Паспье

Паспье ( Французское произношение: [pasˈpje] , «пас-фут», от характерного танцевального шага) — французский придворный танец . Возникнув как своего рода бретонский бранль , он был адаптирован для куртуазного использования в 16 веке и часто встречается во французской опере и балете 18 века , особенно в пасторальных сценах, а в последнее время также в в стиле барокко инструментальных танцевальных сюитах . В английском языке passepied пишется как «paspy», а также как «paspie» или «paspe», что является фонетическим приближением французского произношения.
История
[ редактировать ]Самое раннее историческое упоминание о паспье было сделано Ноэлем дю Фаилом в 1548 году, который сказал, что это было обычным явлением при бретонских дворах. Франсуа Рабле и Туано Арбо , писавшие позднее в 16 веке, идентифицировали танец как разновидность бранля, характерного для Бретани. В то время это был быстрый двойной танец с трехтактными фразами, то есть простой тип бранля. [1] Как и многие народные танцы, он был популярен при дворе Людовика XIV . [2]
Паспье было переделано Жаном-Батистом Люлли в пасторальный концертный танец , впервые появившийся в 1680-х годах как более быстрый менуэт . [3] Это считается самым быстрым из тройных танцев того времени, обычно с тактовым размером 3
8 (также иногда 6
8 или 3
4 ), его фразы начинаются с последней доли такта. Его формулировку пришлось разделить на четыре такта, чтобы учесть четыре характерных крошечных шага в двух тактах. Он использовал шаги менуэта, которые Люллий задолго до этого приспособил аналогичным образом, но с совершенно иным эффектом, двигаясь легко и рисуя на полу замысловатые узоры. [4]
После этого паспье появилось во многих театральных постановках, в том числе в постановках Жана-Филиппа Рамо . Он встречается еще в 1774 году в Кристофа Виллибальда Глюка » «Ифегении в Авлиде . [2]
В 1739 году Иоганн Маттесон описал паспье как быстрый танец с легкомысленным характером, по этой причине ему не хватает «рвения, гнева или жара, выражаемых жигой » . Итальянцы часто использовали ее как финал инструментальной симфонии . [5]
Паспье иногда появляются в сюитах, таких как И.С. Баха , Оркестровая сюита № 1 или в драматической музыке, такой как его Французская увертюра для клавесина. Часто есть два паспье в минорной и мажорной тональности, которые нужно играть в порядке I, II, I, или же паспье встречаются в контрастных парах, причем первый появляется снова после второго как да капо . [1] Оно также появилось как движение в Генри Перселла опере «Диоклесиан» . [6] [n 1] и сотни других композиций в стиле барокко. [ нужна ссылка ]
возрождения
[ редактировать ]Лео Делиб написал паспье как часть своей музыки к пьесе «Король забавляется Виктора Гюго » . Более современные примеры включают:
- Четвертая и последняя часть Клода Дебюсси для Бергамской сюиты фортепиано.
- Третья часть Игоря Стравинского , Симфонии до мажор состоящая из менуэта, паспье и фуги.
- Второй номер во втором действии Сергея Прокофьева балета «Золушка» .
- Первый из пяти танцев в сцене бала в опере Миклоша Рожи « Госпожа Бовари» .
- Первый из пяти танцев третьей части «Révérences engrenées, Premier pentacle» из оперы Анри Пуссера « Жардине с автоматами» для фортепиано.
- Третья часть Кристофера Роуза оркестрового балета Friandises.
- Четвертая часть сюиты «Сад чувств» из второй части Майкла Гандольфи романа «Сад космических размышлений».
- Вторая часть альбома Жана-Мишеля Бле 2022 года . Aubades
Примечания
[ редактировать ]- ^ Генри Перселла IMSLP Несколько сканов этой публикации в формате PDF можно найти на странице . Страница 118 оригинальной публикации соответствует 130-й странице 196-страничного цветного скана, а стр. 118–19 находятся на 62-й странице 89-страничного черно-белого скана (который выполняется «двумя страницами»). вверх»), где название можно увидеть в архаичном написании как «paſpe» (буква ſ представляет собой архаичную длинную букву s , используемую только в нижнем регистре, также встречается на титульном листе публикации, а именно: «Вокальная и инструментальная музыка ПРОРОЧИКИ»). ИЛИ ИСТОРИЯ ДИОКЛЕСИАНА, СОСТАВЛЕННАЯ Генри Перселлом , органистом капеллы Их Величеств, и церкви Св. Петра Вестминстера », на имя типографа « Дж. Хептинсталл », да и во всем издании, тогда как в современных изданиях это письмо обычно пишется. изменен без комментариев на короткие s). в списке сочинений Генри Перселла Современное написание см. , Z 627. Альфред Деллер (Том второй) - Music Of Генри Перселла , сборник, выпущенный в 2008 году, также обозначает паспье как «паспе» и «пассепид», согласно его 5-му диску (ранее выпущенному на пластинке как Vanguard / The Bach Guild BG-682). ) и соответствующий 5-й трек.
Ссылки
[ редактировать ]- Маттесон, Иоганн (апрель 1958 г.). «Иоганн Маттесон об аффекте и риторике в музыке (I)». Журнал теории музыки . 2 (1). Перевод Ганса Леннеберга: 47–84. JSTOR 842930 .
- Саттон, Джулия (1985). «Менуэт: элегантный феникс». Танцевальная хроника . 8 (3/4): 119–152. дои : 10.1080/01472528408568908 .
Сноски
- ^ Перейти обратно: а б Литтл, Мередит Эллис. 2001. «Пассье [пассе, паспи, пассе]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- ^ Перейти обратно: а б Скоулз, Перси А. 1970. Oxford Companion to Music , десятое издание, под редакцией Джона Оуэна Уорда. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Саттон 1985 , с. 146.
- ^ Литтл, Мередит; Дженн, Натали (2001). Танец и музыка И.С. Баха . Блумингтон , штат Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253214645 .
- ^ Маттесон 1958 , с. 64.
- ^ Перселл, Генри. 1691. Вокальная и инструментальная музыка пророчицы, или История Диоклесиана . Лондон: Напечатано Дж. Хептинсталлом для автора. стр. 118-9.