Симфония № 3 (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Симфония № 3 ми-бемоль мажор (с подзаголовком « Первое мая »), соч . «20» Дмитрия Шостаковича впервые была исполнена Ленинградским филармоническим оркестром и хором Капеллы Академии под управлением Александра Гаука 21 января 1930 года (в годовщину . смерти Ленина)
Фон
[ редактировать ]Как и Вторая симфония, Третья была написана в то время, когда свобода и модернизм новой экономической политики (НЭП) уступали место доминированию Российской ассоциации пролетарских музыкантов . Третья более явно отражает требования последнего к ясному и простому выражению музыкальных и политических идей в своем преимущественно диатоническом письме, в настойчивых ритмах, в большей степени фиксированности в «домашней» тональности ми-бемоль, в ее эпизодическом характере и в использование революционного текста в качестве финала для передачи четкого, политически настроенного послания.
В отличие от Второй, написанной по заказу Госиздата к десятилетию Октябрьской революции, Третья была написана без заказа, на текст, выбранный Шостаковичем. [ 1 ] В своем отчете в Ленинградской консерватории (1929) Шостакович писал: «Если во [Второй симфонии] основное содержание — борьба, то «Первое мая» выражает праздничный дух мирного строительства, если можно так выразиться. Чтобы основная мысль была понятнее слушателям, я в конце ввел припев на слова поэта Кирсанова». [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Хотя в дальнейшем сам Шостакович был недоволен Третьей, на момент премьеры она была принята положительно. Борис Асафьев назвал это «рождением симфонии из динамизма революционного ораторского искусства». [ 3 ] и она была быстро исполнена в Америке Леопольдом Стоковски, в Филадельфии в 1932 году и в Карнеги-холле в начале 1933 года. Американские критики разделились: Лоуренс Гилман назвал ее «безмозглой и тривиальной музыкой». [ 4 ] По мере изменения советских музыкальных идей и развития централизованного контроля с концепцией социалистического реализма в 1930-х годах Третья была заклеймена как символ «формализма» и исключена из репертуара. Больше его не исполняли до 1960-х годов.
Структура
[ редактировать ]Симфония была написана летом 1929 года, большая часть ее написана во время шестинедельного круиза по побережью Черного моря. [ 5 ] Как и Вторая симфония , это одночастная хоровая симфония , длительность которой составляет от 25 до 30 минут. Хотя музыка и непрерывна, однако она распадается на четыре неравных части: первые две содержательные, а две последние, включая хоровой финал, гораздо короче:
- Аллегретто – Аллегро
- Анданте
- Длинный
- Умеренный
В финале звучит текст Семена Исааковича Кирсанова, восхваляющий Первомай и Октябрьскую революцию . Возможно, что вступительным речитативом и оживленным финалом Шостакович отсылал к финалу Девятой симфонии Бетховена. [ 6 ] точно так же, как последовательная тональность ми-бемоль Симфонии может напоминать «Героическую» Бетховена.
Примерно в то время, когда он работал над симфонией, Шостакович сказал другу, что «было бы интересно написать симфонию, в которой ни одна тема не повторяется». И в Третьем он экспериментировал с этой идеей. [ 7 ] Подобно первомайскому параду, секции проходят мимо и не возвращаются, и ни одна из тем не повторяется в точности. [ 8 ]
Тексты песен
[ редактировать ]В самый первый Первомай («первое первое мая», по русски)
факел был брошен в прошлое,
искра, перерастающая в огонь,
и пламя охватило лес.
С опущенными еловыми ушками
лес слушал
к голосам и шумам
нового первомайского парада.
Наш Первомай.
В свисте пуль горя
схватив штык и пистолет,
царский дворец был взят.
Павший царский дворец:
это был рассвет мая,
идя вперед,
в свете знамен горя.
Наш Первомай:
в будущем будут паруса,
развернувшись над кукурузным морем,
и громкие шаги корпуса.
Новые корпуса, новые звания мая
их глаза, как огни, смотрят в будущее.
заводы и рабочие
маршировать на первомайском параде.
Мы будем пожинать землю,
наше время пришло.
Прислушайтесь, рабочие, к голосу наших заводов:
сжигая старое, вы должны зажечь новую реальность.
Знамена поднимаются, как солнце,
Марш, пусть твои шаги звучат.
Каждый майский день
это шаг к социализму.
Первомай – это марш
вооруженных шахтеров.
На площади, революция,
маршируйте на миллион футов! [ 9 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония исполняется для смешанного хора и оркестра из 3- х флейт (3-е двойное пикколо ), 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2- х фаготов , 4-х валторн , 2- х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавр , треугольника , малого барабана , тарелок , большого барабана. , там-там , глокеншпиль , ксилофон и струнные .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вигглсворт, Марк (20 августа 2012 г.). «Марк на симфонии №№ 1, 2 и 3 Шостаковича» . Марк Вигглсворт . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Симфония № 3 («Первомайская») (Дмитрий Шостакович)» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Шварц, Борис, Музыка и музыкальная жизнь в Советской России 1917-1970 гг. , с. 80
- ^ Шварц, Борис, Музыка и музыкальная жизнь в Советской России 1917-1970 гг. , с. 81
- ^ «Дмитрий Шостакович (1906–1975) — Полное собрание симфоний» . www.naxos.com . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Шварц, Борис, Музыка и музыкальная жизнь в Советской России 1917-1970 гг. , с. 83
- ^ «Симфония № 3 («Первомайская») (Дмитрий Шостакович)» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Дмитрий Шостакович (1906–1975) — Полное собрание симфоний» . www.naxos.com . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Кирсанов, Семен (2009). «Первое мая (переводчик неизвестен)» . Марксистская библиотека . Проверено 20 ноября 2017 г.