Jump to content

Daniil Shafran

Daniil Shafran
Даниил Борисович Шафран
Справочная информация
Имя при рождении Daniil Borisovich Shafran
Рожденный 13 января 1923 г.
Petrograd , RSFSR
Умер 7 февраля 1997 г. ) ( 1997-02-07 ) ( 74 года
Москва , Россия
Род занятий Виолончелист

Daniil Borisovich Shafran ( Russian : Даниил Борисович Шафран , January 13, 1923 – February 7, 1997) was a Soviet Russian cellist .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Даниил Шафран родился в Петрограде (позже Ленинграде, затем Санкт-Петербурге) в 1923 году в еврейской семье. Еще до своего рождения он был окружен музыкой. Когда он родился, его мать и отец учились музыке. [ 1 ] Его отец, Борис Шафран , впоследствии был главным виолончелистом Ленинградской филармонии, а мать, Фрида Моисеевна, была пианисткой. Он рассказал, как, когда у его матери начались схватки, его отец разучивал отрывки из Концерта ре мажор Гайдна , готовясь к сольному концерту, и не хотел идти в больницу, пока не освоил сложный технический отрывок. [ 1 ]

Первоначально Шафрана обучал его отец, которого он давно просил об уроках. [ 2 ] Когда мне было восемь с половиной лет, «мой отец встретил меня, размахивая маленькой виолончелью. «Я купил тебе виолончель», - кричал он. «Садись, и мы начнем учиться » . [ 1 ] Его отец был серьезным музыкантом и строгим педагогом. [ 1 ] и после полутора лет под его опекой Шафран впитал в себя многие ценности, которых он придерживался на протяжении всей своей жизни: усердную и регулярную практику и важность стремления к высшим целям. [ 3 ] Ключевым установленным принципом было преодоление технических препятствий, научившись играть, выходя далеко за рамки требований работы, а Шафран научился быть «беспощадно строгим к себе во время тренировок». [ 1 ]

Когда ему было десять лет [ 1 ] (другие источники говорят, что восемь [ 3 ] ), отец отвел его на уроки к Александру Штримеру (1888–1961), тогдашнему профессору Ленинградской консерватории . Сначала это было в Детской специальной музыкальной школе при консерватории, где также преподавал Штример, а затем и в самой консерватории, где Шафран был одним из десяти талантливых детей, выбранных для обучения. [ 3 ] Шафран оставался со Штримером более десяти лет (когда ему было чуть больше двадцати). Хотя его отец проявлял более активный интерес к его успехам, чем это могло быть «правильно с точки зрения педагогической этики», [ 1 ] он не взял другого учителя, отметив, что «мой собственный опыт и мое общение с моими коллегами-музыкантами были для меня «вторым учителем». [ 1 ]

Первое публичное выступление Шафрана состоялось в возрасте 10 лет на одном из концертов Консерватории, где он исполнил два технически сложных произведения Дэвида Поппера : «Spinning Song» и «Elfentanz». [ 3 ] Его оркестровый дебют состоялся годом позже, когда ему было 11 лет, когда он исполнил Чайковского » «Вариации в стиле рококо с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением приглашенного британского дирижера Альберта Коутса .

В 14 лет Шафран принял участие во Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов СССР 1937 года среди юных музыкантов всех советских государств. Хотя строго он был ниже квалификационного возраста, ему разрешили участвовать в качестве неофициального участника. [ 3 ] и получил первый приз. Его возраст, «филигранная виртуозность и поэтичная внешность произвели фурор». [ 4 ] и Шафран добился национальной известности. [ 3 ] Шафран также получил великолепную виолончель Антонио Амати . В рамках премии [ 3 ]

На музыкальную деятельность Ленинграда сильно повлияла Вторая мировая война. Среди многих других мероприятий в России Всесоюзный конкурс был приостановлен на 7 лет. Лишь в 1945 году он был проведен вновь, когда война в России уже закончилась, и на этот раз победителем стал молодой Мстислав Ростропович . К 1949 году «превосходству Шафрана как ведущего молодого виолончелиста страны теперь бросил вызов Ростропович, который был на четыре года младше его». [ 4 ] Шафран и Ростропович оба участвовали в конкурсе 1949 года на Фестивале демократической молодежи в Будапеште и разделили первый приз. Давид Ойстрах Член жюри конкурса написал: «Оба виолончелиста — совершенные мастера звука виолончели. Их легкой виртуозности и элегантной технике должны позавидовать многие скрипачи».

