Jump to content

Mikhail Savoyarov

Михаил Савояров открытка (1912 г.)

Михаил Савояров ( русский : Михаи́л Никола́евич Савоя́ров , Михаил Николаевич Савояров ) (18 ноября [ OS 30 ноября] 1876, Москва — 4 августа 1941, Москва) — русский шансонье , композитор, поэт, комический актёр и мим . В первой четверти 20 века он был известным сатирическим певцом и автором песен. Пик его популярности пришелся на годы войны (1914–1917), когда его стали называть «Королем чудаков» . [ 1 ] Это было также время, когда он подружился с Александром Блоком . [ 2 ] Учитывая, что период его наибольшей популярности пришелся почти на тот же период, что и краткий период переименования столицы, Савоярова можно назвать петроградским художником в строгом смысле этого слова.

Биография

[ редактировать ]

Михаил Николаевич Савояров (Соловьев) родился 30 ноября 1876 года в Москве. В детстве он не получил музыкального образования. Он учился играть на скрипке без учителя, также брал частные уроки. В конце 1890-х годов Савояров переехал в Петербург , начал работать скрипачом в частном оперном театре , а затем в Дворцовом театре . В репертуар этих театров входили в основном оперетты , что повлияло на его стиль. Савояров дебютировал на сцене в роли опереточного тенора- комика, случайно подменив больного актера. Он имел успех, хотя и не грандиозный. Имея независимый характер, вскоре он ушел из театра и начал жить за свой счет. С 1905 года его видели играющим в музыкальных одиночных труппах (так называемых «капеллах»), русских , украинских , цыганских или псевдофранцузских , которые были в моде и приносили прибыль. [ 2 ]

В 1905 году Савояров начал сочинять и исполнять злободневные песни, положенные сначала на музыку оперетт или народных песен, а затем на собственные мелодии . Поэтический и музыкальный талант продвинули его как певца и автора песен. В его репертуаре входили в основном песни и тролли в сопровождении фортепиано, скрипки, танцев, пантомимы и эксцентричной игры, часто переходящей в наглые выходки и шутовство . [ 3 ] Примечательно, что манера его игры совпадает с фамилией Савояров, происходящей от французского слова savoyard, что означает бродячий музыкант, трубадур из Савойи .

В 1907 году Савояров имел успех на ярмарке в Нижнем Новгороде , где выступал вместе со своей первой женой Ариадной Азагариной . Ранее она была известна в одиночных шоу-компаниях как певица французского кабаре . Выступая «франко-русским дуэтом », они имели репертуар , состоявший из комических и сатирических сцен, включающих пение, танцы, переодевания и перевоплощения с использованием театральных костюмов , грима, мизансцен и даже декораций. [ 2 ]

Михаил Савояров открытка (1914 г.)

В 1914 году Савояров опубликовал первый сборник текстов собственного сочинения и вступил в Общество драматургов и композиторов. В 40 лет он написал свои лучшие песни и достиг пика своей славы. Любимый персонаж Савоярова — фланер великосветский , денди , мещанин , завсегдатай низких кабаков в помятом или хорошо отутюженном фраке, в цилиндре или котелке, с тростью в руке и хризантемой в петлице . [ 3 ] Иногда Савояров пользовался и маской преступника и для таких случаев сочинял специальные злободневные песни. Один из них представил автора: «Я вор, этим горжусь, и меня зовут Савояров». Игра «самого себя» на сцене характерна для его творчества.

Были времена, когда его ограниченная популярность как сатирика и юмориста тяготила Савоярова, пытавшегося преодолеть жанровый барьер высокой поэзии такими произведениями, как драматическая мелодекламация « Слава русской женщине» (военно- патриотического характера) или драматическая мелодекламация «Слава русской женщине» (военно-патриотического характера). сцена , которая смерти Авиатора , однако, не имела большого успеха. [ 2 ]

Популярность Савоярова достигла своего пика к 1916–1917 годам. Его юмористические злободневные песни, такие как «Кисанка, Гуляла, Спасибо доброе, Наша культура, Из-за дам». [ 4 ] были переизданы много раз и были очень популярны, как и эксцентричная сцена «Луна, о луна, ты правда пьяна?» его пели буквально все [ нужна ссылка ] в Петрограде . [ 2 ] бесчисленные куплеты « Нашей культуры» Особенно большой успех имели . Многие актеры включали их в свой репертуар с согласия автора, а также неоднократно «воровали» их. Укоризненный припев этой песни («Вот плоды просвещения, вот наша культура!») был использован разными авторами для создания обновленных версий конца 1920-х годов. [ 2 ]

В 1915–1917 годах многие злободневные песни Савоярова отличались сатирическими и политическими шутками. Поэтому не все из них публиковались, постоянно подвергаясь цензуре и сокращаясь в количестве куплетов .

