Золушка или хрустальная туфелька
Золушка или хрустальная туфелька | |
---|---|
Продолжительность: 23 минуты 40 секунд. | |
Режиссер | Жорж Мельес |
На основе | " Золушка " Шарль Перро |
Продюсер: | Шарль Пате |
Под редакцией | Фердинанд Зекка |
Производство компания | |
Распространено | Пате Фрер |
Дата выпуска |
|
Страна | Франция |
Язык | Тихий |
«Золушка, или хрустальная туфелька» ( фр . Cendrillon ou la Pantoufle bleue ) — французский немой фильм 1913 года режиссёра Жоржа Мельеса по мотивам сказки Шарля Перро .
Производство
[ редактировать ]Мельес ранее адаптировал «Золушку» тринадцатью годами ранее в фильме 1899 года , который стал его первым большим успехом. [ 1 ] 1913 года «Золушку» можно считать ремейком более раннего фильма, но оба они взяты из оригинальной сказки Перро. [ 2 ]
Фильм был снят летом и осенью 1912 года. [ 3 ] Сам Мельес играет посланника принца, который ищет владельца хрустальной туфельки. [ 4 ] Его дочь, Жоржетта Мельес, вероятно, была одной из двух операторов (каждый из фильмов Мельеса, начиная с 1902 года, снимался двумя камерами одновременно для международного проката). [ 5 ]
Луиза Лагранж , которая позже появится во многих французских и голливудских фильмах, играет одну из сестер Золушки. В беседе с авторами Национального центра кино издания «Essai de reconstitution du Catalog français de la Star-Film» она вспомнила о доброте и вежливости Мельеса, а также о его скрупулезном усердии во время съемок сцен со спецэффектами. [ 6 ] Предполагается, что сестра Лагранжа Марта Вино также сыграет в фильме неустановленную роль. [ 5 ] Прекрасного Принца тоже играет актриса. [ 7 ] Для сцены, в которой суд ищет владельца туфельки, Мельес повторно использовал декорации на городской площади, которые ранее появлялись в его фильме 1906 года « Робер Макэр и Бертран» . [ 4 ] Спецэффекты в фильме создавались с использованием сценической техники , растворений и замещающих склеек . [ 6 ]
Как и все другие фильмы Мельеса, снятые в 1911 и 1912 годах, «Золушка» была снята под руководством Шарля Пате для его студии Pathé Frères . [ 4 ] Получив работу Мельеса, Пате поручил режиссеру Фердинанду Зекке отредактировать ее. Зекка сократил фильм - как сообщается, вдвое короче, чем планировал Мельес - и, вероятно, также ответственен за добавление сквозных эффектов и средних кадров, увиденных в фильме, поскольку эти приемы весьма необычны для стиля Мельеса. [ 4 ]
В 1944 году вдова Мельеса Жанна д'Альси заявила французской Cinémathèque française , что Зекка «уничтожил» фильм, вырезав лучшие сцены, в том числе ту, в которой тыквы мчатся друг с другом по саду. [ 6 ] Д'Альси утверждал, что редактирование было саботажем, призванным разрушить карьеру Мельеса. Это обвинение против Зекки так и не было доказано. [ 4 ] хотя резкие линейные правки предполагают, что работа Зекки простиралась до повторного редактирования всего фильма. [ 6 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Согласно рекламе, опубликованной в декабре 1912 года, выход фильма запланирован на 3 января 1913 года. [ 8 ] Рекламировалась как сказка в 2-х частях и 30 картинах по мотивам шедевра Шарля Перро . [ 9 ] В отличие от версии Мельеса 1899 года, фильм 1913 года не имел успеха у зрителей и экспонентов, по крайней мере, отчасти потому, что театральный стиль Мельеса за прошедшие годы вышел из моды. [ 10 ]
В книге о Мельесе 1979 года киновед Джон Фрейзер отметил, что, хотя вмешательство Зекки ясно различимо, «оставшийся фильм представляет собой приятный пример искусства Мельеса с несколькими особенно прекрасными эффектами». [ 10 ] В книге о сказочных фильмах 2010 года фольклорист Джек Зипес раскритиковал фильм за слишком сильную склонность к мелодраме и спецэффектам, что привело к некоторым «скучным сценам, в которых было мало комического облегчения», но также упомянул множество интересных особенностей, в том числе драматический обработка жестокого обращения сводных сестер с Золушкой, превращений фей и тщательно продуманного дела, связанного с хрустальной туфлей. [ 11 ]
Из двух оригинальных отредактированных негативов, созданных для фильма, [ 5 ] один сохранился в коллекции Французской синематеки . [ 12 ] Когда в 2013–2021 годах Синематека начала инициативу по цифровой реставрации 33 фильмов Мельеса из своей коллекции, «Золушка» была в числе фильмов, получивших высший приоритет; В сотрудничестве с Фондом Жерома Сейду-Пате Синематека также поручила композитору Лоуренсу Леэрисси записать новую фортепианную партитуру для реставрации. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 106.
- ^ Эссе 1981 , с. 353.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейзер 1979 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б с Мальтет 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Очерк 1981 года , с. 356.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 218.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 29.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 287. Дословный английский перевод: « Феерия в двух частях и тридцати сценах по мотивам шедевра Шарля Перро».
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер 1979 , с. 220.
- ^ Зипес 2010 , стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Капрон 2022 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Капрон, Таня (05 сентября 2022 г.), «Реставрации фильмов Жоржа Мельеса, фэнтези, положенное на музыку» , Cinematheque.fr , Cinémathèque Française
- Попытка воссоздать каталог французских звездных фильмов; за которым следует анализ каталога фильмов Жоржа Мельеса, перечисленных во Франции , Буа д'Арси: Служба архивов фильмов Национального центра кинематографии, 1981, ISBN. 2903053073 , OCLC 10506429
- Фрейзер, Джон (1979), Искусственно организованные сцены: фильмы Жоржа Мельеса , Бостон: GK Hall & Co., ISBN 0816183686
- Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, ISBN 9782732437323
- Мальтет, Жак (2016), «Жоржетта Мельес» , в Гейнс, Джейн; Ватсал, Радха; Далл'Аста, Моника (ред.), Проект женщин-пионеров кино , Центр цифровых исследований и стипендий, Библиотеки Колумбийского университета
- Зипес, Джек (2010), Зачарованный экран: неизвестная история сказочных фильмов , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 9781135853952