Покорение полюса
Покорение полюса | |
---|---|
![]() Плакат «Покорение полюса» | |
Режиссер | Жорж Мельес |
Написал | Жорж Мельес |
На основе | » «Необыкновенные путешествия Серия Жюль Верн |
Продюсер: | Шарль Пате |
В главных ролях | Жорж Мельес |
Производство компания | |
Распространено | Пате Фрер |
Дата выпуска |
|
Время работы |
|
Страна | Франция |
Язык | Тихий |
«Покорение полюса» ( французский : À la conquête du pôle ) — французский немой научно-фантастический фильм-трюк 1912 года , снятый Жоржем Мельесом в главной роли . Фильм, вдохновленный современными событиями и Жюля Верна , «Необыкновенными путешествиями» рассказывает о комических злоключениях международной группы исследователей в экспедиции на Северный полюс , где они сталкиваются с морозным гигантом-людоедом и опасной магнитной иглой.
Этот фильм, одна из последних кинематографических работ Мельеса, был выпущен компанией Pathé Frères и получил признание критиков во Франции и Великобритании, но потерпел неудачу в прокате и способствовал растущим финансовым трудностям Мельеса. Ее по-прежнему считают одним из его шедевров , а иногда называют его величайшей работой.
Сюжет
[ редактировать ]
На Международном конгрессе в аэроклубе исследователи со всего мира спорят о том, как лучше всего полететь на Северный полюс. Все расходятся во мнениях, пока президент конгресса, инженер Мабул из Франции, не объясняет свои планы по созданию «Аэробуса», самолета с легковым автомобилем и огромной носовой фигурой в форме птичьей головы. Процесс прерывает группа воинствующих суфражисток , которые заявляют о своем намерении самим отправиться на поляк. Когда их прогнали, Конгресс назначает международную группу экспертов для сопровождения Мабуля на полюс: Бегун из Англии, Блафф — « Алло » — Билл из Америки, Шукрутман из Германии, Сервеза из Испании, Чинг-Чун из Китай и Ка-Ко-Ку в Японии. Мабул ведет своих коллег в свой офис, чтобы изучить модель своего изобретения, а затем на электрический завод, где строится настоящее изобретение. Лидер суфражисток реализует свои собственные планы добраться до полюса, строя машину, оснащенную пропеллерами и множеством игрушечных воздушных шаров, но ей не удается оторваться от земли.
Завершенный Aero-Bus пользуется большим успехом, хотя и сталкивается с двумя трудностями; сначала лидер суфражисток в последний момент пытается подняться на борт экспедиции, а затем опоздавший исследователь Чин-Чун случайно остается позади. Гонка к полюсу привлекает множество других искателей приключений, которые отправляются на своих машинах; вскоре небо заполнится самолетами всех форм и размеров. И Чин-Чун, и лидер суфражисток пытаются добраться до полюса на воздушном шаре, но снова терпят неудачу. (Исследователь падает на землю на небольшом расстоянии и сдается; суфражистка, продержавшаяся дольше, падает на шпиль церкви и взрывается.) Тем временем Аэробус беспрепятственно продолжает движение по небу, минуя различные планеты и созвездия.
Самолет скользит над льдами Арктики и, наконец, совершает аварийную посадку. Делегаты выбираются из места крушения целыми и невредимыми. Однако почти сразу же они сталкиваются с препятствием: Снежным великаном, курящим трубку морозным гигантом -людоедом , которого нужно отпугивать пушечным огнем. Наконец они достигают самого полюса, где находят огромную магнитную стрелку. Приклеенные магнитным притяжением к игле, которая ломается под их тяжестью и погружает их в ледяную воду, они подают сигнал о помощи, и их подбирает пролетающий дирижабль. Пингвины, тюлени и арктические птицы машут на прощание. Исследователи с триумфом возвращаются в Аэроклуб, где кланяются всем собравшимся.