Во время войны Савояров познакомился с Александром Блоком посещал его концерты в кинотеатрах и кафе «Шантант» . , который в 1914–1918 годах десятки раз [ 5 ] Иногда Блок приводил на сцену актеров, которые читали его стихи и пьесы. Так, в 1918 году он настойчиво показывал спектакли Савоярова своей жене Л. Д. Менделеевой-Блок , чтобы она «переняла» его эксцентричную манеру (для чтения стихотворения « Двенадцать »). Всеволод Мейерхольд посещал концерты Савоярова и во время работы над спектаклем «Балаганчик» Кукольный спектакль»). Савоярова По словам Блока, «Балаганчик» был «намного лучше нашего». [ 1 ] Вот одна из его заметок по этому поводу, которую Блок написал в своих журналах:

"... Люба наконец увидела рядом с нами Савоярова, который гастролирует в миниатюре. — Зачем мерить граммы таланта александрийцев , которые всегда выступают после обеда и перед ужином, если есть настоящее искусство в "миниатюре"?..." [ 6 ]

Aleksandr Blok, sketchbooks (20 March 1918).
Михаил Савояров в роли преступника, открытка (1915 г.)

Сам Блок «Двенадцать» не читал, потому что у него это плохо получалось. Обычно чтение стихотворения проводила его жена. Однако, по мнению зрителей, слушавших «Двенадцать» в исполнении Любови Дмитриевны, у нее это получилось плохо, впав в плохой театрализм. Крупная женщина с массивными руками, обнаженными почти до плеч, металась по сцене, драматично крича и жестикулируя, садясь и снова вскакивая. Некоторым зрителям показалось, что Блок тоже не любит слушать чтение Любови Дмитриевны. Но вряд ли это было правдой, потому что Блок все время давал ей советы и показывал, как нужно читать стихотворение. Поэтому он возил Любовь Дмитриеву на концерты Савоярова. Видимо, Блок считал, что стихотворение «Двенадцать» должно быть прочитано именно в такой грубой и эксцентричной манере, как это сделал Савояров, играя роль петербургского преступника . Однако сам Блок не умел и не научился декламировать. Для этого ему придется стать, как он выразился, Сам «эстрадный поэт и исполнитель сатирических песен» . [ 7 ]

Савояров не оставил его без ответа. Специально для знаменитого гостя своих концертов он написал несколько пародийных стихов, имитируя «с тонкой иронией » Блока самые популярные строки или интонации (например: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» превратилась в «Магазин. толпа. Низкая цена») . Зная, что Блок находится в зале, Савояров всегда исполнял для него такие сатирические песни. Живой диалог двух поэтов во время концерта восхитил публику . [ нужна ссылка ]

Как и Блок, Савояров пытался сотрудничать с новым режимом в первые годы после Октябрьской революции . возглавлял Петроградский Три года союз артистов эстрады. Однако затем его вытеснили «настоящие» пролетарские актеры. В 1920-е годы Савояров стремился быть актуальным, обращаясь к новым советским темам, продолжал писать и выступать. Среди песен, исполненных его второй женой, артисткой Еленой Никитиной (1899–1973), наибольшим успехом пользовались оперетта « Песня «Пролетарий»» любовную песню « и пародия на Ты все та же» , в которой декадентские интонации Вертинского . высмеивались [ 2 ]

Савояров продолжал давать концерты по всему СССР вплоть до 1930 года. Ему на тот момент было за 50. В его репертуаре того времени есть сатирические песни «Что за дело!» (в чарльстонском бите), монологи в жанре «Райок» (рифмованные юмористические «ток-шоу», особый вид рифмованной прозы) типа « Ты говоришь, мы далеко идём»; Хочу полюбить весь мир (1925), музыкальный фельетон "Пластинки, большое дело!" (1929), пародийная песня «Кирпичики и другие». Однако Савоярову не удалось повторить свой петроградский успех 1915 года. [ 3 ]

К началу 1930-х годов Савояров перестал давать концерты. Политическая ситуация в стране замерла, образовались социалистические объединения творческих профессий, самостоятельная организация концертов стала невозможной. Партия большевиков не приветствовала эксцентриков, в частности сатирических.

