Jump to content

Владимирка (живопись)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Владимирка
Russian : Владимирка
Vladimirka by Isaac Levitan
Художник Исаак Левитан
Год 1892
Середина Холст, масло
Размеры 79 см × 123 см (31 × 48 дюймов)
Расположение Третьяковская галерея , Москва , Россия

Владимирка [ а ] ( Русский : Владимирка ) — написанная маслом картина русского художника Исаака Левитана, в 1892 году . На картине изображено Владимирское шоссе — грунтовая дорога, ведущая на восток от Москвы к Владимиру . «Владимирка» — одна из трёх крупных картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Вместе с «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) их иногда называют «мрачной трилогией» Левитана.

Левитан начал зарисовывать Владимирку в 1892 году, когда жил во Владимирской губернии Российской империи . Картина была завершена в Москве в том же году. Он был показан на Общества передвижных художественных выставок 21-й выставке в феврале 1893 года, которая открылась в Санкт-Петербурге , а затем в марте переехала в Москву. Левитан передал картину в дар Третьяковской галерее в марте 1894 года, где она находится и по сей день.

По мнению художника Михаила Нестерова , Владимирку можно «смело назвать русским историческим пейзажем, которого мало в нашем искусстве». Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов назвал картину одной из лучших картин Левитана; это был его «общепризнанный шедевр», в котором «глубокое социальное содержание выражено органично и непосредственно в пейзаже».

Левитан выехал из Москвы во Владимирскую губернию 12 мая 1892 года в сопровождении художницы Софьи Кувшинниковой . Они поселились в поселке Городок на реке Пекша (ныне часть Пекша села Владимирской области ). [ 2 ] 13 мая Левитан писал Павлу Третьякову : «Я поселился в довольно хорошем районе и подумываю здесь работать». [ 3 ] Он провел там лето 1892 года. [ 4 ] Дом, в котором жил Левитан, позже был превращен в музей, а затем уничтожен пожаром 22 августа 1999 года. [ 5 ]

Владимирка на выставке в Третьяковской галерее.

Кувшинникова писала об источнике вдохновения Левитана «Владимирка» . Однажды, возвращаясь с охоты, они выехали на Владимирское шоссе — грунтовую дорогу, которая шла на восток от Москвы и часто использовалась для перевозки заключенных в Сибирь для ссылки. Кувшинникова так резюмировала свои ощущения: «Вид имел чудесное, тихое очарование. Между деревьями уходил вдаль длинный, побеленный участок дороги. Обветшавшая старая голубятня с обветренной иконой и двумя далекими голубцами [ ru ] (крыша на могиле или поклонный крест) оба намекали на давно забытую старину. Все казалось мягким и уютным». Левитан позже вспоминал, что это была та самая Владимирка, по которой закованные в цепи узники ехали в Сибирь. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В последующие дни Левитан несколько раз возвращался на эту дорогу, чтобы написать эскиз будущей картины. [ 9 ] [ 10 ] Он закончил набросок за несколько сеансов. [ 11 ] Затем, чтобы поскорее нарисовать задуманную картину, он уехал в Москву. Работу над полотном быстро завершили, вдохновившись недавно пейзажем, увиденным на Владимирском шоссе. [ 8 ] название картины — «Володимірка Закончив работу, Левитан написал на холсте ». Художник никогда ранее не добавлял названия картин к своим полотнам, поэтому это был для него необычный шаг. [ 12 ]

Владимирка и еще четыре работы Левитана были выставлены на Общества передвижных художественных выставок двадцать первой выставке , которая дебютировала в Санкт-Петербурге переехала в Москву . в феврале 1893 года, а в марте [ 13 ] [ 14 ] Пейзажи, представленные на выставке, не получили большого внимания петербургской критики; единственное упоминание о Владимирке было в 47-м номере « Петербургской газеты» от 18 февраля 1893 года, где было отмечено, что у Владимирки «самые непривлекательные «серые» мотивы», а автор заметил: «Что может быть скучнее, чем «Владимирка»? по Левитану?" [ 15 ] После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше рецензий на картину, большинство из которых были положительными; в частности, Владимир Сизов [ ru ] ( «Русские ведомости» ), Владимир Грингмут [ ru ] ( «Московские ведомости» ) и Михаил Корелин [ ru ] ( «Русская мысль» ) высоко оценили работу. [ 16 ]