Вдохновение
[ редактировать ]
Хотя сюжет фильма трактуется в духе фэнтези, во многом он вдохновлен текущими событиями. Роберт Э. Пири и его команда ступили на Северный полюс 6 апреля 1909 года, а Роаль Амундсен добрался до Южного полюса 14 декабря 1911 года, за четыре месяца до того, как Мельес начал съемки. [ 1 ] Заявления конкурирующего исследователя Фредерика Кука , который безуспешно пытался доказать, что он опередил Пири на Северном полюсе, также послужили тематическим источником вдохновения. [ 2 ] Позже Мельес вспоминал:
Я вмешался в спор между Куком и Пири. Оба сделали вид, что достигли полюса. На самом деле я не думаю, что кто-то из них это сделал. Я сказал себе: я пойду туда. [ 2 ]
Присутствие суфражисток в фильме было еще одним намеком на недавние события; Женское избирательное движение широко освещалось в новостях того времени и оставалось современной проблемой во Франции до Второй мировой войны , когда женщинам было предоставлено право голоса. [ 3 ] (Действительно, лидер суфражисток был задуман как карикатура на известную британскую участницу избирательного права Эммелин Панкхерст .) [ 1 ] Даже сцена, в которой суфражистка пытается присоединиться к авиационной гонке, была актуальной во Франции; Тереза Пельтье недавно попала в заголовки газет как первая женщина-авиатор, совершившая одиночный полет, а Раймонда де Ларош стала первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота самолета в 1910 году. [ 3 ]
Хотя многие современные отзывы о фильме предполагают связь с Жюля Верна произведениями (см. раздел «Выпуск и прием» ниже), фильм не является адаптацией какого-либо из его знаменитых «Необыкновенные путешествия» романов ; скорее, это пародийная, сатирическая дань уважения всей серии «Необыкновенных путешествий» в чем-то вроде того же стиля, что и комический роман Альберта Робиды , пародирующий Верна, « Путешествия трех экстраординарных путешествий Сатурнина Фарандула» (1879–1880). [ 4 ] Во всяком случае, можно сказать, что фильм вдохновлен « Приключениями капитана Гаттераса» Верна. [ 5 ] или его «Сфинкс ледяных полей» . [ 6 ]
Другими возможными источниками были театр и кино. «Пиф-Паф-Пуф» , впечатляющая феерия , поставленная в 1906 году в Театре дю Шатле , включала в себя «Полюсного гиганта», управляемого проводами, а также мощный магнит на полюсе — два элемента, заимствованные для фильма. [ 7 ] В одиннадцатисценном фильме « Арктическое путешествие, или Как капитан Кеттл открыл Северный полюс» , снятом британским режиссером-новатором Робертом Полом в 1903 году, фигурирует полярный гигант, что убедительно свидетельствует о прямом влиянии на Мельеса. [ 5 ] Мельес, возможно, также помнил, что в 1897 году братья Люмьер сняли инсценировку полярных исследований « Исследователь Андре на Северном полюсе» . [ 5 ]
Производство
[ редактировать ]
Жорж Мельес широко известен как первый человек, осознавший потенциал повествовательного кино . [ 8 ] и его «Путешествие на Луну» (1902), «Королевство фей» (1903) и «Невозможное путешествие» (1904) были одними из самых популярных фильмов первых нескольких лет двадцатого века. [ 9 ] Однако ко времени покорения полюса его состояние пошло на убыль. В 1911 году Мельес заключил сделку, по которой компания Pathé Frères стала единственным дистрибьютором его фильмов. Хотя их продолжали снимать на студии Star Film Company Мельеса в Париже, Шарль Пате имел исполнительный контроль над фильмами, включая право редактировать их структуру и продолжительность. Таким образом , все фильмы Мельеса, начиная с 1911 года, включая «Покорение полюса» , были сняты под руководством Пате и выпущены его компанией. [ 10 ]
«Покорение полюса» — самая длинная кинематографическая работа Мельеса: 650 метров пленки, [ 11 ] что, при его любимой скорости проецирования от 12 до 14 кадров в секунду, [ 12 ] составляет около 44 минут. [ 13 ] Это был также последний из «путешествий» Мельеса. [ 6 ] жанр, который включает в себя некоторые из его наиболее значительных произведений, таких как «Путешествие на Луну» и «Невозможное путешествие» . [ 14 ] Фильм был снят Мельесом зимой 1911–1912 годов. [ 15 ] а сам Мельес взял на себя главную роль профессора Мабуля. [ 11 ] (Мельес также ненадолго появляется во второй роли в сцене подъема на воздушном шаре в роли одного из рабочих, держащих воздушный шар.) [ 16 ] Фернанда Олбани , ранее снимавшаяся в фильмах Мельеса «Невозможное путешествие» , «Приключенческое автомобильное путешествие » и «Проходка туннеля через Ла-Манш» , сыграла лидера суфражисток. [ 17 ]
