Струнный квартет №15 (Шостакович)
Струнный квартет № 15 | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() Дмитрий Шостакович в Чикаго, июнь 1973 года. | |
Ключ | Ми-бемоль минор |
Опус | 144 |
Жанр | струнный квартет |
Составленный | начало 1974 г. - 17 мая 1974 г. |
Опубликовано | 1975 |
Издатель | Музыка , Ганс Сикорский Musikverlage |
Движения | 6 |
Премьера | |
Дата | 15 ноября 1974 г. |
Расположение | Малый театр имени Глинки , Ленинград , РСФСР |
Исполнители | Taneyev Quartet |
Струнный квартет № 15 ми -бемоль минор , соч. «144» Дмитрия Шостаковича — последняя в творчестве композитора. Это был его первый квартет после Шестого (и только один из трех), не носивший посвящения.
История
[ редактировать ]По словам Софии Хентовой, Пятнадцатый квартет был задуман как «веха», знаменующая появление следующих девяти струнных квартетов, которые Шостакович намеревался сочинить для квартета Бетховена. [ 1 ] Ранее он обещал им цикл из 24 квартетов во всех мажорных и минорных тональностях . Шостакович рассказал лидеру квартета Дмитрию Цыганову , что следующий квартет будет посвящен квартету Бетховена как свидетельство его преданности ансамблю. Пятнадцатый квартет Шостаковича был создан по образцу Третьего квартета его бывшего ученика Бориса Чайковского , который полностью состоит из медленных частей. [ 1 ]
2 мая 1974 года Шостакович позвонил Исааку Гликману и сообщил, что начал работу над новым струнным квартетом. [ 2 ] Несмотря на трудности с правой рукой, он продолжал сочинять, выздоравливая в московской больнице. [ 3 ] После выписки он с женой поехал на дачу в Репино на лето . Он завершил квартет 17 мая 1974 года. [ 4 ] 3 июня Гликман посетил Шостаковича, который сообщил ему, что завершил квартет: «Не знаю, насколько он хорош, но я получил некоторую радость, сочиняя его». [ 2 ] Пятнадцатый был его первым квартетом после Шестого и одним из трех, не имевших посвящения. [ 5 ] [ 3 ] Кроме того, это был лишь один из двух произведений, премьера которых не состоялась Квартетом Бетховена. [ 6 ]
В сентябре Шостакович вернулся в Москву и представил участникам квартета Бетховена свой новый квартет . [ 7 ] К этому моменту из-за плохого здоровья Шостакович не смог дать предварительное выступление на фортепиано, как это было со своими предыдущими квартетами. Он протянул партитуру Цыганову и сказал ему: «Я не могу ее сыграть. Просто посмотрите сами». Виолончелист квартета Сергей Ширинский , один из двух оставшихся членов-основателей группы, в начале того же года перенес сердечный приступ , а также в то время имел проблемы со здоровьем. В результате квартет Бетховена отложил репетицию премьеры Пятнадцатой оперы, что обеспокоило Шостаковича. [ 4 ] Во время репетиций он просил участников сыграть вступительную часть, «чтобы мухи падали замертво в воздухе, а публика начала покидать зал от скуки». [ 8 ] После репетиции утром 18 октября Ширинский скончался. [ 7 ] Шостакович попросил квартет Танеева , которого он уже ознакомил с партитурой, взять на себя ответственность за мировую премьеру; [ 9 ] предложение, которое они приняли. [ 10 ]
Перед московской премьерой Дмитрий Цыганов, последний оставшийся в живых член-основатель квартета Бетховена, посетил Шостаковича в больнице за советом по интерпретации. Композитор сказал ему, что начал обдумывать свой следующий квартет, затем добавил: «Знаешь, Митя, я не смогу закончить обещанный тебе цикл из 24 квартетов». [ 11 ]
Музыка
[ редактировать ]Струнный квартет № 15 состоит из шести частей, исполняемых без паузы. Все его части, кроме одной, имеют пометку « Адажио », за исключением «Похоронного марша» с пометкой «Адажио молто»:
Фуга на народную тему составляет вступительную «Элегию», самую длинную из шести частей. [ 12 ] За ней следует «Серенада», в которой серия сфорцанди обрамляет фрагментированную мелодию вальса, обе из которых построены из серии из двенадцати нот. Это уступает место «Интермеццо», скрывающему автоцитацию из «Носа» . [ 3 ] партитура, возрожденная в Советском Союзе впервые за 45 лет, пока готовилась премьера квартета. [ 7 ] Далее следует лирический «Ноктюрн», после которого характерный точечный мотив, сыгранный в унисон, объявляет «Траурный марш». Квартет завершается «Эпилогом», который кратко напоминает предыдущие части, прежде чем исчезнуть diminuendo .
