Jump to content

Исаак Левитан

Исаак Левитан
Исаак Левитан, Автопортрет (1880)
Рожденный
Исаак Ильич Левитан

30 августа [ OS 18 августа] 1860 г.
Умер 4 августа [ OS 22 июля] 1900 г. (39 лет)
Образование Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Известный Рисование
Заметная работа Осенний день. Сокольники (1879 г.)
За вечный мир (1894)
Движение Realism , Peredvizhniki , Impressionism
Награды Член Академии художеств (1898).
Покровитель(и) Pavel Tretyakov , Savva Mamontov

Исаак Ильич Левитан [а] ( русский : Иса́к Ильи́ч Левита́н ; 30 августа [ OS 18 августа] 1860 - 4 августа [ OS 22 июля] 1900) — классический русский пейзажист художник- , развивший жанр «пейзажа настроения».

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Молодость

[ редактировать ]

Исаак Левитан родился в местечке Кибарты еврейской в Августовской губернии составе ( Российской империи современная Литва ) в бедной, но образованной семье . Его отец Эльяшив Левитан был сыном раввина , окончил ешиву и занимался самообразованием. Он преподавал немецкий и французский языки в Ковно , а затем работал переводчиком на строительстве железнодорожного моста во французской строительной компании. В начале 1870 года семья Левитана переехала в Москву .

В сентябре 1873 года Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже два года учился его старший брат Авель. Через год обучения в классе копирования Исаак перешел в класс натуралистики, а вскоре и в класс пейзажа. Учителями Левитана были знаменитые Алексей Саврасов , Василий Перов и Василий Поленов . В 1875 году в школу поступил Николай Чехов, брат русского писателя Антона Чехова, ставший впоследствии ближайшим другом Левитана. [1]

В 1875 году умерла его мать, а отец тяжело заболел и не смог содержать четверых детей; он умер в 1877 году. Семья впала в крайнюю нищету. В качестве покровительства таланту и достижениям Левитана, его еврейскому происхождению и удержания его в училище ему была предоставлена ​​стипендия.

Ранние работы

[ редактировать ]
Осенний день. Сокольники . 1879 г.
Levitan. Portrait by Valentin Serov (1893)
Озеро. Русь 1900. Последняя, ​​неоконченная картина Левитана.

В 1877 году произведения Исаака Левитана впервые были выставлены на всеобщее обозрение и заслужили благосклонное признание прессы. После покушения Александра Соловьева на Александра II в мае 1879 года массовые депортации евреев из крупных городов Российской империи вынудили семью переехать в пригород Салтыковку, но осенью чиновники отреагировали на давление со стороны любителей искусства, и Левитан был разрешили вернуться. В этом же году Левитан написал картину «Осенний день». Сокольники (Осенний день. Сокольники), изображавшая длинную дорожку в московском парке. Когда Николай Чехов увидел произведение, он сказал Левитану, что по тропе нужно, чтобы по ней кто-то шел, поэтому Чехов изобразил женщину в черном платье, идущую навстречу зрителю. Такое сотрудничество жанрового художника, такого как Чехов, и такого пейзажиста, как Левитан, было обычным явлением в школе. [1] известный меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков В 1880 году картину за 100 рублей купил . Третьяков продолжал приобретать работы Левитана и в итоге приобрел еще 20 картин (см. также Третьяковскую галерею ). [2]

Саврасов, находившийся под влиянием художников барбизонской школы, таких как Камиль Коро, вывозил учеников на улицу рисовать на пленэре. Раньше русская деревня считалась слишком неинтересной для живописи, но для Левитана центром его творчества стали пейзажи. Саврасов научил Левитана детализировать пейзажи и привносить в произведения эмоции. [3] Но к 1883 году Левитан разочаровался в Московском училище живописи и решил заняться пейзажной живописью в надежде выиграть серебряную медаль, которая позволила бы ему стать классным художником. Левитан показал картину Саврасову, который сильно пил и перестал преподавать в школе; На оборотной стороне полотна Саврасов написал «серебряную медаль». Школа отвергла картину, и Левитан перестал посещать занятия. [4] Одним из возможных объяснений того, почему школа пренебрегла одним из своих лучших учеников, было то, что опальный Саврасов оставил комментарий на оборотной стороне холста. [5] [6] Коровин повторил слухи о том, что в отказе сыграл роль антисемитизм. Советский писатель Константин Паустовский повторил утверждение, что некоторые считали, что еврей не должен рисовать российскую деревню. [6] [7]

Весной 1884 года Левитан участвовал в передвижной художественной выставке группы « Передвижники» , а в 1891 году стал членом Товарищества передвижников. Во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Левитан подружился с Константином Коровиным , Михаилом Нестеровым , архитектором Федором Шехтелем и художником Николаем Чеховым . Левитан часто навещал Чехова, и некоторые полагают, что Левитан был влюблен в его сестру Марию Павловну Чехову. [ нужна ссылка ]

