Jump to content

Верность (Шостакович)

Верность
Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович в июне 1973 года.
Опус 136
Повод 100-летие со дня рождения Владимира Ленина
Текст Евгений Долматовский
Язык Русский
Составленный 13 февраля 1970 г.
Преданность Густав Эрнесакс
Опубликовано 1970
Издатель Ганс Сикорский Musikverlage
Продолжительность 25 минут
Движения 8
Подсчет очков Мужской хор а капелла
Премьера
Дата 5 декабря 1970 г. ( 1970-12-05 )
Расположение Театр Эстония
Таллинн , Эстонская ССР.
Дирижер Густав Эрнесакс
Исполнители Государственный академический мужской хор Эстонской ССР

Верность (русское: Верность , латинизированное : Верность ; также переводится как Вера , Истина , Правильность , [ 1 ] Верность , [ 2 ] или Верность ), [ 3 ] Оп . 136 — цикл из восьми баллад для мужского хора а капелла, сочиненных Дмитрием Шостаковичем на тексты Евгения Долматовского . Он был составлен в ознаменование столетия со дня рождения Владимира Ленина в 1970 году.

Шостакович задумал сочинить вокальное произведение в честь Ленина еще в 1968 году; к 1969 году он объявил, что мечтает создать произведение в форме оратории . Посещение в том же году массового песенного мероприятия в Эстонской ССР помогло ему решиться на сочинение «Верности» как произведения а капелла для мужского хора. и посвятил ему Он сочинил его для хорового дирижера Густава Эрнесакса , но не сообщил ему о работе до тех пор, пока она не была завершена.

Источники расходятся во мнениях относительно того, когда и где Шостакович начал «Верность» , но партитура была завершена 13 февраля 1970 года. Премьера состоялась 5 декабря в Таллинне , Эстонская ССР, в исполнении Государственного академического мужского хора Эстонской ССР под управлением Эрнесакса. Работа была тепло принята в Советском Союзе , но в других странах ее по большей части игнорировали и высмеивали.

Сочинения для хора a cappella были редкостью в творчестве Шостаковича. В интервью «Вечерней Москве» в 1951 году он сказал , что его первым подобным сочинением, несмотря на цифры в партитурах фильмов, были « Десять стихотворений на тексты революционных поэтов» 1950 года, которые развили в нем интерес к продолжению написания для хоров. [ 4 ]

Шостакович начал подумывать о написании произведения в ознаменование столетия со дня рождения Ленина еще в декабре 1968 года. [ 5 ] В своей речи на IV Всесоюзном съезде композиторов он закончил словами:

Долг всех советских композиторов достойно отметить этот юбилей. А лучшим подарком к юбилею станут новые прекрасные произведения, воспевающие образ любимого вождя, величие достижений советского народа, строящего коммунизм. [ 6 ]

В апреле 1969 года Шостакович объявил, что приступил к работе над ораторией. [ 5 ] В июле того же года он посетил Эстонию и принял участие в XVII Эстонском фестивале песни , который завершился исполнением под руководством Густава Эрнесакса его постановки » Лидии Койдулы « Му исамаа на мину арм . Спектакль, исполненный хором детей и взрослых, насчитывавшим более 30 тысяч певцов, произвел на композитора большое впечатление. [ 7 ] знавший Эрнесакса с марта 1943 года. После выступления Шостакович сохранил буклет, посвящённый 25-летию Государственного академического мужского хора Эстонской ССР, основанного Эрнесаксом. [ 4 ]

In March 1970, Shostakovich wrote in an article for Sovietskaya Muzyka :

Жизнь и деятельность Ленина всегда были, есть и всегда будут вдохновляющим примером для советских деятелей культуры. [...] Я горжусь тем, что на протяжении многих лет я являюсь свидетелем расцвета советской музыки, развивающейся под руководством Ленинской Коммунистической партии Советского Союза. В этот исторический год, спустя сто лет со дня рождения Ленина, каждый из нас должен оглянуться на пройденный путь, изучить современное состояние советского искусства и строить планы на будущее. [...] Мы должны создавать произведения, достойные нашего великого, бессмертного лидера Владимира Ленина. [ 8 ]

