Дело Дрейфуса (сериал)
Дело Дрейфуса | |
---|---|
Режиссер | Жорж Мельес |
Производство компания | |
Распространено |
|
Дата выпуска |
|
Время работы | |
Страна | Франция |
Язык | Тихий |
Дело Дрейфуса ( фр . L'affaire Dreyfus ), также известное как Военный трибунал Дрейфуса , [ 3 ] — серия из одиннадцати короткометражных немых фильмов 1899 года Жоржа Мельеса . Каждая из одиннадцати одноминутных частей реконструирует событие из реального дела Дрейфуса , которое все еще продолжалось во время создания сериала. Сериал рассказывает о деле, начиная с ареста Альфреда Дрейфуса по подозрению в шпионаже, его заключения на Острове Дьявола и в Ренне , до суда над ним и осуждения за государственную измену; также включены связанные события, в том числе самоубийство главного обвинителя Дрейфуса, попытка неизвестного преступника убить адвоката Дрейфуса и публичный конфликт между фракциями сторонников и противников Дрейфуса. Сериал снят в сдержанном, реалистичном стиле, совершенно в отличие от более известных фэнтезийных фильмов Мельеса; сцены были инсценированы и разрекламированы так, чтобы точно предположить, что Дрейфус невиновен в шпионаже и его подставили.
Реальное «Дело Дрейфуса» привлекло огромное внимание как во Франции, так и в Великобритании, и в обеих странах по этому делу было снято множество фильмов. Версия Мельеса получила широкую огласку, а более поздние воспоминания и легенды утверждают, что в то время она вызвала значительный интерес и споры. Это остается самым известным примером инсценированной реконструкции текущих событий Мельеса (« реконструированная действительность »), и точно известно, что девять из одиннадцати частей сохранились.
Краткое содержание
[ редактировать ]Одиннадцать частей сериала рассказывают о событиях дела Дрейфуса с 1894 по сентябрь 1899 года. [ 4 ] месяц выхода сериала. [ 1 ] Ниже приводится краткое изложение основной сюжетной линии сериала. Информацию об отдельных платежах см. в разделе «Рассрочка» ниже.
В 1894 году Арман дю Пати де Клам подозревает французского военного капитана Альфреда Дрейфуса в шпионаже в пользу Германии. Пати де Клам требует образец почерка Дрейфуса, чтобы проверить, совпадает ли он с почерком на Бордеро (анонимное письмо в посольство Германии, обнаруженное французской контрразведкой). Обнаружив, что Дрейфус нервничает, Пати де Клам прямо обвиняет его в написании Бордеро и предлагает пистолет, чтобы Дрейфус мог покончить жизнь самоубийством на месте. Дрейфус заявляет, что он невиновен, и его арестовывают. В Военной школе Дрейфуса лишают звания и почестей и отправляют заковывать в кандалы в тюрьму на Острове Дьявола .
Четыре года спустя полковник Юбер-Жозеф Анри , публично обвинивший Дрейфуса, арестован (он признался, что подделал «Фальшивый Генрих», фальшивый документ, призванный служить доказательством против Дрейфуса). Генри кончает жизнь самоубийством в тюрьме Шерш-Миди . В следующем, 1899 году, Дрейфуса переводят с Острова Дьявола через Киберон в Ренн , где его будет судить военный трибунал теперь, когда появились новые доказательства. Его навещают адвокаты Фернан Лабори и Эдгар Деманж , а также его жена Люси. Позже, прогуливаясь с Жоржем Пикаром , Лабори сбивает пуля. Лабори выживает, но стрелок убегает.
Дело разделило общественное мнение на две стороны: Дрейфусарды (которые считают, что Дрейфус невиновен) и анти-Дрейфусарды (которые считают, что он виновен). В военном трибунале присутствуют журналисты с обеих сторон, и вспыхивает драка, когда бушуют разногласия между репортером Дрейфусара Кэролайн Реми де Гебхард и репортером, выступающим против Дрейфусара, Артуром Мейером . Суматоха едва ли более сдерживается самим процессом, когда Дрейфус и генерал Огюст Мерсье (вызванный в качестве свидетеля) подвергаются перекрестному допросу. Дрейфуса, осужденного за государственную измену, возвращают в тюрьму.
Рассрочка
[ редактировать ]В таблице ниже указан хронологический порядок каждой части (#), нумерация в каталогах Star Film (SFC), названия английских выпусков для США и Великобритании, оригинальное французское название и длина в метрах (м), а также краткое описание отдельных сцен из каталог, выпущенный 1 ноября 1899 года Warwick Trading Company , единственной известной британской фирмой, продавшей все одиннадцать частей этой серии. [ 5 ]
Эпизоды «Дела Дрейфуса» | |||||
---|---|---|---|---|---|
# | СФК | Английское название (я) | Французское название | м | |
1 | 206 | Военный трибунал Дрейфуса — арест Дрейфуса (США) Арест Дрейфуса, 1894 г. (Великобритания) | Диктовка листка (арест Дрейфуса) | 20 | |
Дю Пати де Клам просит капитана Дрейфуса писать так, как он диктует, с целью убедиться, соответствует ли его почерк почерку Бордеро. Он замечает нервозность Дрейфуса и обвиняет его в том, что он является автором Бордеро. Пати де Клам предлагает Дрейфусу револьвер с советом покончить жизнь самоубийством. Револьвер пренебрежительно отвергается, Дрейфус заявляет, что ему не нужны такие трусливые методы. заявляя о своей невиновности, г-н Кошфор немедленно приказал арестовать его». | |||||
2 | 216 | Деградация Дрейфуса (США) Деградация Дрейфуса в 1894 году (Великобритания) [ а ] | Деградация | 20 | |
"Показаны войска, выстроившиеся квадрантом во дворе Военного училища в Париже. Адъютант, проводящий деградацию, зачитывает приговор и начинает срывать подряд все пуговицы, шнурки и украшения с мундира капитана. Дрейфус, вынужденный с позором предстать перед войсками. Наиболее наглядное изображение этого первого акта несправедливости по отношению к Дрейфусу». | |||||
3 | 207 | Остров Дьявола — за частоколом (США) Дрейфус на острове Дьявола — за частоколом (Великобритания) | Хижина Дрейфуса на острове Дьявола | 20 | |
«Сцена начинается в Палисадах , показывая Дрейфуса, сидящего на блоке и медитирующего. Входит стражник с письмом от жены, которое он передает капитану Дрейфусу. Последний читает его и пытается поговорить со стражником, который, однако, отказывается. ответить в соответствии со строгим приказом своего правительства, что привело Дрейфуса в сильное уныние». | |||||
4 | 208 | Дрейфус в Айронсе (США) Дрейфуса заковали в кандалы — внутри камеры на острове Дьявола (Великобритания) | Дрейфус заковал в кандалы (двойная петля) | 20 | |
«Показан внутренний вид хижины, в которой заключен Дрейфус. Сцена происходит ночью, из окна камеры видна луна. Двое охранников украдкой подходят к койке, на которой спит Дрейфус. Они будят его и читают ему. приказ французского министра г-на Лебона заковать его в кандалы, который они немедленно приступили к исполнению, решительно протестует против такого обращения, но этот протест остается без внимания старшего сержанта и охраны перед тем, как покинуть здание. хижину, осмотри четыре угла ее с помощью фонаря». | |||||
5 | 209 | Самоубийство полковника Генри (США, Великобритания) | Самоубийство полковника Генри | 20 | |
«Показан интерьер камеры военной тюрьмы Шерш-Миди в Париже, где содержится полковник Анри . Он сидит за столом и пишет письмо, после чего встает и достает бритву, которую спрятал в своем кармане. порт-манто, которым он перерезает себе горло. Самоубийцу обнаруживают сержант гвардии и офицеры». | |||||
6 | 210 | Высадка Дрейфуса в Кибероне (США) Высадка Дрейфуса с острова Дьявола (Великобритания) | Высадка Дрейфуса в Кибероне | 20 | |
«Участок порта Халикен ( Киберон ) Бретань, ночью, где Дрейфус был высажен французскими морскими пехотинцами и офицерами после его перевозки с острова Дьявола. Его принимают французские власти, офицеры и жандармы и проводят на станцию для его отъезд в Ренн . Эта небольшая сцена была разыграна темной дождливой ночью, что ясно показано в фильме, что еще больше усиливается яркими вспышками молний, которые, безусловно, являются чем-то новым в кинематографе». | |||||
7 | 211 | Дрейфус встречает свою жену в Ренне (США) Дрейфус в тюрьме Ренна (Великобритания) | Интервью с Дрейфусом и его женой (тюрьма Ренн) | 20 | |
«Демонстрационная комната в военной тюрьме в Ренне, в которой содержится обвиняемый Дрейфус. Его посещают его адвокаты, мэтр Лабори и Деманж , с которыми он ведет оживленную беседу. Объявляется о визите его жены, которая входит. Встреча мужа и жены наиболее трогательна и эмоциональна». | |||||
8 | 212 | Покушение на жизнь мэтра Лабори (США) Покушение на Мэтра Лабори (Великобритания) | Атака на М и работать | 20 | |
«Мэтр Лабори приближается к Реннскому мосту в компании полковника Пикара и г-на Гаста, мэра Ренна. Они замечают, что за ними следует еще один человек, на которого полковник Пикар обращает внимание Лабори. Они, однако, считают его близость ненужной. важности и продолжают говорить вместе. Как только они поворачиваются спиной, мужчина выхватывает револьвер и дважды стреляет в мэтра Лабори, который, как видно, падает на землю. Преступник убегает, преследуемый полковником Пикаром и М. Гаст». | |||||
9 | 213 | Драка репортеров в лицее (США) Драка журналистов в лицее (Великобритания) | Приостановление слушаний (драка между журналистами) | 20 | |
«В перерыве заседания военного трибунала журналисты вступают в оживленную дискуссию, в результате которой возникает спор между Артуром Мейером из « Голуа » и г-жой Северин из « Фронды », в результате чего возникает драка между Дрейфусарами и Антидрейфусарды, во время которых на головы многих обрушивают трости и стулья. Комната наконец очищается жандармами». | |||||
10 | 214–215 | Военный трибунал в Ренне (США, Великобритания) | Заседание Военного совета в Ренне | 40 | |
«Сцена в лицее в Ренне, показывающая военный трибунал над капитаном Дрейфусом. В комнате в это время находятся только мэтр Деманж и секретарь. Теперь начинают прибывать другие адвокаты и стенографистки, и видно, как сержант объявляет прибытие полковника Жуауста и других офицеров, в том числе семи судей военного трибунала. На заднем плане также видны пять дежурных судей. Слева на снимке видны командир Кордье и адъютант Купуа со своими стенографистками и жандармами. Справа видны мэтр Деманж, Лабори и их секретари. Полковник Жуауст приказывает сержанту привести Дрейфуса. Входит Дрейфус, приветствуя суд, за ним следует капитан жандармерии, который постоянно находится с ним. перед судьями полковник Жуауст задает Дрейфусу несколько вопросов, на которые тот отвечает стоя. Затем он просит адъютанта Купуа вызвать первого свидетеля и генерала Мерсье. прибывает. Он заявляет, что его показания длительны, и просит стул, который ему передает жандарм. В сидячем положении он приступает к даче показаний. Между полковником Жуаустом, генералом Мерсье и мэтром Деманжем происходит оживленная дискуссия и перекрестные допросы. Капитан Дрейфус, очень взволнованный, встает и энергично протестует против этих действий. Эта сцена, которая является наиболее точным изображением этого процесса, показывает абсолютные портреты более тридцати главных лиц этого знаменитого процесса». | |||||
11 | 217 | Дрейфус уходит из лицея в тюрьму (США) Офицеры и Дрейфус покидают лицей (Великобритания) [ б ] | Дрейфус отправляется из средней школы Ренна в тюрьму | 20 | |
«Внешний вид Лицея Ренна, где проводился знаменитый военный трибунал Дрейфуса, изображающий французских сотрудников, покидающих здание после заседания и пересекающих двор между французскими солдатами, образующими двойную линию. Мэтры Деманж и Лабори также делают свои появляется, идя к переднему плану картины, и наконец видно приближающегося капитана Дрейфуса в сопровождении капитана жандармов, который ведет его обратно в тюрьму». |
Производство
[ редактировать ]Французская общественность обратила пристальное внимание на дело Дрейфуса и проявила большой интерес к фильмам по этому делу. Одна история гласит, что Фрэнсис Дубье, кинорежиссер, работавший на братьев Люмьер , в 1898 году зашел так далеко, что соединил воедино несвязанные между собой фрагменты фильма, представив меланж с бегущим устным комментарием, в котором утверждалось, что он показывает Дрейфуса, здание суда, где он был приговорен к тюремному заключению. Остров Дьявола и корабль, несущий его туда. Обман раскрылся, когда один из зрителей указал, что события, предположительно показанные на экране, произошли в 1894 и начале 1895 года, до того, как начали использовать кинопленку. [ 7 ] Французское отделение компании «Биограф» сняло короткие кадры кинохроники суда в Ренне, а его английский коллега выпустил два художественных фильма, вдохновленных этим делом. [ 8 ] Мельеса, Версия «Дела Дрейфуса» возможно, была заказана торговой компанией Warwick Trading Company , которая распространяла фильмы Мельеса британским киномеханикам. [ 9 ] Примерно в то же время, что и постановку Мельеса, студия Pathé Frères также подготовила реконструкцию дела Дрейфуса в шести эпизодах. [ 10 ] с актером Жаном Лиезером в роли Дрейфуса. [ 11 ] Режиссером этой версии мог быть Фердинанд Зекка . [ 10 ]
Мельеса Производство «Дела Дрейфуса» реальный суд над Альфредом Дрейфусом началось в то время, когда в Ренне шел . Сериал был полностью снят на студии Мельеса Star Films в Монтрёе, Сен-Сен-Дени , хотя с сильным акцентом на кинематографический реализм, Мельеса заметно отличающийся от энергичного театрального стиля, используемого в более известных фэнтезийных фильмах . [ 12 ] Мельеса Этот сериал представляет собой тщательно продуманный пример « актуальности reconstituées» («реконструированные реальности »), фильмов, в которых текущие события воссозданы в запоминающемся формате документальной драмы . [ 13 ]
На роль был нанят слесарь, очень похожий на Дрейфуса, чтобы повысить реалистичность сериала. [ 14 ] Сам Мельес появляется в сериале как адвокат Дрейфуса Фернан Лабори и ненадолго появляется в качестве журналиста после покушения на Лабори. [ 15 ] По крайней мере, одна сцена, выход Дрейфуса из здания суда, похоже, была смоделирована по фотографии, напечатанной в журнале L'Illustration . [ 16 ] Мельес использовал как кинематографические, так и театральные спецэффекты для сериала : молния в «Высадке Дрейфуса в Кибероне» была добавлена к сцене с помощью мультиэкспозиции , а дождь и покачивание лодки были созданы с помощью сценической техники . [ 17 ] Дым из пистолета в «Покушении на жизнь мэтра Лабори» — это клубы poudre de riz . косметического порошка [ 18 ]
В целом «Дело Дрейфуса» можно считать самым длинным фильмом Мельеса на тот момент, и иногда его так описывали. [ 19 ] Однако одиннадцать частей были предназначены для продажи по отдельности, поэтому правильнее было бы называть «Дело Дрейфуса» серией. [ 19 ] [ 20 ] (Сам Мельес в своих воспоминаниях в конце жизни был непоследователен в этом вопросе: однажды он назвал «Дело Дрейфуса» фильмом, [ 20 ] но также однажды сказал, что его первым длинноформатным фильмом была «Золушка» , снятая позже в том же году.) [ 19 ]
Темы
[ редактировать ]«Дело Дрейфуса» изображает Дрейфуса сочувственно, а игра главного актера поставлена таким образом, чтобы явно намекнуть на невиновность Дрейфуса. [ 21 ] Представление Мельесом себя в роли Лабори также было воспринято как подразумеваемая поддержка дела Дрейфуса. [ 22 ] [ 23 ] В воспоминаниях, написанных в позднем возрасте, Мельес утверждал, что намеревался создать объективную, беспристрастную иллюстрацию событий этого дела. [ 22 ] Однако в англоязычном описании сериала, которое, возможно, было написано Мельесом, церемония унижения описывается как «первый акт несправедливости по отношению к Дрейфусу», а сохранившаяся английская реклама части «Острова Дьявола» сообщает, что в фильме показан Дрейфус. как мученик . [ 9 ]