За свою карьеру Мельес построил две киностудии из стекла и металла в Монтрёе, Сен-Сен-Дени . Первый был относительно небольшим, со сценой размером 16 на 13 футов. Вторая, «Студия Б», была построена в 1905 году и имела значительно большие размеры, включая сцену шириной около тридцати футов и подъемный кран, позволяющий поднимать и опускать крупные предметы. В фильме «Покорение полюса» в полной мере использовались возможности Studio B, особенно для сцены со Снежным великаном. [ 18 ] Однако, как и некоторые другие сцены в произведениях Мельеса, парад техники был снят на открытом воздухе. [ 19 ] Мельес создал спецэффекты фильма, используя широкий спектр техник, включая сценическую технику, пиротехнику , декорации, вращающиеся по горизонтали и вертикали, миниатюрные модели , настоящую воду, замещающие соединения и наложения . [ 20 ] Снежный великан был гигантской марионеткой. [ 21 ] для работы требовалось двенадцать человек. [ 18 ] Одна только голова его была высотой два метра; двое кукловодов спрятались внутри головы, чтобы контролировать глаза, уши, рот и трубку Великана. [ 20 ]
Большая часть фильма снята в привычном для Мельеса стиле: стационарная камера позволяет зрителю смотреть фильм так, как если бы он разыгрывался в сценах на театральной сцене. Однако сцена приземления самолета в Арктике отличается продвинутой техникой монтажа, при которой точка зрения становится подвижной, а не стационарной. Во-первых, впервые видно, как самолет приближается прямо к камере; затем, в следующем кадре, движение самолета продолжается плавно, но точка обзора повернута на девяносто градусов. [ 22 ] В предыдущих фильмах Мельес иногда использовал нелинейный монтаж для таких моментов, например, в «Путешествии на Луну» и «Невозможное путешествие» , где космическая капсула и дирижабль соответственно приземляются дважды. [ 23 ] Эта сцена в «Покорении полюса» знаменует собой первый случай, когда Мельес свободно использует мобильную точку зрения, впервые предложенную « Брайтонской школой » кинематографистов в Англии. Однако в 1929 году Мельес обнаружил, что он никогда не считал мобильные методы естественными или особенно полезными и что он по-прежнему предпочитает методы стационарной камеры, которые он использовал. [ 22 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]
«Покорение полюса» было выпущено издательством Pathé 3 мая 1912 года. [ 24 ] Фильм рекламировался как необыкновенное путешествие в 34 сценах . [ 24 ] Верна «Необыкновенных путешествий» объявления и репортажи об этом часто наводили на мысль о связи с серией ; например, еженедельный бюллетень Пате рекламировал фильм, говоря, что «нет ни одного произведения [Мельеса], которое не достигло бы успеха, моды и популярности романа Жюля Верна». [ 4 ]
Во Франции еженедельник Le Cinéma дал фильму весьма положительную оценку, назвав его «шедевром кинокамеры Жюля Верна». [ 4 ] Британский журнал «Биоскоп» охарактеризовал фильм как «необычайное путешествие», назвав Мельеса « Гербертом Уэллсом киноиндустрии, волшебником, который дает толчок нашему воображению и дарит нам научные явления, созданные им самим». [ 25 ]
Фильм имел явный провал у современной публики, которая почти полностью его проигнорировала. Провал фильма обычно объясняют переменами времен; Театральный, основанный на фэнтези стиль Мельеса, который был новаторским и влиятельным в начале его карьеры, к 1912 году утратил популярность. [ 26 ] Кинокритик и историк Жорж Садуль , назвавший фильм «возможно, самым совершенным творением [Мельеса]», [ 27 ] подробно рассказал об этом моменте:
«A la conquête du полюс» сегодня является шедевром уровня Джотто . Но это Джотто, законченное в эпоху Микеланджело и Рафаэля . Чтобы понять, как этот замечательный фильм мог потерпеть такую неудачу, мы должны вспомнить, что он был более или менее современником «Фантомаса» и «Quo Vadis»? и первые фильмы Инса и Гриффита . Человек, который в 1898 году был создателем искусства кино, в 1912 году отстал от времени. [ 28 ]
Сделка Мельеса с Пате еще больше задолжала студию Star Film, чем раньше. [ 10 ] Шесть работ Мельеса, снятые под руководством Пате в 1911 и 1912 годах, были его последними фильмами. [ 29 ]
