Jump to content

Путаница вместо музыки

« Сумбур вместо музыки: Об опере « Леди Макбет Мценского уезда »» (русский: Субур вместо музыки – Об опере «Леди Макбет Мценского уезда») — редакционная статья , появившаяся в советской газете «Правда» 28 января 1936 года. Неподписанная статья. осудил Дмитрия Шостаковича популярную оперу «Леди Макбет Мценского уезда » , назвав ее, среди прочего, « формалистической », « буржуазной », «грубой» и «вульгарной». Сразу после публикации поползли слухи, что Иосиф Сталин заключение написал . Хотя это маловероятно, почти наверняка Сталин знал об этой статье и согласился с ней. [ 1 ] «Сумбур вместо музыки» стал поворотным моментом в карьере Шостаковича. С тех пор статья стала известным примером советской цензуры искусства.

Премьера оперы и первая похвала

[ редактировать ]

Ленинградский композитор Дмитрий Шостакович завершил свою оперу «Леди Макбет Мценского уезда» в 1932 году. Действие происходит в дореволюционные времена и «Леди Макбет» затрагивает темы похоти , одиночества и убийства . Некоторые из его сцен имеют откровенно сексуальный характер; рецензия в New York Sun назвала оперу «порнофонией». [ 2 ] 24 января 1934 года состоялась премьера произведения, которая имела большой успех и получила высокую оценку критиков и правительственных чиновников. «Леди Макбет» быстро распространилась по оперным театрам по всему миру, закрепив за Шостаковичем статус международной знаменитости. В Советском Союзе он сразу же получил похвалу. Газета «Советское искусство» назвала «Леди Макбет» «триумфатором музыкального театра». [ 3 ] а «Советская музыка» назвала его «лучшим советским произведением, шедевром советского творчества». [ 4 ] Партийные чиновники также были довольны, превознося оперу и называя Шостаковича «советским композитором, воспитанным в лучших традициях советской культуры ». [ 5 ] В 1934 и 1935 годах опера была исполнена по всей стране несколько сотен раз. [ 6 ]

Неодобрение Сталина

[ редактировать ]

Почти ровно через два года после премьеры оперы Шостакович был приглашен на спектакль Большого театра 26 января 1936 года, где он застал Сталина в компании нескольких соратников, в том числе Андрея Жданова и Вячеслава Молотова . [ 7 ] За девять дней до этого Сталин посетил другую оперу, Ивана Дзержинского , «Тихий Дон» и похвалил ее как образец социалистического реализма за лирическую ясность и эмоциональную прямоту. [ 8 ] Леди Макбет не произвела на советского лидера такого же впечатления. Позже Шостакович написал своему другу Ивану Соллертинскому , что он был свидетелем того, как Сталин съеживался от громких частей партитуры и смеялся в моменты сексуального характера. Недовольный Сталин ушел после окончания третьего акта. Сообщается, что напуганный Шостакович был «бледен как полотно», когда кланялся публике. [ 9 ] от 28 января Двумя днями позже «Суета вместо музыки» появилась на третьей странице «Правды» .

Содержание

[ редактировать ]

«Суета вместо музыки» начинается с подчеркивания необходимости «хорошей» популярной музыки и ее роли в советском прогрессе: «С общим культурным развитием нашей страны росла и потребность в хорошей музыке… Народ ждет хороших песен, но и хорошие инструментальные произведения и хорошие оперы». Шостакович, утверждается в нем, не смог предоставить такую ​​работу «благодарной публике». В произведении Леди Макбет названа «грубой, примитивной и вульгарной», «какофонией» «нервной, судорожной и судорожной музыки», которая представляет собой не что иное, как «дикость музыкального хаоса». Обращаясь теперь к самому композитору, автор признает, что у Шостаковича был талант, но утверждает, что он «намеренно» вывернул музыку «наизнанку», сетуя на отсутствие «простого и популярного музыкального языка, доступного всем». Он предупреждает, что такая сложность ставит под угрозу советскую музыку , делая ее уязвимой для «левых искажений», «формализма» и «мелкобуржуазных «инноваций». Успех «Леди Макбет » за границей стал лишь еще одним доказательством того, что это антисоветская опера, «щекочущая извращенный вкус буржуазии». Возможно, самое опасное заявление в редакционной статье заключается в том, что Шостакович не был классовым композитором, а скорее интроспективным художником, который «игнорировал требования советской культуры» и мало заботился о своей публике. Не оставляя места для сомнений в глубине ее осуждения, редакция сожалеет, что: «Сила хорошей музыки заражать массы была принесена в жертву мелкобуржуазной, «формалистической» попытке создать оригинальность посредством дешевой клоунады. игра умной изобретательности, которая может закончиться очень плохо». [ 10 ]

Последствия

[ редактировать ]

