Симфония № 12 (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Симфония № 12 ре минор , соч . 112 с подзаголовком «1917 год » был написан Дмитрием Шостаковичем в 1961 году. Он посвятил его памяти Владимира Ленина . Хотя выступление Ленинградского филармонического оркестра под управлением Евгения Мравинского 1 октября 1961 года было объявлено официальной премьерой, фактическое первое выступление состоялось двумя часами ранее в тот же день в Куйбышеве в исполнении оркестра под управлением Абрам Стасевич. [ 1 ]
Форма
[ редактировать ]Симфония . , написанная для большого оркестра, длится от 38 до 40 минут Он разделен на четыре части , которые исполняются без паузы :
- Революционный Петроград (около 14 минут): Модерато — Аллегро — Пиу Моссо — Аллегро.
- В первой части цитируется революционная песня со словами «позор вам, тираны» и польская песня «Варшавский марш» , обе из которых появляются в финале Симфонии № 11 .
- Razliv (about 10 minutes): Allegro (L'istesso tempo)—Adagio
- Вторая часть далее цитирует Симфонию № 11 и ранний « Траурный марш по жертвам революции» Шостаковича . На нем изображен загородный штаб Ленина в Разливе под Петроградом.
- Аврора (около 4 минут): Адажио (В том же темпе) — Аллегро.
- Третья часть написана в форме скерцо . «Аврора» была тем крейсером, который обстрелял Зимний дворец и начал русскую революцию .
- На заре человечества (около 10 минут): Аллегро (L'istesso tempo) — Аллегретто — Модерато.
- Четвертая часть представляет советскую жизнь после руководства Ленина. Цитата похоронного марша перед праздничным завершением превращается в ликующую тему.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония оценивается по:
Обзор
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Шостакович попытался или, по крайней мере, объявил о своем намерении сочинить симфонию с изображением Ленина еще в конце 1930-х годов, подробно останавливаясь на этой теме в более чем полудюжине интервью за два с половиной года. Он планировал эту симфонию как биографическую драму, прослеживающую Ленина от его юности до созданного им нового советского общества и используя тексты таких писателей, как Владимир Маяковский . В декабре 1940 года Шостакович признал, что переборщил и не смог написать ленинскую кантату на текст Маяковского. Но сообщения о ленинской симфонии продолжались и в 1941 году, рассеявшись только с вторжением Германии в июне того же года. [ 2 ]
Летом 1959 года Шостакович снова упомянул, что у него ведется большая работа, посвященная памяти Ленина. «Какую форму примет моя идея, будет ли это оратория , кантата , симфония или симфоническая поэма , я не хочу предсказывать. Ясно одно: стремление воплотить могучий образ величайшего человека нашей самой сложной эпохи потребует напряжения всех творческих ресурсов». [ 3 ] Хотя Шостакович выразил желание подготовить произведение к 90-летию со дня рождения Ленина в апреле 1960 года, эта дата пришла и прошла, а работа не была завершена. Прогресс еще больше замедлился, когда композитор упал и сломал левую ногу на свадьбе своего сына Максима в октябре 1960 года. В следующем году он завершил работу. [ 4 ]
Анализ
[ редактировать ]Как и Одиннадцатая симфония , Двенадцатая носит программный характер . Его форму, подзаголовки и названия частей, посвященные русской революции , диктуют скорее программные, чем музыкальные соображения . Но хотя, как и в Одиннадцатой, в ней четыре части играются без перерыва, Двенадцатая не возвращает того смысла кинохроники , который характеризовал Одиннадцатую. Вместо этого движения становятся серией отражений, как будто человек наблюдает за серией картин. (По этой причине Двенадцатую называли «народным героическим эпосом», в отличие от Одиннадцатой — «народно-музыкальной драмой».) [ 5 ] Двенадцатая также отличается от своего другого прямого предка, экспериментальной Второй симфонии , тем, что она чрезвычайно традиционна, с быстрой вступительной частью, построенной по академически правильным линиям, которым следовали Мясковский и его учитель Глазунов . [ 6 ]
Политические соображения
[ редактировать ]