Эрнесакс считал, что толчком к созданию «Верности» для Шостаковича послужило его участие в Фестивале советско-эстонского искусства в 1956 году, где он возглавил делегацию московских музыкантов, встретившуюся с Государственным академическим мужским хором Эстонской ССР. Впоследствии Шостакович отметил в своем дневнике напоминания передать дирижеру поздравление с днем ​​рождения. [ 9 ]

Готовясь к своей собственной музыкальной дани Ленину, Шостакович тщательно исследовал и изучил более ранние партитуры, посвященные большевистскому лидеру, в том числе Александра Кастальского , Александра Давиденко , Виссариона Шебалина и Михаила Чулаки . » последнего «Ленин с нами для хора а капелла в восьми частях оказал непосредственное влияние на создание «Верности» . [ 6 ] Шостакович запросил Новые тексты для «Верности» у Евгения Долматовского , с которым он ранее сотрудничал в «Песне лесов» и «Над нашей Родиной солнце светит» , среди других произведений. "Шостакович предложил мне задуматься о том, что значит для нас Ленин", - вспоминал поэт. «Мы несколько раз встречались в тишине его московской квартиры, подолгу сидели вместе и разговаривали или молчали. Вероятно, это был величайший момент сотрудничества, и тогда, словно подражая манере композитора, я записал основные моменты наших разговоров в стихах и донес их до него». [ 10 ]

Даты противоречат тому, когда была составлена ​​​​Лояльность . По словам Софьи Хентовой, цикл был начат 25 февраля и завершен 6 июня 1970 года в Репино . [ 1 ] Редактор полного собрания сочинений партитуры 1985 года Александр Пирумов датирует завершение партитуры 13 февраля в том же городе. [ 11 ] Долматовский и Лорел Фэй писали, что Шостакович закончил «Верность» примерно в апреле 1970 года, когда был пациентом клиники Гавриила Илизарова в Кургане . [ 12 ] [ 5 ] В полных изданиях партитуры 1985 и 2016 годов завершение партитуры датируется 13 февраля. [ 11 ] [ 13 ] Закончив партитуру, Шостакович отправил партитуру на подготовку к публикации и исполнению. Необычно то, что он записал партию тенора, используя тенор , а не скрипичный ключ . В последний раз крупный русский композитор использовал такой ключ подобным образом, когда Петр Ильич Чайковский использовал его в двух хорах своей оперы «Пиковая дама» , которая, возможно, была образцом для использования Шостаковичем. [ 13 ]

Несмотря на физическую усталость, которую он испытывал в результате лечения, композитор одновременно работал над «Верностью» , « Тринадцатым квартетом » и партитурой к Григория Козинцева « фильму Король Лир» . [ 14 ]

Хотя «Верность» предназначалась Эрнесаку и посвящалась ему, Шостакович не сообщил ему, что партитура будет готова. Дирижер впервые узнал о произведении от члена хора, который прочитал новостную статью, в которой сообщалось, что Шостакович сочиняет произведение для мужского хора а капелла. И только когда Эрнесакс получил партитуру по почте 22 марта, он понял, что она была написана для него и его хора. [ 15 ] Удивленный, он сказал Шостаковичу, что не смог подготовить спектакль к столетнему юбилею Ленина. Вместо этого он предложил премьеру в конце 1970 года. Шостакович сообщил Долматовскому о задержке, что разочаровало поэта. "Но нам дадут первоклассное исполнение", - сказал композитор, а затем добавил, что "рад и горд" сочинить это произведение. [ 7 ] Он повторил свою гордость за свою работу в своем выступлении перед московской премьерой. [ 16 ]

Поэт Евгений Долматовский (на фото в 1954 году) сотрудничал с Шостаковичем над текстами.

