Jump to content

24 прелюдии и фуги (Шостакович)

24 прелюдии и фуги
Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович в 1950 году.
Ключ все мажорные и минорные тональности
Опус 87
Составленный 1950  ( 1950 ) –51
Продолжительность 2 часа 32 минуты (полное исполнение)
Премьера
Дата 23 декабря 1952 г. ( 1952-12-23 )
Расположение Ленинград
Исполнители Tatiana Nikolayeva

24 прелюдии и фуги , соч . 87 Дмитрия Шостаковича — это набор из 24 музыкальных пьес для фортепиано соло, по одному в каждой мажорной и минорной тональности хроматической гаммы . Цикл был написан в 1950 и 1951 годах, когда Шостакович был в Москве, а его премьера состоялась пианисткой Татьяной Николаевой в Ленинграде в декабре 1952 года; [1] он был опубликован в том же году. Полное представление занимает примерно 2 часа 32 минуты. [2] Это один из нескольких примеров музыки, написанной во всех мажорных и/или минорных тональностях .

Форма и структура

[ редактировать ]
Квинтовый круг

Каждое произведение состоит из двух частей — прелюдии и фуги , различающихся по темпу, длине и сложности (например, фуга № 13 фа мажор пятиголосная, а фуга № 9 ми мажор — только двухголосная) .

Пьесы разбиваются на относительные пары мажор/минор по кругу квинт : сначала до мажор и ля минор (прелюдия и фуга № 1 и 2), затем один диез (соль мажор, ми минор), два диеза (ре мажор, си минор) и так далее, заканчиваясь ре минором (1 бемоль). Шопена 24 прелюдии , соч. Шостаковича 28 и более ранние «24 прелюдии» , соч. 34 организованы таким же образом.

Баха Связь с «Хорошо темперированным клавиром»

[ редактировать ]

» И.С. Баха , «Хорошо темперированный клавир более ранний набор из 48 прелюдий и фуг, широко считается непосредственным источником вдохновения для цикла Шостаковича, во многом основанного на истории композиции произведения.

Ссылки и цитаты из цикла Баха встречаются на протяжении всего произведения. [3] Например, свою прелюдию до мажор, первую пьесу цикла, Шостакович начинает точно с тех же нот, которые Бах использует в своей собственной прелюдии до мажор, BWV 846, которой также начинается «Хорошо темперированный клавир» . Точно так же во вторых фугах композиторов (ля минор Шостаковича, до минор Баха) используются очень похожие вступительные ритмы для тем фуги (две шестнадцатые ноты, за которыми следуют три восьмые, дважды подряд). Помимо более прямого цитирования, Шостакович также местами имитирует различные типы прелюдий, встречающиеся в баховском цикле (и в других подобных сочинениях в стиле барокко). Например, его прелюдия ля минор представляет собой фигуративную прелюдию - прелюдию, в которой одно и то же положение рук на протяжении всего произведения используется . Примеры этого изобилуют клавирной литературой в стиле барокко от таких композиторов, как Иоганн Каспар Фердинанд Фишер , у которого Бах черпал вдохновение для своих собственных фигуративных прелюдий (например, до мажор и ре минор). [4]

В более широком масштабе вся структура, упорядоченная и последовательная, без явного внемузыкального повествования, во многом является ответом Баху. Однако в цикле Баха пьесы расположены мажор/минор параллельными парами по возрастанию хроматической гаммы (до мажор, до минор, до мажор, до минор и т. д.), что отличается от сочинения Шостаковича. 87.

Есть также несколько отсылок и музыкальных идей, взятых из собственных произведений Шостаковича или предвосхищающих будущие произведения. [5]

После войны Второй мировой Дмитрий Шостакович был самым выдающимся композитором России. [6] Несмотря на то, что он находился в немилости у Коммунистической партии Советского Союза , его все же отправили за границу в качестве посла культуры. Одной из таких поездок была поездка в Лейпциг в 1950 году на музыкальный фестиваль, посвященный двухсотлетию со дня смерти И.С. Баха . В рамках фестиваля Шостаковичу было предложено войти в состав жюри первого Международного конкурса имени Иоганна Себастьяна Баха . Одной из участниц конкурса стала 26-летняя Татьяна Николаева из Москвы. Хотя это и не требовалось правилами конкурса, она была готова сыграть любую из 48 прелюдий и фуг « Хорошо темперированного клавира» по запросу. Она завоевала золотую медаль. [7]