Изображения читающих и пишущих персонажей присутствуют на протяжении всего сериала, служа постоянным напоминанием о важности различных документов для дела Дрейфуса. [ 24 ] В своем книжном исследовании Мельеса киновед Элизабет Эзра предполагает, что писательские образы также указывают на «потенциал фильма стать новой формой документа», саморефлексивный комментарий к самому съемочному процессу. [ 25 ] Эзра также подчеркивает использование тематических изображений, таких как выдающееся распятие в зале суда, «клеймо, одновременно вызывающее сходство Дрейфуса с христианской иконой через общее мученичество и его отчуждение от христианства из-за его еврейского происхождения». [ 21 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Существует принципиальная путаница в отношении кинохроники . Говорили, что Люмьер изобрел кинохронику — это был Мельес. Люмьер фотографировал вокзалы, скачки, семьи в саду — то есть вещи импрессионистской живописи . Мельес снимал путешествие на Луну . , визит президента Фальера в Югославию, извержение вулкана Пеле , Дрейфус».
Сериал был продан кинокомпанией Méliès's Star Film Company и имел в ее каталогах номер 206–217. [ 27 ] Одиннадцать частей продавались по 9,75 долларов США каждая и иногда демонстрировались последовательно, что сделало «Дело Дрейфуса» первым известным сериалом . [ 12 ] Версии Мельеса и Пате достигли Англии в сентябре 1899 года, где они быстро стали наиболее широко рекламируемыми фильмами того года (рекорд был побит в следующем месяце с выходом фильмов о Трансваальской войне ). [ 28 ] По словам историка кино Джея Лейды , акцент Мельеса на реализме был настолько убедительным, что европейская аудитория поверила, что смотрит настоящий документальный фильм о событиях. [ 14 ]
В статье 1930 года для парижского журнала L'Œuvre Люсьен Валь вспоминал, что «Дело Дрейфуса» вызвало бурную реакцию во Франции: дрейфусары и антидрейфусары шумно спорили во время показов. [ 29 ] В опубликованном ответе сам Мельес согласился с тем, что эти сцены вызвали беспорядки, и добавил, что жестокая реакция привела к тому, что французское правительство запретило сериал. [ 30 ] Хотя эти подробности были быстро подхвачены историками кино и переизданы, нет никаких доказательств того, что сериал был немедленно запрещен на национальном уровне; Мельес продолжал продавать его в своих каталогах до 1906 года, семь лет спустя. Точно так же ни одна известная французская газета того времени не сообщала о беспорядках, произошедших во время показа сериала. [ 22 ] Однако вполне возможно, что некоторые местные французские чиновники и экспоненты ввели мораторий на фильмы, связанные с Дрейфусом, из-за их противоречивого характера, как, как известно, сделали некоторые британские владельцы кинотеатров. Кроме того, французское правительство в 1915 году издало закон, запрещающий все фильмы о Дрейфусе, включая иностранный импорт, и не снимало этот запрет до 1950 года. [ 31 ]
Девять из одиннадцати частей (все, кроме сцен 2 и 11, каталожные номера 216 и 217) сохранились в виде 35-миллиметрового позитива в Национальном архиве BFI . [ 32 ] Все одиннадцать частей сериала числятся сохранившимися в Национальном центре кинематографии в Буа д'Арси. [ 33 ]
«Дело Дрейфуса» остается самым известным из реконструированных событий Мельеса, превосходя даже его весьма успешную работу 1902 года в этом жанре « Коронацию Эдуарда VII» . [ 13 ] Историк кино Жорж Садуль считал «Дело Дрейфуса» первым « политически ангажированным фильмом » в истории кино. [ 21 ] Исследуя дело Дрейфуса, историк культуры Венита Датта высоко оценивает драматическую силу сериала Мельеса, в котором борьба между Дрейфусаром и журналистами, выступающими против Дрейфуса, «блестяще обыграна». [ 34 ] Этот сериал широко представлен в романе Сьюзан Дэйтч 2001 года «Бумажные заговоры» , который включает художественные рассказы о его создании, сохранении и выживании. [ 35 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хаммонд 1974 , с. 139.
