Mikhail Savoyarov

Михаил Савояров ( русский : Михаи́л Никола́евич Савоя́ров , Михаил Николаевич Савояров ) (18 ноября [ OS 30 ноября] 1876, Москва — 4 августа 1941, Москва) — русский шансонье , композитор, поэт, комический актёр и мим . В первой четверти 20 века он был известным сатирическим певцом и автором песен. Пик его популярности пришелся на годы войны (1914–1917), когда его стали называть «Королем чудаков» . [ 1 ] Это было также время, когда он подружился с Александром Блоком . [ 2 ] Учитывая, что период его наибольшей популярности пришелся почти на тот же период, что и краткий период переименования столицы, Савоярова можно назвать петроградским художником в строгом смысле этого слова.
Биография
[ редактировать ]Михаил Николаевич Савояров (Соловьев) родился 30 ноября 1876 года в Москве. В детстве он не получил музыкального образования. Он учился играть на скрипке без учителя, также брал частные уроки. В конце 1890-х годов Савояров переехал в Петербург , начал работать скрипачом в частном оперном театре , а затем в Дворцовом театре . В репертуар этих театров входили в основном оперетты , что повлияло на его стиль. Савояров дебютировал на сцене в роли опереточного тенора- комика, случайно подменив больного актера. Он имел успех, хотя и не грандиозный. Имея независимый характер, вскоре он ушел из театра и начал жить за свой счет. С 1905 года его видели играющим в музыкальных одиночных труппах (так называемых «капеллах»), русских , украинских , цыганских или псевдофранцузских , которые были в моде и приносили прибыль. [ 2 ]
В 1905 году Савояров начал сочинять и исполнять злободневные песни, положенные сначала на музыку оперетт или народных песен, а затем на собственные мелодии . Поэтический и музыкальный талант продвинули его как певца и автора песен. В его репертуаре входили в основном песни и тролли в сопровождении фортепиано, скрипки, танцев, пантомимы и эксцентричной игры, часто переходящей в наглые выходки и шутовство . [ 3 ] Примечательно, что манера его игры совпадает с фамилией Савояров, происходящей от французского слова savoyard, что означает бродячий музыкант, трубадур из Савойи .
В 1907 году Савояров имел успех на ярмарке в Нижнем Новгороде , где выступал вместе со своей первой женой Ариадной Азагариной . Ранее она была известна в одиночных шоу-компаниях как певица французского кабаре . Выступая «франко-русским дуэтом », они имели репертуар , состоявший из комических и сатирических сцен, включающих пение, танцы, переодевания и перевоплощения с использованием театральных костюмов , грима, мизансцен и даже декораций. [ 2 ]

В 1914 году Савояров опубликовал первый сборник текстов собственного сочинения и вступил в Общество драматургов и композиторов. В 40 лет он написал свои лучшие песни и достиг пика своей славы. Любимый персонаж Савоярова — фланер великосветский , денди , мещанин , завсегдатай низких кабаков в помятом или хорошо отутюженном фраке, в цилиндре или котелке, с тростью в руке и хризантемой в петлице . [ 3 ] Иногда Савояров пользовался и маской преступника и для таких случаев сочинял специальные злободневные песни. Один из них представил автора: «Я вор, этим горжусь, и меня зовут Савояров». Игра «самого себя» на сцене характерна для его творчества.
Были времена, когда его ограниченная популярность как сатирика и юмориста тяготила Савоярова, пытавшегося преодолеть жанровый барьер высокой поэзии такими произведениями, как драматическая мелодекламация « Слава русской женщине» (военно- патриотического характера) или драматическая мелодекламация «Слава русской женщине» (военно-патриотического характера). сцена , которая смерти Авиатора , однако, не имела большого успеха. [ 2 ]
Популярность Савоярова достигла своего пика к 1916–1917 годам. Его юмористические злободневные песни, такие как «Кисанка, Гуляла, Спасибо доброе, Наша культура, Из-за дам». [ 4 ] были переизданы много раз и были очень популярны, как и эксцентричная сцена «Луна, о луна, ты правда пьяна?» его пели буквально все [ нужна ссылка ] в Петрограде . [ 2 ] бесчисленные куплеты « Нашей культуры» Особенно большой успех имели . Многие актеры включали их в свой репертуар с согласия автора, а также неоднократно «воровали» их. Укоризненный припев этой песни («Вот плоды просвещения, вот наша культура!») был использован разными авторами для создания обновленных версий конца 1920-х годов. [ 2 ]
В 1915–1917 годах многие злободневные песни Савоярова отличались сатирическими и политическими шутками. Поэтому не все из них публиковались, постоянно подвергаясь цензуре и сокращаясь в количестве куплетов .
