Струнный квартет №10 (Шостакович)
Струнный квартет № 10 | |
---|---|
Дмитрий Шостакович | |
![]() | |
Ключ | Ля-бемоль мажор |
Опус | 118 |
Форма | Струнный квартет |
Составленный | 9–20 июля 1964 г. |
Преданность | Мечислав (Моисей) Вайнберг |
Продолжительность | Около 22 минут |
Движения | Четыре |
Подсчет очков | Струнный квартет |
Премьера | |
Дата | 1964 |
Расположение | Москва |
Дмитрия Шостаковича Струнный квартет № 10 ля -бемоль мажор , соч. 118, был составлен с 9 по 20 июля 1964 года . Премьера состоялась в исполнении Квартета Бетховена в Москве. [ 1 ] и посвящен композитору Мечиславу (Моисею) Вайнбергу , близкому другу Шостаковича. Его описывают как культивирование неопределенного настроения его ранних квартетов сталинской эпохи , а также как предзнаменование строгости и эмоциональной дистанции его более поздних работ. [ 2 ] Квартет олицетворял предпочтение камерной музыки крупномасштабным произведениям, таким как симфонии, которые характеризовали его поздний период. По мнению музыковеда Ричарда Тарускина , это сделало его первым русским композитором, посвятившим столько времени струнному квартету. [ 3 ] [ сомнительно – обсудить ]
Музыка
[ редактировать ]
В произведении четыре части :
Время игры примерно 22 минуты.
И. Анданте
[ редактировать ]Первая часть выполнена в форме сонаты-рондо и использует мягкую динамику. Начинается четырехнотным мотивом на скрипке соло. [ 1 ] [ 4 ] часть в основном написана в ми миноре , на минорную шестую часть от основной тональности ля-бемоль мажор . Этот диалог ми минор/ля-бемоль мажор повторяется на протяжении всего квартета. Темы в обеих тональностях звучат отдельно, затем одновременно, а затем повторяются в ля-бемоль. [ 2 ]
Он также включает в себя игру на суль-понтичелло , расширенную технику, включающую использование верхних гармоник струнных, и анапестный ритм , который повторяется на протяжении всего творчества Шостаковича. [ 1 ] Движение содержит производное от «музыкальной подписи» Шостаковича, мотива DSCH , криптограммы имени композитора с использованием немецкой системы букв для музыкальных нот . [ 5 ] Движение заканчивается morendo , что означает постепенное затухание громкости.
Обычное выступление занимает около 5 минут. [ 4 ]
II. Аллегретто неистово
[ редактировать ]Вторая часть написана ми минор и широко использует локрийский лад . Эмоциональный показатель «фуриозо» уникален в струнных квартетах Шостаковича. Его начало, четыре целых тональных шага, отсылает к теме, использованной Шостаковичем в его Пятой симфонии и Восьмом струнном квартете . [ 2 ]
Обычное выступление занимает около 5 минут. [ 4 ]
III. Адажио (атака)
[ редактировать ]Третья часть написана ля минор , на полтона от тоники ля-бемоль мажор. [ 2 ] хотя в нем также используются тональности ля-бемоль мажор и ми минор, которые повторяются на протяжении всего произведения. Оно написано в форме пассакальи , часто используемой в музыке Шостаковича, и описывается как пример влияния композиции периода барокко на его творчество. [ 6 ] Тема пассакальи развита, играется с граунд-басом и без него, а также с добавлением тактов и битов на протяжении всей части. В нем также есть цитата из «мотива гимна» его Четвертого квартета . [ 2 ]
Обычное выступление занимает около 7 минут. [ 4 ]
IV. Аллегретто – Анданте
[ редактировать ]Четвертая часть является продолжением третьей и играется без пауз между ними. Оно написано ля-бемоль мажор, тонизирующей тональностью произведения. Он также использует ре минор , создавая диссонанс на тритон от тоники. Он написан в форме сонаты-рондо и широко использует гудение и ритмы народных песен. [ 2 ] В этом движении темы каждой из предыдущих снова звучат три части, на фоне новой темы рондо, [ 1 ] включая тему пассакальи третьей части, которая исполняется фортиссиссимо , создавая контраст с в значительной степени приглушенной текстурой части. [ 2 ] Часть заканчивается, отмеченная морендо, как и в первой части, создавая неопределенный финал. Криптограмма DSCH также возвращается в этом движении. [ 5 ]
Обычное выступление занимает около 9 минут. [ 4 ]
Состав
[ редактировать ]Струнный квартет был посвящен польскому композитору Мечиславу Вайнбергу, близкому другу и ученику Шостаковича. У композиторов были взаимовлияющие отношения, а также определенная степень соперничества, что отчасти и послужило причиной посвящения. [ 7 ] В 1964 году Шостакович писал:
[Вайнберг] написал девять квартетов и с последним из них обогнал меня, поскольку в то время у меня было только восемь. Поэтому я поставил перед собой задачу догнать и обогнать Вайнберга, что я сейчас и сделал. [ 8 ]
Струнный квартет написан традиционными четырьмя частями, его единственный квартет, написанный после Шестого квартета , написанного для этого в 1956 году. Это отличает его от других квартетов Шостаковича того времени, которые отклонялись от традиции, используя различные структуры движений. [ 2 ] Его сопоставление хроматических и триадных мелодий было отмечено сходством с его Восьмым струнным квартетом , а мелодия в первой части, как говорят, напоминает тему первой части его Пятой симфонии . [ 9 ] Структура квартета, особенно сочетание спокойного, относительно тихого вступления и быстрой, настойчивой второй части, напоминает его Десятую симфонию . [ 5 ] Его мелодии были описаны как символ предпочтения Шостаковича таких интервалов, как мажорная и минорная треть . [ 9 ]
В нем больше минимов и полубрев, чем в любом из предыдущих произведений композитора, и он предвосхищает интерес к тишине и медленному развитию, которые характеризуют поздний период творчества композитора. Широкое использование глиссанди , сфорцанди и колеблющихся полутонов также было описано как символ его позднего стиля. В нем использован ритм мотива «предательства» из оперы Шостаковича « Леди Макбет» . [ 5 ] Он также был описан как напоминающий по структуре его Третий квартет , последовательность скерцо второй части перетекает в медленную пассакалью третьей части. И наоборот, это предвещает строгое, приглушенное настроение более поздних работ Шостаковича, его первого квартета с 1956 года, в котором не каждое движение отмечено атакой .
Работа создавалась за десять дней [ 4 ] на выезде дилижанских композиторов в Армении. [ 10 ]
Некоторые произведения Шостаковича в то время подвергались осуждению со стороны Коммунистической партии . Его опера «Катерина Измайлова» представляла собой редакцию 1962 года « Леди Макбет Мценского уезда» , запрещенную коммунистическим правительством в 1936 году. Из-за разногласий премьера ее состоялась без какой-либо огласки. Точно так же его Тринадцатая симфония подверглась цензуре из-за сочувствия евреям, пережившим резню в Бабьем Яру . [ 4 ] Ян Макдональд писал, что отношение «отвращения» к этому приему сформировало «пуританскую ярость», присущую Десятому струнному квартету. [ 5 ] Сам формальный выбор все чаще сочинять струнные квартеты вместо симфоний был использован в поддержку такого прочтения его произведений, поскольку струнный квартет и другие камерные формы не фигурируют в официальном списке советских жанров. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Его тревожное настроение было связано с ухудшением физического здоровья Шостаковича во время сочинения. [ 1 ] Также предполагается, что его редкость отчасти связана с его проблемами со здоровьем и, как следствие, неспособностью писать сложные строки от руки. [ 5 ]
Подходы, рассматривающие произведение через призму здоровья Шостаковича или отношений с правительством, были описаны как редуктивные, например, критик Томас Мэй, который писал, что эта критика «имеет тенденцию затемнять музыкальный и художественный опыт» и не учитывает «Глубокое чувство двойственности» присутствует в произведении, несмотря на агрессивные моменты. [ 1 ] Квартет также интерпретировался как изображение борьбы между злом, представленным темой второй неистовой части, и человеческими эмоциями. В этой интерпретации отсутствие этой темы в четвертой части, где повторяются все остальные темы, символизирует возможность преодоления зла. Однако эта интерпретация также подвергалась критике как редуктивная. [ 4 ] Сходство квартета по структуре и мелодиям с другими произведениями Шостаковича побудило некоторых критиков охарактеризовать его как относительно незначительное произведение, например, Ян Макдональд , который написал в «Новом Шостаковиче» , что ему не хватает «глубины или широты [его] лучших предшественников». . [ 5 ]
