Соната для альта (Шостакович)
Соната для альта и фортепиано , соч . 147 — последнее сочинение Дмитрия Шостаковича . Оно было завершено 5 июля 1975 года. [ 1 ] за несколько недель до его смерти. Он посвящен Федору Дружинину , альтисту квартета Бетховена . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Сохранившиеся черновики первой части сонаты, в которой используется басовый ключ вместо альта , позволяют предположить, что Шостакович, возможно, изначально задумал произведение для виолончели. [ 3 ] По словам Софии Хентовой, сонаты для альта Мечислава Вайнберга и Григория Фрида толчком к сочинению Шостаковичем стали . Его Соната для альта также ознаменовала возвращение к высказанной композитором в середине 1930-х годов идее написания цикла произведений для инструментов, которые обычно не считаются идеальными для сольных партий. [ 4 ]
О своем намерении сочинить Сонату для альта Шостакович впервые заявил в мае 1975 года руководству ленинградского Малого зала имени Глинки . В ответ на их предложение о концерте, который одновременно откроет сезон 1975–76 годов и ознаменует его 69-летие, он запросил программу из своих сонат для виолончели , скрипки и альта; последний должен быть завершен летом. [ 5 ]
Утром 1 июля 1975 года Шостакович позвонил Дружинину и сообщил, что у него есть идея для Сонаты для альта. Позже в тот же день он позвонил еще раз и спросил, возможны ли на альте определенные двойные стопы, сыгранные в быстрой последовательности. Дружинин призвал композитора писать так, как ему хочется, и сказал, что альтисты будут расширять свою технику, чтобы играть все, что он им попросит. [ 6 ]
В последние дни перед завершением сонаты Шостакович жаловался на неспособность его правой руки оставаться достаточно неподвижной для письма. [ 7 ] а также позвонил Дружинину 4 июля и предупредил его, что рассматривает возможность отсрочки дальнейшей работы из-за ухудшения его здоровья. [ 8 ] Несмотря на эти трудности, 5 июля он объявил альтисту, что закончил партитуру и отправил ее на переписывание в Союз советских композиторов . После неожиданных задержек в подготовке Дружинин 6 августа получил от жены композитора чистый экземпляр партитуры. [ 9 ] Шостакович умер 9 августа. [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Соната разделена на три части:
Композитор назвал первую часть «новеллой». [ 7 ] Он начинается с фигуры пиццикато без аккомпанемента на альте, которая напоминает начало Скрипичного концерта Альбана Берга . [ 11 ] за ней следует строгая фортепианная партия, которая переходит в более оживленную среднюю часть. Движение завершается воспоминанием о первых тактах. Большая часть материала для второй части была заимствована из неоконченной оперы Шостаковича 1942 года «Игроки» . [ 7 ] После успешного возрождения осенью 1974 года другой своей оперы по Николаю Гоголю , «Нос» , он потребовал вернуть рукопись «Игроков» у своей бывшей ученицы Галины Уствольской , которой он ее передал. [ 12 ] Шостакович назвал заключительную часть «Адажио памяти Бетховена » или «Адажио памяти великого композитора», хотя и подчеркнул, что ее настроение было «ярким и ясным», охарактеризовав ее как «сияющую музыку». [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ] Бетховена Аллюзии на «Лунную» сонату соседствуют с воспоминаниями о темах, представленных ранее в Сонате для альта, за которыми следует обширная автоцитация, объединяющая отсылки к каждой из 15 симфоний Шостаковича. [ 15 ] Последние страницы завершаются цитатами из Рихарда Штрауса. » « Дон Кихота [ 3 ] и из ранней сюиты фа ♯ минор Шостаковича. [ 16 ]
Прием
[ редактировать ]Премьера сонаты состоялась в квартире Шостаковича Дружининым и пианистом Михаилом Мунтяном 25 сентября 1975 года, в день 69-летия композитора. Его публичная премьера состоялась в Малом зале Московской консерватории 1 октября 1975 года в тех же исполнителях. Критик « Известий» писал, что музыка была «как катарсис в трагедии: жизнь, борьба, преодоление, очищение светом, выход в бессмертие». [ 17 ] С одобрения вдовы Шостаковича Даниил Шафран переписал сонату для виолончели и фортепиано. [ 18 ] этот опыт он позже назвал «одним из пиков своей творческой жизни». Его транскрипция скерцо была обязательным произведением для виолончелистов, участвовавших в Международном конкурсе Чайковского 1978 года . [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мейер 2011 , стр. 404, 450.
- ^ Дональд Морис, «Лебединая песня Шостаковича», Журнал Американского общества альтов 16, вып. 1 (2000): 13.
- ^ Jump up to: а б Якубов 2007 , с. 29.
- ^ Хентова 1985 , с. 573–574.
- ^ Хентова 1985 , с. 575.
- ^ Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 469. ИСБН 0-691-02971-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Уилсон 1994 , с. 470.
- ^ Мейер 2011 , с. 404.
- ^ Уилсон 1994 , с. 471.
- ^ Мейер 2011 , с. 405.
- ^ Якобссон, Стиг (1986). Аннотации к «Русской альте» . Окерсберга: BIS. п. 3.
- ^ Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 346, н.98. ISBN 0-19-513438-9 .
- ^ Фэй 2000 , с. 284.
- ^ Соколов, Иван (2012). Ивашкин, Александр; Киркман, Эндрю (ред.). Размышляя о Шостаковиче: жизнь, музыка и кино . Фарнхэм: Ashgate Publishing Ltd., с. 80. ИСБН 978-1-4094-3937-0 .
В одном разговоре, сразу после этого записанном [Федором] Дружининым, Шостакович предложил названия для каждой из трех частей: Новелла, Скерцо и Адажио «Памяти Бетховена» (или Адажио «Памяти великого композитора»).
- ^ Sokolov 2012 .
- ^ «Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (Шостакович) — из CDA67865 — Hyperion Records — загрузка в формате MP3 и без потерь» . www.hyperion-records.co.uk .
- ^ Фэй 2000 , с. 286.
- ^ Барнард, Ник. «Запись месяца» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 1 (in Russian). Moscow: Советский композитор. p. 586.
Ссылки
[ редактировать ]- Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд. ISBN 0-19-513438-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 2 (in Russian). Moscow: Советский композитор.
- Мейер, Кшиштоф (2011). Шостакович: Его жизнь, его творчество, его время (на испанском языке). Мадрид: Редакционный альянс. ISBN 978-84-2065268-9 .
- Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон. ISBN 0-691-02971-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Yakubov, Manashir (2007). "Искусство, власть, политика. Казус Шостаковича". In Dolinskaya, Yelena (ed.). Шостаковичу посвящается... К 100-летию со дня рождения композитора (in Russian). Moscow: Композитор. ISBN 978-5-85285-281-6 .