Гоголиада
Гоголиада | |
---|---|
Неоконченная партитура к фильму Дмитрия Шостаковича | |
![]() Шостакович в июне 1973 года. | |
Родное имя | Гоголиада |
Составленный | Март – май 1973 г. |
Опубликовано | Неопубликовано |
Подсчет очков | Оркестр |
Гоголиада ( русское : Гоголиада , латинизированное : Гоголиада ), [ 1 ] also referred to as Saint Petersburg Days ( Russian : Петербургские дни , romanized : Peterburgskiye dni ), [ 2 ] and Petersburg Tales ( Russian : Петербургские повести , romanized : Peterburgskiye povesti ), [ 3 ] — неоконченная музыка к фильму, написанная Дмитрием Шостаковичем . Он предназначался для одноименного фильма, режиссером которого должен был стать Григорий Козинцев . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Дмитрий Шостакович и Григорий Козинцев впервые начали работать друг с другом над фильмом «Новый Вавилон» в 1929 году. [ 4 ] Вскоре после премьеры фильма режиссера пригласили на репетицию оперы Шостаковича «Нос » по одноименному рассказу Николая Гоголя в Малом оперном театре в Ленинграде . Его впечатлило то, как в опере «гоголевская фантасмагория превратилась в шум и свет». [ 5 ] По прошествии более тридцати лет опера начала возрождаться во всем мире в начале 1960-х годов. Одна из этих постановок была смонтирована в 1969 году в Немецкой государственной опере в Восточном Берлине , из которой была сделана собственная кассета, подаренная композитору. [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]Козинцев записал свои первые идеи того, что впоследствии стало Гоголиадой , 2 ноября 1969 года во время постановки « Короля Лира» . Его первоначальный эскиз вращался вокруг Акакия Акакиевича Башмачкина, центрального героя « Шинели » Николая Гоголя , одного из рассказов сборника повести . [ 7 ] снял В 1926 году Козинцев вместе с Леонидом Траубергом немой фильм по той же истории . [ 8 ] В последующей заметке, сделанной 29 декабря 1969 года, Козинцев сказал, что представляет себе «Гоголиаду» как музыкальный фильм, в котором Санкт-Петербург будет изображен так же, как Нью-Йорк был изображен в «Вестсайдской истории» . [ 9 ] Другие ориентиры для разработки фильма включали 8½ , [ 10 ] Ребенок Розмари , [ 11 ] и Забриски-Пойнт . [ 12 ]
Режиссер также стремился показать, как повседневная жизнь уступает место вспышкам эмоций, подобным катастрофам; это качество, по его мнению, было сутью русского искусства, восходящего от Гоголя, через Федора Достоевского , Всеволода Мейерхольда и, наконец, к Шостаковичу. [ 13 ] В записной книжке от 3 марта 1971 года говорилось, что Козинцев хотел, чтобы Шостакович создал музыку, близкую по тональности к музыке его последних произведений, в частности Четырнадцатой симфонии . [ 14 ]
Состав
[ редактировать ]В марте 1973 года Козинцев обсуждал «Нос» с Шостаковичем, что привело к теме « Гоголиады» . В течение следующих двух месяцев Шостакович работал над эскизами и набросками музыки к фильму. структурную концепцию оперы «Нос» Козинцев надеялся применить к новому фильму Шостаковича. Он охарактеризовал фильм как «симфонию», в которой переплетаются различные направления искусства Гоголя. Возглавляя черновой вариант сценария, Козинцев отметил, что фильм нужно разрабатывать в тесном сотрудничестве с Шостаковичем. [ 3 ] Они договорились начать предпроизводственную работу в конце 1973 года, после того как композитор вернулся из поездки в США. [ 15 ] Он подарил режиссеру для изучения копию записи «Носа» Немецкой государственной оперы . [ 6 ]
Их проект завершился со смертью Козинцева 11 мая 1973 года. [ 16 ] О смерти Козинцева Шостакович узнал во время путешествия. "Что я теперь буду делать для кино, я не знаю", - сказал он " Известиям" . [ 17 ] Джон Райли, автор монографии о киномузыке Шостаковича, заметил, что нереализованная Гоголиада «замкнула петлю [кинокарьеры композитора] двумя способами: с режиссером, который... был его первым соавтором в кино; и с Гоголем, писатель, который их объединил». [ 18 ]
В начале 1975 года Шостакович сообщил, что обдумывает работу над диптихом, состоящим из опер по мотивам «Шинели» и Антона Чехова » «Чёрного монаха . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Kozintsev 1986 , p. 174.
- ^ Jump up to: а б Макберни 2023 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б Хентова 1985 , с. 553.
- ^ Kozintsev 1977 , p. 243.
- ^ Kozintsev 1977 , p. 244.
- ^ Jump up to: а б Фэй 2000 , с. 281.
- ^ Kozintsev 1986 , pp. 174–175.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 181.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 176.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 218.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 219.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 223.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 202.
- ^ Kozintsev 1986 , p. 211.
- ^ Хентова 1985 , с. 554.
- ^ Фэй 2000 , с. 274.
- ^ Шостакович, Дмитрий (1981). Григорьев Л.; Платек, Я. (ред.). Дмитрий Шостакович: О себе и своем времени . Москва: Издательство Прогресс. п. 318.
- ^ Райли, Джон (2005). Дмитрий Шостакович: Жизнь в кино . Лондон: IB Tauris . п. 107. ИСБН 978-1-85043-709-3 .
- ^ Домбровская, Ольга (2012). «Шостакович в середине 1930-х годов: оперные планы и реализации (относительно присвоения неизвестного автографа)». Ивашкин , Александр ; Киркман, Эндрю (ред.). Размышляя о Шостаковиче: жизнь, музыка и кино . Перевод Динкельдейна, Стивена. Фарнхэм : Издательство Ashgate . п. 245, н. 67. ИСБН 9781409439370 .
Источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513438-9 .
- Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество (in Russian). Vol. 2. Moscow: Советский композитор.
- Козинцев, Григорий (1977). Король Лир: Пространство трагедии . Перевод Макинтош, Мэри. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-03392-2 .
- Kozintsev, Grigori (1986). Григорий Козинцев: Собрание сочинений в пяти томах (in Russian). Vol. 5. Leningrad: Искусство.
- Макберни, Джерард (март 2023 г.). «Шостакович: Рабочий список» (PDF) . Бузи и Хоукс . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )