Daniil Shafran
Daniil Shafran Даниил Борисович Шафран | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Daniil Borisovich Shafran |
Рожденный | 13 января 1923 г. Petrograd , RSFSR |
Умер | 7 февраля 1997 г. Москва , Россия | ( 74 года
Род занятий | Виолончелист |
Daniil Borisovich Shafran ( Russian : Даниил Борисович Шафран , January 13, 1923 – February 7, 1997) was a Soviet Russian cellist .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Даниил Шафран родился в Петрограде (позже Ленинграде, затем Санкт-Петербурге) в 1923 году в еврейской семье. Еще до своего рождения он был окружен музыкой. Когда он родился, его мать и отец учились музыке. [ 1 ] Его отец, Борис Шафран , впоследствии был главным виолончелистом Ленинградской филармонии, а мать, Фрида Моисеевна, была пианисткой. Он рассказал, как, когда у его матери начались схватки, его отец разучивал отрывки из Концерта ре мажор Гайдна , готовясь к сольному концерту, и не хотел идти в больницу, пока не освоил сложный технический отрывок. [ 1 ]
Первоначально Шафрана обучал его отец, которого он давно просил об уроках. [ 2 ] Когда мне было восемь с половиной лет, «мой отец встретил меня, размахивая маленькой виолончелью. «Я купил тебе виолончель», - кричал он. «Садись, и мы начнем учиться » . [ 1 ] Его отец был серьезным музыкантом и строгим педагогом. [ 1 ] и после полутора лет под его опекой Шафран впитал в себя многие ценности, которых он придерживался на протяжении всей своей жизни: усердную и регулярную практику и важность стремления к высшим целям. [ 3 ] Ключевым установленным принципом было преодоление технических препятствий, научившись играть, выходя далеко за рамки требований работы, а Шафран научился быть «беспощадно строгим к себе во время тренировок». [ 1 ]
Когда ему было десять лет [ 1 ] (другие источники говорят, что восемь [ 3 ] ), отец отвел его на уроки к Александру Штримеру (1888–1961), тогдашнему профессору Ленинградской консерватории . Сначала это было в Детской специальной музыкальной школе при консерватории, где также преподавал Штример, а затем и в самой консерватории, где Шафран был одним из десяти талантливых детей, выбранных для обучения. [ 3 ] Шафран оставался со Штримером более десяти лет (когда ему было чуть больше двадцати). Хотя его отец проявлял более активный интерес к его успехам, чем это могло быть «правильно с точки зрения педагогической этики», [ 1 ] он не взял другого учителя, отметив, что «мой собственный опыт и мое общение с моими коллегами-музыкантами были для меня «вторым учителем». [ 1 ]
Первое публичное выступление Шафрана состоялось в возрасте 10 лет на одном из концертов Консерватории, где он исполнил два технически сложных произведения Дэвида Поппера : «Spinning Song» и «Elfentanz». [ 3 ] Его оркестровый дебют состоялся годом позже, когда ему было 11 лет, когда он исполнил Чайковского » «Вариации в стиле рококо с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением приглашенного британского дирижера Альберта Коутса .
В 14 лет Шафран принял участие во Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов СССР 1937 года среди юных музыкантов всех советских государств. Хотя строго он был ниже квалификационного возраста, ему разрешили участвовать в качестве неофициального участника. [ 3 ] и получил первый приз. Его возраст, «филигранная виртуозность и поэтичная внешность произвели фурор». [ 4 ] и Шафран добился национальной известности. [ 3 ] Шафран также получил великолепную виолончель Антонио Амати . В рамках премии [ 3 ]
На музыкальную деятельность Ленинграда сильно повлияла Вторая мировая война. Среди многих других мероприятий в России Всесоюзный конкурс был приостановлен на 7 лет. Лишь в 1945 году он был проведен вновь, когда война в России уже закончилась, и на этот раз победителем стал молодой Мстислав Ростропович . К 1949 году «превосходству Шафрана как ведущего молодого виолончелиста страны теперь бросил вызов Ростропович, который был на четыре года младше его». [ 4 ] Шафран и Ростропович оба участвовали в конкурсе 1949 года на Фестивале демократической молодежи в Будапеште и разделили первый приз. Давид Ойстрах Член жюри конкурса написал: «Оба виолончелиста — совершенные мастера звука виолончели. Их легкой виртуозности и элегантной технике должны позавидовать многие скрипачи».
