Galina Ustvolskaya
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Galina Ustvolskaya | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 22 декабря 2006 г. Санкт-Петербург, Россия | (87 лет)
Galina Ivanovna Ustvolskaya ( Russian : Галина Ивановна Уствольская 17 июня 1919 — 22 декабря 2006) — российский композитор классической музыки.
Ранние годы
[ редактировать ]Родившаяся в Петрограде , Уствольская с 1937 по 1939 год училась в училище при Ленинградской консерватории (позже переименованной в Консерваторию Римского-Корсакова), где позже продолжила преподавать композицию. Ее дед по отцовской линии был влиятельным священником восточно-православной веры, а его жена Ксения Корнильевна Потапова родилась в дворянской семье. Хотя Уствольская утверждает, что ее бабушка по отцовской линии выросла в бедности, семейный статус помог ей получить хорошее образование. Тем не менее, Уствольская прожила бедное детство. [1] В 1939 году она была единственной студенткой в классе композиции Дмитрия Шостаковича в консерватории. Ее учитель композиции сказал о ней:
«Я убежден, что музыка Г. И. Уствольской достигнет мировой известности и будет оценена всеми, для кого истина является существенным элементом музыки». [2]
Шостакович отправил Уствольской несколько своих, еще не оконченных произведений, придавая большое значение ее комментариям. Некоторые из этих произведений содержат цитаты из сочинений его ученика; например, он использовал вторую тему Финала ее трио кларнетов в Пятом струнном квартете и в Сюите Микеланджело (№ 9).
Уствольская была ученицей Шостаковича с 1939 по 1941 год и с 1947 по 1948 год, но ее произведения, начиная с 1950-х годов, сохраняют мало влияния его стиля. До 1961 года ни одно из ее настоящих произведений не исполнялось, кроме патриотических произведений, написанных для официального потребления. В середине 1960-х годов наблюдается усиление толерантности к модернистской музыке, растет интерес к Уствольской — Ленинградский союз композиторов организует в 1970-е годы вечера ее музыки, получившие высокую оценку слушателей и критиков. Широкое признание пришло после того, как ее музыка была исполнена на нескольких концертах Голландского фестиваля 1989 года.
Точный характер отношений Уствольской с Шостаковичем и его причастности к нему остается неясным. В интервью программе «Царская ложа», посвященной 80-летию Уствольской, она сказала: «Печально, что мы с Шостаковичем не были «родственными душами»; я знаю, что я ему нравилась и всегда относился ко мне с уважением, но я никогда ответил взаимностью на его чувства». Она также рассказала, что однажды ее бывший учитель сделал ей предложение, но она не согласилась. [3]
Спустя годы
[ редактировать ]С 1947 по 1977 год преподавала композицию в Ленинградской консерватории. Это время она якобы провела, работая в военном госпитале. [4] Она учила своих учеников писать полифонически и контрапунктически , показывая им произведения Малера , Стравинского и своего предыдущего учителя Шостаковича (в частности, менее известные произведения этих композиторов, как предложили несколько бывших учеников). Ее учениками были преимущественно мужчины, и многие из них были увлечены ею. Ее стиль преподавания был больше ориентирован на эстетику и чувство, а не на гармонию или научную технику, и часто побуждал студентов экспериментировать с ладами вместо типичных мажорных или минорных гамм. [5]
Стиль
[ редактировать ]Уствольская разработала свой собственный стиль, о котором она сказала: «Между моей музыкой нет никакой связи с музыкой любого другого композитора, живого или мертвого». [6] Среди ее особенностей - использование повторяющихся гомофонных звуковых блоков, что побудило голландского критика Элмера Шенбергера назвать ее «дамой с молотком». [7] — необычные сочетания инструментов (например, восемь контрабасов , фортепиано и ударные в ее Композиции № 2); использование крайней динамики (как в ее Сонате для фортепиано № 6); использование групп инструментов для введения тональных кластеров ; разреженные гармонические текстуры; и использование фортепиано или перкуссии для отбивания неизменных ритмов. Критики и ученые описывали музыку Уствольской как несущую «мрачность того, кто регулярно смотрит в пустоту». [8] и как вызывающее «интуитивное чувство ужаса». [9] Многие приписывают влияние ее творчества, но Уствольская это отрицает. [10]
Несмотря на то, что Галина Уствольская была очень закрытым человеком, она публично комментировала духовные аспекты своей музыки. Она часто включала религиозные тексты, особенно в свои более поздние работы, хотя настаивала на том, что ни одно из ее произведений не соответствует верованиям конкретной религиозной секты. В интервью ее друг и издатель Виктор Суслин заявил, что ее музыка не литургическая и ее не следует называть религиозной, а, скорее, «возникает непосредственно из контакта, который она чувствует с Богом». [10] Рассказывая о своем композиторском процессе, Уствольская однажды сказала, что сочиняла только тогда, когда «впадала в состояние благодати». [11] вдохновлена Богом и что «каждая работа имеет очень длительный период возникновения, после чего она просто записывает ее». [10] Когда ей предложили заказ, она написала: «Если Бог даст мне возможность что-то сочинить, то я обязательно это сделаю». [12] Хотя неясно, была ли Уствольская членом религиозной общины, очевидно, что ее очень вдохновляла ее духовная связь с Богом и что она была неотъемлемой частью ее композиционного процесса.