Во время войны Савояров познакомился с Александром Блоком посещал его концерты в кинотеатрах и кафе «Шантант» . , который в 1914–1918 годах десятки раз [ 5 ] Иногда Блок приводил на сцену актеров, которые читали его стихи и пьесы. Так, в 1918 году он настойчиво показывал спектакли Савоярова своей жене Л. Д. Менделеевой-Блок , чтобы она «переняла» его эксцентричную манеру (для чтения стихотворения « Двенадцать »). Всеволод Мейерхольд посещал концерты Савоярова и во время работы над спектаклем «Балаганчик» (« Кукольный спектакль»). Савоярова По словам Блока, «Балаганчик» был «намного лучше нашего». [ 1 ] Вот одна из его заметок по этому поводу, которую Блок написал в своих журналах:
"... Люба наконец увидела рядом с нами Савоярова, который гастролирует в миниатюре. — Зачем мерить граммы таланта александрийцев , которые всегда выступают после обеда и перед ужином, если есть настоящее искусство в "миниатюре"?..." [ 6 ]
- — Aleksandr Blok, sketchbooks (20 March 1918).

Сам Блок «Двенадцать» не читал, потому что у него это плохо получалось. Обычно чтение стихотворения проводила его жена. Однако, по мнению зрителей, слушавших «Двенадцать» в исполнении Любови Дмитриевны, у нее это получилось плохо, впав в плохой театрализм. Крупная женщина с массивными руками, обнаженными почти до плеч, металась по сцене, драматично крича и жестикулируя, садясь и снова вскакивая. Некоторым зрителям показалось, что Блок тоже не любит слушать чтение Любови Дмитриевны. Но вряд ли это было правдой, потому что Блок все время давал ей советы и показывал, как нужно читать стихотворение. Поэтому он возил Любовь Дмитриеву на концерты Савоярова. Видимо, Блок считал, что стихотворение «Двенадцать» должно быть прочитано именно в такой грубой и эксцентричной манере, как это сделал Савояров, играя роль петербургского преступника . Однако сам Блок не умел и не научился декламировать. Для этого ему придется стать, как он выразился, Сам «эстрадный поэт и исполнитель сатирических песен» . [ 7 ]
Савояров не оставил его без ответа. Специально для знаменитого гостя своих концертов он написал несколько пародийных стихов, имитируя «с тонкой иронией » Блока самые популярные строки или интонации (например: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» превратилась в «Магазин. толпа. Низкая цена») . Зная, что Блок находится в зале, Савояров всегда исполнял для него такие сатирические песни. Живой диалог двух поэтов во время концерта восхитил публику . [ нужна ссылка ]
Как и Блок, Савояров пытался сотрудничать с новым режимом в первые годы после Октябрьской революции . возглавлял Петроградский Три года союз артистов эстрады. Однако затем его вытеснили «настоящие» пролетарские актеры. В 1920-е годы Савояров стремился быть актуальным, обращаясь к новым советским темам, продолжал писать и выступать. Среди песен, исполненных его второй женой, артисткой Еленой Никитиной (1899–1973), наибольшим успехом пользовались оперетта « Песня «Пролетарий»» любовную песню « и пародия на Ты все та же» , в которой декадентские интонации Вертинского . высмеивались [ 2 ]
Савояров продолжал давать концерты по всему СССР вплоть до 1930 года. Ему на тот момент было за 50. В его репертуаре того времени есть сатирические песни «Что за дело!» (в чарльстонском бите), монологи в жанре «Райок» (рифмованные юмористические «ток-шоу», особый вид рифмованной прозы) типа « Ты говоришь, мы далеко идём»; Хочу полюбить весь мир (1925), музыкальный фельетон "Пластинки, большое дело!" (1929), пародийная песня «Кирпичики и другие». Однако Савоярову не удалось повторить свой петроградский успех 1915 года. [ 3 ]
К началу 1930-х годов Савояров перестал давать концерты. Политическая ситуация в стране замерла, образовались социалистические объединения творческих профессий, самостоятельная организация концертов стала невозможной. Партия большевиков не приветствовала эксцентриков, в частности сатирических.
