Ведьма (фильм 1906 года)
Ведьма | |
---|---|
Режиссер | Жорж Мельес |
В главных ролях | Жорж Мельес |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 820 футов (около 15 минут) |
Страна | Франция |
Язык | Тихий |
Ведьма ( французский : La Fée Carabosse ou le Poignard Fatal , буквально «Фея Карабос или Роковой Пуаньяр») — французский короткометражный немой фильм 1906 года Жоржа Мельеса . Фильм назван в честь ведьмы Карабос , которая говорит бедному трубадуру , что ему суждено спасти девушку, попавшую в беду , но требует высокую цену за магический амулет , который поможет трубадуру в его поисках. Когда трубадур обманывает ведьму, чтобы получить магические чары, она отправляется в погоню за ним и ставит на его пути различные препятствия, прежде чем, наконец, быть побеждена силами добра.
Фильм, который, как говорят, был вдохновлен бретонским фольклором, сочетает в себе традиционную фигуру Карабос, впервые созданную в литературной сказке 17-го века мадам д'Ольнуа , с разнообразным набором других магических и легендарных элементов, включая призраков , друидов. и чудовищные звери. Он был построен по заказу Grands Magasins Dufayel универмага , чтобы дети могли наблюдать, пока их родители делают покупки. Мельес сделал этот фильм роскошным, насыщенным спецэффектами спектаклем в традициях фейри , возможно, сам появившись в нем. Отпечаток фильма сохранился; историки прокомментировали впечатляющие качества фильма, его смесь сказочных достопримечательностей и неоднозначный вопрос о том, является ли поражение Карабос морально оправданным в мире фильма.
Сюжет
[ редактировать ]Примечание. Поскольку фильм немой и не имеет субтитров, некоторые имена и детали в приведенном ниже кратком описании взяты из описания фильма в американском каталоге Мельеса. [ 1 ]
Лотар, бедный трубадур , последний в роду доблестных рыцарей, посещает ведьму Карабос, чтобы узнать, что его ждет в будущем. Ведьма говорит ему, что он спасет и будет любим попавшей в беду девице , которая в настоящее время заперта в темнице в рамках заговора ее отца с целью украсть ее наследство. Карабос волшебным образом вызывает портрет девушки, чтобы Лотар узнал ее. Лотар просит волшебное заклинание , которое поможет ему спасти девушку. Ведьма предлагает зачарованный четырехлистный клевер , но требует за него высокую цену. Лотар, не имея денег, обманывает ведьму, давая ей мешок с деньгами, набитый песком, и поспешно уходит, чтобы начать свои поиски. Карабос, узнав, как Лотар обманул ее, приходит в ярость. Она клянется отомстить и отправляется в погоню за трубадуром. В качестве оружия для себя она зачаровывает кинжал , чтобы он мог летать по воздуху и изрыгать огонь. Погоня начинается.
Лотар пытается сбежать от Карабос, обрушивая на нее груды камней, но они не могут сравниться с магическими силами ведьмы, и она продолжает погоню, летая на метле. Пересекая поле священных монолитов , построенных древними друидами , Лотар достигает кладбища. Он окружен призраками, но отгоняет их с помощью четырехлистного клевера. Он достигает замка заключенной девушки и обнаруживает, что его охраняют монстры: гигантская жаба и сова, огнедышащий дракон и различные змеи. Лотара собираются съесть, когда на руинах старого алтаря неподалеку появляется священник-друид. кусочек священной омелы Он дает трубадуру , который использует его для приручения животных. Лотар продолжает путь в замок, где призрачный рыцарь преподносит ему помазанный меч, использовавшийся во время крестовых походов . Лотар держит его в зубах и взбирается по стенам замка к темнице девицы, в то время как жрец-друид сдерживает преследующую ведьму.
Наконец он достигает девицы, развязывает ее цепи и выбивает дверь камеры удобным тараном . Трубадур и девица убегают, когда Карабос достигает окна, и в ярости улетает на метле, создавая грозу. Она догоняет убегающую пару на скалах озера и атакует их своим волшебным кинжалом. Она вот-вот одержит победу, когда снова появляется жрец-друид, нападает на Карабос своей метлой и отправляет ее падать в озеро. Один из ее приспешников, гном, пытается убить друида топором, но тот направляет кинжал на гнома и побеждает его. Пара, наконец, в безопасности, получает благословение от друида и клянется в вечной любви.
