Кристиан Йоханссон

Пер Кристиан Йоханссон (1 июня 1817 — 12 декабря 1903) — педагог, хореограф и балетмейстер Русского Императорского балета . Он работал в Шведском королевском балете в 1829–41 и в Императорском русском балете в 1841–66.
Он родился в Стокгольме , Швеция, переехал в Россию как танцор и остался одним из самых важных учителей в истории России. В России его помнят как олицетворение артистической красоты танцора. Он начал преподавать в 1860 году и к 1869 году стал ведущим преподавателем балета в Императорском балетном училище . Он оставался там до своей смерти в 1903 году. Йоханссон учился у Бурнонвиля и был партнером великой балерины Мари Тальони .
Жизнь
[ редактировать ]Карьера в Швеции
[ редактировать ]Йоханссон дебютировал на сцене Королевского оперного театра в Стокгольме. Он стал студентом Шведского королевского балета Шведской королевской оперы в 1829 году и был ведущим танцором в 1837-40 годах. В 1830-е годы его называли одним из мужских звезд балета наряду с Андерсом Селиндером , Вильгельмом Петтерссоном и Карлом Вильгельмом Сильфвербергом . [ 1 ]
, от природы одаренный прекрасным танцором, Наследный принц Оскар финансировал свое обучение у великого датского хореографа Августа Бурнонвиля . [ 2 ] Проучившись у Бурнонвиля в Копенгагене два года, Йоханссон заслужил право называться его ученицей и обучался французскому классическому стилю la belle danse . Красивая, гибкая и изящная в лучших традициях французской школы Йоханссон привлекла внимание критиков. Кроме того, великая балерина-романтик Мари Тальони поставила условием своей помолвки в Стокгольме, чтобы Йоханссон была ее партнершей.
Йоханссон продолжал сотрудничать и с другими великими балеринами, особенно во время своего пребывания в Санкт-Петербурге. Среди них были Фанни Эльсслер , Карлотта Гризи , Адель Гранцов, Елена Андреянова , Татьяна Смирнова, Марфа Муравьева, Надежда Богданова и Фанни Черрито .
Карьера в России
[ редактировать ]Его переезд в Россию в 1841 году помог Йоханссону карьере танцовщицы. В то время в Европе мужчина танцор- пользовался меньшим значением, чем балерина . Только в Петербурге танцовщик мог добиться большого успеха и выступать там соло, а не выступать только в качестве партнера балерины. великих артистических талантов Мариуса Петипа , Жюля Перро , Артюра Сен-Леона Возможно, этим и объясняется появление в Русском Императорском балете и самого Йоханссона.
Его сценическая карьера длилась четыре десятилетия и включала сотни балетов . Когда оно закончилось в 1883 году, он продолжил преподавать в Императорском балетном училище на Театральной улице в Петербурге, чем занимался уже десять лет. не появилось ни одной балерины, К концу XIX века на сцене Мариинского театра которая не училась бы у Иоханссон ни в Императорском балетном училище, ни в Театральном классе совершенства .
Высокий и худой, с, казалось бы, идеальной осанкой, стареющий Йоханссон появлялся в балетном классе с маленькой скрипкой и толстой палкой. Он использовал это, чтобы сохранить музыкальный ритм под бормотанием музыки. Иногда палку откладывали в сторону, и вместо меланхоличного голоса скрипка пела и оживляла класс простыми мелодиями из балетов его юности. Это был новый подход к относительно суровой атмосфере школы. Спокойный, воспитанный человек, он подавал пример доброжелательности и вызывал восхищение у студентов.
Among his students: his daughter Anna Johansson , Pavel Gerdt , Platon Karsavin , Tamara Karsavina , Nikolai Legat , Sergei Legat , Olga Preobrajenska , Maria Gorshenkova , Mathilde Kschessinska , Evgenia Sokolova , Praskovia Lebedeva , Varvara Nikitina , Agrippina Vaganova , Anna Pavlova , Marie Petipa etc.
Наследие
[ редактировать ]Ученики Йоханссона были не единственными, на кого он повлиял. Императорский балетмейстер часто Мариус Петипа наблюдал за его занятиями, смотрел и вспоминал. После этих визитов Йоханссон со смехом говорила: «Старичок снова что-то у меня крадет…» По правде говоря, Петипа обычно отправлял к Йоханссон танцоров-мужчин, чтобы они поставили их вариации. Танцоры иногда узнавали классные комбинации своего учителя в балетах Петипа. Доказано, что Йоханссон сам создал и поставил большинство мужских вариаций в Петипа/ Чайковского балете «Спящая красавица» (1890).
Дочь Кристиана Йоханссона, балерина Анна Христиановна Йоханссон (1860–1917), была знаменитой солисткой Санкт-Петербургского Императорского балета и исполняла роли почти во всех важных премьерах конца XIX века. Среди созданных ею ролей были: фея Канари que chant и Фея Бриллиантов в Pas de Quatre Драгоценных камней из оперы Петипа "Спящая красавица" (1890), Аврора, богиня зари Петипа в "Пробуждении Флоры" (1894), и ведущая балерина Вальса цветов на премьере «Щелкунчика» (1892).
Ссылки
[ редактировать ]- Фредрик Август Дальгрен: Список шведских пьес, поставленных в театрах Стокгольма 1737–1863 годов и Конгле. Сотрудники театров 1773-1863 гг. С несколькими примечаниями.
- Нильс Персон: Шведский театр: некоторые примечания 7. В период Карла Юхана: 1835-1838 гг.
- https://sok.riksarkivet.se/sbl/Presentation.aspx?id=12134