Jump to content

парад

(Перенаправлено из Пассакайля )
Бернардо Стораче , последние такты Passagagli sopra A la mi re и начало Passagagli sopra C sol fa ut из Selva di vari Compositioni (Венеция, 1664 г.)

Пассакалия ( / p æ ə s ˈ k ɑː l ə i / ; Итальянский: [passakaʎʎa] ) — музыкальная форма , зародившаяся в Испании начала семнадцатого века и до сих пор используемая композиторами. Обычно оно носит серьезный характер, обычно основано на бас -остинато и написано трехметровым размером .

Источник

[ редактировать ]

Термин пассакалья (испанский: pasacalle ; французский: passacaille ; итальянский: passacaglia , passacaglio , passagallo , passacagli , passacaglie ) происходит от испанских pasar (крест, проход) и calle (улица). [1] [2] Он зародился в Испании в начале 17 века как пауза между танцами или песнями , сопровождаемыми инструментами. Несмотря на испанские корни этой формы (подтвержденные ссылками в испанской литературе того периода), первые письменные примеры пассакальи встречаются в итальянском источнике, датированном 1606 годом. [3] Эти пьесы, как и другие произведения из итальянских источников начала века, представляют собой простые короткие последовательности аккордов, описывающие каденциальную формулу . [2]

Пассакалия была переосмыслена в конце 1620-х годов итальянским композитором Джироламо Фрескобальди , который превратил ее в серию непрерывных вариаций на басу (которые сами по себе могут варьироваться). [2] Позже композиторы переняли эту модель, и к девятнадцатому веку это слово стало означать серию вариаций рисунка остинато , обычно серьезного характера. [2] Похожая форма, чакона , также была впервые разработана Фрескобальди. [4] Эти два жанра тесно связаны, и поскольку «композиторы часто использовали термины чакона и пассакалия без разбора ... современные попытки провести четкое различие произвольны и исторически необоснованны». [5]

На заре науки предпринимались попытки формально провести различие между исторической чаконой и пассакальей, но исследователи часто приходили к противоположным выводам. Например, Перси Гетшиус считал, что чакона обычно основана на гармонической последовательности с повторяющейся мелодией сопрано, а пассакалья формируется на основе партитуры баса. [6] тогда как Кларенс Лукас определил эти две формы совершенно противоположным образом. [7] Однако в последнее время был достигнут некоторый прогресс в проведении полезного различия в использовании семнадцатого и начала восемнадцатого веков, когда некоторые композиторы (особенно Фрескобальди и Франсуа Куперен ) намеренно смешали два жанра в одной композиции. [8]

Мелодический рисунок - обычно длиной в четыре, шесть или восемь (реже семь) тактов - повторяется без изменений на протяжении всего произведения, в то время как верхние линии свободно меняются, а басовый рисунок служит гармоническим якорем.

Чакона семнадцатого века, как она встречается в музыке Фрескобальди, чаще всего находится в мажорной тональности , тогда как пассакалия обычно в минорной тональности . [9] Во французской практике восемнадцатого века пассакалья сильнее склоняется к мелодическому бассо остинато, в то время как чакона, «в противоположность итальянской практике [семнадцатого века], в различных отношениях подвергается более свободной обработке». [10]

Композиторы

[ редактировать ]
Первая страница рукописи Пассакальи и фуги до минор, BWV 582 , Иоганна Себастьяна Баха.

Некоторыми примерами являются органные пассакальи Иоганна Себастьяна Баха , Дитриха Букстехуде , Иоганна Пахельбеля , Зигфрида Карг-Элерта , Иоганна Каспара Керлла , Даниэля Грегори Мэйсона , Георга Мюффата , Готлиба Мюффата , Иоганна Кунау , Хуана Баутилеса , Бернарда Бернара , Ральфа Бернардо , Ральфа Пасса. Воан Уильямс ( Пассакалия на B–G–C , 1933), Джордж Фридрих Гендель и Лео Сауэрби .

