Симфония № 2 (Шостакович)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дмитрий Шостакович написал Симфонию № 2 си мажор, соч. 14 с подзаголовком « Октябрю» к 10-летию Октябрьской революции . Впервые она была исполнена Ленинградским филармоническим оркестром и хором Капеллы Академии под управлением Николая Малько 5 ноября 1927 года. После премьеры Шостакович внес некоторые изменения в партитуру, и эта окончательная версия впервые была исполнена в Москве позже, в 1927 году, под управлением дирижера. Константина Сараджева . Кроме того, это был первый раз, когда какая-либо версия произведения была исполнена в Москве. [ 1 ]
Позднее Шостакович вновь обратился к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатой симфонии с подзаголовком «1917 год» .
Структура
[ редактировать ]Симфония — короткое (около 20 минут) экспериментальное произведение в одной части ; В этой части четыре раздела, последний из которых включает припев . В отличие от своей Первой симфонии , Шостакович сочинил Вторую в жестовой, геометрической манере «музыки без эмоциональной структуры», с намерением отразить речевые модели и физические движения в неореалистическом стиле. На этот выбор могла повлиять, по крайней мере частично, Всеволода Мейерхольда теория биомеханики . [ 2 ]
- Длинный
- Инструментальные голоса, призванные изобразить первобытный хаос, из которого возник порядок, сливаются в этом 13-голосном полифоническом начале, словно импульсы, выпущенные из пустоты. это считалось Klangflächenmusik (кластерная композиция). До того, как этот термин был официально придуман, [ 3 ]
= 152
- Медитативный эпизод, который Шостакович назвал «смертью ребенка» (письмо Болеславу Яворскому ), убитого на Невском проспекте . [ 4 ]
- Чуть менее изменчиво. [ 5 ] Очень веселый.
- Припев: «До октября»
- Хоровой финал произведения представляет собой текст Александра Безыменского, восхваляющий Ленина и Октябрьскую революцию.
Шостакович в этом произведении уделял гораздо больше внимания фактуре , чем тематическому материалу. Он быстро добавляет звучность и слои звука в манере, близкой к абстрактному экспрессионизму, вместо того, чтобы сосредотачиваться на контрапунктической ясности. Хотя большая часть симфонии, следовательно, состоит из звуковых эффектов, а не музыки, произведение обладает несомненной жизненной силой и включает в себя основные элементы музыкального языка, который он использовал на протяжении всей своей карьеры. [ 4 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония исполняется для смешанного хора (в заключительной части) и оркестра пикколо , 2 флейт , 2 гобоя , 2 фаготов кларнетов, 2 , 4 валторн , 3 труб , 3 тромбонов , тубы , литавр , треугольника , малого барабана , большого барабана. , тарелки , колокольчики , (заводская) сирена и струны .
Обзор
[ редактировать ]симфонии Шостаковича Вторую и Третью часто критиковали за несоответствие экспериментальных оркестровых частей и более традиционных агитпроповых хоровых финалов. В Советском Союзе их считали экспериментами, а со времен Сталина термин «эксперимент» не считался положительным. [ 3 ] Много позже Шостакович признался, что из его 15 симфоний «две, я полагаю, совершенно неудовлетворительны – это Вторая и Третья». [ 6 ] Он также отверг свое раннее экспериментальное творчество в целом как «ошибочное стремление к оригинальности» (фортепианный цикл « Афоризмы ») и «детские болезни» (Вторая и Третья симфонии). [ 7 ]
Во Вторую симфонию было заказано включить стихотворение Александра Безыменского, в пафосном стиле прославлявшее роль Ленина в борьбе пролетариата . [ 8 ] Культ Ленина , навязанный высшими эшелонами партии, вырос до гигантских размеров в первые годы после его смерти. [ 9 ] Первоначально работа называлась «К октябрю». Его называли « Симфонической поэмой» и «Симфоническим посвящением Октябрю» . оно стало «Октябрю, симфоническим посвящением ». Лишь значительно позже оно стало известно как «симфония». Когда произведение было опубликовано в 1927 году, [ 10 ]
Дух октября
[ редактировать ]В 1920-е годы в России «Октябрь» отсылал к духу Революции, которая представляла собой новый мир свободы и братства, политически простирающийся от центра до левых. Ближайшей политической идеей к этой концепции была троцкистская доктрина « перманентной революции ». [ 11 ]
Состав
[ редактировать ]![]() | Эта статья , возможно, содержит непроверенные прогнозы , спекулятивные материалы или отчеты о событиях, которые могут не произойти . Информация должна быть проверяемой и основана на надежных опубликованных источниках . ( декабрь 2016 г. ) |
