Владимирка (живопись)
Владимирка | |
---|---|
Russian : Владимирка | |
![]() | |
Художник | Исаак Левитан |
Год | 1892 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 79 см × 123 см (31 × 48 дюймов) |
Расположение | Третьяковская галерея , Москва , Россия |
Владимирка [ а ] ( Русский : Владимирка ) — написанная маслом картина русского художника Исаака Левитана, в 1892 году . На картине изображено Владимирское шоссе — грунтовая дорога, ведущая на восток от Москвы к Владимиру . «Владимирка» — одна из трёх крупных картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Вместе с «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) их иногда называют «мрачной трилогией» Левитана.
Левитан начал зарисовывать Владимирку в 1892 году, когда жил во Владимирской губернии Российской империи . Картина была завершена в Москве в том же году. Он был показан на Общества передвижных художественных выставок 21-й выставке в феврале 1893 года, которая открылась в Санкт-Петербурге , а затем в марте переехала в Москву. Левитан передал картину в дар Третьяковской галерее в марте 1894 года, где она находится и по сей день.
По мнению художника Михаила Нестерова , Владимирку можно «смело назвать русским историческим пейзажем, которого мало в нашем искусстве». Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов назвал картину одной из лучших картин Левитана; это был его «общепризнанный шедевр», в котором «глубокое социальное содержание выражено органично и непосредственно в пейзаже».
История
[ редактировать ]Левитан выехал из Москвы во Владимирскую губернию 12 мая 1892 года в сопровождении художницы Софьи Кувшинниковой . Они поселились в поселке Городок на реке Пекша (ныне часть Пекша села Владимирской области ). [ 2 ] 13 мая Левитан писал Павлу Третьякову : «Я поселился в довольно хорошем районе и подумываю здесь работать». [ 3 ] Он провел там лето 1892 года. [ 4 ] Дом, в котором жил Левитан, позже был превращен в музей, а затем уничтожен пожаром 22 августа 1999 года. [ 5 ]

Кувшинникова писала об источнике вдохновения Левитана «Владимирка» . Однажды, возвращаясь с охоты, они выехали на Владимирское шоссе — грунтовую дорогу, которая шла на восток от Москвы и часто использовалась для перевозки заключенных в Сибирь для ссылки. Кувшинникова так резюмировала свои ощущения: «Вид имел чудесное, тихое очарование. Между деревьями уходил вдаль длинный, побеленный участок дороги. Обветшавшая старая голубятня с обветренной иконой и двумя далекими голубцами (крыша на могиле или поклонный крест) оба намекали на давно забытую старину. Все казалось мягким и уютным». Левитан позже вспоминал, что это была та самая Владимирка, по которой закованные в цепи узники ехали в Сибирь. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В последующие дни Левитан несколько раз возвращался на эту дорогу, чтобы написать эскиз будущей картины. [ 9 ] [ 10 ] Он закончил набросок за несколько сеансов. [ 11 ] Затем, чтобы поскорее нарисовать задуманную картину, он уехал в Москву. Работу над полотном быстро завершили, вдохновившись недавно пейзажем, увиденным на Владимирском шоссе. [ 8 ] название картины — «Володимірка Закончив работу, Левитан написал на холсте ». Художник никогда ранее не добавлял названия картин к своим полотнам, поэтому это был для него необычный шаг. [ 12 ]
Владимирка и еще четыре работы Левитана были выставлены на Общества передвижных художественных выставок двадцать первой выставке , которая дебютировала в Санкт-Петербурге переехала в Москву . в феврале 1893 года, а в марте [ 13 ] [ 14 ] Пейзажи, представленные на выставке, не получили большого внимания петербургской критики; единственное упоминание о Владимирке было в 47-м номере « Петербургской газеты» от 18 февраля 1893 года, где было отмечено, что у Владимирки «самые непривлекательные «серые» мотивы», а автор заметил: «Что может быть скучнее, чем «Владимирка»? по Левитану?" [ 15 ] После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше рецензий на картину, большинство из которых были положительными; в частности, Владимир Сизов ( «Русские ведомости» ), Владимир Грингмут ( «Московские ведомости» ) и Михаил Корелин ( «Русская мысль» ) высоко оценили работу. [ 16 ]
Несмотря на положительные отзывы, во время выставки картина не была куплена. Левитан передал картину Третьяковской галерее год спустя, в марте 1894 года. [ 17 ] В письме Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года Левитан писал: «Владимирка, вероятно, вернется на днях с выставки; возьми ее и успокой меня и ее [картину]». [ 18 ] [ 19 ]
Описание
[ редактировать ]«Владимирка» — общее название Владимирского шоссе, печально известного как дорога, по которой заключенных доставляли в Сибирь пешком. К моменту создания картины в конце XIX века пленных перевозили поездом. [ 20 ]
