Симфония-концерт (Прокофьев)
Сергея Прокофьева , Симфония-концерт ми минор соч. 125 (также широко известный как Sinfonia Concertante) . [ 1 ] ) — масштабное произведение для виолончели с оркестром .
Премьера Симфонии-концерта состоялась 18 февраля 1952 года Мстиславом Ростроповичем , которому было посвящено произведение. Представленный в то время как Второй Концерт для виолончели с виолончелью Прокофьева – после его более раннего Концерта для виолончели , соч. 58 – впоследствии он был переработан и переименован. Это одна из последних завершенных работ Прокофьева.
История
[ редактировать ]Прокофьев начал работу над тем, что впоследствии стало Симфонией-концертом, после завершения Сонаты для виолончели в 1949 году. Работа была заказана Александром Холодилиным, начальником музыкального отдела Комитета по делам искусств, а дата завершения указана как 1 ноября 1951 года. [ 2 ]
Работа частично опиралась на материал, содержащийся в более раннем Концерте для виолончели Прокофьева , премьера которого состоялась в 1938 году. [ 3 ] Черновики новой работы были предоставлены Ростроповичу для технической корректировки и доработки. [ 3 ]
Впервые это произведение было исполнено как Второй концерт для виолончели Прокофьева 18 февраля 1952 года в Москве с Ростроповичем в качестве солиста и Святославом Рихтером в качестве дирижера. [ 4 ] После рассмотрения Союзом советских композиторов концерт был переработан и переименован в «Симфония-концерт» (обычно переводится на английском языке как «Симфония-концерт»). [ 5 ] Прокофьев умер до того, как была исполнена окончательная версия: первое исполнение этой версии состоялось 9 декабря 1954 года с Ростроповичем в качестве солиста в сопровождении Симфонического оркестра Датского государственного радио под руководством Томаса Йенсена . [ 1 ]
Симфония-концерт была одним из нескольких сочинений для виолончели, над которыми Прокофьев работал с конца 1940-х годов до своей смерти. Помимо Сонаты для виолончели, Прокофьев приступил также к работе над двумя неоконченными произведениями: сонатой для виолончели без аккомпанемента (для которой он написал 14 страниц эскизов) и Концертино для виолончели (позднее завершенное Ростроповичем). [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Произведение исполнено для двух флейт (второе удвоение пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , четырех валторн , двух труб , трех тромбонов , тубы , литавр , бубна тарелок , , треугольника , большого , барабана , барабана малого челесты и струны .
Типичная продолжительность исполнения около 40 минут и состоит из трех частей со следующими отметками темпа :
- Анданте
- Аллегро справа
- Andante con moto – Allegretto – Allegro Marcato
Произведение известно своей чрезвычайной сложностью из-за длины концерта, тиражей и высоких позиций среди многих других технических трудностей. В конце концерта виолончелист должен играть на грифе , достигая высоты E7, крайнего верхнего предела диапазона виолончели.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Келлер, Джеймс. «Прокофьев: Концертная симфония ми минор для виолончели с оркестром, опус 125» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Моррисон, Саймон (2008). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Издательство Оксфордского университета . п. 377. ИСБН 9780195181678 .
- ^ Jump up to: а б Моррисон 2008 , с. 377.
- ^ Моррисон 2008 , стр. 378–379.
- ^ Моррисон 2008 , с. 380.
- ^ Моррисон 2008 , стр. 380–381.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концертная симфония, соч. 125 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.