В следующем году Шафран и Ростропович снова встретились на конкурсе Вихана в Праге – мероприятии, посвященном столетнему юбилею чешского виолончелиста Хануса Вихана (1850–1920), ученика Карла Давыдова . В заключительном туре Шафран исполнил « Вариации в стиле рококо» (которые, по его собственному признанию, он сыграл неудачно), и тем не менее Шафран и Ростропович снова оказались совместными призёрами. [ 4 ]
Когда Шафран окончил консерваторию в 1950 году, ему было уже 27 лет, а Ростроповичу 23. Почти десять лет они выделялись как два выдающихся молодых российских виолончелиста. «Оба уже достигли необычайного уровня артистизма, однако по темпераменту они были очень разными. Внимание Шафрана к деталям сделало его выдающимся в миниатюрных формах: его поэтическая чувствительность и замечательная палитра тональных красок, имевшаяся в его распоряжении, подходили ему для романтических произведений. и импрессионистический репертуар». [ 4 ] Но в больших формах достижения музыканта были не менее велики.
Концертная карьера
[ редактировать ]Шафран продолжил карьеру солистки и очень много записывался. В его репертуар входили крупные концерты, музыка для виолончели и фортепиано, а также репертуар для виолончели соло. Его удивительная техника игры в верхнем регистре позволила ему исполнить широкий спектр скрипичных произведений с оригинальной высотой звука. Он также стремился обогатить репертуар виолончели, делал и исполнял транскрипции произведений для других инструментов. [ 5 ] Однако он редко гастролировал за пределами Советского Союза и стран Восточного блока, и практически все его записи делались для лейбла «Мелодия», поэтому его международная репутация была весьма ограниченной. [ 5 ]
В 1950 году Шафран переехал в Москву , разлучив его с семьей и учителем, от которого он так долго зависел, - событие, вызвавшее у него творческий кризис. [ 1 ] [ 3 ] Его ранняя карьера, по его собственным наблюдениям, была «довольно сложной. Я допускал грубые ошибки, но это вполне естественно». [ 1 ] Как и многим вундеркиндам, Шафрану нужно было вырасти в зрелого артиста, и в этом ему очень помогла его первая жена и партнерша по сольным концертам Нина Мусинян. [ 3 ] побуждая его порвать со своим прошлым и найти пространство для экспериментов. [ 1 ]
Его ранние концерты и записи показывают его статус. Его первая запись, сделанная в 14 лет, была « Вариации в стиле рококо» . В 1946 году он выступал в Румынии с Джорджем Энеску за фортепиано. В 1954 году Кабалевского под управлением композитора он записал Первый концерт для виолончели . Кабалевский был настолько впечатлен, что посвятил свой Второй концерт для виолончели Шафрану, который дал премьеру и сделал первую запись в 1965 году. В 1956 году он сделал «легендарную запись». [ 5 ] с Шостаковича Сонаты для виолончели композитором за фортепиано. Он заметил, что «что бы я ни просил или предлагал... Шостакович слушал каждое слово... и соглашался на любые новые детали... даже те, которые шли вразрез с его оригинальными обозначениями в партитуре», [ 4 ] подчеркивая не только характер Шостаковича, но и уверенность Шафрана в своем музыкальном видении. В 1962 году он исполнил Концерт для виолончели Хачатуряна под руководством композитора.
Шафран совершил ряд концертных туров и записей вместе со своей первой женой, пианисткой Ниной Мусинян. Позже у него сложилось длительное сотрудничество с пианистом Антоном Гинзбургом .
Американский дебют Шафрана состоялся в 1960 году в Карнеги-холле , на концерте которого он познакомился с Осипом Штримером, братом своего учителя. [ 1 ] Его британская премьера состоялась только в 1964 году, с концертами в Вигмор-холле и Королевском фестивальном зале . [ 2 ] Он несколько раз посетил Японию и совершил поездку по Австралии . К моменту падения Берлинской стены концертная карьера Шафрана подходила к концу.
Интерпретация и техника
[ редактировать ]У Шафрана была поэтичная и искренняя манера исполнения музыки. Его вибрато, фразировка и виртуозность усиливали его исключительно страстную игру. Характерной чертой его стиля был неповторимый богатый тембр (необычный для барочного инструмента), неограниченная музыкальная свобода и безупречное техническое мастерство.