Музыка Галины Уствольской в СССР открыто не порицалась. Однако ее обвинили в нежелании общаться, в «узости» и «упрямстве».
Хотя многие, кто знал Уствольскую, воспринимают отношение Запада к ее произведениям как бунтарство и грандиозность, а пианист Олег Малов даже называет ее методы тоталитарной борьбой против тоталитарного режима Советской России, что приводит к «двойному тоталитаризму». Хотя ее склонность к грандиозному поведению, по-видимому, присутствовала в ее личной жизни и была отмечена некоторыми студентами и коллегами, она никогда не сочиняла «для стола» (за деньги) и в основном считала себя и свою музыку непонятыми окружающими. .
Давно предполагалось, что Уствольская спрятала или уничтожила композиции, которые не соответствовали ожиданиям правительства в отношении соцреализма в музыке, однако она заявила в интервью биографу Ольге Гладковой, чья книга «Галина Уствольская: Музыка как одержимость», по-видимому, имеет неоднозначную репутацию. среди современников Уствольской - что ее главным источником вдохновения был Бог, утверждая: «Я начинаю писать, когда вхожу в особое состояние благодати. Музыка рождается во мне, и когда приходит время, я записываю ее. не придешь, я уничтожу его». Но на вопрос, считает ли она свои собственные произведения русскими национальными (или националистическими), Уствольская отметила, что Да Винчи, Рембрандт, Бах и Бетховен в основном не связаны со своей национальностью и что их искусство «выше», чем подобные ярлыки. Она продолжила: «Я принимаю только такие работы, то есть все виды искусства». [13]
Более того, одна из современниц Уствольской, пианистка Татьяна Воронина , сравнила композиционный стиль Уствольской с кандалами арестанта. В интервью Воронина заявила, что использование Уствольской ритмичных повторяющихся причуд отражает «мрачное, несколько шизофреническое мировоззрение». Это мнение поддержала советский музыковед Екатерина Ручевская, которая заявила о предполагаемой психической нестабильности Уствольской: «Были ли какие-то психические проблемы, я не могу сказать наверняка, но я знала об одной попытке самоубийства [...] У нее также было две студентов, один из которых, Алеша Николаев, невероятно одаренный мальчик, покончил жизнь самоубийством в 18 лет». [14]
В литературе
[ редактировать ]Отношения Уствольской с Шостаковичем, начиная с ее студенческих времен до 1950-х годов, описаны в Уильяма Т. Воллмана, получившем Национальную книжную премию, историческом романе «Центральная Европа» .
Наследие и память
[ редактировать ]Уствольская умерла в Санкт-Петербурге . Ее рукописи хранятся в архиве Фонда Пауля Захера с 1994 года.
Работает
[ редактировать ]Творчество Уствольской невелико: всего 21 произведение в характерном для нее стиле (т. е. без учета публичных, советских произведений).
- Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)
- Соната для виолончели и фортепиано (1946) (уничтожена)
- Соната для фортепиано № 1 (1947)
- The Dream of Stepan Razin ( Сон Степана Разина – Son Stepana Razina ) Bylina for bass and symphony orchestra (Russian folk text, 1949)
- Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1949)
- Соната для фортепиано № 2 (1949)
- Октет для двух гобоев, четырех скрипок, литавр и фортепиано (1950)
- Симфониетта (1951) (уничтожена)
- Соната для фортепиано № 3 (1952)
- Соната для скрипки (1952)
- Двенадцать прелюдий для фортепиано (1953)
- Симфония № 1 , для двух мальчиковых голосов и оркестра (Текст Джанни Родари , 1955)
- Сюита для оркестра (1955)
- Соната для фортепиано № 4 (1957)
- Симфоническая поэма № 1 (1959)
- Симфоническая поэма № 2 (1957)
- Большой дуэт для фортепиано и виолончели (1959)
- Дуэт для фортепиано и скрипки (1964)
- Номер композиции. 1 Give Us Peace , для пикколо, трубы и фортепиано (1971)
- Композиция № 2 Dies Irae , для восьми контрабасов, фортепиано и деревянного куба (1973)
- Композиция № 3 «Бенедикт, Qui Venit» , для четырех флейт, четырех фаготов и фортепиано (1975)
- Симфония №2 – Истинное и вечное блаженство! , для чтеца-мужчины и небольшого оркестра (1979)
- Симфония № 3 – Иисус Мессия, спаси нас! , для чтеца-мужчины и небольшого оркестра (1983)
- Симфония № 4 — Молитва , для контральто, фортепиано, трубы и там-тама (1985/7)
- Соната для фортепиано № 5 (1986)
- Соната для фортепиано № 6 (1988)
- Симфония № 5 - Аминь , для чтеца-мужчины, гобоя, трубы, тубы, скрипки и деревянного куба (1989/90)
Дискография
[ редактировать ]- Композиция №1
- – Сын / Остендорп / Малов Р.Н. (Радио Нидерландов)
- – Ренггли / Ле Клер / Шляпа Шредера, арт-CD 6130
- – Tokarev / Arbuszov / Malov Megadisc MDC 7867
- – Участники ансамбля Шенберг / де Леу* Philips 442 532-2
- – Остен/Хильгерс/Хаген Кох 31 170-2 H1
- Композиция №2
- – Propischin / Kolosov / Goryachev / Vulik / Kovulenko / Peresipkin / Sokolov / Nefedov / Javmertchik / Sandovskaya / Malov Megadisc MDC 7867, Megadisc MDC 7858
- – Ансамбль Шенберг / де Леу* Philips 442 532-2
- Композиция №3
- - Амстердамский духовой ансамбль / Friesen RN (Радио Нидерландов) Globe 6903
- – Danilina / Osipova / Rodina / Tokarev / Makarov / Shevchuk / Sokolov / Krasnik / Sandovskaya / Malov Megadisc MDC 7867
- – Ансамбль Шенберг / де Леу* Philips 442 532-2
- – Джонс / Гроб / Кин / Стивенсон / О'Нил / Антклифф / Ньюман / Макнотон / Стивенсон / Стивенсон Конифер 75605 51 194-2
- Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр
- – Любимов / Немецкая Камерная Филармония / Корабль Эрато 0630 12 709-2
- – Seribryakov / Chamber Orchestra of the Leningrad Philharmonic / Malov. Musica Non Grata Series. Melodiya BMG 74321 49 956-2
- Дуэт для скрипки и фортепиано
- – Бетс / де Леу* Hat Art CD 6115
- — Шустин/Малов Megadisc MDC 7863
- — Рисин / Риссин-Моренова SST 30211
- Большой дуэт для виолончели и фортепиано
- – Stolpner / Malov ... (LP) Melodia C10 23283 007, Musica Non Grata Series. Melodiya BMG 74321 49 956-2
- — Васильев/Малов Megadisc MDC 7863
- – Уитти / Малов Р.Н. (Радио Нидерландов)
- – Куистра/Деньер* И так далее KTC 1170
- – арт-диск Сарама/Шредера, арт-диск 6130
- – Бейзер / Олдфатер Кох 37 301-2 H1
- – Rostropovich / Lubimov EMI 572016-2 *Ustvolskaya’s preferred recording