Лояльность состоит из восьми частей , написанных для четырехголосного мужского хора :

  1. Как с незапамятных времен
  2. Люди верили в пламя
  3. Великое Имя
  4. Знамя Революции
  5. Трудный поиск красоты
  6. Я хочу узнать о нем все
  7. Вот какими были люди
  8. О встречах молодого поколения

Обычное выступление длится около 25 минут. [ 1 ]

Распоряжения

[ редактировать ]

После смерти Шостаковича «Хочу узнать о нем все» была переложена для детского хора и Соколовым Багровые Владиславом вошла в сборник « звезды: песни и хоры для школьников» . Соколов отправил экземпляр вдове Шостаковича Ирине с дарственной благодарностью за то, что сборник «осветился» музыкой «вечно любимого Шостаковича». [ 17 ]

Премьера

[ редактировать ]

партитура « Верности» В конце 1970 года была напечатана ; три его баллады были также напечатаны в сентябрьском номере «Советской музыки» . Примерно в это же время Эрнесакс начал репетировать со своим хором, хотя ему и его певцам эта работа показалась сложной. Шостакович приехал в Таллинн за несколько дней до премьеры, чтобы контролировать репетиции, что, по словам Эрнесакса, усиливало напряжение и нервозность среди хористов:

Подготовка была трудной. Высокая тесситура партий требовала особенно точной интонации. [...] Музыкальный язык Шостаковича показался нам слишком оркестровым. [...] Тонкость темпа и образные контрасты между частями вызвали у нас огромные затруднения. Мы [...] никогда еще не шлифовали в его присутствии работу столь крупного мастера. [...] Я внимательно слушал слова [Шостаковича], пытаясь сделать вывод о том, что осталось недосказанным. Было несколько замечаний, но все они были конструктивными и по делу. И некоторые из них были высказаны позже, не на репетиции, а в непринужденной беседе. [ 18 ]

Мировая премьера « Верности» состоялась 5 декабря 1970 года в театре «Эстония» , где Эрнесакс дирижировал Государственным академическим мужским хором Эстонской ССР. Творчество Шостаковича разделило программу с музыкой Вельо Тормиса , композитора, чью музыку он поддерживал. [ 19 ] Выступление ознаменовало 3000-й концерт хора. [ 20 ] По словам Эрнесакса, Шостакович «скромно принял энтузиазм публики» и заметил, что надеется в будущем лучше познакомиться с мужским хором как с «инструментом», который, по его мнению, он знает недостаточно хорошо. [ 19 ] «Густав Эрнесакс — блестящий мастер», — написал композитор после мировой премьеры. «Я слышал много прекрасных мужских хоров, как советских, так и зарубежных, но великолепный ансамбль, созданный Эрнесаксом и недавно отпраздновавший свое 25-летие, — лучший из всех. [ 21 ]

Следующей была московская премьера, состоявшаяся 25 февраля 1971 года с теми же исполнителями в Большом зале Московской консерватории . [ 20 ] Спектакль транслировался по телевидению, и ему предшествовало устное выступление Шостаковича. [ 16 ] Эрнесакс выразил удовлетворение выступлением своего хора, заявив, что они «глубже вникли в смысл произведения». [ 19 ]

В 1971 году Государственный академический мужской хор Эстонской ССР под управлением Эрнесакса сделал премьерную запись « Верности для Мелодии» , которая была подготовлена ​​для специального выпуска пластинки в том же году , выпущенного в ознаменование XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза . Эрнесакс и все участники его хора подписали копию записи и отправили ее Шостаковичу, который в ответ поблагодарил их за «великолепную запись». [ 17 ]

Советский Союз

[ редактировать ]
Гавриил Юдин [ ru ] говорил, что в «Верности» Шостакович достиг простоты, на которую способны только «величайшие мастера».

