Шагреневая кость

Шагреневая кость ( французский : L'Os de chagrin , русский : Шагреневая кость ) Op. «37-38» (1990) — полнометражный балет в трёх действиях и оперный антракт в одном действии Юрия Ханона на либретто композитора по мотивам романа Бальзака 1831 года «Шагреневая кожа» .
История создания
[ редактировать ]Балет (соч.37) и антракт (соч.38) написаны в 1990 году по заказу Михайловского театра в Ленинграде . [ 1 ] : 346–347 Либретто написал сам композитор, его текст полностью основан на выбранных из романа Бальзака диалогах между двумя персонажами: Полиной и Рафаэлем.
В начале 1991 года также прошли переговоры о постановке балета и антракт-оперы «Кость огорчения» в Кировском театре . Главный хореограф Олег Виноградов отметил: «Это блестящая работа. Такие балеты рождаются очень редко, раз в 75 лет, а может быть, даже каждые 100. Но я не понимаю, как такое можно ставить на нашей сцене. Приведите мне хореографа, который это сделает, и я дам ему полный шанс». Через месяц к нему пришел молодой хореограф Андрей Босов и сказал, что готов поставить балет. Однако Олег Виноградов его отверг. [ 2 ]
В 1992 году авангардный фильм-опера «Шагреневая кость» был снят на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов с Юрием Ханоном в главной роли. [ 3 ] В фонограмму вошли антракт и некоторые другие его произведения: «Песня о смерти №1» и «Механика движения мысли» (из цикла «Публичные песни» , соч. 34). фильма Хореографом и сценографом выступил Андрей Босов руководитель молодёжной группы Кировского балета .
Фон
[ редактировать ]«Шагреневая кость» написана в жанре «тенденциозного классического балета» или «балета с комментариями». Парадоксально, но Людвига Минкуса » « Дон Кихот и » Эрика Сати . «Парад ориентиром для композитора послужили [ 4 ]
Точкой отсчета для меня стал балет « Парад Сати » . На первой странице партитуры сияют нетленные слова: «Эрику Сати, моему отцу, товарищу, коммунисту». [ 5 ] оперы Антракт , исполненный между вторым и третьим актом, был вдохновлен идеей Сати о мебельной музыке . Как сообщает баритон , зрители могут "пойти погулять и поесть мяса", а на сцене разыграется веристическое представление, изображающее отношения влюбленных. Каждый раз, когда действие накаляется, в стиле рококо тихий и невозмутимый танец следует : Менуэт , Паспье , Бурре . Так продолжается до смерти героя и автора. По роману Бальзака умирают от кашля , что на сцене выглядит очень реалистично. [ 6 ]
— Юрий Ханон: «Приоритетная позиция»
Работая над либретто балета, Ханон заметил, как «поспешно и небрежно написан этот роман». На протяжении всего текста чувствуется, как Бальзак спешил закончить вовремя. Под давлением кредиторов он работал до изнеможения. [ 7 ]
Несмотря на эклектику и размах, роман «Шагреневая кожа» представляет собой очень конструктивную композицию: вся структура описывается одной линией последовательного убывания жизни. <...> Радует, как небрежно написан повесть, повсюду чувствуется, как торопился Бальзак..., под давлением кредиторов писатель сделал свою бурную деятельность настолько интенсивной, что настиг нервное истощение. Тяжелая тяжесть нервного переутомления, тяжелая деятельность, а также давление кредиторов все еще остаются в его работе и создают напрасное напряжение. В общем, я решила, что балет под «Шагреневую кожу» должен быть праздником радостного упадка жизни. [ 8 ]
— Юрий Ханон: «Приоритетная позиция»
Сценография . балета, вероятно, построена по указанному выше принципу Как только поднимается занавес, Штерна перед глазами публики предстает огромная, застывшая линия судьбы (строка из романа Бальзака).[7]:9-11 Она вся сделана из костей . [ 9 ]