- Октет для 2-х гобоев, 4-х скрипок, литавр и фортепиано
- – Kossoyan / Tchinakov / Stang / Liskovich / Dukor / Soakov / Snamenski / Karandashova (LP) Melodia C10 0 715 152 Musica Non Grata Series. Melodiya BMG 74321 49 956-2
- – Neretin / Tosenko / Stang / Ritalchenko / Lukin / Tkachenko / Znamenskii / Malov Megadisc MDC 7865
- – Болинг / Тиндейл / Флетчер / Мусзарос / Томблинг / Ивабукки / Коул / Стивенсон* Хвойное 75605 51 194-2
- Соната для фортепиано
- – Малов/Лисс/Уральский филармонический оркестр (CD) Megadisc MDC 7856 (2000)
- Соната для фортепиано № 1
- – Малов(LP) Мелодия С10 23 283 007, Мегадиск MDC 7876
- – Деньер* Хвойное дерево 75605 51 262-2
- – Шредер HEK Шапка 6170
- – Хинтерхойзер COL Legno WWE 20019
- Соната для фортепиано № 2
- — Малов Мегадиск MDC 7876, Мегадиск MDC 7858
- – Деньер Хвойный 75605 51 262-2
- – Ведерников* Тейчику TECC – 28170
- — Шредер HEK HAT 6170
- – Хинтерхойзер COL Legno WWE 20019
- Соната для фортепиано № 3
- – Malov Melodia C10 0715 152 (LP), Megadisc MDC 7876, серия Musica Non Grata. Мелодия БМГ 74321 49 956-2
- – Деньер* Хвойное дерево 75605 51 262-2
- – Karlen ECM 449936-2
- – Шредер HEK Шапка 6170
- – Хинтерхойзер COL Legno WWE 20019
- Соната для фортепиано № 4
- — Малов (LP) Мелодия С10 23283 007, Мегадиск MDC 7876
- – Деньер* Хвойное дерево 75605 51 262-2
- – Ствол Медиафон 72. 158
- – Шредер HEK Шапка 6170
- – Хинтерхойзер COL Legno WWE 20019
- Соната для фортепиано № 5
- – де Леу* Hat Art CD 6115
- – Деньер и т.д. KTC 1170, Хвойное дерево 75605 51 262-2
- — Малов Megadisc MDC 7876, MEGADISC MDC 7858
- – de Leeuw WD 02 ( Дни Виттена новой камерной музыки )
- – Karlen ECM 449 936-2
- – Шредер HEK Шапка 6170
- – Хинтерхойзер COL Legno WWE 20019
- Соната для фортепиано № 6
- — Малов Megadisc MDC 7876 Megadisc MDC 8000
- – Деньер* Хвойное дерево 75605 51 262-2
- – Мукаяма BVHAAST CD 9406
- – Арден Кох 37 301-2 H1, KOCH 37 603-2 H1
- – Шредер HEK Шапка 6170
- – Хинтерхойзер COL Legno WWE 20019
- Соната для скрипки и фортепиано
- — Шустин/Малов Megadisc MDC 7865
- — Рисин / Риссин-Моренова SST 30211
- Симфония № 1
- – Малов/Лисс/Уральский филармонический оркестр (CD) Megadisc MDC 7856 (2000)
- Симфония № 2 – Истинное и вечное блаженство
- – Солисты Санкт-Петербурга / Малов / Лисс Megadisc MDC 7854
- Симфония № 3 – Иисус Мессия, спаси нас!
- – Солисты Санкт-Петербурга / Малов / Лисс Megadisc MDC 7854
- – Симфонический оркестр Баварского радио / Стенц / Шерстаной Megadisc MDC 7858
- Симфония № 4 – Молитва
- – Ван Влит/Конинк/Деньер/Меувсен и т. д. KTC 1170, Megadisc MDC 8000
- – Маррс / Кимсс / Миллер / Спербер Mediaphon MED 72 115
- – Солисты Санкт-Петербурга / Малов / Лисс Megadisc MDC 7854
- Симфония № 5 – Аминь
- – Лейферкус/Флетчер/Болинг/Хультмарк/Пауэлл/Коул/Стивесон ХВОЙ 75605 51 194-2
- – Солисты Санкт-Петербурга / Малов / Лисс MEGADISC MDC 7854
- Двенадцать прелюдий для фортепиано
- – Шляпа Шредера Арт CD 6130
- — Малов Мегадиск MDC 7867
- – Арден* Кох 37 301-2 H1
- Трио для кларнета, скрипки и фортепиано
- – Beths / de Boer / de Leeuw* Hat Art CD 6115
- – Кесер/Андерсон/Деньер* И так далее KTC 1170
- – Shustin / Feodorov / Malov Megadisc MDC 7865
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Gladkova, Olga (1999). Galina Ustvol'skaja, muzyka kaka navaždenie . Sankt-Peterburg: Muzyka. ISBN 978-5-85772-006-6 .