![]() | Эта статья написана как обзор . ( август 2008 г. ) |
поручил Шостаковичу Лев Шуглин, большевик , заведующий отделом пропаганды Государственного музыкального издательства («Музсектор») написать большое оркестровое произведение с хоровым финалом « Посвящение Октябрю» в честь 10-летия Октябрьской революции . [ 12 ] Шуглин предложил использовать для открытия хорового финала заводской гудок. 20 февраля 1927 года композитор написал Сергею Протопопову , что не уверен, что его музыка сможет искупить текст, который он назвал «отталкивающим». [ 13 ]
Частично проблема, с которой Шостакович столкнулся при написании симфонии, заключалась в том, что люди ожидали преемника его Первой симфонии , а он больше не верил в возможность написания в том же композиционном стиле. У него были и другие проекты, на которые он хотел обратить свое внимание как можно скорее, и на написание Первой симфонии у него ушло почти год. Как оказалось, отдел пропаганды Наркомпроса «Агитодел» регулярно заказывал одночастные произведения на злободневные темы. В этих произведениях часто использовались революционные мелодии и неизменно использовались напевные тексты, чтобы прояснить необходимый смысл. Более того, из-за немузыкальной ориентации потенциальной аудитории предполагалось, что эти произведения не будут длиться более 15-20 минут. [ 14 ]
Хотя Шостакович был заказан Музсектором, а не Агитоделом, и поэтому ожидалось, что он создаст сочинение абстрактной музыки, а не пропагандистское произведение, написание короткой агитационной симфонии, казалось, решило все проблемы Шостаковича. Такое произведение вполне соответствовало случаю, для которого оно писалось. «Музсектор» также не мог отказаться от него, и ему была гарантирована хотя бы какая-то дружелюбная пресса. Это также обошло стилистическую проблему создания продолжения Первой симфонии, а также открыло дверь для экспериментов с оркестровыми эффектами в совершенно новом ключе. Что наиболее важно для Шостаковича, на написание пьесы ушло мало времени, что позволило ему вернуться к другим проектам при первой же возможности. [ 15 ]
Особую трудность композитору доставляла хоровая часть. Шостакович доверительно сказал Яворскому: «Хор сочиняю с большим трудом. Слова!!!!» [ 16 ] Соломон Волков сказал об этом, что «есть соблазн просто отрезать ножницами». [ 17 ]
Припев: «До октября»
[ редактировать ]- Текст Александра Безыменского [ 18 ]
Русский
Мы шли, мы просили работы и хлеба,
Сердца были сжаты тисками тоски.
Заводские трубы тянулися к небу,
Как руки, бессильные сжать кулаки.
Страшно было имя наших тенет:
Молчанье, страданье, гнет.
Но громче орудий ворвались в молчанье
Слова нашей скорби, слова наших мук.
О Ленин! Ты выковал волю страданья,
Ты выковал волю мозолистых рук.
Мы поняли, Ленин, что наша судьба
Носит имя: борьба.
Борьба! Ты вела нас к последнему бою.
Борьба! Ты дала нам победу Труда.
И этой победы над гнетом и тьмою
Никто не отнимет у нас никогда.
Пусть каждый в борьбе будет молод и храбр:
Ведь имя победы – Октябрь!
Октябрь! – это солнца желанного вестник.
Октябрь! – это воля восставших веков.
Октябрь! – это труд, это радость и песня.
Октябрь! – это счастье полей и станков.
Вот знамя, вот имя живых поколений:
Октябрь, Коммуна и Ленин.
Перевод
Мы шли, просили работу и хлеб.
Наши сердца были охвачены тисками тоски.
Заводские трубы устремлялись к небу.
Словно руки, бессильные сжать кулак.
Ужасны были имена наших кандалов:
Тишина, страдания, угнетение.
Но громче выстрелов ворвалась тишина
Слова наших мучений, слова наших страданий.
О, Ленин! Ты выковал свободу через страдания,
Вы выковали свободу из наших закаленных тяжелым трудом рук.
Мы знали, Ленин, что наша судьба
Носит название: Борьба.
Борьба! Ты привел нас к финальной битве.
Борьба! Вы подарили нам победу Лейбористской партии.
И эта победа над угнетением и тьмой
Никто и никогда не сможет у нас отнять!
Пусть все в борьбе будут молодыми и смелыми:
Имя этой победе – Октябрь!
Октябрь! Вестник долгожданного рассвета.
Октябрь! Свобода мятежных эпох.
Октябрь! Труд, радость и песня.
Октябрь! Счастье в полях и на верстаках,
Это лозунг и это имя живущих поколений:
Октябрь, Коммуна и Ленин.
Прием
[ редактировать ]На Западе слушатели оценили оркестровую часть, но не последовавшую за ней хоровую эмоциональность. [ 3 ] Хотя некоторые советские критики приветствовали ее во время премьеры, Вторая симфония не имела длительного успеха. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фэй 2000 , с. 379 .
