Jump to content

Симфония № 12 (Шостакович)

Симфония № 12 ре минор , соч . 112 с подзаголовком «1917 год » был написан Дмитрием Шостаковичем в 1961 году. Он посвятил его памяти Владимира Ленина . Хотя выступление Ленинградского филармонического оркестра под управлением Евгения Мравинского 1 октября 1961 года было объявлено официальной премьерой, фактическое первое выступление состоялось двумя часами ранее в тот же день в Куйбышеве в исполнении оркестра Куйбышевского государственного филармонического . Евгения Мравинского под управлением Абрам Стасевич. [ 1 ]

Симфония . , написанная для большого оркестра, длится от 38 до 40 минут Он разделен на четыре части , которые исполняются без паузы :

  1. Революционный Петроград (около 14 минут): Модерато — Аллегро — Пиу Моссо — Аллегро.
    В первой части цитируется революционная песня со словами «позор вам, тираны» и польская песня «Варшавский марш» , обе из которых появляются в финале Симфонии № 11 .
  2. Razliv (about 10 minutes): Allegro (L'istesso tempo)—Adagio
    Вторая часть далее цитирует Симфонию № 11 и ранний « Траурный марш по жертвам революции» Шостаковича . На нем изображен загородный штаб Ленина в Разливе под Петроградом.
  3. Аврора (около 4 минут): Адажио (В том же темпе) — Аллегро.
    Третья часть написана в форме скерцо . «Аврора» была тем крейсером, который обстрелял Зимний дворец и начал русскую революцию .
  4. На заре человечества (около 10 минут): Аллегро (L'istesso tempo) — Аллегретто — Модерато.
    Четвертая часть представляет советскую жизнь после руководства Ленина. Цитата похоронного марша перед праздничным завершением превращается в ликующую тему.

Инструментарий

[ редактировать ]

Симфония оценивается по:

Шостакович попытался или, по крайней мере, объявил о своем намерении сочинить симфонию с изображением Ленина еще в конце 1930-х годов, подробно останавливаясь на этой теме в более чем полудюжине интервью за два с половиной года. Он планировал эту симфонию как биографическую драму, прослеживающую Ленина от его юности до созданного им нового советского общества и используя тексты таких писателей, как Владимир Маяковский . В декабре 1940 года Шостакович признал, что переборщил и не смог написать ленинскую кантату на текст Маяковского. Но сообщения о ленинской симфонии продолжались и в 1941 году, рассеявшись только с вторжением Германии в июне того же года. [ 2 ]

Летом 1959 года Шостакович снова упомянул, что у него ведется большая работа, посвященная памяти Ленина. «Какую форму примет моя идея, будет ли это оратория , кантата , симфония или симфоническая поэма , я не хочу предсказывать. Ясно одно: стремление воплотить могучий образ величайшего человека нашей самой сложной эпохи потребует напряжения всех творческих ресурсов». [ 3 ] Хотя Шостакович выразил желание подготовить произведение к 90-летию со дня рождения Ленина в апреле 1960 года, эта дата пришла и прошла, а работа не была завершена. Прогресс еще больше замедлился, когда композитор упал и сломал левую ногу на свадьбе своего сына Максима в октябре 1960 года. В следующем году он завершил работу. [ 4 ]

Как и Одиннадцатая симфония , Двенадцатая носит программный характер . Его форму, подзаголовки и названия частей, посвященные русской революции , диктуют скорее программные, чем музыкальные соображения . Но хотя, как и в Одиннадцатой, в ней четыре части играются без перерыва, Двенадцатая не возвращает того смысла кинохроники , который характеризовал Одиннадцатую. Вместо этого движения становятся серией отражений, как будто человек наблюдает за серией картин. (По этой причине Двенадцатую называли «народным героическим эпосом», в отличие от Одиннадцатой — «народно-музыкальной драмой».) [ 5 ] Двенадцатая также отличается от своего другого прямого предка, экспериментальной Второй симфонии , тем, что она чрезвычайно традиционна, с быстрой вступительной частью, построенной по академически правильным линиям, которым следовали Мясковский и его учитель Глазунов . [ 6 ]

Политические соображения

[ редактировать ]
Паровоз ленинского поезда, на котором он прибыл на Финляндский вокзал Петрограда в апреле 1917 года.

