Иоганн Генрих Шмельцер

Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1620–1623 - с 29 февраля по 20 марта 1680 г.) был австрийским композитором и скрипачом эпохи среднего барокко . О его ранних годах почти ничего не известно, но, похоже, он прибыл в Вену в 1630-х годах и оставался композитором и музыкантом при дворе Габсбургов до конца своей жизни. Он поддерживал тесные отношения с императором Леопольдом I , был пожалован им дворянством и дослужился до звания капельмейстера в 1679 году. Он умер во время эпидемии чумы всего через несколько месяцев после получения этой должности.
Шмельцер был одним из самых выдающихся скрипачей того периода и оказал большое влияние на более поздних немецких и австрийских скрипичных композиторов. Он внес существенный вклад в развитие скрипичной техники и способствовал использованию и развитию сонатных и сюитных форм в Австрии и Южной Германии. Он был ведущим австрийским композитором своего поколения и оказал влияние на Генриха Игнаца Бибера .
Биография
[ редактировать ]
Шмельцер родился в Шайббсе , Нижняя Австрия . О его ранних годах ничего не известно, и большая часть сохранившихся сведений о его биографии была изложена самим композитором в прошении о дворянстве 1673 года. Он описал своего отца как солдата, но в другом документе - свидетельстве о браке Шмельцера 1645 года. сестра Евы Розины, он числится пекарем. Шмельцер не упоминает имя своего отца, но в свидетельстве о браке Евы Розины указано: Дэниел Шмельцер. Во всяком случае, остается неясным, где и у кого Шмельцер получил начальное музыкальное образование. Его деятельность до 1643 года также неизвестна — композитор впервые упоминается в документе от 28 июня 1643 года, относящемся к его первому браку. Его упоминают как инструментального музыканта в соборе Святого Стефана ( Stephansdom ) в Вене . Дата его прибытия в Вену неизвестна, но он, вероятно, работал в придворной капелле в конце 1630-х годов у Фердинанда II , а после 1637 года — у Фердинанда III . Среди коллег Шмельцера по капелле были такие выдающиеся композиторы, как Иоганн Якоб Фробергер , Джованни Валентини и Антонио Бертали .
Шмельцер был официально назначен придворным скрипачом в 1649 году. Наши сведения о его положении, обязанностях и деятельности неполны. Он, по-видимому, приобрел известность как скрипач-виртуоз, а также как композитор и поддерживал тесные отношения с императором Леопольдом I , который был известным покровителем искусств и сам композитором. он был назначен вице- капельмейстером Шмельцер начал публиковать свою музыку в 1659 году . 13 апреля 1671 года . 14 июня 1673 года, после того как композитор подал прошение о дворянстве, император возвел Шмельцера в дворянский сан; Шмельцер теперь добавил фон Эренруфа к своему имени его предшественника Джованни Феличе Сансеса . В конце концов, после смерти Шмельцер стал капельмейстером. , 1 октября 1679 года К сожалению, в начале 1680 года он стал жертвой чумы и умер в Праге , куда переехал венский двор, пытаясь избежать эпидемии.
Известны четверо его детей: Андреас Антон Шмельцер (26 ноября 1653 - 13 октября 1701), композитор; Питер Клеменс Шмельцер (28 июня 1672 - 20 сентября 1746), мелкий композитор; Франц Генрих Шмельцер (родился 27 июня 1678 г.), священник-иезуит; и Джордж Джозеф Шмельцер (даты неизвестны).
Музыка
[ редактировать ]Шмельцер добился высокой репутации в области (игра на скрипке и композиция на скрипке), где в то время доминировали итальянцы; действительно, один путешественник в 1660 году назвал его «знаменитым и самым выдающимся скрипачом во всей Европе». [ 1 ] Шмельцера Sonatae unum fidium 1664 года была первым сборником сонат для скрипки и бассо континуо, опубликованным немецкоязычным композитором. Он содержит блестящую виртуозность, секционную структуру и длинные вариации баса, типичные для скрипичной сонаты среднего барокко.