Дирижер Арво Ратассепп [ et ] , рецензировавший мировую премьеру концерта Серп и Молот , « » назвал выступление величайшим событием в музыкальной жизни Эстонии: [ 22 ]

Надеемся, что это только начало... Потенциал мужского хора может вдохновить [Шостаковича] на написание новых произведений в будущем. [ 22 ]

Георгий Свиридов написал хвалебную рецензию о московской премьере «Верности» в «Правде» , удостоив особой похвалы первую балладу цикла. Он описал его «фон протяжных нот, поддерживаемых тенорами, басами, ведущими к их хриплому речитативу, типично русскому». Он также сообщил, что "новое произведение композитора продолжает нить его творчества, связанную с заметным общественно-политическим содержанием". [ 19 ] Свиридов также высоко оценил «идеальную согласованность» и «виртуозное владение всей палитрой выразительных средств», продемонстрированные Государственным академическим мужским хором Эстонской ССР под управлением Эрнесакса, назвав их выступление «ярким событием» музыкального сезона 1970 года. [ 22 ]

Другие рецензенты также отметили стилистическую связь цикла с другими произведениями Шостаковича. [ 19 ] В своей рецензии для «Вечерней Москвы» Гавриил Юдин [ ru ] похвалил простоту « Верности» как нечто, «что могли достичь только величайшие мастера».

Московскую премьеру также обсуждали в «Известиях» и «Советской культуре». [ 22 ]

На Западе

[ редактировать ]
Неэме Ярви похвалил Loyalty за «высокие художественные качества»

Реакция на «Лояльность» за пределами Советского Союза была неоднозначной. Кшиштоф Мейер назвал эту работу «еще одним церемониальным произведением, отмеченным, по-видимому, преднамеренным отсутствием оригинальности и свежих идей». [ 23 ] В своей биографии Шостаковича Полина Фэйркло описала тексты Долматовского как «поистине ужасные» и что их «благоприятные сравнения Ленина с Конфуцием, Буддой и Аллахом достигли нового уровня смехотворной лести». [ 24 ]

В 1997 году BMG переиздала подборку Неэме Ярви ранних записей для «Мелодии» на шести компакт-дисках . В предисловии к буклету дирижер написал, что он настоял на включении записи « Верности в серию » Эрнесакса:

Как мы все знаем, советские композиторы, такие как Прокофьев и Шостакович, были вынуждены угождать своим правителям и сочинять под их указания, но бесспорно, что, несмотря на это, их музыка часто имела высокие художественные качества. Это одна из причин, почему я выбрал для этого издания «Верность » Шостаковича. Это произведение a capella, прославляющее Ленина, посвященное основателю эстонской хоровой музыки Густаву Эрнесаксу и его хору – Эстонскому государственному академическому мужскому хору. Хор, основанный во время войны и возглавляемый им, обладал качествами, с которыми ни один другой мужской хор не мог сравниться и никогда не сможет. [ 25 ]

Рецензируя компакт-диск BMG, Марк Страйкер написал в Detroit Free Press , что «песни, похожие на гимн», были «любопытными, но убедительными». [ 26 ]

В защиту Лояльности писал Джерард Макберни :

У того, кому нравится видеть в Шостаковиче в упрощенном виде «тайного противника» советской власти, возникнут проблемы с этим 20-минутным циклом баллад для мужского хора без сопровождения, на сентиментальные тексты поэта-патриота Долматовского в Праздник жизни и деятельности Ленина. Что бы Шостакович на самом деле ни думал о ленинизме, коммунизме и подобного рода соцреалистической поэзии (а это вопросы, которые будут обсуждаться еще много лет), эти произведения хора а капелла нельзя легко отбросить как простое циничное прислуживание времени. Какими бы слабыми ни были слова, эти восемь хоров представляют собой мощные и драматически впечатляющие эссе в урезанном позднем стиле Шостаковича, с тревожащим ощущением подлинного величия и трагедии, сознательно и тщательно переосмысливающими величие русского хорового письма XIX века в современных целях. Шостакович не был религиозным верующим и не писал церковной музыки. Как ни странно, это произведение ближе всего к музыке такого рода. Возможно, когда уляжется пыль нашего времени, исполнителям хватит смелости вернуться к этой работе. Ибо оно может сказать нам нечто важное, помимо неубедительного послания слов. [ 27 ]