Пассакальи для лютни , как Алессандро Пиччинини , Джованни Джироламо Капспергер , Сильвиус Леопольд Вайс , Эсайас Ройснер , граф Логи , Робер де Визе , Жак Биттнер , Филипп Франц Лесаж де Рише Жак сочиняли такие фигуры , Франсуа Галлик , Жак Дени , Дени Готье , Эннемона Готье и Романа Туровского-Савчука , пассакалия для бандуры Джулиана Китасты и для гитары в стиле барокко Пауло Гальвана , Сантьяго де Мурсия , Франсиско Герау , Гаспара Санса и Марчелло Витале . [ нужна ссылка ]

Одним из самых известных примеров пассакальи в западной классической музыке является Пассакалия и фуга до минор, BWV 582 , для органа Иоганна Себастьяна Баха . Французские клавесинисты , особенно Луи Куперен и его племянник Франсуа Куперен , использовали вариант формы — passacaille en rondeau — с повторяющимся эпизодом между вариациями. «Пассакалия» Генриха Игнаца Франца Бибера , последняя часть монументальной Сонаты Розария , является одним из самых ранних известных произведений для скрипки соло. Центральный эпизод Клаудио Монтеверди » мадригала « Ламенто делла Нинфа — пассакалья на нисходящем тетрахорде . Первые две части четвертой сонаты из Иоганна Генриха Шмельцера » «Сонаты унарум фидиум представляют собой пассакальи на нисходящем тетрахорде , но в нехарактерном мажоре. В 1650 году или ранее Андреа Фальконьери опубликовал в Неаполе пассакальную часть à tre , basso continuo . [11] Четвертая часть Квинтеттино № 6 Луиджи Боккерини , соч. 30 (также известный как Musica notturna delle strade di Madrid ) называется «Passacalle». Последняя часть Сюиты для клавесина соль минор Георга Фридриха Генделя (HWV 432) представляет собой пассакалью, которая стала хорошо известна как дуэт для скрипки и альта в аранжировке норвежского скрипача Йохана Халворсена .

Другие примеры пассакаля включают Les plaisirs ont choisi из Жана-Батиста Люлли оперы «Армида» (1686) и «Плач Дидоны» , «Когда меня положат на землю» из Генри Перселла » «Дидоны и Энея , арию «Piango, gemo, sospiro» Антонио Вивальди. , [ нужна ссылка ] или «Тиранный узурпатор» и Stabat Mater Джованни Феличе Сансеса и др.

Романтический

[ редактировать ]

Примеры девятнадцатого века включают пассакалью до минор для органа Феликса Мендельсона и финал Йозефа Райнбергера Восьмой органной сонаты . Известные пассакальи Иоганна Брамса можно найти в последней части его Четвертой симфонии , которую многие музыканты относят к лучшим сочинениям Брамса. Сочиненное Брамсом в соответствии со строгими метриками классического танца , британский дирижер Констант Ламберт назвал произведение «мрачно интеллектуальным». [12] Брамса В «Вариациях на тему Гайдна» бас повторяет один и тот же гармонический рисунок на протяжении всего произведения. Первая часть Фортепианного концерта № 3 Ганса Хубера , соч. 113 (1899 г.) — пассакалия. [13]

Современный

[ редактировать ]

