Золушка (Фитинхоф-Шелл)
Золушка | |
---|---|
![]() Императорского балета Итальянская балерина Пьерина Леньяни в костюме к I акту спектакля «Золушка» . Санкт-Петербург, 1893 год. | |
Хореограф | Энрико Чекетти (Деяния I и III) Лев Иванов (Акт II) Под руководством Мариуса Петипа. |
Музыка | Барон Борис Фитофф-Шелл |
Либретто | Countess Lidiya Pashkova and Ivan Vsevolozhsky |
Премьера | 17 декабря [ OS 5 декабря] 1893 г. Императорский Мариинский театр , Санкт-Петербург, Россия |
Дизайн | Генрих Леговт (действие I) Matvey Shishkov (act II) Mikhail Bocharov (act III) |
Жанр | Балет-фея |
«Золушка» это в трёх действиях, хореография ( первый и третий акты ( Петипа руководством балет — -феерия Энрико Чекетти ) и Льва Иванова второй акт) под Мариуса . Музыка — барон Борис Фитингоф-Шелл ; либретто Лидии Пашковой (en: Lidia Alexandrovna Pashkova) и Ивана Всеволожского . Впервые он был представлен Императорским балетом 17 декабря [ OS 5 декабря] 1893 года в Императорском Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Петербург , Российская империя .
Роли и оригинальный состав
[ редактировать ]Роль | Санкт-Петербург 1893 г. |
---|---|
Золушка [ 1 ] | Пьерина Леньяни |
Прекрасный принц | Павел Гердт |
Фея-крестная/Добрая фея | Анна Йоханссон |
Кавалер Пиньяроль, отец Золушки | Тимофей Стуколкин |
Генриетта, мачеха | Джузеппина Чекетти |
Алоиза, сводная сестра | Мария Андерсон |
Одетта, сводная сестра | Матильда Кшесинская |
Король | Николай Аистов |
Королева | Александра Оголейт |
Чемберлен | Алексей Булгаков |
Гран Па солист | Клавдия Куличевская |
Ведущий церемоний | Ivan Voronkov |
История
[ редактировать ]Либретто « Золушки» критиковали за то, что в нем больше внимания уделялось зрелищу, чем драме и повествованию. Тем не менее, спектакль имел огромный успех благодаря овациям, устроенным итальянской балерине Пьерине Леньяни в главной роли. На премьере она произвела фурор в Мариинском театре и получила всеобщую оценку петербургской критики, а критик «Петербургской газеты» сообщил, что ее танец достиг уровня «... беспрецедентного совершенства». Театральный критик «Петербургского списка» сообщал, что Леньяни выполняла «...самые головокружительные трудности балетной техники с абсолютной легкостью, без малейшего напряжения и утомления...» , и что она «...обнаружила такое совершенство техники и такую силу, которую трудно себе представить». Далее он заявил, что Леньяни «...бесспорно следует считать одним из величайших виртуозов хореографии, которых когда-либо видел Петербург».
Самой знаменитой сценой Золушки был бал в тронном зале замка во втором акте, который включал в себя тщательно продуманное Grand Pas d'action для персонажей Золушки, Принца, солистов и кордебалета . Также успешными были впечатляющие Ночные картины Акта III, представляющие Нил , Гранаду и Париж , где каждый номер начинался с танцоров и декораций, поднимающихся из озера позади сцены по взмаху палочки Доброй Феи.

Премьера «Золушки» стала первым спектаклем в России, в котором балерина исполнила 32 последовательных фуэте на турнире , которые исполнила Пьерина Леньяни в главной партии. Историк балета Константин Скальковский , работавший танцевальным критиком « Петербургской газеты» на рубеже XX века, так отзывался о подвиге Леньяни: «…в последнем акте Леньяни положительно превзошла саму себя. Когда Эмма Бессоне танцевала главную роль в « « Харлемский тюльпан » она исполнила 14 фуэте. В своей вариации Леньяни исполнила 32 из них, не останавливаясь и не отступая ни на дюйм! Публика с восторгом аплодировала балерине и заставила ее повторить и эту вариацию. На повторе она все-таки сделала 28 фуэте. Считать их стало любимым занятием публики».
