Jump to content

Серж Лифарь

Серж Лифарь
Сергей Михайлович Лифарь
Серж Лифарь в 1961 году.
Рожденный
Лифарь Сергей Михайлович

15 апреля 1905 г.
Умер 15 декабря 1986 г. (1986-12-15) (81 год)
Лозанна , Во , Швейцария
Национальность Русский, натурализованный французский
Род занятий артист балета , хореограф
Известный Парижская Опера Балет
Серж Лифарь с братьями и сестрами Леонидом, Василием, Евгенией
Лифарь в Кароля Шимановского в «Гарназии» 1936 году.
Лифарь с Тамарой Тумановой

Серж Лифарь ( укр .: Сергій Михайлович Лифар , Сергій Михайлович Люфарь ) (15 апреля [ OS 2 апреля] 1905 - 15 декабря 1986) был украинским танцором, хореографом и одним из величайших артистов балета 20 века. Лифарь был также хореографом, режиссером, писателем, теоретиком танца и коллекционером. [1]

Будучи балетмейстером Парижской оперы с 1930 по 1944 год и с 1947 по 1958 год, он посвятил себя восстановлению технического уровня балета Парижской оперы , вернув его на место одной из лучших трупп мира.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Лифарь родился в Киеве , Российская империя. Официально год его рождения указан как 1904 (как на украинской марке 2004 года, посвященной его столетнему юбилею). В 1920 году стал учеником Брониславы Нижинской в ​​ее балетной студии «Школа движения» в Киеве .

В 1921 году он покинул Киев, в то время оккупированный русскими войсками, и был замечен Сергеем Дягилевым , который отправил его в Турин для совершенствования своей техники у Энрико Чекетти . [2]

Русские балеты

[ редактировать ]

Он дебютировал в Русском балете в 1923 году, где стал солистом в 1925 году. [3] Лифарь считался преемником Нижинского в «Русском балете». [1] В возрасте 21 года он был выбран вместе с Тамарой Карсавиной Нижинской в «Ромео и Джульетте» (1926, партитура Констана Ламберта ); Карсавина была вдвое старше его. [1] Он исполнил ведущие роли в трех балетах Баланчина для «Русского балета», в том числе «Ла Шатт» (1927) на музыку французского композитора Анри Соге , основанную на басне Эзопа , в которой фигурирует знаменитое появление Лифаря на «колеснице», сформированной его товарищами-мужчинами. ; Ода Леонида Мясина и Аполлона Мусагета (1928) с партитурой Стравинского, изображающей рождение греческого бога Аполлона и его встречу с тремя музами: Каллиопой , Полигимнией и Терпсихорой ; и Le Fils prodigue ( «Блудный сын ») (1929) на музыку Сергея Прокофьева , последний великий балет эпохи Дягилева. [4]

Парижская Опера Балет

[ редактировать ]

После смерти Дягилева в 1929 году Лифарь в возрасте 24 лет был приглашен Жаком Руше взять на себя руководство балетом Парижской оперы , который пришел в упадок в конце 19 века. Лифарь придал труппе новую силу и цель, положив начало возрождению балета во Франции, и начал создавать для этой труппы первый из многих балетов. [1] Они сразу же имели успех, например, «Существа Прометея» (1929), персональная версия «Призрака розы» (1931); и «Полдень фавна» (1935); «Икар» (1935), костюмы и декор Пикассо ; Истар (1941 г.); и «Сюита в белом» (1943), которую он квалифицировал как неоклассический балет .

В рамках своих усилий по возрождению танца Лифарь считал, что основные принципы балета, в частности пять положений ног, лишают танцора подвижности. Он систематизировал две дополнительные позиции, известные как шестая и седьмая позиции, с повернутыми ногами внутрь, а не наружу, как в первых пяти позициях. [5] [6] Шестая и седьмая позиции были не изобретениями Лифаря, а возрождением позиций, существовавших уже в XVIII веке, когда в классическом балете было десять позиций ног; [7] и их использование ограничивается хореографией Лифаря.

За три десятилетия работы директором балета Парижской оперы Лифарь руководил труппой в неспокойные времена Второй мировой войны и немецкой оккупации Франции. Лифарь был коллаборационистом в условиях оккупации. [8] Послевоенный суд над Лифарем привел к его осуждению как коллаборациониста и отстранению от национальной сцены. На время его отсутствия на его место был нанят Баланчин.