В 1933 году Савояров переехал из Ленинграда в Москву, где и прожил оставшиеся 7 лет своей жизни. Он умер (или был убит?) через полтора месяца после начала войны с Германией . 4 августа 1941 года Михаил Савояров скончался от разрыва сердца во время бомбардировки подъезда дома 43 по Лесной улице. Он не стал бы прятаться в бомбоубежище во время воздушных налетов .
Художественное влияние
[ редактировать ]
Савояров первым на российской музыкальной сцене продемонстрировал собственную эксцентричную манеру исполнения, отличную от цирковой или театральной. В 1910-е годы успех и влияние сопровождаются «музыкальными концертами» Игоря Северянина, а также стихами в сопровождении Михаила Кузьмина . Однако именно на Александра Блока больше всего повлияла эксцентричная манера художника и даже поэта Савоярова. Наиболее ярко это проявляется в его послереволюционных произведениях. По мнению академика Шкловского, стихотворение «Двенадцать» мало кто понял и осудил, потому что все привыкли воспринимать Блока только всерьез. [ 8 ] «Двенадцать» — изображение преступного революционера Петрограда, которого Шкловский сравнивал с Медным всадником Пушкина , — приобрело совершенно новые образы :
«... Двенадцать — ироническое произведение. Оно написано даже не народным стишком, а «блестящим» языком. Савояровский . стиль уличных троллей» [ 9 ]
- — ( Виктор Шкловский , Гамбургский отчет: статьи , воспоминания, очерки (1914-1933).
Шкловский рассказал о песнях Савоярова в «рваном жанре», исполняя которые он выходил на сцену в костюме преступника. Джордж Баланчин , хореограф , навсегда запомнил Савоярова, исполняющего блатные песни: «Алёша, ша! – на полтона пониже, хватит врать» … [ 8 ] Такая преступная атмосфера в поэме «Двенадцать» царит в Петрограде, страшном городе снежной зимы 1918 года.
Савояров ввел в обиход музыкальные пародийные песни (или отклики) других авторов. Самыми известными из них были «Дитя, не спеши» (ответ на Михаила Кузьмина « романс Дитя и роза») и «Ты все та же» (пародия на романс Вертинского « Твои пальчики пахнут ладаном») . Часто во время своих концертов 1920-х годов Савояров менял костюмы , гримировался и исполнял вторую партию под именем (и маской) «художника Валентинского » . Это сослужило добрую службу Вертинскому , о котором не забыли в период его иммиграции .
Легкая манера Савоярова петь, жестикулировать, постоянно перемещаться по сцене и играть на скрипке произвела глубокий эффект. По манере Савоярова в 1920-30-е годы на скрипке начал выступать его ученик, певец сатирических песен Григорий Красавин , первый исполнитель знаменитых « Бубликов » Якова Ядова .

В 1930-е годы и в Ленинграде , и в Москве многие художники учились у Савоярова. Среди наиболее известных учеников того периода Аркадий Райкин выделяется . Сегодня мало кто помнит, что в 1930-е годы Райкин начинал не как декламатор и сатирик , а как музыкальный эксцентрик и танцор- мим , и что первая известность и звание лауреата Всесоюзного пришли конкурса артистов эстрады к нему благодаря танцам и танцам. имитировать номера Чаплина и Мишки .
Это было также время, когда Александр Менакер многому научился у Савоярова. Его школу эксцентрики можно различить в Андрея Миронова исполнительской манере , сына Менакера, и в музыкальных партиях молодого Константина Райкина . Одну из песен Савоярова 1915 года (сельская сцена " Трубачи") исполняет Андрей Миронов в фильме Эльдара Рязанова ("О бедном гусаре замолвите слово", 1981) Замолвите слово бедному гусару ("...по деревне бегут мальчишки" девицы, бабы, дети, как рой саранчи, трубят трубачи»). [ 10 ] Музыку к этому номеру переписал композитор Андрей Петров , но слова Савоярова остались прежними.
Пожалуй, самым очевидным творческим влиянием Михаила Савоярова можно считать его внука, композитора, лауреата «Европейского Оскара» 1988 года , а также гениального писателя и художника, работавшего под псевдонимом Юрий Ханон . [ 11 ] Эксцентричный Михаил Савояров, возможно, нашел в нем свое новое воплощение... отчасти философское и академическое. Внучка еще одного короля эксцентриков Татьяна Савоярова также известна как художница-эксцентрик (отчасти сюрреалистка и насмешница).
