Пробуждение Флоры
Пробуждение Флоры | |
---|---|
![]() Матильда Кшесинская в роли богини Флоры (справа) и Вера Трефилова в роли бога Купидона (слева) в оригинальной постановке «Пробуждение Флоры» , 1894 год. | |
Хореограф | Мариус Петипа |
Музыка | Риккардо Дриго |
Либретто | Мариус Петипа и Лев Иванов |
Премьера | 6 августа [ OS 25 июля] 1894 г. (Петергоф) 20 января [ OS 8 января] 1895 г. (Императорский Мариинский театр) Санкт-Петербург, Россия |
Дизайн | Mikhail Bocharov |
Жанр | Анакреонтический балет |
Пробуждение Флоры ( англ. Le Réveil de Flory ), ( рус. «Флора», «Пробуждение Флори» ) — балет анахроничный одноактный с хореографией Мариуса Петипа и музыкой Дриго Риккардо Льва Иванова . [ 1 ] Впервые представлен Императорским балетом в Петергофском дворце 6 августа [ OS 25 июля] 1894 года.
История
[ редактировать ]Одноактный балет Мариуса Петипа и Риккардо Дриго «Пробуждение Флоры» изначально был создан как праздничная пьеса в честь свадьбы дочери императора Александра III , великой княгини Ксении , с великим князем Александром Михайловичем . [ 2 ] Их свадьба состоялась в соборе Петергофа Петропавловском 6 августа [ OS 25 июля] 1894 года перед всей императорской русской аристократией, императорским двором, иностранной королевской семьей и другими видными членами общества. Три дня спустя, 9 августа [ OS 28 июля] 1894 года, свадебная вечеринка и гости присутствовали на роскошном спектакле в недавно отреставрированном императорском театре Петергофа, где был представлен «Рассвет Флоры». впервые после второго акта Шарля Гуно » «Ромео и Джульетта .
«Пробуждение Флоры» вскоре было перенесено на сцену Императорского Мариинского театра , где оно впервые было исполнено 20 января [ OS 8 января] 1895 года в том же составе. [ 1 ] Это выступление состоялось во время прощального бенефиса балерины Марии Андерсон , которая была вынуждена досрочно выйти на пенсию после получения ожогов в результате пожара в театре. [ 3 ]
«Пробуждение Флоры» получило высокую оценку современных критиков, а критик « Санкт-Петербургских ведомостей» заявил, что балет «... был одним из тех шедевров, которыми Мариус Петипа сделал подарок балетной сцене».
Музыка Риккардо Дриго также получила признание и была выпущена в оркестровой перегородке и фортепианной обработке музыкальным издателем Циммерманом в 1914 году.
хореография «Пробуждения Флоры» была ошибочно указана как совместная работа Мариуса Петипа и второго мэтра балета В оригинальной печатной театральной программе Императорского балета Льва Иванова . [ 2 ] В обзоре в «Санкт-Петербургской газете» первого повтора балета хореография также была приписана Петипа и Иванову. Это заставило Мариуса Петипа написать в газету корректирующее письмо:
В нет. В № 201 вашей уважаемой газеты было сообщено не вполне точное сообщение о постановке балета «Пробуждение Флоры» . Программу балета создали мы с Л. И. Ивановым совместно, (но) постановка танцев и мизансцены принадлежат исключительно мне; Г-н Л. И. Иванов в них не принимал участия. [ 1 ]
Балерина Анна Павлова сокращенную версию «Пробуждения Флоры» включила в репертуар своей гастрольной труппы . Дирижер Ричард Бонинг записал сокращенную версию партитуры Дриго, написанную Павловой для его пластинки 1974 года «Homage to Pavlova» с Лондонским симфоническим оркестром . [ 4 ]
Возрождение 2007 года Сергея Вихарева
[ редактировать ]Последнее выступление «Левей де Флор» состоялось в 1919 году. [ 5 ] Хореография Мариуса Петипа для балета была задокументирована в методе хореографической записи Степанова вскоре после его премьеры в 1894 году, став одним из первых балетов, записанных этим методом. Сегодня эта нотация является частью Сергеевской коллекции , хранящейся в библиотеки Гарвардского университета театральной коллекции .
