Jump to content

Дни Турбиных

Дни Турбиных
Спектакль Станиславского по Михаила Булгакова пьесе « Дни Турбиных » (1926) в сценическом оформлении Николая Ульянова . [ 1 ]
Автор: Mikhail Bulgakov
Дата премьеры 5 октября 1926 г. ( 1926-10-05 )
Место премьеры МХАТ
Язык оригинала Русский
Предмет Гражданская война в России 1918-1920 гг.
Жанр Реалистичная драма
Параметр Киев, 1919 г.

Дни Турбиных ( русский : Дни Турбиных , латинизированный : Дни Турбиных ) — четырехактная пьеса Михаила Булгакова по мотивам его романа «Белая гвардия» .

Он был написан в 1925 году, премьера состоялась 5 октября 1926 года в МХАТе (МХАТ), режиссёр Константин Станиславский . В апреле 1929 года постановка была отменена из-за резкой критики в советской прессе . 16 февраля 1932 года прямое вмешательство Иосифа Сталина привело к его возобновлению, и оно продолжалось до июня 1941 года, вызвав широкое признание общественности. За эти десять лет было проведено 987 представлений.

Существует три варианта текста пьесы. Первый был написан в июле-сентябре 1925 года. Название «Дни Турбиных» использовалось и для самого романа, поскольку его парижское (1927, 1929, Конкорд) издание называлось «Дни Турбиных» («Белая гвардия») . Вторая версия пьесы никогда не издавалась на русском языке , но была переведена на немецкий язык и впервые вышла в Мюнхене в 1934 году. Третья версия текста была опубликована в Москве в 1955 году под личным руководством Елены Сергеевны Булгаковой . [ 2 ]

Прототип Тальберга Леонид Карум с женой Варварой

Когда в 1925 году МХАТ обратился к Булгакову с предложением написать для него пьесу, автор некоторое время обдумывал эту идею. В 1920 году, находясь во Владикавказе , он написал пьесу « Братья Турбиные» , действие которой происходит во времена революции 1905 года , и с тех пор подумывал придумать какое-нибудь продолжение.

Как и роман «Белая гвардия» , послуживший ее основой, пьеса была основана на личном опыте ее автора в Киеве в конце 1918 — начале 1919 годов. Затем, в разгар Гражданской войны в России , город пал под натиском анархия и насилие.

Как и предыдущий роман, пьеса имела сильный автобиографический аспект. Описание дома Турбиных соответствует описанию дома семьи Булгаковых в Киеве, который сейчас является музеем Михаила Булгакова .

Бабушка Булгакова по материнской линии, Анфиса Ивановна, в замужестве Покровская, родилась Турбиной, что и послужило причиной названия вымышленной семьи. Персонаж Алексея Турбина можно рассматривать как автопортрет. Николка Турбин очень похож на настоящего брата автора Николая Булгакова. Настоящим человеком, стоящим за Еленой Тальберг-Турбиной, была сестра Булгакова Варвара Афанасьевна. [ 3 ] Прототипом циничного карьериста полковника Тальберга стал муж Варвары Леонид Сергеевич Карум (1888–1968), который сначала служил под началом гетмана Павла Скоропадского , затем вступил в армию Антона Деникина и оказался инструктором в военном училище Красной Армии . Такая трактовка его характера вызвала семейный скандал и разлад между Булгаковым и Карумами.

Персонаж Мышлаевского, по-видимому, не имел непосредственного реального прототипа, но некоторые источники указывают на Николая Сингаевского, друга автора в годы его детства. [ 3 ] но по странному совпадению, оглядываясь назад, он «нашел» себя. В сезоне 1926–1927 годов в редакцию ВХТ поступило письмо на имя Булгакова, подписанное «Виктор Викторович Мышалевский». Во введении автор намекнул, что Булгаков знал его лично и «проявлял интерес» к истории его жизни. В письме рассказывалась история бывшего офицера Белой армии , который вступил в Красную Армию, поначалу даже с некоторым энтузиазмом, но полностью разочаровался в большевистском режиме и новой советской реальности. [ 2 ]

Титульный лист «пиратской» рижской версии «Белая гвардия» 1927 года. романа

3 апреля 1925 года соруководитель Второй студии МХАТ, впоследствии уважаемый советский драматург, Борис Вершилов пригласил Булгакова навестить его в театре и предложить ему написать пьесу по мотивам произведения Белая гвардия . Булгаков приступил к работе над ним в июле и закончил первый вариант в сентябре. В том же месяце он прочитал ее перед актерами и чиновниками театра, в том числе Станиславским. Его первая версия точно следовала сюжетной линии романа и включала персонажей Малышева и Най-Турса, а Алексей Турбин еще был военным врачом.