В начале 1880-х Левитан сотрудничал с братьями Чеховыми над иллюстрированным журналом « Москва» , иллюстрировал издание М. Фабрициуса «Кремль» . Вместе с Коровиным в 1885-1886 годах он писал декорации к спектаклям Частной русской оперы Саввы Мамонтова , железнодорожного барона и мецената, основавшего колонию художников в 37 верстах от Москвы. В своих мемуарах Поленов писал, что, когда поднялся занавес подводной сцены, которую Левитан писал вместе с Виктором Васнецовым для оперы «Русалка», публика аплодировала. [8]

В 1880-е годы участвовал в собраниях рисунка и акварели в доме Поленова. [9]

Дружба с Антоном Чеховым

[ редактировать ]

К середине 1880-х годов дружба Левитана с Чеховым углубилась, и Левитан начал проводить время с семьей Чеховых недалеко от Бабкино, где у Чеховых был дом. В первое лето там он написал «Реку Истру» (1885) и подарил ее Чехову. Он также написал «Сумеречная река Истра» (1885) в более темной и мрачной палитре. Чехов любил создавать пантомимы для своих гостей , а Левитана часто высмеивали за то, что он играл злодея, жертву и пришлого еврея, якобы в шутку. [10]

В 1892 году Левитан поссорился с Чеховым из-за рассказа Чехова « Кузнечик » , опубликованного в журнале «Север», который, по мнению Левитана, был основан на его романтических отношениях с Софьей Кувшинниковой. Хотя Чехов извинился, они оставались разлученными до января 1895 года. [11]

Пейзаж настроения

[ редактировать ]

Творчество Левитана было глубоким откликом на лирическое очарование русского пейзажа. Левитан не писал городских пейзажей; за исключением «Вида Симонова монастыря» (местонахождение неизвестно), упомянутого Нестеровым, город Москва фигурирует только на картине «Освещение Кремля» . В конце 1870-х годов он часто работал в окрестностях Москвы и создал особый вариант «Пейзажа настроения», в котором формы и состояния природы одухотворяются, становятся носителями состояний человеческой души (« Осенний день. Сокольники , 1879). Во время работы в Останкино он рисовал фрагменты особняка и парка, но больше всего ему нравились поэтические места в лесу или скромной сельской местности. Для его работ характерна тихая и почти меланхоличная мечтательность среди пасторальных пейзажей, практически лишенных человеческого присутствия. Прекрасными примерами этих качеств являются «Владимирка» (1892 г.), «Вечерние звонки » (1892 г.) и «Вечный покой » (1894 г.), все они находятся в Третьяковской галерее. Хотя его поздние работы демонстрировали знакомство с Импрессионизм , его палитра в целом была приглушенной, а его тенденции были скорее натуралистическими и поэтическими, чем оптическими или научными. [ нужна ссылка ]

Берёзы, свободно произрастающие в средней полосе России и считающиеся национальным символом весны и обновления, [12] были распространенным мотивом в творчестве Левитана, написанном им в разные времена года. В весеннем половодье (1897 г.) тонкие изогнутые белые стволы, лишенные листвы, отражаются в паводковых водах, оставленных тающими снегами с близлежащих гор. Еще одна весенняя сцена с пятнистым солнечным светом и низкой смотровой площадкой «Березовая роща» (1885–1889) была написана в стиле импрессионистов. «Золотая осень » (1895 г.) изображает рощу осенних берез с оранжевой и желтой листвой под небом, покрытым облаками, которое отражается в темно-синей реке, вьющейся из нижнего правого угла кадра. В « Сентябрьском дне » (1890-е) группа деревьев с ярко-желтой листвой охвачена ветром, земля покрыта уже подгнившими листьями, один из характерных примеров влияния импрессионизма на художника. Левитан рисовал не только деревья, но и сам свет, освещающий их, и это наиболее очевидно в такой картине, как «Лунная ночь: Главная дорога» (1897), где два ряда берез выстраиваются вдоль прямой дороги в лунном свете. Белые стволы сияют в лунном свете на фоне темнеющих листьев и полей. Его способность улавливать различные качества света сравнивают с Клодом Моне, но маловероятно, что он использовал работы Моне в качестве модели для себя. [13]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Летом 1890 года Левитан поехал в Юрьевец (Юрьевец) и среди многочисленных пейзажей и этюдов написал « Вид Кривоосерского монастыря» . замысел одной из лучших его картин « Тихий монастырь Так родился ». Образ молчаливого монастыря и дощатых мостов через реку, соединяющих его с внешним миром, выражал духовные размышления художника. Известно, что эта картина произвела на Чехова сильное впечатление. [14] К 1891 году Левитан стал членом Товарищества передвижных (или передвижных) выставок, миссией которого было создание демократического искусства, доступного как можно большему числу простых людей, но в отличие от многих его коллег-художников, стремившихся донести послание о тяжелую жизнь русского народа Левитан стремился просто нарисовать красоту. В конечном итоге Левитан участвовал в выставках группы «Мир искусства», молодого поколения художников, которые считали красоту целью искусства. [15]

В сентябре 1892 года евреи были вновь изгнаны из Москвы, и Левитан уехал из города в Болдино . Уговоры друзей позволили ему вернуться к декабрю того же года. [11]

В 1897 году, уже всемирно известный, он был избран в Императорскую Академию художеств , а в 1898 году назначен руководителем Пейзажной студии в своей альма-матер . [ нужна ссылка ]

Последний год своей жизни Левитан провел в доме Чехова в Крыму . Несмотря на последствия неизлечимой болезни ( он страдал от сердечного приступа большую часть жизни ), его последние работы все более наполнены светом. Они отражают спокойствие и вечную красоту русской природы. [ нужна ссылка ]

Portrait of Sofia Kuvshinnikova by Levitan (1888)

Похоронен на еврейском кладбище Дорогомилово . В апреле 1941 года останки Левитана были перенесены на Новодевичье кладбище , рядом с некрополем Чехова. У Левитана не было ни семьи, ни детей.

