Jump to content

Струнный квартет №10 (Шостакович)

Струнный квартет № 10
Дмитрий Шостакович
Ключ Ля-бемоль мажор
Опус 118
Форма Струнный квартет
Составленный 9–20 июля 1964 г.
Преданность Мечислав (Моисей) Вайнберг
Продолжительность Около 22 минут
Движения Четыре
Подсчет очков Струнный квартет
Премьера
Дата 1964
Расположение Москва

Дмитрия Шостаковича Струнный квартет № 10 ля -бемоль мажор , соч. 118, был составлен с 9 по 20 июля 1964 года . Премьера состоялась в исполнении Квартета Бетховена в Москве. [ 1 ] и посвящен композитору Мечиславу (Моисею) Вайнбергу , близкому другу Шостаковича. Его описывают как культивирование неопределенного настроения его ранних квартетов сталинской эпохи , а также как предзнаменование строгости и эмоциональной дистанции его более поздних работ. [ 2 ] Квартет олицетворял предпочтение камерной музыки крупномасштабным произведениям, таким как симфонии, которые характеризовали его поздний период. По мнению музыковеда Ричарда Тарускина , это сделало его первым русским композитором, посвятившим столько времени струнному квартету. [ 3 ] [ сомнительно обсудить ]

Музыкальная «подпись» Шостаковича, мотивированная на протяжении всего его творчества, включая вариацию в первой части Десятого струнного квартета.

В произведении четыре части :

Время игры примерно 22 минуты.

И. Анданте

[ редактировать ]

Первая часть выполнена в форме сонаты-рондо и использует мягкую динамику. Начинается четырехнотным мотивом на скрипке соло. [ 1 ] [ 4 ] часть в основном написана в ми миноре , на минорную шестую часть от основной тональности ля-бемоль мажор . Этот диалог ми минор/ля-бемоль мажор повторяется на протяжении всего квартета. Темы в обеих тональностях звучат отдельно, затем одновременно, а затем повторяются в ля-бемоль. [ 2 ]

Он также включает в себя игру на суль-понтичелло , расширенную технику, включающую использование верхних гармоник струнных, и анапестный ритм , который повторяется на протяжении всего творчества Шостаковича. [ 1 ] Движение содержит производное от «музыкальной подписи» Шостаковича, мотива DSCH , криптограммы имени композитора с использованием немецкой системы букв для музыкальных нот . [ 5 ] Движение заканчивается morendo , что означает постепенное затухание громкости.

Обычное выступление занимает около 5 минут. [ 4 ]

II. Аллегретто неистово

[ редактировать ]

Вторая часть написана ми минор и широко использует локрийский лад . Эмоциональный показатель «фуриозо» уникален в струнных квартетах Шостаковича. Его начало, четыре целых тональных шага, отсылает к теме, использованной Шостаковичем в его Пятой симфонии и Восьмом струнном квартете . [ 2 ]

Обычное выступление занимает около 5 минут. [ 4 ]

III. Адажио (атака)

[ редактировать ]

Третья часть написана ля минор , на полтона от тоники ля-бемоль мажор. [ 2 ] хотя в нем также используются тональности ля-бемоль мажор и ми минор, которые повторяются на протяжении всего произведения. Оно написано в форме пассакальи , часто используемой в музыке Шостаковича, и описывается как пример влияния композиции периода барокко на его творчество. [ 6 ] Тема пассакальи развита, играется с граунд-басом и без него, а также с добавлением тактов и битов на протяжении всей части. В нем также есть цитата из «мотива гимна» его Четвертого квартета . [ 2 ]

Обычное выступление занимает около 7 минут. [ 4 ]

IV. Аллегретто – Анданте

[ редактировать ]

Четвертая часть является продолжением третьей и играется без пауз между ними. Оно написано ля-бемоль мажор, тонизирующей тональностью произведения. Он также использует ре минор , создавая диссонанс на тритон от тоники. Он написан в форме сонаты-рондо и широко использует гудение и ритмы народных песен. [ 2 ] В этом движении темы каждой из предыдущих снова звучат три части, на фоне новой темы рондо, [ 1 ] включая тему пассакальи третьей части, которая исполняется фортиссиссимо , создавая контраст с в значительной степени приглушенной текстурой части. [ 2 ] Часть заканчивается, отмеченная морендо, как и в первой части, создавая неопределенный финал. Криптограмма DSCH также возвращается в этом движении. [ 5 ]

Обычное выступление занимает около 9 минут. [ 4 ]

Струнный квартет был посвящен польскому композитору Мечиславу Вайнбергу, близкому другу и ученику Шостаковича. У композиторов были взаимовлияющие отношения, а также определенная степень соперничества, что отчасти и послужило причиной посвящения. [ 7 ] В 1964 году Шостакович писал:

[Вайнберг] написал девять квартетов и с последним из них обогнал меня, поскольку в то время у меня было только восемь. Поэтому я поставил перед собой задачу догнать и обогнать Вайнберга, что я сейчас и сделал. [ 8 ]

Струнный квартет написан традиционными четырьмя частями, его единственный квартет, написанный после Шестого квартета , написанного для этого в 1956 году. Это отличает его от других квартетов Шостаковича того времени, которые отклонялись от традиции, используя различные структуры движений. [ 2 ] Его сопоставление хроматических и триадных мелодий было отмечено сходством с его Восьмым струнным квартетом , а мелодия в первой части, как говорят, напоминает тему первой части его Пятой симфонии . [ 9 ] Структура квартета, особенно сочетание спокойного, относительно тихого вступления и быстрой, настойчивой второй части, напоминает его Десятую симфонию . [ 5 ] Его мелодии были описаны как символ предпочтения Шостаковича таких интервалов, как мажорная и минорная треть . [ 9 ]

В нем больше минимов и полубрев, чем в любом из предыдущих произведений композитора, и он предвосхищает интерес к тишине и медленному развитию, которые характеризуют поздний период творчества композитора. Широкое использование глиссанди , сфорцанди и колеблющихся полутонов также было описано как символ его позднего стиля. В нем использован ритм мотива «предательства» из оперы Шостаковича « Леди Макбет» . [ 5 ] Он также был описан как напоминающий по структуре его Третий квартет , последовательность скерцо второй части перетекает в медленную пассакалью третьей части. И наоборот, это предвещает строгое, приглушенное настроение более поздних работ Шостаковича, его первого квартета с 1956 года, в котором не каждое движение отмечено атакой .

Работа создавалась за десять дней [ 4 ] на выезде дилижанских композиторов в Армении. [ 10 ]

Некоторые произведения Шостаковича в то время подвергались осуждению со стороны Коммунистической партии . Его опера «Катерина Измайлова» представляла собой редакцию 1962 года « Леди Макбет Мценского уезда» , запрещенную коммунистическим правительством в 1936 году. Из-за разногласий премьера ее состоялась без какой-либо огласки. Точно так же его Тринадцатая симфония подверглась цензуре из-за сочувствия евреям, пережившим резню в Бабьем Яру . [ 4 ] Ян Макдональд писал, что отношение «отвращения» к этому приему сформировало «пуританскую ярость», присущую Десятому струнному квартету. [ 5 ] Сам формальный выбор все чаще сочинять струнные квартеты вместо симфоний был использован в поддержку такого прочтения его произведений, поскольку струнный квартет и другие камерные формы не фигурируют в официальном списке советских жанров. [ 3 ]

Его тревожное настроение было связано с ухудшением физического здоровья Шостаковича во время сочинения. [ 1 ] Также предполагается, что его редкость отчасти связана с его проблемами со здоровьем и, как следствие, неспособностью писать сложные строки от руки. [ 5 ]

Подходы, рассматривающие произведение через призму здоровья Шостаковича или отношений с правительством, были описаны как редуктивные, например, критик Томас Мэй, который писал, что эта критика «имеет тенденцию затемнять музыкальный и художественный опыт» и не учитывает «Глубокое чувство двойственности» присутствует в произведении, несмотря на агрессивные моменты. [ 1 ] Квартет также интерпретировался как изображение борьбы между злом, представленным темой второй неистовой части, и человеческими эмоциями. В этой интерпретации отсутствие этой темы в четвертой части, где повторяются все остальные темы, символизирует возможность преодоления зла. Однако эта интерпретация также подвергалась критике как редуктивная. [ 4 ] Сходство квартета по структуре и мелодиям с другими произведениями Шостаковича побудило некоторых критиков охарактеризовать его как относительно незначительное произведение, например, Ян Макдональд , который написал в «Новом Шостаковиче» , что ему не хватает «глубины или широты [его] лучших предшественников». . [ 5 ]

Другие критики настроены более позитивно, например Ричард Тарускин, который назвал книгу Макдональда «травестией» и предполагает, что его отказ от Десятого квартета является результатом ошибочного, чрезмерно биографического подхода к композитору. [ 3 ] Вдобавок Джудит Кун написала, что вторая часть квартета «возможно, самая успешная и захватывающая из попыток композитора использовать струнный квартет для изображения крупномасштабного конфликта». [ 2 ]

Произведение было аранжировано для струнного оркестра Рудольфом Баршаем в его «Камерной симфонии». [ 10 ] Баршай был другом и коллегой Шостаковича, а также частым дирижером его музыки, включая премьеру его Четырнадцатой симфонии . Его аранжировка очень близка оригиналу Шостаковича, отличаясь прежде всего добавлением контрабаса, который в основном используется для подчеркивания партии виолончели. [ 11 ] Дополнительно Анатолий Дмитриев сделал редукцию для фортепиано в четыре руки . [ 10 ]

Выступления и записи

[ редактировать ]

Премьера произведения состоялась в исполнении квартета Бетховена в Москве в 1964 году. После этого в Великобритании в 1966 году его представила квартет Альберни . Было сделано более двадцати записей произведения, первая из которых - квартет Веллера в 1965 году. [ 10 ] Сюда также входят записи ансамблей, которые Шостакович знал и с которыми работал: [ 12 ] такие как Квартет Бородина , Квартет Бетховена, оба из которых выпустили несколько записей произведения, и Квартет Фицуильяма , записавший его в 1998 году. [ 4 ] Также было сделано несколько записей аранжировки Рудольфа Баршая для струнного оркестра, в том числе «Виртуозы Киева» под управлением Дмитрия Яблонского в 2017 году и «Ансамбля Дмитрия» под управлением Грэма Росс в 2015 году. [ 11 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Струнный квартет №10 (Дмитрий Шостакович)» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 31 марта 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кун, Джудит (30 октября 2008 г.), «Струнные квартеты: в диалоге с формой и традицией» , The Cambridge Companion to Shostakovich , Cambridge University Press, стр. 38–69, doi : 10.1017/ccol9780521842204.004 , ISBN  978-0-521-84220-4 , получено 31 марта 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Тарускин, Ричард (2000). Музыкальное определение России: историко-герменевтические очерки . Принстон, Нью-Джерси, стр. 468–543. ISBN  978-0-691-21937-0 . OCLC   1199341829 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Струнный квартет № 10 ля-бемоль... на AllMusic
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Макдональд, Ян (2006). Новый Шостакович . Раймонд Кларк (Новое издание). Лондон: Пимлико. стр. 233–234. ISBN  1-84595-064-Х . OCLC   65469909 .
  6. ^ Хендерсон, Лин (2000). «Шостакович и Пассакалия: старая территория или новая?». Музыкальные времена . 141 (1870): 53–60. дои : 10.2307/1004371 . ISSN   0027-4666 . JSTOR   1004371 .
  7. ^ Элфик, Дэниел (зима 2014 г.). «Вайнберг, Шостакович и влияние «Тревоги» ». Музыкальные времена . 155 (1929): 49–62. JSTOR   24615657 .
  8. ^ Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (2001). И. Гликман (ред.). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3979-5 . OCLC   47238033 .
  9. ^ Jump up to: а б Кей, Норман (1971). Шостакович . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 57–58. ISBN  0-19-315422-6 . ОСЛК   231384 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Халм, Дерек К. (2010). Каталог Дмитрия Шостаковича: первые сто лет и позже (4-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 415–418. ISBN  978-0-8108-7264-6 . OCLC   609533852 .
  11. ^ Jump up to: а б «Камерная симфония ля-бемоль мажор,… | Подробности» . Вся музыка . Проверено 31 мая 2021 г.
  12. ^ Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 151, 177, 273. ISBN.  1-4294-0479-5 . OCLC   71825999 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 985c4ac5743ea60541efc8726ccf1b3b__1694342100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/3b/985c4ac5743ea60541efc8726ccf1b3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 10 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)