В статье, опубликованной Информационным бюллетенем Агентства по авторскому праву Советского Союза , Шостакович писал: «Я пытался сделать [Пятнадцатый квартет] драматическим произведением; трудно сказать, удалось ли мне это». [ 13 ]
Типичное представление длится около 37 минут. [ 14 ] Это самый длинный из квартетов Шостаковича. [ 11 ]
Премьеры
[ редактировать ]Мировая премьера состоялась в Ленинграде 15 ноября 1974 года, в Малом театре имени Глинки. [ 4 ] в присутствии композитора. [ 15 ] 11 января 1975 года квартет Бетховена представил произведение в Москве. [ 15 ] с виолончелистом Евгением Альтманом вместо Ширинского. [ 11 ]
Первое выступление за пределами Советского Союза состоялось в Ковентри , Англия, 11 марта 1975 года, в Уорикского университета Центре искусств ; произведение было исполнено Квартетом Фицуильяма . [ 16 ] Американская премьера состоялась 23 января 1976 года в колледже Диабло-Вэлли в Конкорде, Калифорния . [ 17 ] [ а ] Ее исполнил квартет местных музыкантов-любителей в программе, посвященной памяти Шостаковича; исполнителями выступили скрипачи Чарльз Стронг и Чарльз Блоссом, альтист Дэвид Грин и виолончелистка Анна Йованович. [ 19 ] Последний получил копию партитуры от Ирины Шостакович, вдовы композитора, во время визита в Советский Союз. [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]Прослушав частное выступление Танеевского квартета у себя на квартире, Шостакович поблагодарил их за то, что они "так глубоко проникли в суть этого философского произведения, которое мне дороже всего". [ 20 ] В статье, опубликованной в Вечернем Ленинграде 15 ноября 1974 года, Шостакович назвал квартет Танеева «первоклассными музыкантами, великолепно играющими [Пятнадцатый квартет]» [ 21 ]
Шостакович пригласил своего коллегу Дмитрия Кабалевского На репетиции премьеры нового квартета . Кабалевский сначала был эмоционально тронут квартетом, но позже выразил сомнения. Его предложение о том, чтобы каждая часть носила программное название, заимствованное у Ромена Роллана, не было встречено Шостаковичем положительно. [ 22 ] По словам Кшиштофа Мейера , Пятнадцатый квартет на премьере был встречен овациями, что Шостакович признал с трудом из-за ухудшающихся физических способностей. [ 23 ]
Критические отзывы после британских и американских премьер Пятнадцатого квартета были в основном положительными. Джеральд Ларнер в The Guardian назвал это «прекрасным произведением, заслуживающим доверия и более чем достойным дополнением к недавним симфониям» и что это «еще одна демонстрация того, насколько плодотворна в творческом плане нынешняя озабоченность Шостаковича смертью». [ 24 ] В обзоре для Birmingham Post Джон Фалдинг написал, что способность Шостаковича выдерживать «навязчивую печаль квартета и [его] атмосферу полного запустения» была «признаком [его] блеска». [ 25 ] Чарльз Шер в газете Oakland Tribune посчитал, что эта музыка — дань уважения Людвига ван Бетховена поздней музыке . [ 19 ] в то время как обзор в The Daily Telegraph назвал квартет «смелой и часто трогательной концепцией, даже несмотря на то, что его чувства и манеры уже часто проявлялись в творчестве Шостаковича». [ 26 ] Стивен Уолш в The Observer оценил произведение отрицательно и сравнил его с « Восьмым квартетом» . Он также охарактеризовал поздний стиль композитора как «не просто капитулирующий» и склонный к повторению:
Но если в [Восьмом квартете] этот стиль был еще новым и явно выражал что-то глубоко личное для композитора, то в [Пятнадцатом] он принимает совсем более негативный аспект — становится, по сути, простым отсутствием ресурса. Композитор как будто давно установил, каким должен быть его элегический стиль, и теперь просто использует его снова, но уже без ощущения новизны. [ 27 ]
Курт Зандерлинг , друг композитора, предположил, что он имел в виду это произведение как эпитафию самому себе: «Возможно, потому, что оно было настолько непостижимо ужасающим, что он не мог посвятить его кому-либо». [ 28 ] В своем обзоре квартетов Шостаковича Венди Лессер написала, что композитор «чувственно осознает в этом квартете то, что не может быть никакого комфортного смирения, никаких слабых или даже бесстрашных объятий смерти, потому что что-то в нас всегда хочет жить». [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Выступление Пятнадцатого квартета Нового Арт-квартета Университета штата Аризона , состоявшееся 30 октября 1976 года, было ошибочно объявлено американской премьерой. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хентова 1985 , с. 521.