В следующем году Шафран и Ростропович снова встретились на конкурсе Вихана в Праге – мероприятии, посвященном столетнему юбилею чешского виолончелиста Хануса Вихана (1850–1920), ученика Карла Давыдова . В заключительном туре Шафран исполнил « Вариации в стиле рококо» (которые, по его собственному признанию, он сыграл неудачно), и тем не менее Шафран и Ростропович снова оказались совместными призёрами. [ 4 ]

Когда Шафран окончил консерваторию в 1950 году, ему было уже 27 лет, а Ростроповичу 23. Почти десять лет они выделялись как два выдающихся молодых российских виолончелиста. «Оба уже достигли необычайного уровня артистизма, однако по темпераменту они были очень разными. Внимание Шафрана к деталям сделало его выдающимся в миниатюрных формах: его поэтическая чувствительность и замечательная палитра тональных красок, имевшаяся в его распоряжении, подходили ему для романтических произведений. и импрессионистический репертуар». [ 4 ] Но в больших формах достижения музыканта были не менее велики.

Концертная карьера

[ редактировать ]

Шафран продолжил карьеру солистки и очень много записывался. В его репертуар входили крупные концерты, музыка для виолончели и фортепиано, а также репертуар для виолончели соло. Его удивительная техника игры в верхнем регистре позволила ему исполнить широкий спектр скрипичных произведений с оригинальной высотой звука. Он также стремился обогатить репертуар виолончели, делал и исполнял транскрипции произведений для других инструментов. [ 5 ] Однако он редко гастролировал за пределами Советского Союза и стран Восточного блока, и практически все его записи делались для лейбла «Мелодия», поэтому его международная репутация была весьма ограниченной. [ 5 ]

В 1950 году Шафран переехал в Москву , разлучив его с семьей и учителем, от которого он так долго зависел, - событие, вызвавшее у него творческий кризис. [ 1 ] [ 3 ] Его ранняя карьера, по его собственным наблюдениям, была «довольно сложной. Я допускал грубые ошибки, но это вполне естественно». [ 1 ] Как и многим вундеркиндам, Шафрану нужно было вырасти в зрелого артиста, и в этом ему очень помогла его первая жена и партнерша по сольным концертам Нина Мусинян. [ 3 ] побуждая его порвать со своим прошлым и найти пространство для экспериментов. [ 1 ]

Его ранние концерты и записи показывают его статус. Его первая запись, сделанная в 14 лет, была « Вариации в стиле рококо» . В 1946 году он выступал в Румынии с Джорджем Энеску за фортепиано. В 1954 году Кабалевского под управлением композитора он записал Первый концерт для виолончели . Кабалевский был настолько впечатлен, что посвятил свой Второй концерт для виолончели Шафрану, который дал премьеру и сделал первую запись в 1965 году. В 1956 году он сделал «легендарную запись». [ 5 ] с Шостаковича Сонаты для виолончели композитором за фортепиано. Он заметил, что «что бы я ни просил или предлагал... Шостакович слушал каждое слово... и соглашался на любые новые детали... даже те, которые шли вразрез с его оригинальными обозначениями в партитуре», [ 4 ] подчеркивая не только характер Шостаковича, но и уверенность Шафрана в своем музыкальном видении. В 1962 году он исполнил Концерт для виолончели Хачатуряна под руководством композитора.

Шафран совершил ряд концертных туров и записей вместе со своей первой женой, пианисткой Ниной Мусинян. Позже у него сложилось длительное сотрудничество с пианистом Антоном Гинзбургом .

Американский дебют Шафрана состоялся в 1960 году в Карнеги-холле , на концерте которого он познакомился с Осипом Штримером, братом своего учителя. [ 1 ] Его британская премьера состоялась только в 1964 году, с концертами в Вигмор-холле и Королевском фестивальном зале . [ 2 ] Он несколько раз посетил Японию и совершил поездку по Австралии . К моменту падения Берлинской стены концертная карьера Шафрана подходила к концу.

Интерпретация и техника

[ редактировать ]

У Шафрана была поэтичная и искренняя манера исполнения музыки. Его вибрато, фразировка и виртуозность усиливали его исключительно страстную игру. Характерной чертой его стиля был неповторимый богатый тембр (необычный для барочного инструмента), неограниченная музыкальная свобода и безупречное техническое мастерство.