Шафран видел себя продуктом ленинградской (а не московской) традиции, которая «придавала большое значение техническим вопросам, [но] больше внимания уделяла интерпретации, раскрывающей стилистическое разнообразие произведений и развивающей художественные склонности ученика». . Структурированная и дисциплинированная практика была основой его игры. «Незначительное меньшинство струнников может обойтись без постоянной практики, но я признаю, что я не один из них», - отметил он. Каждый день начинался с медленной кантиленовой пьесы примерно на 15 минут, «чтобы освежить рефлексы» для тональной красоты. [ 1 ] От своего отца он научился воспроизводить произведение со скоростью, вдвое превышающей скорость написания, чтобы обеспечить выполнение всех технических задач. [ 1 ] «Я должен работать и упорствовать, не останавливаясь. И если наступает момент, когда я чувствую, что какой-то элемент моего инструментального контроля ускользает, я немедленно начинаю упражнения по исправлению ситуации. Для левой руки... Я выполняю большие прыжки по грифу всеми пальцами, стремясь к точности интонации и чистоте звука». Чтобы развить контроль над тембром, он брал пьесу средней сложности, например «Вокализ» Рахманинова, и играл ее на высокой струне вместо ля. [ 1 ]
Обладая большим техническим мастерством, Шафран рассматривал технику как средство, а не цель. Хотя он последовал совету Давида Ойстраха «включить в свою ежедневную дюжину виртуозное произведение: оно нравится публике в качестве награды» и настоятельно рекомендует разучивать «старые бравурные произведения для тех, кто стремится достичь вершин виолончельной техники», для себя он чувствовал, что прежде всего его музыка должна быть искренней, и стремился сосредоточиться на «мажорной музыке», обладающей глубиной и большим выражением. [ 1 ] «Я ненавижу и избегаю музыку, которая явно хуже или «дешева». Когда я сталкиваюсь с произведением, которое не сразу вызывает у меня энтузиазм, я всегда стремлюсь обнаружить что-то, что может быть скрыто на его страницах. Если произведению кажется, что ему не хватает глубины и выразительности, я стараюсь это компенсировать, прививая ему собственный энтузиазм и воображение, выискивая в произведении драматургические акценты, исходя из общего характера музыки. [ 1 ]
Шафран был беспощадно строг к себе и своим партнерам: «от первой ноты до последней я не могу допустить, чтобы игра моего партнера саботировала мои намерения», но он не был догматичен: «все позволительно, если это звучит красиво, если это оправдано художественно». ». [ 1 ]
Он считал, что аппликатура не должна быть жесткой или догматичной, а должна быть подчинена раскрытию содержания и выразительности произведения. Отметив, что у музыканта есть выбор из множества комбинаций аппликатуры, он сказал, что «выбор должен быть ориентирован на нашу личную структуру руки, растяжку, длину пальцев, гибкость и т. д., а также необходимо учитывать инструмент». Он часто использовал то, что он называл «революционной» аппликатурой, возможной только потому, что «каждый палец был хорошо натренирован и послушен». [ 1 ]
Он разработал ряд необычных технических особенностей. Он широко использовал большой и безымянный пальцы по всему периметру виолончели, а его большая рука в сочетании с миниатюрной виолончелью Амати, на которой он всегда играл, позволяла ему делать очень большие растяжки и играть октавы между большим и третьим пальцами, а также первым и первым пальцами. 4-й палец. [ 1 ] Его диапазон вибрато был необычайно широк: от тонкого скрипичного до характерного широкого, пульсирующего и оперного звучания. Он достигал очень легкого стаккато и спиккато и издавал свой красивый серебристый звук, используя смычок на кончике, гораздо лучше, чем большинство виолончелистов, и любил, чтобы волосы были распущены. [ 3 ] Его смычок выглядел как скрипач, очень легкий и без усилий, но в то же время очень интенсивный.
