Гамлет (фильм 1907 года)
Гамлет | |
---|---|
![]() Съемка кадра решающей дуэли | |
Режиссер | Жорж Мельес |
На основе | Гамлет 1599 играть Уильям Шекспир |
В главных ролях | Жорж Мельес |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 175 метров |
Страна | Франция |
Язык | Тихий |
«Гамлет» , выпущенный в США под названием «Гамлет, принц Датский» , — французский короткометражный немой фильм 1907 года, снятый Жоржем Мельесом по мотивам Уильяма Шекспира трагедии «Гамлет» . Этот фильм, который сейчас считается утерянным , стал первой кинематографической версией пьесы Шекспира, разворачивающейся в нескольких сценах. В 175 метрах (примерно десять минут) фильма представлено исследование характера психически больного принца Гамлета , как видно из нескольких известных моментов из пьесы: его встреча с могильщиками и череп Йорика ; его встреча с призраком отца ; его невеста Офелия , увиденная в призрачном видении ее безумного бросания цветов незадолго до ее смерти; и его последняя дуэль с ее фатальными последствиями.
Мельес, один из первых французских режиссеров, известный своими новаторствами, снял несколько фильмов на шекспировские темы; в «Гамлете» он сыграл главного героя, а также задумал и снял фильм. Ученые отметили новаторское использование Мельесом кинематографических приемов для адаптации сюжета Шекспира, а также сказочный темп и стиль адаптации.
Сюжет
[ редактировать ]Как шутят могильщики на кладбище, меланхоличный принц Гамлет созерцает череп Йорика , которого он знал при жизни. За этой знаковой сценой следует серия виньеток, показывающих безумие Гамлета: в своей комнате его преследуют галлюцинации; он встречает призрак своего отца , который призывает Гамлета отомстить нынешнему королю, его дяде ; и он видит призрачное видение своей возлюбленной, ныне умершей Офелии , бросающей ему цветы. Гамлет впадает в безумный бред, в каком состоянии его обнаруживают придворные, которые медленно его успокаивают.
Позже, после поручения, призванного удержать его от двора, Гамлет возвращается и сражается на дуэли перед королевским троном. После долгих боев Гамлет выигрывает дуэль; король намеревается убить Гамлета отравленным напитком, но его мать вместо этого его выпивает и умирает. Гамлет, отмахнувшись от придворных, убивает короля, а затем бросается на собственный меч. Умирая, он раскрывает суду причину своей мести. Придворные кладут тело Гамлета на щит и выносят его на своих плечах. [1]
Бросать
[ редактировать ]- Жорж Мельес в роли Гамлета
Производство
[ редактировать ]Парижский режиссер-новатор Жорж Мельес неоднократно сталкивался в кинематографе с пьесами Уильяма Шекспира . Первый, его фильм 1901 года «Дьявол и статуя» , отсылал к Ромео и Джульетте , включая сцену на балконе и венецианских любовников по имени Ромео и Джульетта. (Более раннюю работу Мельеса, фильм 1899 года « Ограбление гробницы Клеопатры» , иногда называют просто «Клеопатра» Шекспира , но это не связано с «Антонием и Клеопатрой» .) [2] Мельес также попробовал себя в Шекспире в своем фильме 1905 года «Венецианское зеркало» , в котором присутствует персонаж Шейлока из «Венецианского купца» . [3] Однако эти более ранние фильмы просто заимствовали элементы из произведений Шекспира; напротив, версия « Гамлета» Мельеса 1907 года была настоящей шекспировской адаптацией. [2]
Сам Мельес сыграл Гамлета. [2] Спецэффекты, использованные в фильме, по-видимому, включали несколько экспозиций призрачных видений Гамлета. [4]
Этот фильм стал первой многосценной кинематографической адаптацией произведения Шекспира. [5] Позже, в 1907 году, Мельес снял свой последний шекспировский фильм « Шекспир, пишущий «Юлий Цезарь»» , в котором Мельес сыграл самого Шекспира. [2]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Гамлет» был выпущен кинокомпанией Méliès's Star Film Company и имеет номер 980–987 в ее каталогах. Он был зарегистрирован в соответствии с американскими авторскими правами в Библиотеке Конгресса 15 октября 1907 года. [6]
Киновед Роберт Гамильтон Болл в своем исследовании немого кино Шекспира подчеркивает, как Мельес адаптировал историю, чтобы рассказать ее по-настоящему кинематографическим языком, что является исторически беспрецедентным достижением. (Раньше шекспировские фильмы других авторов придерживались чисто театральных приемов, стремясь просто снимать сцены из пьес в том виде, в котором они исполнялись на сцене.) Болл комментирует: «Легко заклеймить этот десятиминутный фильм абсурдным упрощением… но, тем не менее, это было так. явный шаг вперед по сравнению со всем, что до сих пор было достигнуто в фильмах Шекспира». [2]
В своей книге «Шекспир, кино и общество » Джон Коллик сравнивает фильм Мельеса с экспрессионистскими театральными постановками Адольфа Аппиа и Эдварда Гордона Крейга , говоря, что использование Мельесом «мультиэкспозиции и сказочных экспрессионистских образов… бессознательно воссоздает дух». , если не намерение, идей Аппиа и Крейга». Коллик также подчеркивает, что, сократив пьесу до короткой последовательности фрагментарных сцен, Мельес смог сконцентрироваться на теме безумия художественно выразительным образом. [4]
Всего около сорока одной экранизации « Гамлета» кино была снята в эпоху немого . Как и многие из них, версия Мельеса в настоящее время считается утерянной . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мельес, Жорж (1905), Полный каталог подлинных и оригинальных «звездных» фильмов , Нью-Йорк: Geo. Мельес, с. 136
- ^ Jump up to: а б с д и Болл, Роберт Гамильтон (1968), Шекспир в немом кино: странная, полная событий история , Нью-Йорк: Книги по театральному искусству, стр. 34–35, ISBN 9781134980840
- ^ Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, стр. 178
- ^ Jump up to: а б Коллик, Джон (1989), Шекспир, кино и общество , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, стр. 76–77, ISBN 9780719024474
- ^ Гунератне, Энтони (2006), «Киноисследования:« Ты узурпируешь власть »: Бирбом Три, Рейнхардт, Оливье, Уэллс и политика адаптации Шекспира» , в Хендерсон, Диана Э. (ред.), Краткий справочник по Шекспир на экране , Молден, Массачусетс: Блэквелл, с. 38, ISBN 9781405148887
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 352
- ^ Картмелл, Дебора (2008), «Театр в кино и кино в театре в Гамлете » , в Фотерингеме, Ричард; Янсон, Христос; Уайт, Р.С. (ред.), «Мир Шекспира/Мир Шекспира: Избранные материалы Всемирного конгресса Международной шекспировской ассоциации», Брисбен, 2006 г. , Ньюарк: University of Delaware Press, стр. 176, ISBN 9780874139891