Юрий Ханон
Юрий Ханон | |
---|---|
![]() Ханон, ноябрь 2004 г. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Юрий Соловьев-Савояров |
Также известен как | Юрий Ханин (до 1992 г.) |
Рожденный | Ленинград , СССР (Россия) | 16 июня 1965 г.
Жанры | симфоническая , камерная , опера , балет , партитура к фильму |
Род занятий | Композитор |
Инструмент(ы) | Фортепиано, голос |
Годы активности | 1987 – настоящее время |
Веб-сайт | yuri-khanon.com (на русском языке) |
Юрий Ханон — псевдоним Юрия - Савоярова Феликсовича Соловьева . [ 1 ] русский композитор . До 1993 года он писал под псевдонимом Юрий Ханин, но позже преобразовал его в Юрий Ханон, написав его в русском стиле до 1918 года как ХанонЪ. Ханон родилась 16 июня 1965 года в Ленинграде . В 1988 году стал лауреатом Европейской кинопремии. [ 2 ] (Премия Феликса), а в 1989 году стал лауреатом премии «Ника» российской кинематографической . Благодаря многочисленным концертам по всей России, а также выступлениям на телевидении и в кино, Ханон достигла пика своей популярности в 1988–1992 годах, но в 1993 году решила прекратить выступления на публике. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]В 1988 году, несмотря на противодействие своих старомодных профессоров, Юрию Ханону удалось окончить Ленинградскую консерваторию по специальности «композиция» . [ 3 ]
Юрий Ханон – не просто композитор; он также писатель, философ , художник , студийный пианист и ботаник - селекционист . Ханон — автор либретто и текстов почти всех своих произведений. Его дедом был Михаил Савояров , комический актер и композитор, пользовавшийся большой известностью в Петербурге ( Петрограде ) накануне революции 1917 года . [ 4 ]
Ханон прославилась в 1988–1991 годах. За этот период он написал саундтреки к трем фильмам, дал множество концертов, несколько раз появлялся на телевидении и опубликовал ряд статей и интервью . Многие его выступления вызвали публичные скандалы, особенно его концерты «Музыка собак» (Москва, декабрь 1988 г.) и « Сушеные эмбрионы» , где он выступал с Эриком Сати (Ленинград, май 1991 г.). В 1992 году выпущен компакт-диск «Олимпия» (Англия), симфонические произведения Ханон (в роли Юрия Ханина): «Пять самых маленьких оргазмов» , «Некий концерт для фортепиано с оркестром» и «Средняя симфония» .
«Пять наименьших оргазмов» , ок.29 (1986) были написаны как прямой ответ на «Поэму экстаза» Скрябина . «Некий концерт» для фортепиано с оркестром, ок.31 (1987) написан в жанре «фальшивого концерта», концерта-обмана, где слушателя постоянно обманывают, увенчивая его ожидания пустотой. Тема обмана – одна из главных особенностей творчества Ханина. «Средняя симфония» , ок.40 (1990), на текст композитора, представляет собой большое, весьма неординарное произведение с довольно неестественной и наигранной структурой. Он заканчивается каноном , в котором три певца поют один и тот же текст задом наперед в течение 81 такта . Текст очень заумный, даже почти абсурдный ; возникает необходимость перевернуть свое впечатление от всей только что прослушанной симфонии... Исчерпывает ли это обсуждение тему этой пластинки? Не знаю – сомневаюсь. [ 5 ]
После 1992 года Ханон прекратил свои публичные выступления и выступления на телевидении, а также интервью и концерты, а также прекратил публикацию своих музыкальных произведений. Вместо этого он решил, по его собственным словам, «...работать и жить в своей компании». Ханон никогда не участвовал ни в каких профессиональных организациях и отличается независимыми идеями и затворническим образом жизни. [ 3 ]
