Jump to content

Соната для скрипки (Шостакович)

Справа от этой российской марки изображен Шостакович вместе со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом после премьеры Скрипочной сонаты.

Дмитрий Шостакович написал свою Сонату для скрипки и фортепиано соль мажор , соч . 134 осенью 1968 года в Москве , [ 1 ] завершит его 23 октября. Он состоит из трех частей и длится примерно 31 минуту. Оно посвящено скрипачу Давиду Ойстраху , премьера которого состоялась 3 мая 1969 года в Большом зале Московской консерватории.

Вклад Ойстраха

[ редактировать ]

По словам посвященного, соната была «везде встречена восторженно», и действительно, третья часть стала русской пьесой в сет-листе скрипачей на конкурсе Чайковского 1970 года. Автограф хранится в Музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве.

Ойстрах сотрудничал с Шостаковичем над несколькими основными произведениями композитора, якобы внося свои собственные идеи и предложения, основанные на сильных сторонах скрипки и технических ограничениях. Надпись на работе гласит: «К 60-летию Давида Ойстраха», который дал объяснение ее композиции:

Дмитрий хотел написать для меня новый, второй концерт в подарок на мое 60-летие. Однако в его расчете произошла ошибка в один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Вскоре после этого Дмитрий как будто подумал, что, допустив ошибку, надо ее исправить. Так он пришел к написанию Сонаты... Я этого не ждал, хотя давно надеялся, что он напишет сонату для скрипки.

Неофициальная премьера с Мойше Вайнбергом в роли пианиста состоялась 8 января 1969 года в Союзе композиторов России, официальные премьеры с Пианистом Рихтером состоялись в Большом зале Московской консерватории 3 мая и в Малом зале Ленинградской филармонии 23 сентября.

Перед официальной публичной премьерой в мае Ойстрах и Шостакович неофициально записали произведение в квартире последнего, хотя в исполнении очевидна физическая инвалидность композитора (в 1965 году у него диагностировали полиомиелит) и относительная неподготовленность и отточенность. Позже Ойстрах записал сонату со Святославом Рихтером на фортепиано для официального выпуска (СССР Мелодия CM-02355-6 Deep-Blue Stereo Label).

Содержание

[ редактировать ]

Соната продолжительностью около 30 минут состоит из трех контрастных частей. Первоначально они назывались «Пастораль», «Неистовое аллегро» и «Вариации на тему» ​​соответственно, но во всех опубликованных изданиях они опущены. [ 2 ]

Движение И.

[ редактировать ]

В мягких четвертных (или четвертных ) октавах тон -ряд фортепиано открывает произведение, напоминающее первые такты Сергея Прокофьева ( Скрипочной сонаты № 1 соч. 80, 1946). Указанием темпа Прокофьева является Andante assai для соч. 80, Шостакович пишет Анданте для своего соч. влияние Прокофьева 134. Помимо параллельной строгости, структурное и фактурное на это движение очевидно, особенно в отношении партий скрипки. Оба композитора следуют мрачно-угрожающему вступительному материалу с приглушенным узором, который возвращается ближе к соответствующим окончаниям частей, и оба заканчиваются так же безрезультатно, как и начинаются. Более того, композиторы отдают предпочтение пустым или открытым гармониям (в первую очередь октавам) более тонально определенным. Особо следует отметить в творчестве Шостаковича относительную свободу размера, позволяющую эффективно уменьшать и увеличивать вступительный тональный ряд. «Тема» движения, впервые заявленная на скрипке на первой репетиции, получает аналогичную ритмическую обработку. Движение длится примерно десять минут.

Движение II.

[ редактировать ]

отмеченная Allegretto Вторая часть, (половина ноты равна 100), отличается резкой энергией и жестокостью. Это форма сонаты, в которой две основные темы сначала слышатся одна за другой (первая на 28-й репетиции, вторая на 31-й), а затем повторяются почти подряд до каденции на 34-й репетиции. Длинные разделы развития, основанные на первой, а затем на второй, вторая тема следует за ней и заканчивается на 45-й репетиции с тем же мотивом каденции, что и на 34-м. Далее следует «фальшивый» перепросмотр, то есть явный повторение первой темы, за которым следует еще одно короткое развитие, основанное на первой, затем второй теме и снова первой теме. Это приводит к настоящему перепросмотру на 53-й репетиции, за которым следует кода.

Резкость движения происходит от полного погружения в ритмическую, тональную и динамическую угловатость. Тем не менее, темп остается постоянным на протяжении шести минут, поэтому различные ритмы разнообразят и придают структуру движению, которое в целом характеризуется суровой неумолимостью. Вступительный мотив , заявленный на скрипке, дает ритмический и тематический зародыш движения. Вместо того, чтобы фактически корректировать темп или динамику, Шостакович часто предпочитает увеличивать воспринимаемые ускорения и крещендо за счет утолщения текстур и более коротких значений нот, что, особенно на репетиции 32, 47 и 51, придает движению эффект безумия или, возможно, отчаяния. Мрачный тональный ряд (начиная с 4-го после Репетиции 56), повторяемый во все более и более коротких нотах во время перепросмотра, сигнализирует об отходе от предыдущего материала, за которым следует саркастический призыв глашатая и резкое завершение движения.

Движение III.

[ редактировать ]

Третья часть, первоначально обозначенная как «Вариации на тему» , представляет собой пассакалью с коротким вступлением. Вступление слышится в начале части (репетиция 58), а пассакалия начинается сразу после нее, на репетиции 59, когда мы слышим то, что станет басовой темой, играемой скрипкой в ​​пиццикато . Пассакалия иногда прерывается или удлиняется, но в остальном она никогда не перестает повторяться до тех пор, пока не будет достигнуто финальное, похожее на каденцию, высказывание скрипичного соло (репетиция 75). В конце скрипичного соло оба инструмента воссоединяются с повторением вступительного материала фортепиано. Начиная с репетиции 77, снова появляется материал второй темы первой части, и мы движемся к четкому повторению финала этой части на репетиции 80, за которым следует короткая финальная кодетта, включающая мотив понтичелло, который неоднократно воспроизводился скрипка в первой части.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Дмитрий Шостакович: Соната для скрипки соль мажор ор. 134 (1968)» . Бузи и Хоукс . Проверено 5 августа 2020 г.
  2. ^ Шостакович, Дмитрий (2019). Екимовский, Виктор (ред.). Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. IX серия: Инструментальные концерты. 107-й том: Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134; Неоконченная соната для скрипки и фортепиано без соч . Разъяснительные статьи Светланы Петуховой, Манашира Якубова. Москва: Издательство DSCH. п. 205. ИСМН 979-0-706427-39-3. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06ccad9d672763e80962f4e8d2289c66__1717442460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/66/06ccad9d672763e80962f4e8d2289c66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Sonata (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)