Шафран видел себя продуктом ленинградской (а не московской) традиции, которая «придавала большое значение техническим вопросам, [но] больше внимания уделяла интерпретации, раскрывающей стилистическое разнообразие произведений и развивающей художественные склонности ученика». . Структурированная и дисциплинированная практика была основой его игры. «Незначительное меньшинство струнников может обойтись без постоянной практики, но я признаю, что я не один из них», - отметил он. Каждый день начинался с медленной кантиленовой пьесы примерно на 15 минут, «чтобы освежить рефлексы» для тональной красоты. [ 1 ] От своего отца он научился воспроизводить произведение со скоростью, вдвое превышающей скорость написания, чтобы обеспечить выполнение всех технических задач. [ 1 ] «Я должен работать и упорствовать, не останавливаясь. И если наступает момент, когда я чувствую, что какой-то элемент моего инструментального контроля ускользает, я немедленно начинаю упражнения по исправлению ситуации. Для левой руки... Я выполняю большие прыжки по грифу всеми пальцами, стремясь к точности интонации и чистоте звука». Чтобы развить контроль над тембром, он брал пьесу средней сложности, например «Вокализ» Рахманинова, и играл ее на высокой струне вместо ля. [ 1 ]

Обладая большим техническим мастерством, Шафран рассматривал технику как средство, а не цель. Хотя он последовал совету Давида Ойстраха «включить в свою ежедневную дюжину виртуозное произведение: оно нравится публике в качестве награды» и настоятельно рекомендует разучивать «старые бравурные произведения для тех, кто стремится достичь вершин виолончельной техники», для себя он чувствовал, что прежде всего его музыка должна быть искренней, и стремился сосредоточиться на «мажорной музыке», обладающей глубиной и большим выражением. [ 1 ] «Я ненавижу и избегаю музыку, которая явно хуже или «дешева». Когда я сталкиваюсь с произведением, которое не сразу вызывает у меня энтузиазм, я всегда стремлюсь обнаружить что-то, что может быть скрыто на его страницах. Если произведению кажется, что ему не хватает глубины и выразительности, я стараюсь это компенсировать, прививая ему собственный энтузиазм и воображение, выискивая в произведении драматургические акценты, исходя из общего характера музыки. [ 1 ]

Шафран был беспощадно строг к себе и своим партнерам: «от первой ноты до последней я не могу допустить, чтобы игра моего партнера саботировала мои намерения», но он не был догматичен: «все позволительно, если это звучит красиво, если это оправдано художественно». ». [ 1 ]

Он считал, что аппликатура не должна быть жесткой или догматичной, а должна быть подчинена раскрытию содержания и выразительности произведения. Отметив, что у музыканта есть выбор из множества комбинаций аппликатуры, он сказал, что «выбор должен быть ориентирован на нашу личную структуру руки, растяжку, длину пальцев, гибкость и т. д., а также необходимо учитывать инструмент». Он часто использовал то, что он называл «революционной» аппликатурой, возможной только потому, что «каждый палец был хорошо натренирован и послушен». [ 1 ]

Он разработал ряд необычных технических особенностей. Он широко использовал большой и безымянный пальцы по всему периметру виолончели, а его большая рука в сочетании с миниатюрной виолончелью Амати, на которой он всегда играл, позволяла ему делать очень большие растяжки и играть октавы между большим и третьим пальцами, а также первым и первым пальцами. 4-й палец. [ 1 ] Его диапазон вибрато был необычайно широк: от тонкого скрипичного до характерного широкого, пульсирующего и оперного звучания. Он достигал очень легкого стаккато и спиккато и издавал свой красивый серебристый звук, используя смычок на кончике, гораздо лучше, чем большинство виолончелистов, и любил, чтобы волосы были распущены. [ 3 ] Его смычок выглядел как скрипач, очень легкий и без усилий, но в то же время очень интенсивный.