- ^ Перейти обратно: а б Гликман 2001 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б с Прието 2013 , с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б с Хентова 1985 , с. 522.
- ^ Фэй 2000 , с. 285.
- ^ Фэй 2000 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Фэй 2000 , с. 281.
- ^ Уилсон 1994 , с. 470.
- ^ Оплата 2000 , стр. 281–282.
- ^ Уилсон 1994 , с. 443.
- ^ Перейти обратно: а б с Прието 2013 , с. 247.
- ^ Лессер, Венди (2011). Музыка для приглушенных голосов: Шостакович и его пятнадцать квартетов . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 262. ИСБН 9780300169331 .
- ^ Шостакович 1981 , с. 328.
- ^ Сикорский (2011). Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург: Sikorski Musikverlage Hamburg. п. 113. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 282.
- ^ Фалдинг, Джон (16 января 1975 г.). «Премьера квартета в Мидленде» . Бирмингем Пост . Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Премьерный спектакль на ДВК» . Стенограмма Конкорда . 21 января 1976 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Музыкальные ноты» . Республика Аризона . 24 октября 1976 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б Шер, Чарльз (5 февраля 1976 г.). «DVC играет «потерянное» произведение Шостаковича» . Контра Коста Таймс . Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Уилсон 1994 , с. 444.
- ^ Шостакович 1981 , с. 324.
- ^ Уилсон 1994 , с. 442.
- ^ Прието 2013 , стр. 246–247.
- ^ Ларнер, Джеральд (6 марта 1975 г.). «Новый квартет Шостаковича в Манчестере» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Фалдинг, Джон (13 марта 1975 г.). «Квартет Фицуильяма в Центре искусств Уорика» . Бирмингем Пост . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Бессмысленные стихи Пика, вежливо поставленные» . «Дейли телеграф» . 25 марта 1975 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Уолш, Стивен (30 марта 1975 г.). «Признаки духовной капитуляции: Стивен Уолш о последнем струнном квартете Шостаковича» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Лессер 2011 , с. 261.
- ^ Лессер 2011 , с. 266.
Источники
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд. ISBN 0195134389 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк. ISBN 0801439795 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 2 [ Shostakovich. Life and Work, vol. 2 ] (in Russian). Moscow: Советский композитор.
- Прието, Карлос (2013). Дмитрий Шостакович: Гений и драматургия . Мехико, DF. ISBN 978-0195134384 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шостакович, Дмитрий (1981). Григорьев Л.; Платек, Я. (ред.). Дмитрий Шостакович: О себе и своем времени . Москва: Издательство Прогресс.
- Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон. ISBN 0691029717 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гриффитс, Пол (2012). «Квартет № 15 ми-бемоль минор для струнных, соч. 144» . Общество камерной музыки Линкольн-центра. Архивировано из оригинала 28 октября 2016 г.
- Харрис, Стивен (2014). «Шостакович: струнные квартеты, Квартет № 15» . Quartets.de .
- Лекция о квартетах Шостаковича № 2, 9 и 15 на YouTube , Майкл Парлофф. Архивировано 21 декабря 2021 г. в Ghost Archive.
- Дмитрий Шостакович: Квартет №15 ми-бемоль минор, соч. 144 (Борисо-Глебский - Филиппенс - Стам - Вейенберг) на YouTube