Jump to content

Струнный квартет №15 (Шостакович)

Струнный квартет № 15
Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович в Чикаго, июнь 1973 года.
Ключ Ми-бемоль минор
Опус 144
Жанр струнный квартет
Составленный начало 1974 г. - 17 мая 1974 г.
Опубликовано 1975
Издатель Музыка , Ганс Сикорский Musikverlage
Движения 6
Премьера
Дата 15 ноября 1974 г. ( 15.11.1974 )
Расположение Малый театр имени Глинки , Ленинград , РСФСР
Исполнители Taneyev Quartet

Струнный квартет № 15 ми -бемоль минор , соч. «144» Дмитрия Шостаковича — последняя в творчестве композитора. Это был его первый квартет после Шестого (и только один из трех), не носивший посвящения.

По словам Софии Хентовой, Пятнадцатый квартет был задуман как «веха», знаменующая появление следующих девяти струнных квартетов, которые Шостакович намеревался сочинить для квартета Бетховена. [ 1 ] Ранее он обещал им цикл из 24 квартетов во всех мажорных и минорных тональностях . Шостакович рассказал лидеру квартета Дмитрию Цыганову [ де ; ru ] , что следующий квартет будет посвящен квартету Бетховена как свидетельство его преданности ансамблю. Пятнадцатый квартет Шостаковича был создан по образцу Третьего квартета его бывшего ученика Бориса Чайковского , который полностью состоит из медленных частей. [ 1 ]

2 мая 1974 года Шостакович позвонил Исааку Гликману и сообщил, что начал работу над новым струнным квартетом. [ 2 ] Несмотря на трудности с правой рукой, он продолжал сочинять, выздоравливая в московской больнице. [ 3 ] После выписки он с женой поехал на дачу в Репино на лето . Он завершил квартет 17 мая 1974 года. [ 4 ] 3 июня Гликман посетил Шостаковича, который сообщил ему, что завершил квартет: «Не знаю, насколько он хорош, но я получил некоторую радость, сочиняя его». [ 2 ] Пятнадцатый был его первым квартетом после Шестого и одним из трех, не имевших посвящения. [ 5 ] [ 3 ] Кроме того, это был лишь один из двух произведений, премьера которых не состоялась Квартетом Бетховена. [ 6 ]

В сентябре Шостакович вернулся в Москву и представил участникам квартета Бетховена свой новый квартет . [ 7 ] К этому моменту из-за плохого здоровья Шостакович не смог дать предварительное выступление на фортепиано, как это было со своими предыдущими квартетами. Он протянул партитуру Цыганову и сказал ему: «Я не могу ее сыграть. Просто посмотрите сами». Виолончелист квартета Сергей Ширинский [ ru ] , один из двух оставшихся членов-основателей группы, в начале того же года перенес сердечный приступ , а также в то время имел проблемы со здоровьем. В результате квартет Бетховена отложил репетицию премьеры Пятнадцатой оперы, что обеспокоило Шостаковича. [ 4 ] Во время репетиций он просил участников сыграть вступительную часть, «чтобы мухи падали замертво в воздухе, а публика начала покидать зал от скуки». [ 8 ] После репетиции утром 18 октября Ширинский скончался. [ 7 ] Шостакович попросил квартет Танеева , которого он уже ознакомил с партитурой, взять на себя ответственность за мировую премьеру; [ 9 ] предложение, которое они приняли. [ 10 ]

Перед московской премьерой Дмитрий Цыганов, последний оставшийся в живых член-основатель квартета Бетховена, посетил Шостаковича в больнице за советом по интерпретации. Композитор сказал ему, что начал обдумывать свой следующий квартет, затем добавил: «Знаешь, Митя, я не смогу закончить обещанный тебе цикл из 24 квартетов». [ 11 ]

Струнный квартет № 15 состоит из шести частей, исполняемых без паузы. Все его части, кроме одной, имеют пометку « Адажио », за исключением «Похоронного марша» с пометкой «Адажио молто»:

Фуга на народную тему составляет вступительную «Элегию», самую длинную из шести частей. [ 12 ] За ней следует «Серенада», в которой серия сфорцанди обрамляет фрагментированную мелодию вальса, обе из которых построены из серии из двенадцати нот. Это уступает место «Интермеццо», скрывающему автоцитацию из «Носа» . [ 3 ] партитура, возрожденная в Советском Союзе впервые за 45 лет, пока готовилась премьера квартета. [ 7 ] Далее следует лирический «Ноктюрн», после которого характерный точечный мотив, сыгранный в унисон, объявляет «Траурный марш». Квартет завершается «Эпилогом», который кратко напоминает предыдущие части, прежде чем исчезнуть diminuendo .