Как композитор и либреттист одновременно, Ханон создал законченный спектакль, сжатую версию, своего рода экстракт формального балетного языка. Его целью было поставить не просто балет, а «балет о балете». «Шагреневая кость» определялась автором как арьергардный балет. Это отсылка к прошлому, сохраняя при этом запах настоящего. [ 10 ] : 3
Часто задаваемый вопрос: как могла произойти такая драматическая трансформация, когда кожа шагрени , «шкура дикого осла», превратилась в «кости»? Можно ответить, например, так: сколько лет прошло «с тех пор»? Все, что не разлагается, окостеневает, а затем окаменевает. В романе Ваньер, садовник господина Рафаэля де Валантена, с удивлением рассматривает шагрень найденную им в колодце и говорит: «сухая, как дерево, и совсем не жирная». Таким образом, произведение иллюстрирует идею закостенения любой культуры, в том числе и классического балета. [ 11 ]
Шагреневая кость – это своего рода «перезагрузка» (отказ) культуры балета. Подчиненное законам балета и подводящее итоги его развития, произведение демонстрирует абсурдность балета и его застойных форм. Композитор словно поднимается из оркестровой ямы и бросает в лицо публике кости, то есть балетные клише: гран па , фуэте , вариации , адажио . И все же в результате получился прекрасный романтический балет , показанный дважды: во-первых, балет как таковой, с его бессмысленной радостью и условностью, и, во-вторых, с авторской позицией. Это было одной из причин, среди прочего, изменения названия и замены «кожи» на «кость». [ 12 ]
Новаторская и эксцентричная позиция автора нашла резонанс в авангардном сообществе. Например, первый номер нового литературного журнала «Место печати» начинался , как манифест, с эссе под названием «Шагреневая кость», состоявшего из фрагмента либретто первого акта оперы. балет. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юрий Ханон : «Скрябин как лицо». — СПб.: Средний музыкальный центр и лица России, 1995. — 680 с.
- ^ «Не тот композитор»: к Международному дню музыки. – Ленинград : «Имена», 1 октября 1991.
- ^ Людмила Ковнацкая (2001). «Ханон [Ханин] (Соловьев-Савояров), Юрий Феликсович». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.44414 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ стр.48-49 в: Лариса Юсипова. «Первоначальная позиция» (интервью). Журнал «Советский балет №1» – 1991 г. ISSN 0207-4788
- ↑ Слово « коммунист » было создано здесь не просто для того, чтобы шокировать. Эрик Сати был социалистом в течение восьми лет и вступил в Коммунистическую партию Франции в 1922 году (членский билет № 8576). О себе он говорил полушутя: «Я Эрик Сати, большевист из советского Аркейля ».
- ^ стр.48-49 в: Юрий Ханон: "Первоначальная позиция" (интервью). Журнал «Советский балет» №1 – 1991 г. ISSN 0207-4788
- ^ стр.48-49 в: Журнал «Советский балет № 1» – 1991. ISSN 0207-4788
- ^ стр.48-49 в: Юрий Ханон: "Первоначальная позиция" (интервью). Журнал «Советский балет» №1 – 1991 г. ISSN 0207-4788
- ^ Jump up to: а б стр.9-11 в: Место печати ( Место печати ), обычный художественный журнал, № 1. 1; Москва , Санкт-Петербург «Обскури вири», 1992, 128 с., ISBN 5-87852-007-9
- ^ стр.3 в: Юрий Ханон: «Арьергардный балет» (интервью). Газета «Танец» , январь 1991 г. (№ 1-2)
- ^ стр.12-13 в: Ирина Любарская: Вектор в прямом эфире . Журнал «Театральная жизнь» № 12-1990 г.
- ^ стр.118-119 в: Ирина Морозова: Композитор один из трёх . Журнал «Столица» № 11-12 – 1991 г. ISSN 0868-698X