Вернувшись на прежнюю должность, присутствие Лифаря вызвало резкое сопротивление со стороны рабочих сцены Оперы, в результате чего ему не разрешили ни появляться на сцене, ни консультироваться с техническим персоналом непосредственно по поводу каких-либо постановок. Тем не менее, он привез балет Парижской оперы в Америку и выступил при полных залах в центре Нью-Йорка, несмотря на протесты. Зрители были в восторге и восхищались компанией танцоров. [1] Он, несомненно, оказал влияние на Иветт Шовире , Жанин Шарра и Ролана Пети . [ нужна ссылка ]

В 1958 году Лифарь был вынужден уйти в отставку из-за натянутых отношений. [ нужны разъяснения ] с руководством Opera. Была сделана знаменитая фотография, на которой Лифарь покидает Дворец Гарнье после того, как его заставили уйти в отставку, он выглядит мрачным и сжимает крылья костюма Икара , который персонаж надевает, чтобы летать. [1]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

с 72-летним импресарио Жоржем де Куэвасом 30 марта 1958 года, в возрасте 52 лет, Лифарь встретился на дуэли во Франции . Дуэль была спровоцирована спором по поводу изменений в балете Лифаря «Черное и белое» ( «Сюита в белом» ), который представляла балетная труппа Куэваса. Лифарю публично дали пощечину за то, что он настаивал на сохранении за собой прав на «Черное и белое» . Лифарь отправил своих секундантов к Куэвасу, который отказался приносить извинения и предпочел драться на мечах. Поскольку в 17 веке дуэли были «технически объявлены вне закона», время и место дуэли не разглашались публике. [9] Дуэль проводилась на глазах у 50 газетных фотографов и закончилась тем, что два бойца были в слезах и объятиях. The New York Times написала, что «это, возможно, было самым деликатным столкновением в истории французских дуэлей», причем единственной травмой была порез на правом предплечье Лифаря на седьмой минуте. [10]

В 1977 году балет Парижской оперы посвятил его хореографии целый вечер.

Могила Сержа Лифаря в Сент-Женевьев-де-Буа

Он умер в Лозанне , Швейцария, 15 декабря 1986 года. [11] в возрасте 81 года, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа . [12]

Наследие

[ редактировать ]
Украинская марка 2004 г.

Editions Sauret опубликовало его мемуары под названием Les Mémoires d'Icare посмертно в 1993 году. Название отсылает к одной из его величайших ролей в балете Icare . «Сюжет балета основан на древнегреческом мифе об Икаре , чей отец Дедал строит ему пару искусственных крыльев. Не подчиняясь приказам отца, Икар подлетает слишком близко к солнцу, которое плавит воск в его крыльях и заставляет его броситься насмерть». [4]

Фонд Сержа Лифаря был основан 23 августа 1989 года спутницей Лифаря графиней Лиллан Алефельдт-Лаурвиг . [13] В 2012 году драгоценности из поместья графини были проданы на аукционе Sotheby's , а вырученные средства пошли в фонд. [14]

Летом 1994 года на сцене Национальной оперы Украины прошел Первый Международный конкурс артистов балета имени Лифаря . Шестой Международный конкурс артистов балета имени Лифаря состоялся в апреле 2006 года, седьмой — в Донецке в марте–апреле 2011 года. [ нужна ссылка ]

Награды и почести

[ редактировать ]

В 1935 году Лифарь опубликовал свое « Исповедь веры» под названием «Манифест хореграфа» , в котором предлагал законы о независимости хореографии. Некоторые из представлений включают в себя:

Мы не можем и не должны танцевать всё. Балет должен оставаться тесно связанным с самим танцем: балет не может быть иллюстрацией какого-либо другого искусства. Балет не должен заимствовать свою ритмическую форму из музыки. Балет может свободно существовать без музыкального сопровождения. Когда балет тесно связан с партитурой, ритмическую основу должен задавать хореограф, а не композитор. Хореограф не должен быть рабом художника/дизайнера. Должен быть создан свободный и независимый хореографический театр. [1]

Он также написал биографию Дягилева под названием « Серж Дягилев, его жизнь, его работа, его легенда: интимная биография», опубликованную Патнэмом, Лондон, 1940. [15]