На картине изображена обширная равнина с дорогой, которая тянется от переднего плана к центру, проходит через леса и поля и исчезает в голубой дымке горизонта. Владимирка имеет огромную глубину резкости, привлекая внимание зрителя до самого горизонта. [ 21 ] Длина дороги подчеркнута узкими тропинками, идущими вдоль нее с обеих сторон. Два других пути также пересекают улицу слева направо. Справа голубец, где стоит молящаяся женщина с котомкой на плечах. [ 12 ] По словам Аверила Кинга, одинокая фигура женщины, молящейся голубцу, пасмурный пейзаж и пустынная дорога — все это создает «картину, полную печали и дурных предчувствий», которая наводит на мысль об «отчаянии скованных мужчин и женщин, которые брели на восток через эти одинокие пустыни». [ 22 ] Единственные признаки надежды — яркое пятно на горизонте и далекая белая церковь. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Владимирка написана широкими мазками в серо-голубых и пепельных тонах. [ 22 ] Приглушенные цвета, используемые для изображения серого, хмурого дня, определяют цветовую тональность пейзажа. В этой колористической гамме не выделяются более светлые тона белой церкви и желтая полоса зреющей ржи у горизонта. Несмотря на использование приглушенной палитры, художнику удается сохранить глубину и разнообразие цвета; он сохраняет все оттенки природы и гармонично включает их в пейзаж, придавая ему единый тон. Левитан достигает этого, смешивая различные цвета и делая тонкие переходы между тонами. [ 26 ] Владимирку вместе с «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) иногда называют «мрачной трилогией» Левитана. [ 27 ]
Эскизы и реплики
[ редактировать ]
Картонный эскиз Владимирки размером 10 на 16,5 см (3,9 × 6,5 дюйма) находится в собрании московского коллекционера А. М. Колударова, ранее находился в собраниях Николая Мешерина и Н. Ю. Кислицин. Еще один эскиз картины Левитан подарил Михаилу Чехову . Позднее Чехов подарил эскиз Белоусову при переезде из одной квартиры в другую» Текущее местоположение эскиза неизвестно. [ 28 ] [ 29 ]
Известна также одна копия картины Левитана, выполненная в 1890-х годах, размером 50,5 на 80,2 сантиметра (19,9 × 31,6 дюйма), первоначально находившаяся в коллекции З. З. Рабиновича. Первоначально выполненная по заказу врача и коллекционера Ивана Трояновского , эта реплика вошла в состав коллекций А. Н. Ляпунова с 1917 года, Евгения Опочинина с 1922 года и позднее И. И. Ильина-Гольдмана. [ 30 ]
Прием
[ редактировать ]В своей книге «Длинные дни » художник Михаил Нестеров вспоминал, как сильно он восхищался «Владимиркой » Левитана . Он заявил, что эту картину можно «смело назвать русским историческим пейзажем, которого мало в нашем искусстве». [ 31 ] Нестеров писал, что «Владимирка» удачно сочетает «исторический вымысел с законченным, законченным произведением» и что это «одно из самых зрелых творений» художника. В письме, направленном искусствоведу Владимиру Кеменову 10 октября 1938 года, [ 32 ]
Историк искусства Алексей Федоров-Давыдов в своей монографии о художнике заявил, что «Владимирка» — одно из лучших произведений Левитана и его «общепризнанный шедевр». Он считал, что «глубокое социальное содержание этой картины органично и непосредственно выражено в пейзаже». Федоров-Давыдов утверждает, что Левитан изображает природу в этой картине условно, раскрывая при этом богатое внутреннее содержание даже самых обыденных предметов через «самый простой и обыкновенный мотив равнины с уходящей дорогой». [ 33 ] По его мнению, дорога, лежащая в основе мотива изображения, удачно вовлекает зрителя в сложность пейзажа и постепенно раскрывает его внутренний смысл. [ 12 ]
По мнению искусствоведа Фаины Мальцевой , значение Владимирки в русском реалистическом искусстве 1890-х годов невозможно переоценить. [ 26 ] Мальцева считала, что Левитан сумел передать в своих произведениях печаль и пафос гражданственности, «не подрывая красоты русской природы, не умаляя поэтической красоты и величия ее образа». [ 34 ] Историк искусства Владимир Петров отметил, что Владимирка — редкий образец полифонического исторического пейзажа. [ 35 ]
Поэт Корней Чуковский , побывав на выставке Левитана, писал: «Любуйтесь его Владимиркой . Какая жадная даль, какое безумие ее размаха! Вдохновенная, опьяняющая, манящая широта...». Проводя параллель с позорным Владимирским шоссе, Чуковский задавался вопросом, может ли оно представлять все творения великого художника, с его спокойным и примиренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа. [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинг 2004 , с. 8.
- ^ Левитан 1966 , стр. 45–46.
- ^ Maltseva 2002 , pp. 52–53.
- ^ Maltseva 2002 , p. 26.
- ^ Sergeev 2004 , p. 316.
- ^ Турков 1974 , с. 74.
- ^ Прытков 1960 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Шер 1966 , с. 378.
- ^ Кинг 2004 , с. 67.
- ^ Турков 1974 , стр. 74–75.
- ^ Prorokova 1960 , p. 132.
- ^ Jump up to: а б с Fedorov-Davydov 1966 , p. 163.
- ^ Левитан 1966 , с. 46.
- ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 374.
- ^ Fedorov-Davydov 1966 , pp. 169, 374.
- ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 169.
- ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 48.
- ^ Prorokova 1960 , p. 134.
- ^ Левитан 1956 , с. 44.
- ^ Петров 1992 , с. 81.
- ^ Честер и Форрестер 1996 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Кинг 2004 , с. 69.
- ^ Maltseva 2002 , pp. 26–27.
- ^ Петров 2000 , с.
- ^ Стюарт 2015 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Maltseva 2002 , p. 27.
- ^ «У омута, 1892» [У омута, 1892]. isaak-levitan.ru (на русском языке) . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Левитан 1966 , с. 106.
- ^ Prorokova 1960 , pp. 134–135.
- ^ Левитан 1966 , с. 31.
- ^ Nesterov 1986 , p. 409.
- ^ Maltseva 2002 , pp. 27, 53.
- ^ Fedorov-Davydov 1966 , p. 162.
- ^ Maltseva 2002 , p. 28.
- ^ Петров 1992 , с. 84.
- ^ Chukovsky, Korney. "Корней Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана, 1903" [Korney Chukovsky. Memories of Levitan's Exhibition, 1903]. isaak-levitan.ru (in Russian) . Retrieved 16 August 2022 .
Литература
[ редактировать ]- Честер, Памела; Форрестер, Сибелан (1996). Порождение славянских литератур . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-33016-1 .
- Fedorov-Davydov, Aleksei (1966). Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество [ Isaac Ilyich Levitan. Life and art ] (in Russian). Moscow: Iskusstvo.
- Fedorov-Davydov, Aleksei , ed. (1966). Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография [ Isaac Ilyich Levitan. Documents, materials, bibliography ] (PDF) (in Russian). Moscow: Iskusstvo . Retrieved 17 August 2022 .
- Levitan, Isaac (1956). Fedorov-Davydov, Aleksei (ed.). Письма, документы, воспоминания [ Letters, documents, memoirs ] (in Russian). Moscow: Iskusstvo. ISBN 978-5-8114-3660-6 .
- Кинг, Аверил (2 января 2004 г.). Исаак Левитан: Лирический пейзаж . Блумсбери США. ISBN 978-0-85667-576-8 .
- Maltseva, Faina (2002). Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4 [ Masters of the Russian landscape. Second half of the 19th century. Part 4 ] (in Russian). Moscow: Iskusstvo. ISBN 978-5-210-01348-4 . Проверено 17 августа 2022 г.
- Nesterov, Mikhail (1986). Pigaryov, Kirill (ed.). Давние дни: воспоминания, очерки, письма [ Old days: memoirs, essays, letters. ] (in Russian). Moscow: Ufa . Retrieved 17 August 2022 .
- Petrov, Vladimir (1992). Исаак Ильич Левитан [ Isaac Ilyich Levitan ] (in Russian). Saint Petersburg: Artist of Russia. ISBN 978-5-7370-0212-1 .
- Petrov, Vladimir (2000). Исаак Левитан [ Isaac Levitan ] (in Russian). Moscow: Beliy gorod. ISBN 978-5-7793-0250-0 .
- Пророкова, София (1960). Левитан [ Левитан ] (на русском языке). Москва: Молодая гвардия.
- Прытков, Владимир (1960). Левитан (на русском языке). Москва: Издательство Академии художеств СССР . Проверено 17 августа 2022 г.
- Sergeev, Evgeny (2004). Владимирка: дорога-памятник России [ Vladimirka: the road-monument of Russia ] (in Russian). Moscow: Olga. ISBN 978-5-902138-02-0 . Проверено 17 августа 2022 г.
- Sher, Nadezhda (1966). Рассказы о русских художниках [ Stories about Russian artists ] (in Russian). Moscow: Detskaya Literatura . Retrieved 17 August 2022 .
- Стюарт, Шон (14 июля 2015 г.). Это Россия, Сын Мой. (Частичная) Дорожная карта русской души . Издательство Dog Ear. ISBN 978-1-4575-3821-6 .
- Turkov, Andrei (1974). Исаак Ильич Левитан [ Isaac Ilyich Levitan ] (in Russian). Moscow: Iskusstvo . Retrieved 17 August 2022 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Владимирской дорогой Исаака Левитана, на Викискладе?
- Владимирка. Архивировано 2 мая 2019 года на Wayback Machine в базе Третьяковской галереи.