В 2005 году хореограф и историк Сергей Вихарев использовал эту хореографическую нотацию для подготовки к возрождению оригинальной постановки «Пробуждения Флоры» для балета Мариинского театра . В постановке были использованы декорации и костюмы по оригинальным эскизам, а партитура Риккардо Дриго была восстановлена по оригинальной рукописной рукописи, хранящейся в архиве нотной библиотеки Мариинского театра. [ 5 ]
Впервые постановка была представлена на VII Международном фестивале балета 12 апреля 2007 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. В главных ролях были Евгения Образцова в роли богини Флоры, Ксения Острейковская в роли богини Авроры, Светлана Иванова в роли богини Дианы, Владимир Шкляров в роли бога Зефира, Максим Чащееров в роли бога Аполлона, Валерия Мартынюк в роли бога Купидона, Алексей Тимофеев в роли богини Флоры . Бог Меркурий и Дарья Сухорукова в роли Богини Гебы. [ 5 ]
Сергей Вихарев прокомментировал газете «Санкт-Петербург Таймс» , что балет «... похож на богато украшенное яйцо Фаберже». [ 6 ]
Сергея Вихарева Возрождение «Ревейля де Флор» было удостоено премии «Золотая маска» 2007 года .
Роли и оригинальный состав
[ редактировать ]Роль | Санкт-Петербург 1894 г. |
---|---|
Флора , богиня весны | Матильда Кшесинская |
Диана , богиня Луны | Olga Leonova |
Аквилон , бог северного ветра | Александр Горский |
Аврора , Богиня Рассвета | Анна Йоханссон |
Аполлон , бог Солнца | Павел Гердт |
Зефир , бог западного ветра | Николай Легат |
Купидон , бог любви | Вера Трефилова |
Меркурий , посланник богов | Сергей Легат |
Геба , богиня молодости | Клавдия Куличевская |
Краткое содержание танцев и сцен
[ редактировать ]Список сцен и танцев «Пробуждения Флоры» взят из фортепианной партитуры, опубликованной в 1914 году. [ 7 ]
- №01 Прелюдия
- №02 Танец Дианы – ноктюрн
- №03 Внешний вид «Везерлайта»
- №04 Сцена и танец росы – скерцо
- №05 Появление Авроры
- №06 Фейк
- №07– Вход Аполлона
- №07–b Вход в Зефир
- №07–c Выход Купидона вслед за амурами – пиццикато
- №08 Никаких действий—
- -имеет. Этапы сцены и ансамбля
- -б. Зефирный вариант
- — с. Вариация Флоры
- —д. Большой кодовый вальс
- №09 Прибытие и сцена Меркурия, Ганимеда и Гебы
- №10 Великие марши – вакханалия
- №11 Большой шаг
- №12 Общий галоп
- №13 Апофеоз: Слава Олимпа
Либретто
[ редактировать ]Взято из оригинальной опубликованной партитуры 1894 года. [ 7 ]
Таблица 1 — Сейчас ночь. Флора, богиня весны, глубоко спит со своими нимфами; Диана, богиня Луны, охраняет их покой. С приближением рассвета в воздухе чувствуется свежесть. Диана прячется в облаках.
Таблица 2 — Аквилон, северный ветер, бурно несется над местностью; его холодное дыхание ветра пробуждает Флору и заставляет ее искать убежища в листве. Появление леденящей росы приводит Флору в отчаяние, и она умоляет Аврору, богиню зари, помочь им.
Таблица 3 — Аврора утешает Флору нежными ласками и объявляет, что за ней следует Аполлон, бог дня, который положит конец их страданиям. Аврора, Флора и ее нимфы исполняют вальс.
Таблица 4. С появлением великолепного Аполлона все оживляется. Пораженный красотой Флоры, Аполлон целует ее. По его зову Зефир, бог нежного западного ветра, прилетает в объятия своей возлюбленной Флоры. За ним следует Купидон и ее маленькие любовники. «Ты должна быть его помощницей, — говорит ей Аполлон, — такова воля богов». Все в восторге; Амур, амуры и нимфы радуются счастью влюбленного. классическое па д'экшн Исполняется .
