Jump to content

Соната для альта (Шостакович)

Соната для альта и фортепиано , соч . 147 — последнее сочинение Дмитрия Шостаковича . Оно было завершено 5 июля 1975 года. [ 1 ] за несколько недель до его смерти. Он посвящен Федору Дружинину , альтисту квартета Бетховена . [ 2 ]

Сохранившиеся черновики первой части сонаты, в которой используется басовый ключ вместо альта , позволяют предположить, что Шостакович, возможно, изначально задумал произведение для виолончели. [ 3 ] По словам Софии Хентовой, сонаты для альта Мечислава Вайнберга и Григория Фрида толчком к сочинению Шостаковичем стали . Его Соната для альта также ознаменовала возвращение к высказанной композитором в середине 1930-х годов идее написания цикла произведений для инструментов, которые обычно не считаются идеальными для сольных партий. [ 4 ]

О своем намерении сочинить Сонату для альта Шостакович впервые заявил в мае 1975 года руководству ленинградского Малого зала имени Глинки . В ответ на их предложение о концерте, который одновременно откроет сезон 1975–76 годов и ознаменует его 69-летие, он запросил программу из своих сонат для виолончели , скрипки и альта; последний должен быть завершен летом. [ 5 ]

Утром 1 июля 1975 года Шостакович позвонил Дружинину и сообщил, что у него есть идея для Сонаты для альта. Позже в тот же день он позвонил еще раз и спросил, возможны ли на альте определенные двойные стопы, сыгранные в быстрой последовательности. Дружинин призвал композитора писать так, как ему хочется, и сказал, что альтисты будут расширять свою технику, чтобы играть все, что он им попросит. [ 6 ]

В последние дни перед завершением сонаты Шостакович жаловался на неспособность его правой руки оставаться достаточно неподвижной для письма. [ 7 ] а также позвонил Дружинину 4 июля и предупредил его, что рассматривает возможность отсрочки дальнейшей работы из-за ухудшения его здоровья. [ 8 ] Несмотря на эти трудности, 5 июля он объявил альтисту, что закончил партитуру и отправил ее на переписывание в Союз советских композиторов . После неожиданных задержек в подготовке Дружинин 6 августа получил от жены композитора чистый экземпляр партитуры. [ 9 ] Шостакович умер 9 августа. [ 10 ]

Соната разделена на три части:

Композитор назвал первую часть «новеллой». [ 7 ] Он начинается с фигуры пиццикато без аккомпанемента на альте, которая напоминает начало Скрипичного концерта Альбана Берга . [ 11 ] за ней следует строгая фортепианная партия, которая переходит в более оживленную среднюю часть. Движение завершается воспоминанием о первых тактах. Большая часть материала для второй части была заимствована из неоконченной оперы Шостаковича 1942 года «Игроки» . [ 7 ] После успешного возрождения осенью 1974 года другой своей оперы по Николаю Гоголю , «Нос» , он потребовал вернуть рукопись «Игроков» у своей бывшей ученицы Галины Уствольской , которой он ее передал. [ 12 ] Шостакович назвал заключительную часть «Адажио памяти Бетховена » или «Адажио памяти великого композитора», хотя и подчеркнул, что ее настроение было «ярким и ясным», охарактеризовав ее как «сияющую музыку». [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ] Бетховена Аллюзии на «Лунную» сонату соседствуют с воспоминаниями о темах, представленных ранее в Сонате для альта, за которыми следует обширная автоцитация, объединяющая отсылки к каждой из 15 симфоний Шостаковича. [ 15 ] Последние страницы завершаются цитатами из Рихарда Штрауса. » « Дон Кихота [ 3 ] и из ранней сюиты фа ♯ минор Шостаковича. [ 16 ]

Премьера сонаты состоялась в квартире Шостаковича Дружининым и пианистом Михаилом Мунтяном 25 сентября 1975 года, в день 69-летия композитора. Его публичная премьера состоялась в Малом зале Московской консерватории 1 октября 1975 года в тех же исполнителях. Критик « Известий» писал, что музыка была «как катарсис в трагедии: жизнь, борьба, преодоление, очищение светом, выход в бессмертие». [ 17 ] С одобрения вдовы Шостаковича Даниил Шафран переписал сонату для виолончели и фортепиано. [ 18 ] этот опыт он позже назвал «одним из пиков своей творческой жизни». Его транскрипция скерцо была обязательным произведением для виолончелистов, участвовавших в Международном конкурсе Чайковского 1978 года . [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мейер 2011 , стр. 404, 450.
  2. ^ Дональд Морис, «Лебединая песня Шостаковича», Журнал Американского общества альтов 16, вып. 1 (2000): 13.
  3. ^ Jump up to: а б Якубов 2007 , с. 29.
  4. ^ Хентова 1985 , с. 573–574.
  5. ^ Хентова 1985 , с. 575.
  6. ^ Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 469. ИСБН  0-691-02971-7 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Уилсон 1994 , с. 470.
  8. ^ Мейер 2011 , с. 404.
  9. ^ Уилсон 1994 , с. 471.
  10. ^ Мейер 2011 , с. 405.
  11. ^ Якобссон, Стиг (1986). Аннотации к «Русской альте» . Окерсберга: BIS. п. 3.
  12. ^ Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 346, н.98. ISBN  0-19-513438-9 .
  13. ^ Фэй 2000 , с. 284.
  14. ^ Соколов, Иван (2012). Ивашкин, Александр; Киркман, Эндрю (ред.). Размышляя о Шостаковиче: жизнь, музыка и кино . Фарнхэм: Ashgate Publishing Ltd., с. 80. ИСБН  978-1-4094-3937-0 . В одном разговоре, сразу после этого записанном [Федором] Дружининым, Шостакович предложил названия для каждой из трех частей: Новелла, Скерцо и Адажио «Памяти Бетховена» (или Адажио «Памяти великого композитора»).
  15. ^ Sokolov 2012 .
  16. ^ «Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (Шостакович) — из CDA67865 — Hyperion Records — загрузка в формате MP3 и без потерь» . www.hyperion-records.co.uk .
  17. ^ Фэй 2000 , с. 286.
  18. ^ Барнард, Ник. «Запись месяца» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 30 января 2013 г.
  19. ^ Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 1 (in Russian). Moscow: Советский композитор. p. 586.
  • Фэй, Лорел (2000). Шостакович: Жизнь . Оксфорд. ISBN  0-19-513438-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Khentova, Sofia (1985). Шостакович. Жизнь и творчество, Т. 2 (in Russian). Moscow: Советский композитор.
  • Мейер, Кшиштоф (2011). Шостакович: Его жизнь, его творчество, его время (на испанском языке). Мадрид: Редакционный альянс. ISBN  978-84-2065268-9 .
  • Уилсон, Элизабет (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь . Принстон. ISBN  0-691-02971-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Yakubov, Manashir (2007). "Искусство, власть, политика. Казус Шостаковича". In Dolinskaya, Yelena (ed.). Шостаковичу посвящается... К 100-летию со дня рождения композитора (in Russian). Moscow: Композитор. ISBN  978-5-85285-281-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 348583b118a622e8daedb020569d7fd5__1720940280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/d5/348583b118a622e8daedb020569d7fd5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viola Sonata (Shostakovich) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)