Соната для фортепиано No. 7 (Прокофьев)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
мажор Сергея Прокофьева , Соната для фортепиано № 7 си ♭ соч. 83 (иногда называемая «Сталинградская») [ нужна ссылка ] — соната для фортепиано соло, вторая из трёх «Военных сонат», написанных в 1942 году. Впервые соната была исполнена 18 января 1943 года в Москве Святославом Рихтером . [ 1 ] Исполнение этой сонаты может длиться от 17 до 20 минут.
Историческая справка
[ редактировать ]20 июня 1939 года близкий друг и профессиональный соратник Прокофьева, режиссер Всеволод Мейерхольд , был арестован НКВД незадолго до репетиции новой оперы Прокофьева «Семен Котко» ; он был расстрелян 2 февраля 1940 года. Хотя его смерть не была публично признана, не говоря уже о том, чтобы широко о ней стало известно до начала правления Сталина, жестокое убийство жены Мейерхольда, Зинаиды Райх , менее чем через месяц после его ареста, стало печально известным событием. [ 2 ] Всего несколько месяцев спустя Прокофьева «пригласили» сочинить «Здравицу» (буквально переводится как «Ура!», но чаще дается английское название «Слава Сталину» ) (соч. 85) в честь Иосифа Сталина . 60-летия [ 3 ]
Позже в том же году Прокофьев начал сочинять свои фортепианные сонаты №№ 6 , 7 и 8 , соч. 82–84, широко известные сегодня как «Военные сонаты». Эти сонаты содержат одни из самых диссонансных произведений Прокофьева для фортепиано. Биограф Даниэль Яффе утверждал, что Прокофьев, «заставив себя сочинить веселое воспоминание о нирване, которую Сталин хотел, чтобы все поверили, что он создал» (т. е. в «Здравице» ), а затем впоследствии, в этих трех сонатах, «выразил свои истинные чувства». [ 4 ] Соната была удостоена Сталинской премии (второй степени). [ нужна ссылка ]
Движения
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей.
- Allegro inquieto (си ♭ мажор)
- Анданте калоросо (ми мажор)
- Осажденный (си ♭ мажор)
I. Аллегро дознание
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2017 г. ) |
Allegro inquieto отдает дань уважения классической сонатной форме и высмеивает ее . Судя по темпу , темп и ритмы очень нервные и напряженные. Вступительная тема насмешливая и резкая и содержит множество громких аккордов, похожих на группы . Вторая тема – медленная, вдумчивая тема, которая словно блуждает как по различным тональностям, так и по гармониям, и по мотивам. Этот длинный раздел начинает медленно набирать обороты и приводит к бурному, чрезвычайно хроматическому и бурному развитию. После повторения части медленной части представлен заключительный быстрый, насмешливый фрагмент основной темы, который заканчивается единственной полной постановкой тональности пьесы с тихой, быстрой перекаткой аккорда B ♭ мажор на минимально возможном уровне. регистры фортепиано.
Музыка обозначена как написанная в тональности си-бемоль мажор и содержит музыкальные элементы, указывающие на си-бемоль как на домашнюю ноту в духе классической сонатной формы: первая тема сосредоточена на си-бемоль, вторая тема, итерация в экспозиции сосредоточена на ля-бемоль, а итерация в перепросмотре сосредоточена на си-бемоль, а также концовка, которая возвращает тональный центр в си-бемоль и завершает пьесу мажорным аккордом си-бемоль. Однако в этой части явно отсутствует ключевая особенность си-бемоль мажор.
II. Анданте теплое
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2017 г. ) |
Медленная часть изначально очень красива, но наполнена сентиментальной эмоциональностью. Яффе отметил, что вступительная тема основана на «Песни «Wehmut»» Роберта Шумана («Печаль», которая появляется в «Liederkreis» Шумана , соч. 39 ): слова в этой песне переводятся: «Иногда я могу петь, как если бы я был рад, но тайно плачет хорошо и так освобождает мое сердце. Соловьи... поют свою песню тоски из глубины своей темницы... все радуются, но никто не чувствует боли, глубокой печали в песне. [ 5 ] Эта вступительная тема быстро превращается в чрезвычайно хроматическую часть, которая проходит через различные тональные центры, ни один из которых не кажется знакомым ноте ми, с которой началось произведение. После звонкой, похожей на колокольчик кульминации музыка замедляется и снова растворяется в пышной вступительной теме.
III. Осадок
[ редактировать ]Финал The Precipitato, однажды описанный как «взрывной взрыв рок-н-ролла с хроматическим оттенком», [ 6 ] это токката [ 7 ] в неустанном семеричном времени, которое смело утверждает тональность сонаты посредством более диатонического гармонического языка, чем в первой части. Это очевидно с самого начала, когда простые B ♭ мажор трезвучия повторяются снова и снова. Несмотря на широкий диапазон темпов исполнения, выбранных разными пианистами, эффект тем не менее впечатляющий и захватывающий. Токката завершается яростным повторением основной темы, напрягая все десять пальцев до предела, пока пьеса, наконец, не завершается триумфально громовым каскадом октав. Преципитато этой сонаты считается технически очень сложным.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соренсен, Суги (2005). «Паж Прокофьева – Соната для фортепиано № 7 B ♭ m, соч. 83» . Аллегро Медиа. Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ Яффе (1998), стр.158
- ^ Яффе (1998), стр.159
- ^ Яффе (1998), с. 160
- ^ Яффе (1998), с. 172
- ^ Козинн, Аллан (4 июля 2003 г.). «Оперные и концертные записи раскрывают разнообразие Прокофьева» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июля 2012 г.
- ^ Берман, с. 159
- Берман, Сонаты для фортепиано Бориса Прокофьева (издательство Йельского университета, 2008)
- Яффе, Даниэль Сергей Прокофьев (Лондон: Phaidon, 1998)