Симфония № 10 (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Симфония № 10 ми минор , соч . «93» Дмитрия Шостаковича Премьера состоялась 17 декабря 1953 года в исполнении Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского . Когда она была написана, неясно. По словам композитора, симфония была написана в июле-октябре 1953 года, но Татьяна Николаева утверждала, что она была завершена в 1951 году. Эскизы некоторых материалов датируются 1946 годом. [ 1 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония рассчитана на три флейты (первая флейта с удлинением ножки B, вторая и третья флейты с удвоением пикколо ), три гобоя (третий сдвоенный английский рожок ), три кларнета (третий сдвоенный кларнет ми-бемоль ), три фагота (третий сдвоенный контрфагот ). , четыре валторны , три трубы , три тромбона , туба , литавры , большой барабан , малый барабан , треугольник , тарелки , бубен , там-там , ксилофон и струнные . [ 2 ]
Состав
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей и продолжительностью примерно 50-60 минут:
- Умеренный
- Аллегро
- Аллегретто – Ларго – Еще тронуто
- Анданте – Аллегро – Тот же темп.
I. Умеренный
[ редактировать ]Первая и самая длинная часть — медленная часть в грубой сонатной форме . Как и в своей Пятой симфонии , Шостакович ссылается на одну из своих постановок Пушкина : в первой части из второго из своих Четырех монологов на стихи Пушкина , озаглавленного «Что для вас означает мое имя?». [ 3 ]
II. Аллегро
[ редактировать ]Вторая часть представляет собой короткое и громкое скерцо с синкопированными ритмами и полукваверными ( шестнадцатыми нотами ) пассажами. В книге « Свидетельство» говорится:
Я изобразил Сталина в своей следующей симфонии, Десятой. Я написал ее сразу после смерти Сталина, и никто до сих пор не догадался, о чем эта симфония. Речь идет о Сталине и сталинских годах. Вторая часть, скерцо, представляет собой, грубо говоря, музыкальный портрет Сталина. Конечно, в нем есть много чего еще, но это основа. [ 4 ]
Биограф Шостаковича Лорел Фэй писала: «Я не нашла подтверждения тому, что такая конкретная программа была задумана или воспринята во время сочинения и первого исполнения». [ 5 ] Музыковед Ричард Тарускин назвал это предложение «сомнительным открытием, о котором ранее никто не подозревал ни в России, ни на Западе». [ 6 ] Элизабет Уилсон добавляет: «Десятая симфония часто читается как комментарий композитора к недавней сталинской эпохе. Но, как это часто бывает в творчестве Шостаковича, экспозиция внешних событий противопоставляется частному миру его сокровенных чувств». [ 7 ]
III. Аллегретто
[ редактировать ]Третья часть построена вокруг двух музыкальных кодов : темы DSCH , представляющей Шостаковича, и темы Эльмиры ( ):
На концертной высоте на одну пятую ниже ноты составляют «E La Mi Re A» в сочетании французской и немецкой нотаций . Этот мотив , произнесенный двенадцать раз на валторне , изображает Эльмиру Назирову , ученицу композитора, в которую он влюбился. Мотив имеет неоднозначную тональность , что придает ему ощущение неопределенности или пустоты. [ 8 ]
В письме к Назировой сам Шостакович отмечал сходство мотива с криком обезьяны в первой части , Малера «Песни о земле» произведения, которое он слушал примерно в то же время: [ 9 ] ( )
В обоих мотивах используются одни и те же ноты, и оба неоднократно воспроизводятся валторной. В китайской поэме Малера обезьяна является олицетворением смерти, а сам мотив Эльмиры встречается вместе с «похоронным звоном» там там . [ 10 ] По ходу движения темы DSCH и Эльмиры чередуются и постепенно сближаются.
IV. Анданте, Аллегро
[ редактировать ]В четвертой и последней части медленное вступление «Анданте» резко переходит в «Аллегро», в котором снова используется тема DSCH. Кода осуществляет переход к ми мажор и, в заключительных тактах, глиссандо нескольких инструментов от ми к следующему ми.
Мотив DSCH ожидается на протяжении всей первой части 10-й симфонии: в 7-м такте начала симфонии скрипки, удвоенные альтами, играют ноту D в течение 5 тактов, за которой сразу следует нота E ♭ ; За 9 тактов до отметки 29 репетиции скрипки исполняют мотив в перевернутом порядке DCHS (или DCBE ♭ ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилсон, Элизабет (1994) с. 262. Шостакович: Вспоминая жизнь . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-04465-1 .
- ^ «Дмитрий Шостакович – Симфония №10 ми минор» . www.boosey.com . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Мишра, Майкл (2008). Мишра, Майкл (ред.). Товарищ Шостаковича . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. стр. 197–198. ISBN 978-0-313-30503-0 .
- ^ Волков, Соломон (2004). Свидетельство: Воспоминания Дмитрия Шостаковича . Выпуски «Лаймлайт». п. 141. ИСБН 978-0-87910-998-1 . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. п. 327 примечание 14. ISBN 978-0-19-513438-4 . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Тарускин, Ричард (2 декабря 2008 г.). О русской музыке . Издательство Калифорнийского университета. п. 327. ИСБН 978-0-520-94280-6 . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Шостакович: Вспомнинная жизнь, Элизабет Уилсон, с. 305
- ^ Нелли Кравец, Новый взгляд на Десятую симфонию , с. 162. В Бартлетт, Р. (редактор) Шостакович в контексте .
- ^ Кравец с. 163.
- ^ Кравец с. 162.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лондонский оркестр Шостаковича
- Десятая симфония Шостаковича: Азербайджанская связь - Эльмира Назирова , Аида Гусейнова, Азербайджанский международный том. 11:1 (весна 2003 г.), стр. 54–59.
- Мелодические подписи в 10-й симфонии Шостаковича , Аида Гусейнова, Азербайджанский международный институт , Vol. 11:1 (весна 2003 г.), с. 57.
- Муза Шостаковича , картина Ноама Бен-Зеева, «Гаарец» , 2 апреля 2007 г.
- Вторая часть в исполнении Молодёжного оркестра Терезы Карреньо Венесуэлы.