То, что некоторые критики, особенно на Западе, считают Двенадцатую симфонию Шостаковича одной из наименее удовлетворительных в музыкальном отношении, нельзя объяснить творческим спадом, учитывая, что недавно он написал Первый концерт для виолончели с Ростроповичем и Восьмой струнный квартет . Шостакович стал членом партии в 1960 году и, возможно, почувствовал себя вынужденным написать симфонию партийной линии, чтобы защитить себя. То, что композитор чувствовал себя обязанным сделать это в разгар хрущевской оттепели, можно подвергнуть сомнению, и правительство на этом этапе его карьеры, возможно, сочло более политически целесообразным эксплуатировать Шостаковича, чем преследовать его. [ 7 ] Тем не менее, доктрина Жданова 1948 года была отменена только в 1958 году, и Шостакович не забыл своего осуждения 1936 года. [ 8 ] И при этом он не был полностью свободен выражать то, что хотел, как вскоре доказали политические разногласия по поводу его Тринадцатой симфонии. Из-за этих обстоятельств некоторые критики предположили, что Двенадцатая представляет собой нежелательное проникновение официальности в основное композиционное творчество Шостаковича, помимо его музыки к патриотическим фильмам и других заказных произведений. [ 9 ]
Было также высказано предположение, что наивность программы, структуры и тематического изобретения Двенадцатого собора указывает на то, что Шостакович написал его быстро, отказавшись от более раннего, возможно, опрометчивого сатирического наброска. [ 9 ] Источником этой истории стал друг композитора Лев Лебидинский, с которым композитор связался за несколько дней до премьеры произведения. У этой теории есть две основные проблемы. Во-первых, у Шостаковича было всего несколько дней, чтобы переписать 40-минутную симфонию. Во-вторых, произведение уже было исполнено перед Союзом композиторов 8 сентября, поэтому любые существенные изменения привлекли бы значительное внимание и комментарии. Хотя это может подтвердить только детальный анализ рукописи, более вероятным кажется то, что Шостакович радикально пересмотрел свою концепцию симфонии между летом 1960 года и летом 1961 года, когда он завершил работу. [ 10 ]
Прием
[ редактировать ]Двенадцатая симфония была хорошо принята в Советском Союзе, хотя и более прохладно, чем ее предшественница. «Одиннадцатый» был принят на Западе довольно тепло, отчасти из-за предполагаемого намека на венгерское восстание 1956 года, но явно прокоммунистическая тематика «Двенадцатого» привела к плохому приему там. [ 11 ] Первое выступление в Великобритании состоялось на Эдинбургском фестивале 4 сентября 1962 года в присутствии композитора. [ 12 ] Ее сравнивали в невыгодную сторону с Четвертой симфонией , которая впервые была исполнена за пределами России всего через три дня. Критический успех Четвертой в сочетании с критическим презрением к Двенадцатой привел к предположению, что творческие силы Шостаковича идут на убыль. [ 13 ] Западные слушатели стали более восприимчивы после Холодной войны , но Двенадцатая остается одной из менее популярных симфоний Шостаковича из-за ее качественного исполнения. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Октябрь (1967), симфоническая поэма, посвященная 50-летию Октябрьской революции.
- Верность (1970), восемь баллад, посвященных столетию со . дня рождения Ленина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фэй 2000 , с. 222.
- ^ Оплата 2000 , стр. 119.
- ^ Цитируется по Fay 2000 , с. 221.
- ^ Оплата 2000 , стр. 221–222.
- ^ Цитируется по Fay 2000 , с. 224.
- ^ Фэннинг, Примечания , 6.
- ^ Стейнберг, 570.
- ^ Фаннинг, 5–6.
- ^ Jump up to: а б Фаннинг, Нью-Гроув , 23:298.
- ^ Фэй 2000 , с. 223.
- ^ Филд 2002 , 359–360.
- ^ Эдинбургский международный фестиваль, 1962, в журнале DSCH № 37.
- ^ Фэй 2000 , с. 226.
- ^ Лейтон, 217.
Источники
[ редактировать ]- Фаннинг, Дэвид , Стэнли Сэди (редактор), «Шостакович, Дмитрий», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов. ISBN 978-0-333-60800-5 .
- Фаннинг, Дэвид, Ноты для Deutsche Grammophon 431388, Шостакович: Симфония № 12, «1917 год»; Гамлет (сюита); «Золотой век» (сюита) ; Неэме Ярви дирижирует Симфоническим оркестром Гетеборга .
- Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518251-4 .
- Лейтон, Роберт , Роберт Симпсон (редактор), Симфония: Том 2, Малер до наших дней (Нью-Йорк: Drake Publishing, 1972). ISBN 978-0-87749-245-0 .
- Мэйс, Фрэнсис (2002). История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Перевод Арнольда Дж. Померанса ; Эрика Померанс. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-21815-4 .
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN 978-0-19-506177-2 .
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь , 2-е издание (Принстон и Оксфорд: Princeton University Press, 2006, 1994). ISBN 978-0-691-12886-3 .
- Волков, Соломон , перевод Антонины В. Буи , Свидетельства: Мемуары Дмитрия Шостаковича (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979). ISBN 978-0-06-014476-0 .