Jump to content

Иван Соллертинский

Иван Иванович Соллертинский (3 декабря 1902, Витебск — 11 февраля 1944, Новосибирск ) (кириллица: Ива́н Ива́нович Соллерти́нский ) — советский эрудит . Он специализировался в таких областях, как лингвистика, театр, литература, история и филология, но наиболее известен своей работой в музыкальной сфере как критик и музыковед. Он был профессором Ленинградской консерватории, а также художественным руководителем Ленинградской филармонии и выдающимся оратором. В этом качестве он был активным пропагандистом музыки Малера в Советском Союзе. Соллертинский также интересовался балетом и в 1930-е годы часто писал эссе на эту тему, а также преподавал историю балета в Ленинградском хореографическом институте. По словам современников, в первую очередь Ираклия Андроникова, он обладал феноменальной памятью и якобы говорил на 26 языках и 100 диалектах. Однако Николай Малько утверждал, что Соллертинский умел говорить на 32 языках, некоторые из которых также считались диалектами.

Биография

[ редактировать ]

Отец Соллертинского, Иван Иванович Соллертинский, происходил из семьи русских православных священников и занимал должности председательствующего судьи, тайного советника и сенатора. [ 1 ] Его матерью была Екатерина Иосифовна Бобашинская, семья которой принадлежала к дворянской шляхетской ветви Дома Сас . [ 2 ]

В раннем детстве он познакомился с Михаилом Бахтиным и принимал участие в его философских встречах. Переехав из Витебска в Ленинград, Соллертинский окончил Ленинградский университет по специальности романо-германская филология, специализируясь на испанском языке и литературе, в частности на произведениях Сервантеса . [ 3 ] В 1927 году он стал близким другом Дмитрия Шостаковича , и ему приписывают знакомство с произведениями Малера, которые оказали глубокое влияние на его композиторский стиль. Письма Шостаковича Соллертинскому, написанные в 1927–1944 годах, раскрывают многие аспекты личности композитора, встречающиеся в немногих других источниках, наряду с острыми мнениями и разрушительными уязвимостями. [ 4 ]

Соллертинский поддержал оперу Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда », написав, что это «огромный вклад в советскую музыкальную культуру» в его рецензии на нее в 1934 году в «Рабочии и театре » (англ. «Рабочие и театр») . [ 5 ] После первого разоблачения Шостаковича в 1936 году « » назвала Соллертинского « трубадуром формализма» Правда . [ 6 ] Критика « Леди Макбет» усилилась после ее осуждения, что привело к растущему давлению на Соллертинского, чтобы тот отказался от своих предыдущих заявлений, поскольку его в значительной степени обвиняли в том, что он повлиял на «формалистический» музыкальный стиль Шостаковича, познакомив его с произведениями западных композиторов. По словам Исаака Гликмана, общего друга Соллертинского и Шостаковича, Соллертинский не осуждал Леди Макбет до тех пор, пока Шостакович не сказал ему об этом, из опасения за свою безопасность. [ 7 ] Отказавшись от своих предыдущих положительных заявлений о «Леди Макбет», Соллертинский заявил, что вместо этого он будет изучать фольклор Кавказского региона и грузинский язык , возможно, чтобы обратиться к Сталину , уроженцу Грузии . [ 8 ] Хотя обвинение не помешало дружбе Шостаковича и Соллертинского, они отказались от планов сотрудничества над балетной адаптацией « Дон Кихота» в 1936 году. [ 7 ]

В 1938 году Соллертинский заболел дифтерией , которая временно парализовала его руки, ноги и челюсть. Во время госпитализации он и его вторая жена Ирина Францевна развелись, и он женился на своей третьей жене, Ольге Пантелеймоновне, которая оставалась с ним до его смерти в 1944 году. У Соллертинского от Ольги Пантелеймоновны родился сын Дмитрий Иванович, названный в честь Шостаковича. , нарушив многовековую традицию, согласно которой первенца называли Иваном. На его попечение был взят и сын Ольги Пантелеймоновны от предыдущего брака Кирилл. Во время четырехмесячного периода госпитализации, с июня по сентябрь, Соллертинский изучал венгерский язык и продолжал писать статьи об опере и искусстве. [ 3 ]

В августе 1941 года, вскоре после вторжения Германии в Советский Союз , Соллертинский эвакуировался из Ленинграда с филармонией в Новосибирск . Там он занимался рядом творческих работ с Филармонией и часто путешествовал, чтобы выступать с речами, лекциями и посещать другие художественные и культурные мероприятия. Хотя в годы войны он был очень востребован как оратор и ученый, из-за большой нагрузки на работе и плохих условий жизни в Новосибирске у Соллертинского ухудшилось сердечное заболевание, о котором его предупреждали врачи. [ 3 ] К апрелю 1943 года из-за нормирования ему было отказано в достаточном количестве еды для себя и своей семьи, а его квартира не отапливалась. В годы войны они с Шостаковичем виделись нечасто, но Виссарион Шебалин организовал для Соллертинского преподавание курса истории музыки в московской консерватории , где в то время жил Шостакович. [ 4 ] Он ненадолго задержался в Москве, чтобы произнести речь в годовщину смерти Чайковского в ноябре 1943 года, но вернулся в Новосибирск с намерением жить и работать в Москве к февралю 1944 года. Находясь в Новосибирске, он произнес вступительную речь на городской премьере Восьмая симфония Шостаковича 5 февраля 1943 года стала последней речью, которую он произнес перед смертью. [ 9 ] В ночь на 10 февраля 1944 года Соллертинский, чувствуя себя плохо, остановился в доме дирижера А. П. Новикова. Он умер во сне в возрасте 41 года и был похоронен на Заельцовском кладбище . На его похоронах присутствовали ученики, коллеги и поклонники его творчества. [ 3 ]

Шостакович посвятил свое Второе фортепианное трио соч. 67 (начат в декабре 1943 г.) памяти Соллертинского. Живая вторая часть Трио, по словам сестры Соллертинского, Екатерины Ивановны, предстает «музыкальным портретом» своего посвященного, а третья часть, в форме Пассакалии, — торжественной панихидой. Четвертое и самое известное движение использует темы, вдохновленные клезмерами , что, возможно, является отсылкой к жертвам Холокоста , поскольку в то время новости о геноциде доходили до Советского Союза. Это также можно интерпретировать как ссылку на Витебск, где родился Соллертинский, который был связан с известным еврейским художником Марком Шагалом и имел значительное еврейское население до резни в Витебском гетто 1941 года, зверства нацистов, произошедшего в городе во время войны. ; клезмерская тема цитируется в Струнном квартете Шостаковича 1960 года №. 8 . Постановка Шостаковича на Пастернака перевод сонета Шекспира № 1. 66 в его «Шести романах на стихи английских поэтов». посвящена и Соллертинскому.

  1. Александр Пушканский «Феномен Соллертинского». Архивировано 29 августа 2018 г. в Wayback Machine (на белорусском языке).
  2. ^ Всероссийское генеалогическое древо.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Викентьевна., Михеева, Людмила (1988). И.И. Соллертинский : жизнь и наследие . Vses. izd-vo "Sovetskiĭ kompozitor, " Leningradskoe otd-nie. OCLC  20327874 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Перейти обратно: а б Shostakovich, Dmitriĭ Dmitrievich; Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (2006). Pisʹma I.I. Sollertinskomu . Ivan Ivanovich Sollertinskiĭ, D. I. Sollertinskiĭ, Li︠u︡dmila Grigorʹevna Kovnat︠s︡kai︠a︡, O. L. Dansker, Иван Иванович. Соллертинский, Д. И. Соллертинский. Sankt-Peterburg: Izd-vo "Kompozitor -- SanktPeterburg". ISBN  5-7379-0304-4 . OCLC   76884373 .
  5. ^ Внимательный слушатель: три века музыкальной критики . Гарри Хаскелл. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. 1996. ISBN  0-691-02641-6 . OCLC   33442594 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ Гликман, с. 220
  7. ^ Перейти обратно: а б История дружбы: письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941-1975 гг . 01 апреля 2002 г.
  8. ^ И., Серов, Виктор (1970). Дмитрий Шостакович: жизнь и биография советского композитора. В кол. с..., тетей композитора . Книги для Libr. Нажимать. OCLC   632334640 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Ронсхайм, Джон; Мидгли, Хоббс; Соллертинский Дмитрий; Соллертинский, Людмила; Мидгли, Чарльз (1981). «Страницы из жизни Дмитрия Шостаковича» . Антиохийский обзор . 39 (4): 514. дои : 10.2307/4638510 . ISSN   0003-5769 . JSTOR   4638510 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9f5df9bfd489f8ffa7e716787b741b9__1709600340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/b9/e9f5df9bfd489f8ffa7e716787b741b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan Sollertinsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)