- ^ Макдональд 1990 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Фейхтнер 1994 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Макдональд 1990 , с. 50.
- ^ "Немного менее волнующе"
- ^ Шостакович-Гликман 1993 , с. 278.
- ^ Блэк 1980 , с. 266.
- ^ Мэйс 2002 , с. 261.
- ^ Volkov 2004 , p. 64.
- ^ Фэй 2000 , с. 40.
- ^ Макдональд 1990 , с. 46.
- ^ Volkov 2004 , p. 60.
- ^ Оплата 2000 , стр. 39–40.
- ^ Макдональд 1990 , с. 48.
- ^ Макдональд 1990 , стр. 48–49.
- ^ Шостакович-Бобыкина 2000 , с. 115.
- ^ Volkov 2004 , p. 70.
- ^ Гаккель 2010 , с. 115.
- ^ Блэк 1980 , с. 264.
Источники
[ редактировать ]Книги
- Фэй, Лорел Э. (2000). Шостакович: Жизнь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-513438-9 .
- Гроув, сэр Джордж ; Борис Шварц (1980). «Дмитрий Шостакович». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. XVII: Шютц-Спинто. Лондон, Великобритания: Macmillan Publishers . стр. 264, 266. ISBN. 0-333-23111-2 . OCLC 5676891 .
- Макдональд, Ян (1990). Новый Шостакович . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета . стр. 46, 48–50. ISBN 1-55553-089-3 . OCLC 22856574 .
- Мэйс, Фрэнсис (2002) [1996]. История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Перевод Арнольда Дж. Померанса ; Эрика Померанс. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 261 . ISBN 0-520-21815-9 . OCLC 46678246 .
Первоначально опубликовано как «История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Джара» , Uitgeverij SUN, Неймеген, 1996 г.
- Shostakovich, Dmitri Dmitriyevich ; Glikman, Isaak Davidovitch (1993). Pisʹma k drugu Письма к другу [ Письма другу ] (на русском языке). Москва, Россия: ДЩ. п. 278. ИСБН 5-85285-231-7 . OCLC 490559096 .
- Шостакович Дмитрий Дмитриевич; Гликман, Исаак Давидович (2001). История дружбы: Письма Дмитрия Шостаковича Исааку Гликману, 1941–1975 . Перевод Энтони Филлипса. Лондон, Великобритания: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-20982-3 . ОСЛК 231905283 .
- Shostakovich, Dmitri Dmitriyevich ; Bobykina, I. (1993). Pisʹma k drugu Письма к другу [ Письма другу ] (на русском языке). Москва, Россия: ДЩ. п. 115. ИСБН 5-85285-231-7 . OCLC 490559096 . [ нужны разъяснения ]
- Волков, Соломон (2004) [2004]. Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великим композитором и жестоким диктатором . Перевод Антонины В. Буи . Нью-Йорк: Кнопф . стр. 60, 62, 64, 70 . ISBN 0-520-21815-9 . OCLC 54768325 .
- Volkov, Solomon (2004). Шостакович и Сталин : художник и царь (Shostakovich i Stalin : khudozhnik i t︠s︡arʹ) [ Shostakovich and Stalin: The Artist and the King ]. Dialogi o kulʹture (in Russian). Moscow, Russia: ЭКСМО. ISBN 5-699-06614-4 . OCLC 56899020 .
Рекорды
- Фейхтнер, Бернд; Браммолл, Джери (1994). Шостакович: Симфонии № 2 и 3 (Примечания СМИ). Мстислав Ростропович и Лондонский симфонический оркестр . Гамбург, Германия: Тельдек . п. 8. 90853.
- Дмитрий Шостакович: Симфонии № 2 и 3 - Мстислав Ростропович на AllMusic . Проверено 16 сентября 2011 г.
- Гаккель, Леонид; Безыменский, Александр; Фогарти, Эйвор; Гунин, Анна; Рибьер, Мирей; Вульфекамп, Урсула (2010). Шостакович: Симфонии № 2 и 11 (Примечания СМИ). Валерий Гергиев и хор и оркестр Мариинского театра. Санкт-Петербург, Россия: Мариинский театр. МАР0507.
- Шостакович: Симфонии № 2 и 11 - Валерий Гергиев на AllMusic . Проверено 16 сентября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симпсон, Роберт (1972). «Глава 16: Дмитрий Шостакович, 1906 г. р. (Роберт Лейтон)». Симфония . Том. II: Малер до наших дней. Нью-Йорк: Издательство Drake. стр. 197–216. ISBN 0-87749-244-1 . ОСЛК 348095 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 2 (Шостакович) : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур