Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова | |
---|---|
Рожденный | Agrippina Yakovlevna Vaganova 26 июня 1879 г. |
Умер | 5 ноября 1951 г. Ленинград ( Санкт-Петербург ), Советский Союз | ( 72 года
Занятия |
|
Яковлевна ( Агриппина педагог Ваганова 26 июня 1879 — 5 ноября 1951) — советский и российский , разработавшая метод Вагановой — технику, заимствованную из методов обучения старой Императорской балетной школы (сегодня Академия Вагановой). Русского балета ) под руководством премьер-министра балета Мариуса Петипа на протяжении середины-конца XIX века, хотя в основном на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Именно Ваганова усовершенствовала и превратила эту форму преподавания искусства классического балета в работоспособную программу. Ее «Основы классического танца» (1934) остаются стандартным учебником по обучению балетной технике . Ее техника сегодня является одной из самых популярных техник.
Биография
[ редактировать ]Ваганова родилась в Санкт-Петербурге в семье Акопа Ваганова, армянина из Астрахани , работавшего билетером в Мариинском театре . [ 1 ] [ 2 ] и русская мать.
Вся жизнь Вагановой была связана с Императорским балетом (позже Кировским балетом) Мариинского театра в Санкт-Петербурге . В 1888 году ее приняли в Императорское балетное училище , великое учреждение классического танца, основанное Анной Российской и финансируемое царем . Окончила Classe de Perfection бывшей примы-балерины Евгении Павловны Соколовой (ее также обучали Екатерина Вазем , Кристиан Йоханссон , Лев Иванов , Николай Легат и Павел Гердт ).
В первые годы учебы балет давался Вагановой нелегко, но постепенно, усилиями собственной силы воли, она смогла присоединиться к прославленному Императорскому балету после окончания учебы . К моменту ее звания солистки петербургские балетоманы прозвали ее королевой вариаций за безграничную виртуозность и уровень техники.
Старый маэстро Петипа мало заботился о Вагановой как о танцовщице – любое упоминание о ее выступлениях в его дневниках обычно сопровождалось такими комментариями, как «ужасно» или «ужасно». [ 3 ] В 1915 году балетмейстер Николай Легат выбрал Ваганову на роль богини Нирити в своей возрожденной версии великого балета Петипа 1889 года «Талисман» . Роль Вагановой имела большой успех и принесла ей звание примы . Тем не менее, через год она решила выйти на пенсию, чтобы сосредоточиться на преподавании.
Преподавать балет она начала в 1916 году в Училище Балтийского флота, которое основал и возглавил Аким Волынский . [ 4 ] В 1921 году Ваганова начала преподавать в Хореографическом училище , так в то время называлось бывшее Императорское театральное училище, расположенное на улице Росси (после революции балетное отделение было отделено от Драматического и Музыкального). Хотя у нее действительно была достойная карьера танцовщицы, ее лидерство в преподавании классического танца обеспечило ей одно из самых уважаемых мест в истории балета. Ее собственная ранняя борьба с расшифровкой балетной техники многому ее научила. Она обучала студентов, которые впоследствии стали легендами танца.
После Октябрьской революции будущее балета в России выглядело мрачным из-за его традиции придворного развлечения. Ваганова «боролась изо всех сил», по ее словам, за сохранение наследия Мариуса Петипа и Императорского балета. С 1931 по 1937 год была художественным руководителем балета Ленинградского театра оперы и балета ( Кировский балет ). В 1933 году она поставила классическую версию « Лебединого озера» Льва Иванова и Мариуса Петипа с Галиной Улановой в роли Одетты, Ольгой Жордан в роли Одиллии и Константином Сергеевым в роли принца Зигфрида. В 1935 году она возродила «Эсмеральду» частично с помощью собственной хореографии.
В 1934 году она опубликовала свою знаменитую книгу «Основы классического танца» : она выдержала не менее шести изданий в России и была переведена на многие языки. [ 5 ] В том же году Ваганова (вместе с Борисом Шавровым) выступила инициатором создания в Ленинградской консерватории педагогического факультета подготовки будущих преподавателей балета, которым она стала руководить. Там некоторые из выпускников танцевальной школы стали ее учениками. Важнейшие имена в преподавании танца — Вера Костровицкая (автор «100 уроков классического танца» и «Школы классического танца с А. Писаровым»), Надежда Базарова и Варвара П. Мей (авторы « Азбуки классического танца» Танец ).
Среди танцевальных выпускниц Вагановой были выдающиеся советские балерины Марина Семёнова , Ольга Иордан , Галина Уланова , Татьяна Вечеслова , Фея Балабина , Наталья Дудинская , Галина Кириллова , Алла Шелест , Нинель Петрова , Нонна Ястребова , Ольга Моисеева , Людмила Сафронова , Нинель Кургапкина , Алла Осипенко и Ирина Колпакова среди многих других. Ее преподавание сочетало в себе элегантный, утонченный стиль старой французской школы, которой Ваганову обучал Кристиан Йоханссон , красоту и плавность движений рук старой русской школы, сильную и виртуозную технику ног итальянской школы с более энергичным танцем, развитым в Советский Союз . Последний раз она окончила школу в 1951 году — незадолго до смерти.
Она также в течение многих лет вела класс совершенства для танцовщиц Кировского балета до 1951 года, когда ее на посту преподавателя сменила Наталья Дудинская .
Вскоре после ее смерти, 1 ноября 1951 года, в ее честь было переименовано Хореографическое училище на улице Росси; в 1961 году она получила звание «академической», а в 1991 году стала носить название « Академия русского балета имени Вагановой ».
Распространение метода Вагановой не ограничивается внутри России. Он широко использовался как метод обучения балету в Украине. [ 6 ] Германия [ 7 ] и Китай. [ 8 ] Государственная балетная школа Берлина — балетная школа в Германии, использующая метод Вагановой. [ 7 ] В американских балетных школах растет тенденция использовать метод Вагановой в качестве метода обучения. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kazinyan, Aris (25 June 2009). "УРОКИ ТАНЦА АГРИППИНЫ ВАГАНОВОЙ" . Golos Armenii (in Russian). Archived from the original on December 27, 2013.
Отец – Акоп Ваганов - перебрался в Петербург из Астрахани, где еще со времен Иван Грозного существовала богатая армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и особого капитала в Астрахани не нажил. Служил унтер-офицером, а после отставки переехал в российскую столицу; слыл большим любителем танцев, а посему по приезде обратился в Мариинский театр на место скромного капельдинера.
- ^ Амиржамзаева, О. А.; Усова, Û. В. (2002). Самые знаменитые мастера балета России (in Russian). Вече. p. 34.
- ^ Гарафола, Линн (2005). Наследие танца ХХ века . Мидлтаун (Коннектикут): Издательство Уэслианского университета. п. 22 . ISBN 0819566748 .
- ^ Уайт, Джон (2009). Передовые принципы преподавания классического балета . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. п. 164. ИСБН 978-0813032979 .
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен (2015). Энциклопедия мирового балета . Роуман и Литтлфилд. п. 316. ИСБН 978-1442245266 .
- ^ Микале, Дженнифер. «Исследование балетного образования в Украине – Binghamton News» . Новости - Бингемтонский университет . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Берлинской государственной балетной школе предъявлены обвинения в злоупотреблениях – DW – 09.09.2020» . dw.com . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Эрнандес, Хавьер К. (28 июля 2022 г.). « Принцы тоже могут быть азиатами»: танцор ломает барьеры в балете» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ https://repository.tcu.edu/bitstream/handle/116099117/59361/Russell__Ashley-Honors_Project.PDF_A.pdf . Проверено 5 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1879 рождений
- 1951 смертей
- Хореографы Мариинского театра
- российские женщины-хореографы
- Народные артисты РСФСР.
- Лауреаты Сталинской премии
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Балерины Российской Империи.
- преподаватели русского балета
- Просветители XIX века из Российской империи
- Советские балерины
- Советские педагоги
- Выпускники Вагановой
- Выходцы из Российской империи армянского происхождения
- Музыканты из Санкт-Петербурга