«Покорение полюса» обычно считается одним из величайших фильмов Мельеса. [ 26 ] и некоторые критики назвали ее лучшей его работой. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эзра 2000 , с. 107
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 1979 , с. 214
- ^ Jump up to: а б Эзра 2000 , с. 108
- ^ Jump up to: а б с Коста, Антонио (2011), «Невозможные путешествия и необыкновенные приключения в раннем научно-фантастическом кино: от Робиды до Мельеса и Марселя Фабра», в Соломоне, Мэтью (редактор), « Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, с. 190, ИСБН 978-1-4384-3581-7
- ^ Jump up to: а б с Фрейзер 1979 , с. 216
- ^ Jump up to: а б Фрейлинг, Кристофер (2005), Безумный, плохой и опасный?: Ученый и кино , Лондон: Реакция, стр. 51, ISBN 9781861898210 , получено 27 сентября 2014 г.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 8
- ^ Кук, Дэвид А. (1981), История повествовательного фильма , Нью-Йорк: WW Norton & Company, стр. 13 , ISBN 0393013707
- ^ Соломон, Мэтью (2011), «Введение», в Соломоне, Мэтью (редактор), « Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: State University of New York Press, стр. 3, ISBN 9781438435817
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 1979 , с. 52
- ^ Jump up to: а б Мальтет и Маннони 2008 , с. 285
- ^ Соломон, Мэтью (осень 2012 г.), «Жорж Мельес: Первый волшебник кино (1896–1913) / Жорж Мельес на бис: Новые открытия (1896–1911)», Moving Image , 12 (2): 191, doi : 10.5749/movingimage .12.2.0187 , ISSN 1532-3978 , JSTOR 10.5749/movingimage.12.2.0187
- ^ Расчеты частоты кадров производятся по следующей формуле: 845 футов / (( n кадров/с * 60 секунд) / 16 кадров на фут) = x . Видеть Элкинс, Дэвид Э. (2013), «Таблицы и формулы: футы в минуту для формата 35 мм, 4 перфорации» , Веб-сайт руководства Camera Assistant (сопутствующий сайт руководства Camera Assistant [Берлингтон, Массачусетс: Focal Press, 2013] ) , получено 8 августа 2013 года .
- ^ Эзра 2000 , стр. 120–126.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 31
- ^ Эссе реконструкции , с. 346
- ^ Бертран, Од (2010), Жорж Мельес и профессионалы своего времени (PDF) , Лионский университет, стр. 119–120 , получено 20 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 1979 , с. 41
- ^ Эзра 2000 , с. 25
- ^ Jump up to: а б Очерк реконструкции , с. 352
- ^ Хаммонд, Пол (1974), Marvelous Méliès , Лондон: Гордон Фрейзер, с. 79, ISBN 0-900406-38-0
- ^ Jump up to: а б Фрейзер 1979 , стр. 216–217.
- ^ Эзра 2000 , с. 33
- ^ Jump up to: а б Мальтет и Маннони 2008 , с. 284
- ^ Лоу, Рэйчел (1997), История британского кино , том. 2, Лондон: Рутледж, с. 180, ISBN 9780415156479 , получено 14 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Эзра 2000 , с. 18
- ^ Jump up to: а б Эзра 2000 , с. 106
- ^ Эзра 2000 , с. 110
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 10
Библиография
[ редактировать ]- Попытка воссоздать каталог французских звездных фильмов; за которым следует анализ каталога фильмов Жоржа Мельеса, перечисленных во Франции , Буа д'Арси: Служба архивов фильмов Национального центра кинематографии, 1981, ISBN. 2903053073 , OCLC 10506429
- Эзра, Элизабет (2000), Жорж Мельес , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-7190-5395-1
- Фрейзер, Джон (1979), Искусственно организованные сцены: фильмы Жоржа Мельеса , Бостон: GK Hall & Co., ISBN 0-8161-8368-6
- Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, ISBN 9782732437323
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Покорение полюса на IMDb
- «Покорение полюса» доступно для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве (8-минутная сокращенная версия).
- Покорение полюса на AllMovie
- фильмы 1912 года
- Приключенческие фильмы в жанре фэнтези 1910-х годов
- Научно-фантастические приключенческие фильмы 1910-х годов
- Французские авиационные фильмы
- Фильмы по произведениям Жюля Верна
- Фильмы Жоржа Мельеса
- Фильмы, действие которых происходит в Арктике
- Фильмы, снятые во Франции.
- Французские приключенческие фэнтези-фильмы
- Французскоязычные фильмы 1910-х годов
- Французские немые короткометражные фильмы
- Французские черно-белые фильмы
- Французские научно-фантастические приключенческие фильмы
- Немые приключенческие фильмы в жанре фэнтези
- Немые научно-фантастические приключенческие фильмы
- Трюковые фильмы