В 1933 году Савояров переехал из Ленинграда в Москву, где и прожил оставшиеся 7 лет своей жизни. Он умер (или был убит?) через полтора месяца после начала войны с Германией . 4 августа 1941 года Михаил Савояров скончался от разрыва сердца во время бомбардировки подъезда дома 43 по Лесной улице. Он не стал бы прятаться в бомбоубежище во время воздушных налетов .

Художественное влияние

[ редактировать ]
Михаил Савояров открытка (1913 г.)

Савояров первым на российской музыкальной сцене продемонстрировал собственную эксцентричную манеру исполнения, отличную от цирковой или театральной. В 1910-е годы успех и влияние сопровождаются «музыкальными концертами» Игоря Северянина, а также стихами в сопровождении Михаила Кузьмина . Однако именно на Александра Блока больше всего повлияла эксцентричная манера художника и даже поэта Савоярова. Наиболее ярко это проявляется в его послереволюционных произведениях. По мнению академика Шкловского, стихотворение «Двенадцать» мало кто понял и осудил, потому что все привыкли воспринимать Блока только всерьез. [ 8 ] «Двенадцать» — изображение преступного революционера Петрограда, которого Шкловский сравнивал с Медным всадником Пушкина , — приобрело совершенно новые образы :

«... Двенадцать — ироническое произведение. Оно написано даже не народным стишком, а «блестящим» языком. Савояровский . стиль уличных троллей» [ 9 ]

— ( Виктор Шкловский , Гамбургский отчет: статьи , воспоминания, очерки (1914-1933).

Шкловский рассказал о песнях Савоярова в «рваном жанре», исполняя которые он выходил на сцену в костюме преступника. Джордж Баланчин , хореограф , навсегда запомнил Савоярова, исполняющего блатные песни: «Алёша, ша! – на полтона пониже, хватит врать» [ 8 ] Такая преступная атмосфера в поэме «Двенадцать» царит в Петрограде, страшном городе снежной зимы 1918 года.

Савояров ввел в обиход музыкальные пародийные песни (или отклики) других авторов. Самыми известными из них были «Дитя, не спеши» (ответ на Михаила Кузьмина « романс Дитя и роза») и «Ты все та же» (пародия на романс Вертинского « Твои пальчики пахнут ладаном») . Часто во время своих концертов 1920-х годов Савояров менял костюмы , гримировался и исполнял вторую партию под именем (и маской) «художника Валентинского » . Это сослужило добрую службу Вертинскому , о котором не забыли в период его иммиграции .

Легкая манера Савоярова петь, жестикулировать, постоянно перемещаться по сцене и играть на скрипке произвела глубокий эффект. По манере Савоярова в 1920-30-е годы на скрипке начал выступать его ученик, певец сатирических песен Григорий Красавин , первый исполнитель знаменитых « Бубликов » Якова Ядова .

Юрий Ханон , Санкт-Петербург , 2008 год.

В 1930-е годы и в Ленинграде , и в Москве многие художники учились у Савоярова. Среди наиболее известных учеников того периода Аркадий Райкин выделяется . Сегодня мало кто помнит, что в 1930-е годы Райкин начинал не как декламатор и сатирик , а как музыкальный эксцентрик и танцор- мим , и что первая известность и звание лауреата Всесоюзного пришли конкурса артистов эстрады к нему благодаря танцам и танцам. имитировать номера Чаплина и Мишки .

Это было также время, когда Александр Менакер многому научился у Савоярова. Его школу эксцентрики можно различить в Андрея Миронова исполнительской манере , сына Менакера, и в музыкальных партиях молодого Константина Райкина . Одну из песен Савоярова 1915 года (сельская сцена " Трубачи") исполняет Андрей Миронов в фильме Эльдара Рязанова ("О бедном гусаре замолвите слово", 1981) Замолвите слово бедному гусару ("...по деревне бегут мальчишки" девицы, бабы, дети, как рой саранчи, трубят трубачи»). [ 10 ] Музыку к этому номеру переписал композитор Андрей Петров , но слова Савоярова остались прежними.

Пожалуй, самым очевидным творческим влиянием Михаила Савоярова можно считать его внука, композитора, лауреата «Европейского Оскара» 1988 года , а также гениального писателя и художника, работавшего под псевдонимом Юрий Ханон . [ 11 ] Эксцентричный Михаил Савояров, возможно, нашел в нем свое новое воплощение... отчасти философское и академическое. Внучка еще одного короля эксцентриков Татьяна Савоярова также известна как художница-эксцентрик (отчасти сюрреалистка и насмешница).