В исполнении его стиль был индивидуальным. Он репетировал в полном концертном костюме, восседая на необычно высоком стуле, расположенном на небольшом возвышении, и играл с закрытыми глазами. [ 3 ] Его ритуальная подготовка к концертам включала утреннюю практику, прием пищи, расслабление и моральную подготовку. [ 1 ]
Виолончелист Стивен Иссерлис резюмировал, что «как виолончелист и музыкант Шафран не был похож ни на кого другого. В то время, когда благодаря различным средствам массовой информации музыкальные стили сближаются, голос Шафрана остается обособленным. Его вибрато, его фразировка, его ритм — все принадлежало к уникальному целому; его поразительная виртуозность передала музыкальную личность, сохранившую страсть, простоту и поэзию великого русского народного певца. Он был неспособен неискренне сыграть ни одной ноты; его музыка говорила от души». [ 6 ]
The pianist Sviatoslav Richter stated: [ 7 ] «краткое общение с виолончелистом Даниилом Шафраном доставило мне мало удовольствия. Он был великолепным виолончелистом, с характерным тембром, но когда бы он ни играл, всегда создавалось впечатление, что он думает только о том моменте, когда у него будет интересный высокий звук. заметьте, он умел держаться и производить привлекательный звук. Еще он страдал от нервов. Я перестал с ним выступать в 1951 году, и тогда он присоединился к Григорию Гинзбургу... Как музыкант, если не виолончелист, Ростропович был . несравненно более интересный, художник гораздо большего роста. Он совершенно затмил его».
Шафран «Наблюдай за виолончелью»
[ редактировать ]Что необычно для крупного виолончелиста, Шафран всю свою жизнь играл на одном и том же инструменте. У него сложилась неразрывная связь с виолончелью Антонио Амати , которую он выиграл в 14 лет, и всегда играл на ней.
Виолончель датируется 1630 годом. Точные даты рождения Антонио Амати (сына Андреа Амати и старшего из двух братьев Амати) достоверно не известны: по разным данным, они датируются периодом с 1540 по 1607 год и с 1555 по 1640 год. Такие источники Как сообщают Козио, вся трудовая жизнь Антонио Амати приходится на 1588–1628 годы. [ 8 ] По общему мнению, это великолепный инструмент, хотя и несколько меньший по размеру. Был задан вопрос, является ли «какой-либо Амати, каким бы прекрасным он ни был, достаточно мощным для виолончелиста-солиста на вершине его карьеры. Барочные инструменты того периода обычно не обладали силой более позднего мастера». [ 3 ] Однако записи Шафрана не дают никаких намеков на то, что Амати не хватает мощности. [ 3 ] С другой стороны, у любого дожившего до наших дней Амати гриф был перестроен, чтобы обеспечить более высокий мост, и эти изменения придали инструменту большую грузоподъемность и более яркий и пронзительный звук, чем в оригинальной установке в стиле барокко. . Использование металлических струн с высоким натяжением также добавило бы более яркого звучанию.
Шафран, который был известен своей порой удивительно индивидуальной аппликатурой, отрицал, что они подойдут только для его руки и на виолончели такого размера: «Любой виолончелист с нормальной растяжкой может использовать мои аппликатуры на виолончели стандартного размера, хотя они бы это сделали, конечно, виолончелисту с небольшой растяжкой пальцев быть сложнее». [ 1 ]
Даниил Шафран умер в Москве 7 февраля 1997 года в возрасте 74 лет. В сентябре 1997 года его вдова Светлана Шафран передала виолончель Амати в дар музею Глинки . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Зильберквит, Марк. Эпплбаум, Сэмюэл; Рот, Генри (ред.). «Из книги Сэмюэля Эпплбаума и Генри Рота «Как они играют», том 8» . www.classicus.jp . Публикации Паганинианы . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Маргарет Кэмпбелл: некролог в The Independent
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Маргарет Кэмпбелл: Великие виолончелисты
- ^ Jump up to: а б с д и Элизабет Уилсон: Ростропович - Музыкальная жизнь великого виолончелиста, педагога и легенды
- ^ Jump up to: а б с Зоран Миндерович, All Music Guide
- ^ Стивен Иссерлис: Воспоминания Дэниела Шафрана, статья для Classicus, 1998. http://www.classicus.jp/shafran/articles/isserlis.html
- ^ Монсенжон, Бруно, перевод Стюарта Спенсера. Святослав Ричер - Записные книжки и беседы. США: Издательство Принстонского университета, 2002. ISBN 0-691-09549-3
- ^ База данных Cozio.com, заархивированная 23 мая 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Привет от г-жи Шафран.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Даниил Шафран - Соло виолончели -книга (на английском языке)
- Official Daniil Shafran Website
- РАЗГОВОР С ВЕРОЙ ГУСЕВОЙ
- РАЗГОВОР С ЙОСИФОМ ФЕЙГЕЛЬСОНОМ Пауль Ценг
- Первый международный конкурс виолончелистов «Пражская весна» 1950 года в фотографиях, документах и воспоминаниях. Архивировано 19 августа 2011 г. в Wayback Machine.