Производство
[ редактировать ]
Этот фильм был одним из нескольких, заказанных Мельесом Grands Magasins Dufayel . универмагом [ 2 ] который проецировал сказочные фильмы для детей, которые они могли смотреть в соседней комнате, пока их родители ходили по магазинам. [ 3 ] Показы Дюфаэля сопровождались различными аранжировками звуковых эффектов, музыки и устных комментариев. Они прошли настолько успешно, что, по одному из воспоминаний, дети всегда жаловались, когда родители снова приходили за ними. [ 2 ]
Согласно рекламе, фильм был вдохновлен бретонским фольклором; [ 4 ] предварительные эскизы показывают, что Мельес изначально планировал назвать ее «Роковая принцесса» . [ 3 ] Ведьма Карабос , в честь которой наконец был назван фильм, была центральной фигурой во французских сказках с момента ее создания мадам д'Ольнуа в рассказе « Принцесса Мейблоссом ». Чайковского Карабос в роли злой феи-крестной появляется в балетной версии «Спящей красавицы» . [ 5 ]
Спецэффекты в фильме осуществлялись с использованием сценической техники , горизонтально перекатывающихся декораций, пиротехники , замены склейки , мультиэкспозиции и растворения . Стиль написания названия, по-видимому, вдохновленный готическим искусством , был использован в том же году в фильмах Мельеса «Бродяга и тюфяки» и «Мыльные пузыри» . [ 3 ] Актеры в титрах не указаны, но историк кино Жорж Садуль считал, что сам Мельес сыграл в фильме роль ведьмы Карабос. [ 4 ]
Темы
[ редактировать ]Историк культуры Ришар Абель считает, что «Ведьма» фильмам Мельеса соответствует другим захватывающим волшебным , подчеркивая сходство с «Королевством фей» (1903). Абель относит фильм к художественной традиции, получившей прозвище « кино аттракционов », отмечая важность ручной раскраски для привлекательности фильма и отмечая, что предполагаемая кульминация повествования, спасение девушки, «кажется поверхностным» по сравнению с битвой с монстры. [ 6 ]
Историк культуры Джек Зипес также рассматривает фильм как «мешанину сказочных мотивов, скрепленных типичной повествовательной структурой фейри » . Зипес, хваля игру Мельеса в роли Карабос, отмечает, что ее падение после того, как ее обманули, является инверсией стандартной сказочной логики и оправдано главным образом включением религиозных мотивов, которые должны победить «темные силы зла», которые она представляет. Зипес заключает, что «несоответствия и нелепые появления призраков, друида, рыцаря, зверей и рептилий рассчитаны на то, чтобы заставить зрителей улыбнуться и задуматься, можно ли так легко преодолеть абсурдность на экране, как кажется». [ 5 ]
Выпускать
[ редактировать ]
«Ведьма» была продана кинокомпанией Méliès's Star Film Company и имеет номер 877–887 в ее каталогах, где она рекламировалась как grande légende fantastique bretonne en 20 tableaux («великая фантастическая бретонская легенда в двадцати картинах »). [ 4 ] Фильм продавался одной катушкой длиной 820 футов, что при предпочтительной частоте кадров Мельеса дает продолжительность около пятнадцати минут. [ 1 ] Фильм был доступен как в черно-белом варианте, так и в раскрашенной вручную версии, которая продавалась по более высокой цене; набор из двенадцати рекламных кадров к фильму также был доступен отдельно. [ 1 ]
Раскрашенная вручную нитратная пленка « Ведьмы» сохранилась во Французской синеметеке . [ 7 ] Реставрация, выполненная специалистом по сохранению фильмов Дэвидом Шепардом, была выпущена на домашнем видео в 2008 году с музыкой Эрика Бехайма как часть коллекции Мельеса. [ 8 ] Новая оцифровка 8K и реставрация 4K была инициирована Синематекой в 2020 году, премьера которой состоялась на кинофестивале Il Cinema Ritrovato в августе того же года. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мельес, Жорж (1905), Полный каталог подлинных и оригинальных «звездных» фильмов , Нью-Йорк: Geo. Мельес, с. 113–118, дои : 10.7282/T3CR5TJ3
- ^ Jump up to: а б Барнье, Мартен (2014), «Волшебный звук Мельеса», в Мальтете, Жак; Годро, Андре; Ле Форестье, Лоран (ред.), Мельес, перекресток достопримечательностей; за которым следуют «Переписки Жоржа Мельеса (1904–1937)» , Ренн: Presses universitaire de Rennes, стр. 73–83 (здесь 80–81)
- ^ Jump up to: а б с Попытка воссоздать каталог французских звездных фильмов; за которым следует анализ каталога фильмов Жоржа Мельеса, перечисленных во Франции , Bois d'Arcy: Service des archives du Film du Centre national de la cinématography, 1981, p. 267, ISBN 2903053073
- ^ Jump up to: а б с Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, стр. 204, ISBN 9782732437323
- ^ Jump up to: а б Зипес, Джек (2010), Зачарованный экран: неизвестная история сказочных фильмов , Нью-Йорк: Routledge, стр. 41–43, ISBN 9781135853952
- ^ Абель, Ричард (1998), Кино идет в город: французское кино, 1896–1914 , Беркли: University of California Press, стр. 158, ISBN 9780520912915
- ^ Jump up to: а б Пишар, Эрве (2020), «Фея Карабос или Роковой кинжал» , Il Cinema Ritrovato , Cineteca di Bologna
- ^ Мельес, Жорж (2008), Жорж Мельес: Первый волшебник кино (DVD; сборник короткометражных фильмов), Лос-Анджелес: Flicker Alley, ISBN 978-1893967359