Шмельцер был выдающимся австрийским композитором инструментальной музыки своего времени и оказал большое влияние на австрийского скрипача и композитора Генриха Игнаца Франца Бибера (1644–1704), который, как полагают, был одним из учеников Шмельцера.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Оплакивание смерти Фердинанда III , 1657 г.
- Сонаты Duodena selactarum , 1659 г.
- Концерт Сакропрофана , 1662 г.
- Сонаты одной веры или скрипки соло , 1664 г.
- Музыкальная школа фехтования , 1668 год.
- 150 сюит, вокальные произведения и христианская музыка.
Духовная музыка
[ редактировать ]- Ad cocentus o Mortales ad Triumbos – SSATTB, 2 скрипки, 3 альта, 2 корнета, 2 кларина, 4 тромбона, виолончель, bc
- Повечерие – САТБ, 2 скрипки, ВК, корнеты, 2 тромбона, виолончель, БСН, БСН:
- "Когда я звоню"
- "В доминировании"
- «Кто живет во вспомогательных помещениях»
- «Вот, благослови»
- «Ты зажигаешь перед концом»
- «Теперь ты отпустишь»
- Беги, беги, небо и земля – SATB, 2 скрипки, 3 альта, виолончель, bc
- Сила любви (Сеполькро)- SSATT, 2 скрипки, bc
- Сегодня воссияет свет твой, святые - САТБ, 2 скрипки, 3 альта, виолончель, бк
- Сердце мое неспокойно – САТБ, 2 скрипки, 2 альта, виолончель, бк
- Болезненные воспоминания – SSATTTBB, 2 скрипки, 4 альта, 2 гамбы, bc
- Месса Благословенного Отца – SSAATTBB, 5 альтов, 2 трубы, 3 тромбона, скрипка, bc
- Missa Jesu crusifixi – SSAATTBB, 2 скрипки, 4 альта, 2 кларнета, виолончель, bc
- Missa Mater purissima – SATB, 3 альта, корнеты, 3 тромбона, виолончель, bc
- Рождественская месса (Кирие и Глория) – SSATTB, 2 скрипки, 2 альта, 2 кларина, 4 тромбона, виолончель, bc
- Паломническая месса в честь святого Роха - SATB, 3 альта, 2 корнета, 3 тромбона, виолончель, bc
- Месса по умершим (Kyrie, Saint & Lamb) – SATB, 3 альта, до н.э.
- Месса Святого Иоанна – SATB, 2 скрипки, 2 альта, 3 тромбона, виолончель, bc
- Месса Святого Духа - SSATTB, 2 скрипки, 2 альта, 2 корнета, 2 кларина, 4 тромбона, до н.э.
- Месса Святого Станислава – SATB, 2 скрипки, 3 альта, до н.э.
- Месса опоздавших в честь святого Вацлава – SATB, 2 скрипки, корнет/тромбон, виолончель, bc
- Но похвастаемся – SATB, 3 альта, VC, виолончель, BC
- O Jesu summa charitas - SATB, 2 скрипки, 2 альта, теорба, bc
- Да умолкнет милость Твоя, добрый Иисус – SATB, скрипка, 3 альта, виолончель, bc
- Terra Triumphant Jubila – SATB, 2 скрипки, гамба, виолончель, bc
- Brivissimas de la vespere brivissima de la Batista Virgina y de Apostles - SATB, 2 скрипки, vc, корнеты, 2 тромбона, bsn, bc
- «Господь сказал»
- «Похвалите детей»
- "Я рад"
- «кроме Господа»
- «Хвала Иерусалиму»
- «Я верил»
- «В конвертации»
- «Господь, Ты доказал мне»
- «Магнификат»
- Vespere solemnis pleno choro – SSAATTBB, 2 скрипки, 5 альтов, 2 корнета, 2 кларина, 3 тромбона, виолончель, bc
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Дж. Мюллер, Reise Diarium , 1660: «знаменитый и, вероятно, самый выдающийся скрипач во всей Европе»
- Шницлер, Рудольф (2001). «Иоганн Генрих Шмельцер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Иоганна Генриха Шмельцера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Иоганна Генриха Шмельцера.
- Видео
- Соната-Кварта Шмельцера в исполнении Чатемского барокко