Вдохновленный конкурсом и впечатленный игрой Николаевой, Шостакович вернулся в Москву и приступил к сочинению собственного цикла из 24 прелюдий и фуг. Шостакович работал довольно быстро, на написание каждого произведения уходило в среднем всего три дня. Когда каждая из них была закончена, он просил Николаеву приехать к нему в гости в его московскую квартиру, где он сыграет ей последнюю пьесу. Полное произведение было написано в период с 10 октября 1950 года по 25 февраля 1951 года. Закончив произведение, Шостакович посвятил произведение Николаевой, которая провела публичную премьеру в Ленинграде 23 декабря 1952 года. Шостакович выписал все пьесы без особых исправлений, кроме си минор. прелюдия, которой он остался недоволен и заменил начатое изначально. [8]

Нет. Ключ Описание
1 До мажор Непрерывные аккорды прелюдии напоминают первую прелюдию « Хорошо темперированного клавира» Баха. [9] Тон в основном пианиссимо. Параллели с Бахом продолжаются и в Фуге; тогда как Бах начинается с гаммированной 4-й ступени, у Шостаковича - голая 5-я ступень. В отличие от характерной для прелюдии гармонической сложности, фуга написана в пандиатонике до мажор, без единой случайности.
2 Несовершеннолетний Прелюдия представляет собой токкату, в основном для одного голоса, с полукваверами (16-ми нотами), используемыми в качестве подразумеваемого cantus Firmus и проходящим через всю пьесу в стиле вечного двигателя . За ним следует трехчастная фуга с характерной темой септактак и акциакатур . [5]
3 соль мажор Прелюдия с отголосками православного песнопения и колокола состоит из сопоставления темы песанте и более легкой, быстрой темы. Следующая фуга — единственная, действие которой происходит в 6
8-й
раз, хотя этот размер также используется в прелюдии F мажор. [10]
4 Он несовершеннолетний восьмой ноты, Прелюдия начинается с фигуры апподжиатуры выраженной попарно между устойчивым cantus Firmus баса и лирической мелодией сопрано. присутствует последовательная легато /полустаккато , фразировка На протяжении всей прелюдии в которой Шостакович имитирует фразировку периода барокко .

После прелюдии Шостакович без пауз переходит непосредственно к фуге. Это фуга двойная четырехголосная с двумя отдельными сюжетами, развитыми в отдельных экспозициях. Первая тема представляет собой медленную ступенчатую мелодию, состоящую в основном из половинных и четвертных нот , а вторая тема представляет собой частичное уменьшение или вариацию первой темы (восьмые вместо четвертных). Примерно на двух третях фуги Шостакович возвращает исходную тему в басе в сочетании со второй темой в сопрано. Фуга ми минор отличается прогрессивной сложностью. Композиция начинается со спокойной, консервативной экспозиции, но заканчивается почти всеми возможными приемами фуг ( обратный контрапункт , стретто , двойное стретто, уменьшение , увеличение , ретроградность ), использованными в заключительных тактах.

5 ре мажор Прелюдия сохраняет ощущение подвешенности за счет повторяющихся арпеджированных аккордов в правой руке, играемых для сопровождения простой мелодии сначала в левой руке, затем меняющихся ролями на полпути, с внезапными ритуто, разбросанными повсюду.

Фуга, отмеченная аллегретто , контрастирует с ощущением легато прелюдии с повторяющимися стаккато, составляющими основу фугальной темы. Три голоса развиваются с контрастированием пассажей легато и стаккато. Чтобы еще больше усилить причудливый колорит движения, субито форте и фортепиано, смешиваются придавая фуге откровенно бодрый тон.

6 си минор Начинающаяся во многом как французская увертюра (пунктирные ритмы), эта прелюдия на протяжении всего времени остается очень тональной. Басовые партии имеют большую часть мелодического содержания – опять-таки прием, использованный Бахом в его 48 прелюдиях и фугах.