«Золушку» Позже Лев Иванов поставил для Большого театра Москвы 19 , первый спектакль состоялся 31 июля [ OS июля] 1898 года. Иванов руководил возрождением второго акта прощального бенефиса Пьерины Леньяни 5 февраля [ OS 23 января] 1901 г. Это окажется последнее исполнение какой-либо части балета.
Партитура Фитинхоф-Шелла к «Золушке» никогда ни в какой форме не публиковалась. Единственная часть партитуры, которая до сих пор слышна, — это женская вариация в ритме польки , исполняемая в версии так называемого « Корсарского па-де-де » Мариинского театра .
Краткое содержание сцен и танцев
[ редактировать ]Взято из оригинального печатного либретто 1893 года.
Акт I
- № 01 Танцевальная игра поваров
- № 02 Танцевальная сцена
- № 03 Мимическая сцена из Золушки
- № 04 Нет искры
- № 05 Появление благотворной феи
- № 06 Проведение урока
- № 07 Шествие и выезд Золушки на бал
Акт II
- № 08 Приход гостей
- № 09 Вход короля и королевы
- № 10 Прием послов
- № 11 Появление Золушки
- № 12 Русский танец
- № 13 Польский танец
- № 14 Большой шаг к действию
- № 15 Побег Золушки
Акт III
- № 16 Мимическая сцена из спектакля «Золушка и добрая фея»
- №17 Проход и вход гостей
- № 18 Явление Золушки, благодетельной феи и принцесс ночи
- № 19 Никаких принцесс Ночи и Феи Солнца
- № 20 Ночь Нила
- № 21 Ночь Гранады
- № 22 Парижская ночь
- № 23 Танец четырех стихий – Земли, воды, воздуха и огня
- № 24 Большой шаг
- № 25 Апофеоз
Краткое содержание
[ редактировать ]АКТ I – Большая кухня
сцена 1
При поднятии занавеса кухарка Джанна и ее посудомойки заняты приготовлением ужина, но как только Джанна покидает кухню, посудомойки бросают свои обязанности и начинают танцевать и играть с кастрюлями и сковородками. Джанна возвращается, видит их проказы и строго приказывает им вернуться к делу; они не обращают на нее внимания, и Джанна, увлеченная их весельем, начинает танцевать с ними. Слышен звонок. Джанна теперь решительно приказывает своим помощникам успокоиться; в растерянности они спешат обратно на свои места.
сцена 2
Алоиза и Одетта торопливо входят в поисках своей младшей сестры, которая поможет им одеться к балу. Увидев, что Золушки нет, они приказывают судомойкам немедленно ее найти. Сестры в ужасном беспокойстве. Приближается час их отъезда на царское торжество, а их туалеты еще не закончены; они начинают прихорашиваться, злясь и удивляясь отсутствию Золушки.
сцена 3
Золушка вбегает со снопом соломы в руках; ее сестры бросаются толкать и щипать ее, заставляя страдать их бедную сестру, затем приказывают ей привести в порядок их туалеты, что Золушка охотно пытается сделать. Довольные сестры начинают мечтать и хвастаться друг перед другом своими успехами на балу. Подсмеиваясь над Золушкой, они танцуют и заставляют танцевать и ее. Входят их родители и заставляют дочерей собираться уходить. Тщетно Золушка умоляет родителей и сестер взять ее с собой. Ее сестры смеются, а отец строго приказывает ей оставаться дома и заниматься домашними делами.
сцена 4
Одинокая и грустная Золушка мечтает о радостях бала, представляя себе танцы, но понимая, что не может пойти, и спешит по своим делам. Очаг разгорается; Золушка с удивлением наблюдает, как из камина вылетают живые искры. Они окружают ее; в восторге, она любуется ими и танцует с ними.
сцена 5
Появляется Добрая Фея; Крестная мать и защитница Золушки. Пораженная доброжелательностью и терпением, с которыми Золушка переносит свое незаслуженное унижение, она обещает исполнить любое ее желание. Золушка просится на королевский бал. Фея с удовольствием соглашается, но с условием, что она останется не позднее полуночи: с последним ударом двенадцати часов вся дарованная ей роскошь исчезнет. Золушка радостно благодарит Добраю Фею, по мановению руки которой появляется блестящий кортеж. Феи-служанки помогают Золушке подготовить наряд к балу и надеть великолепные туфельки. Фея, когда Золушка одета должным образом, дает ей урок манеры поведения и торопит ее уйти, напоминая о поставленном ею условии.
