Золушка (Прокофьев)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Золушка | |
---|---|
Хореограф | Rostislav Zakharov |
Музыка | Сергей Прокофьев |
Либретто | Nikolai Volkov |
На основе | Золушка |
Премьера | 21 ноября 1945 г. Большой театр , Москва |
Персонажи | Золушка, Мачеха, Сводные сестры, Фея-крестная, Принц. |
Жанр | Повествовательный балет [ 1 ] |
Золушка ( рус .: Золушка , тр. Золушка ; франц .: Cendrillon ) Соч. «87» — балет Сергея Прокофьева по сценарию Николая Волкова. Это одна из его самых популярных и мелодичных композиций, которая с момента своего создания вдохновила множество хореографов. Произведение было написано между 1940 и 1944 годами. На этапе написания Прокофьев прервал работу над оперой « Война и мир » . Премьера «Золушки» состоялась под управлением Юрия Файера 21 ноября 1945 года в Большом театре в хореографии Ростислава Захарова . [ 2 ] и Галина Уланова в главной роли. «Золушка» отличается ликующей музыкой, пышными декорациями и комическими двойными ролями мачехи и двух сводных сестер (которые можно исполнять в травести ), в этой трактовке скорее безумными, чем плохими.
История
[ редактировать ]Акт I
Золушка, молодая женщина, которую властная мачеха заставляет ее работать служанкой в собственном доме, помогает мачехе и двум сводным сестрам подготовиться к Весеннему балу, на котором, по слухам, принц выберет себе будущую невесту. Пока две сводные сестры работают вместе над созданием новой шали, они спорят о том, кто будет ее носить, и в конечном итоге разрывают ее пополам из-за ссор. Пара уносится прочь, а мачеха приказывает Золушке убрать остатки и закончить дела, пока ее отец возвращается домой с работы. После повторного брака отца Золушке приходилось спать у кухонного камина, и ей нечего было надеть, кроме тряпок, покрытых пеплом. Ее отец так и не смог преодолеть горе, вызванное смертью своей первой жены, и хотя он беспокоится о своей единственной дочери Золушке, он находится под контролем мачехи в такой же степени, как и сама Золушка. Однако их краткий покой прерывается, когда мачеха и две сводные сестры возвращаются и начинают ими командовать. Во время ужина появляется нищенка, просящая приюта. Две сводные сестры и мачеха пытаются ее прогнать, но Золушка предлагает ей место у кухонного огня и старую пару тапочек. Нищий благодарит ее за доброту и уходит, оставив возобновить приготовления к балу. После выбора платьев и быстрого урока танцев семья наконец отправляется на ночь, неохотно сопровождая отца, оставив Золушку позади.
Хотя поначалу ей одиноко, она подбадривает себя танцами с метлой, представляя, что сам принц пригласил ее на танец. Однако она удивляется, когда ниоткуда появляется старая нищенка, желающая вернуть тапочки со своей благодарностью. К изумлению Золушки, туфли превратились в танцевальные стеклянные туфли. Старуха-нищенка сбрасывает маскировку и оказывается феей-крестной Золушки, пришедшей исполнить ее желание пойти на бал. Призвав на помощь фей Весны, Лета, Осени и Зимы, она превращает лохмотья Золушки в красивое платье, тыкву и мышей - в карету и лошадей, а кузнечиков и стрекоз - в свиту лакеев. Однако, когда она собирается уйти, фея-крестная предупреждает ее, что волшебство продлится только до полуночи, после чего заклинание разрушится, и все вернется в свою первоначальную форму. В подарок за ее доброту останутся только хрустальные туфельки. Затем она вызывает двенадцать гномов, которые повторят ее сообщение, если она не уйдет до полуночи. Помня об этом предупреждении, Золушка отправляется на бал.
Акт II
Весенний бал в самом разгаре: гости приезжают со всего королевства и за его пределы, чтобы потанцевать и отдать дань уважения принцу. Две сводные сестры пытаются завоевать расположение королевского двора, демонстрируя свои танцевальные навыки, но, к большому разочарованию своей матери, добиваются менее успешных результатов. Затем к празднованию присоединяется принц, но находя государственные мероприятия, такие как Весенний бал, скучными, и не желая вступать в брак без любви, он отклоняет любые предложения о танцах, особенно в случае неприятных сводных сестер.
Золушка приезжает во дворец, превратившись до неузнаваемости в прекрасно одетую принцессу. Принц, как и все остальные, очарован ее красотой и обаянием и впервые приглашает на танец. К вечеру Золушка быстро становится любимой всем двором за свою любезность и обаяние, а влюбленный принц проводит весь вечер рядом с ней. Когда подаются закуски, он удостаивает ее чести взять один из трех апельсинов, деликатеса, привезенного в королевство из далекой страны. Золушка предлагает два других апельсина своим сводным сестрам, которые настолько польщены вниманием, что не узнают в прекрасной незнакомке свою сводную сестру. Принц берет Золушку в королевский сад на вечернюю прогулку, где они танцуют и заявляют о расцветающей между ними любви.
Когда они возвращаются в бальный зал для очередного вальса, Золушка совершенно забыла о времени своего счастья. Однако с первым ударом полуночи двенадцать гномов выскакивают из больших дворцовых часов и напоминают Золушке о предупреждении ее феи-крестной. Боясь, что ее разоблачат как скромную служанку в лохмотьях, она убегает из бального зала, к удивлению других гостей. Хотя принц преследует ее, она исчезает в ночи за несколько мгновений до того, как чары разрушаются, теряя одну из своих хрустальных туфель в спешке и панике. Принц убит горем при мысли о том, что потеряет свою любовь так скоро после того, как нашел ее, но, найдя потерянную туфельку, он клянется не успокаиваться, пока снова не воссоединится с ней.
