Соната для скрипки (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Дмитрий Шостакович написал свою Сонату для скрипки и фортепиано соль мажор , соч . 134 осенью 1968 года в Москве , [ 1 ] завершит его 23 октября. Он состоит из трех частей и длится примерно 31 минуту. Оно посвящено скрипачу Давиду Ойстраху , премьера которого состоялась 3 мая 1969 года в Большом зале Московской консерватории.
Вклад Ойстраха
[ редактировать ]По словам посвященного, соната была «везде встречена восторженно», и действительно, третья часть стала русской пьесой в сет-листе скрипачей на конкурсе Чайковского 1970 года. Автограф хранится в Музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве.
Ойстрах сотрудничал с Шостаковичем над несколькими основными произведениями композитора, якобы внося свои собственные идеи и предложения, основанные на сильных сторонах скрипки и технических ограничениях. Надпись на работе гласит: «К 60-летию Давида Ойстраха», который дал объяснение ее композиции:
Дмитрий хотел написать для меня новый, второй концерт в подарок на мое 60-летие. Однако в его расчете произошла ошибка в один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Вскоре после этого Дмитрий как будто подумал, что, допустив ошибку, надо ее исправить. Так он пришел к написанию Сонаты... Я этого не ждал, хотя давно надеялся, что он напишет сонату для скрипки.
Неофициальная премьера с Мойше Вайнбергом в роли пианиста состоялась 8 января 1969 года в Союзе композиторов России, официальные премьеры с Пианистом Рихтером состоялись в Большом зале Московской консерватории 3 мая и в Малом зале Ленинградской филармонии 23 сентября.
Перед официальной публичной премьерой в мае Ойстрах и Шостакович неофициально записали произведение в квартире последнего, хотя в исполнении очевидна физическая инвалидность композитора (в 1965 году у него диагностировали полиомиелит) и относительная неподготовленность и отточенность. Позже Ойстрах записал сонату со Святославом Рихтером на фортепиано для официального выпуска (СССР Мелодия CM-02355-6 Deep-Blue Stereo Label).
Содержание
[ редактировать ]Соната продолжительностью около 30 минут состоит из трех контрастных частей. Первоначально они назывались «Пастораль», «Неистовое аллегро» и «Вариации на тему» соответственно, но во всех опубликованных изданиях они опущены. [ 2 ]
Движение И.
[ редактировать ]В мягких четвертных (или четвертных ) октавах тон -ряд фортепиано открывает произведение, напоминающее первые такты Сергея Прокофьева ( Скрипочной сонаты № 1 соч. 80, 1946). Указанием темпа Прокофьева является Andante assai для соч. 80, Шостакович пишет Анданте для своего соч. влияние Прокофьева 134. Помимо параллельной строгости, структурное и фактурное на это движение очевидно, особенно в отношении партий скрипки. Оба композитора следуют мрачно-угрожающему вступительному материалу с приглушенным узором, который возвращается ближе к соответствующим окончаниям частей, и оба заканчиваются так же безрезультатно, как и начинаются. Более того, композиторы отдают предпочтение пустым или открытым гармониям (в первую очередь октавам) более тонально определенным. Особо следует отметить в творчестве Шостаковича относительную свободу размера, позволяющую эффективно уменьшать и увеличивать вступительный тональный ряд. «Тема» движения, впервые заявленная на скрипке на первой репетиции, получает аналогичную ритмическую обработку. Движение длится примерно десять минут.
Движение II.
[ редактировать ]отмеченная Allegretto Вторая часть, (половина ноты равна 100), отличается резкой энергией и жестокостью. Это форма сонаты, в которой две основные темы сначала слышатся одна за другой (первая на 28-й репетиции, вторая на 31-й), а затем повторяются почти подряд до каденции на 34-й репетиции. Длинные разделы развития, основанные на первой, а затем на второй, вторая тема следует за ней и заканчивается на 45-й репетиции с тем же мотивом каденции, что и на 34-м. Далее следует «фальшивый» перепросмотр, то есть явный повторение первой темы, за которым следует еще одно короткое развитие, основанное на первой, затем второй теме и снова первой теме. Это приводит к настоящему перепросмотру на 53-й репетиции, за которым следует кода.
Резкость движения происходит от полного погружения в ритмическую, тональную и динамическую угловатость. Тем не менее, темп остается постоянным на протяжении шести минут, поэтому различные ритмы разнообразят и придают структуру движению, которое в целом характеризуется суровой неумолимостью. Вступительный мотив , заявленный на скрипке, дает ритмический и тематический зародыш движения. Вместо того, чтобы фактически корректировать темп или динамику, Шостакович часто предпочитает увеличивать воспринимаемые ускорения и крещендо за счет утолщения текстур и более коротких значений нот, что, особенно на репетиции 32, 47 и 51, придает движению эффект безумия или, возможно, отчаяния. Мрачный тональный ряд (начиная с 4-го после Репетиции 56), повторяемый во все более и более коротких нотах во время перепросмотра, сигнализирует об отходе от предыдущего материала, за которым следует саркастический призыв глашатая и резкое завершение движения.
Движение III.
[ редактировать ]Третья часть, первоначально обозначенная как «Вариации на тему» , представляет собой пассакалью с коротким вступлением. Вступление слышится в начале части (репетиция 58), а пассакалия начинается сразу после нее, на репетиции 59, когда мы слышим то, что станет басовой темой, играемой скрипкой в пиццикато . Пассакалия иногда прерывается или удлиняется, но в остальном она никогда не перестает повторяться до тех пор, пока не будет достигнуто финальное, похожее на каденцию, высказывание скрипичного соло (репетиция 75). В конце скрипичного соло оба инструмента воссоединяются с повторением вступительного материала фортепиано. Начиная с репетиции 77, снова появляется материал второй темы первой части, и мы движемся к четкому повторению финала этой части на репетиции 80, за которым следует короткая финальная кодетта, включающая мотив понтичелло, который неоднократно воспроизводился скрипка в первой части.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Дмитрий Шостакович: Соната для скрипки соль мажор ор. 134 (1968)» . Бузи и Хоукс . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Шостакович, Дмитрий (2019). Екимовский, Виктор (ред.). Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. IX серия: Инструментальные концерты. 107-й том: Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134; Неоконченная соната для скрипки и фортепиано без соч . Разъяснительные статьи Светланы Петуховой, Манашира Якубова. Москва: Издательство DSCH. п. 205. ИСМН 979-0-706427-39-3.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Уайтхаус, Ричард (2006). Шостакович: Соната для виолончели/Скрипки (CD). Наксос Рекордс. 8.557722.
- Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513438-9 .
- Шерснович, Патрик (2008). Шостакович и Франк: Сонаты для скрипки (PDF) (компакт-диск). Наивные записи . Н15122.