В 1890-х годах у него то и дело появлялся роман с пожилой замужней женщиной; художница Софья Кувшинникова , что привело к небольшому скандалу — и пьесе Антона Чехова Кузнечик ») и угрозе дуэли с драматургом. Чехов опубликовал рассказ в « ( Север журнале «Севьер» ») в январе 1892 года. [16] История рассказывает о развратном мужчине, у которого роман с замужней женщиной, чей муж умирает в результате несчастного случая (возможно, самоубийства) после того, как она ушла от него. Левитан и Кувшинникова оба обиделись, хотя центральной фигурой в рассказе была молодая жена, а Кувшинниковой было 42 года. Более того, она была темноволосой и талантливой художницей, тогда как персонаж Чехова была блондинкой, а не художницей. Более сильное сходство заключалось в том, что ее муж терпимо относился к ее неверности по отношению к нему, как и «Кузнечик», который простил неосмотрительность своей жены. [17] Она, Левитан и ее муж путешествовали вместе и считались ménage à trois . [18]

Огромное художественное наследие Исаака Левитана состоит из более чем тысячи картин, среди которых акварели , пастели , графика и иллюстрации . [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

В течение года после его смерти выставка из нескольких сотен картин Левитана была показана в Москве, а затем в Петербурге. Его произведения появлялись на обложках учебников русского языка, а школьники узнавали о его любви к родной земле. [19]

малая планета 3566 Левитан , открытая советским астрономом Людмилой Журавлёвой в 1979 году. Его именем названа [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. pp. 10–11. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  2. ^ Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. p. 11. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  3. ^ Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. p. 16. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  4. ^ Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. pp. 20–21. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  5. ^ «Левитан | Исаак Левитан» . Размышления об искусстве . 27 марта 2015 года . Проверено 12 октября 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. p. 21. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  7. ^ "Художник вне себя: 1901: Исаак Левитан получает посмертное признание.(русский календарь)(Календарь) - Поиск в библиотеке" . библиотекаsearch.temple.edu . Проверено 12 октября 2019 г.
  8. ^ Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. p. 27. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  9. ^ Fiodorov-Davydov, Alexei: "Levitan", page 166-7. Aurora Art Publishers, 1988.
  10. ^ Gregory, Serge (2015). Antosha & Levitasha . DeKalb: Northern Illinois University Press. p. 40. ISBN  978-0-87580-731-7 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Чижмак, Маргарита (2010). «Хронология жизни и творчества Исаака Левитана» . Наследство . 28 :3 – через JSTOR.
  12. ^ «Берёза как символ России :: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр» . russia-ic.com . Проверено 9 марта 2022 г.
  13. ^ Король, Аверил (2004). «Левитан и Серебряная берёза» . Аполлон . 160 : 46–51.
  14. ^ "Исаак Левитан. Тихая обитель. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Русские художники" . www.tanais.info . Проверено 12 октября 2019 г.
  15. ^ Эйдельман, Тамара (2011). «Художник вне себя» . Русская жизнь . 54 (2): 17–19 – через JSTOR.
  16. ^ Muratova, K. D. Commentaries to Попрыгунья. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literatura . Moscow, 1960. Vol. 7, pp. 516-517
  17. ^ Дональд Рэйфилд (1998). Антон Чехов: Жизнь . Издательство Северо-Западного университета. стр. 269–. ISBN  978-0-8101-1795-2 .
  18. ^ Дональд Рэйфилд (1998). Антон Чехов: Жизнь . Издательство Северо-Западного университета. стр. 221–225. ISBN  978-0-8101-1795-2 .
  19. ^ Эйдельман, Тамара (2011). «Художник вне себя». Русская жизнь . 54 (2): 17–19. ПроКвест   854588961 .
  20. ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 300. ИСБН  3-540-00238-3 .

Источники

[ редактировать ]
  • A. A. Fyodorov-Davidov: Levitan, Aurora Art Publishers, Leningrad, 1981
  • А. Кинг: Исаак Левитан. Лирический пейзаж, Philipp Wilson Publishers Ltd., Лондон, 2006 г.
  • Л. Мехулич: Исаак Ильич Левитан и вечерние колокола из музея Мимара, Музей Мимара, Загреб, 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cba58ff3b7c0b5d4c16a408d4a50761b__1722412380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/1b/cba58ff3b7c0b5d4c16a408d4a50761b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isaac Levitan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)