Следующая фуга начинается с краткого вступления. Затем оно продолжается в нежной манере плетения (очень похоже на фугу C минор из первой книги «48» Баха). В большей части произведения используется противоположная мелодия фугальным записям. Тематически это предвосхищение Десятой симфонии , завершенной два года спустя. [5]

7 майор В этой паре роли между прелюдией и фугой меняются местами. Прелюдия представляет собой двухчастную инвенцию , начинающуюся с тоники и веселого, нежного мотива , по стилю близкого к Баху. Фуга построена из арпеджио, похожих на прелюдию, и не содержит каких-либо вертикальных диссонансов , вместо этого создавая гармоническое движение путем спорадического касания несвязанных между собой тональностей, таких как си мажор, ре мажор и до мажор. [11]

Трехголосная фуга начинается с утверждения основной темы, или сюжета, голосом сопрано . В то время как фугальные субъекты обычно используют пошаговые движения, этот субъект использует только ноты трезвучия ля- мажор . Затем эта тема произносится четвертью ниже в альте , как и следовало ожидать в фуге в стиле барокко . После краткого взаимодействия сопрано и альта бас вступает с изложением темы, завершая экспозицию. Модулирующая часть начинается в минорной тональности; Кратковременное возвращение к тонике дает глоток спокойствия перед все более быстрой серией модуляций. Они приводят к кульминации в ля мажор, о которой сигнализирует доминирующая педаль , но это длится всего четыре такта, прежде чем музыка погружается в до мажор. Затем музыка успокаивается, плавно переходя к перепросмотру , где единственное утверждение темы в тонической тональности завершает пьесу.

8 Фа минор Еврейское влияние очевидно как в короткой, взволнованной прелюдии с ее стаккато и хроматическими текстурами, усиливающими мелодию, так и в массивной трехголосной фуге, интенсивность которой возрастает по мере продвижения к окончательному разрешению с ее пикардийской третьей частью. [9]
9 Ми мажор Прелюдия написана на трех нотоносцах, где левая и правая руки по очереди играют на центральном нотоносце. Произведение, за немногими исключениями, состоит из унисонных quindicesima (с интервалом в две октавы) мелодий, начинающихся сначала с самой нижней тесситуры фортепиано, а затем с самой высокой. Смешанные размеры пронизывают контуры простых мелодий, а ближе к середине альтовый голос аккордов придает разнообразие унисонной мелодии.

Фуга в 3
4-
й тайм — это бешеная суета с быстрыми нотами и стаккато. Только два голоса развиваются с усилением стретто в середине, достигая кульминации в конце, когда два голоса соединяются в унисон, как и раньше в прелюдии, но только с разделением на октавы.