... Вне всяких сомнений, Юрий Ханон вошел в историю музыки как «самый закрытый и загадочный композитор». Ему было 23 года, когда он завоевал известность в Европе и произвел фурор в России, но всего через три года выступлений на публике он прекратил любые публичные выступления, противоречащие стандартам композиторской карьеры . Образно говоря, он вырвался и начал жизнь отшельника, заявив тем самым: "Мне конец! Думайте, что меня больше нет!" А нам, его современникам, нечего ответить... – В. Тихонов , «Империя Белой Маски» (Хангёре Симнун, Сеул, 2003). [ 6 ]

Среди театральных произведений Ханона наиболее известен «Средний дуэт». [ 7 ] балет (первая часть его «Средней симфонии» ), поставленный на сцене Мариинского театра в 1998 году. [ 8 ] и вошел в шорт-лист театральной премии «Золотая маска» в 2000 году. [ 9 ] затем поставили на сцене Большого театра [ 10 ] и в New York City Ballet в 2006 году. театре [ 11 ] В качестве концертного номера «Средний дуэт» исполняют по всему миру практически все солисты русского балета, хотя на протяжении 10 лет музыка Ханона используется без его разрешения. [ 12 ]
С самого начала своей карьеры Ханон сознательно избегал называть себя композитором, писателем или художником. [ 3 ] Творчество для него наименее важно, поскольку, по его представлениям, композиторов и художников в нашем мире более чем достаточно. «Невозможно пройти по улице и не столкнуться с очередным писателем или композитором», – иронически писал Ханон в одной из своих статей в 1993 году. Свою главную миссию он видел не в создании произведений искусства, а в пропаганде определенных концепций, заложенных в жизнь средствами искусства.
...Юрий Ханон – доктринер и приверженец канонов. Это значит, что он не композитор. Для Ханона искусство сочинения музыки — всего лишь способ выражения своих догм. Другие способы, которые он использует, - это литература и перформанс. Ханон исполняет фортепианные произведения Эрика Сати и Александра Скрябина , поскольку видит в них своих учителей, а других композиторов называет «просто некоторыми композиторами». Сам он пишет много музыки, которая может быть как «средней», так и «экстремальной». ... Ханон – уникальная личность нашего (и, наверное, какого-то другого) времени, странный и интересный человек... – Виктор Екимовский, Автомонография [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]
Шагреневая кость
Ханон работает почти во всех сферах академической музыки.
- Балеты
- «Один шаг вперед – два шага назад» (24 ок. 1986 г., по известной статье Владимира Ленина ).
- «Кость печали» (37 октября 1989, Шагреневая кость , по Кожа роману Бальзака « печали »).
- «Щелкунчик» (ок.43, 1990, по мотивам Петра Ильича Чайковского балета «Щелкунчик »).
- «Сигель» (ок.55, 1993, по мотивам Адольфа Адана балета «Жизель »).
- Оперы
- "L'Os de Chagrin" (ок.38, 1990, "Шагриновая кость" опера - интерлюдия из балета "L'Os de Chagrin" ). [ 14 ]
- «Скучная жизнь» (ок.54, 1993, скучная опера, либретто Юрия Ханона).
- «Сила судьбы» (ок.59, 1995, одноименная опера по мотивам оперы forza del Destino La Джузеппе Верди ).
- «Норма» (ок.65, 1997, опера инкогнита , по мотивам оперы « Норма » Винченцо Беллини ).
- «Что сказал Заратустра на самом деле» (ок.68, 1998, клерикальная оперетта , по мотивам « Так говорил Заратустра » Фридриха Ницше ).
- Пьесы для оркестра
- «Симфония собак» (ок.35, 1989).
- «Средняя симфония» (ок.40, 1990).
- «Оставляя людей насквозь» (5-часовая оркестровая фреска, ок.54, 1992 г.).
- «Три крайние симфонии» (ок.60, 1996).
- «Смеющаяся симфония» (ок.70, 1999).

- Псевдорелигиозные произведения
- «Бесплодная масса» на пять человек (ок. 61, 1996 г.)
- «Внутренний реквием», альбигойский «Интернальный реквием» (ок. 71, 1999 г.)
- загадка "Agonia Dei" (ок.72, 2000 г.)
- Опусы для фортепиано
- "Средний темперированный клавир" (ос.39, 1990 г.)