Станиславский счел первоначальную сюжетную линию перегруженной и перегруженной слишком большим количеством персонажей, некоторые из которых были неотличимы от других. Во втором проекте нет Най-Турса, линии которого были переданы полковнику Малышеву. К окончательному кастингу в январе 1926 года Малышева тоже не стало, а Алексей Турбин стал полковником артиллерии и своего рода сторонником Белого движения. идеологии [ 2 ]

Следующее изменение было подсказано цензорами. Сцену в связанных пришлось убрать , штабе Симона Петлюры поскольку тамошняя атмосфера анархического насилия, по-видимому, слишком сильно резонировала с воспоминаниями многих людей о реалиях Гражданской войны в России, со зверствами, совершенными Красная Армия.

Название «Белая гвардия» тоже вызывало проблемы. Станиславский, пытаясь успокоить Главрепертком, предложил назвать ее «Перед концом», но Булгаков яростно протестовал. В августе 1926 года они наконец договорились о «Днях Турбиных» . 25 сентября 1926 года спектакль получил разрешение на постановку на сцене МХТ исключительно в том случае, если революционный гимн « Интернационал » будет исполнен крещендо в финале . Также Мышлаевскому было дано несколько новых строк, чтобы указать, что он горько разочаровался в Белом движении и теперь готов вступить в Красную Армию. [ 2 ]

Премьера спектакля «Дни Турбиных » в постановке Станиславского состоялась 5 октября 1926 года. Первый советский спектакль, в котором офицеры Белой армии были реалистично изображены не как карикатурные злодеи, а как симпатичные люди, произвели фурор. В первый сезон, в 1926–1927 годах, в «Днях Турбиных» было поставлено 108 спектаклей — больше всего в тот год для московских театров. Несмотря на многочисленные попытки воспрепятствовать этому, оно имело огромный успех, особенно среди беспартийной общественности. Советская пресса, однако, раскритиковала это, но со временем резкость критики усилилась. В апреле 1929 года руководство МХТ поддалось давлению, и производство было свернуто. [ 2 ]

«Дом Турбиных», ныне Музей Булгакова.

28 марта 1930 года Булгаков направил письмо советскому правительству с протестом против обращения с пьесой в советской прессе и упомянул 298 отрывков с негативными рецензиями, которые он собрал. Он настаивал, что его целью было «изобразить интеллигенцию , лучшие социальные слои нашей страны. В частности, показать в традиции «Войны и мира» одну единую семью интеллигенции, принадлежащую к дворянству , которая по воле самой истории был брошен в лагерь белогвардейцев. Такой [художественный ход] естественен для писателя, который сам выходец из интеллигенции». Его письмо осталось без ответа, но 18 апреля, вскоре после самоубийства Владимира Маяковского , Булгакову позвонил Сталин, который пообещал поддержку и попросил автора не думать о выезде из Советского Союза. [ 2 ] [ 4 ]

Булгаков отправил Сталину еще несколько писем. Они остались без ответа, но 16 февраля 1932 года неожиданно постановка « Дней Турбиных» была возобновлена, и спектакль вновь вошёл в основной репертуар МХАТа. Для Булгакова это стало неожиданностью. «По неизвестным мне причинам, о которых я не в состоянии спекулировать, Советское правительство издало чрезвычайное распоряжение МХТ о возобновлении постановки «Дней Турбиных». Для автора этой пьесы это означает лишь одно: огромная часть его жизни воскресла из мертвых, вот и все», — писал Булгаков своему другу, историку литературы и философии Павлу Попову (1892–1964). [ 5 ]

Личное вмешательство Иосифа Сталина в 1932 году привело к возобновлению постановки и, возможно, спасло Булгакову жизнь в годы Великой чистки.

Для обоих было очевидно, что «чрезвычайный» приказ не мог быть отдан никем, кроме самого Сталина. Позже выяснилось, что советский лидер за три года смотрел спектакль не менее 15 раз и часто посещал театр инкогнито. Судя по всему, к такому решению Сталин пришел спонтанно, вернувшись из МХАТа и испытав отвращение к «плохой пьесе» Александра Афиногенова « Страх » (что характерно, он критиковал идею старой интеллигенции интеграции в новое советское общество, и оно было весьма популярно в контролируемых партией СМИ), и он импульсивно решил, что «хорошее», « Дни Турбиных » , следует восстановить. Его приказы были немедленно выполнены. [ 5 ]