- ^ «Дама с молотком — Музыка Галины Уствольской» . siue.edu . Университет Южного Иллинойса в Эдвардсвилле . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ ‘Tsarskaya Lozha’ [The Queen’s Box], TV program on Channel ‘Kultura’ dedicated to Galina Ustvolskaya’s 80th birthday. 17 June 2004.
- ^ Регович, Кэтлин. «Быть полностью свободным: Галина Уствольская, София Губайдулина и стремление к духовной свободе в Советском Союзе». Колледж Уэлсли, 2016 г.
- ^ 17. Налимова, Елена. «Демистификация Галины Уствольской: критический анализ и интерпретация спектакля». Голдсмитс, Лондонский университет, 2012 г.
- ^ Клементс, Эндрю (01 октября 2014 г.). «Уствольская: Соната для скрипки; Трио; Обзор компакт-диска Дуэта – Копачинская проектирует резко и яростно» . Хранитель . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ «Дама с молотком – Музыка Галины Уствольской» . arcananewmusic.org . 12 февраля 2017 года . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Бернштейн, Тамара (24 октября 1995 г.). " "Кратко обзоры Классика: Музыка Галины Уствольской" " . Глобус и почта . ПроКвест 385176646 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Моррисон, Саймон (2018). «Галина Уствольская снаружи, внутри и за пределами музыкальной истории» . Журнал музыковедения . 36 (1): 96–129. дои : 10.1525/jm.2019.36.1.96 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 26860178 . S2CID 158644563 .
- ^ Jump up to: а б с Деркс, Тея; Уствольская, Галина (1995). «Галина Уствольская: «Ты на меня не сердишься!» (Почти интервью)» . Пейс (193): 31-33. дои : 10.1017/S0040298200004290 . ISSN 0040-2982 . JSTOR 945561 . S2CID 143681367 .
- ^ де Гроот, Рокус (2017). «Музыка и вера: фигура сингулярности в творчестве Галины Уствольской», в журнале «Современная музыка и духовность», под ред. Роберт Шолл и Сандер ван Маас (1-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 132. ИСБН 9780367229481 .
- ↑ Виктор Суслин, «Музыка духовной независимости: Галина Уствольская». В «Ex oriente...» Десять композиторов бывшего СССР , под ред. Валерия Ценова, пер. Кэролайн Данлоп (Берлин: Verlag Ernst Kuhn, 2002), 108.
- ^ Gladkova, Olga. Galina Ustvolskaya: Music as Obsession. 1999.
- ^ Налимова, Елена. «Демистификация Галины Уствольской: критический анализ и интерпретация спектакля». Голдсмитс, Лондонский университет, 2012 г.
- Viktor Suslin : The music of Spiritual Independence: Galina Ustvolskaya in «Ex oriente...I» Ten Composers from the former USSR. Viktor Suslin , Dmitri Smirnov , Arvo Pärt , Yury Kasparov , Galina Ustvolskaya, Nikolai Sidelnikov , Elena Firsova Vladimir Martynov , Andrei Eshpai , Boris Chaikovsky . Edited by Valeria Tsenova (studia slavica musicologica, Bd. 25), Verlag Ernst Kuhn – Berlin. ISBN 3-928864-84-X, стр. 207–266 (на английском языке)
- Лемэр, Франс. Примечания к симфониям 2,3,4 и 5 . Мегадиск MDC 7854.
- Саймон Бокман. Вариации на тему Галина Уствольская. Перевод Ирины Берендт. (studia slavica musicologica, Bd.40), Verlag Ernst Kuhn - Берлин, 2007. ISBN 978-3-936637-11-3 (на английском языке)
- Рэйчел Джеремайя-Фолдс: «Чрезвычайные отношения и резкий раскол - Галина Уствольская и Дмитрий Шостакович» в сообщениях Фонда Пола Захера, № 1. 23 апреля 2010 г.
- Рэйчел Джеремайя-Фолдс: «Духовная независимость или культурная норма?» Галина Уствольская и Знаменный Распев в книге «Церковь, государство и нация в православной церковной музыке», материалы Третьей международной конференции по православной церковной музыке, Университет Йоэнсуу, Финляндия, 8–14 июня 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «Портрет композитора: Уствольская Галина» . Сикорский . Проверено 27 июня 2011 г.
- «Сочинения композиторов: Уствольская, Галина» . Сикорский . Проверено 27 июня 2011 г.
- Музыка при советской власти: Дама с молотком