Иван Соллертинский
Иван Иванович Соллертинский (3 декабря 1902, Витебск — 11 февраля 1944, Новосибирск ) (кириллица: Ива́н Ива́нович Соллерти́нский ) — советский эрудит . Он специализировался в таких областях, как лингвистика, театр, литература, история и филология, но наиболее известен своей работой в музыкальной сфере как критик и музыковед. Он был профессором Ленинградской консерватории, а также художественным руководителем Ленинградской филармонии и выдающимся оратором. В этом качестве он был активным пропагандистом музыки Малера в Советском Союзе. Соллертинский также интересовался балетом и в 1930-е годы часто писал эссе на эту тему, а также преподавал историю балета в Ленинградском хореографическом институте. По словам современников, в первую очередь Ираклия Андроникова, он обладал феноменальной памятью и якобы говорил на 26 языках и 100 диалектах. Однако Николай Малько утверждал, что Соллертинский умел говорить на 32 языках, некоторые из которых также считались диалектами.
Биография
[ редактировать ]Отец Соллертинского, Иван Иванович Соллертинский, происходил из семьи русских православных священников и занимал должности председательствующего судьи, тайного советника и сенатора. [ 1 ] Его матерью была Екатерина Иосифовна Бобашинская, семья которой принадлежала к дворянской шляхетской ветви Дома Сас . [ 2 ]
В раннем детстве он познакомился с Михаилом Бахтиным и принимал участие в его философских встречах. Переехав из Витебска в Ленинград, Соллертинский окончил Ленинградский университет по специальности романо-германская филология, специализируясь на испанском языке и литературе, в частности на произведениях Сервантеса . [ 3 ] В 1927 году он стал близким другом Дмитрия Шостаковича , и ему приписывают знакомство с произведениями Малера, которые оказали глубокое влияние на его композиторский стиль. Письма Шостаковича Соллертинскому, написанные в 1927–1944 годах, раскрывают многие аспекты личности композитора, встречающиеся в немногих других источниках, наряду с острыми мнениями и разрушительными уязвимостями. [ 4 ]
Соллертинский поддержал оперу Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда », написав, что это «огромный вклад в советскую музыкальную культуру» в его рецензии на нее в 1934 году в «Рабочии и театре » (англ. «Рабочие и театр») . [ 5 ] После первого разоблачения Шостаковича в 1936 году « » назвала Соллертинского « трубадуром формализма» Правда . [ 6 ] Критика « Леди Макбет» усилилась после ее осуждения, что привело к растущему давлению на Соллертинского, чтобы тот отказался от своих предыдущих заявлений, поскольку его в значительной степени обвиняли в том, что он повлиял на «формалистический» музыкальный стиль Шостаковича, познакомив его с произведениями западных композиторов. По словам Исаака Гликмана, общего друга Соллертинского и Шостаковича, Соллертинский не осуждал Леди Макбет до тех пор, пока Шостакович не сказал ему об этом, из опасения за свою безопасность. [ 7 ] Отказавшись от своих предыдущих положительных заявлений о «Леди Макбет», Соллертинский заявил, что вместо этого он будет изучать фольклор Кавказского региона и грузинский язык , возможно, чтобы обратиться к Сталину , уроженцу Грузии . [ 8 ] Хотя обвинение не помешало дружбе Шостаковича и Соллертинского, они отказались от планов сотрудничества над балетной адаптацией « Дон Кихота» в 1936 году. [ 7 ]
В 1938 году Соллертинский заболел дифтерией , которая временно парализовала его руки, ноги и челюсть. Во время госпитализации он и его вторая жена Ирина Францевна развелись, и он женился на своей третьей жене, Ольге Пантелеймоновне, которая оставалась с ним до его смерти в 1944 году. У Соллертинского от Ольги Пантелеймоновны родился сын Дмитрий Иванович, названный в честь Шостаковича. , нарушив многовековую традицию, согласно которой первенца называли Иваном. На его попечение был взят и сын Ольги Пантелеймоновны от предыдущего брака Кирилл. Во время четырехмесячного периода госпитализации, с июня по сентябрь, Соллертинский изучал венгерский язык и продолжал писать статьи об опере и искусстве. [ 3 ]
В августе 1941 года, вскоре после вторжения Германии в Советский Союз , Соллертинский эвакуировался из Ленинграда с филармонией в Новосибирск . Там он занимался рядом творческих работ с Филармонией и часто путешествовал, чтобы выступать с речами, лекциями и посещать другие художественные и культурные мероприятия. Хотя в годы войны он был очень востребован как оратор и ученый, из-за большой нагрузки на работе и плохих условий жизни в Новосибирске у Соллертинского ухудшилось сердечное заболевание, о котором его предупреждали врачи. [ 3 ] К апрелю 1943 года из-за нормирования ему было отказано в достаточном количестве еды для себя и своей семьи, а его квартира не отапливалась. В годы войны они с Шостаковичем виделись нечасто, но Виссарион Шебалин организовал для Соллертинского преподавание курса истории музыки в московской консерватории , где в то время жил Шостакович. [ 4 ] Он ненадолго задержался в Москве, чтобы произнести речь в годовщину смерти Чайковского в ноябре 1943 года, но вернулся в Новосибирск с намерением жить и работать в Москве к февралю 1944 года. Находясь в Новосибирске, он произнес вступительную речь на городской премьере Восьмая симфония Шостаковича 5 февраля 1943 года стала последней речью, которую он произнес перед смертью. [ 9 ] В ночь на 10 февраля 1944 года Соллертинский, чувствуя себя плохо, остановился в доме дирижера А. П. Новикова. Он умер во сне в возрасте 41 года и был похоронен на Заельцовском кладбище . На его похоронах присутствовали ученики, коллеги и поклонники его творчества. [ 3 ]
Шостакович посвятил свое Второе фортепианное трио соч. 67 (начат в декабре 1943 г.) памяти Соллертинского. Живая вторая часть Трио, по словам сестры Соллертинского, Екатерины Ивановны, предстает «музыкальным портретом» своего посвященного, а третья часть, в форме Пассакалии, — торжественной панихидой. Четвертое и самое известное движение использует темы, вдохновленные клезмерами , что, возможно, является отсылкой к жертвам Холокоста , поскольку в то время новости о геноциде доходили до Советского Союза. Это также можно интерпретировать как ссылку на Витебск, где родился Соллертинский, который был связан с известным еврейским художником Марком Шагалом и имел значительное еврейское население до резни в Витебском гетто 1941 года, зверства нацистов, произошедшего в городе во время войны. ; клезмерская тема цитируется в Струнном квартете Шостаковича 1960 года №. 8 . Постановка Шостаковича на Пастернака перевод сонета Шекспира № 1. 66 в его «Шести романах на стихи английских поэтов». посвящена и Соллертинскому.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Александр Пушканский «Феномен Соллертинского». Архивировано 29 августа 2018 г. в Wayback Machine (на белорусском языке).
- ^ Всероссийское генеалогическое древо.
- ^ Перейти обратно: а б с д Викентьевна., Михеева, Людмила (1988). И.И. Соллертинский : жизнь и наследие . Vses. izd-vo "Sovetskiĭ kompozitor, " Leningradskoe otd-nie. OCLC 20327874 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Shostakovich, Dmitriĭ Dmitrievich; Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (2006). Pisʹma I.I. Sollertinskomu . Ivan Ivanovich Sollertinskiĭ, D. I. Sollertinskiĭ, Li︠u︡dmila Grigorʹevna Kovnat︠s︡kai︠a︡, O. L. Dansker, Иван Иванович. Соллертинский, Д. И. Соллертинский. Sankt-Peterburg: Izd-vo "Kompozitor -- SanktPeterburg". ISBN 5-7379-0304-4 . OCLC 76884373 .
- ^ Внимательный слушатель: три века музыкальной критики . Гарри Хаскелл. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. 1996. ISBN 0-691-02641-6 . OCLC 33442594 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Гликман, с. 220
- ^ Перейти обратно: а б История дружбы: письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941-1975 гг . 01 апреля 2002 г.
- ^ И., Серов, Виктор (1970). Дмитрий Шостакович: жизнь и биография советского композитора. В кол. с..., тетей композитора . Книги для Libr. Нажимать. OCLC 632334640 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ронсхайм, Джон; Мидгли, Хоббс; Соллертинский Дмитрий; Соллертинский, Людмила; Мидгли, Чарльз (1981). «Страницы из жизни Дмитрия Шостаковича» . Антиохийский обзор . 39 (4): 514. дои : 10.2307/4638510 . ISSN 0003-5769 . JSTOR 4638510 .