Акт III
Наутро после бала принц созывает всех сапожников королевства, чтобы узнать, для кого сшиты туфли. Однако никто из них не утверждает, что изготовил туфлю или недавно продал ее кому-либо, и он приходит к выводу, что принцесса, должно быть, из чужой страны. Его отчаянные поиски приводят его сначала к Средиземноморью, затем на Восток и приземляются еще дальше. Путешествуя по миру и безуспешно встречаясь с разными прекрасными принцессами, принц начинает обыскивать собственное королевство, примеряя туфельки на каждой девушке, присутствовавшей на балу.
Вернувшись в дом Золушки, любовь позволила принцу бросить вызов законам времени и пространства; хотя она просыпается только на следующее утро после бала, он уже путешествовал по миру и обратно в поисках своей потерянной любви. Проснувшись, Золушка сначала считает, что события прошлой ночи были всего лишь сном. Переживая некоторые танцы на балу, она обнаруживает оставшуюся хрустальную туфельку и понимает, что все это было правдой. За завтраком две сводные сестры вспоминают бал и спорят о том, кто произвел на принца большее впечатление на балу. Их ссора прерывается, когда отец и мачеха спешат сообщить новость о том, что принц направляется к их дому, отчаянно примеряя хрустальную туфельку на каждой встреченной девушке. По прибытии он примеряет тапочки на двух сводных сестрах, но безуспешно. Мачеха, однако, требует дать ей шанс и пытается втиснуть ногу в туфельку, приказав Золушке помочь ей. Когда она наклоняется, чтобы помочь, оставшаяся туфелька выпадает из ее кармана, и принц наконец узнает Золушку такой, какая она есть. Когда Золушка успешно примеряет обе хрустальные туфельки, ее приемная семья просит у нее прощения, которое она с радостью дарует им. Обрадованные тем, что заново открыли друг друга, Золушка и Принц затем переносятся феей-крестной в секретный сад, где они признаются друг другу в любви и счастливо женаты.
Инструментарий
[ редактировать ]Балет озвучен для большого оркестра, состоящего из пикколо , 2- х флейт , 2-х гобоев , английского рожка , 2-х кларнетов , бас-кларнета , 2-х фаготов , контрафагота , 4-х валторн , 3 -х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавр , треугольника , кастаньет , малого барабана. барабан , маракасы , бубен , теноровый барабан , тарелки , большой барабан , тамтам , глокеншпиль , ксилофон , деревянный блок , трубчатые колокольчики , фортепиано , арфа , челеста и струнные .
Последовательность чисел
[ редактировать ]
- Акт I
- № 1 Введение
- № 2 Танец с шалью
- № 3 Золушка
- № 4 Отец
- № 5 Фея-крестная
- №6 Новая одежда сестер
- №7 Урок танцев
- No 8 Отъезд мачехи и двух сводных сестер на бал
- №9 Золушка мечтает о бале
- № 10 Гавот
- №11 Второе появление Феи-Крёстной
- № 12 Весенняя фея
- № 13 Летняя фея
- № 14 Кузнечики и стрекозы
- № 15 Фея Осени
- № 16 Зимняя фея
- No 17 Прерванный отъезд
- № 18 Часы
- No 19 Отъезд Золушки на бал
- Акт II
- № 20 Танец придворных
- № 21 Паспье
- № 22 Бурре
- № 23. Вариация Скинни.
- № 24. Вариация Дампи.
- No 25 Танец придворных (Реприза)
- № 26 Мазурка и выход князя
- No 27 Танец четырех спутниц принца
- №28 Мазурка
- No 29 Прибытие Золушки на бал
- № 30 Большой вальс
- Променад № 31
- № 32 Танец Золушки
- No 33 Танец принца
- № 34 «Закуски для гостей» (музыкальная цитата из оперы «Любовь трёх апельсинов» 1919 года )
- No 35 Дуэт двух сводных сестер с апельсинами
- №36 Дуэт принца и Золушки
- № 37 Вальс-Кода
- № 38 Полночь
- Акт III, сцена 1
В поисках Золушки
- № 39 Принц и сапожники
- № 40 Первый галоп принца
- № 41 Искушение
- № 42 Второй галоп принца
- № 43 Ориенталия
- № 44 Третий галоп принца
- Акт III, сцена 2
Принц с Золушкой
- № 45 Пробуждение Золушки
- No 46 Утро после бала
- No 47 Визит принца
- No 48 Принц узнает Золушку
- № 49 Медленный вальс
- № 50 Любящий
Фортепианные сюиты
[ редактировать ]Музыка из балета, изданная перед премьерой
- Три пьесы из оперы «Золушка» , соч. 95 (1942)
- Десять пьес из оперы «Золушка» , соч. 97 (1943)
- Шесть пьес из оперы «Золушка» , соч. 102 (1944)
Оркестровые сюиты
[ редактировать ]Отрывки из «Золушки» , авторизованные композитором
- Сюита № 1 из оперы «Золушка» , соч. 107
- Сюита № 2 из оперы «Золушка» , соч. 108
- Сюита № 3 из оперы «Золушка» , соч. 109
- Вальс-сюита , соч. 110
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Мэри Эллен Снодграсс, Энциклопедия мирового балета. Роуман и Литтлфилд (2015), с. 74
- ^ Сайт Прокофьева