10 До минор Прелюдия начинается мягко и просто в баховской хоральной обстановке, отмеченной знаком semplice . Это произведение имеет четко выраженную гомофоническую текстуру, в мелодии доминирует правая рука. Однако вскоре мелодию берет на себя левая рука, и произведение становится более драматичным. Это приводит к небольшой кульминации, а затем переходит в очень тихую часть си минор. Затем возвращается основная мелодия, сопровождаемая продолжительной трелью верхнего голоса. Затем статья завершается еще несколькими повторениями темы. Роджер Вудворд сказал, что «полный расцвет хоральной постановки» в прелюдии, за которым следует «простота душераздирающей фуги», является той точкой цикла, где «любовный разговор» между Бахом и Шостаковичем становится наиболее очевидным. [5]
11 си мажор В прелюдии элементы простой народной мелодии превращаются в нечто юмористическое и непредсказуемое. Фуга, виртуозный народный танец гопаков , следует сразу за прелюдией в аналогичном настроении, на этот раз предвосхищая финал Десятой симфонии . Он свободно модулируется на всем протяжении, резко возвращаясь к тонической тональности в конце. [12]
12 Соль минор Прелюдия — пассакалия , форма, которую Шостакович ранее использовал в третьей части своего Скрипичного концерта № 1 ля минор (соч. 77) . Мотиву пассакальи противопоставляется единственная мелодия. Заканчивается оно первой постановкой скрытой в басу темы фуги, предвосхищающей четырехчастную маркатиссимо фугу . В 5
4
, эта фуга представляет собой ритмически сложную композицию, кульминацию первой части цикла. [5]
13 Фа мажор Прелюдия, в основном в 6
8
time, имеет плавную песенную мелодию, подкрепленную более регулярными пульсирующими аккордами, что приводит к столь же спокойной фуге, единственной в наборе с пятью голосами. Фуга разнообразна по своей тональности и использует многие формальные приемы чистого фугального письма, такие как стретти, увеличение и уменьшение. Питер Донохью назвал его «непианистическим», но в то же время «одним из самых красивых фортепианных произведений 20 века». [12]
14 Ми минор Октавное тремоло играет в этом важную роль. 7
4
Адажио. Напротив, более легкая фуга свободна и содержит мало диссонансов. Эта пара меняет привычную схему короткой прелюдии и длинной фуги.
15 Ре мажор Прелюдия — типичный для Шостаковича вальс . Фуга vivace очень хроматична и граничит с атональной . Сюжет содержит 11 из 12 доступных полутонов, причем двенадцатый появляется только в самом конце фуги. Рональд Стивенсон предположил, что это сардонический комментарий к серийной музыке, поскольку к концу произведения наконец устанавливается тоника/доминантная гармония, хотя и не очень убедительно. [11]
16 B минор Прелюдия представляет собой чакону в виде темы, трёх вариаций и коды, опускающуюся в своих заключительных фразах до самых низких октав фортепиано. Тема трехголосной фуги расширена, асимметрична и полна мелизмов и развита в серию «элегических арабесок». [12]
17 А мажор Прелюдия начинается с наивной народной мелодии, впервые произнесенной басом с арпеджио выше. Ближе к концу бас и высокие частоты играют мелодию вместе, протяжными тринадцатыми. Четырехголосая фуга, в. 5
4-й
раз полон настойчивых ритмических рисунков и использует практически все доступные техники фуги - наиболее очевидно, что дополненная тема выбивается в левой руке ближе к концу. Это соответствует славянской традиции плавной музыки в пять тактов.
18 Фа минор Эту прелюдию открывает длинная, витиеватая мелодия, затем лад темнеет и темп замедляется до адажио, образуя интенсивную короткую интерлюдию, прежде чем мелодия возвращается. Простая тема фуги, характеризующаяся ритмом крючка и двух дрожаний, создает полупрозрачное начало, но тональные блуждания и конфликты между минором и мажором усиливают настроение до спокойного разрешения фа мажор. [5]
19 Ми мажор Короткая прелюдия контрастирует с хоральной вступительной частью с подрывными прерываниями. Фуга в три голоса и еще раз с 5
4-й
тактовый размер, имеет очень хроматическую тему с угловатыми, заикающимися ритмами. Чередующаяся динамика отмечает нарастание и спад напряжения, но гармонии остаются бескомпромиссными, близкими к атонализму, пока в конце не наступает что-то вроде тонального разрешения. [5]
20 До минор Мрачная прелюдия, ассоциирующаяся у Вудворда с унылым пейзажем русской степи и близкая по настроению музыкальному пейзажу вступительной части Одиннадцатой симфонии , сочиненной шесть лет спустя. [5]
21 Б мажор В прелюдии правая рука имеет непрерывный поток moto perpetuo из шестнадцатых нот, противопоставленных четвертям и восьмым нотам в левой руке. Трехголосная фуга живая, с пометкой «Allegro non troppo», в гармонии используется много четвертей и седьмых, а также фразы непредсказуемой длины, которые постоянно перекрывают тактовые линии. [9]
22 соль минор Дрожащие конфигурации парных нот в неустанно наступающем аккордовом аккомпанементе остаются неизменными на протяжении всей прелюдии. Основная тема четырехголосной фуги остается спокойной, несмотря на широкий диапазон модуляций. [9]
23 Фа мажор Роджер Вудворд описывает «острые интервальные сопоставления голосов альта и тенора» на протяжении всей прелюдии. За этим следует фуга с еще одной очень обширной темой, которая разворачивается «в тонко вылепленном legato cantabile». [5]
24 Ре минор Эта длинная двойная фуга имеет общие черты и некоторые особенности с финальной фугой из «Искусства фуги» Баха и отсылками к ней . Первый предмет. намек на который есть в прелюдии, вводится тихо, но фуга ускоряется, когда вводится вторая тема, и мощные финальные ноты, расширенная пикардийская треть, напоминающая триумфальный конец Пятой симфонии, завершают пьесу и цикл. В этой фуге используются практически все доступные контрапункты: двойное стретто, канкризан, увеличение, уменьшение, педальный пункт и обратимый контрапункт. [5]