То, что некоторые критики, особенно на Западе, считают Двенадцатую симфонию Шостаковича одной из наименее удовлетворительных в музыкальном отношении, нельзя объяснить творческим спадом, учитывая, что недавно он написал Первый концерт для виолончели с Ростроповичем и Восьмой струнный квартет . Шостакович стал членом партии в 1960 году и, возможно, почувствовал себя вынужденным написать симфонию партийной линии, чтобы защитить себя. То, что композитор чувствовал себя обязанным сделать это в разгар хрущевской оттепели, можно подвергнуть сомнению, и правительство на этом этапе его карьеры, возможно, сочло более политически целесообразным эксплуатировать Шостаковича, чем преследовать его. [ 7 ] Тем не менее, доктрина Жданова 1948 года была отменена только в 1958 году, и Шостакович не забыл своего осуждения 1936 года. [ 8 ] И при этом он не был полностью свободен выражать то, что хотел, как вскоре доказали политические разногласия по поводу его Тринадцатой симфонии. Из-за этих обстоятельств некоторые критики предположили, что Двенадцатая представляет собой нежелательное проникновение официальности в основное композиционное творчество Шостаковича, помимо его музыки к патриотическим фильмам и других заказных произведений. [ 9 ]

Было также высказано предположение, что наивность программы, структуры и тематического изобретения Двенадцатого собора указывает на то, что Шостакович написал его быстро, отказавшись от более раннего, возможно, опрометчивого сатирического наброска. [ 9 ] Источником этой истории стал друг композитора Лев Лебидинский, с которым композитор связался за несколько дней до премьеры произведения. У этой теории есть две основные проблемы. Во-первых, у Шостаковича было всего несколько дней, чтобы переписать 40-минутную симфонию. Во-вторых, произведение уже было исполнено перед Союзом композиторов 8 сентября, поэтому любые существенные изменения привлекли бы значительное внимание и комментарии. Хотя это может подтвердить только детальный анализ рукописи, более вероятным кажется то, что Шостакович радикально пересмотрел свою концепцию симфонии между летом 1960 года и летом 1961 года, когда он завершил работу. [ 10 ]

Двенадцатая симфония была хорошо принята в Советском Союзе, хотя и более прохладно, чем ее предшественница. «Одиннадцатый» был принят на Западе довольно тепло, отчасти из-за предполагаемого намека на венгерское восстание 1956 года, но явно прокоммунистическая тематика «Двенадцатого» привела к плохому приему там. [ 11 ] Первое выступление в Великобритании состоялось на Эдинбургском фестивале 4 сентября 1962 года в присутствии композитора. [ 12 ] Ее сравнивали в невыгодную сторону с Четвертой симфонией , которая впервые была исполнена за пределами России всего через три дня. Критический успех Четвертой в сочетании с критическим презрением к Двенадцатой привел к предположению, что творческие силы Шостаковича идут на убыль. [ 13 ] Западные слушатели стали более восприимчивы после Холодной войны , но Двенадцатая остается одной из менее популярных симфоний Шостаковича из-за ее качественного исполнения. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фэй 2000 , с. 222.
  2. ^ Оплата 2000 , стр. 119.
  3. ^ Цитируется по Fay 2000 , с. 221.
  4. ^ Оплата 2000 , стр. 221–222.
  5. ^ Цитируется по Fay 2000 , с. 224.
  6. ^ Фэннинг, Примечания , 6.
  7. ^ Стейнберг, 570.
  8. ^ Фаннинг, 5–6.
  9. ^ Jump up to: а б Фаннинг, Нью-Гроув , 23:298.
  10. ^ Фэй 2000 , с. 223.
  11. ^ Филд 2002 , 359–360.
  12. ^ Эдинбургский международный фестиваль, 1962, в журнале DSCH № 37.
  13. ^ Фэй 2000 , с. 226.
  14. ^ Лейтон, 217.

Источники

[ редактировать ]
  • Фаннинг, Дэвид , Стэнли Сэди (редактор), «Шостакович, Дмитрий», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов. ISBN   978-0-333-60800-5 .
  • Фаннинг, Дэвид, Ноты для Deutsche Grammophon 431388, Шостакович: Симфония № 12, «1917 год»; Гамлет (сюита); «Золотой век» (сюита) ; Неэме Ярви дирижирует Симфоническим оркестром Гетеборга .
  • Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-518251-4 .
  • Лейтон, Роберт , Роберт Симпсон (редактор), Симфония: Том 2, Малер до наших дней (Нью-Йорк: Drake Publishing, 1972). ISBN   978-0-87749-245-0 .
  • Мэйс, Фрэнсис (2002). История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Перевод Арнольда Дж. Померанса ; Эрика Померанс. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN  978-0-520-21815-4 .
  • Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN   978-0-19-506177-2 .
  • Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь , 2-е издание (Принстон и Оксфорд: Princeton University Press, 2006, 1994). ISBN   978-0-691-12886-3 .
  • Волков, Соломон , перевод Антонины В. Буи , Свидетельства: Мемуары Дмитрия Шостаковича (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979). ISBN   978-0-06-014476-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 811daedcf3bb43621df4e40f0b81d952__1718614500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/52/811daedcf3bb43621df4e40f0b81d952.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 12 (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)