Таблица 5 — Меркурий, посланник богов, объявляет Гебе, богиню юности, и Ганимеда, виночерпия богов. Они преподносят Флоре и Зефиру чашу нектара и заявляют, что Юпитер подарил им вечную молодость.
Таблица 6 — Шествие. Колесницу Вакха и Ариадны сопровождают вакханки, сатиры, фавны, сильваны и другие. финал . Все собравшиеся исполняют гран-па, после чего следует зажигательный
Апофеоз — открывается Олимп; Появляется Юпитер, Юнона, Нептун, Вулкан, Минерва, Церера, Марс, Плутон, Прозерпина, Венера и другие.
Па-де-катр Ла Розера
[ редактировать ]В 2004 году педагог и хореограф Юрий Бурлака создал па-де-катр под названием «Розере» для студенческой хореографической мастерской Большого театра . [ 8 ] Па -де-катр «Розера» было основано на темах балета Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры» , в котором четыре балерины выступали в роли греко-римских божеств Дианы, Авроры, Гебы и Флоры. [ 8 ] В хореографии па-де-катра использованы ноты четырех вариаций, найденные в материалах полнометражного «Пробуждения Флоры» Сергеевского собрания. Музыка была взята из партитуры «Reveil de Flore», а также из других произведений Дриго. [ 8 ] Сегодня па-де-катр «Розере» стало популярным произведением как в балетных академиях, так и в профессиональных труппах по всей России, а его вариации часто исполняются на балетных конкурсах.
Галерея
[ редактировать ]-
Фронтиспис опубликованной фортепианной обработки партитуры Дриго к «Пробуждению Флоры» , 1914 год.
-
Матильда Кшесинская в роли богини Флоры (слева) и Вера Трефилова в роли бога Купидона (справа) в «Пробуждении Флоры» , 1894 год.
-
Карикатура на Михаила Фокина в образе бога Меркурия в «Пробуждении цветка» братьев Николая и Сергея Легатов, ок.
-
Михаил Фокин в роли бога Меркурия в «Пробуждении Флоры» , около 1901 года.
-
Анна Йоханссон в роли богини Авроры в фильме «Пробуждение Флоры» , 1894 год.
-
Виктор Баранов в роли бога Аполлона , Евгения Образцова в роли богини Флоры и Максим Чащееров в роли бога Зефира с кордебалетом в реконструкции балета Мариинского театра «Пробуждение Флоры» . Св. Петербург, 2007 г.
-
Апофеоз «Слава Олимпа» из реконструкции балета Мариинского балета «Пробуждение Флоры» . Санкт-Петербург, 2007 г.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уайли, Роланд Джон (1997). Жизнь и балеты Льва Иванова . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198165675 .
- ^ Jump up to: а б Celebration at Peterhof, Ezhegodnik Imperatorskikh Teatrov . St. Petersburg Imperial Theatres, 426-9. 1894.
- ^ Уайли, Роланд Джон (1985). Балеты Чайковского . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Манчестер, PW На вкладыше к пластинке «Homage to Pavlova» (CSA 2232) . Декка Рекордс. 1974.
- ^ Jump up to: а б с Сувенирная программа к постановке балета Мариинского театра «Пробуждение Флоры» . Государственный академический Мариинский театр. 2007.
- ^ « Пробуждение Флоры : Балет Мариинского театра» . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Дриго, Риккардо Эухенио (1914). Фортепианная партитура "Цветочного следа " Циммерман.
- ^ Jump up to: а б с Бурлака, Юрий (2016). «Проблема реконструкции хореографии М.И. Петипа (балеты «Корсар» и «Пробуждение Флоры»)». Вестник Академии Русского Балета. А.Ю. Ваганова (на русском языке) (УДК 792.8): 53–63.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Балеты Мариуса Петипа
- Балеты Льва Иванова
- Балеты Риккардо Дриго
- Премьеры балета 1894 года.
- Премьера балетов состоялась в Петергофском театре
- Аврора (мифология)
- Диана (мифология)
- Аполлон
- Амур
- Меркурий (мифология)
- Произведения по мотивам классической мифологии
- Греческие и римские божества в художественной литературе
- Флора (мифология)