АКТ II – Тронный зал замка
сцена 1
Придворные собрались, чтобы поприветствовать короля, и прогуливались в ожидании его прибытия; некоторые ведут оживленную беседу о празднике. Церемониймейстер объявляет королевскую семью; придворные спешат на свои места.
сцена 2
Королевская чета входит и занимает свои места, Прекрасный Принц стоит рядом с ними. Гости, в том числе семья Пиньяролей, выражают свое глубокое почтение королеве и королю. Король, восхищенный красотой дочерей кавалера Пиньяроля, предлагает им занять место рядом с троном.
сцена 3
В этот момент звучат трубы герольда, возвещающие гостей из Москвы и Польши, которые, очарованные их приемом, засвидетельствуют свое почтение королю и занимают свои места. Вбегает камергер и сообщает о прибытии неизвестной принцессы в сопровождении блестящей свиты. Общее возбуждение; Принц спешит навстречу незнакомцу.
сцена 4
Входит Золушка; Прекрасный принц, почтительно предлагая руку, представляет ее королю, королеве и двору. Зрителей поражают красота и блестящий туалет неизвестной принцессы. Пиньяроли поражаются поразительному сходству незнакомца с их младшей дочерью, оставшейся дома. Принц оказывает свое внимание вновь прибывшей принцессе, а король и королева приглашают ее занять место рядом с ними; это заставляет Алоизу и Одетту затаить злобу и завидовать неизвестному гостю. Принц приказывает церемониймейстеру начать бал; Принц принимает участие, танцуя только с принцессой, восхищенной ее красотой. Одетта и Алоиза также принимают участие в танцах и пытаются привлечь внимание принца, но он очарован красотой Золушки.
сцена 5
Часы начинают бить полночь. Золушка, очарованная вниманием Принца, совершенно забывает о состоянии Доброй Феи. С последним ударом двенадцати она внезапно вспоминает и быстро удаляется в тот момент, когда ее мать подходит к принцу и вовлекает его в разговор. Золушка, богатый наряд которой превратился в простой, старается покинуть королевский дворец незамеченной. Принц, наблюдая за исчезновением прекрасной незнакомки, приказывает своему камергеру следовать за ней, но в этот момент входит паж и дает принцу туфлю, которую потеряла принцесса. Князь, любуясь туфелькой, приказывает объявить по всей стране, что он выберет себе в невесту ту женщину, которой подойдет туфля по ноге.
АКТ III – Фантастический сад в замке принца
сцена 1
По саду время от времени прогуливаются слуги и пажи, готовящиеся к торжеству Князя. Входит принц со своей свитой, желая узнать, исполнены ли его желания и появилась ли прекрасная незнакомка. Камергер успокаивает принца, добавляя, что принцесса, вероятно, здесь. Не соглашаясь с заверениями камергера, принц приглашает короля и королеву на бал.
сцена 2
На следующий день после бала Золушка, желая еще раз увидеть принца и найти потерянную туфельку, приходит в королевский сад. Услышав шаги, она в испуге прячется в кустах, в отчаянии падает на колени и молит крестную помочь ей.
сцена 3
Появляется Добрая Фея и, желая снова помочь своей любимице, все равно упрекает ее в том, что она не подчинилась и не вернулась вовремя домой. Золушка умоляет Добраю Фею о прощении и просит ее помочь. Звучат трубы; герольд объявляет, что Прекрасный принц выберет своей невестой женщину, чья нога подойдет к найденной туфле. Золушка хочет присутствовать на празднике, чтобы увидеть его снова, и умоляет Фею отпустить ее на бал. Фея с радостью соглашается; они уходят.
сцена 4
Входят король и королева вместе с принцем и другими приглашенными на праздник. Принц просит собравшихся красавиц примерить туфельку, но их усилия тщетны; тапочки не подходят ни к одному из них. Вестник объявляет о доброй фее с Золушкой. Принц предлагает Золушке тоже примерить туфельку, и, ко всеобщему удивлению, туфелька подходит и держится на ее ноге. Зрители поражены красотой Золушки, и принц в восторге признается ей в любви; ее сестры просят прощения за плохое обращение с ней. Она прощает их, и герольды объявляют Золушку невестой принца. Их поздравляет весь двор.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уайли, Роланд Джон (1997). Жизнь и балеты Льва Иванова . Кларендон Пресс, Оксфорд.