- ^ Хаммонд 1974 , с. 42.
- ^ Барнс 1992 , с. 71.
- ^ Фрейзер 1979 , стр. 78–80.
- ^ Названия и длина взяты из Malthête & Mannoni 2008 , стр. 340; хронологический порядок: Frazer 1979 , стр. 78–80; и краткое изложение взято из обзора военного трибунала Дрейфуса, перепечатанного в Barnes 1992 , стр. 71–72. Хронологический порядок и названия в Великобритании также подтверждены этим синопсисом.
- ^ Jump up to: а б Мальтет и Маннони 2008 , с. 340.
- ^ Эзра 2000 , стр. 74–75.
- ^ Датта 2013 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Мальтет 2015 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1992 , с. 70.
- ^ «L'Affaire Dreyfus (1889)» , BFI.org , Британский институт кино , заархивировано из оригинала 22 июля 2012 г. , получено 24 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 1979 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Эзра 2000 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 1979 , с. 80.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 79.
- ^ Датта 2013 , с. 50.
- ^ Эссе реконструкции , с. 74.
- ^ Эссе реконструкции , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Эзра 2000 , с. 68
- ^ Jump up to: а б Мальтет 2015 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Эзра 2000 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Мальтет 2015 , с. 5.
- ^ Эссе реконструкции , с. 75.
- ^ Эзра 2000 , стр. 70–73.
- ^ Эзра 2000 , с. 72.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 112.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 246.
- ^ Барнс 1992 , с. 74.
- ^ Мальтет 2015 , с. 2.
- ^ Мальтет 2015 , стр. 3–4.
- ^ Дата 2013 г. , стр. 50–52.
- ^ «Поиск коллекций» , Национальный архив BFI , Британский институт кино , получено 24 декабря 2017 г.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 76.
- ^ Датта 2013 , с. 56.
- ^ Мэн 2011 .
Цитаты
[ редактировать ]- Барнс, Джон (1992), съемки англо-бурской войны , Лондон: Bishopgate Press, ISBN 1852190469
- Датта, Венита (2013), «Дело Дрейфуса как национальный театр», в Каце, Майя Балакирская (редактор), «Ревизия Дрейфуса» , Лейден: Брилл, стр. 101–1. 25–60, ISBN 9789004256958
- Попытка воссоздать каталог французских звездных фильмов; за которым следует анализ каталога фильмов Жоржа Мельеса, перечисленных во Франции , Буа д'Арси: Служба архивов фильмов Национального центра кинематографии, 1981, ISBN. 2903053073
- Эзра, Элизабет (2000), Жорж Мельес , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-7190-5395-1
- Фрейзер, Джон (1979), Искусственно организованные сцены: фильмы Жоржа Мельеса , Бостон: GK Hall & Co., ISBN 0816183686
- Хаммонд, Пол (1974), Marvelous Méliès , Лондон: Гордон Фрейзер, ISBN 0900406380
- Мэн, Дэвид (30 сентября 2011 г.), «Тайна, создававшаяся 100 лет назад:« Бумажные заговоры » » , PopMatters , получено 11 августа 2013 г.
- Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, ISBN 9782732437323
- Мальтет, Жак (2015), «Мельес и дело Дрейфуса» (PDF) , в Косандей, Роланд (ред.), Miscellanées Méliès , Cinémathèque suisse , получено 15 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1899 фильмов
- Французские немые короткометражные фильмы
- Французские черно-белые фильмы
- Фильмы Жоржа Мельеса
- Фильмы о деле Дрейфуса
- Культурные изображения Альфреда Дрейфуса
- Драматические фильмы 1890-х годов
- Французские драматические фильмы
- Документальные фильмы 1890-х годов
- Французские документальные фильмы
- Немые драматические фильмы