Статья сразу же опозорила Шостаковича. Спектакли « Леди Макбет» быстро сокращались, пока опера не была полностью запрещена. Те, кто хвалил его раньше, были вынуждены отказаться от своего мнения. Композитор потерял большую часть своих доходов и комиссионных. Многие его коллеги по творческому сообществу стремились отмежеваться от него, хотя некоторые, такие как Исаак Бабель , Абрам Лежнев и Всеволод Мейерхольд, высказались в поддержку Шостаковича (все трое будут расстреляны в ходе чисток). [ 11 ]

Шостакович, наполовину закончивший свою Четвертую симфонию , был в Архангельске с концертным туром, когда прочитал статью в «Правде» . [ 12 ] Десять дней спустя в газете появилась еще одна язвительная редакционная статья, на этот раз о его балете «Светлый ручей» . Произведение, получившее название «Балетная ложь», вызвало еще большую критику, назвав композитора музыкальным шарлатаном и торговцем «эстетическим формализмом». Либреттист балета Адриан Пиотровский был арестован и расстрелян в следующем году. [ 13 ] Несмотря на потрясение от нападок, Шостакович продолжил писать свою Четвертую симфонию и завершил ее в апреле 1936 года. Он назначил премьеру на декабрь и отправил партитуру в Ленинградскую филармонию для репетиций, которые начались осенью. [ 14 ] Его друзья выразили опасение, что власти будут возмущены работой, созданной под влиянием Густава Малера (нелюбимой партией) и структурно нетрадиционной. [ 15 ] В конце года Шостакович был вызван на встречу с представителем Союза советских композиторов , который посоветовал ему отозвать симфонию под угрозой «административных мер» за неисполнение. [ 14 ] Композитор подчинился требованиям и отменил премьеру.

Шостакович был формально реабилитирован с премьерой своей Пятой симфонии в ноябре 1937 года. Воодушевленный «Сумрачением вместо музыки» и другой клеветой, он упростил свою музыку, чтобы она соответствовала рецептам социалистического реализма . Пятый имел официальный успех; Члены партии, которые нападали на него раньше, признали, что он «увидел свои ошибки» и исправился. [ 16 ]

Авторство

[ редактировать ]
Andrei Zhdanov

Неизвестно, кто написал «Суету вместо музыки», поскольку статьи, подробно описывающие официальную позицию партии, обычно публиковались анонимно . Ученые размышляют об авторстве произведения. Среди вероятных кандидатов - Жданов, в то время руководитель ленинградской компартии, а позднее неофициальный министр культуры при Сталине; Давид Заславский , [ 17 ] один из Правды » ведущих авторов « ; Борис Резников, еще один «Правды» сотрудник ; и Платон Керженцев , партийный деятель, драматург и журналист. Ходили слухи, что статью написал сам Сталин, хотя теперь это считается маловероятным. Однако, учитывая присутствие Сталина на представлении в январе 1936 года и свидетельства очевидцев о его недовольстве, разумно предположить, что он одобрил статью, если не санкционировал ее.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мойнахан 2013 , с. 32.
  2. ^ Мойнахан 2013 , стр. 29–30.
  3. ^ Khentova, S. M. Shostakovich v Moskve . Moscow, 1985, p. 79.
  4. ^ Фитцпатрик 1992 , с. 184.
  5. ^ Шостакович, Дмитрий. Шостакович: О себе и своем времени , составлено Л. Григорьевым и Ю. Платеком, пер. Ангус и Нилиан Роксбург. Москва: Прогресс, 1981, с. 33.
  6. ^ Фитцпатрик 1992 , с. 185.
  7. ^ Мойнахан 2013 , с. 30.
  8. ^ Фитцпатрик 1992 , с. 186.
  9. ^ Уилсон 2006 , стр. 128–129.
  10. «Суета вместо музыки» , «Правда» , 28 января 1936 г. (английский перевод). Архивировано 27 января 2011 года.
  11. ^ Мойнахан 2013 , с. 33.
  12. ^ Фэй, Лорел. Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета, 2000, стр. 87.
  13. ^ Кларк, Катерина. Петербург: Горнило культурной революции. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1995, стр. 291–292.
  14. ^ Jump up to: а б Мойнахан 2013 , с. 34.
  15. ^ Музыкальная Академия , 4 (1997), с. 74.
  16. ^ Уилсон 2006 , с. 152.
  17. ^ Тарускин, Ричард (26 августа 2016 г.). «Был ли Шостакович мучеником? Или это просто вымысел?» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 12 апреля 2017 г.

Источники

  • Фицпатрик, Шейла (1992). Культурный фронт: власть и культура в революционной России . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
  • Мойнахан, Брайан (2013). Ленинград: Блокада и симфония . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press.
  • Уилсон, Элизабет (2006). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1c043a78167bdccb8ad2a6394dd2e53__1701863460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/53/e1c043a78167bdccb8ad2a6394dd2e53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muddle Instead of Music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)