Сам Сталин пытался преуменьшить свое увлечение «Днями Турбиных» и постановкой МХТ. В письме Владимиру Биллю-Белоцерковскому от 2 февраля 1929 года он утверждал: «Пьеса приносит больше пользы, чем вреда. Имейте в виду, общее впечатление, с которым зритель покидает театр, - это впечатление победы большевиков. Решение Турбиных сложить оружие и поддаться воле народа, признать поражение, могло означать только одно: что большевики непобедимы». [ 6 ] Такая линия аргументации послужила отвлекающим маневром для Сталина, утверждала критик Марианна Шатерникова, поскольку «в пьесе не было ничего, что можно было бы истолковать хотя бы как намек на непобедимость большевизма. Вместо этого был всепроникающий смысл тотального предательства... как генералы Белой армии, гетман, немцы и все те, кого они считали друзьями или союзниками, отказавшись от [Турбиных]». Небольшая деталь, обнаруженная в дневниках Елены Булгаковой, показывает, насколько глубоко тронула пьеса советского лидера. "Вы так хорошо играете Алексея! Усы Вашего Турбина даже во сне посещают меня, я не могу их забыть", - сказал он актеру МХТ Николаю Хмелеву . [ 5 ]

Главные персонажи

[ редактировать ]
Настоящий Болботун, Петр Болбочан
  • Алексей Васильевич Турбин , полковник артиллерии, 30 лет.
  • Николай Турбин , его брат, 18 лет.
  • Елена Васильена Тальберг , их сестра, 24 года.
  • Владимир Робертович Тальберг , полковник штаба Белой армии, муж, 38 лет.
  • Viktor Viktorovich Myshlayevsky , artillery captain, 38
  • Leonid Yuryevich Shervinsky , poruchik (lieutenant), Skoropadskyi's adjutant
  • Александр Брониславович Студзинский , капитан, 29 лет.
  • Лариосик , двоюродный брат Алексея из Житомира , 21 год.
  • Павло Скоропадский , hetman of Ukraine
  • Болботун , Симона Петлюры . командир Первой кавалерийской дивизии [ 7 ]
  • Галанба , Ураган , Kirpaty , soldiers of Petliura's army
  • Фон Шратт , немецкий генерал,
  • Фон Дуст , майор немецкой армии.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Киев конца 1918 — начала 1919 года — город хаоса. Во-первых, гетмана Павла Скоропадского пал режим . Затем его сменила Дирекция Украины . Далее приходит Симон Петлюра . Наконец, его выгоняют из города большевики .

Турбины — это семья, оказавшаяся в хаосе, страдающая от собственных трагедий, наблюдающая, как весь их мир рушится в результате бессмысленного насилия, и чувствуя себя брошенной и преданной. Полковник Алексей Турбин и его брат Николай остаются верными Белому движению и полны решимости отдать за него жизнь. Муж Елены, полковник Тальберг, бежит из города вместе с немецкими войсками. Несмотря на ужасы и неопределенность, семья собирается, чтобы отпраздновать Новый год .

История публикаций

[ редактировать ]

«Дни Турбиных» впервые были изданы на русском языке в 1955 году в Москве под личным руководством Елены Булгаковой. В 1934 году в Бостоне и Нью-Йорке пьеса вышла на английском языке и была переведена Ю. Лайонсом и Ф. Блохом соответственно. В 1927 г. ее вторая версия была переведена на немецкий язык К. Розенбергом.

История производства

[ редактировать ]

Премьера спектакля «Дни Турбиных» состоялась 5 октября 1926 года во МХАТе в постановке Константина Станиславского и Ильи Судакова (1890–1969). [ 8 ] The cast included Nikolai Khmelyov as Alexey Turbin, Ivan Kudryavtsev as Nikolka, Vera Sokolova as Elena, Mark Prudkin as Shervinsky (his song has been performed for several years by the Bolshoi Theatre opera singer Pyotr Selivanov), Evgeny Kaluzhsky as Studzinsky, Boris Dobronravov as Myshlayevsky, Vsevolod Verbitsky as Talberg, Mikhail Yanshin as Lariosik, Viktor Stanitsyn as Von Shratt, Robert Schilling as Von Dust, Vladimir Ershov as Getman, Nikolai Titushin as the deserter, Alexander Anders as Bolbotun and Mikhail Kedrov as Maxim.

Спектакль имел огромный успех. Секретарь Булгакова И. С. Раабен, напечатавший роман «Белая гвардия» и лично приглашенный Булгаковым в театр, вспоминал: «Это было поразительно. Все эти вещи еще очень живы были в памяти народа. Были приступы истерии. , люди теряли сознание, семь человек увезли на машине скорой помощи, ведь в зале было много людей, прошедших через петлюровские ужасы и все эти тяготы Гражданской войны». [ 2 ]

