На Днепре
На Днепре (На Днепре) , соч. «51» — балет в двух картинах с прелюдией и эпилогом Сергея Прокофьева . Написано в 1931 году. [ 1 ] Это его четвертая работа в этом жанре, созданная по заказу Парижской национальной оперы после неожиданной смерти в 1929 году «Русского балета» основателя Сергея Дягилева и после успеха «Блудного сына» . Премьера состоялась в 1932 году; годом позже Прокофьев извлек из произведения оркестровую сюиту, соч. 51-бис, используя шесть из двенадцати движений.
Фон
[ редактировать ]Сергей Дягилев , импресарио, приведший «Русский балет» к выдающемуся успеху, внезапно умер в 1929 году, что положило конец сотрудничеству Прокофьева с труппой. ( «Блудный сын» был последним подобным сотрудничеством.) Видя успех произведения, Парижская опера поручила Прокофьеву написать еще один балет. Серж Лифарь За создание декораций и хореографии отвечал , ранее близкий соратник Дягилева. Однако он не придал этому сценарию никакого значения. Скорее, балет создавался как последовательность танцев. На Днепре результат этого сотрудничества был.
Лифарь в своей книге «Танец» 1965 года сказал, что разочарован партитурой Прокофьева. Лифарь утверждал, что его вдохновил русский народный танец, но признает, что критики сочли его собственную хореографию недостаточно русской.
Подготовка к балету ознаменовалась внезапным уходом Ольги Спесивцевой, которая должна была сыграть главную женскую роль. Спесивцева имела ряд успехов с Лифарем в балете Парижской оперы ( «Прометей» , «Жизель» ) и испытывала к нему безответные чувства. В своей книге «Три грации: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева» (1959) Лифарь описывает, как их личная ситуация обострилась во время репетиций. «Двух героинь этого балета звали Наташа и Ольга. Я уже упоминал о дружбе, зародившейся в это время между Наташей П... [Натали Палей] и мной. эти два имени, Наташа и Ольга, - героиням. Как бы то ни было, роль Ольги была отведена Спесивцевой, а мужскую роль, Сержа, должен был интерпретировать я. когда на одной из репетиций Спесивцева вдруг поняла, что именно с Наташей... что по сюжету мне предстоит обрести счастье, тогда как главная, и с хореографической точки зрения, важнейшая роль принадлежала было отведено ей, Ольге! Этот кризис, как всегда у нее, развился с быстротой молнии, как только я объявил на репетиции, что именно здесь начнется мое па-де-де-тендре с Наташей. Спесивцева вдруг кинулась к окну. Я одним прыжком догнал ее, но она в это время уже прошла через него. Мне едва удалось схватить ее за руку. Мой пианист Леонид Гончаров, преследовавший меня по пятам, бросился мне на помощь. Ольга висела там, подвешенная на наших руках, в тридцати футах над площадью Шарля-Гарнье. С большим трудом нам удалось оттащить ее обратно. Она боролась, кусалась и царапалась, пытаясь вырваться на свободу... На следующий день она не пришла на репетицию, а сообщила мне, что покинула Оперу навсегда».
Анализ
[ редактировать ]Прокофьев продолжал развивать лирическую линию композиции в «На Днепре» , даже в большей степени, чем в «Блудном сыне» . Эти два лирических балета дали большой опыт композитору, который собирался приступить к написанию своего первого балета в русской традиции: «Ромео и Джульетта» .
Сюжет
[ редактировать ]Сергей, красноармеец Первой мировой войны, возвращается в свою деревню на Днепре и обнаруживает, что больше не любит свою невесту Наташу. Вместо этого он влюбляется в Ольгу. Родители Ольги хотят, чтобы она вышла замуж за другого человека, которого она не любит. Друзья Сергея и Ольги ругаются. Сергей падает, но влюбленных спасает сострадательная Наташа, помогающая паре сбежать из деревни.
Балет состоит из 12 номеров продолжительностью около 40 минут:
- Прелюдия
- Сцена 1: Встреча
- Сцена 1: Сцена пантомимы
- Сцена 1: Па-де-де
- Сцена 1: Вариация первой танцовщицы
- Сцена 2: Обручение
- Сцена 2: Танец жениха
- Сцена 2: Танец невесты
- Сцена 2: Мужской танец
- Сцена 2: Ссора
- Сцена 2: Сцена пантомимы
- Эпилог
Премьера
[ редактировать ]Премьера балета состоялась 16 декабря 1932 года , но она обернулась провалом, особенно когда критики ожидали произведения, похожего по характеру на «Блудный сын» . Поскольку на следующий день Прокофьев уехал в Америку, он не знал о разочарованных отзывах. После нескольких представлений балет сняли со сцены, хотя Стравинский и Мийо после премьеры горячо хвалили музыку. После этого Прокофьев извлек из балета (как и из других своих сценических произведений) оркестровую сюиту соч. 51а.
Возрождение
[ редактировать ]В 2009 году Алексей Ратманский заново поставил партитуру Прокофьева для Американского театра балета . По его версии, Сергей возвращается в свою деревню и обнаруживает, что он больше не любит свою возлюбленную Наталью, а вместо этого его привлекает Ольга, которая должна выйти замуж за другого мужчину. «Убитая горем, но благородная Наталья бескорыстно помогает молодым влюбленным Сергею и Ольге вместе бежать в счастливую жизнь». В премьере этой версии Марсело Гомес станцевал роль Сергея, Палома Эррера - роль Ольги, Вероника Парт - роль Натальи, а Дэвид Халлберг - роль жениха Ольги.
Записи
[ редактировать ]Оркестр | Дирижер | Звукозаписывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|
Государственная симфоническая капелла России. | Валерий Полянский | Чандос отчеты | 2003 | компакт-диск |
Симфонический оркестр WDR Кёльн | Михаил Юровский | CPO | 1998 | компакт-диск |
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. | Геннадий Рождественский | Melodiya | 1982 | CD/LP |
Сюита из оперы "На Днепре"
[ редактировать ]Сюита из оперы «На Днепре» , соч. 51а, предназначен для концертного исполнения и содержит 6 частей длительностью около 20 минут:
- Прелюдия
- Вариация первой танцовщицы
- Обручение
- Ссора
- Сцена
- Эпилог
Записи
[ редактировать ]Оркестр | Дирижер | Звукозаписывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|
Национальный симфонический оркестр Украины | Теодор Кучар | Наксос Отчеты | 1994 | компакт-диск |
Филармонический оркестр Монте-Карло | Джеймс ДеПрейст | Кох | 2001 | компакт-диск |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маколей, Аластер (2 июня 2009 г.). «Сезон цветения вишни и любовь в полном цвету» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 июля 2019 г.