В статье, опубликованной Информационным бюллетенем Агентства по авторскому праву Советского Союза , Шостакович писал: «Я пытался сделать [Пятнадцатый квартет] драматическим произведением; трудно сказать, удалось ли мне это». [ 13 ]

Типичное представление длится около 37 минут. [ 14 ] Это самый длинный из квартетов Шостаковича. [ 11 ]

Премьеры

[ редактировать ]

Мировая премьера состоялась в Ленинграде 15 ноября 1974 года, в Малом театре имени Глинки. [ 4 ] в присутствии композитора. [ 15 ] 11 января 1975 года квартет Бетховена представил произведение в Москве. [ 15 ] с виолончелистом Евгением Альтманом вместо Ширинского. [ 11 ]

Первое выступление за пределами Советского Союза состоялось в Ковентри , Англия, 11 марта 1975 года, в Уорикского университета Центре искусств ; произведение было исполнено Квартетом Фицуильяма . [ 16 ] Американская премьера состоялась 23 января 1976 года в колледже Диабло-Вэлли в Конкорде, Калифорния . [ 17 ] [ а ] Ее исполнил квартет местных музыкантов-любителей в программе, посвященной памяти Шостаковича; исполнителями выступили скрипачи Чарльз Стронг и Чарльз Блоссом, альтист Дэвид Грин и виолончелистка Анна Йованович. [ 19 ] Последний получил копию партитуры от Ирины Шостакович, вдовы композитора, во время визита в Советский Союз. [ 17 ]

Прослушав частное выступление Танеевского квартета у себя на квартире, Шостакович поблагодарил их за то, что они "так глубоко проникли в суть этого философского произведения, которое мне дороже всего". [ 20 ] В статье, опубликованной в Вечернем Ленинграде » « . 15 ноября 1974 года, Шостакович назвал квартет Танеева «первоклассными музыкантами, великолепно играющими [Пятнадцатый квартет]» [ 21 ]

Шостакович пригласил своего коллегу Дмитрия Кабалевского На репетиции премьеры нового квартета . Кабалевский сначала был эмоционально тронут квартетом, но позже выразил сомнения. Его предложение о том, чтобы каждая часть носила программное название, заимствованное у Ромена Роллана, не было встречено Шостаковичем положительно. [ 22 ] По словам Кшиштофа Мейера , Пятнадцатый квартет на премьере был встречен овациями, что Шостакович признал с трудом из-за ухудшающихся физических способностей. [ 23 ]

Критические отзывы после британских и американских премьер Пятнадцатого квартета были в основном положительными. Джеральд Ларнер в The Guardian назвал это «прекрасным произведением, заслуживающим доверия и более чем достойным дополнением к недавним симфониям» и что это «еще одна демонстрация того, насколько плодотворна в творческом плане нынешняя озабоченность Шостаковича смертью». [ 24 ] В обзоре для Birmingham Post Джон Фалдинг написал, что способность Шостаковича выдерживать «навязчивую печаль квартета и [его] атмосферу полного запустения» была «признаком [его] блеска». [ 25 ] Чарльз Шер в газете Oakland Tribune посчитал, что эта музыка — дань уважения Людвига ван Бетховена поздней музыке . [ 19 ] в то время как обзор в The Daily Telegraph назвал квартет «смелой и часто трогательной концепцией, даже несмотря на то, что его чувства и манеры уже часто проявлялись в творчестве Шостаковича». [ 26 ] Стивен Уолш в The Observer оценил произведение отрицательно и сравнил его с « Восьмым квартетом» . Он также охарактеризовал поздний стиль композитора как «не просто капитулирующий» и склонный к повторению:

Но если в [Восьмом квартете] этот стиль был еще новым и явно выражал что-то глубоко личное для композитора, то в [Пятнадцатом] он принимает совсем более негативный аспект — становится, по сути, простым отсутствием ресурса. Композитор как будто давно установил, каким должен быть его элегический стиль, и теперь просто использует его снова, но уже без ощущения новизны. [ 27 ]

Курт Зандерлинг , друг композитора, предположил, что он имел в виду это произведение как эпитафию самому себе: «Возможно, потому, что оно было настолько непостижимо ужасающим, что он не мог посвятить его кому-либо». [ 28 ] В своем обзоре квартетов Шостаковича Венди Лессер написала, что композитор «чувственно осознает в этом квартете то, что не может быть никакого комфортного смирения, никаких слабых или даже бесстрашных объятий смерти, потому что что-то в нас всегда хочет жить». [ 29 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Выступление Пятнадцатого квартета Нового Арт-квартета Университета штата Аризона , состоявшееся 30 октября 1976 года, было ошибочно объявлено американской премьерой. [ 18 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Хентова 1985 , с. 521.
  2. ^ Перейти обратно: а б Гликман 2001 , с. 195.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Прието 2013 , с. 246.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хентова 1985 , с. 522.
  5. ^ Фэй 2000 , с. 285.
  6. ^ Фэй 2000 , с. 112.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Фэй 2000 , с. 281.
  8. ^ Уилсон 1994 , с. 470.
  9. ^ Оплата 2000 , стр. 281–282.
  10. ^ Уилсон 1994 , с. 443.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Прието 2013 , с. 247.
  12. ^ Лессер, Венди (2011). Музыка для приглушенных голосов: Шостакович и его пятнадцать квартетов . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 262. ИСБН  9780300169331 .
  13. ^ Шостакович 1981 , с. 328.
  14. ^ Сикорский (2011). Дмитрий Шостакович (PDF) . Гамбург: Sikorski Musikverlage Hamburg. п. 113. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2020 г. . Проверено 12 мая 2022 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Фэй 2000 , с. 282.
  16. ^ Фалдинг, Джон (16 января 1975 г.). «Премьера квартета в Мидленде» . Бирмингем Пост . Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  17. ^ Перейти обратно: а б «Премьерный спектакль на ДВК» . Стенограмма Конкорда . 21 января 1976 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  18. ^ «Музыкальные ноты» . Республика Аризона . 24 октября 1976 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  19. ^ Перейти обратно: а б Шер, Чарльз (5 февраля 1976 г.). «DVC играет «потерянное» произведение Шостаковича» . Контра Коста Таймс . Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  20. ^ Уилсон 1994 , с. 444.
  21. ^ Шостакович 1981 , с. 324.
  22. ^ Уилсон 1994 , с. 442.
  23. ^ Прието 2013 , стр. 246–247.
  24. ^ Ларнер, Джеральд (6 марта 1975 г.). «Новый квартет Шостаковича в Манчестере» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  25. ^ Фалдинг, Джон (13 марта 1975 г.). «Квартет Фицуильяма в Центре искусств Уорика» . Бирмингем Пост . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  26. ^ «Бессмысленные стихи Пика, вежливо поставленные» . «Дейли телеграф» . 25 марта 1975 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  27. ^ Уолш, Стивен (30 марта 1975 г.). «Признаки духовной капитуляции: Стивен Уолш о последнем струнном квартете Шостаковича» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г. - через Newspapers.com .
  28. ^ Лессер 2011 , с. 261.
  29. ^ Лессер 2011 , с. 266.

Источники

[ редактировать ]
  • Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд. ISBN  0195134389 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Гликман, Исаак (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк. ISBN  0801439795 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 2 [ Shostakovich. Life and Work, vol. 2 ] (in Russian). Moscow: Советский композитор.
  • Прието, Карлос (2013). Дмитрий Шостакович: Гений и драматургия . Мехико, DF. ISBN  978-0195134384 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Шостакович, Дмитрий (1981). Григорьев Л.; Платек, Я. (ред.). Дмитрий Шостакович: О себе и своем времени . Москва: Издательство Прогресс.
  • Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон. ISBN  0691029717 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1ea527c3beda676dd1c7e4b445970ef__1692093840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/ef/d1ea527c3beda676dd1c7e4b445970ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 15 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)