Перед премьерой произведения Шостакович в частном порядке исполнил первую половину цикла перед Союзом композиторов (что было типично для новых сочинений советского времени) 31 марта 1951 года. [13] Группа выразила большое недовольство диссонансом в некоторых фугах, назвав произведение примером формализма . [14]

Это произведение многие (например, музыкальный критик Алекс Росс , музыковед Таня Урсова и др.) считают произведением «другого Шостаковича» или композицией «для ящика стола». [15] [16] По словам Росса, в тот период композитор использовал камерные формы для передачи своих самых личных сочинений, которые не подходили для использования или одобрения советского правительства. Это произведение входит в эту группу вместе с несколькими струнными квартетами.

Шостакович записал 18 из 24 произведений на пяти сессиях звукозаписи в 1951–1952, 1956 и 1958 годах ( EMI ). Он никогда не записывал номера 9, 10, 11, 15, 19 или 21, но номера 1, 4, 5, 6, 13, 14, 18, 23 и 24 он записал дважды, делая запись для EMI. [17]

Татьяна Николаева записывала полные сеты четыре раза: в 1962, 1987 годах (оба первоначально выпущены «Мелодией» ), 1990 году ( Hyperion Records ) и в 1992 году в виде экранизированного исполнения (Medici Arts). Записи 1962 и 1987 годов были переизданы на нескольких лейблах. Она также записала № 1, 7 и 15 в 1952–1953 годах.

Роджер Вудворд сделал первую полную запись, доступную на Западе, в 1975 году; он был переиздан на компакт-диске в сентябре 2010 года лейблом Celestial Harmonies. [5] [18] Другие известные полные записи включают записи Кита Джарретта , Владимира Ашкенази , Крейга Шеппарда , Константина Щербакова , Дэвида Джалберта , Дженни Лин , Олли Мустонена , Питера Донохо и Игоря Левита . [19] [10] Мустонен записал прелюдии и фуги Шостаковича в сочетании с прелюдиями и фугами Баха в эпизодах, контрастирующих с этими произведениями. Его первая запись была выпущена RCA Victor Red Seal в 1996 году, а вторая - Ondine Records в 2002 году. Запись Левита в паре с Passacaglia Рональда Стивенсона на DSCH была выпущена Sony в 2021 году. [10]

  1. ^ Мазулло , с. 24
  2. ^ Сикорский (2011). Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург: Музыкальное издательство Sikorski, Гамбург. п. 149. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
  3. ^ Мазулло , с. 27
  4. ^ Ледбеттер , с. 56
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вудворд
  6. ^ Лорел Фэй и Дэвид Фаннинг. «Дмитрий Шостакович» в Grove Music Online (2001)
  7. ^ Кристина Стивенсон. Когда я был в Лейпциге – Прелюдии и фуги Шостаковича (2017)
  8. ^ Плуталов
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Меллерс
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвид МакДейд рецензирует Игоря Левита (Sony 19439809212, 2021) на MusicWeb International
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Норрис, стр. 102.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Донохью
  13. ^ Мазулло , с. 22
  14. ^ Уилсон, Элизабет (2006). Шостакович: Вспоминая жизнь (2-е изд.). Фабер и Фабер. п. 286. ИСБН  978-0-571-22050-2 .
  15. ^ Урсова , стр. 11–14.
  16. ^ Росс , стр. 280–81.
  17. ^ Плуталов , стр. 99–101.
  18. ^ MusicWeb International
  19. ^ MusicWeb International

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d27078049a7f8ba794c45ed0a3a18a75__1698961140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/75/d27078049a7f8ba794c45ed0a3a18a75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
24 Preludes and Fugues (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)