- «Удовлетворительные пьесы» для акустического фортепиано (ос.56, 1994, «Pieces Saties-faisantes»)
- "24 упражнения на счёт Слабости" (ос.62, 1996, для желающих копнуть глубже)
- «50 этюдов для упавшего фортепиано» (ос.64, 1997, для упавшего фортепиано)
- "Закостеневшие прелюдии" для фортепиано (ос.67, 1998, четырехчасовая партия для фортепиано)... и многие другие произведения симфонической , камерной и фортепианной музыки. [ 3 ]
...Хотя Ханон называет Сати и Скрябина своими учителями, его привлекает не музыка этих композиторов, а их склонность связывать - некоторые сказали бы подчиненными - свою музыку с идеей. По мнению Ханона, композитор является идеологом своего музыкального материала. Элементы игры (как семантической , так и фонетической ), парадоксальности , абсурда слов и бессмыслицы ( инверсия и выдумка , псевдоцитата и лимерик ) — все это придает эстетике Ханона стремление возмутить слушателя… – Людмила Ковнацкая , Словарь New Grove Музыка и музыканты [ 3 ]
С 2006 года Ханон перешла на особый «обратный метод» творчества, когда «одна партитура записывается вперед, а другая одновременно возвращается к полному уничтожению». Вот его герметический ответ: «Этот мир — преступник, он не заслуживает ничего, кроме пепла…» [ 15 ]
Работает для кино
[ редактировать ]Ханон проработала в кино лишь короткий период с 1988 по 1991 год. [ 16 ] Свой первый саундтрек (« Дни затмения » Александра Сокурова ) он написал еще будучи студентом Санкт-Петербургской консерватории .
...Юрий Ханин, молодой композитор, в этом году выпускник Ленинградской консерватории, сумел очень точно сделать все, что касается оркестровки, аранжировки и выбора инструментов. Это было сделано с идеальной точностью. Никогда раньше я так много не работал с композиторами, и меня действительно поразило его понимание. ... Я думаю, что звук, не меньше, чем изображение, должен производить не только эмоциональное воздействие, но иметь совершенно самостоятельное смысловое значение. Духовность фильма как бы находит свое выражение через звук. И духовность не возникла бы сама по себе. Если бы иногда не удалось сохранить память о зрительном образе в уме и сердце, душа никогда не забывала бы звуков ... – Александр Сокуров, с пресс-конференции 26 сентября 1988 г. [ 17 ]
Фильм «Дни затмения» получил премию European Film Awards (Felix Award) Европейской киноакадемии в ноябре 1988 года в Западном Берлине в специальной номинации «Лучшая музыка». [ 18 ] Несмотря на большой успех, после 1991 года Ханон так и не вернулся к написанию музыки для кино.
Фильмография:
- 1988 — « Дни затмения » (композитор) [ 19 ]
- 1989 — « Спасти и сохранить » (композитор), [ 20 ] (фильм по мотивам « Госпожи Бовари » Гюстава Флобера ).
- 1990 — «Мелкий демон» (композитор), (фильм по мотивам « Маленького демона » — романа Федора Сологуба ).
- 1992 — «L'os de chagrin» («Шагреневая кость», на русском, 38 мин.) ( псевдодокументальный фильм-опера, где Ханон выступила в роли композитора, сценариста – в сотрудничестве с Игорем Безруковым – а также исполнила ведущая роль).
Литературные произведения
[ редактировать ]

С 1983 года Ханон пишет художественную и научно-популярную литературу как эссеист и прозаик. Его самое известное произведение — 700-страничный роман-мемуар «Скрябин как лицо» (1995), основанный на 20-летнем близком знакомстве Ханона с великим русским композитором Александром Скрябиным . Часть издания представляет собой настоящее полиграфическое произведение, выполненное в переплете из натуральной кожи и выполненное вручную в технике XIX века. [ 3 ] Роман написан как стилизация литературного и разговорного языка начала XX века.
