и отменил премьеру.
Шостакович был формально реабилитирован с премьерой своей Пятой симфонии в ноябре 1937 года. Воодушевленный «Сумрачением вместо музыки» и другой клеветой, он упростил свою музыку, чтобы она соответствовала рецептам социалистического реализма . Пятый имел официальный успех; Члены партии, которые нападали на него раньше, признали, что он «увидел свои ошибки» и исправился. [ 16 ]
Авторство
[ редактировать ]Неизвестно, кто написал «Суету вместо музыки», поскольку статьи, подробно описывающие официальную позицию партии, обычно публиковались анонимно . Ученые размышляют об авторстве произведения. Среди вероятных кандидатов - Жданов, в то время руководитель ленинградской компартии, а позднее неофициальный министр культуры при Сталине; Давид Заславский , [ 17 ] один из Правды » ведущих авторов « ; Борис Резников, еще один «Правды» сотрудник ; и Платон Керженцев , партийный деятель, драматург и журналист. Ходили слухи, что статью написал сам Сталин, хотя теперь это считается маловероятным. Однако, учитывая присутствие Сталина на представлении в январе 1936 года и свидетельства очевидцев о его недовольстве, разумно предположить, что он одобрил статью, если не санкционировал ее.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мойнахан 2013 , с. 32.
- ^ Мойнахан 2013 , стр. 29–30.
- ^ Khentova, S. M. Shostakovich v Moskve . Moscow, 1985, p. 79.
- ^ Фитцпатрик 1992 , с. 184.
- ^ Шостакович, Дмитрий. Шостакович: О себе и своем времени , составлено Л. Григорьевым и Ю. Платеком, пер. Ангус и Нилиан Роксбург. Москва: Прогресс, 1981, с. 33.
- ^ Фитцпатрик 1992 , с. 185.
- ^ Мойнахан 2013 , с. 30.
- ^ Фитцпатрик 1992 , с. 186.
- ^ Уилсон 2006 , стр. 128–129.
- ↑ «Суета вместо музыки» , «Правда» , 28 января 1936 г. (английский перевод). Архивировано 27 января 2011 года.
- ^ Мойнахан 2013 , с. 33.
- ^ Фэй, Лорел. Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета, 2000, стр. 87.
- ^ Кларк, Катерина. Петербург: Горнило культурной революции. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1995, стр. 291–292.
- ^ Jump up to: а б Мойнахан 2013 , с. 34.
- ^ Музыкальная Академия , 4 (1997), с. 74.
- ^ Уилсон 2006 , с. 152.
- ^ Тарускин, Ричард (26 августа 2016 г.). «Был ли Шостакович мучеником? Или это просто вымысел?» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 12 апреля 2017 г.
Источники
- Фицпатрик, Шейла (1992). Культурный фронт: власть и культура в революционной России . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Мойнахан, Брайан (2013). Ленинград: Блокада и симфония . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press.
- Уилсон, Элизабет (2006). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.