Художественный стиль Савоярова отличали прелести «очень живого» исполнения, естественная музыкальность, пластичность, тонкие нюансы, сильная способность к трансформации, умение раскрывать текст и подтекст, дополняя пение танцевальными и мимическими сценками. [ 2 ] У такого выступления есть один недостаток: его нужно видеть и слушать лично . В архивах не сохранилось ни граммофонных записей , ни фрагментов фильмов. Единственное наследие Савоярова осталось — это опубликованная музыка, фотографии и сборники стихов.
Литература
[ редактировать ]

- Aleksandr Blok , Collected works in eight volumes, Moscow, Khudozhestvennaya Literatura ("belles-lettres") state publisher, 1962.
- Aleksandr Blok , Collected works in six volumes, Leningrad , Khudozhestvennaya Literatura, 1962.
- Дмитрий Губин , Игра во время затмения, журнал «Огонек», №26, июнь 1990 г.
- Энциклопедия русской эстрады, под ред. Уварова , XX век, Москва, Роспен, 2000.
- В. Орлов , Жизнь Блока, Москва, Центрполиграф, 2001.
- Михаил Савояров , Песни и куплеты автора-исполнителя. Петроград, Евтерпа, изд.1,2, 1914-1915.
- Михаил Савояров , Песни: куплеты, пародии, дуэты. Петроград, Евтерпа, изд.3, 1915.
- Михаил Савояров , «Из-за дам» (ноты изданы), «Экономика», Петроград, 1914.
- Михаил Савояров , «Пьяная луна» (нотное издание), Евтерпа, Петроград, 1915.
- Михаил Савояров , Трубачи (изданная нота), Евтерпа, Петроград, 1916.
- Виктор Шкловский , «Письменный стол» // В. Б. Шкловский, «Гамбургский отчет»: статьи, воспоминания, очерки (1914–1933), Москва, издательство «Советский писатель», 1990.
- Н. Синев , В жизни и в разнообразии, Киев , 1983.
- Г.Териков , Актуальные песни в Варьете, Москва, 1987.
- Solomon Volkov , History of Saint Petersburg culture, Moscow, EKSMO, 2008.
- Соломон Волков , тр. Буи, Антонина В. , Санкт-Петербург: История культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995). ISBN 0-02-874052-1 . и
- Разнообразие в России, XX век: Энциклопедия, под ред. Уварова , Москва, ОЛМА-пресс, 2004.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дмитрий Губин, Игра во время затмения, журнал «Огонёк» №26, июнь 1990, стр.26-27, ISSN 0131-0097 ru
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час ред. Уварова (2000). Энциклопедия русской эстрады, XX век . Москва: «Роспен».
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б с Энциклопедия эстрады и цирка, ru
- ^ SovLit, Poeticheskaya Kniga (Collection of poetry), 1900-1955, ru [1]
- ^ Александр Блок (1962). «Собрание сочинений в восьми томах», т.8-доп . Москва: Государственное издательство «Художественная литература». п. 260.
- ^ Aleksandr Blok (1982). "Collected works in six volumes", vol.5 . Leningrad : Khudozhestvennaya Literatura. p. 247.
- ^ В.Н.Орлов (2001). Жизнь Блока . Москва: Центрполиграф. п. 544. ИСБН 5-227-01463-9 .
- ^ Jump up to: а б Соломон Волков (2008). История петербургской культуры . Москва: ЭКСМО. стр. 305–306. ISBN 978-5-699-21606-2 .
- ^ [2] Виктор Шкловский «Письменный стол» // В. Б. Шкловский, «Гамбургский отчет»: статьи, воспоминания, очерки (1914-1933), Москва, Советский писатель , 1990. ISBN 5-265-00951-5 , ISBN 978-5-265-00951-7 .
- ^ Mikhail Savoyarov (ru)
- ^ [3] Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine // Энциклопедия кино, Био ру.
Залоги
[ редактировать ]- 1876 рождений
- 1941 смертей
- Композиторы Российской Империи.
- Актеры-мужчины из Москвы.
- Музыканты из Санкт-Петербурга
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Актеры-мужчины из Российской Империи
- Советские авторы песен
- Актеры-мужчины из Санкт-Петербурга.
- Советские актеры-мужчины
- Советские певцы-мужчины
- Музыканты из Москвы
- Советские композиторы-мужчины
- советский поэт
- Советские писатели-мужчины
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Писатели из Москвы.
- Советские мирные жители, погибшие во Второй мировой войне
- Смерти от немецких авиаударов во время Второй мировой войны