В исполнении его стиль был индивидуальным. Он репетировал в полном концертном костюме, восседая на необычно высоком стуле, расположенном на небольшом возвышении, и играл с закрытыми глазами. [ 3 ] Его ритуальная подготовка к концертам включала утреннюю практику, прием пищи, расслабление и моральную подготовку. [ 1 ]

Виолончелист Стивен Иссерлис резюмировал, что «как виолончелист и музыкант Шафран не был похож ни на кого другого. В то время, когда благодаря различным средствам массовой информации музыкальные стили сближаются, голос Шафрана остается обособленным. Его вибрато, его фразировка, его ритм — все принадлежало к уникальному целому; его поразительная виртуозность передала музыкальную личность, сохранившую страсть, простоту и поэзию великого русского народного певца. Он был неспособен неискренне сыграть ни одной ноты; его музыка говорила от души». [ 6 ]

The pianist Sviatoslav Richter stated: [ 7 ] «краткое общение с виолончелистом Даниилом Шафраном доставило мне мало удовольствия. Он был великолепным виолончелистом, с характерным тембром, но когда бы он ни играл, всегда создавалось впечатление, что он думает только о том моменте, когда у него будет интересный высокий звук. заметьте, он умел держаться и производить привлекательный звук. Еще он страдал от нервов. Я перестал с ним выступать в 1951 году, и тогда он присоединился к Григорию Гинзбургу... Как музыкант, если не виолончелист, Ростропович был . несравненно более интересный, художник гораздо большего роста. Он совершенно затмил его».

Шафран «Наблюдай за виолончелью»

[ редактировать ]

Что необычно для крупного виолончелиста, Шафран всю свою жизнь играл на одном и том же инструменте. У него сложилась неразрывная связь с виолончелью Антонио Амати , которую он выиграл в 14 лет, и всегда играл на ней.

Виолончель датируется 1630 годом. Точные даты рождения Антонио Амати (сына Андреа Амати и старшего из двух братьев Амати) достоверно не известны: по разным данным, они датируются периодом с 1540 по 1607 год и с 1555 по 1640 год. Такие источники Как сообщают Козио, вся трудовая жизнь Антонио Амати приходится на 1588–1628 годы. [ 8 ] По общему мнению, это великолепный инструмент, хотя и несколько меньший по размеру. Был задан вопрос, является ли «какой-либо Амати, каким бы прекрасным он ни был, достаточно мощным для виолончелиста-солиста на вершине его карьеры. Барочные инструменты того периода обычно не обладали силой более позднего мастера». [ 3 ] Однако записи Шафрана не дают никаких намеков на то, что Амати не хватает мощности. [ 3 ] С другой стороны, у любого дожившего до наших дней Амати гриф был перестроен, чтобы обеспечить более высокий мост, и эти изменения придали инструменту большую грузоподъемность и более яркий и пронзительный звук, чем в оригинальной установке в стиле барокко. . Использование металлических струн с высоким натяжением также добавило бы более яркого звучанию.

Шафран, который был известен своей порой удивительно индивидуальной аппликатурой, отрицал, что они подойдут только для его руки и на виолончели такого размера: «Любой виолончелист с нормальной растяжкой может использовать мои аппликатуры на виолончели стандартного размера, хотя они бы это сделали, конечно, виолончелисту с небольшой растяжкой пальцев быть сложнее». [ 1 ]

Даниил Шафран умер в Москве 7 февраля 1997 года в возрасте 74 лет. В сентябре 1997 года его вдова Светлана Шафран передала виолончель Амати в дар музею Глинки . [ 9 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Зильберквит, Марк. Эпплбаум, Сэмюэл; Рот, Генри (ред.). «Из книги Сэмюэля Эпплбаума и Генри Рота «Как они играют», том 8» . www.classicus.jp . Публикации Паганинианы . Проверено 21 июня 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Маргарет Кэмпбелл: некролог в The Independent
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Маргарет Кэмпбелл: Великие виолончелисты
  4. ^ Jump up to: а б с д и Элизабет Уилсон: Ростропович - Музыкальная жизнь великого виолончелиста, педагога и легенды
  5. ^ Jump up to: а б с Зоран Миндерович, All Music Guide
  6. ^ Стивен Иссерлис: Воспоминания Дэниела Шафрана, статья для Classicus, 1998. http://www.classicus.jp/shafran/articles/isserlis.html
  7. ^ Монсенжон, Бруно, перевод Стюарта Спенсера. Святослав Ричер - Записные книжки и беседы. США: Издательство Принстонского университета, 2002. ISBN   0-691-09549-3
  8. ^ База данных Cozio.com, заархивированная 23 мая 2013 г. на Wayback Machine.
  9. ^ Привет от г-жи Шафран.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5be507fca96e620e43f06eb4a3a5f4e2__1704696240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/e2/5be507fca96e620e43f06eb4a3a5f4e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daniil Shafran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)