Художественный стиль Савоярова отличали прелести «очень живого» исполнения, естественная музыкальность, пластичность, тонкие нюансы, сильная способность к трансформации, умение раскрывать текст и подтекст, дополняя пение танцевальными и мимическими сценками. [ 2 ] У такого выступления есть один недостаток: его нужно видеть и слушать лично . В архивах не сохранилось ни граммофонных записей , ни фрагментов фильмов. Единственное наследие Савоярова осталось — это опубликованная музыка, фотографии и сборники стихов.

Литература

[ редактировать ]
Савояров, «Пьяная луна» (издана нотная обложка), Петроград, 1915 г.
Савояров, «Ты все тот же» (опубликована обложка), Петроград, 1921 г.
  • Aleksandr Blok , Collected works in eight volumes, Moscow, Khudozhestvennaya Literatura ("belles-lettres") state publisher, 1962.
  • Aleksandr Blok , Collected works in six volumes, Leningrad , Khudozhestvennaya Literatura, 1962.
  • Дмитрий Губин , Игра во время затмения, журнал «Огонек», №26, июнь 1990 г.
  • Энциклопедия русской эстрады, под ред. Уварова , XX век, Москва, Роспен, 2000.
  • В. Орлов , Жизнь Блока, Москва, Центрполиграф, 2001.
  • Михаил Савояров , Песни и куплеты автора-исполнителя. Петроград, Евтерпа, изд.1,2, 1914-1915.
  • Михаил Савояров , Песни: куплеты, пародии, дуэты. Петроград, Евтерпа, изд.3, 1915.
  • Михаил Савояров , «Из-за дам» (ноты изданы), «Экономика», Петроград, 1914.
  • Михаил Савояров , «Пьяная луна» (нотное издание), Евтерпа, Петроград, 1915.
  • Михаил Савояров , Трубачи (изданная нота), Евтерпа, Петроград, 1916.
  • Виктор Шкловский , «Письменный стол» // В. Б. Шкловский, «Гамбургский отчет»: статьи, воспоминания, очерки (1914–1933), Москва, издательство «Советский писатель», 1990.
  • Н. Синев , В жизни и в разнообразии, Киев , 1983.
  • Г.Териков , Актуальные песни в Варьете, Москва, 1987.
  • Solomon Volkov , History of Saint Petersburg culture, Moscow, EKSMO, 2008.
  • Соломон Волков , тр. Буи, Антонина В. , Санкт-Петербург: История культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995). ISBN   0-02-874052-1 . и
  • Разнообразие в России, XX век: Энциклопедия, под ред. Уварова , Москва, ОЛМА-пресс, 2004.
  1. ^ Jump up to: а б Дмитрий Губин, Игра во время затмения, журнал «Огонёк» №26, июнь 1990, стр.26-27, ISSN 0131-0097 ru
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час ред. Уварова (2000). Энциклопедия русской эстрады, XX век . Москва: «Роспен». {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  3. ^ Jump up to: а б с Энциклопедия эстрады и цирка, ru
  4. ^ SovLit, Poeticheskaya Kniga (Collection of poetry), 1900-1955, ru [1]
  5. ^ Александр Блок (1962). «Собрание сочинений в восьми томах», т.8-доп . Москва: Государственное издательство «Художественная литература». п. 260.
  6. ^ Aleksandr Blok (1982). "Collected works in six volumes", vol.5 . Leningrad : Khudozhestvennaya Literatura. p. 247.
  7. ^ В.Н.Орлов (2001). Жизнь Блока . Москва: Центрполиграф. п. 544. ИСБН  5-227-01463-9 .
  8. ^ Jump up to: а б Соломон Волков (2008). История петербургской культуры . Москва: ЭКСМО. стр. 305–306. ISBN  978-5-699-21606-2 .
  9. ^ [2] Виктор Шкловский «Письменный стол» // В. Б. Шкловский, «Гамбургский отчет»: статьи, воспоминания, очерки (1914-1933), Москва, Советский писатель , 1990. ISBN   5-265-00951-5 , ISBN   978-5-265-00951-7 .
  10. ^ Mikhail Savoyarov (ru)
  11. ^ [3] Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine // Энциклопедия кино, Био ру.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d41ce2c31a02335d625dbfa9ffa8306d__1705640280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/6d/d41ce2c31a02335d625dbfa9ffa8306d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Savoyarov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)