Культурные изображения

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Марк Франко, «Серж Лифарь и вопрос сотрудничества с немецкими властями при оккупации Парижа (1940–1949)», в журнале Dance Research 35 (2) (на французском языке) (зима 2017 г.): 218–257.
  • Марк Франко, «Серж Лифарь и вопрос сотрудничества с немецкими властями в условиях оккупации (1940-1949)», Двадцатый век. Revue d'histoire, № 132 (октябрь-декабрь 2016 г.): 27–41.
  • Жан Лоран и Жюли Сазанова, Серж Лифарь, реставратор французского балета , Париж, Бюше-Шастель, 1960.
  • Библиотека Дягилева-Лифаря , каталог, Sotheby's, Монте-Карло, 1975.
  • Балетный материал и рукописи из коллекции Сержа Лифаря , каталог, Sotheby's, Лондон, 1984 г.
  • Александр Шувалов, Искусство русского балета: Коллекция театральных эскизов, костюмов и картин Сержа Лифаря в Атенеуме Уодсворта , Йельский университет, 1998.
  • Роджер Леонг (редактор), Из России с любовью: костюмы для русских балетов 1909–1933 гг. , Австралийские издательства, 2000 г., ISBN   0-642-54116-7 , ISBN   978-0-642-54116-1 .
  • Лоуренс БЕНАМ, Мари-Лор де Ноай, виконтесса странных вещей , Париж, Грассе, 2001 г. ISBN   2-253-15430-X .
  • Роберт Олдрич и Гарри Уотерспун, «Кто есть кто в истории геев и лесбиянок от античности до Второй мировой войны» , Рутледж, Лондон, 2002 г., ISBN   0-415-15983-0 .
  • Стефани Корси, Культурная жизнь в условиях оккупации , Париж, Перрен, 2005 г.
  • Линн Гарафола, Наследие танца двадцатого века , Издательство Уэслианского университета, Мидлтаун, 2005 г.
  • Сирил Эдер, Графини гестапо , Париж, Грассе, 2006 г.
  • Флоранс Пудру, Серж Лифарь: Танец за Отечество , Герман, 2007, ISBN   978-2-7056-6637-8 .
  • Серж Лифарь, Musagète , DVD, 2008.
  • Фредерик Споттс, Позорный мир: как французские художники и интеллектуалы пережили нацистскую оккупацию , издательство Йельского университета, Нью-Йорк, 2008.
  • Жан-Пьер Пастори, Серж Лифарь, Красота дьявола , изд. Слава Са, 2009, ISBN   2-8289-1127-6 .
  • Сьенг Шейен Сергей Дягилев, жизнь для искусства . Амстердам, Берт Баккер, 2009 г., ISBN   90-351-3624-1 .
  • Алан Райдинг, И шоу продолжалось: Культурная жизнь в оккупированном нацистами Париже , 2010.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Крисп, Клемент (зима 2002 г.). «ICARE: Вспоминая Сержа Лифаря». Танцевальные исследования: Журнал Общества танцевальных исследований . 2. 20 (2): 3–15. дои : 10.3366/1290812 .
  2. ^ Varnovskaya, V. "Артисты Дягилева" [Diaghilev's Artists] (in Russian). Ballet magazine . Retrieved 30 December 2022 .
  3. ^ Словарь мировой биографии двадцатого века. Соединенное Королевство: Book Club Associates , 1992, с. 343.
  4. ^ Jump up to: а б Ау, Сьюзен (2002). Балет и современный танец . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-20352-0 .
  5. ^ Вингейт, Аллан (1951). Лифарь о классическом балете (1-е изд.). п. 212.
  6. ^ Райс, Фрэнк В.Д. (1986). Театр танца Жана Кокто . Анн-Арбор: Международное исследовательское издательство университетских микрофильмов. п. 132. ИСБН  0-8357-1994-4 .
  7. ^ Паолаччи, Клэр (2004). «Серж Лифарь и Парижская опера во время Второй мировой войны». Журнал Исторического общества Оксфордского университета : 8.
  8. ^ Франко, «Серж Лифарь и вопрос сотрудничества с немецкими властями при оккупации Парижа (1940–1949)», в журнале Dance Research 35/2 (зима 2017 г.): 218–257.
  9. ^ «Во Франции открывается сезон дуэлей; 72-летний маркиз де Куэвас бросает вызов 52-летнему танцору в споре по поводу балета». Нью-Йорк Таймс . 25 марта 1958 г. с. 2.
  10. ^ Блэр, В. Грейнджер (30 марта 1958 г.). «Маркиз Пинкс, танцовщик в балете с мечами на поле чести; МАРКИЗ, В ДУЭЛИ, РОЗОВЫЙ ЛИФАРЬ, РУКА». Нью-Йорк Таймс . п. 1.
  11. ^ britannica.com/biography/Серж-Лифар
  12. ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 27914-27915). McFarland & Company , Inc., Издательства. Киндл издание.
  13. ^ «О Фонде» . Фонд Сержа Лифаря.
  14. ^ «Великолепные драгоценности и благородные драгоценности» . Сотбис.
  15. ^ ЭБ; Сирил В. Бомонт (апрель 1941 г.). «Серж Дягилев, его жизнь, его творчество, его легенда: интимная биография». Музыка и письма . 22 (2): 189.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3cbac9d60fcf5ef2de13a5948bc3ed6__1717689660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/d6/c3cbac9d60fcf5ef2de13a5948bc3ed6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serge Lifar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)