Несмотря на положительные отзывы, во время выставки картина не была куплена. Левитан передал картину Третьяковской галерее год спустя, в марте 1894 года. [ 17 ] В письме Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года Левитан писал: «Владимирка, вероятно, вернется на днях с выставки; возьми ее и успокой меня и ее [картину]». [ 18 ] [ 19 ]

Описание

[ редактировать ]

«Владимирка» — общее название Владимирского шоссе, печально известного как дорога, по которой заключенных доставляли в Сибирь пешком. К моменту создания картины в конце XIX века пленных перевозили поездом. [ 20 ]

На картине изображена обширная равнина с дорогой, которая тянется от переднего плана к центру, проходит через леса и поля и исчезает в голубой дымке горизонта. Владимирка имеет огромную глубину резкости, привлекая внимание зрителя до самого горизонта. [ 21 ] Длина дороги подчеркнута узкими тропинками, идущими вдоль нее с обеих сторон. Два других пути также пересекают улицу слева направо. Справа голубец, где стоит молящаяся женщина с котомкой на плечах. [ 12 ] По словам Аверила Кинга, одинокая фигура женщины, молящейся голубцу, пасмурный пейзаж и пустынная дорога — все это создает «картину, полную печали и дурных предчувствий», которая наводит на мысль об «отчаянии скованных мужчин и женщин, которые брели на восток через эти одинокие пустыни». [ 22 ] Единственные признаки надежды — яркое пятно на горизонте и далекая белая церковь. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]

Фрагмент Владимирки в левой части картины, изображающей белую церковь на зеленой равнине, окруженной лесом.
Белая церковь на горизонте
Фрагмент Владимирки в правой части картины, изображающий молящуюся женщину, одетую в черное, возле голубца.
Молящаяся женщина и голубец
Фрагмент Владимирки в правом нижнем углу изображения, на котором изображена подпись Левитана, подписанная «И. ЛЕВИТАН. 92» и надпись «Владимирка» под ней.
Подпись И.И. Левитана

Владимирка написана широкими мазками в серо-голубых и пепельных тонах. [ 22 ] Приглушенные цвета, используемые для изображения серого, хмурого дня, определяют цветовую тональность пейзажа. В этой колористической гамме не выделяются более светлые тона белой церкви и желтая полоса зреющей ржи у горизонта. Несмотря на использование приглушенной палитры, художнику удается сохранить глубину и разнообразие цвета; он сохраняет все оттенки природы и гармонично включает их в пейзаж, придавая ему единый тон. Левитан достигает этого, смешивая различные цвета и делая тонкие переходы между тонами. [ 26 ] Владимирку вместе с «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) иногда называют «мрачной трилогией» Левитана. [ 27 ]

Эскизы и реплики

[ редактировать ]
Эскиз Владимирки 1892 года сейчас в частной коллекции.

Картонный эскиз Владимирки размером 10 на 16,5 см (3,9 × 6,5 дюйма) находится в собрании московского коллекционера А. М. Колударова, ранее находился в собраниях Николая Мешерина [ ru ] и Н. Ю. Кислицин. Еще один эскиз картины Левитан подарил Михаилу Чехову . Позднее Чехов подарил эскиз Белоусову Ивану , но он был утерян « . при переезде из одной квартиры в другую» Текущее местоположение эскиза неизвестно. [ 28 ] [ 29 ]

Известна также одна копия картины Левитана, выполненная в 1890-х годах, размером 50,5 на 80,2 сантиметра (19,9 × 31,6 дюйма), первоначально находившаяся в коллекции З. З. Рабиновича. Первоначально выполненная по заказу врача и коллекционера Ивана Трояновского [ ru ] , эта реплика вошла в состав коллекций А. Н. Ляпунова с 1917 года, Евгения Опочинина [ ru ] с 1922 года и позднее И. И. Ильина-Гольдмана. [ 30 ]

В своей книге «Длинные дни » художник Михаил Нестеров вспоминал, как сильно он восхищался «Владимиркой » Левитана . Он заявил, что эту картину можно «смело назвать русским историческим пейзажем, которого мало в нашем искусстве». [ 31 ] Нестеров писал, что «Владимирка» удачно сочетает «исторический вымысел с законченным, законченным произведением» и что это «одно из самых зрелых творений» художника. В письме, направленном искусствоведу Владимиру Кеменову 10 октября 1938 года, [ 32 ]

Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов в своей монографии о художнике заявил, что «Владимирка» — одно из лучших произведений Левитана и его «общепризнанный шедевр». Он считал, что «глубокое социальное содержание этой картины органично и непосредственно выражено в пейзаже». Федоров-Давыдов утверждает, что Левитан изображает природу в этой картине условно, раскрывая при этом богатое внутреннее содержание даже самых обыденных предметов через «самый простой и обыкновенный мотив равнины с уходящей дорогой». [ 33 ] По его мнению, дорога, лежащая в основе мотива изображения, удачно вовлекает зрителя в сложность пейзажа и постепенно раскрывает его внутренний смысл. [ 12 ]

По мнению искусствоведа Фаины Мальцевой , значение Владимирки в русском реалистическом искусстве 1890-х годов невозможно переоценить. [ 26 ] Мальцева считала, что Левитан сумел передать в своих произведениях печаль и пафос гражданственности, «не подрывая красоты русской природы, не умаляя поэтической красоты и величия ее образа». [ 34 ] Историк искусства Владимир Петров отметил, что Владимирка — редкий образец полифонического исторического пейзажа. [ 35 ]

Поэт Корней Чуковский , побывав на выставке Левитана, писал: «Любуйтесь его Владимиркой . Какая жадная даль, какое безумие ее размаха! Вдохновенная, опьяняющая, манящая широта...». Проводя параллель с позорным Владимирским шоссе, Чуковский задавался вопросом, может ли оно представлять все творения великого художника, с его спокойным и примиренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа. [ 36 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Также называется Владимирской дорогой. [ 1 ]
  1. ^ Кинг 2004 , с. 8.
  2. ^ Левитан 1966 , стр. 45–46.
  3. ^ Maltseva 2002 , pp. 52–53.
  4. ^ Maltseva 2002 , p. 26.
  5. ^ Sergeev 2004 , p. 316.
  6. ^ Турков 1974 , с. 74.
  7. ^ Прытков 1960 , стр. 7–8.
  8. ^ Jump up to: а б Шер 1966 , с. 378.
  9. ^ Кинг 2004 , с. 67.
  10. ^ Турков 1974 , стр. 74–75.
  11. ^ Prorokova 1960 , p. 132.
  12. ^ Jump up to: а б с Fedorov-Davydov 1966 , p. 163.
  13. ^ Левитан 1966 , с. 46.
  14. ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 374.
  15. ^ Fedorov-Davydov 1966 , pp. 169, 374.
  16. ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 169.
  17. ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 48.
  18. ^ Prorokova 1960 , p. 134.
  19. ^ Левитан 1956 , с. 44.
  20. ^ Петров 1992 , с. 81.
  21. ^ Честер и Форрестер 1996 , с. 76.
  22. ^ Jump up to: а б Кинг 2004 , с. 69.
  23. ^ Maltseva 2002 , pp. 26–27.
  24. ^ Петров 2000 , с.
  25. ^ Стюарт 2015 , с. 267.
  26. ^ Jump up to: а б Maltseva 2002 , p. 27.
  27. ^ «У омута, 1892» [У омута, 1892]. isaak-levitan.ru (на русском языке) . Проверено 16 августа 2022 г.
  28. ^ Левитан 1966 , с. 106.
  29. ^ Prorokova 1960 , pp. 134–135.
  30. ^ Левитан 1966 , с. 31.
  31. ^ Nesterov 1986 , p. 409.
  32. ^ Maltseva 2002 , pp. 27, 53.
  33. ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 162.
  34. ^ Maltseva 2002 , p. 28.
  35. ^ Петров 1992 , с. 84.
  36. ^ Chukovsky, Korney. "Корней Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана, 1903" [Korney Chukovsky. Memories of Levitan's Exhibition, 1903]. isaak-levitan.ru (in Russian) . Retrieved 16 August 2022 .

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f52fd2a38a436317fad4d6ec7c23045__1725301860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/45/1f52fd2a38a436317fad4d6ec7c23045.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimirka (painting) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)