Пассакалия оказалась устойчивой формой на протяжении всего двадцатого века и за его пределами. В середине века один писатель заявил, что «несмотря на неизбежное отставание в исполнении новой музыки, в активном репертуаре исполнителей пассакальи ХХ века больше, чем произведений барокко в этой форме». [14] Тремя композиторами, особенно ассоциирующимися с пассакальей, являются Бенджамин Бриттен , Дмитрий Шостакович и Пауль Хиндемит . В своих операх Бриттен часто использует пассакалью, чтобы создать кульминационный момент драмы. Примеры можно найти в Питере Граймсе , Билли Бадде , «Повороте винта» , «Смерти в Венеции » и даже в комической опере «Альберт Херринг» . Бриттен также использовал эту форму в меньших вокальных формах, таких как «Серенада для тенора, валторны и струнных» (1943) и «Святые сонеты Джона Донна» (1945) для голоса и фортепиано, а также в чисто инструментальных композициях, особенно в скрипке. Концерт , вторая и третья сюиты для виолончели , второй и третий струнные квартеты, Симфония для виолончели и Ноктюрнал по имени Джона Доуленда для гитары. Шостакович ограничил использование пассакальи инструментальными формами, наиболее известные примеры можно найти в его интерлюдии во втором акте оперы « Леди Макбет Мценского уезда» , Десятом струнном квартете , Втором фортепианном трио , Восьмой и Пятнадцатой симфониях и Первом скрипичном концерте. . Хиндемит использовал эту форму, чтобы завершить свой балет 1938 года Nobilissima Visione , и она также встречается в его ранней Сонате для альта соло, соч. 11, № 5 (1919) и вторая часть песенного цикла Das Marienleben (1948), а также в более поздних произведениях, таких как Пятый струнный квартет и Октет для духовых и струнных. Игорь Стравинский использовал эту форму для центральной части своего Септета (1953), переходного произведения между его неоклассическим и сериальным периодами. Пассакалья также встречается в финале Витольда Лютославского Концерта для оркестра .

Особенно важные образцы формы встречаются в продукции Второй венской школы . Антона Веберна Опус 1 - это пассакалия для оркестра, Арнольд Шенберг включил часть пассакальи «Nacht» в «Лунный Пьеро» , а Альбан Берг , как и Бриттен, использовал пассакалью оперно в первом акте, сцене 4 « Воццека ».

Источники

[ редактировать ]
  • Букофзер, Манфред . 1947. Музыка в эпоху барокко . Нью-Йорк: WW Нортон.
  • Первый сборник песен... (Falconieri) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  • Фишер, Курт фон (1958). «Чакона и Пассакалия: Эйн Версач». Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения . 12 (1/4): 19–34. дои : 10.2307/3686451 . JSTOR   3686451 .
  • Гетчиус, Перси . 1915. Большие формы музыкальной композиции: исчерпывающее объяснение вариаций, рондо и сонатных конструкций для обычных студентов, изучающих музыкальный анализ, и для специальных студентов, изучающих структурную композицию . [Нью-Йорк]: Г. Ширмер.
  • Хадсон, Ричард. 1971. «Рипреза, Риторнелло и Пассакалья». Журнал Американского музыковедческого общества 24, вып. 3 (осень): 364–394.
  • Лукас, Кларенс . 1908. История музыкальной формы . Серия музыкальных историй под редакцией Фредерика Дж. Кроуэста. Лондон: Издательство Walter Scott Publishing Co., Ltd.; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Муртомяки, Вейо [ и др .; ru ] . 2008. «Фортепианные концерты Листа и Брамса» . Хельсинки: Академия Сибелиуса. (на финском языке) Проверено 29 января 2008 г.
  • Нортон, Лесли (2004). Леонид Мясин и балет XX века . МакФарланд. ISBN  9780786483990 . Проверено 25 июля 2019 г.
  • Зильбигер, Александр. 1996. « Пассакалья и Чаккона: жанровое соединение и двусмысленность от Фрескобальди до Куперена ». Журнал музыки семнадцатого века 2, вып. 1.
  • Зильбигер, Александр. 2001. «Пассакалья». Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е изд., под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Штейн, Леон . 1959. «Пассакалья в двадцатом веке». Музыка и письма 40, вып. 2 (апрель): 150–53.
  • Уокер, Томас. 1968. «Чаккона и пассакалья: замечания об их происхождении и ранней истории». Журнал Американского музыковедческого общества 21, вып. 3 (Осень): 300–320.
  • Вольф, Кристоф (1991). Бах: Очерки его жизни и музыки . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674059269 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9a7e7462432827e8997060b669ec2a2__1720425540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/a2/d9a7e7462432827e8997060b669ec2a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Passacaglia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)