Другие критики настроены более позитивно, например Ричард Тарускин, который назвал книгу Макдональда «травестией» и предполагает, что его отказ от Десятого квартета является результатом ошибочного, чрезмерно биографического подхода к композитору. [ 3 ] Вдобавок Джудит Кун написала, что вторая часть квартета «возможно, самая успешная и захватывающая из попыток композитора использовать струнный квартет для изображения крупномасштабного конфликта». [ 2 ]
Влияние
[ редактировать ]Произведение было аранжировано для струнного оркестра Рудольфом Баршаем в его «Камерной симфонии». [ 10 ] Баршай был другом и коллегой Шостаковича, а также частым дирижером его музыки, включая премьеру его Четырнадцатой симфонии . Его аранжировка очень близка оригиналу Шостаковича, отличаясь прежде всего добавлением контрабаса, который в основном используется для подчеркивания партии виолончели. [ 11 ] Дополнительно Анатолий Дмитриев сделал редукцию для фортепиано в четыре руки . [ 10 ]
Выступления и записи
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась в исполнении квартета Бетховена в Москве в 1964 году. После этого в Великобритании в 1966 году его представила квартет Альберни . Было сделано более двадцати записей произведения, первая из которых - квартет Веллера в 1965 году. [ 10 ] Сюда также входят записи ансамблей, которые Шостакович знал и с которыми работал: [ 12 ] такие как Квартет Бородина , Квартет Бетховена, оба из которых выпустили несколько записей произведения, и Квартет Фицуильяма , записавший его в 1998 году. [ 4 ] Также было сделано несколько записей аранжировки Рудольфа Баршая для струнного оркестра, в том числе «Виртуозы Киева» под управлением Дмитрия Яблонского в 2017 году и «Ансамбля Дмитрия» под управлением Грэма Росс в 2015 году. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Струнный квартет №10 (Дмитрий Шостакович)» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кун, Джудит (30 октября 2008 г.), «Струнные квартеты: в диалоге с формой и традицией» , The Cambridge Companion to Shostakovich , Cambridge University Press, стр. 38–69, doi : 10.1017/ccol9780521842204.004 , ISBN 978-0-521-84220-4 , получено 31 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Тарускин, Ричард (2000). Музыкальное определение России: историко-герменевтические очерки . Принстон, Нью-Джерси, стр. 468–543. ISBN 978-0-691-21937-0 . OCLC 1199341829 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Струнный квартет № 10 ля-бемоль... на AllMusic
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Макдональд, Ян (2006). Новый Шостакович . Раймонд Кларк (Новое издание). Лондон: Пимлико. стр. 233–234. ISBN 1-84595-064-Х . OCLC 65469909 .
- ^ Хендерсон, Лин (2000). «Шостакович и Пассакалия: старая территория или новая?». Музыкальные времена . 141 (1870): 53–60. дои : 10.2307/1004371 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 1004371 .
- ^ Элфик, Дэниел (зима 2014 г.). «Вайнберг, Шостакович и влияние «Тревоги» ». Музыкальные времена . 155 (1929): 49–62. JSTOR 24615657 .
- ^ Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (2001). И. Гликман (ред.). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3979-5 . OCLC 47238033 .
- ^ Jump up to: а б Кей, Норман (1971). Шостакович . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 57–58. ISBN 0-19-315422-6 . ОСЛК 231384 .
- ^ Jump up to: а б с д Халм, Дерек К. (2010). Каталог Дмитрия Шостаковича: первые сто лет и позже (4-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 415–418. ISBN 978-0-8108-7264-6 . OCLC 609533852 .
- ^ Jump up to: а б «Камерная симфония ля-бемоль мажор,… | Подробности» . Вся музыка . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 151, 177, 273. ISBN. 1-4294-0479-5 . OCLC 71825999 .