В 1974 году Шостакович был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки « За верность» . [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Сикорский (2011). Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург: Sikorski Musikverlage Hamburg. п. 113. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
  2. ^ Халм, Дерек К. (2010). Дмитрий Шостакович: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. п. 530. ИСБН  9780810872646 .
  3. ^ Шостакович 1981 , с. 293.
  4. ^ Jump up to: а б Шостакович 2016 , с. 35.
  5. ^ Jump up to: а б с Фэй 2000 , с. 266.
  6. ^ Jump up to: а б Хентова 1985 , с. 372.
  7. ^ Jump up to: а б Хентова 1985 , с. 374.
  8. ^ Шостакович 1981 , стр. 293–294.
  9. ^ Шостакович 2016 , стр. 35–36.
  10. ^ Хентова 1985 , с. 373.
  11. ^ Jump up to: а б Шостакович 1985 , с. ix.
  12. ^ Долматовский 1976 , с. 76.
  13. ^ Jump up to: а б Шостакович 2016 , с. 36.
  14. ^ Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 478. ИСБН  0-691-02971-7 .
  15. ^ Шостакович 2016 , стр. 36–37.
  16. ^ Jump up to: а б Долматовский 1976 , с. 77.
  17. ^ Jump up to: а б Шостакович 2016 , с. 39.
  18. ^ Хентова 1985 , с. 374–375.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Хентова 1985 , с. 375.
  20. ^ Jump up to: а б Шостакович 1985 , с. х.
  21. ^ Шостакович 1981 , с. 296.
  22. ^ Jump up to: а б с д Шостакович 2016 , с. 38.
  23. ^ Мейер, Кшиштоф (2011). Шостакович: Его жизнь, его творчество, его время (на испанском языке). Мадрид: Редакционный альянс. п. 384. ИСБН  978-84-2065268-9 .
  24. ^ Фэрклаф, Полина (2019). Дмитрий Шостакович . Лондон: Книги реакции. п. 151. ИСБН  978-1-78914-127-6 .
  25. ^ Ярви, Мыс (1997). Аннотации к книге «Неэме Ярви: Ранние записи, том 5» . БМГ . п. 7.
  26. ^ Страйкер, Марк (26 октября 1997 г.). «Компакт-диски исследуют работу Ярви в Советском Союзе» . Детройт Фри Пресс . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 12 мая 2022 г. - через Newspapers.com.
  27. ^ Макберни, Джерард . «Верность (Верность) (Верность: Восемь баллад для мужского хора a cappella) op. 136 (1970)» . Бузи и Хоукс . Архивировано из оригинала 12 мая 2022 года . Проверено 12 мая 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Dolmatovsky, Yevgeny (1976). "Переполненный музыкой". In Shneerson, Grigory (ed.). Д. Шостакович. Статьи и материалы (in Russian). Moscow: Советский композитор.
  • Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-513438-9 .
  • Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 2 (in Russian). Moscow: Советский композитор.
  • Шостакович, Дмитрий (1981). Григорьев Л.; Платек, Я. (ред.). Дмитрий Шостакович: О себе и своем времени . Москва: Издательство Прогресс.
  • Шостакович, Дмитрий (1985). Пирумов, Александр (ред.). Собрание сочинений в сорока двух томах, том 34 . Москва: Музыка.
  • Шостакович, Дмитрий (2016). Екимовский, Виктор (ред.). Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. VII серия: Хоровые произведения. 85-й том: Верность . С критическим комментарием к истории партитур и пояснительными примечаниями к голографиям Марии Карачевской. Москва: Издательство DSCH. ИСМН 979-0-706427-15-7.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e57c108b71b9a63e6f30d2c0d6cb7511__1703356560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/11/e57c108b71b9a63e6f30d2c0d6cb7511.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Loyalty (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)