Публицист Иван Солоневич вспомнил эпизод, в котором офицеры Белой армии на сцене, выпив водки, должны были петь гимн « Боже, царя храни! ветхим и унылым образом ». «Тогда произошло что-то необъяснимое. Весь зал начал подниматься на ноги. Голоса актеров усилились. Люди стояли и молча плакали. Рядом со мной поднялся и старый рабочий, мой партийный руководитель. Он позже беспомощно пытался объяснить произошедшее. Я помог ему, сказав, что это был массовый гипноз . Но это было нечто гораздо большее... Режиссеры получили приказ поставить этот эпизод так, чтобы он выглядел уничижительно. исполнение, оскорбительное для гимна Старой Руси. По какой-то причине это не удалось, и это стало причиной того, что постановку в конце концов сняли». [ 9 ]

В апреле 1929 года производство было свернуто. 16 февраля 1932 года благодаря прямому вмешательству Сталина спектакль был возобновлен, и спектакль продолжался до июня 1941 года. За эти десять лет спектакль был показан 987 раз. [ 2 ]

Критический ответ

[ редактировать ]

В течение первых трех лет пребывания в МХТ пьеса подвергалась резкой критике в советской прессе, и такие как Владимир Маяковский к хору недоброжелателей присоединились многочисленные знаменитости, . Министр просвещения Анатолий Луначарский в статье для «Известий» от 8 октября 1926 года настаивал, что пьеса представляет собой апологию Белого движения. Позже, в 1933 году, он назвал это «драма ограниченной, даже хитрой капитуляции». «Новый Зритель» («Современный зритель») 2 февраля 1927 года охарактеризовал это как «циничную попытку идеализировать Белую армию». [ 2 ]

Больше всего критиков возмутило то, что офицеры Белой армии в пьесе изображены почти как чеховского персонажи типа. Будущий начальник Главреперткома О. Литковский (1892-1971) назвал пьесу « Вишневый сад Белого движения» и риторически вопрошал: «Страдания помещицы Раневской, которой предстоит завладеть вишнёвым садом». безжалостно вырублено, какое отношение они имеют к советским театралам и стоит ли нам заботиться о перенесенной ностальгии? иммигрантами, внешними или внутренними, для Белого движения, столь безвременно умершего?» [ 2 ]

Единственной рецензией, которую можно было назвать положительной, была рецензия Н. Рукавишникова в «Комсомольской правде» , который, отвечая поэту Александру Безыменскому , назвавшему Булгакова «необуржуазным отбросом», утверждал, что «теперь, когда мы приближаемся к 10-летие Октябрьской революции... вполне можно изобразить ["белых" офицеров] более реалистично", и "зрителю надоел агитпроп , порожденный волосатые священники и толстые капиталисты в котелках».

Однако тайным поклонником пьесы Булгакова оказался Сталин, который, по общему признанию, смотрел пьесу в МХТ не менее 15 раз и неизменно отзывался о ней в восторженных тонах, по словам Валерия Шанаева, который также упомянул, что в книге советского лидера было несколько книг Булгакова. Кремлевская библиотека. По личному распоряжению Сталина спектакль был переустановлен, и вскоре он стал частью так называемого основного репертуара МХТ. [ 2 ]

Современные критики считают пьесу вершиной становления Булгакова как драматурга и классика драматургии ХХ века. [ 10 ]

  1. ^ Николай Павлович Ульянов . Biography at the Moscow Art Theatre site. - Станиславский искал нового сближения с Ульяновым [...] уговорив взяться за “Дни Турбиных”. Художник не очень ценил эту свою работу из-за ее “живописной скупости”. Зато ее оценили и актеры, и публика...
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Commentaries to Дни Турбиных at the Russian Bulgakov site.
  3. ^ Jump up to: а б Белая гвардия в Электронной энциклопедии Булгакова
  4. В результате Булгаков, наконец, присоединился к коллективу МХТ и провел последние годы своей жизни в своего рода «внутренней ссылке». Все больше расстраиваясь и теперь не имея возможности поехать за границу, чтобы навестить своего брата Николая, жившего в Париже.
  5. ^ Jump up to: а б с Shaternikova, Marianna. Why Did Stalin Loved The Days of the Turbuns. Почему Сталин любил спектакль «Дни Турбиных». Опубликовано: 15 октября 2006 г.
  6. ^ Сталин И. В. Сочинения. Ответ Билль-Белоцерковскому Archived 2012-05-13 at the Wayback Machine . — Т. 11. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. С. 326—329
  7. Реальной фигурой, стоящей за ним, был Петр Болбочан.
  8. Михаил Булгаков во МХАТе.
  9. ^ Solonevich, Ivan. Solving the Mystery of Russia // Солоневич И. Л. Загадка и разгадка России. М.: Издательство «ФондИВ», 2008. С.451
  10. ^ Schwartz, Anatoly. Thinking of Bulgakov . Анатолий Шварц. «Думая о Булгакове». Журнал «Слово\Word» 2008, № 57.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06792870ffaf5c8242e294b11e4f260a__1723391580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/0a/06792870ffaf5c8242e294b11e4f260a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Days of the Turbins - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)