...Впервые в истории музыки рассказчиком является не биограф и не критик, даже не писатель и не философ , а коллега и коллега Александра Скрябина и в некотором смысле человек не меньшей оригинальности и уникальности. Этим должно быть объяснено, почему мемуары абсолютно свободны от банальностей и литературных клише. Даже через десять лет после смерти Скрябин по-прежнему остается близким другом автора, соседом, внутренним соратником... – Аннотация с лиц России [ 21 ]
В 2010 году Центр Средней Музыки и издательство «Лица России» выпустили еще один толстый труд по истории музыки: Эрик Сати , Юрий Ханон. Предшествующие воспоминания . Книга имеет объем 700 страниц и не случайно написана в провокационной и свободной форме. В него вошли все литературные произведения, критические очерки , заметки и даже записные книжки Эрика Сати, а также почти все письма, более шестидесяти рисунков и вся его жизнь, от рождения до смерти. «Это первая книга Сати о Сати на русском языке». [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия кино и театра (биография) (на русском языке)
- ↑ European Film Awards , ноябрь 1988 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Людмила Ковнацкая (2001). «Ханон [Ханин] (Соловьев-Савояров), Юрий Феликсович». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.44414 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Энциклопедия кино, Биография (на русском языке)
- ^ Юрий Ханон. Аннотация: Компакт-диск «Олимпия» (OCD284), Лондон, 1992 г.
- ^ Владимир Тихонов (2003). Империя Белой Маски . Сеул: Кхангиоре Синмун. стр. 96–97. ISBN 978-89-8431-109-1 .
- ^ Средний дуэт на YouTube
- ↑ Мариинский театр: Балеты (на русском языке)
- ^ "Золотая Маска, 2000" (на русском языке)
- ^ "Большой театр :: Репертуар" . Archived from the original on June 30, 2009 . Retrieved December 16, 2009 . Bolshoy theatre: Ballets. (in Russian)
- ^ «Некоторые кусочки балета помогают компании начать напряженный осенний сезон» Джона Роквелла , 23 ноября 2006 г., The New York Times
- ^ «Сайт Корейской балетной ассоциации» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 16 декабря 2009 г. Сайт Корейской балетной ассоциации
- ^ Виктор Екимовский (2008). Автомонография . Москва: Музиздат/Музиздат. стр. 291–293. ISBN 978-5-904082-04-8 .
- ^ «Ос де Огорчение» , VIP RU TV (на русском языке)
- ^ Борис Иоффе : В реке симфонии (путешествие открытий через советскую симфонию) . Волке Верлаг, Хофхайм, 2014 г., с. 513, ISBN 978-3-95593-059-2 .
- ^ Энциклопедия кино и театра , (на русском языке)
- ↑ Из пресс-конференции Александра Сокурова 26 сентября 1988 года. Журнал Арс , вып. 12, 1988. Латвия.
- ^ Европейская киноакадемия , 1988.
- ↑ Анонс: «Дни затмения» (на русском языке)
- ↑ Энциклопедия кино.ру: «Спасти и сохранить» (на русском языке)
- ↑ Скрябин как лицо , Аннотация к « Лицам России» , 1995, (на русском языке)
- ^ "Эрик Сати, Юрий Ханон. Предшествующие воспоминания" , (на русском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Ноябрь 2023 г. ) |

- Официальный сайт (на русском языке)
- Юрий Ханон на проф. Тихонов
- Юрий Ханон «Газетное меню» (англ) (перевод: Пак Ноя )
- Юрий Ханон «О музыкальном влиянии собак» (перевод: Пак Ноя)
- Мираж Оперы (ru)
- «Средний дуэт» (видео) музыка Юрия Ханона
- Юрий Ханон: «Средняя симфония»
- Юрий Ханон: «Пять самых маленьких оргазмов»
- Энциклопедия российского кино (ru)
- Юрий Ханон: тексты на сайте ХанографХ (ru)
- 1965 года рождения
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- русские композиторы балета.
- Европейская кинопремия за лучший композитор
- Живые люди
- русские оперные композиторы
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Русские классические пианисты
- Русские классические пианисты-мужчины
- русские эссеисты-мужчины
- Российские композиторы к фильмам
- Российские композиторы-мужчины к фильмам
- русские писатели-мужчины
- Русские писатели-мужчины
- Музыканты из Санкт-Петербурга
- Выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
- Классические пианисты XXI века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Российские музыканты XXI века